Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_8_klass.doc246 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение  

средняя общеобразовательная школа

«Школа здоровья» № 473

УТВЕРЖДАЮ

И.О. директора школы

Сухаревская Е.В.

 «_____»_______20  _ г.

Рабочая программа

по биологии

в 8 А классе

на 2014-2015 учебный год

РАССМОТРЕНО

МО __________________

№ ____от _____________

Председатель МО ___________/Шпиллер Л.Б./

                                                        Составитель:

                                                        Ситникова Е.Н.

                                                        учитель биологии

                                                        II квалификационной категории

Москва

2014 г.

8 КЛАСС

Пояснительная записка

Тематическое планирование составлена

  • на основе программы  авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой  (сб. программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и     лицеев - М.,  изд.  "Дрофа",  2001  г.  -  стр. 57-108),

рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю).

  • в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. "Биология: человек"   (М., изд.  центр "Вентана-Граф» 2011 год)

Изучение биологии направлено на достижение

следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Задачи раздела  «Человек» ( 8 класс )

  • обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследова-тельской  компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников
  2. продолжить формирование у школьников предметных умений: умения прово-дить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий.
  3. продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий.
  • развития:

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков.

  • воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной  «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гиги-еническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать  у них независимость и способность к эмпатии

через учебный материал уроков  и КСО.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

Драаомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь. Часть 1,2 — М.:Вентана~Граф, 2011.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов, органы и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

Тематическое планирование ориентирована на использование
учебника:

Драгомилов А.Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф, 2006;

а также методических пособий для учителя.

1). Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2004

2). Пепеляева О.А., Сунцова И.В Поурочные разработки по биологии. Методическое пособие.- «ВАКО» Москва, 2005.

дополнительной литературы для учителя:

1)Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Пособие для учителя. - М.: «РАУБ» «Тропикал»е, 1995.;

2). Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006. -144с.

3). Фросин В. И., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену; Биология, Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;

для учащихся:

1). Драгомилов А.Г,, Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл,: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2.— М.: Вентана-Граф, 2009г.;

Тематическое планирование  не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать


  • Понятия: биосоциальная природа человека, природная среда, социальная среда.

  • Основные науки, изучающие человека, их методы исследования и практические выходы.

  • Значение санитарно-гигиенических знаний для общества и каждого человека, роль медицинской и санитарной служб в охране экологии среды и здоровья населения.

  • Уровневую организацию человеческого организма, включая клеточный, тканевый, органный, системный, организ-менный и поведенческий уровни.

  • Состав и свойства внутренней среды, гомеостаз; основные свойства крови, лимфы и тканевой жидкости; природу иммунитета.

  • Строение и функции основных систем органов, включая систему органов иммунитета; причины тканевой совместимости.

  • Нервную и эндокринную регуляцию исполнительных систем, значение прямых и обратных связей; основные закономерности высшей нервной деятельности.

  • Индивидуальное развитие организма.
    Учащиеся должны уметь

  • Пользоваться научной номенклатурой и терминологией, отличать ее от бытовой лексики.

  • Пользоваться анатомическими таблицами и находить на себе проекции внутренних органов.

  • Раскрывать взаимосвязь строения и функций на разных уровнях организации организма.

  • Устанавливать связи микро- и макростроения органов.

  • Пользоваться лупой, световым микроскопом и другими оптическими приборами. Отличать истинные структуры от ложных (артефактов).

  • Оказывать первую помощь при травматических и некоторых органических заболеваниях. Выполнять правила профилактики и защиты от инфекционных, гельминтозных и других заразных заболеваний. Использовать закономерности высшей нервной деятельности и психологии для организации рационального учебного, физического, бытового труда, грамотно чередовать труд с отдыхом, распределять физическую нагрузку.

  • Выполнять простейшие функциональные пробы, сравнивая свои показания со средними значениями, и при необходимости пользоваться соответствующими формулами.

  • Находить гомологичные органы животных и человека и грамотно вести сравнение.

  • Использовать знание систематики, индивидуального развития, сравнительной анатомии и физиологии для установления места человека в природе и его связей с животным миром.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Лабораторные работы/практические работы

Контрольные работы

1.

Введение. Организм человека. Общий обзор.

5

1

-

2.

Опорно – двигательная система.

9

1

1

3.

Кровь. Кровообращение.

8

4

-

4.

Дыхательная система.

7

3

1

5.

Пищеварительная система.

7

1

-

6.

Обмен веществ и энергии. Витамины.

3

1

-

7.

Мочевыделительная система.

2

-

-

8.

Кожа.

4

1

1

9

Эндокринная система.

2

-

-

10.

Нервная система.

5

2

-

11.

Органы чувств. Анализаторы

6

3

1

12.

Поведение и психика.

5

2

-

13.

Индивидуальное развитие организма.

5

-

1

                                         Итого:

68

19

5

 Учебно-тематический




Содержание рабочей программы

1.  Введение. Организма человека. Общий обзор. (5 часов)

Науки о человеке. Значение знаний о строении и функциях человеческого организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни.

Части и полости тела. Топография внутренних органов. Уровни организации организма. Клетка и ее строение. Химический состав клетки. Обмен веществ и энергии. Деление клеток, их рост и развитие. Основные ткани животных и человека. Строение нейрона. Органы, системы органов, организм.

2. Опорно-двигательная система (9 часов)

Кости, мышцы, сухожилия – компоненты опорно-двигательной системы. Их значение. Состав и строение костей, их форма и функция. Внутренне строение костей. Основные отделы скелета. Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия. Развитие опорно-двигательной системы. Последствия гиподинамии.

3. Кровь. Кровообращение (8 часов)

Кровь, тканевая жидкость и лимфа – компоненты внутренней среды. Состав крови. Роль гемоглобина. Артериальная и венозная кровь. Функции лимфоцитов. Иммунитет. Органы иммунной системы. Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных заболеваний. Строение сердца. Большой и малый круг кровообращения. Движение крови по сосудам. Первая помощь при капиллярных, венозных и артериальных кровотечениях. Первая помощь при носовых кровотечениях.

4. Дыхательная система (7 часов)

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях.  Регуляция дыхательных движений. Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания.

5. Пищеварительная система (7 часов)

Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества. Значение пищеварения. Система пищеварительных органов. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Всасывание. Наиболее опасные заболевания желудочно-кишечного тракта. Регуляция пищеварения. Инфекционные заболевания.

6. Обмен веществ и энергии. Витамины (3 часа)

Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования. Обменные процессы в организме. Пластический и энергетический обмен. Нормы питания. Витамины.

7. Мочевыделительная система (2 часа)

Значение выделения. Органы мочевыделения. Строение почки. Роль и регуляция работы почек. Предупреждение заболевания почек. Восходящая и нисходящая инфекции. Нарушение диеты. Вред спиртных напитков. Значение воды и минеральных веществ для организма. Режим питья. Предупреждение водного отравления. Гигиеническая оценка питьевой воды.

8. Кожа (4 часа)

Барьерная роль кожи. Строение кожи. Потовые и сальные железы. Типы кожи. Уход за кожей. Нарушение кожных покровов и повреждение кожи. Травмы: первая помощь при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Адаптация человека к холодному и жаркому климату. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Регуляция теплообразования и теплоотдачи. Гигиена одежды.

9. Эндокринная система (2 часа)

Железы внутренней, наружной и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение. Взаимодействие нервной и эндокринной систем. Гормоны надпочечников. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Связь гипофиза с нервной системой.

10.Нервная система (5 часов)

Значение нервной системы, ее строение и функция. Центральная  и периферическая части нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Спинной мозг, его строен, значение и функции. Строение головного мозга. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры.

11. Органы чувств. Анализаторы (6 часов)

Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь. Органы зрения. Строение и функции глаза. Заболевания и повреждения глаз. Первая помощь при повреждении глаз.

Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Гигиена слуха. Болезни органов слуха и их предупреждения.

Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Строение и функции мешочков и полукружных каналов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.

12. . Поведение и психика ( 5 часов)

Врожденные формы поведения. Приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание и трудовая деятельность. Познавательные процессы человека. Волевые процессы. Эмоции. Внимание. Работоспособность. Личность и ее особенности. Человек и его место в биосфере.

13. Индивидуальное развитие организма ( 5 часов)

Половые и возрастные особенности человека. Пол будущего ребенка. Половые хромосомы. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека. Женская и мужская половая система. Половое созревание юношей и девушек. Беременность. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение. Развитие после рождения. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

Литература и средства обучения

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Драгомилов А.Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф, 2010;

а также методических пособий для учителя.

1). Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2004

2). Пепеляева О.А., Сунцова И.В Поурочные разработки по биологии. Методическое пособие.- «ВАКО» Москва, 2005.

дополнительной литературы для учителя:

1)Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Пособие для учителя. - М.: «РАУБ» «Тропикал»е, 1995.;

2). Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006. -144с.

3). Фросин В. И., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену; Биология, Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;


4)
 Настольная книга учителя биологии Г.С. Калинова, В.С. Кучменко  АСТ.  Астрель М. 2002 г.

5)Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ  Биология.

6)С.Г. Мамонтов  В.Б. Захаров «Основы общей биологии»: книга для самообразования. М., Просвещение, 1992 г.

7)Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1- 3. М.: Мир, 1990 г.

8)Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): Учебное пособие средней школы. 2-е изд. М. 1996.

9)Биологический энциклопедический словарь. М.:Советская энциклопедия, 1986.


для учащихся:

1). Драгомилов А.Г,, Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл,: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2.— М.: Вентана-Граф, 2011г.;


ЦОР: мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

Рабочая программа  не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

Календарно-тематическое планирование курса «Биология» 8 класс (68 часов)

№ темы

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Знания, умения, навыки

До-маш-нее зада-ние

Дата проведе-ния

по пла-ну

фак-тиче-ски

1.Введение. Организм человека. Общий обзор. (5 часов)

1.

Введение. Биосоциальная природа человека. Науки об организме человека.

1

Объяснение нового материала.

. Предметы изучения наук о человеке: анатомии, физиологии, гигиены, психологии. Методы изучения: самонаблюдение, наблюдение, лабораторный анализ, описание строения.

Знать:

систематическое положение вида человек разумный; место   в живой природе;

биосоциальную природу человека;

строение клетки;

краткие сведения о строении и функциях основных тканей; основные процессы жизнедеятельности клетки;

расположение основных органов в организме человека.

Уметь:

пользоваться микроскопом;

распознавать на таблицах части клетки, органы и системы органов.

§1

2.

Структура тела. Место человека в живой природе.

1

Комбинирован-ный урок.

Рудименты, атавизмы, доказательство животного происхождения человека, систематическое положение человека; антропология; этнография; биологические и социальные факторы эволюции человека.

§2

3.

Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.

1

Комбинирован-ный урок.

Возбудимость; органоиды; развитие; рост; обмен веществ в клетке; деление клетки; свойства клеточной мембраны.

§3

4.

Ткани. Л.р.№1. просмотр под микроскопом различных тканей человека.

1

Комбинирован-ный урок.

ткань; виды тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная;нервное волокно; основные виды тканей; строение нейрона; свойства нервной и мышечной тканей. Рефлекс и его виды; рефлекторная дуга; рецепторы.

§4

5.

Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

1

Комбинирован-ный урок.

Внешняя среда, внутренние органы; внутренняя среда; гормоны; органы; системы органов; уровни организации; полости тела.

§5

2.Опорно – двигательная система.

(9 часов)

6.

Скелет. Строение и состав костей. Соединение костей.

1

Объяснение нового материала.

Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Знать:

значение опорно-двигательной системы; скелет человека, его отделы; типы соединения костей;

виды костей; рост костей; мышцы, их функции; влияние ритма и нагрузки на работу мышц; утомление; роль физических упражнений для опорно-двигательной системы;

повреждения скелета.

Уметь:

показывать отделы скелета и отдельные кости; узнавать типы мышечной ткани; оказывать первую помощь при травмах; выявлять нарушение осанки и плоскостопие.

§6

7.

Скелет головы и туловища.

1

Комбинирован-ный урок.

Отделы черепа: мозговой, лицевой; позвонок; позвоночный канал; отделы позвоночника; межпозвоночные хрящевые диски; грудная клетка; ребра; грудина; спинной мозг, крестец, копчик.

§7

8.

Скелет конечностей.

1

Комбинирован-ный урок.

Плечевой пояс; кисти руки; кости кисти; тазовый пояс; парная тазовая кость; кости ноги.

§8

9.

Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

1

Комбинирован-ный урок.

Травмы: перелом, вывих, растяжение связок; первая помощь: повязка, косынка, шина, пузырь со льдом.

§9

10.

Мышцы. Типы мышц, их строение и значение.

1

Комбинирован-ный урок.

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты.

§10

11.

Работа мышц.

1

Комбинирован-ный урок.

Работа скелетных мышц и их регуляция. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

§11

12.

Нарушение осанки и плоскостопие. Л.р.№2. определение нарушения осанки и плоскостопия.

1

Комбинирован-ный урок.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

§12

13.

Развитие опорно-двигательной системы.

1

Комбинирован-ный урок.

Гиподинамия; тренировочный эффект; статические и динамические работы; допинг.

§13

14.

Контрольно-обобщающий урок «Опорно-двигательная система».

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Основные понятия темы «ОДС». Контрольная работа №1.

3.Кровь. Кровообра-щение.

 (8 часов)

15.

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Л.р.№3 Сравнение крови человека и лягушки.

1

Урок изучения новой темы, урок применения ЗУН учащимися.

Внутренняя среда организма:   кровь,   тканевая   жидкость   и  лимфа.   Значение постоянства        внутренней среды организма. Кровь, ее функции.    Плазма    крови, клетки   крови   (эритроциты, лейкоциты,      тромбоциты). Свертывание крови. Гомеостаз.

 Выполнение лабораторной работы №5 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)».

Знать:

инфекционные заболевания и меры борьбы с ними;

органы кровообращения;

строение сердца;

круги кровообращения;

виды кровотечений;

предупреждение сердечно-сосудистных заболеваний;

влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды.

Уметь:

оказывать первую помощь при кровотечениях;

соблюдать правила общения с инфекци-онными больными;

выделять факторы, отрицательно влия-ющие на сердечно-сосудистую систему.

§14

16.

Иммунитет.

1

Комбинирован-ный урок.

Иммунитет. Иммунная система    человека    (костный мозг, тимус, лимфатические [ узлы, селезенка, лимфоид-ная ткань). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный   и   гуморальный иммунитет.                Работы Л.Пастера,   И.И.Мечникова. Вакцинация. Лечебные сыворотки.       Классификация иммунитета    (активный    и пассивный, естественный и искусственный

§15

17.

Тканевая совместимость и переливание крови.

1

Комбинирован-ный урок.

Иммунитет. Иммунная система    человека    (костный мозг, тимус, лимфатические [ узлы, селезенка, лимфоид-ная ткань). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный   и   гуморальный иммунитет.                Работы Л.Пастера,   И.И.Мечникова. Вакцинация. Лечебные сыворотки.       Классификация иммунитета    (активный    и пассивный, естественный и искусственный

§17

18.

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

1

Комбинирован-ный урок.

Кровеносная           система. Сердце и кровеносные сосуды.   Строение   (предсердия, желудочки, створчатые и   полулунные  клапаны)  и функции сердца (фазы сердечной деятельности). Ней-рогуморальная     регуляция работы сердца. Автоматизм сердечной мышцы. Симпатический и блуждающий нервы.

Гормоны,     регулирующие работу сердца: адреналин,     ацетил-холин. Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии,    капилляры,    вены. Значение  кровообращения. Большой    и   малый   круги кровообращения.

§18

19.

Движение лимфы. Пр.р. №1 Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение.

1

Комбинирован-ный урок.

Лимфатическая      система. Лимфа, лимфатические капилляры,     лимфатические сосуды,     грудной    проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

§19

20.

Движение крови по сосудам. Пр.р. №2 Опыт выясняющий природу пульса. Пр.р.№3 Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

1

Комбинирован-ный урок.

Кровеносная система. Причины   движения   крови   по сосудам. Давление крови на стенки   сосуда.   Измерение артериального      давления. Артериальное       давление: верхнее,    нижнее.    Пульс. Частота   сердечных   сокращений. Перераспределение крови в организме. Нейро-гуморальная регуляция работы сосудов.

§20

21.

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

1

Комбинирован-ный урок.

Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт). Пульс.   Частота  сердечных сокращений.   Функциональная проба.  Культура отношения к собственному здоровью   и   здоровью   окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил   здорового   образа жизни.  Вредные  привычки, их   влияние   на   состояние здоровья. Факторы риска гиподинамия. Тренированное и нетренированное сердце. Тренировочный   эффект.

§21

22.

Первая помощь при кровотечениях.

1

Комбинирован-ный урок.

Артериальное,   венозное   и капиллярное  кровотечения. Приемы   оказания   первой помощи при кровотечении. Жгут.    Закрутка.    Давящая повязка.

§22

4.Дыхательная система. (7 часов)

23.

Значение дыхания. Органы дыхания.

1

Урок изучения новой темы, урок применения ЗУН учащимися.

Дыхание.  Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань -орган     голосообразования. Трахея,    главные    бронхи.

Знать:

значение дыхания;

строение и функции органов дыхания;

жизненная емкость легких; инфекционные болезни: грипп, туберкулез;

гигиена органов дыхания; вредное влияние курения на органы дыхания;

приемы искусственного дыхания.

Уметь:

показывать на рисунках и таблицах органы дыхания;

владеть приемами искусственного дыхания.

§23

24.

Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Л.р.№4 Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

1

Комбинирован-ный урок.

Легкие (пристеночная и легочная   плевры,   плевральная  полость бронхиальное дерево, альвеолы). Система органов дыхания. Обмен газов в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха.

§24, л.р.№5

25.

Дыхательные движения. Пр.р.№5 Измерение обхвата грудной клетки.

1

Комбинирован-ный урок.

Дыхательные движения. Грудная полость. Межреберные     мышцы.     Диафрагма.  

§25

26.

Регуляция дыхания.

1

Комбинирован-ный урок.

Нейрогуморальная регуляция  дыхания.   Дыхательный центр продолговатого  мозга.  Высшие дыхательные центры коры больших   полушарий   головного мозга. Диффузия, гемоглобин,    артериальная       кровь, венозная   кровь, альвеолярный воздух.

§26

27.

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Пр.р.№6 Определение запыленности воздуха в зимних условиях.

1

Комбинирован-ный урок.

Заболевания  и  их  профилактика.     Предупреждение распространения   инфекционных   заболеваний   и   соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма.        Соблюдение санитарно-гигиенических норм   и   правил   здорового образа    жизни.     Вредные привычки,   их   влияние   на состояние здоровья. Чистота   атмосферного   воздуха как фактор здоровья. Зависимость здоровья человека от   состояния   окружающей среды.

 Жизненная    емкость        легких. Культура     отношения   к   собственному    здоровью и здоровью окружающих

§27

28.

Первая помощь при поражении органов дыхания.

1

Комбинирован-ный урок.

Приемы   оказания   первой помощи    при    отравлении угарным    газом,    спасении утопающего.

 Клиническая смерть.     Биологическая смерть. Реанимация:  искусственное  дыхание, непрямой массаж сердца.

§28

29.

Контрольно-обобщающий урок «Дыхательная и кровеносная система».

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Контрольная работа №2.Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

5.Пищевари-тельная система.

 (7 часов)

30.

Значение пищи и ее состав.

1

Урок изучения новой темы, урок применения ЗУН учащимися.

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни.

Знать:

пищевые продукты;

питательные вещества; строение и функции органов пищеварения;

зубы, виды зубов;

пищеварительные железы; всасывание; гигиена питания; предупреждение желудочно-кишечных заболеваний;

влияние никотина и алкоголя на пищеварение.

Уметь:

показывать на рисунках органы пищеварения;

владеть приемами оказания первой помощи при отравлениях.

§29

31.

Органы пищеварения.

1

Комбинирован-ный урок.

Пищеварение.   Строение   и функции   пищеварительной системы.   Органы   пищеварения:      пищеварительный канал     (ротовая     полость, глотка,   пищевод,   желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника, поджелудочная железа, печень).

§30

32.

Строение и значение зубов.

1

Комбинирован-ный урок.

Форма   и   функции   зубов:   зуб (коронка,   шейка, корень,      эмаль, цемент,   дентин, зубная    пульпа), резцы,       клыки, коренные    зубы, кариес.  

§31

33.

Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Л.р.№5 Ознакомление с действием слюны на крахмал.

1

Комбинирован-ный урок.

Строение и функции пищеварительной   системы.   Пищеварительные       железы. Пищеварение    в    ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении.      Пищеварительные ферменты ротовой полости:    слюна,    птиалин, мальтаза, крахмал, глюкоза. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение    в   желудке., Желудок,    слои    желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный  сок. Пепсин.  

§32, пр.р.

№7,8

34.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

Комбинирован-ный урок.

Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Переваривание пищи в двенадцатиперстной         кишке (ферменты   поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении).      Всасывание питательных           веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс.

§33

35.

Регуляция пищеварения.

1

Комбинирован-ный урок.

Нейрогуморальная регуляция пищеварения. Безусловный рефлекс,   условный       рефлекс, пищевой    корковый  центр,  зрительный    корковый  центр,  временная      связь, условное и безусловное торможение.  Исследования И.П. Павлова   в  области пищеварения

§34

36.

Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения. Обобщение по теме «Пищеварительная система».

1

Комбинирован-ный урок.

Укрепление   здоровья:   рациональное питание, двигательная    активность.    Соблюдение           санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.   Вредные   и   полезные привычки,   их   влияние   на состояние здоровья. Фактор риска:   гиподинамия.   Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Симптомы аппендицита. Культура     отношения   к   собственному    здоровью и здоровью окружающих. Режим питания.

§35

6.Обмен веществ и энергии. Витамины. (3 часа)

37.

Обменные процессы в организме.

1

Урок изучения новой темы, урок применения ЗУН учащимися.

Обмен веществ и превращение энергии как необходимое   условие   жизнедеятельности организма.  Пластический и энергетический обмен.

Знать:

общую характеристику обмена веществ и энергии; пластический обмен; энергетический об-мен и их значение;

значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей;

влияние никотина и алкоголя на обмен веществ; витамины,

способы сохранения витаминов в пище-вых продуктах;

рациональное питание,

режим питания школьников.

Уметь:

применять правила гигиены на практике; составлять суточный рацион питания.

§36

38.

Нормы питания. Пр.р. №9 Функциональные пробы с максимальной задержкой.

1

Комбинирован-ный урок.

Основной обмен; общий обмен; энерготраты; энергоемкость (калорийность) пищи; суточный рацион.

§37

39.

Витамины.

1

Комбинирован-ный урок.

Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы.  Проявления авитаминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их предупреждение.

§38

7.Мочевыделительная система.

(2 часа)

40.

Строение и функции почек.

1

Комбинирован-ный урок.

Выделение.     Мочевыделительная система. Роль органов   мочевыделения,    их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников,        мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Знать:

значение выделения;

органы мочевыделительной системы; профилактику заболеваний почек.

Уметь:

распознавать на рисунках органы мочевыделительной системы;

характеризовать работу выделительной системы.

§39

41.

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

1

Комбинирован-ный урок.

Мочеполовые       инфекции, меры   их   предупреждения для   сохранения   здоровья. Предупреждение заболеваний почек. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Фактор риска - переохлаждение.   Вредные  и полезные     привычки,     их влияние на состояние здоровья. Роль   различных систем в удалении     ненужных, вредных         веществ,        образующихся   в  организме.     Образование   первичной и вторичной мочи.    Значение воды    и    минеральных    солей для    организма. Питьевой режим. Гигиеническая оценка питьевой воды.

§40

8.Кожа.

(4 часа)

42.

Значение кожи и ее строение.

1

Комбинирован-ный урок.

Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек.  Функции  эпидермиса,  дермы  и гиподермы. Волосы и ногти -  роговые  придатки  кожи. Кожные   рецепторы,   потовые и сальные железы.

Знать:

строение и функции кожи; роль кожи в терморегуляции; закаливание организма; первая помощь при поражении кожи;

гигиенические требования к одежде и обуви.

Уметь:

распознавать на рисунках органы мочевыделительной системы, слои и структурные элементы кожи;

оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, обморожениях и ожогах.

§41

43.

Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Пр.р. №10 Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.

1

Комбинирован-ный урок.

Нарушения   кожных   покровов и их причины. Приемы   оказания   первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

§42

44.

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе.

1

Комбинирован-ный урок.

Теплообразование,    теплоотдача    и   терморегуляция организма.    Роль   кожи    в терморегуляции.    Уход    за кожей,   волосами,   ногтями. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание.      Факторы      риска: стрессы,    переохлаждение.

§43

45.

Контрольно-обобщающий урок «Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Контрольная работа №3.Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

9.Эндокрин-ная система. (2 часа).

46.

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции,   их   строение   и функции.

Знать:

значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций в организме.

Уметь:

находить на таблице железы внутренней секреции.

§44

47.

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

1

Комбинирован-ный урок.

Гормоны. Гормоны гипофиза   (болезни,   связанные  с гипофункцией        (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза),  гормоны щитовидной железы (болезни щитовидной железы: базедова   болезнь,   слизистый отек). Гормоны поджелудочной железы (инсулин и   заболевание   сахарным диабетом). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении      организма      к стрессовым        ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез.

§45

10.Нервная система.

 (5 часов)

48.

Значение, строение и функционирование нервной системы.

1

Комбинирован-ный урок.

Нервная система. Значение нервной   системы.   Отделы нервной     системы:      центральный    и    периферический.   Рефлекторный  принцип деятельности  нервной системы.

Знать:

значение нервной системы; отделы нервной системы;

строение и функции спинного мозга;

строение и функции головного мозга; факторы, нарушающие функции нервной системы.

Уметь:

показывать на таблицах отделы нервной системы, части спинного и головного мозга.

§46

49.

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция. Пр.р.№ 11 Выяснение действия прямых и обратных связей.

1

Комбинирован-ный урок.

Соматическая и вегетативная нервная система. Функция    автономного    отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нарушения          деятельности нервнрй системы и их предупреждение.

Нейрогуморальная    регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем.

§47 Пр.р. №12

50.

Спинной мозг.

1

Комбинирован-ный урок.

Спинной  мозг,  строение  и функции. Серое вещество и белое   вещество   спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая  функция  спинного мозга.

Нарушения     деятельности нервной системы и их предупреждение.

§48

51.

Головной мозг: строение и функции.

1

Комбинирован-ный урок.

Головной мозг, строение и функции.   Серое   и   белое вещество  головного мозга. Продолговатый мозг. Средний   мозг.   Мозжечок.   Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус.   Большие   полушария   головного   мозга, доли    (лобная,    теменная, затылочная,         височные). Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.   Нарушения   деятельности нервной системы и их предупреждение.

§49

52.

Обобщение по темам «Эндокринная система. Нервная система.

1

Урок обобщения знаний.

Основные понятия тем.

11.Органы чувств. Анализаторы. (6 часов).

53.

Как действуют органы чувств и анализаторы.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Органы чувств,  их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий.

Знать:

органы чувств и их значение; строение и функции органов зрения и слуха; гигиена зрения

предупреждение нарушений слуха.

Уметь:

узнавать на моделях части органов зрения и слуха.

§51

54.

Орган зрения и зрительный анализатор. Пр.р.№13 Выявление функции зрачка и хрусталика, нахождение слепого пятна.

1

Комбинирован-ный урок.

Орган    зрения.    Вспомогательный     аппарат     глаза (брови,     веки,     ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая   оболочка,    радужка,    зрачок.    Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик, стекловидное тело.     Зрительный     нерв. Зрительный анализатор.

§52

55.

Заболевание и повреждение глаз.

1

Комбинирован-ный урок.

Нарушения зрения, их профилактика.  Заболевание  и повреждение   глаз,   профилактика.      Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. Гигиена зрения. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение.

§53

56.

Орган слуха.

1

Комбинирован-ный урок.

Орган   слуха.   Строение   и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка.  Звукопе-редающий   и   звуковоспри-нймающий    аппарат    уха. Слуховой   анализатор.   Нарушения слуха, их профилактика.     Гигиена     слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат - орган равновесия

§54

57.

Органы равновесия, осязания, обоняния, вкуса. Взаимодействие анализаторов. Пр.р.№14 Определение выносливости вестибулярного аппарата. Пр.р.№15 Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек.

1

Комбинирован-ный урок.

Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь   ощущений   -результат            аналитико-синтетической     деятельности коры больших полушарий. Органы равновесия,           кожно-мышечного   чувства.                    

§55

58.

Контрольно-обобщающий урок «Нервная система. Органы чувств. Эндокринная система»

1

Урок контроля знаний.

Контрольная работа №4.Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

12.Поведе-ние и пихика.

 (5 часов)

59.

Врожденные и приобретенные формы поведения.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Врожденные  формы   поведения:   безусловные   рефлексы, инстинкты, запечатление.          Приобретенные формы   поведения:   условные   рефлексы,   динамический   стереотип,   рассудочная деятельность.  Высшая нервная деятельность. Психология    и    поведение человека.

Знать:

Общая характеристика ВНД; характеристика условных и безусловных рефлексов; понятие о речи, мышлении, внимании, памяти, эмоциях как функциях мозга; значение сна; гигиена умственного и физического труда;

режим дня школьника;

вредное влияние алкоголя, никотина и наркотиков на нервную систему.

Уметь:

применять упражнения по тренировке внимания и памяти;

составлять режим дня школьника.

§56,57

60.

Закономерности работы головного мозга. Пр.р.№16 Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки.

1

Комбинирован-ный урок.

Приобретенные формы поведения: условный рефлекс, динамический стереотип, рассудочная деятельность (мышление). Положительные и отрицательные условные рефлексы. Подкрепление. Условное торможение.

§58

61.

Биологические ритмы. Сон и его значение.

1

Комбинирован-ный урок.

Биологические ритмы.  Сон (фазы  сна)  и  бодрствование, значение сна. Сновидения.      

§59

62.

Особенности ВНД человека. Речь. Сознание. Труд. Познавательные процессы.

1

Комбинирован-ный урок.

Биологическая   природа   и социальная сущность человека. Психология и поведение     человека.      Высшая нервная деятельность.  Познавательная деятельность мозга.  Сознание человека. Речь.   Роль трудовой деятельности в появлении речи и     осознанных     действий Мышление.      Особенности мышления,    его   развитие. Память.      Виды      памяти, приемы запоминания.

Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды.

§60

63.

 Воля и эмоции. Внимание. Динамика работоспособности. Режим дня. Обобщение по теме «Поведение и психика». Пр.р. №17 Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения. Иллюзии зрения.

1

Комбинирован-ный урок.

Эмоции.     Физиологическая основа эмоций. Воля. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое   мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Внимание. Непроизвольное    и    произвольное внимание.    Способы    поддержания внимания.

§61, 62

13.Индивидуальное развитие организма.

 (5 часов)

64.

Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

1

Комбинирован-ный урок.

Мочеполовая          система. Женская половая система. Развитие     яйцеклетки     в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система.          Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности. Роль      половых хромосом   в  определении    развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Био генетический     закон     Геккеля-Мюллера и причины    отступления от него. Инфекции,    передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея), их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.        Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Знать:

система органов размножения;

оплодотворение и внутриутробное развитие; рождение ребенка; рост и развитие ребенка;

характеристику подросткового периода; вредное влияние никотина, алкоголя и других факторов на потомство.

Уметь:

выделять факторы, влияющие на здоровье потомства.

§64,63

65.

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

1

Комбинирован-ный урок.

Размножение   и   развитие. Внутриутробное    развитие. Оплодотворение, образование   зародыша    и    плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье.  Соблюдение  санитарно-гигиенических    норм    и правил   здорового   образа жизни.

§65

66.

О вреде наркогенных веществ.

1

Комбинирован-ный урок.

Социальная    и    природная среда, адаптация к ней человека.

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение                   санитарно-гигиенических норм и правил здорового    образа    жизни. Вредные  и   полезные   привычки,   их  влияние  на  состояние здоровья.  Влияние наркогенных    веществ    на здоровье и судьбу человека.

§66

67.

Психологические особенности личности. Обобщение по теме «Индивидуальное развитие организма».

1

Комбинирован-ный урок.

Значение интеллектуальных, творческих   и   эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности:  способности,  темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.   Значение   состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

§67

68.

Итоговая контрольная работа.

1

Урок контроля знаний.

Контрольная работа №5.Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...