Рабочая программа к учебному курсу «Биологии 6-9 классов»
рабочая программа по биологии на тему

 

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение « Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Принято                                                                                                                                                  Утверждаю

методическим                                                                                                                                   директор школы

объединением учителей                                                                                                            ________________А.М. Балин

Протокол от «__» __________2014г №__                                                                              «__» ____________2014г №__

Рабочая программа

к учебному курсу «Биологии 6-9 классов»

учителя Харитоновой Лидии Владимировны

На 2014-2015 учебный год

        с. Горки

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.

Преподавание биологии в коррекционной школе VIII вида должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно – следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на неё.

Биология как учебный предмет в коррекционной школе VIII вида включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7класс), «Животные» (8класс) и «Человек» (9 класс).

По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Основными задачами преподавания биологии являются:

- сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы;

- формирование правильного понимания природных явлений в жизни растений и животных;

- проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе;

- первоначальное ознакомление с приёмами выращивания некоторых растений и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;

- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

В 6 классе («Неживая природа») учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы. Предлагаемая рабочая программа и тематическое планирование ориентированная на учебники: Королева Н.В. Естествознание. Неживая природа. 6 кл.: учебник для специальных (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида/Н.В. Королева, Е.В. Макаревич. – М.: Гуманитар.из.центр ВЛАДОС, 2007. – 175.: - (Специальная (коррекционная) школа VIII вида).

В разделе «Растения»(7класс) включены элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивания и использования наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растений.

В разделе «Животные»(8класс) учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни. Предлагаемая рабочая программа и тематическое планирование ориентированная на учебное издание Никишова А.И., Теремова А.В. учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва «Просвящение» 2006.

В разделе «Человек»(9класс) предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания. При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности.

Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. В программе основными принципами являются принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Методы:        

Словесные - рассказ, объяснение, беседа

Наглядные - наблюдение, демонстрация

Методы изложения новых знаний      

Методы повторения, закрепления знаний    

Методы применения знаний

Методы контроля

Занятия проводятся в классно урочной форме.

Типы уроков:

Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)

Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)

Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) 

Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок) 

Комбинированный урок

Для контроля ЗУНов воспитанников применяются тестовые, контрольные, срезовые, самостоятельные работы. В курс вошло 2 (два) урока проверки контроля знаний, на тестовые, срезовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке.  

Настоящая программа рассчитана на воспитанников 6-9 классов. Срок реализации настоящей программы 4 учебных года. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).  На курс отведено 62 академических часов, 2 часа в неделю. Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% воспитанников испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. 

6 класс

Неживая природа (62ч в год, 2 ч в неделю)

Учебно – тематическое планирование

Тема раздела

часы

Из них

практических работ

Из них экскурсии

1

Введение. Природа

5

2

Вода

14

5

1

3

Воздух

13

4

1

4

Полезные ископаемые

18

6

1

5

Почва

12

5

1

Всего:

62

20

4

Введение. Живая и неживая природа. Земля – планета, на которой мы живем. Для чего нужно изучать неживую природу. Наблюдение твердых, жидких и газообразных тел в природе.

Вода. Вода в природе. Непостоянство формы и текучесть воды. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. Термометр и измерение температуры. Практическая работа: Измерение температуры воды. Свойства воды при замерзании. Превращение воды в пар при нагревании. Свойства воды растворять некоторые твердые вещества.

Нерастворимые в воде вещества. Вода прозрачная и мутная. Водные растворы: минеральная, морская и питьевая вода.

Использование воды в быту и хозяйстве человека. Ценность воды и необходимость бережного отношения к ней.

Демонстрация опытов

Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. Растворение соли, сахара вводе. Очистка мутной воды. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды. Расширение воды при замерзании.

Практические работы

П.р.№1 Измерение температуры воды.

Воздух. Что такое воздух? Его свойства. Упругость воздуха. Теплопроводность воздуха. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Движение воздуха. Состав воздуха. Кислород и его свойства. Значение кислорода в природе и в жизни человека. Углекислый газ и его свойства. Значение воздуха и борьба за его чистоту. Движение воздуха (экскурсия).

Демонстрация опытов

Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва). Воздух занимает объем. Воздух упругий. Воздух — плохой проводник тепла. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и обратно.

Наблюдение за отклонением пламени свечи. Получение кислорода и демонстрация его свойства поддерживать горение. Получение углекислого газа и демонстрация его свойства не поддерживать горение.

Полезные ископаемые. Разнообразие полезных ископаемых. Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Горючие полезные ископаемые. Торф. Каменный уголь. Нефть. Природный газ. Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений. Калийная соль. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы. Их свойства и получение. Цветные металлы. Их свойства и получение. Распознавание черных и цветных металлов по образцам. Полезные ископаемые (экскурсия)

Демонстрация опытов

Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоемкости торфа и хрупкости каменного угля. Определение растворимости и нерастворимости калийной соли, фосфоритов. Определение свойств черных и цветных металлов: упругости, пластичности, хрупкости, теплопроводности.

Практические работы

П.р.№2 Работа с картой «Полезные ископаемые России».

П.р.№3 «Распознавание черных и цветных металлов по образцам».

Почва.  Почва – верхний плодородный слой земли. Почвенные обнажения (экскурсия). Главная часть почвы – перегной. Неорганическая часть почвы – песок, глина, минеральные соли. Песчаные, глинистые и черноземные почвы. Почвы родного края. Обработка почвы. Обработка почвы на школьном участке. Значение почвы для народного хозяйства. Необходимость бережного отношения с ней

Демонстрация опытов

Выделение воздуха и воды из почвы. Выделение песка и глины из почвы. Выпаривание минеральных солей из водной вытяжки. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.

Практические работы 

П.р.№4 Определение типов почв.

Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

• отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

• некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло; текучесть воды и движение воздуха.

Учащиеся должны уметь:

• обращаться с простым лабораторным оборудованием;

• определять температуру воздуха, воды;

• проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

6 класс

Введение. Природа – 5 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Введение

1

Знакомство с учебником

Развитие познавательной деятельности

Рассказ-беседа

2

Природа живая и неживая

1

Расширение словарного запаса

Природа, живая, неживая

Беседа на основе знаний, наблюдений

3

Земля-планета, на которой мы живем

1

Обучение сравнению

Планета, звезда

Рассказ-беседа

4

Для чего нужно изучать неживую природу

1

Коррекция процессов анализа и синтеза

Рассказ-беседа

5

Наблюдение твердых, жидких и газообразных тел в природе.

1

Экскурсия

Развитие познавательной деятельности

Беседа на основе знаний, наблюдений

Вода – 14 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Вода в природе

1

Коррекция памяти, внимания

Жидкость, тело, вещество

Рассказ на основе наблюдений

2

Непостоянство формы и текучесть воды

1

Определение текучести воды

Умение наблюдать, сравнивать

Текучесть, непостоянство

Проведение опыта

3

Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении

1

Умение наблюдать, характеризовать

Расширение, сжатие

Проведение опыта

4.5

Термометр и измерение температуры воды

2

Измерение температуры воды, используемой для мытья посуды

Развитие познавательного интереса

Термометр

Проведение опыта

6

Свойства воды при замерзании

1

Уточнение и обогащение словарного запаса

Айсберг, хрупкий

Рассказ по ранее составленному плану

7

Превращение воды в пар при нагревании

1

Обогащение словарного запаса

Газообразное состояние, испарение

Проведение опыта

8

Свойство воды растворять некоторые твердые вещества

1

Растворение соли, сахара в воде

Коррекция речи, памяти

Растворимые, нерастворимые, раствор, насыщенный

Проведение опыта

9

Нерастворимые в воде вещества

1

Коррекция познавательной деятельности

Мутная

Проведение опыта

10

Вода прозрачная и мутная

1

Очистка мутной воды

Развитие познавательного интереса

Проведение опыта

11

Водные растворы: минеральная, морская и питьевая

1

Выпаривание солей из морской питьевой и морской воды

Развитие навыков анализа и синтеза

Минеральная, морская, природный, раствор

Проведение опыта

12

Использование воды в быту и хозяйстве человека

1

Развитие познавательного интереса

Фильтр, роса, туман, круговорот

Рассказ-беседа

13

Ценность воды и необходимость бережного отношения к ней

1

Развитие навыков анализа и синтеза

Промышленность, хозяйство, охрана

Рассказ-беседа

14

Повторение

1

Тестирование

Определение уровня обученности

Воздух – 13 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Что такое воздух? Его свойства

1

Обнаружение воздуха в пористых телах

Коррекция познавательной деятельности

Атмосфера, гидросфера

Рассказ на основе опытов

2

Упругость воздуха

1

Умение наблюдать

Упругий, сжатый

Работа с карточками

3

Теплопроводность воздуха

1

Умение сравнивать, характеризовать

теплопроводность

Рассказ-беседа

4

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении

1

Расширение и сжатие воздуха

Развитие познавательного интереса

Расширение, сжатие

Рассказ на основе наблюдений

5

Движение воздуха

1

Расширение словарного запаса

Движение

Рассказ по плану

6

Состав воздуха

1

Коррекция памяти, речи

Состав

Проведение опыта

7

Кислород и его свойства

1

Получение кислорода

Развитие познавательного интереса

Кислород, подушка

Проведение опыта

8

Значение кислорода в природе и в жизни человека

1

Коррекция памяти, внимания

Циркуляция, баллоны

Рассказ на основе наблюдений

9

Углекислый газ и его свойства

1

Обогащение словарного запаса

Газовая горелка, углекислый газ, огнетушитель

Проведение опыта

10

Значение воздуха и борьба за его чистоту

1

Коррекция познавательной активности

Техника

Рассказ на основе полученных знаний

11

Движение воздуха

1

Экскурсия

Рассказ на основе наблюдений

12.13

Повторение. Обобщение

2

Тестирование

Развитие навыков анализа и синтеза

Определение уровня обученности

Полезные ископаемые – 18 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Разнообразие полезных ископаемых

1

Обогащение словарного запаса

Ископаемые, запасы

Беседа с элементами рассказа

2.3

Полезные ископаемые, используемые в строительстве

2

Развитие познавательного интереса

Минералы, булыжник, гранит, полированный

Рассказ на основе знаний, наблюдений

4

Горючие полезные ископаемые

1

Определение некоторых свойств горючих

Умение сравнивать, наблюдать

Известняк, горючие, каменный

Рассказ с использованием таблиц, минералов

5

Торф

1

Коррекция памяти

Торф

Рассказ по плану

6

Каменный уголь

1

Хрупкость угля

Коррекция памяти, речи

Шахта, кокс, шахтеры.

Беседа с элементами рассказа

7

Нефть

1

Обогащение словарного запаса

Скважина, турбобур, нефтепровод

Рассказ по плану

8

Природный газ

1

Коррекция памяти, внимания

Газопровод, цистерна

Рассказ

9

Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений

1

Развитие познавательного интереса

Суперфосфат, рудник, фосфориты

Рассказ

10

Калийная соль

1

Определение растворимости калийной соли

Обогащение словарного запаса

Калийная

Проведение опыта

11.12

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов

2

Коррекция памяти, внимания

Руда, бокситы, медный колчедан

Определение уровня обученности

13

Черные металлы, их свойства и получение

1

Умение наблюдать, сравнивать

Домна, сплав, лава

Определение уровня обученности

14

Цветные металлы их свойства и получения

1

Различать изделия цветных металлов

Обогащение словарного запаса

Цветные металлы

Определение уровня обученности

15

Распознавание черных и цветных металлов по образцам

1

Умение наблюдать, сравнивать

Проведение опыта

16

Полезные ископаемые

1

Экскурсия

Определение уровня обученности

17

18

Повторение. Обобщение

2

Тестирование

Развитие навыков анализа и синтеза

Определение уровня обученности

Почва – 12часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Почва – верхний плодородный слой земли

1

Выделение воздуха и воды из почвы

Развитие умение переключать внимания

Почва

Уровень понимания

2

Почвенные обнажения

1

Экскурсия

Развивать мышление, наблюдательность

Почвенное обнажение

Умение наблюдать

3

Главная часть почвы - перегной

1

Коррекция познавательного интереса

Перегной-органическая часть почвы

Правильность применения терминологии

4

Неорганическая часть почвы-песок, глина, мин.соли

1

Обнаружение в почве песка и глины

Обогащение словарного запаса

Минеральные соли

Уровень понимания

5

Песчаные, глинистые и черноземные почвы

1

Выпаривание минеральных веществ из водяной вытяжки

Коррекция познавательного интереса

Испарение, состав, плодородие

Уровень сформированности связной речи

6

Почвы родного края

1

Обогащение словарного запаса

Уровень усвоения знаний

7

Обработка почвы

1

Вскапывание, боронование

Коррекция памяти

Боронование

Практические навыки

8.9

Обработка почвы на школьном участке

2

Посадка семян.

Практические навыки

10

Значение почвы для народного хозяйства

1

Коррекция мышления

Уровень усвоения знаний

11.12

Повторение. Обобщение

2

Тестирование

Определение уровня обученности

                

7 класс

Растения, бактерии, грибы (62ч в год, 2 ч в неделю)

Учебно-тематическое планирование

Тема раздела

Часы

Из них практических работ

Из них экскурсии

1

Введение. Растение вокруг нас

4

2

Общее знакомство с цветковыми растениями

Строение растения

3

3

Плоды

3

1

4

Семя

3

5

Корень

3

6

Лист

6

7

Стебель

4

8

Многообразие растительного мира

6

9

Однодольные покрытосеменные растения

8

4

10

Двудольные покрытосеменные растения

Пасленовые

4

11

Бобовые

3

12

Розоцветные

6

13

Сложноцветные

3

14

Уход за комнатными растениями

6

4

1

Всего:

62

12

2

Введение. Растения вокруг нас.  Разнообразие растений. Значение растений. Охрана растений

Общее знакомство с цветковыми растениями. Строение растения. Строение цветка. Виды соцветий. Опыление цветков

Плоды. Разнообразие плодов. Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян. (экскурсия)

Семя. Внешний вид и строение семени фасоли. Строение семени пшеницы. Условия прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.

Корень. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней

Лист. Внешнее строение листа. Из каких веществ состоит растение. Образование органических веществ в растении. Испарение воды листьями. Дыхание растений. Листопад и его значение

Стебель. Строение стебля. Значение стебля в жизни растения. Разнообразие стеблей. Взаимосвязь частей растения

Лабораторные работы.

1.Органы цветкового растения.

2.Строение цветка.

3.Строение семени фасоли.

4.Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.

Практическая работа. Определение всхожести семян. Демонстрация опытов:

1.Условия, необходимые для прорастания семян.

2.Испарение воды листьями.

3.Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).

4. Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.

Экскурсии в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября).

Многообразие растительного мира.

Бактерии. Строение грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы. Мхи. Папоротники. Голосеменные. Хвойные растения

Экскурсии в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.

Однодольные покрытосеменные растения

Покрытосеменные, или цветковые. Деление цветковых на классы. Злаковые. Общие признаки злаковых. Хлебные злаковые культуры: Пшеница, рожь. Ячмень, овес, кукуруза. Выращивание зерновых. Использование злаков в народном хозяйстве. Лилейные. Общие признаки лилейных. Цветочно-декоративные лилейные. Овощные и дикорастущие лилейные.

Двудольные покрытосеменные растения.

 Пасленовые. Общие признаки. Овощные и технические пасленовые. Картофель. Выращивание картофеля. Томат. Баклажан и перец. Цветочно-декоративные пасленовые

Бобовые. Общие признаки. Пищевые бобовые растения. Фасоль и соя - южные бобовые культуры. Кормовые бобовые растения

Розоцветные. Общие признаки. Шиповник. Плодово-ягодные. Яблоня. Груша, вишня. Малина. Земляника. Персик и абрикос.

Сложноцветные. Общие признаки. Подсолнечник. Календула и бархатцы. Маргаритка и георгин

Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком.

Лабораторная работа.

Строение клубня картофеля.

Практическая работа по перевалке и пересадке комнатных растений.

Практическая работа в саду, на школьном учебно-опытном участке. Вскапывание приствольных кругов. Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.

Экскурсия — «Весенние работы в саду». Обобщение по теме «Растение — живой организм».

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

•названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых; строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;

•некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;

•разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохраняться от заражения ими.

Учащиеся должны уметь:

•отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);

•приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);

•различать органы у цветкового растения;

•различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;

•выращивать некоторые цветочно-декоративные растения;

•различать грибы и растения.

7 класс

Введение. Растения вокруг нас – 4 часа

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Растения вокруг нас

1

Коррекция мышления

Уровень понимания

2

Разнообразия растений

1

Коррекция внимания

Дикорастущие, травянистые, древесные, цветковые

Качество усвоения материала

3

Значения растений

1

Умение самостоятельно применять полученные знания

Усвоения понятия

4

Охрана растений

1

Развитие навыков анализа и синтеза

Уровень усвоения материала

Общее знакомство с цветковыми растениями – 3 часа

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Строение растения. Строение цветка.

1

Строение цветкового растения

Коррекция внимания, восприятия

Органы, тычинки, пестик, рыльце

Владение терминологией

2

Виды соцветий

1

Развитие навыков анализа и синтеза

Нектар, соцветие

Уровень усвоение знаний по теме

3

Опыление цветков

1

Коррекция мышления

Опыление, перекрестное, самоопыление

Качество усвоения материала

Плоды – 3 часа

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Разнообразие плодов

1

Коррекция познавательного интереса

Разнообразие, распространение

Качество усвоения материала

2

Размножение растений семенами.

1

Обогащение словарного запаса

 

Умение составлять план рассказ

3

Распространение плодов семян

1

Экскурсия

Развивать мышление, наблюдательность

Умение наблюдать

Семя – 3 часа

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Внешний вид и строение семени фасоли

1

Внешний вид семени фасоли, строение семени

Обогащение словарного запаса

Семена,

рубчик, семядоли, кожура, размножение

Правильность применения терминологии

2

Определение всхожести семян, условия их прорастания

1

Определение  всхожести семян

Развитие навыков анализа и синтеза

Зародыш, всхожие, однодольные, двудольные

Уровень усвоения знаний по теме

3

Правила заделки семян в почву

1

Коррекция сравнения

Уровень усвоения знаний по теме

Корень – 3 часа

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Виды корней. Корневые системы

1

Коррекция сравнения

Корень, система, стержневая, мочковатая

Уровень интереса к учебной деятельности

2

2 ч.

Значение корня в жизни растения

1

Коррекция познавательного интереса

Придаточные, главный стержень

Уровень усвоения материала

3

Видоизменение корней

1

Развитие познавательного интереса

Черенки, корнеплод, клубни

Уровень интереса к учебной деятельности

Лист – 6 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Внешнее строение листа

1

Развитие познавательного интереса

Листовая пластинка, жилкование, черешок

Рассказ с использованием гербария, зарисовок

2

Из каких веществ состоит растение?

1

Вещества растения

Развитие наблюдательности

Рассказ-беседа

3

Образование органических веществ в растении

1

Образования крахмала на свету

Умение самостоятельно применять знания на практике

Органические вещества

Уровень усвоения материала

4

Испарение воды листьями

1

Испарение воды листьями

Развитие наблюдательности

Испарение

Рассказ на основе проделанных опытов

5

Дыхание растений

1

Дыхание растений

Умение наблюдать, сравнивать

Уровень усвоение знаний по теме

6

Листопад и его значение

1

Умение наблюдать, сравнивать

Листопад

Рассказ с использованием стихов местных писателей

Стебель – 4 часа

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Строение стебля

1

Коррекция памяти

Стебель древесный, травянистый

Уровень сформированности связной речи

2

Значение стебля в жизни растения

1

Коррекция внимания наблюдательности

Лианы, плети

Рассказ на основе наблюдений

3

Разнообразие стеблей

1

Умение анализировать, обобщать

Прямостоячий, вьющийся, ползучий

Уровень сформированности связной речи

4

Взаимосвязь частей растения

1

Коррекция памяти

Рассказ на основе наблюдений

Многообразие растительного мира – 6 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Бактерии. Общее понятие, значение

1

Развитие наблюдательности, любознательности

Бактерии брожения, гниение

Рассказ

2

Грибы. Строение грибов

1

Обогащение словарного запаса

Споры, пенек, шляпка

Рассказ с использованием таблицы

3

3 ч.

Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы

1

Обогащение словарного запаса

Съедобные, ядовитые

Зарисовка на основе наблюдений

4

Мхи.

1

Коррекция познавательного интереса

Мхи, кукушкин лен, сфагнум, торф

Умение наблюдать, сравнивать.

5

Папоротники.

1

Обогащение словаря

Папоротник, каменный уголь

Уровень сформированности связной речи

6

Голосемянные. Хвойные растения.

1

Экскурсия

Умение навыков анализа и синтеза

Голосеменные

Рассказ на основе наблюдений во время экскурсии

Однодольные.  Покрытосеменные растения – 8 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Покрытосеменные или цветковые

Деление цветков на классы

1

Коррекция познавательного интереса

Умение наблюдать, сравнивать

2

Злаковые. Общие признаки злаковых

1

Расширение словарного запаса

Покрытосеменные, однодольные

Рассказ с использованием наглядного пособия

3

Хлебные злаковые культуры: рожь, пшеница

1

Умение наблюдать, сравнивать

Злаки, зерновые, яровая, озимая

Рассказ по ранее составленному плану

4

Ячмень, овес, кукуруза

1

Расширение словарного запаса

Ржаной, метелка

Уровень усвоения материала

5

Выращивание зерновых.

1

Развитие навыков анализа и синтеза

Хозяйства

Уровень сформированности связной речи

6

Использование злаковых в народном хозяйстве.

1

Развитие познавательного интереса

Лилейные

Уровень усвоения материала

7

Лилейные. Общие признаки лилейных

Цветочно-декоративные

1

Обогащение словарного запаса

Цветочно-декоративные

Рассказ на основе наблюдений

8

Овощные и дикорастущие лилейные

1

Уточнение и обогащение словарного запаса

Овощи

Уровень усвоения материала

Двудольные покрытосемянные растения – 4 часа

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Пасленовые. Общие признаки

1

Развитие познавательного интереса

Пасленовые, паслен

Уровень усвоения знаний по теме

2

Овощные и технические пасленовые: картофель, его выращивание

1

Коррекция памяти, внимания

Технические культуры

Определение уровня обученности

3

Томат, баклажаны, перец

1

Обучение сравнению

Томат

Владение терминологией

4

Цветочно-декоративные пасленовые

1

Обогащение словарного словаря

Декоративные, петуния

Качество усвоения материала

Бобовые – 3 часа

1

Общие признаки. Пищевые бобовые растения

1

Коррекция познавательного интереса

Пищевые, бобовые

Уровень сформированности связной речи

2

Фасоль и соя –южные бобовые культуры

1

Обогащение словарного словаря

Соя

Уровень усвоения знаний по теме

3

Кормовые бобовые растения

1

Развитие навыков анализа и синтеза

Кормовые

Уровень сформированности связной

речи

Розоцветные – 6 часов

1

Общие признаки. Шиповник

1

Коррекция памяти, внимания

Розоцветные.

Определение уровня обученности

2

4 ч.

Плодово-ягодные розоцветные: яблоня

1

Коррекция памяти, внимания

Плодово-ягодные, крона, штамб

Уровень усвоения знаний по теме

3

Груша, вишня

1

Коррекция познавательного интереса

Саженцы, корневая шейка

Определение уровня обученности

4

Малина

1

Коррекция памяти, внимания

Корневая поросль

Уровень усвоения знаний по теме

5

Земляника

1

Развитие навыков анализа и синтеза

Усы

Уровень сформированности связной речи

6

Персик. Абрикос

1

Умение сопоставлять, анализировать

Уровень усвоения знаний по теме

Сложноцветные – 3 часа

1

Общие признаки.  Подсолнечник

1

Коррекция познавательного интереса

Сложноцветные

Уровень самостоятельности

2

Календула, бархатцы

1

Умение наблюдать, сравнивать

Уровень усвоения знаний по теме

3

Маргаритка, георгин

1

Развитие навыков анализа и синтеза

Уровень сформированности связной речи

Уход за комнатными растениями – 6 часов

1

Пересадка комнатных растений.

1

Практическая работа

Умение наблюдать, сравнивать

Умение на практике применять изученный материал

2

Перевалка комнатных растений. Весенняя обработка почвы

1

Практическая работа

Умение наблюдать, сравнивать

Умение на практике применять изученный материал

3

Подготовка сада к зиме

1

Коррекция познавательного интереса

Умение на практике применять изученный материал

4

Уход за посевами и посадками

1

Коррекция познавательного интереса

Умение на практике применять изученный материал

5

Растение - живой организм

1

Викторина

Умение наблюдать, сравнивать

Определение уровня обученности

6

Весенние работы в саду

1

Экскурсия

Развитие навыков анализа и синтеза

Умение на практике применять изученный материал

8 класс

Животные (62ч в год, 2 ч в неделю)

Учебно-тематическое планирование

Тема раздела

Часы

Из них практические работы

Из них экскурсии

1

Введение

2

2

1

2

Беспозвоночные животные. Черви

2

3

Насекомые

7

1

4

Позвоночные животные

7

5

Земноводные

3

6

Пресмыкающиеся

3

1

7

Птицы

11

3

8

Млекопитающие

12

9

Растительноядные животные

3

10

Сельскохозяйственные млекопитающие

12

1

Всего:

62

7

2

Введение

Многообразие животного мира. Значение животных и их охрана

Беспозвоночные животные. Черви

 Общие признаки червей. Круглые черви – паразиты человека        

Насекомые. Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни. Бабочка-капустница. Яблочная плодожорка. Майский жук. Комнатная муха. Медоносная пчела. Тутовый шелкопряд

Практическая работа

Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям.

Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные. Рыбы .Общие признаки рыб. Внешнее строение  и скелет рыб. Внутреннее строение рыб. Органы дыхания и кровообращение. Нервная система рыб. Размножение. Речные рыбы. Морские рыбы. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.

Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.

Земноводные. Общие признаки земноводных Среда обитания и внешнее строение лягушки. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие лягушки

Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

Пресмыкающиеся.

 Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и  внешнее строение. Внутреннее строение

Птицы. Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения. Особенности скелета, внутреннее строение птиц. Размножение и развитие птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе. Птицы лес. Хищные птицы. Птицы пресных водоемов и болот. Птицы, обитающие вблизи жилья человека. Домашние куры, утки, гуси. Птицеводство

Млекопитающие. Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение. Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. Внутренние органы. Грызуны. Значение грызунов в природе и жизни человека. Зайцеобразные. Разведение домашних кроликов. Хищные звери. Дикие пушные хищные звери. Разведение норки на зверофермах. Домашние хищные звери. Ластоногие.  Китообразные

Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.

Растительноядные животные

Парнокопытные. Непарнокопытные. Приматы

Сельскохозяйственные млекопитающие

Корова. Содержание коров на ферме. Выращивание телят. Овцы. Содержание овец и выращивание ягнят. Верблюды

Северные олени. Домашние свиньи. Содержание свиней на свиноводческой фермах. Выращивание поросят. Домашние лошади. Содержание лошадей и выращивание жеребят. Что вы узнали о животных?

Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.

Практическая работа на любой животноводческой ферме, расположенной вблизи школы: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащихся должны знать:

•основные отличия животных от растений;

•признаки сходства и различия между изученными группами животных;

•общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;

•места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;

•названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;

•основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).

Учащиеся должны уметь:

•узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);

•кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;

•устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней особенностями строения организма, поведения животных;

•проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках)

8 класс

Введение – 2 часа.

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Многообразие животного мира.

1

Коррекция наблюдательности

Многообразие

Определение уровня обученности

2

Значение животных и их охрана

1

Коррекция внимания

Качество усвоения материала

Беспозвоночные животные – 2 часа

1

Общие признаки червей

1

Демонстрация влажных препаратов

Развитие познавательного интереса

Беспозвоночные, черви-паразиты

Коррекция связной речи

2

Круглые черви – паразиты человека

1

Развитие зрительной памяти

Уровень интереса к учебной деятельности

Насекомые – 7 часов

1

Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни

1

Демонстрация насекомых

Коррекция внимания

Насекомые, гусеница, куколка

Рассказ-беседа

2

Бабочка-капустница

1

Экскурсия

Обогащение словарного запаса

Капустница

Владение терминологией

3

Яблонная плодожорка

1

Развитие зрительной памяти

Яблонная плодожорка

Уровень усвоения знаний по теме

4

Майский жук

1

Развитие познавательного интереса

Майский

Определение уровня обученности

5

Комнатная муха

1

Расширение словарного запаса

Качество усвоения материала

6

Медоносная пчела

1

Коррекция памяти, внимания

Трутень, рабочая пчела

Уровень сформированности связной речи

7

Тутовый шелкопряд

1

Умение наблюдать

Тутовый, грена, шелкопряд, кокон

Качество усвоения материала

Позвоночные животные. Рыбы – 7 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыб.

1

Демонстрация фильма

Уточнение и обогащение словаря

Позвоночные, скелет, костные пластинки

Уровень интереса к учебной деятельности

2

Внутреннее строение рыб. Органы дыхания и кровообращения рыб

1

Умение составлять план рассказа

Боковая линия, плавники, кровеносные сосуды, жабры

Владение терминологией

3

Нервная система рыб. Размножение рыб

1

Развивать познавательный интерес

Нервы, головной и спиной мозг, икринки, косяки

Определения уровня обученности

4

2 ч.

Речные рыбы

1

Расширение словарного запаса

Стаи, речные

Качество усвоения материала

5

Морские рыбы

1

Развитие зрительной памяти

Морские

Уровень понимания

6

Рыболовство и рыбоводство.

1

Коррекция памяти, внимания

Промысел, трал, рыбоводство

Уровень интереса к учебной деятельности

7

Рациональное использование и охрана рыб

1

Коррекция процессов анализа и синтеза

Охрана

Качество усвоения материала

Земноводные – 3 часа

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Общие признаки. Среда обитания и внешнее строение лягушки

1

Развитие познавательного интереса

Земноводные, головастики, филлобус, резонаторы

Уровень понимания

2

Внутреннее строение земноводных

1

Расширение словарного запаса

Внутреннее

Качество усвоения материала

3

Размножение и развитие лягушки

1

Коррекция памяти внимания

Головастики, шнуры

Уровень понятия

Пресмыкающиеся – 3 часа

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Общие признаки. Среда обитания и внешнее строение

1

Демонстрация влажных препаратов

Умение характеризовать, наблюдать, сравнивать

Пресмыкающиеся

Качество усвоения материала

2

Внутреннее строение

1

Развитие познавательного интереса

Анаконда, варан, яд

Определение уровня обученности

3

Размножение и развитие.

1

Развитие умения обобщать

Качества усвоения материала

Птицы – 11 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц.

1

Демонстрация чучел птиц

Умение наблюдать, сравнивать.

Контурные перья, пуховые, маховые, рулевые

Уровень усвоения знаний по теме

2

Особенности скелета птиц, внутреннего строения

1

Демонстрация фильма

Расширение словарного запаса

Владение терминологией

3

Размножение и развитие птиц

1

Развитие познавательной деятельности

Зародыш, скорлупа, беспомощные

Уровень усвоения материала

4

Птицы, кормящиеся в воздухе

1

Умение наблюдать

Насекомоядные

перелетные

Уровень сформированности связной речи

5

3 ч.

Птицы леса

1

Развитие зрительной памяти

Синичники

Определение уровня обученности

6

Хищные птицы

1

Развитие наблюдательности

Хищные

Усвоение материала

7

Птицы пресных водоемов и болот

1

Умение сопоставлять, анализировать

Водоем, плавательные перепонки

Качество усвоения материала

8

Птицы, обитающие вблизи жилья человека

1

Обогащение словарного запаса

Уровень самостоятельности

9

Домашние куры, утки, гуси

1

Коррекция памяти

Серповидные, шпоры, инкубатор

Качество усвоения материала

10

Птицеводство

1

Развитие навыков анализа и синтеза

Определения уровня обученности

11

Обобщение

1

Викторина

Определения уровня обученности

Млекопитающие животные – 12 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Общие признаки млекопитающих, их внешнее строение

1

Обогащение словарного запаса

Млекопитающие, грызуны

Уровень усвоения знания по теме

2

Особенности скелета и нервной системы млекопитающих

1

Коррекция памяти, внимания

Качество речи

3

Внутренние органы млекопитающих. Грызуны

1

Коррекция сравнения

Полевка

Правильность применения терминологии

4

Значение грызунов в природе и жизни человека.

1

Коррекция процессов анализа и синтеза

Уровень интереса к учебной деятельности

5

Зайцеобразные

1

Расширение словарного запаса

Уровень интереса к учебной деятельности

6

Разведение домашних кроликов

1

Умение сопоставлять, анализировать

Уровень самостоятельности

7.8

Хищные звери

2

Расширение словарного запаса

Хищники, всеядные

Определение уровня обученности

9

Дикие пушные хищные звери

1

Умение наблюдать, сравнивать

Уссурийский

Уровень усвоения

10

Разведение норки на звероферме

1

Умение сравнивать, характеризовать

Пушные

Уровень усвоения

11

Домашние хищные звери

1

Обогащение словарного запаса

Звероферма

Уровень интереса к учебной деятельности

12

Ластоногие и китообразные

1

Развитие познавательного интереса

Ластоногие

Уровень интереса к учебной деятельности

Растительноядные животные  - 3 часа

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Парнокопытные,

1

Развитие познавательного интереса

Парнокопытные, непарнокопытные

Качество усвоения материала

2

Непарнокопытные

1

Умение наблюдать

Уровень интереса

3

4 ч.

Приматы

1

Расширение словарного запаса

Приматы

Уровень интереса

Сельскохозяйственные млекопитающие – 12 часов

1

Корова

1

Развитие зрительной памяти

Порода

Уровень обученности

2.3

Содержание коров на ферме

2

Экскурсия

Умение наблюдать

Уровень сформированности связной речи

4

Выращивание телят

1

Коррекция памяти

Уровень усвоения темы

5

Овцы. Содержание овец и выращивание ягнят

1

Умение сравнивать, характеризовать

Отара

Усвоение терминологии

6

Верблюды

1

Коррекция внимания, восприятия

Караван

Уровень усвоения материала

7

Северные олени

1

Коррекция познавательного интереса

Ягель

Уровень интереса

8

Домашние свиньи, содержание свиней на фермах

1

Расширение словарного запаса

Кабан, вепрь

Уровень обученности

9

Выращивание поросят

1

Коррекция внимания, восприятия

Уровень усвоения материала

10

Домашние лошади

1

Развитие аналитических умений

Уровень сформированности связной речи

11

Содержание лошадей и выращивание жеребят

1

Развитие познавательного интереса

Уровень усвоения

12

Что вы узнали о животных?

1

Викторина

Умение сопоставлять, анализировать

Определение уровня обученности

9 класс

Человек  (62ч в год, 2 ч в неделю)

Учебно-тематическое планирование

Тема раздела

Часы

Из них практические работы

Из них экскурсии

1

Введение. Общий обзор.

5

2

Опорно-двигательная система

13

3

3

Кровеносная система

8

2

4

Дыхательная система

7

3

5

Пищеварительная система

10

4

6

Выделительная система

2

7

Кожа

4

8

Нервная система

7

1

9

Органы чувств

5

1

10

Охрана  здоровья

1

Всего:

62

14

Введение. Общий обзор.

Место человека в живой природе. Клетка. Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки. Ткани. Органы. Системы органов

Опорно–двигательная система

Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Состав костей. Строение и соединение костей. Скелет головы. Скелет туловища. Скелет конечностей. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах. Первая помощь при переломах костей. Строение и значение мышц. Основные группы мышц. Работа мышц. Утомление. Гигиена физического труда. Осанка и здоровье человека. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц

Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.

Кровеносная система        

Значение крови и органы кровообращения. Состав крови. Сердце: его строение и работа. Кровеносные сосуды. Круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Первая помощь при кровотечении. Переливание крови. Предупреждение заболеваний кровеносной системы. Вредное влияние табака и спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды

Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.

Лабораторные работы

1.Микроскопическое строение крови.

2.Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).

Дыхательная система

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Влияния физического труда и спорта на развитие дыхательной системы. Болезни дыхательной системы и их предупреждения. Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды. Профилактика и первая помощь при нарушении дыхания

Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.

Пищеварительная система

Значение и состав пищи. Значения пищеварения. Система органов пищеварения. Строение и значение зубов. Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Гигиена и нормы питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Пищевые отравления. Вредное влияние курения и спиртных напитков на пищеварительную систему

Демонстрация опытов:

1.Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.

2.Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.

3.Действие слюны на крахмал.

4.Действие желудочного сока на белки.

Выделительная система

Значение выделительной системы. Строение почек. Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы

Кожа

Значение и строение кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожений. Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви

Нервная система

Значение и строение нервной системы. Спиной мозг. Головной мозг. Сон и бодрствование. Профилактика нарушения сна. Гигиена нервной деятельности. Режим дня. Нарушения нервной деятельности. Влияния курения и употребление спиртных напитков на нервную систему

Органы чувств

Значение органов чувств. Орган зрения. Гигиена зрения. Предупреждения глазных болезней. Орган слуха. Гигиена слуха. Органы осязания, обоняния, вкуса

Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного яблока и уха.

Охрана здоровья Здоровье человека и общество. Факторы, сохраняющее здоровье

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

•названия, строение и расположение основных органов организма человека;

•элементарное представление о функциях основных органов и их систем;

•влияние физических нагрузок на организм;

•вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

•основные санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

•применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

•соблюдать санитарно-гигиенические правила

9 класс

Введение. Общий обзор организма человека – 5 часа

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Место человека в живой природе

1

Коррекция памяти

Уровень интереса

2

Клетка. Химический состав клетки

1

Развитие познавательного интереса

Ядро, цитоплазма, белки, углеводы, жиры

Уровень усвоения знаний по теме

3

Жизнедеятельность клетки

1

Коррекция памяти

Обмен веществ

Качество речи

4

Ткани

1

Развитие познавательного интереса

Качество усвоения материала

5

Органы. Системы органов

1

Работа над произношением трудных терминов

Организм

Качество устной речи

Опора тела и движение – 13 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Состав костей

1

Обогащение словарного запаса

Скелет

Усвоение терминологии

2

Строение и соединение костей

1

Обнаружение в костях минеральных и органических веществ

Развитие познавательного интереса

Надкостница, минеральные, органические вещества

Уровень усвоения темы

3

Скелет головы

1

Коррекция памяти, внимания

Череп

Уровень интереса

4

Скелет туловища

1

Коррекция восприятия

Позвонки, осанка, копчик, сутулый

Качество усвоения материала

5

Скелет конечностей

1

Обогащение словарного запаса

Впадина, лопатка, ключица

Усвоение терминологии

6

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах

1

Коррекция внимания

Сухожилия, суставная сумка, открытый, закрытый переломы

Уровень интереса

7

Первая помощь при переломах костей

1

Коррекция восприятия

Гладкие

Качество усвоения материала

8

Строение и значение мышц.

1

Развитие умения обобщать

Определения уровня обученности

9

Основные группы мышц

1

Обогащение словарного запаса

Качество усвоения материала

10

2 ч

Работа мышц. Утомление

Коррекция восприятия

Определения уровня обученности

11

Гигиена физического труда. Осанка и здоровье человека

1

Коррекция внимания

Осанка

Уровень интереса

12

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц

1

Умение переносить знания в практическую деятельность

Уровень сформированности связной речи

13

Обобщение

1

Тестирование

Определения уровня обученности

Кровеносная система– 8 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Значение крови и органы кровообращения. Состав крови.

1

 

Обогащение словарного запаса

Плазма, эритроциты, лейкоциты, гемоглобин

Уровень усвоения знаний по теме

2

Сердце: его строение и работа

1

Подсчеты частоты пульса в спокойном состоянии и после зарядки

Коррекция внимания

Сосуды, предсердие, желудочки

Качество усвоения материала

3

Кровеносные сосуды. Круги кровообращения

1

Коррекция памяти

Артерии, вены, капилляры

Владение терминологии

4

Движение крови по сосудам

1

Развитие умение обобщать

Уровень сформированности связной речи

5

Первая помощь при кровотечениях. Переливание крови

1

Коррекция познавательной деятельности

Донор

Определение уровня обученности

6

Предупреждение заболеваний кровеносной системы

1

Коррекция внимания

Пульс

Уровень интереса к учебной деятельности

7

Вредное влияние табака  и спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды.

1

Коррекция восприятия

Уровень сформированности связной речи

8

Обобщение

1

Тестирование

Определение уровня обученности

Дыхательная система – 7 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Значение дыхания. Органы дыхательной системы

1

Дыхательные упражнения

Развитие познавательного интереса

Гортань, бронхи, трахея, легкие, диафрагма  

Уровень интереса к учебной деятельности

2

Строение легких. Газообмен в легких и тканях

1

Обнаружения углекислого газа в выдыхаемом воздухе

Коррекция внимания

Газообмен

Определение уровня обученности

3

3 ч.

Дыхательные движения. Регуляция дыхания

1

Коррекция памяти

Уровень усвоения

4

Влияния  физического труда и спорта на развитие дыхательной системы

1

Развитие познавательного интереса

Уровень интереса к учебной деятельности

5

Болезни дыхательной системы и их предупреждения

1

Обогащение словарного запаса

Никотин

Качество усвоения материала

6

Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды

1

Коррекция восприятия

Искусственное

Уровень усвоения

7

Профилактика и первая помощь при нарушении дыхания

1

Развитие умение обобщать

Атмосфера

Качество усвоения материала

Пищеварительная система – 10 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Значение и состав пищи

1

Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке

Обогащение словарного запаса

Растительная, животная пища

Уровень усвоения материала

2

Значение пищеварения. Система органов пищеварения

1

Обнаружение мин. солей

Коррекция памяти, внимания

Желудок, тонкие кишки

Качество речи

3

Строение и значение зубов

1

Умение переносить знания в практическую деятельность

Дентин, эмаль, молочные

Усвоение терминологии

4

Пищеварение в ротовой полости и в желудке

1

Действие слюны на крахмал

Действие познавательного интереса

Крахмал, слюнные железы

Уровень интереса к учебной деятельности

5

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ

1

Работа над произношением трудных терминов

Кишечник, тонкие, толстые кишки

Уровень интереса

6

Гигиена и нормы питания

1

Коррекция восприятия

Уровень усвоения материала

7

Профилактика желудочно – кишечных заболеваний

1

Коррекция памяти, внимания

Витамины

Усвоение терминологии

8

Пищевые  отравления

1

Развитие познавательного интереса

Глисты

Уровень сформированности связной речи

9

Вредное влияние курения и употребление спиртных напитков на пищеварительную систему

1

Коррекция процессов анализа и синтеза.

Уровень усвоения материала

10

Обобщение

1

Тестирование

Определение уровня обученности

Почки – 2 часа

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Значение выделения. Строение почек

1

Коррекция памяти

Почки надпочечники

лоханка

Качество речи

2

Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы

1

Коррекция познавательного интереса

Уровень усвоения материала

Кожа – 4 часа

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Значение и строение кожи

1

Коррекция памяти

Орган выделение

Уровень усвоения материала

2

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма

1

Обогащение словаря

Теплорегуляция

Усвоение терминологии

3

Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожений

1

Работа над речью, умение пользоваться ей

Закаливание

Правильность применения терминологии

4

Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви

1

Развитие наблюдательности

Уровень интереса к учебной деятельности

Нервная система – 7 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Значение и строение нервной системы

1

Обогащение словаря

Уровень интереса

2

Спинной мозг

1

Развитие познавательного интереса

Спинной мозг

Усвоение терминологии

3

Головной мозг

1

Коррекция памяти

Головной мозг, нервные окончания

Уровень усвоения материала

4

Сон и бодрствование. Профилактика нарушения сна.

1

Работа над речью

Качество речи

5

Гигиена нервной деятельности. Режим дня

1

Коррекция восприятия

Уровень усвоения материала

6

Нарушение нервной деятельности. Влияние курения и употребление спиртных напитков на нервную систему

1

Коррекция процессов анализа и синтеза

Правильность применения терминологии

7

Обобщение

1

Тестирование

Определение уровня обученности

Органы чувств – 5 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Значение органов чувств

1

Коррекция внимания

Органы чувств

Уровень усвоения материала

2

Орган зрения, гигиена зрения. Предупреждения глазных болезней

1

Коррекция памяти

Зрачок, роговица, радужная оболочка

Уровень интереса к материалу

3

Орган слуха, гигиена слуха

1

Обобщение словарного запаса

Ушная раковина, барабанная, стремечко

Усвоение терминологии

4

Органы осязания, обоняния, вкуса

1

Развитие познавательной активности

Осязание, обоняние

Уровень сформированности связной речи

5

Обобщение

1

Викторина

Определение уровня обученности

Охрана здоровья – 1 час

1

Здоровье человека и общество. Факторы, сохраняющие здоровья.

1

Коррекция процессов анализа и синтеза

Уровень усвоения материала

Литература

1.        Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» М. «Владос»2000г

2.        Н.В. Королёва, Е.В. Макаревич «Естествознание. Неживая природа» М. «Владос», 2004г.

3.        З.А. Клепина «Биология. Растения.Грибы. Бактерии», М. «Просвещение»,2005г.

4.        А.И. Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные» М. «Просвещение» 2004г.

В качестве информационного материала используется:

1.        Н. Дмитриев «Книга природы»; З.Д. Сизенко «Природа и дети»; И.Акимушкин «Мир растений и животных»

2.        О.А. Филичкина «Ботаника в схемах и рисунках»;

3.        Д.И. Тройтак «Книга для чтения по ботанике»;

4.        Н. Верзилин «Путешествие с домашними растениями»

5.        Бодрова Н.Ф. Изучение курса: «Зоология»;

6.        Акимушкин И. «Мир животных»;

7.        А.Дмитриев «Книга для чтения по зоологии»

8.        Детская энциклопедия: Бодрова Н.Ф. Изучение курса: «Человек и его здоровье»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Биология" 5 класс

Рабочая программа включает пояснительную записку, калндарно - тематическое планирование, учебно - тематическое планирование, требования к результатам обучения (по ФГОС второго поколения). Программа со...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Рабочая программа учебного курса биологии в 7 классе

Рабочая программа учебного курса биологии в 7 классе по ФГОС...

Рабочая программа учебного курса « Биология» в 7 классе

Рабочая программа учебного курса « Биология» в 7 классе...

Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...

Рабочая программа учебного курса биология для 5 класса (базовый уровень).

Рабочая  программа ориентирована на использование учебника Трайтак Д.И. Биология. Живые организмы. Растения. 5 класс: учебник  для  общеобразовательных  организаций / Д.И. Трайтак,...