Урок биологии, 8 кл., "Кровь: состав и выполняемые функции"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Денисова Юлия Николаевна

Методическая разработка урока биологии в 8 классе на тему "Кровь: состав и выполняемые функции". Материал содержит конспект урока и презентацию. Цели урока поставлены в соответствии с требованиями ФГОС. Предполагается активная работа учащихся с текстом учебника (Сонин Н.И. "Биология. Человек. 8 класс").

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Кровь: состав  и выполняемые функции».

Предмет: биология.

Класс: 8.

Тема курса: «Внутренняя среда организма».

Тип урока: урок изучения нового материала и комплексного применения знаний.

Цели урока:

  1. предметные:
  • продолжить формирование у учащихся представления о внутренней среде организма и ее роли в жизни человека
  • сформировать представление о форменных элементах крови и их функциях
  • продолжить формировать умение работать с различными источниками и формами получаемой информации (текст, схемы, таблицы)
  • продолжить формировать умение сворачивать информацию (составление схем и таблиц)
  • учить использовать приобретенные знания для решения проблемных вопросов
  1. личностные:
  • формирование уважительного отношения к чужому мнению
  • стимулировать развитие познавательного интереса.
  • развитие самостоятельности в информационной деятельности
  • формирование установки на здоровый образ жизни
  1. метапредметные (УУД):
  • регулятивные: управлять своей деятельностью; контролировать и оценивать результаты своей и чужой деятельности; адекватно формулировать результаты своей деятельности в устной и письменной форме; вносить коррекцию в результаты деятельности по ходу этой деятельности; развивать волевую саморегуляцию
  • познавательные: работать с предложенными источниками информации;трансформировать информацию и предъявлять ее различными способами; выполнять логические операции и строить логические цепи рассуждений
  • коммуникативные; уметь вести диалог и коллективное обсуждение; аргументировать  и доказывать свое мнение; формировать навык активного слушания

 Методы обучения:  

  • по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
  • беседа
  • работа с тестом
  • дискуссия
  • по источнику получения знаний:
  • словесный
  • по степени активности познавательной деятельности учащихся:
  • проблемный
  • по логичности подхода:
  • аналитический
  • синтетический

Методы обучения по степени самостоятельности и творчества в деятельности учащихся:

  • объяснительно-иллюстративный метод
  • репродуктивный метод
  • метод проблемного изложения

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование и материалы:

компьютер, экран, проектор, а также учебник «Биология. Человек. 8 класс», авторы Сонин Н.И., Сапин М.Р.

План проведения урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка проблемы.
  4. Определение темы и целей урока.
  5. Изучение нового материала и накопление информации.
  6. Рефлексия: ответы на проблемные вопросы.
  7. Подведение итогов, домашнее задание.

Ход урока.

I. Организационный момент.

  • Приветствие.
  • Наличие учащихся.

II. Актуализация знаний: фронтальная проверка знаний.

СЛАЙД 1.

  1. Что такое гомеостаз и почему он является относительным?
  2. Что такое внутренняя среда организма, и из каких компонентов она состоит?
  3. Каковы функции крови, лимфы и межклеточного вещества?
  4. Как клетки тела получают кислород и питательные вещества?
  5. Какая жидкость выделяется при неглубоких ссадинах кожи и заполняет водяную мозоль?
  6. Что может произойти, если надолго туго перевязать палец?
  7. Почему результаты анализа крови широко используют в медицинской практике?

III. Постановка проблемы.

СЛАЙД  2.

? А вы знаете, что в 5 л крови человека может раствориться 100 мл кислорода? Но для удовлетворения потребностей организма в кислороде его необходимо значительно больше. Каким же путем организм получает нужное количество кислорода?

? Почему труп животного и человека уже через сутки начинает разлагаться, хотя в живом организме этого не происходит?

? Вы уже знаете, что кровь – это жидкая соединительная ткань. Но в случае пореза она превращается в сгусток. Как и почему это происходит?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо изучить строение крови и выявить взаимосвязь строения и функций, выполняемых кровью.

IV. Определение темы и целей урока.

СЛАЙД 3.

        Издревле за кровью признавалась могучая и исключительная сила: кровью скреплялись священные клятвы; древние жрецы заставляли своих идолов плакать «кровавыми слезами», древние греки приносили в жертву своим богам кровь.

        Некоторые философы Древней Греции считали кровь и душу одним и тем же.   Гиппократ считал, что кровь – один из соков человеческого тела. Он думал, что в крови здоровых людей - здоровая душа и назначал душевнобольным кровь здоровых людей.

        Ничего более существенного о «реке жизни» ученые-медики не знали еще в течение долгих веков. Это и понятно: как без микроскопа рассмотреть клетки крови? Пока однажды Антони Ван Левенгук не порезал палец и не рассмотрел кровь под микроскопом. В однородной красной жидкости он увидел многочисленные образования розоватого цвета, напоминающие шарики. В центре они были чуть светлее, чем по краям. Левенгук назвал их красными шариками. Впоследствии их стали называть красными кровяными клетками - эритроцитами.

        С развитие науки человек все больше узнает о крови. Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма. И мы с вами в этом убедимся на сегодняшнем уроке.

СЛАЙД 4.

Записываем тему урока «Кровь: состав  и выполняемые функции». 

СЛАЙД 5.

        Вы - восьмиклассники и наверняка слышали про эритроциты и лейкоциты, про плазму крови и тромбы. И сегодня на уроке перед нами стоят следующие цели:

  1. дать определение крови
  2. изучить состав и значение плазмы крови
  3. выяснить строение, место образования, продолжительность жизни и функции форменных элементов крови
  4. ответить на проблемные вопросы.

V. Изучение нового материала и накопление информации.

СЛАЙД 6.

Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 118. Запишите определение крови и заполните следующую схему.

СЛАЙД 7.

Проверим правильность записанного вами определения и составленной схемы.

Кровь - это жидкая соединительная ткань красного цвета. У взрослого человека 5-6 л крови, что составляет около 7% массы тела.

СЛАЙД 8.

?Определите, какими номерами на рисунке зашифрованы основные составляющие крови?

№1.

№2.

№3.

№4.

СЛАЙД 9.

Давайте проверим,  правильно ли вы сделали это задание.

№1. - тромбоциты.

№2. - лейкоциты.

№3. - плазма крови.

№4. - эритроциты.

СЛАЙД 10.

Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 118. Запишите определение плазмы и заполните следующую схему.

СЛАЙД 11.

Проверим правильность записанного вами определения и составленной схемы.

Плазма крови - это межклеточное вещество крови, составляющее около 60% ее объема.

? Какие функции выполняет плазма крови?

        /Плазма крови осуществляет транспорт веществ и принимает участие в свертывании крови/

СЛАЙД 12.

Таким образом, кровь состоит из следующих компонентов. С кровяными клетками (форменными элементами крови) мы сейчас начнем знакомиться. Но хотелось бы сказать еще об одном важном компоненте плазмы крови - фибриногене. Этот растворимый белок участвует в процессе свертывания крови, о чем мы сегодня тоже будем говорить.

СЛАЙД 13.

Прочитайте материал учебника на стр. 118-119 и составьте следующую таблицу.

СЛАЙДЫ 14, 15, 16, 17.  

Проверим составленную вами таблицу и внесем в нее по необходимости коррективы.

СЛАЙД 16. (Комментарий учителя).

        Лейкоциты — собирательное понятие, введённое в XIX веке и сохраняемое для простоты противопоставления «белая кровь — красная кровь». По современным данным лейкоциты различаются по происхождению, функциям и внешнему виду. Часть лейкоцитов способны захватывать и переваривать чужеродные микроорганизмы (фагоцитоз), а другие могут вырабатывать антитела. Один из видов деления лейкоцитов на группы основан на наличии/отсутствии специфических гранул в их цитоплазме и способности к окрашиванию.

  1. зернистые лейкоциты, или гранулоциты — клетки, имеющие крупные сегментированные ядра и обнаруживающие специфическую зернистость цитоплазмы; в зависимости от способности воспринимать красители они подразделяются на эозинофилы, нейтрофилы и базофилы.
  2. незернистые лейкоциты, или агранулоциты — клетки, не имеющие специфической зернистости и содержащие простое несегментированное ядро, к ним относятся лимфоциты и моноциты.

Соотношение разных видов белых клеток, выраженное в процентах, называется лейкоцитарной формулой. А исследование количества и соотношения лейкоцитов является важным этапом в диагностике заболеваний.

СЛАЙД 18.

Прочитайте материал учебника на стр. 119, дайте определение понятию «свертывание крови» и составьте схему образования тромба.

СЛАЙД 19.

Проверим составленную вами схему и внесем по необходимости коррективы.

VI. Рефлексия: ответы на проблемные вопросы.

СЛАЙД 20.

Сегодня на уроке мы изучили такую удивительную ткань нашего организма как кровь. Давайте вспомним наши проблемные вопросы и постараемся на них ответить с позиции новых знаний.

        /Ученики предлагают свои ответы на поставленные вопросы/.

VII. Подведение итогов, домашнее задание.

За работу на уроке получили оценки следующие ученики...

СЛАЙД 21.

Домашнее задание: учебник стр. 118-119, учить определения, схемы и таблицу, записанные сегодня на уроке; творческое задание - сделать презентации или краткие сообщения на темы:

  1. История открытия фагоцитоза.
  2. История открытия групп крови.

Директор МАОУ СОШ №25                                                                                      Давыдовская А.Ф.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Актуализация знаний 1. Что такое гомеостаз и почему он является относительным? 2. Что такое внутренняя среда организма, и из каких компонентов она состоит? 3. Каковы функции крови, лимфы и межклеточного вещества? 4. Как клетки тела получают кислород и питательные вещества? 5. Какая жидкость выделяется при неглубоких ссадинах кожи и заполняет водяную мозоль? 6. Что может произойти, если надолго туго перевязать палец? 7. Почему результаты анализа крови широко используются в медицинской практике?

Слайд 2

Постановка проблемы 3. Вы уже знаете, что кровь – это жидкая соединительная ткань. Но в случае пореза она превращается в сгусток. Как и почему это происходит? 1. А вы знаете, что в 5 литрах крови человека может раствориться 100 мл кислорода? Но для удовлетворения потребностей организма в кислороде его необходимо значительно больше. Каким же путем организм получает нужное количество кислорода ? 2. Почему труп животного и человека уже через сутки начинает разлагаться, хотя в живом организме этого не происходит?

Слайд 4

Кровь: состав и выполняемые функции

Слайд 5

Цели урока: дать определение крови изучить состав и значение плазмы крови выяснить строение, место образования, продолжительность жизни и функции форменных элементов крови ответить на проблемные вопросы

Слайд 6

Кровь – это ... КРОВЬ

Слайд 7

Плазма (межклеточное вещество) Форменные элементы КРОВЬ эритроциты лейкоциты тромбоциты Кровь – это жидкая соединительная ткань красного цвета.

Слайд 8

1. 2 . 3. 4.

Слайд 10

Плазма – это ... Плазма

Слайд 11

Плазма – это межклеточное вещество крови, составляющее около 60% её объёма. Плазма вода (90-92%) м инеральные в-ва (соли Na, K, Ca и др.) органические в-ва (белки, глюкоза и др.)

Слайд 13

Форменные элементы крови Форменные элементы крови Содержание в крови, шт. / мл Особенности строения Место образования и срок жизни Функции Эритроциты (красные клетки крови) Лейкоциты (белые клетки крови) Тромбоциты (кровяные пластинки)

Слайд 14

Форменные элементы крови Форменные элементы крови Содержание в крови, шт. / мл Особенности строения Место образования и срок жизни Функции Эритроциты (красные клетки крови) 4,5-5,5 млн. мелкие, безъядерные, форма двояковогнутой линзы, эластичные, красные - содержат гемоглобин в красном костном мозге, 100-120 сут . дыха-тельная

Слайд 15

Форменные элементы крови Форменные элементы крови Содержание в крови, шт. / мл Особенности строения Место образования и срок жизни Функции Лейкоциты (белые клетки крови) 6-8 тыс. размер и форма разные, бесцветные, ядерные, могут активно перемещаться в красном костном мозге, в селезенке и лимфатических узлах, срок жизни разный иммунная (защита от болезне-творных бактерий) лейкоцит среди эритроцитов лейкоциты атакуют бактерию

Слайд 16

Разновидности лейкоцитов

Слайд 17

Форменные элементы крови Форменные элементы крови Содержание в крови, шт. / мл Особенности строения Место образования и срок жизни Функции Тромбоциты (кровяные пластинки) 400 тыс. небольшие, безъядерные в красном костном мозге, 5-7 сут . осущест-вляют сверты-вание крови тромбоциты, образующие тромб

Слайд 18

Свёртывание крови – это ...

Слайд 19

Свёртывание крови – это защитная реакция организма, препятствующая потере крови и проникновению в организм болезнетворных организмов.

Слайд 20

Проблемные вопросы 3. Вы уже знаете, что кровь – это жидкая соединительная ткань. Но в случае пореза она превращается в сгусток. Как и почему это происходит? 1. А вы знаете, что в 5 литрах крови человека может раствориться 100 мл кислорода? Но для удовлетворения потребностей организма в кислороде его необходимо значительно больше. Каким же путем организм получает нужное количество кислорода ? 2. Почему труп животного и человека уже через сутки начинает разлагаться, хотя в живом организме этого не происходит?

Слайд 21

Домашнее задание учебник стр. 118-119 учить определения, схемы и таблицу, составленные на урокет творческое задание - сделать презентации или краткие сообщения на темы: История открытия фагоцитоза. История открытия групп крови.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 8 классе "Строение и функции головного мозга".

Урок изучения нового материала с презентацией и видеороликом....

Урок биологии на тму: "Состав крови"

Данный урок для 9 класса коррециооной школы 8 вида....

урок биологии в 8 классе по теме"Состав и функции крови"

Урок разработан по технологии личностно-ориентированного обучения...

Урок "Форменные элементы крови. Их строение и функции"

Урок для 8 класса. Использованы элементы технологии развития критического мышления....

Урок биологии 8 класс " Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции".

Цели урока:  познакомить учащихся с составом, строением, функциями крови.Задачи: - образовательная: способствовать формированию знаний учащихся о составе крови, ее функциях;  особ...

Презентация к уроку биологии 8 класс "Кожа. Строение и функции"

Презентация к уроку  биологии 8 класс по теме "Кожа. Строение ифункции"....

Технологическая карта урока биологии на тему "Состав крови"

Данная методическая разработка будет полезна учителям биологии в подготовке к уроку для 8 класса по теме "Состав крови"....