Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
«Школа здоровья» № 473
УТВЕРЖДАЮ И.О. директора школы Сухаревская Е.В. «_____»_______20 _ г. |
Рабочая программа
по биологии
в 8 А классе
на 2014-2015 учебный год
РАССМОТРЕНО
МО __________________
№ ____от _____________
Председатель МО ___________/Шпиллер Л.Б./
Составитель: Ситникова Е.Н. учитель биологии II квалификационной категории |
Москва
2014 г.
8 КЛАСС
Пояснительная записка
Тематическое планирование составлена
- на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сб. программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев - М., изд. "Дрофа", 2001 г. - стр. 57-108),
рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю).
- в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. "Биология: человек" (М., изд. центр "Вентана-Граф» 2011 год)
Изучение биологии направлено на достижение
следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи раздела «Человек» ( 8 класс )
- обучения:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследова-тельской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников
- продолжить формирование у школьников предметных умений: умения прово-дить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий.
- продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий.
- развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков.
- воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гиги-еническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать у них независимость и способность к эмпатии
через учебный материал уроков и КСО.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
Драаомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь. Часть 1,2 — М.:Вентана~Граф, 2011.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов, органы и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
Тематическое планирование ориентирована на использование учебника:
Драгомилов А.Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф, 2006;
а также методических пособий для учителя.
1). Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2004
2). Пепеляева О.А., Сунцова И.В Поурочные разработки по биологии. Методическое пособие.- «ВАКО» Москва, 2005.
дополнительной литературы для учителя:
1)Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Пособие для учителя. - М.: «РАУБ» «Тропикал»е, 1995.;
2). Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006. -144с.
3). Фросин В. И., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену; Биология, Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;
для учащихся:
1). Драгомилов А.Г,, Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл,: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2.— М.: Вентана-Граф, 2009г.;
Тематическое планирование не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать
Понятия: биосоциальная природа человека, природная среда, социальная среда.
Основные науки, изучающие человека, их методы исследования и практические выходы.
Значение санитарно-гигиенических знаний для общества и каждого человека, роль медицинской и санитарной служб в охране экологии среды и здоровья населения.
Уровневую организацию человеческого организма, включая клеточный, тканевый, органный, системный, организ-менный и поведенческий уровни.
Состав и свойства внутренней среды, гомеостаз; основные свойства крови, лимфы и тканевой жидкости; природу иммунитета.
Строение и функции основных систем органов, включая систему органов иммунитета; причины тканевой совместимости.
Нервную и эндокринную регуляцию исполнительных систем, значение прямых и обратных связей; основные закономерности высшей нервной деятельности.
Индивидуальное развитие организма.
Учащиеся должны уметь
Пользоваться научной номенклатурой и терминологией, отличать ее от бытовой лексики.
Пользоваться анатомическими таблицами и находить на себе проекции внутренних органов.
Раскрывать взаимосвязь строения и функций на разных уровнях организации организма.
Устанавливать связи микро- и макростроения органов.
Пользоваться лупой, световым микроскопом и другими оптическими приборами. Отличать истинные структуры от ложных (артефактов).
Оказывать первую помощь при травматических и некоторых органических заболеваниях. Выполнять правила профилактики и защиты от инфекционных, гельминтозных и других заразных заболеваний. Использовать закономерности высшей нервной деятельности и психологии для организации рационального учебного, физического, бытового труда, грамотно чередовать труд с отдыхом, распределять физическую нагрузку.
Выполнять простейшие функциональные пробы, сравнивая свои показания со средними значениями, и при необходимости пользоваться соответствующими формулами.
Находить гомологичные органы животных и человека и грамотно вести сравнение.
Использовать знание систематики, индивидуального развития, сравнительной анатомии и физиологии для установления места человека в природе и его связей с животным миром.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Лабораторные работы/практические работы | Контрольные работы | ||
1. | Введение. Организм человека. Общий обзор. | 5 | 1 | - |
2. | Опорно – двигательная система. | 9 | 1 | 1 |
3. | Кровь. Кровообращение. | 8 | 4 | - |
4. | Дыхательная система. | 7 | 3 | 1 |
5. | Пищеварительная система. | 7 | 1 | - |
6. | Обмен веществ и энергии. Витамины. | 3 | 1 | - |
7. | Мочевыделительная система. | 2 | - | - |
8. | Кожа. | 4 | 1 | 1 |
9 | Эндокринная система. | 2 | - | - |
10. | Нервная система. | 5 | 2 | - |
11. | Органы чувств. Анализаторы | 6 | 3 | 1 |
12. | Поведение и психика. | 5 | 2 | - |
13. | Индивидуальное развитие организма. | 5 | - | 1 |
Итого: | 68 | 19 | 5 |
Учебно-тематический
Содержание рабочей программы
1. Введение. Организма человека. Общий обзор. (5 часов)
Науки о человеке. Значение знаний о строении и функциях человеческого организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни.
Части и полости тела. Топография внутренних органов. Уровни организации организма. Клетка и ее строение. Химический состав клетки. Обмен веществ и энергии. Деление клеток, их рост и развитие. Основные ткани животных и человека. Строение нейрона. Органы, системы органов, организм.
2. Опорно-двигательная система (9 часов)
Кости, мышцы, сухожилия – компоненты опорно-двигательной системы. Их значение. Состав и строение костей, их форма и функция. Внутренне строение костей. Основные отделы скелета. Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия. Развитие опорно-двигательной системы. Последствия гиподинамии.
3. Кровь. Кровообращение (8 часов)
Кровь, тканевая жидкость и лимфа – компоненты внутренней среды. Состав крови. Роль гемоглобина. Артериальная и венозная кровь. Функции лимфоцитов. Иммунитет. Органы иммунной системы. Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных заболеваний. Строение сердца. Большой и малый круг кровообращения. Движение крови по сосудам. Первая помощь при капиллярных, венозных и артериальных кровотечениях. Первая помощь при носовых кровотечениях.
4. Дыхательная система (7 часов)
Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхательных движений. Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания.
5. Пищеварительная система (7 часов)
Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества. Значение пищеварения. Система пищеварительных органов. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Всасывание. Наиболее опасные заболевания желудочно-кишечного тракта. Регуляция пищеварения. Инфекционные заболевания.
6. Обмен веществ и энергии. Витамины (3 часа)
Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования. Обменные процессы в организме. Пластический и энергетический обмен. Нормы питания. Витамины.
7. Мочевыделительная система (2 часа)
Значение выделения. Органы мочевыделения. Строение почки. Роль и регуляция работы почек. Предупреждение заболевания почек. Восходящая и нисходящая инфекции. Нарушение диеты. Вред спиртных напитков. Значение воды и минеральных веществ для организма. Режим питья. Предупреждение водного отравления. Гигиеническая оценка питьевой воды.
8. Кожа (4 часа)
Барьерная роль кожи. Строение кожи. Потовые и сальные железы. Типы кожи. Уход за кожей. Нарушение кожных покровов и повреждение кожи. Травмы: первая помощь при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Адаптация человека к холодному и жаркому климату. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Регуляция теплообразования и теплоотдачи. Гигиена одежды.
9. Эндокринная система (2 часа)
Железы внутренней, наружной и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение. Взаимодействие нервной и эндокринной систем. Гормоны надпочечников. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Связь гипофиза с нервной системой.
10.Нервная система (5 часов)
Значение нервной системы, ее строение и функция. Центральная и периферическая части нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Спинной мозг, его строен, значение и функции. Строение головного мозга. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры.
11. Органы чувств. Анализаторы (6 часов)
Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь. Органы зрения. Строение и функции глаза. Заболевания и повреждения глаз. Первая помощь при повреждении глаз.
Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Гигиена слуха. Болезни органов слуха и их предупреждения.
Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Строение и функции мешочков и полукружных каналов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.
12. . Поведение и психика ( 5 часов)
Врожденные формы поведения. Приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание и трудовая деятельность. Познавательные процессы человека. Волевые процессы. Эмоции. Внимание. Работоспособность. Личность и ее особенности. Человек и его место в биосфере.
13. Индивидуальное развитие организма ( 5 часов)
Половые и возрастные особенности человека. Пол будущего ребенка. Половые хромосомы. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека. Женская и мужская половая система. Половое созревание юношей и девушек. Беременность. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение. Развитие после рождения. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.
Литература и средства обучения
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Драгомилов А.Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф, 2010;
а также методических пособий для учителя.
1). Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2004
2). Пепеляева О.А., Сунцова И.В Поурочные разработки по биологии. Методическое пособие.- «ВАКО» Москва, 2005.
дополнительной литературы для учителя:
1)Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Пособие для учителя. - М.: «РАУБ» «Тропикал»е, 1995.;
2). Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006. -144с.
3). Фросин В. И., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену; Биология, Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;
4) Настольная книга учителя биологии Г.С. Калинова, В.С. Кучменко АСТ. Астрель М. 2002 г.
5)Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ Биология.
6)С.Г. Мамонтов В.Б. Захаров «Основы общей биологии»: книга для самообразования. М., Просвещение, 1992 г.
7)Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1- 3. М.: Мир, 1990 г.
8)Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): Учебное пособие средней школы. 2-е изд. М. 1996.
9)Биологический энциклопедический словарь. М.:Советская энциклопедия, 1986.
для учащихся:
1). Драгомилов А.Г,, Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл,: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2.— М.: Вентана-Граф, 2011г.;
ЦОР: мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
Календарно-тематическое планирование курса «Биология» 8 класс (68 часов)
№ темы | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Знания, умения, навыки | До-маш-нее зада-ние | Дата проведе-ния | ||||||||
по пла-ну | фак-тиче-ски | |||||||||||||||
1.Введение. Организм человека. Общий обзор. (5 часов) | 1. | Введение. Биосоциальная природа человека. Науки об организме человека. | 1 | Объяснение нового материала. | . Предметы изучения наук о человеке: анатомии, физиологии, гигиены, психологии. Методы изучения: самонаблюдение, наблюдение, лабораторный анализ, описание строения. | Знать: систематическое положение вида человек разумный; место в живой природе; биосоциальную природу человека; строение клетки; краткие сведения о строении и функциях основных тканей; основные процессы жизнедеятельности клетки; расположение основных органов в организме человека. Уметь: пользоваться микроскопом; распознавать на таблицах части клетки, органы и системы органов. | §1 | |||||||||
2. | Структура тела. Место человека в живой природе. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Рудименты, атавизмы, доказательство животного происхождения человека, систематическое положение человека; антропология; этнография; биологические и социальные факторы эволюции человека. | §2 | |||||||||||
3. | Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Возбудимость; органоиды; развитие; рост; обмен веществ в клетке; деление клетки; свойства клеточной мембраны. | §3 | |||||||||||
4. | Ткани. Л.р.№1. просмотр под микроскопом различных тканей человека. | 1 | Комбинирован-ный урок. | ткань; виды тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная;нервное волокно; основные виды тканей; строение нейрона; свойства нервной и мышечной тканей. Рефлекс и его виды; рефлекторная дуга; рецепторы. | §4 | |||||||||||
5. | Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Внешняя среда, внутренние органы; внутренняя среда; гормоны; органы; системы органов; уровни организации; полости тела. | §5 | |||||||||||
2.Опорно – двигательная система. (9 часов) | 6. | Скелет. Строение и состав костей. Соединение костей. | 1 | Объяснение нового материала. | Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). | Знать: значение опорно-двигательной системы; скелет человека, его отделы; типы соединения костей; виды костей; рост костей; мышцы, их функции; влияние ритма и нагрузки на работу мышц; утомление; роль физических упражнений для опорно-двигательной системы; повреждения скелета. Уметь: показывать отделы скелета и отдельные кости; узнавать типы мышечной ткани; оказывать первую помощь при травмах; выявлять нарушение осанки и плоскостопие. | §6 | |||||||||
7. | Скелет головы и туловища. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Отделы черепа: мозговой, лицевой; позвонок; позвоночный канал; отделы позвоночника; межпозвоночные хрящевые диски; грудная клетка; ребра; грудина; спинной мозг, крестец, копчик. | §7 | |||||||||||
8. | Скелет конечностей. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Плечевой пояс; кисти руки; кости кисти; тазовый пояс; парная тазовая кость; кости ноги. | §8 | |||||||||||
9. | Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Травмы: перелом, вывих, растяжение связок; первая помощь: повязка, косынка, шина, пузырь со льдом. | §9 | |||||||||||
10. | Мышцы. Типы мышц, их строение и значение. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. | §10 | |||||||||||
11. | Работа мышц. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Работа скелетных мышц и их регуляция. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. | §11 | |||||||||||
12. | Нарушение осанки и плоскостопие. Л.р.№2. определение нарушения осанки и плоскостопия. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. | §12 | |||||||||||
13. | Развитие опорно-двигательной системы. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Гиподинамия; тренировочный эффект; статические и динамические работы; допинг. | §13 | |||||||||||
14. | Контрольно-обобщающий урок «Опорно-двигательная система». | 1 | Урок обобщения и закрепления знаний. | Основные понятия темы «ОДС». Контрольная работа №1. | ||||||||||||
3.Кровь. Кровообра-щение. (8 часов) | 15. | Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Л.р.№3 Сравнение крови человека и лягушки. | 1 | Урок изучения новой темы, урок применения ЗУН учащимися. | Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови. Гомеостаз. Выполнение лабораторной работы №5 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)». | Знать: инфекционные заболевания и меры борьбы с ними; органы кровообращения; строение сердца; круги кровообращения; виды кровотечений; предупреждение сердечно-сосудистных заболеваний; влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды. Уметь: оказывать первую помощь при кровотечениях; соблюдать правила общения с инфекци-онными больными; выделять факторы, отрицательно влия-ющие на сердечно-сосудистую систему. | §14 | |||||||||
16. | Иммунитет. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические [ узлы, селезенка, лимфоид-ная ткань). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Работы Л.Пастера, И.И.Мечникова. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный | §15 | |||||||||||
17. | Тканевая совместимость и переливание крови. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические [ узлы, селезенка, лимфоид-ная ткань). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Работы Л.Пастера, И.И.Мечникова. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный | §17 | |||||||||||
18. | Строение и работа сердца. Круги кровообращения. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны) и функции сердца (фазы сердечной деятельности). Ней-рогуморальная регуляция работы сердца. Автоматизм сердечной мышцы. Симпатический и блуждающий нервы. Гормоны, регулирующие работу сердца: адреналин, ацетил-холин. Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Значение кровообращения. Большой и малый круги кровообращения. | §18 | |||||||||||
19. | Движение лимфы. Пр.р. №1 Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем. | §19 | |||||||||||
20. | Движение крови по сосудам. Пр.р. №2 Опыт выясняющий природу пульса. Пр.р.№3 Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального давления. Артериальное давление: верхнее, нижнее. Пульс. Частота сердечных сокращений. Перераспределение крови в организме. Нейро-гуморальная регуляция работы сосудов. | §20 | |||||||||||
21. | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт). Пульс. Частота сердечных сокращений. Функциональная проба. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Факторы риска гиподинамия. Тренированное и нетренированное сердце. Тренировочный эффект. | §21 | |||||||||||
22. | Первая помощь при кровотечениях. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Артериальное, венозное и капиллярное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении. Жгут. Закрутка. Давящая повязка. | §22 | |||||||||||
4.Дыхательная система. (7 часов) | 23. | Значение дыхания. Органы дыхания. | 1 | Урок изучения новой темы, урок применения ЗУН учащимися. | Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань -орган голосообразования. Трахея, главные бронхи. | Знать: значение дыхания; строение и функции органов дыхания; жизненная емкость легких; инфекционные болезни: грипп, туберкулез; гигиена органов дыхания; вредное влияние курения на органы дыхания; приемы искусственного дыхания. Уметь: показывать на рисунках и таблицах органы дыхания; владеть приемами искусственного дыхания. | §23 | |||||||||
24. | Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Л.р.№4 Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Легкие (пристеночная и легочная плевры, плевральная полость бронхиальное дерево, альвеолы). Система органов дыхания. Обмен газов в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. | §24, л.р.№5 | |||||||||||
25. | Дыхательные движения. Пр.р.№5 Измерение обхвата грудной клетки. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Дыхательные движения. Грудная полость. Межреберные мышцы. Диафрагма. | §25 | |||||||||||
26. | Регуляция дыхания. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Нейрогуморальная регуляция дыхания. Дыхательный центр продолговатого мозга. Высшие дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга. Диффузия, гемоглобин, артериальная кровь, венозная кровь, альвеолярный воздух. | §26 | |||||||||||
27. | Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Пр.р.№6 Определение запыленности воздуха в зимних условиях. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Заболевания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Жизненная емкость легких. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих | §27 | |||||||||||
28. | Первая помощь при поражении органов дыхания. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Клиническая смерть. Биологическая смерть. Реанимация: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. | §28 | |||||||||||
29. | Контрольно-обобщающий урок «Дыхательная и кровеносная система». | 1 | Урок обобщения и закрепления знаний. | Контрольная работа №2.Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | ||||||||||||
5.Пищевари-тельная система. (7 часов) | 30. | Значение пищи и ее состав. | 1 | Урок изучения новой темы, урок применения ЗУН учащимися. | Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни. | Знать: пищевые продукты; питательные вещества; строение и функции органов пищеварения; зубы, виды зубов; пищеварительные железы; всасывание; гигиена питания; предупреждение желудочно-кишечных заболеваний; влияние никотина и алкоголя на пищеварение. Уметь: показывать на рисунках органы пищеварения; владеть приемами оказания первой помощи при отравлениях. | §29 | |||||||||
31. | Органы пищеварения. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника, поджелудочная железа, печень). | §30 | |||||||||||
32. | Строение и значение зубов. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Форма и функции зубов: зуб (коронка, шейка, корень, эмаль, цемент, дентин, зубная пульпа), резцы, клыки, коренные зубы, кариес. | §31 | |||||||||||
33. | Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Л.р.№5 Ознакомление с действием слюны на крахмал. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтаза, крахмал, глюкоза. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке., Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Пепсин. | §32, пр.р. №7,8 | |||||||||||
34. | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. | §33 | |||||||||||
35. | Регуляция пищеварения. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Нейрогуморальная регуляция пищеварения. Безусловный рефлекс, условный рефлекс, пищевой корковый центр, зрительный корковый центр, временная связь, условное и безусловное торможение. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения | §34 | |||||||||||
36. | Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения. Обобщение по теме «Пищеварительная система». | 1 | Комбинирован-ный урок. | Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска: гиподинамия. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Симптомы аппендицита. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Режим питания. | §35 | |||||||||||
6.Обмен веществ и энергии. Витамины. (3 часа) | 37. | Обменные процессы в организме. | 1 | Урок изучения новой темы, урок применения ЗУН учащимися. | Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. | Знать: общую характеристику обмена веществ и энергии; пластический обмен; энергетический об-мен и их значение; значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей; влияние никотина и алкоголя на обмен веществ; витамины, способы сохранения витаминов в пище-вых продуктах; рациональное питание, режим питания школьников. Уметь: применять правила гигиены на практике; составлять суточный рацион питания. | §36 | |||||||||
38. | Нормы питания. Пр.р. №9 Функциональные пробы с максимальной задержкой. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Основной обмен; общий обмен; энерготраты; энергоемкость (калорийность) пищи; суточный рацион. | §37 | |||||||||||
39. | Витамины. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы. Проявления авитаминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их предупреждение. | §38 | |||||||||||
7.Мочевыделительная система. (2 часа) | 40. | Строение и функции почек. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. | Знать: значение выделения; органы мочевыделительной системы; профилактику заболеваний почек. Уметь: распознавать на рисунках органы мочевыделительной системы; характеризовать работу выделительной системы. | §39 | |||||||||
41. | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Фактор риска - переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Роль различных систем в удалении ненужных, вредных веществ, образующихся в организме. Образование первичной и вторичной мочи. Значение воды и минеральных солей для организма. Питьевой режим. Гигиеническая оценка питьевой воды. | §40 | |||||||||||
8.Кожа. (4 часа) | 42. | Значение кожи и ее строение. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. | Знать: строение и функции кожи; роль кожи в терморегуляции; закаливание организма; первая помощь при поражении кожи; гигиенические требования к одежде и обуви. Уметь: распознавать на рисунках органы мочевыделительной системы, слои и структурные элементы кожи; оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, обморожениях и ожогах. | §41 | |||||||||
43. | Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Пр.р. №10 Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Нарушения кожных покровов и их причины. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | §42 | |||||||||||
44. | Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение. | §43 | |||||||||||
45. | Контрольно-обобщающий урок «Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа. | 1 | Урок обобщения и закрепления знаний. | Контрольная работа №3.Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | ||||||||||||
9.Эндокрин-ная система. (2 часа). | 46. | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. | Знать: значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций в организме. Уметь: находить на таблице железы внутренней секреции. | §44 | |||||||||
47. | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза), гормоны щитовидной железы (болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек). Гормоны поджелудочной железы (инсулин и заболевание сахарным диабетом). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез. | §45 | |||||||||||
10.Нервная система. (5 часов) | 48. | Значение, строение и функционирование нервной системы. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. | Знать: значение нервной системы; отделы нервной системы; строение и функции спинного мозга; строение и функции головного мозга; факторы, нарушающие функции нервной системы. Уметь: показывать на таблицах отделы нервной системы, части спинного и головного мозга. | §46 | |||||||||
49. | Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция. Пр.р.№ 11 Выяснение действия прямых и обратных связей. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нарушения деятельности нервнрй системы и их предупреждение. Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. | §47 Пр.р. №12 | |||||||||||
50. | Спинной мозг. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | §48 | |||||||||||
51. | Головной мозг: строение и функции. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные). Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | §49 | |||||||||||
52. | Обобщение по темам «Эндокринная система. Нервная система. | 1 | Урок обобщения знаний. | Основные понятия тем. | ||||||||||||
11.Органы чувств. Анализаторы. (6 часов). | 53. | Как действуют органы чувств и анализаторы. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. | Знать: органы чувств и их значение; строение и функции органов зрения и слуха; гигиена зрения предупреждение нарушений слуха. Уметь: узнавать на моделях части органов зрения и слуха. | §51 | |||||||||
54. | Орган зрения и зрительный анализатор. Пр.р.№13 Выявление функции зрачка и хрусталика, нахождение слепого пятна. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик, стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор. | §52 | |||||||||||
55. | Заболевание и повреждение глаз. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Нарушения зрения, их профилактика. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. Гигиена зрения. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. | §53 | |||||||||||
56. | Орган слуха. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопе-редающий и звуковоспри-нймающий аппарат уха. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат - орган равновесия | §54 | |||||||||||
57. | Органы равновесия, осязания, обоняния, вкуса. Взаимодействие анализаторов. Пр.р.№14 Определение выносливости вестибулярного аппарата. Пр.р.№15 Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений -результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий. Органы равновесия, кожно-мышечного чувства. | §55 | |||||||||||
58. | Контрольно-обобщающий урок «Нервная система. Органы чувств. Эндокринная система» | 1 | Урок контроля знаний. | Контрольная работа №4.Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | ||||||||||||
12.Поведе-ние и пихика. (5 часов) | 59. | Врожденные и приобретенные формы поведения. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Высшая нервная деятельность. Психология и поведение человека. | Знать: Общая характеристика ВНД; характеристика условных и безусловных рефлексов; понятие о речи, мышлении, внимании, памяти, эмоциях как функциях мозга; значение сна; гигиена умственного и физического труда; режим дня школьника; вредное влияние алкоголя, никотина и наркотиков на нервную систему. Уметь: применять упражнения по тренировке внимания и памяти; составлять режим дня школьника. | §56,57 | |||||||||
60. | Закономерности работы головного мозга. Пр.р.№16 Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Приобретенные формы поведения: условный рефлекс, динамический стереотип, рассудочная деятельность (мышление). Положительные и отрицательные условные рефлексы. Подкрепление. Условное торможение. | §58 | |||||||||||
61. | Биологические ритмы. Сон и его значение. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Биологические ритмы. Сон (фазы сна) и бодрствование, значение сна. Сновидения. | §59 | |||||||||||
62. | Особенности ВНД человека. Речь. Сознание. Труд. Познавательные процессы. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Биологическая природа и социальная сущность человека. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий Мышление. Особенности мышления, его развитие. Память. Виды памяти, приемы запоминания. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. | §60 | |||||||||||
63. | Воля и эмоции. Внимание. Динамика работоспособности. Режим дня. Обобщение по теме «Поведение и психика». Пр.р. №17 Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения. Иллюзии зрения. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания. | §61, 62 | |||||||||||
13.Индивидуальное развитие организма. (5 часов) | 64. | Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности. Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Био генетический закон Геккеля-Мюллера и причины отступления от него. Инфекции, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея), их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. | Знать: система органов размножения; оплодотворение и внутриутробное развитие; рождение ребенка; рост и развитие ребенка; характеристику подросткового периода; вредное влияние никотина, алкоголя и других факторов на потомство. Уметь: выделять факторы, влияющие на здоровье потомства. | §64,63 | |||||||||
65. | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | §65 | |||||||||||
66. | О вреде наркогенных веществ. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. | §66 | |||||||||||
67. | Психологические особенности личности. Обобщение по теме «Индивидуальное развитие организма». | 1 | Комбинирован-ный урок. | Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Значение состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. | §67 | |||||||||||
68. | Итоговая контрольная работа. | 1 | Урок контроля знаний. | Контрольная работа №5.Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...