Урок биологии, 8 кл., "Кровь: состав и выполняемые функции"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Методическая разработка урока биологии в 8 классе на тему "Кровь: состав и выполняемые функции". Материал содержит конспект урока и презентацию. Цели урока поставлены в соответствии с требованиями ФГОС. Предполагается активная работа учащихся с текстом учебника (Сонин Н.И. "Биология. Человек. 8 класс").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8 БИО Кровь состав и выполняемые функции Конспект урока | 44.89 КБ |
8 БИО Кровь состав и выполняемые функции Презентация | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
«Кровь: состав и выполняемые функции».
Предмет: биология.
Класс: 8.
Тема курса: «Внутренняя среда организма».
Тип урока: урок изучения нового материала и комплексного применения знаний.
Цели урока:
- предметные:
- продолжить формирование у учащихся представления о внутренней среде организма и ее роли в жизни человека
- сформировать представление о форменных элементах крови и их функциях
- продолжить формировать умение работать с различными источниками и формами получаемой информации (текст, схемы, таблицы)
- продолжить формировать умение сворачивать информацию (составление схем и таблиц)
- учить использовать приобретенные знания для решения проблемных вопросов
- личностные:
- формирование уважительного отношения к чужому мнению
- стимулировать развитие познавательного интереса.
- развитие самостоятельности в информационной деятельности
- формирование установки на здоровый образ жизни
- метапредметные (УУД):
- регулятивные: управлять своей деятельностью; контролировать и оценивать результаты своей и чужой деятельности; адекватно формулировать результаты своей деятельности в устной и письменной форме; вносить коррекцию в результаты деятельности по ходу этой деятельности; развивать волевую саморегуляцию
- познавательные: работать с предложенными источниками информации;трансформировать информацию и предъявлять ее различными способами; выполнять логические операции и строить логические цепи рассуждений
- коммуникативные; уметь вести диалог и коллективное обсуждение; аргументировать и доказывать свое мнение; формировать навык активного слушания
Методы обучения:
- по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
- беседа
- работа с тестом
- дискуссия
- по источнику получения знаний:
- словесный
- по степени активности познавательной деятельности учащихся:
- проблемный
- по логичности подхода:
- аналитический
- синтетический
Методы обучения по степени самостоятельности и творчества в деятельности учащихся:
- объяснительно-иллюстративный метод
- репродуктивный метод
- метод проблемного изложения
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование и материалы:
компьютер, экран, проектор, а также учебник «Биология. Человек. 8 класс», авторы Сонин Н.И., Сапин М.Р.
План проведения урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Постановка проблемы.
- Определение темы и целей урока.
- Изучение нового материала и накопление информации.
- Рефлексия: ответы на проблемные вопросы.
- Подведение итогов, домашнее задание.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Приветствие.
- Наличие учащихся.
II. Актуализация знаний: фронтальная проверка знаний.
СЛАЙД 1.
- Что такое гомеостаз и почему он является относительным?
- Что такое внутренняя среда организма, и из каких компонентов она состоит?
- Каковы функции крови, лимфы и межклеточного вещества?
- Как клетки тела получают кислород и питательные вещества?
- Какая жидкость выделяется при неглубоких ссадинах кожи и заполняет водяную мозоль?
- Что может произойти, если надолго туго перевязать палец?
- Почему результаты анализа крови широко используют в медицинской практике?
III. Постановка проблемы.
СЛАЙД 2.
? А вы знаете, что в 5 л крови человека может раствориться 100 мл кислорода? Но для удовлетворения потребностей организма в кислороде его необходимо значительно больше. Каким же путем организм получает нужное количество кислорода?
? Почему труп животного и человека уже через сутки начинает разлагаться, хотя в живом организме этого не происходит?
? Вы уже знаете, что кровь – это жидкая соединительная ткань. Но в случае пореза она превращается в сгусток. Как и почему это происходит?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо изучить строение крови и выявить взаимосвязь строения и функций, выполняемых кровью.
IV. Определение темы и целей урока.
СЛАЙД 3.
Издревле за кровью признавалась могучая и исключительная сила: кровью скреплялись священные клятвы; древние жрецы заставляли своих идолов плакать «кровавыми слезами», древние греки приносили в жертву своим богам кровь.
Некоторые философы Древней Греции считали кровь и душу одним и тем же. Гиппократ считал, что кровь – один из соков человеческого тела. Он думал, что в крови здоровых людей - здоровая душа и назначал душевнобольным кровь здоровых людей.
Ничего более существенного о «реке жизни» ученые-медики не знали еще в течение долгих веков. Это и понятно: как без микроскопа рассмотреть клетки крови? Пока однажды Антони Ван Левенгук не порезал палец и не рассмотрел кровь под микроскопом. В однородной красной жидкости он увидел многочисленные образования розоватого цвета, напоминающие шарики. В центре они были чуть светлее, чем по краям. Левенгук назвал их красными шариками. Впоследствии их стали называть красными кровяными клетками - эритроцитами.
С развитие науки человек все больше узнает о крови. Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма. И мы с вами в этом убедимся на сегодняшнем уроке.
СЛАЙД 4.
Записываем тему урока «Кровь: состав и выполняемые функции».
СЛАЙД 5.
Вы - восьмиклассники и наверняка слышали про эритроциты и лейкоциты, про плазму крови и тромбы. И сегодня на уроке перед нами стоят следующие цели:
- дать определение крови
- изучить состав и значение плазмы крови
- выяснить строение, место образования, продолжительность жизни и функции форменных элементов крови
- ответить на проблемные вопросы.
V. Изучение нового материала и накопление информации.
СЛАЙД 6.
Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 118. Запишите определение крови и заполните следующую схему.
СЛАЙД 7.
Проверим правильность записанного вами определения и составленной схемы.
Кровь - это жидкая соединительная ткань красного цвета. У взрослого человека 5-6 л крови, что составляет около 7% массы тела.
СЛАЙД 8.
?Определите, какими номерами на рисунке зашифрованы основные составляющие крови?
№1.
№2.
№3.
№4.
СЛАЙД 9.
Давайте проверим, правильно ли вы сделали это задание.
№1. - тромбоциты.
№2. - лейкоциты.
№3. - плазма крови.
№4. - эритроциты.
СЛАЙД 10.
Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 118. Запишите определение плазмы и заполните следующую схему.
СЛАЙД 11.
Проверим правильность записанного вами определения и составленной схемы.
Плазма крови - это межклеточное вещество крови, составляющее около 60% ее объема.
? Какие функции выполняет плазма крови?
/Плазма крови осуществляет транспорт веществ и принимает участие в свертывании крови/
СЛАЙД 12.
Таким образом, кровь состоит из следующих компонентов. С кровяными клетками (форменными элементами крови) мы сейчас начнем знакомиться. Но хотелось бы сказать еще об одном важном компоненте плазмы крови - фибриногене. Этот растворимый белок участвует в процессе свертывания крови, о чем мы сегодня тоже будем говорить.
СЛАЙД 13.
Прочитайте материал учебника на стр. 118-119 и составьте следующую таблицу.
СЛАЙДЫ 14, 15, 16, 17.
Проверим составленную вами таблицу и внесем в нее по необходимости коррективы.
СЛАЙД 16. (Комментарий учителя).
Лейкоциты — собирательное понятие, введённое в XIX веке и сохраняемое для простоты противопоставления «белая кровь — красная кровь». По современным данным лейкоциты различаются по происхождению, функциям и внешнему виду. Часть лейкоцитов способны захватывать и переваривать чужеродные микроорганизмы (фагоцитоз), а другие могут вырабатывать антитела. Один из видов деления лейкоцитов на группы основан на наличии/отсутствии специфических гранул в их цитоплазме и способности к окрашиванию.
- зернистые лейкоциты, или гранулоциты — клетки, имеющие крупные сегментированные ядра и обнаруживающие специфическую зернистость цитоплазмы; в зависимости от способности воспринимать красители они подразделяются на эозинофилы, нейтрофилы и базофилы.
- незернистые лейкоциты, или агранулоциты — клетки, не имеющие специфической зернистости и содержащие простое несегментированное ядро, к ним относятся лимфоциты и моноциты.
Соотношение разных видов белых клеток, выраженное в процентах, называется лейкоцитарной формулой. А исследование количества и соотношения лейкоцитов является важным этапом в диагностике заболеваний.
СЛАЙД 18.
Прочитайте материал учебника на стр. 119, дайте определение понятию «свертывание крови» и составьте схему образования тромба.
СЛАЙД 19.
Проверим составленную вами схему и внесем по необходимости коррективы.
VI. Рефлексия: ответы на проблемные вопросы.
СЛАЙД 20.
Сегодня на уроке мы изучили такую удивительную ткань нашего организма как кровь. Давайте вспомним наши проблемные вопросы и постараемся на них ответить с позиции новых знаний.
/Ученики предлагают свои ответы на поставленные вопросы/.
VII. Подведение итогов, домашнее задание.
За работу на уроке получили оценки следующие ученики...
СЛАЙД 21.
Домашнее задание: учебник стр. 118-119, учить определения, схемы и таблицу, записанные сегодня на уроке; творческое задание - сделать презентации или краткие сообщения на темы:
- История открытия фагоцитоза.
- История открытия групп крови.
Директор МАОУ СОШ №25 Давыдовская А.Ф.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Постановка проблемы 3. Вы уже знаете, что кровь – это жидкая соединительная ткань. Но в случае пореза она превращается в сгусток. Как и почему это происходит? 1. А вы знаете, что в 5 литрах крови человека может раствориться 100 мл кислорода? Но для удовлетворения потребностей организма в кислороде его необходимо значительно больше. Каким же путем организм получает нужное количество кислорода ? 2. Почему труп животного и человека уже через сутки начинает разлагаться, хотя в живом организме этого не происходит?
Кровь: состав и выполняемые функции
Цели урока: дать определение крови изучить состав и значение плазмы крови выяснить строение, место образования, продолжительность жизни и функции форменных элементов крови ответить на проблемные вопросы
Кровь – это ... КРОВЬ
Плазма (межклеточное вещество) Форменные элементы КРОВЬ эритроциты лейкоциты тромбоциты Кровь – это жидкая соединительная ткань красного цвета.
1. 2 . 3. 4.
Плазма – это ... Плазма
Плазма – это межклеточное вещество крови, составляющее около 60% её объёма. Плазма вода (90-92%) м инеральные в-ва (соли Na, K, Ca и др.) органические в-ва (белки, глюкоза и др.)
Форменные элементы крови Форменные элементы крови Содержание в крови, шт. / мл Особенности строения Место образования и срок жизни Функции Эритроциты (красные клетки крови) Лейкоциты (белые клетки крови) Тромбоциты (кровяные пластинки)
Форменные элементы крови Форменные элементы крови Содержание в крови, шт. / мл Особенности строения Место образования и срок жизни Функции Эритроциты (красные клетки крови) 4,5-5,5 млн. мелкие, безъядерные, форма двояковогнутой линзы, эластичные, красные - содержат гемоглобин в красном костном мозге, 100-120 сут . дыха-тельная
Форменные элементы крови Форменные элементы крови Содержание в крови, шт. / мл Особенности строения Место образования и срок жизни Функции Лейкоциты (белые клетки крови) 6-8 тыс. размер и форма разные, бесцветные, ядерные, могут активно перемещаться в красном костном мозге, в селезенке и лимфатических узлах, срок жизни разный иммунная (защита от болезне-творных бактерий) лейкоцит среди эритроцитов лейкоциты атакуют бактерию
Разновидности лейкоцитов
Форменные элементы крови Форменные элементы крови Содержание в крови, шт. / мл Особенности строения Место образования и срок жизни Функции Тромбоциты (кровяные пластинки) 400 тыс. небольшие, безъядерные в красном костном мозге, 5-7 сут . осущест-вляют сверты-вание крови тромбоциты, образующие тромб
Свёртывание крови – это ...
Свёртывание крови – это защитная реакция организма, препятствующая потере крови и проникновению в организм болезнетворных организмов.
Проблемные вопросы 3. Вы уже знаете, что кровь – это жидкая соединительная ткань. Но в случае пореза она превращается в сгусток. Как и почему это происходит? 1. А вы знаете, что в 5 литрах крови человека может раствориться 100 мл кислорода? Но для удовлетворения потребностей организма в кислороде его необходимо значительно больше. Каким же путем организм получает нужное количество кислорода ? 2. Почему труп животного и человека уже через сутки начинает разлагаться, хотя в живом организме этого не происходит?
Домашнее задание учебник стр. 118-119 учить определения, схемы и таблицу, составленные на урокет творческое задание - сделать презентации или краткие сообщения на темы: История открытия фагоцитоза. История открытия групп крови.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии в 8 классе "Строение и функции головного мозга".
Урок изучения нового материала с презентацией и видеороликом....
Урок биологии на тму: "Состав крови"
Данный урок для 9 класса коррециооной школы 8 вида....
урок биологии в 8 классе по теме"Состав и функции крови"
Урок разработан по технологии личностно-ориентированного обучения...
Урок "Форменные элементы крови. Их строение и функции"
Урок для 8 класса. Использованы элементы технологии развития критического мышления....
Урок биологии 8 класс " Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции".
Цели урока: познакомить учащихся с составом, строением, функциями крови.Задачи: - образовательная: способствовать формированию знаний учащихся о составе крови, ее функциях; особ...
Презентация к уроку биологии 8 класс "Кожа. Строение и функции"
Презентация к уроку биологии 8 класс по теме "Кожа. Строение ифункции"....
Технологическая карта урока биологии на тему "Состав крови"
Данная методическая разработка будет полезна учителям биологии в подготовке к уроку для 8 класса по теме "Состав крови"....