Рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_10_klass.doc229.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение  города Москвы

средняя общеобразовательная школа

«Школа здоровья» № 473

УТВЕРЖДАЮ

И.О. директора школы

Сухаревская Е.В.

 «_____»_______20  _ г.

                                                                                                                    Рабочая программа

по биологии

в 10 А классе

на 2014-2015 учебный год

РАССМОТРЕНО  

  МО __________________

№ ____от _____________

Председатель МО ___________/Шпиллер Л.Б./

                                                                                                                                                                                      Составитель:

                                                                                                                                                                                                                         Ситникова Е.Н.

                                                                                                                                                                                                                       учитель биологии

                                                        II квалификационной категории

Москва

2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089), примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Использована авторская программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина). Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

        Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и  потребностями региона.

Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.

Программа по биологии для учащихся  10-11 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации  при структурировании знаний.

Технологии опорных конспектов и графического представления информации позволяют давать и запоминать информацию блоками обеспечивают экономию времени при объяснении нового материала; представляют материал в более наглядном доступном для восприятия виде, воздействует на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая лучшее усвоение.; дифференциация  решает задачу индивидуального подхода; коллективное обучение снижает конфликтные ситуации, позволяет обучающимся работать в соответствии со своим ритмом

В связи с использованием технологий КСО при изучении тем «Закономерности наследственности и изменчивости», «Происхождение жизни на Земле», «Происхождение человека» планирование уроков изменено.

Контрольные работы – 2

Лабораторные работы - 4


Литература и средства обучения.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2007. -368с.

Методические пособия и дополнительная литература для учителя:

  1. Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод. пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой. «Общая биология. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2006. – 140с.
  2. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема  и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.
  3. Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.
  4. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988. – 671 с.
  5. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология для поступающих в вузы. – М.: Ониск, 2007. – 1088 с

MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»

  1. Электронные уроки и тесты. Биология в школе. – «Просвещение-медиа», 2007-2008
  2. Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия 2008. – «Нью Медиа Дженерейшн», 2008

Дополнительная литература для учеников:

  1. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитериентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.
  2. Шишкинская Н.А. генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.
  3. Биология  в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004
  4. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002

Интернет-ресурсы:

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

Предметно-информационная составляющая образованности:

знать

  •  основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

10 КЛАСС

Пояснительная записка


Планирование составлено на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. – 138 с), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.


На изучение биологии на базовом уровне отводится
34 часа.

 Настоящий календарно-тематический план рассчитан на использование учебника:

Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005. -368с;

В планировании нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего

(полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):

-
освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития

современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;

-
овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической стельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в прочее изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

-
воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при суждении биологических проблем;

-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в ироде.

Литература для учителя:

 

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
  2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
  3. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
  4. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.
  5. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.
  6. Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. – Саратов: Лицей, 2001.
  7. Дягтерев Н.Д. Генная инженерия: спасение или гибель человечества. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
  8. Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
  9. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
  10. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
  11. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
  12. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
  13. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
  14. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
  15. Рязанова Л.А. Практикум по генетике в школе. – Челябинск: ЧГПИ, 1995.
  16. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  17. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  18. Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

Литература для учащихся:

 

  1. В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология 10-11. - М.: Дрофа, 2007
  2. Биология. Общая биология: учеб. Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: профильный уровень /под. Ред. В.К Шумного и Г.М. Дымшица/.- М., Просвещение, 2006.
  3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
  4. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
  5. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
  6. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
  7. Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
  8. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
  9. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  10. Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: Просвещение, 1991.
  11. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. 

 

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion

http://chemistry48.ru

Содержание рабочей программы

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.  МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (4 час)

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы[1]. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации

Биологические системы

Уровни организации живой природы

Методы познания живой природы

КЛЕТКА (12 час)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Демонстрации

Строение молекулы белка

Строение молекулы ДНК

Строение молекулы РНК

Строение клетки

Строение клеток прокариот и эукариот

Строение вируса

Хромосомы

Характеристика гена

Удвоение молекулы ДНК

Лабораторные и практические работы

          Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.

         

ОРГАНИЗМ (18 час)

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрации

Многообразие организмов

Обмен веществ и превращения энергии в клетке

Фотосинтез

Деление клетки (митоз, мейоз)

Способы бесполого размножения

Половые клетки

Оплодотворение у растений и животных

Индивидуальное развитие организма

Моногибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание

Перекрест хромосом

Неполное доминирование

Сцепленное наследование

Наследование, сцепленное с полом

Наследственные болезни человека

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность

Мутации

Модификационная изменчивость

Центры многообразия и происхождения культурных растений

Искусственный отбор

Гибридизация

Исследования в области биотехнологии

Лабораторные и практические работы

Составление простейших схем скрещивания

Решение элементарных генетических задач

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм




Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать


  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;


уметь


  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические


проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;


  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Лабораторные работы/практические работы

Контрольные работы

Раздел 1

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

3

Тема 1.1.

Краткая история развития биологии. Система биологических наук.

1

-

-

Тема 1.2.

Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы .

2

-

-

Раздел 2

КЛЕТКА.

12

Тема 2.1.

Введение в цитологию.

1

-

-

Тема 2.2.

Химический состав клетки.

5

-

-

Тема 2.3.

Структурно-функциональная организация клеток эукариот и прокариот.

3

1

-

Тема 2.4.

Реализация наследственной информации в клетке.

1

-

-

Тема 2.5.

Вирусы.

2

-

1

Раздел 3

ОРГАНИЗМ.

19

Тема 3.1.

Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.

3

-

-

Тема 3.2.

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

5

-

-

Тема 3.3.

Закономерности наследственности и изменчивости.

8

3

-

Тема 3.4.

Основы селекции. Биотехнология.

3

-

1

Итого

34

4

2

Календарно-тематическое планирование курса «Биология» 10 класс (34 часа)

№ темы

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержаниия

Требования к уровню подготовки

До-маш-нее зада-ние

Дата проведе-ния

по пла-ну

фак-тиче-ски

РАЗДЕЛ 1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА, МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (3 часа)

.

1.1.Краткая история развития биологии. Система биологиче-ских наук.

(1 час)

1.

Краткая история развития биологии.

1

Вводный урок.

Урок повторения и обобщения  знаний.

Биология как наука. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании научного мировоззрения.

Определять место биологии в системе естественных наук.

Называть вклад ученых в развитие биологии на разных этапах ее становления.

Описывать методы познания живых организмов.

Выделять объект биологического исследования.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации

§1.1

1.2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы.  

(2 часа)

2.

Сущность жизни и свойства живого.

1

Комбинированный урок.

Жизнь

Отличительные   признаки живой природы: уровневая организация, эволюция.

Давать определение понятию жизнь.

Объяснять проявления иерархического принципа организации живой природы.  

§1.2

3.

Уровни организации живой материи. Методы биологии.

1

Комбинированный урок.

Основные  уровни  организации живой природы.

Методы  познания   живой природы: описательный, исторический, метод моделирования.

Этапы познания: сбор фактов, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, доказательство теории.

Объект изучения биологии – биологические системы.

Отрасли биологии, ее связи с другими науками.

Объяснять значение для развития биологии подразделения на уровни организации.

Определять принадлежность биол. объекта к уровню организации жизни. Описывать методы познания живых организмов.

Выделять объект биологического исследования.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации

§1.3

РАЗДЕЛ 2. КЛЕТКА (11часов + 1 час контрольная работа)

2.1.Введение в цитологию.

(1 час)

4.

История изучения клетки. Клеточная теория.

1

Урок изучения и   первичного закрепления новых знаний.

Цитология - наука о клетке. Предмет и задачи цитологии. Клетка - объект изучения цитологии. Клеточная теория. М. Шлейден и Т. Шванн –основоположники клеточной теории. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

 

Давать определение понятию цитология. Называть положения современной клеточной теории.

Описание клетки как объекта изучения цитологии. Объяснять роль клеточной теории в формировании естественнонаучной картины мира.

§2.1

2.2.Химиче-ский состав клетки

(6 часов).

5.

Химический

 состав клетки.

1

Урок изучения и   первичного закрепления новых знаний.

Органогены. Микроэлементы Макроэлементы Ультрамикроэлементы. Химический состав клетки.   Единство     элементного химического состава живых организмов как доказательство   происхождения живой природы.

Давать определение ключевым понятиям. Объяснять единство органического  мира на основе сопоставительного анализа состава химических элементов.

Характеризовать значение макро- и микроэлементов, воды и минеральных солей

§2.2

6.

Неорганические вещества.

1

Комбинированный урок.

Гидрофильные соединения

Гидрофобные соединения .   Вода,   особенности строения    и    свойства: растворимость,  высокая теплоемкость, теплопроводность,   высокая   интенсивность испарения. Роль       неорганических веществ в жизни клетки и организма человека.

Развернуто обосновывать зависимость функций воды в клетке от строения ее молекул.

§2.3

7.

Органические вещества. Общая характеристика. Липиды.

1

Комбинированный урок.

Давать определение ключевым понятиям. Объяснять единство органического  мира на основе сопоставительного анализа состава химических элементов.

Развернуто обосновывать зависимость функций воды в клетке от строения ее молекул.

Характеризовать значение макро- и микроэлементов, воды и минеральных солей

Давать определение ключевым понятиям.

Характеризовать строение у липидов, их биологическую роль в обеспечении жизнедеятельности клетки.

Устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке.

§2.4

8.

Органические вещества. Углеводы. Белки.

1

Комбинированный урок.

Органические вещества Биополимеры Низкомолекулярные   вещества Классификация  углеводов:  моносахариды,       дисахариды, полисахариды. Роль углеводов в клетке: источник энергии, резерв питательных веществ.

Биополимеры Полипептиды

Белки.     Пространственная   структура:   первичная,  вторичная,  третичная, четвертичная. Денатурация   и   ренатурация. Причины денатурации.

Роль белков в клетке: структурная, двигательная,      транспортная,   защитная,   энергетическая,               белки-ферменты,             белки-гормоны.

Специфичность    белковых молекул. Практическое   использование денатурации.

Проблема пересадки органов и тканей.

Давать определение ключевым понятиям.

Выделять особенности углеводного состава растительных и животных клеток.

Характеризовать строение углеводов, их биологическую роль в обеспечении жизнедеятельности клетки.

Устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке.

§2.5

9.

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.

1

Комбинированный урок.

Биополимеры

Открытие   Иоганном Фридрихом       Мишером нуклеиновых     кислот: ДНК, РНК.

Химический Состав  нуклеиновых кислот. Описание структуры ДНК Уотсоном и Криком, Чаргаффом. ДНК - носитель наследственной   информации     (хранение     наследственной   информации, передача информации   следующему   поколению; передача генетической   информации   из ядра в цитоплазму). Виды    РНК:    транспортная,        рибосомальная, информационная     (матричная).

Удвоение         молекулы ДНК.

Принцип комплементарности Правило Чаргаффа.

Давать определение ключевым понятиям.

Характеризовать функции ДНК и РНК.

Объяснять принципы строения молекулы ДНК.  Называть виды РНК. Устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул ДНК и РНК в клетке.

§2.6

2.3. Структурно-функциональ-ная организация клеток эукариот и прокариот

(3 часа).

10.

Эукариотическая   клетка.

Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы. Лабораторная работа№1.Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

1

Урок изучения и   первичного закрепления новых знаний.

Эукариоты. Экзоцитоз.

Эндоцитоз. Органоиды клетки эукариот: ЭПС (шероховатая или гранулярная;    гладкая   или   агранулярная), клеточная       мембрана, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды        (лейкопласты, хлоропласты. хромопласты), рибосомы

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции.

Пиноцитоз и фагоцитоз. Механизм   и   особенности.

Основные  отличия            в строении   животной и растительной клеток

Давать определения ключевым понятиям.

Называть функции органоидов эукариотической клетки, описывать их значение в жизнедеятельности клетки. Сравнивать строение раститель-ной и животной клеток.

§2.7

11.

Клеточное ядро. Хромосомы.

1

Комбинированный урок.

Кариоплазма. Гаплоидный набор хромосом.

Гомологичные  хромосомы.

Диплоидный набор хромосом. Кариотип.

Клеточное ядро: ядерная оболочка,  ядерный  сок, ядрышко, хроматин. Хромосомы.

Строение  клетки.  Четко сформированное ядро - обязательный компонент клеток эукариот. Строение    и    функции хромосом. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Давать определения ключевым понятиям.

Доказывать, что ядро - центр управления жизнедеятельностью клетки.

Устанавливать взаимосвязи строения и функций ядра. Прогнозировать последствия для клетки потери ядра и возможность самостоятельного су-ществования ядра вне клетки. Характеризовать строение и функции хромосом. Сравнивать хромосомы эукариот и бактерий, кариотип мужчины и женщины.

§2.8

12.

Прокариотическая клетка.

1

Комбинированный урок.

Прокариоты. Эукариоты.   Органоиды прокариотической клетки – клеточная стенка, мембрана, нуклеотид, кольцевая ДНК (плазмида), рибосома.

Разнообразие прокариот . Форма клеток бактерий, распространение и значение. Спорообразование.

Давать определения ключевым понятиям. Называть участки и органоиды прокариотической клетки, экологи-ческую роль бактерий. Выделять различия в строении эукариот и прокариот.

Использовать приобретенные знания  в повседневной жизни для профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

§2.9

2.4.Реализа-ция наследствен-ной информации в клетке

(1 час).

13.

Реализация наследственной информации в клетке.

1

Комбинированный урок.

Ген, генетическая информация, матричный синтез, транскрипция, трансляция, триплет. Молекулы  ДНК. ДНК – носитель наследственной информации. Ген. Генетический код. Свойства генетического кода: однозначность, избыточность, полярность, универсальность, неперекрываемость.

Биосинтез белка: транскрипция, трансляция. Принцип комплементарнос ти.

Давать определения ключевым понятиям. Описывать процессы танскрипции и трансляции.

§2.10

2.5.Вирусы

(1 час).

14.

Неклеточные формы  жизни: вирусы.

1

Комбинированный урок.

Вирус.

Генетическая информация.

Вирусы, бактериофаг.

Строение  вируса:   генетический материал, капсид и размножение. Значение в природе и жизни человека:    вирусы    как возбудители    болезней; вирусы,   инфицирующие бактерии.

Меры         профилактики распространения   вирусных  заболеваний.   Профилактика СПИДа.

Паразитизм на генетическом уровне. Вирусы - переносчики

генетической

информации.

Давать определение ключевым понятиям.

Описывать проявление специфичности действия вирусов. Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактериофагов.

Характеризовать механизм синтеза вирусных белков и их упаковку.

Осуществлять самостоятельный       поиск биологической информации о жизненном цикле вируса на основе анализа содержания рисунка учебника. Обосновывать пути предотвращения вирусных заболеваний.

Прогнозировать трудности и опаснос-ти профессии вирусолога.

§2.11

15.

Контрольная работа №1 по теме «Клетка».

1

Урок контроля знаний.

Тестирование по теме «Клетка» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требова-ниям к уровню подготовки).

Раздел 3. ОРГАНИЗМ (28часов + 1 час контрольная работа)

3.1. Обмен веществ и преобразование энергии

(3 часа).

16.

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

1

Урок изучения и   первичного закрепления новых знаний.

Гомеостаз. Организм. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колониальные организмы.

Давать определение ключевым понятиям. Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных организмов. Отличать по строению однокле-точные и многоклеточные организмы. Выделять особенности строения клетки, обеспечивающие функции, свойственные целостному организму.

§3.1

17.

Обмен веществ и энергии. Энергетический   обмен веществ

1

Комбинированный урок.

Диссимиляция Гпиколиз. Катаболизм.

Молекулы АТФ. Строение и функции. Локализация специфических ферментов в мембранах митохондрий. Роль лизосом в подготовительном этапе. Потребность живых организмов в кислороде.    

  Энергетический обмен. Этапы энергетического обмена: подготовительный,  бескислородной, кислородный.

Давать определение ключевым понятиям.

Объяснять роль АТФ в обмене веществ и энергии.

 Характеризовать этапы диссимиляции.

Устанавливать связь между строением митохондрий и клеточным дыханием.

Объяснять потребность большинства организмов в кислороде.

§3.2

18.

Пластический обмен. Фотосинтез.

1

Комбинированный урок.

Автотрофы. Тиллакоиды. Фототрофы. Фотосинтез. Локализация специфических ферментов   в   мембранах хлоропластов. Особенности организации тиллакоидов. Свет - источник энергии для реакций.   Биологическое   и экологическое значение фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза.

Давать определение ключевым понятиям. Описывать типы питания организмов. Объяснять роль фотосинтеза Характеризовать световую и темновую фазы фотосинтеза. Устанавливать связь между строением хлоропластов и фотосинтезом.

Объяснять экологический аспект фотосинтеза на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

§3.3

3.2.Размноже-ние и индивидуаль-ное развитие организмов

(6 часов).

19.

Деление клетки. Митоз.

1

Урок изучения и   первичного закрепления новых знаний.

Жизненный цикл Интерфаза Митотический цикл

Роль интерфазы в жизненном цикле. Изменение количества ДНК в различные периоды жизненного цикла. Продолжительность жизненного цикла. Подготовка к митозу. Редупликация, синтез РНК, белков-ферментов, синтез АТФ, удвоение центриолей.

Биологическое значение митоза: рост, регенерация, деление зиготы.  Стадии   митоза:   профаза, метафаза,  анафаза,  телофаза. Процесс: Изменения ядра, клеточного центра на различных стадиях митоза.

Давать определение ключевым понятиям. Объяснять значение интерфазы в жизненном цикле.

Характеризовать процессы интерфазы.

Объяснять биологический смысл митоза. Характеризовать митоз.

§3.4

20.

Размножение: бесполое и половое.

1

Бесполое  и половое размножение Размножение - свойство живых организмов. Особенности бесполого размножения. Роль в природе. Способы бесполого размножения:    спорообразование, митоз, почкование, деление пополам. Оплодотворение . Партеногенез Приспособления у обоеполых растений или животных для предотвращения самооплодотворения. Особенности полового размножения и его биологическая роль.

Давать определение ключевым понятиям.

Выделять особенности, сравнивать  бесполое и половое размножения.

Характеризовать их биологическое значение .

Выделять эволюционные преимущества полового размножения.

§3.5

21.

Образование половых клеток.

Мейоз.

1

Комбинированный урок.

Гаметогенез Гаметы Гермафродитизм Овогенез Репродуктивный период Сперматогенез  Гаплоидный набор хромосом Конъюгация Крос-синговер

Половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид. Особенности продолжительности репродуктивного периода у разных полов.

Стадии развития половых клеток. Биологическое значение мейоза.

Давать определение ключевым понятиям.

Устанавливать    связь между строением и функцией половых клеток.

Характеризовать этапы гаметогенеза.

Сравнивать процессы овогенеза и сперматогенеза.

Объяснять биологическое значение мейоза.

Выделять особенности 1-ого и 2-ого мейотических делений.

Объяснять отличия мейоза от митоза.

§3.6

22.

Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов.

1

Комбинированный урок.

Виды оплодотворения:  наружное и внутреннее, двойное. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. Онтогенез. Эмбриогенез.  Периоды   онтогенеза:   эмбриональный и постэмбриональный. Прямое и непрямое развитие. Причины нарушения развития организмов. Эмбриогенез. Этапы и характеристики.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть типы оплодоворения.

Характеризовать их сущность и значение.

Обосновывать зависимость типа оплодотво-рения от условий среды обитания.

Называть периоды онтогенеза, типы постэмбриональ-ного развития, причины нарушения развития организмов. Описывать процесс эмбриогенеза.

§3.7, §3.8

23.

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.

1

Комбинированный урок.

Онтогенез. Репродуктивный период. Репродуктивное здоровье, его значение для будущих поколений людей.  Критические периоды в развитии эмбриона. Факторы внешней среды, влияющие на развитие: алкоголь, стресс, питание. Гигиенические мероприятия, обеспечивающие нормальное эмбриональное развитие человека. Природные механизмы, снижающие интенсивность влияния на стадии развития организма.

Называть периоды онтогенеза человека. Сравнивать зародыши человека и других млекопитающих животных и делать выводы на основе сравнения. Называть компоненты окружающей среды, влияющие на развитие конкретного организма. Описывать критические периоды в развитии эмбриона. Обосновывать влияние полноценного питания на рост и развитие организмов. Объяснять отрицательное влияние алкоголя, наркотических средств, никотина на развитие зародыша человека.

§3.9

3.3Закономер-ности наследствен-ности и изменчивости ( 8 часов).

24.

Генетика- наука  о закономерностях наследственности    и изменчивости.

1

Урок изучения и   первичного закрепления новых знаний.

Генетика. Генотип. Гены (аллельные, неаллельные). Гетерозигота.  Гомозигота. Изменчивость. Наследственность

Локус. Признак (доминантный, рецессивный) Фенотип. Мендель – основоположник генетики.

Давать определение ключевым понятиям.

Приводить     примеры рецессивных и доминантных признаков. Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости.  Объяснять значение гибридологческого метода.

§3.10

25.

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Лабораторная работа№2. Составление простейших схем скрещивания. Решение элементарных генетических задач.

1

Комбинированный урок.

Гибрид. Гибридизация. Доминирование .Моногибридное   скрещивание

Чистые линии. Альтернативные    признаки гороха. Гибридологический     метод изучения наследственности. Условия проявления полного доминирования.

Закон и правила: Закон доминирования (закон единообразия). Закон расщепления.

Статистический характер  законов.

Давать определение ключевым понятиям.

Записывать обозначения доминантных и рецессивных генов, гомозигот и гетегозигот.

Раскрывать   сущность гибридологического метода. Характеризовать моногибридное скрещивание. Составлять схемы  процесса образования «чистых» гамет; единообразия гибридов первого поколения; закона расщепления; неполного доминирования. Объяснять цитологические основы проявления второго закона Менделя (расщепления). Составлять схему закона расщепления.

§3.11

26.

Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание. Лабораторная работа№3. Составление простейших схем скрещивания. Решение элементарных генетических задач.

1

Комбинированный урок.

Дигибридное скрещивание

Цитологические основы проявления третьего закона Менделя.

Условия выполнения третьего закона Менделя (независимого комбинирования): расположение генов в разных гомологичных хромосомах, отсутствие взаимодействия между генами. Особенности расщепления по генотипу и фенотипу.

Закон независимого комбинирования. Универсальный характер.

Давать определение ключевому понятию - дигибридное скрещивание.

Рассчитывать число типов гамет и составлять решетку Пеннета.

Объяснять цитологические основы третьего закона Менделя (закона независимого комбинирования);

Обосновывать основные положения третьего закона Менделя (закона не-зависимого наследования признаков).

§3.12

27.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование.

1

Комбинированный урок.

 Группа сцепления. Генетические карты. Кроссинговер. Морганиды. Перекрест. Сцепленное наследование. Условия проявления закона сцепленного наследования. Закон сцепленного наследования генов.

Закон Т.Моргана. Хромосомная   теория   наследственности.

Давать определение ключевым понятиям.

Объяснять механизм нарушения сцепления генов. Обосновывать цитологические основы проявления закона сцепленого наследования.

Характеризовать положения хромосомной теории

§3.13

28.

Современные представления о гене и геноме.

1

Комбинированный урок.

Геном. Геномика. Взаимодействие генов. Современные представления о гене и геноме. Генотип. Взаимодействие генов и их множественное действие.

Давать определение ключевым понятиям. Описывать строение гена эукариот. Приводить примеры взаимодействия генов.

§3.14

29.

Генетика пола.

1

Комбинированный урок.

 Аутосомы .Гетерохромосомы. Гетерогаметный пол. Гомогаметный пол.

Особенности  наследования признаков, сцепленных с полом.

Практ. значение знании о сцепленном с полом наследовании для чел.

Наследование, сцепленное с полом. Хромосомное определение пола.

Приводить примеры гомогаметного и гетерогаметного пола у животных.

Объяснять цитологический механизм расщепления по полу. Выделять особенности наследования, сцепленного с полом. Составлять схему хромосомного определения пола и объяснять механизм.

§3.15

30.

Изменчивость: наследственная и ненаследственная.

1

Изменчивость. Норма реакции. Наследственная (генотипическая)   и ненаследственная (модификационная) изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации

Классификация мутаций : по характеру проявления: доминантные и рецессивные; по месту возникновения: генеративные и соматические; по уровню возникновения: генные, хромосомные, геномные.

Давать определение ключевым понятиям. Называть различные виды изменчивости; уровни изменения генотипа, виды мутаций. Приводить     примеры разных типов классифика-ций мутаций. Описывать проявление свойств мутаций.

§3.16

31.

Генетика и здоровье человека. Лабораторная работа№4. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

1

Комбинированный урок.

Генеративные мутации. Наследственные заболевания. Хромосомные болезни. Генные болезни. Меры профилактики наследственных заболеваний человека. Диагностика и лечение наследственных    аномалий обмена веществ. Нежелательность родственных браков. Медико-генетическое   консультирование. Значение генетики для медицины.

Давать определение ключевому понятию - наследственные заболевания.

Объяснять причины наследственных заболеваний человека. Обосновывать целесообразность запрещения в некоторых странах близкородственных браков. Выявлять источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)

§3.17

3.4.Основы селекции. Биотехноло-гия (3 часа).

32.

Селекция: основные методы и достижения.

1

Комбинированный урок.

Одомашнивание. Селекция. Сорт. Порода. Штамм.  Цели и задачи селекции. Основные методы: Достижения и направления современной селекции. Гетерозис.  Учение Н.И.Вавилова о

Давать определение ключевым понятиям. Характеризовать положения учения о центрах происхождения культурных растений. Называть и характеризовать основные методы селекции растений и животных.

§3.18

33.

Биотехнология: достижения и перспективы развития.

1

Комбинированный урок.

Биотехнология. Биоэтика. Генная инженерия. Клонирование. Трансгенные организмы (ГМО).

Давать определение ключевым понятиям. Приводить примеры промышенного получения и использования продуктов жизнедеятельности микроорганизмов. Выделять проблемы и трудности генной инженерии. Выявлять преимущество клонирования по сравнению с традиционными методами селекции.  Анализировать и оценивать  успехи биотехнологии.

Характеризовать успехи генной инже-нерии.

§3.19

34.

Контрольная работа № 2 по теме «Организм».

1

Урок контроля, оценки и коррекции  знаний

Тестирование по курсу 10 класса (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки):

- задания с выбором ответов;

- задания со свободными краткими и развернутыми ответами;

- задания на соответствие;

- задания на установление взаимосвязей;

- заполнение сравнительных таблиц;

- задания на нахождение ошибок в приведенном тексте;

- задания с использованием рисунков и схем;

 Простейшие генетические задачи.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...