Рабочая программа учебного курса по биологии для 8 класса.
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» авторов Н.И. Сонина // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2010, полностью отражающей содержание Примерной программы. Согласно действующему базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_8_klass.docx | 39.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Вязовое Долгоруковского района Липецкой области
« Рассмотрено заседании ШМО» Руководитель ШМО ----------------Вдовченко Е.П. Протокол № ___от | « Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ ООШ с. Вязовое ________Старых Т.Н. «__»__________20__г. | «Утверждаю Директор МБОУ ООШ с. Вязовое _______Белолипецких А.В. Приказ №___от «__»_____20__г. |
Рабочая программа
учебного курса по биологии
для 8 класса.
Составитель: Зарочинцева Татьяна Сергеевна.
Должность : учитель химии и биологии.
Категория : первая
Год составления : 2014-2015.
I.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» авторов Н.И. Сонина // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2010, полностью отражающей содержание Примерной программы. Согласно действующему базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие чловека, наследственные и приобретенные качества личности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе: Сонин Н.И Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек » - М.: Дрофа, 2010.В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и (или) отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
II.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(68часов, 2 часа в неделю)
Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Тема 2. Происхождение человека (2 часа)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
■ Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (3 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.
Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
■ Демонстрация схем систем органов человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей*.
Распознавание на таблицах органов и систем органов*.
Тема 5. Координация и регуляция (11 часов)
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
- Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
- Лабораторные и практические работы
Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.
Изучение изменения размера зрачка*.
Тема 6. Опора и движение (7 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
■ Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения костей*.
Измерение массы и роста своего организма*.
Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.
Тема 7. Внутренняя среда организма (4 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.
Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.
Лабораторная работа
Изучение микроскопического строения крови*.
Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
■ Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления*.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.
Тема 9. Дыхание (4 часов)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
■ Практическая работа
Определение частоты дыхания*.
Тема 10. Пищеварение (5 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
■ Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*.
Определение норм рационального питания*.
Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 12. Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
■ Демонстрация модели почек.
Тема 13. Покровы тела (3 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 15. Высшая нервная деятельность (7 часов)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 16. Человек и его здоровье (8 часа)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
■ Лабораторные и практические работы
Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*.
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье
III.Учебно-тематический план
Название темы | Количество часов |
Тема 1. Место человека в системе органического мира | 2 |
Тема 2. Происхождение человека | 2 |
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма Человека | 1 |
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека | 3 |
Тема 5. Координация и регуляция | 11 |
Тема 6. Опора и движение | 7 |
Тема 7. Внутренняя среда организма | 4 |
Тема 8. Транспорт веществ | 4 |
Тема 9. Дыхание | 4 |
Тема 10. Пищеварение | 5 |
Тема 11. Обмен веществ и энергии | 2 |
Тема 12. Выделение | 2 |
Тома 13. Покровы тела | 3 |
Тема 14. Размножение и развитие | 3 |
Тема 15. Высшая нервная деятельность | 7 |
Тема 16. Человек и его здоровье | 8 |
ИТОГО | 68 |
IV.Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны знать:
Базовый уровень
– основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение);
– особенности строения и жизнедеятельности клетки;
– особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов;
– биологический смысл разделения функций и органов;
– как обеспечивается целостность организма;
– интегрирующую функцию кровеносной, нервной и эндокринной систем органов;
– о внутренней среде организма и способах поддержания ее постоянства (гомеостаза);
– как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире и какую роль в этом играют высшая нервная деятельность и органы чувств;
– о биологическом смысле размножения и причинах естественной смерти;
– о строении и функциях органов размножения;
– элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека;
– элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека; о темпераменте, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле;
– основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
– приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, кровотечениях.
Учащиеся должны уметь:
Базовый уровень
– находить взаимосвязи тканей, органов и систем органов при выполнении ими разнообразных функций;
– соблюдать правила гигиены, объяснять влияние физического труда и спорта на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания, объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков;
– оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах;
– пользоваться медицинским термометром;
– объяснять наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;
– готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы.
V.Литература
Для учителя
Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология/учебник. Человек.
В. С. Кучменко. Программно-методические материалы: Биология.
Г. И. Лернер. ГИА.Биология: Сборник заданий. М.: Эксмо, 2009 г.
Т. В. Козачек. Биология. 8 класс: поурочные планы. Волгоград, 2009
Для ученика.
Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология/учебник. Человек.
Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология. Человек. Рабочая тетрадь. 8 класс. М.: Дрофа, 2010.
VI.Приложение
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема урока | Лабораторные работы | Дата План. Факт. | ||
Человек как биологический вид | |||||
1 | Место человека в системе органического мира | ||||
2 | Особенности человека | ||||
Происхождение человека | |||||
3 | Происхождение человека. Этапы его становления | ||||
4 | Расы человека. Их происхождение и единство | ||||
Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека | |||||
5 | История развития знаний о строении и функциях организма человека | ||||
Общий обзор организма человека | |||||
6 | Клеточное строение организма | Л.р. №1 «Строение животной клетки | |||
7 | Ткани и органы | Л.р. №2 «Ткани» | |||
8 | Органы. Системы органов. Организм | ||||
Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности | |||||
9 | Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности | ||||
10 | Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения | ||||
Нервная система | |||||
11 | Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы | ||||
12 | Спинной мозг | ||||
13 | Строение и функции головного мозга | Л.р. №3 «Изучение головного мозга человека » | |||
14 | Полушария большого мозга | ||||
15 | Зачет по темам : « Координация и регуляция» | ||||
Анализаторы | |||||
16 | Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор | Л.р № 4 «Изучение изменения размера зрачка» | |||
17 | Анализаторы слуха и равновесия | ||||
18 | Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус | ||||
19 | Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость, обобщение знаний об органах чувств и анализаторах | ||||
Опора и движение | |||||
20 | Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение | ||||
21-22 | Строение, свойства костей, типы их соединений | Л.р. №5 «Свойства декальцинированной и прокаленной костей. Хим. состав костей» | |||
23 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей | ||||
24 | Мышцы, их строение и функции | ||||
25 | Работа мышц | Л.р.№6 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц» | |||
26 | Контрольная работа по темам : «Анализаторы. Опора и движение | ||||
Внутренняя среда организма | |||||
27 | Внутренняя среда организма и ее значение | ||||
28 | Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции | Л.р.№8 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки» | |||
29 | Иммунитет | ||||
30 | Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор | ||||
Транспорт веществ | |||||
31 | Органы кровообращения | ||||
32 | Работа сердца | Л.р№9 «Измерение кровяного давления» | |||
33 | Движение крови и лимфы по сосудам | Л.р.№10 «Подсчет пульса в разных условиях» | |||
34 | Тестирование по теме : Транспорт веществ» | ||||
Дыхание | |||||
35 | Строение органов дыхания | ||||
36-37 | Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция | П.р № 11 «Определения частоты дыхания» | |||
38 | Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения | ||||
Пищеварение | |||||
39 | Пищевые продукты и питательные вещества | ||||
40 | Пищеварение в ротовой полости | ||||
41-42 | Пищеварение в желудке и кишечнике | Л.р.№12 «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал» | |||
43 | Зачет по темам : « Дыхание. Пищеварение» | Л.р № 13 «Определение норм рационального питания» | |||
Обмен веществ и энергии. Витамины. | |||||
44 | Обмен веществ | ||||
45 | Витамины | ||||
Выделение | |||||
46 | Выделение. Строение и работа почек. | ||||
47 | Заболевания почек, их предупреждение | ||||
Покровы тела | |||||
48 | Строение и функции кожи | ||||
49 | Роль кожи в терморегуляции организма | ||||
50 | Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви | ||||
Размножение и развитие | |||||
51-52 | Половая система человека | ||||
53 | Возрастные процессы | ||||
Высшая нервная деятельность | |||||
54 | Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни | ||||
55 | Торможение, его виды и значение | ||||
56 | Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна | ||||
57 | Сознание и мышление. Речь | ||||
58 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Память | ||||
59 | Типы нервной системы | ||||
60 | Тестирование по темам « Размножение. ВНД.» | ||||
Человек и его здоровье | |||||
61 | Здоровье и влияющие на него факторы Оказание первой доврачебной помощи | Л.р.№14 «Изучение приемов остановки кровотечений» | |||
62 | Вредные привычки | ||||
63 | Заболевания человека | ||||
64 | Двигательная активность и здоровье человека | ||||
65 | Гигиена человека | ||||
66-67 | Обобщение знаний | ||||
68 | Итоговое тестирование | ||||
69-70 | Обобщающее повторение по курсу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса геометрии 10 класс
Рабочая программа по геометрии для 10 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, на осно...
Рабочая программа курса алгебра 9 класс
Рабочая программа и КТП составлена на 136 часов в год( 4часа в неделю)...
Рабочая программа курса геометрии 9 класс
Рабочие программы основного общего образования по алгебре составлены на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной прог...
Рабочая программа курса геометрии 9 класс
Рабочие программы основного общего образования по алгебре составлены на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной прог...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа курса "Биология" для классов СПО
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ.На изучение курса биологии в соответствии с учебным планом колледжа выделено 78 часо...
Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...