Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_7_klass.doc282.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение  города Москвы

средняя общеобразовательная школа

«Школа здоровья» № 473

УТВЕРЖДАЮ

И.О. директора школы

Сухаревская Е.В.

 «_____»_______20  _ г.

Рабочая программа

по биологии

в 7  классе

на 2014-2015 учебный год

РАССМОТРЕНО

МО __________________

№ ____от _____________

Председатель МО ___________/Шпиллер Л.Б./

                                                        Составитель:

                                                        Ситникова Е.Н.

                                                        учитель биологии

                                                        II квалификационной категории

                                                                                                                     Москва

2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федрального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, оснловного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министрства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательныхстандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на основе программы, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.

Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.

Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

  • нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
  • личностная ориентация содержания образования;
  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
  • усиление воспитывающего потенциала;
  • формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
  • обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы; приложения к программе.

В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.

Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей

Концептуальной основой раздела биологии 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
  •  Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
  • навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Результаты изучения учебного предмета «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.

Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.

Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: С.В.Суматохин, В.С.Кучменко. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс.  

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

Контрольные работы- 7

Лабораторные работы - 9

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

особенности  организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения

уметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;  травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Учебно-тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов

Лабораторные работы

Контрольные работы

1.

Общие сведения о мире животных.

5

-

-

2.

Строение тела животных.

4

-

-

3.

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные

5

1

1

4.

Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные

2

-

-

5.

Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6

1

1

6.

Тип Моллюски

4

1

-

7.

Тип Членистоногие

7

1

1

8.

8.1

Тип Хордовые.

Подтип Бесчерепные

31

1

-

-

8.2

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы

6

2

1

8.3

Класс Земноводные, или Амфибии

4

-

-

8.4

Класс Пресмыкающиеся, или рептилии

5

-

1

8.5

Класс Птицы

8

2

1

8.6

Класс Млекопитающие, или Звери

7

1

-

9.

Развитие животного мира на Земле.

4

-

1

Итого:

68

9

7

Содержание рабочей программы

1. Общие сведения о мире животных (5 часов)

Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Преобладающие экологические системы.

Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Роль организаций в сохранении природных богатств. Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга.

Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.

Обобщение знаний по теме «Общие сведения о животных»

Тема 2. Строение тела животных (4 часа)

 Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма

Обобщение знаний по теме «Строение тела животных

Тема 3. Подцарство Простейшие (5 часов)

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Вакцинация людей, выезжающих далеко за пределы.

Значение простейших в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

 Строения инфузории-туфельки

Контрольная работа «Подцарство простейшие»

Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные

Тип кишечнополостные (2 часа)

Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.

Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Тема 5. Типы; Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 часов)

 Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

Значение червей и их место в истории развития животного мира.

Лабораторная работа:

Внешнее строение дождевого червя.

Контрольная работа по теме №Кишечнополостные и черви»

Тема 6. Тип Моллюски (4 часа)

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

Лабораторная  работа:

Строение раковин моллюсков.

Тема 7. Тип Членистоногие (7 часов)

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.

Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биогеоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.

Лабораторная  работа:

Внешнее строение насекомого.

Контрольная работа «Моллюски и членистоногие»

Тема 8. Тип Хордовые (31 час)

Краткая характеристика типа хордовых.

Тема 8.1.Подтип Бесчерепные (1 час)

Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

Тема 8.2. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (6  часов)

 Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.

Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Рыборазводные заводы и их значение для экономики. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.

Лабораторные работы:

Внешнее строение и передвижение рыб.

Внутреннее строение рыб.

Контрольная работа «Рыбы»

Тема 8.3. Класс Земноводные (4 часа)

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных.

Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

Тема 8.4. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 часов)

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.

Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Контрольная работа «Земноводные и пресмыкающиеся»

Тема8.5. Класс Птицы (8 часов)

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к  условиям обитания. Образ жизни. Распространение.

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Многообразие птиц. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

Лабораторные работы:

Внешнее строение  птиц. Строение перьев.

Строение скелета птиц.

Контрольная работа «Птицы»

Тема8.6. Класс Млекопитающие, или Звери (7часов)

Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.

Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.

Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.

Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.

Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Разнообразие пород животных. Исторические особенности развития животноводства.

Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

Лабораторные работы:

Строение скелета млекопитающих.

Обобщающий урок по теме «Млекопитающие»

Итоговая контрольная работа.

Тема 9. Развитие животного мира на Земле. (4 часа)

Факторы эволюции. Доказательства эволюции животного мира. Основные этапы развития животного мира на Земле. Роль изменений в условиях окружающей среды.

Перечень учебно-методического обеспечения

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008

тетради с печатной основой:

Бодрова Н.Ф. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс.Воронеж.: ВОИПиКРО, 2009.

а также методических пособий для учителя:

1) Бодрова Н.Ф. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - Воронеж.: ВОИПиКРО, 2008

2) Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с.

Важным компонентом учебно-методического комплекта является учебно-тематический план, электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы)

MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»

- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;

- Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Кроме того, при ведении курса в 7 классе на каждом уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанная учителем Мяделец М.В. и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/) .

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Биология» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по биологии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы). Средства обучения (ИСО, ТСО, наглядные средства обучения).

Список литературы

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Дополнительная литература для учителя:

1) В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений.  М.: Вентана-Граф, 2008

2) Тарасов А.К. «Ботаника Зоология» Весёлый урок. Смоленск. «Русич»-1999г.

3) Касаткина Н.А. Биология 6-7 классы.. Нестандартные уроки. Волгоград. «Учитель» 2005г.

4) Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология 7 класс М. «Дрофа,» 2007г.

5) Резанов А.Г. Зоология  в таблицах, рисунках и схемах. 7 класс. М. «Издат-Школа 2000», 2002г.

6) Бодрова Н.Ф. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - Воронеж.: ВОИПиКРО, 2008

7) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.

для учащихся:

1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;

2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;

3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;

4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;

5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;

Календарно-тематическое планирование курса «Биология» 7 класс (68 часов)

№ темы

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Знания, умения, навыки

Домаш-нее задание

Дата проведе-ния

по плану

факти-чески

1.Общие сведения о животных. (5 часов)

1.

Зоология – наука о животных.

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Зоология, морфология, анатомия, цитология, физиология, эмбриология, систематика, экология, палеонтология, генетика, зоогеография, этология.

Знать:

отличительные особенности царства животных и растений; признаки живых организмов;; единицы классификации животных; редкие и исчезающие животные.

Уметь:

распознавать животных на рисунках, таблицах, микропрепаратах;

классифицировать животных.

§1

2.

Среды жизни и местообитания животных.

Взаимосвязи животных в природе.

1

Комбинирован-ный урок.

Среды жизни: наземно-воздушная, подземная, водная. Места обитания. Хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз, растительноядные, хищные животные, падалееды; паразит и хозяин; биоценоз, экосистема, пищевые связи, продуценты, консументы, редуценты; круговорот веществ.

§2

3.

Классификация животных и основные систематические группы.

1

Комбинированный урок.

 Классификация, систематические категории: царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид.          

§3

4.

Влияние человека на животных.

1

Комбинированный урок.

Прямое и косвенное воздействие человека на животных. Красная книга, заповедник, охрана животных.

§4

5.

Краткая история развития зоологии.

1

Комбинированный урок.

Аристотель. Развитие зоологической науки.

§5

2.Строение тела животных.  

( 4 часа)

6.

Клетка.

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Клетка - наименьшая единица организма,  органоиды: митохондрии, рибосомы, ядро, мембрана, полупроницаемость, эпс, комплекс Гольджи.

Знать:

строение клетки, ее состав, функции органоидов, отличие животной клетки от растительной; виды тканей, их отличие; функции систем органов.

Уметь:

работать с микроскопом, таблицами, рисунками; распознавать на них изучаемые объекты; сравнивать, находить черты сходства, отличия, объяснять связь строения и функций, делать выводы.

§6

7.

Ткани.

1

Комбинирован-ный урок.

Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные; хрящи, кости, сухожилия, связки, кровь; гладкая мышечная ткань, поперечно-полосатая мышечная ткань; нейрон.

§7

8.

Органы и системы органов.

1

Комбинирован-ный урок.

Органы, системы органов: пищеваритель ная, выделительная, покроная, ОДС, кровеносная, дыхательная, половая, эндокринная, нервная. Рефлексы: условные, безусловные, инстинкт. Симметрия: лучевая, двусторонняя.

§8

9.

Обобщение знаний по теме «Строение тела животного»

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Клетка, ткани, органы и их системы.

3.Подцарст-во Простейшие, или Одноклеточ-ные. ( 5 часов)

10.

Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые.

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Подцарство Простейшие; одноклеточные, колониальные организмы; амеба протей; клетка – самостоятельный организм; цитоплазма; ложноножка, сократительная вакуоль, пищеварительная вакуоль; размножение бесполое; циста; раздражимость.

Знать:

отличительные особенности одноклеточных животных; усложнение организации среди простейших.

Уметь:

распознавать изучаемые объекты на рисунках, таблицах; находить черты сходства и отличия.

§9

11.

Класс Жгутиконосцы.

1

Комбинирован-ный урок.

Жгутиконосцы; базальное тельце, клеточный рот; сократительная вакуоль, ядро, хлоропласты, пищеварительная вакуоль; автотрофное и гетеротрофное питпние; колониальные формы; дочерни колонии; размножение: бесполое и половое.

§10

12.

Тип Инфузории. Л.р.№1. «Строение инфузории туфельки».

1

Комбинирован-ный урок.

Реснички, трихоцисты, клеточный рот, клеточная глотка, сократительные вакуоли, пищеварительные вакуоли; бесполое размножение, половой процесс, коньюгация.

§11

13.

Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

1

Комбинирован-ный урок.

Древние простейшие; жгутиконосцы, паразиты; дизентирия, малярия; эритроциты.

§12

14.

Контрольная работа №1 «Подцарство Простейшие».

1

Урок контроля знаний.

Тестирование по теме «Подцарство Простейшие» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки)

4.Подцарст-во Много-клеточные животные. Тип Кишечно-полостные.   ( 2 часа)

15.

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра.

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Кишечнополостные, рефлекс, многоклеточные, энто, -эктодерма, полипы; двуслойные животные, радиальная симметрия, стрекатель ные, нервные, кожно-мускульные клетки, гермафродиты, планула; наружное оплодотворение, кишечная полость, половое и бесполое размножение,  мезоглея, зигота

Знать:

клетка многоклеточного организма - часть целого; связь строения клеток с выполняемыми функциями; взаимосвязь организма и среды; особенности процессов жизнедеятельности, размножения кишечноплостных.

Уметь:

Выделять признаки типа, классов; доказывать взаимосвязь строения животного с его образом жизни(свободноплавающие и прикрепленые ко дну формы); находить признаки высокой организации.

§13

16.

Морские кишечнополостные.

1

Комбинирован-ный урок.

Жизненные формы, гидроидные, полип, медуза, коралловые полипы, сцифоидные медузы.

§14

5.Типы  Плоские, Круглые и Кольчатые черви.

(6 часов).

17.

Тип Плоские черви. Белая планария.

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Тип Плоские черви; двусторонняя симметрия; кожно-мускульный мешок; паренхима; глотка; средняя кишка, головные нервные узлы, продольные нервные стволы, органы осязания; мужская половая система: семенники, семяпроводы; женская половая система: яичники, яйцеводы; класс Ресничные черви.

Знать:

особенности строения всех типов червей; системы органов, их функции, способы питания, взаимосвязь способов питания и строения органов, систем органов, связь образа жизни и способов питания, роль червей в природе, жизни человека; наличие первичной полости у круглых червей; наличие вторичной полости у кольчатых червей; эволюционное значение  кольчатых червей.

Уметь:

составлять характеристику типа; подтверждать на конкретных примерах эволюцию животного мира, его единство; доказать приспособленность червей к среде обитания; проводить наблюдения за передвижением дождевого червя. Его реакциями на раздражение, выполнять лаб. раб

§15

18.

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

1

Комбинирован-ный урок.

Класс Сосальщики (трематоды); класс ленточные черви (цестоды); эндопаразиты; паразитизм; цикл развития; паразит; промежуточный хозяин, окончательный хозяин.

§16

19.

Тип Круглые черви. Класс Нематоды.

1

Комбинирован-ный урок.

Тип Круглые черви; класс Нематоды; гиподерма, кутикула, кожно-мускульный мешок; анальное отверстие; нервные стволы; раздельнополость.

§17

20.

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые.

1

Комбинирован-ный урок.

Тип Кольчатые черви: класс Многощетинковые черви, класс Малощетинковые черви; сегменты (кольца), вторичная полость тела (целом), мезодерма, гидроскелет, параподии, мышцы: поперечные, продольные; хитиновые зубы, выделительные трубочки, нервные узлы, парный брюшной нервный ствол.

§18

21.

Класс Малощетинковые черви. Л.р.№2 «Внешнее строение дождевого червя»

1

Комбинирован-ный урок.

Класс Малощетинковые черви: щетинки, железистые клетки, мускулатура; глотка, пищевод, зоб, мускульный желудок, задняя кишка, светочувствительные клетки.

§19

22.

Контрольная работа №2 «Кишечнополостные и черви».

1

Урок контроля знаний.

Тестирование по темам «Кишечнополостные и черви» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки)

6.Тип Моллюски. (4 часа)

23.

Общая характеристика типа.

1

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Тип Моллюски, или Мягкотелые; двусторонне-симметричные, асимитричные; перламутр, голова, нога, мантия, мантийная полость, терка, жабры; незамкнутая кровеносная система; личинка-парусник.

Знать:

общая хар-ка типа; системы органов, их функции; способы передвижения, хар-ка представителей типа брюхоногие, двустворчатые, головоногие; значение в природе и жизни человека.

Уметь:

объяснять особенности строения моллюсков в связи со средой обитания; устанавливать взаимосвязь строения органов с выполняемыми функциями; приводить примеры.

§20

24.

Класс Брюхоногие Моллюски.

1

Комбинирован-ный урок.

Класс Брюхоногие моллюски, или улитки: большой прудовик, голый слизень; голова, нога, мешковидное туловище, мантия, терка, мантийная полость, левая почка, нервные узлы; гермафродиты.

§21

25.

Класс Двустворчатые моллюски. Л.р.№3 «Строение раковин моллюсков».

1

Комбинирован-ный урок.

Класс Двустворчатые молюсски; тело двусторонне-симметричное; биссус, сифоны, мускулы-замыкатели, зубы, замок; животные-фильтраторы; жабры, сердце, два предсердия, желудочек, пара почек, три пары ганглиев, нервный ствол; перламутр, жемчуг; личинка-парусник.

§22

26.

Класс Головоногие моллюски.

1

Комбинирован-ный урок.

Класс Головоногие моллюски; роговые челюсти, мускулистая глотка, язык, терка, ядовитые слюнные железы, чернильный мешок; мозг; замкнутая кровеносная система; половой диморфизм, сперматофоры.

§23

7.Тип Членистоно-гие. (7 часов)

27.

Класс Ракообразные.

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Хитин, членистонгие, наружный скелет, мускулатура, мамльпигиевы сосоуды, трахеи, брюшная нервная цепочка; головогрудь.

Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих.

Выделять особенности строения членистоногих. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека.

§24

28.

Класс Паукообразные.

1

Комбинирован-ный урок.

Клещи, развитие с полным и неполным превращением; биологический метод борьбы с вредителями, физический и химический метод борьбы.

Перечислять роль в природе и жизни человека.

Доказывать принадлежность паукообразных к типу Членистоногие. Выявлять приспособления пауков к наземной среде обитания.

§25

29.

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности. Л.р.№4 «Внешнее строение насекомого».

1

Комбинирован-ный урок.

Хитиновая кутикула; голова, грудь, брюшко, сложные глаза, простые глазки, пара усиков, три пары ног, крылья; ноги – ходильные, прыгательные, плавательные, копательные; желудок жевательный; трахеи, кровеносная система незамкнутая; мальпигиевы сосуды.

Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата.

Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни.

Объяснять связь типа ротового аппарата с характером пищи.

Распознавать и описывать    внутреннее строение, особенности размножения насекомых.

Распознавать и описывать    особенности размножения насекомых.

Распознавать и описывать  представителей отрядов насекомых.

Определять принадлежность к отряду, классу, типу.

Характеризовать роль в природе и жизни человека.  

Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и Описывать меры их охраны.

Предлагать меры борьбы с насекомыми – вредителями растений и переносчиками заболеваний человека.

§26

30.

Типы развития насекомых.

1

Комбинирован-ный урок.

Неполное превращение: яйцо – личинка - взрослое насекомое (отряды Стрекозы, Прямокрылые, Равнокрылые, Клопы); полное превращения: яйцо – личинка – куколка - взрослое насекомое (отряды Чешуекрылые, Жесткокрылые, Двукрылые, Перепончатокрылые).

§27

31.

Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых.

1

Комбинирован-ный урок.

Общественные насекомые; муравейник и рабочие муравьи; медоносная пчела, рабочая пчела, матка, трутни; тутовый шелкопряд; грена, кокон, шелк, медовый зобик, мед, перга; инстинкт.

§28

32.

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

1

Комбинирован-ный урок.

Насекомые-вредители: тараканы, платяная моль, вши, тли, капустная муха, слепни, оводы; насекомые – переносчики заболеваний: комары, мухи; заболевания: энцефалит, дизентерия, брюшной тиф, малярия, сибирская язва; переносчики болезнетворных бактерий: осенняя жигалка, блохи, клопы; вредители полей и садов: колорадский жук, капустная белянка, яблонная плодожорка, непарный шелкопряд; методы борьбы с вредными насекомыми: физические, химические, агротехнические, биологические.

§29

33.

Контрольная работа № 3 «Моллюски и членистоногие».

1

Комбинирован-ный урок.

Тестирование по темам «Тип Моллюски. Тип Членистоногие» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки)

8.1.Подтип Бесчерепные. (1 час)

8.Тип Хордовые. (31 час).

34.

Общая характеристика хордовых животных. Ланцетник.

1

Комбинирован-ный урок.

Хордовые, хорда, бесчереп ные  черепные животные, ланцетник.

Распознавать животных типа Хордовых.

Выделять особенности строения ланцетника для жизни в воде.

Объяснять роль в природе и жизни человека.

Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями.

§30

8.2.Подтип Черепные. Надкласс Рыбы. ( 6 часов)

35.

Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания. Л.р.№5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыб».

1

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Хрящевые рыбы, костные рыбы; внутренний скелет, хрящ, кость; голова, туловище, хвост; кожа, чешуя, слизистые железы; отверстия: анальное, мочевое и половое; плавники: непарные и парные; боковая линия; челюсти, ноздри, глаза, внутреннее ухо.

Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде.

Распознавать и описывать : -  внешнее и внутреннее строение рыб;   особенности передвижения, размножения  рыб.

Называть представителей хрящевых и костных рыб.

Распознавать и описывать  представителей рыб.

Приводить примеры видов рыб, обитающих в РТ.

Объяснять значение кистеперых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных.

Выявлять приспособления рыб к различным условиям жизни.

§31

36.

Внутреннее строение костной рыбы. Л.р№6 «Внутреннее строение рыбы».

1

Комбинирован-ный урок.

Позвоночник, ребра, мозговой череп, скелет непарных и парных плавников, скелет поясов, скелет свободной конечности; плавательный пузырь; системы органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, центральная нервная, органы выделения.

§32

37.

Особенности размножения рыб.

1

Комбинирован-ный урок.

Раздельнополые животные; яичники, икринки, молоки, семенники, сперматозоиды; живорождение, миграция, нерест.

§33

38.

Основные систематические группы рыб. Классы Хрящевые и Костные рыбы.

1

Комбинирован-ный урок.

Хрящевые рыбы (акулы, скаты). Костные рыбы ( Осетровые, Лучеперые, Костистые, Лопастеперые, Двоякодышащие, Кистеперые).

§34

39.

Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана.

1

Комбинирован-ный урок.

Рыболовство; сельдеобразные, трескообразные, лососевые, карпообразные; акклиматизация; рыбоводство прудовое, аквариумное.

Называть представителей промысловых рыб.

Характеризовать роль промысловых рыб в жизни человека.

Доказывать практическую значимость прудоводства.

§35

40.

Контрольная работа  №4 «Рыбы».

1

Урок контроля знаний.

Тестирование по теме «Рыбы». (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки)

8.3.Класс Земноводные. (4 часа).

41.

Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение лягушки. Скелет и мускулатура.

1

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Класс Земноводные, или амфибии; парные конечности, подвижные веки, легкие, два круга кровообращения, трехкамерное сердце, кровь смешанная; хлоднокровные животные; кожные железы, слизь, резонаторы, скелет головы, скелет туловища, скелет поясов передних и задних конечностей, мускулатура; плавательная перепонка.

Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Распознавать и описывать  строение земноводных.

Выделять особенности строения в связи со средой обитания.

Сравнивать внешнее строение  земноводных и рыб.

§36

42.

Строение и деятельность систем внутренних органов.

1

Комбинирован-ный урок.

Пищеварительная система; клоака; дыхательная система; кровеносная система: сердце трехкамерное (два предсердия, один желудочек), два круга кровообращения, смешанная кровь; полушария переднего мозга; зрительный анализатор.

Узнавать по рис. системы внутренних органов.

Описывать строение и функции систем внутренних органов.

§37

43.

Годовой цикл земноводных. Происхождение земноводных.

1

Комбинирован-ный урок.

Годовой жизненный цикл; развитие с превращением; семенники, яичники, икринка, головастик.

Находить сходство в размножении и развитии рыб и земноводных.

Сравнивать головастика и взрослую особь.

Объяснять проявление метаморфоза у головастиков.

Сравнивать развитие   земноводных и рыб.

Объяснять происхождение земноводных.

§38

44.

Многообразие земноводных.

1

Комбинирован-ный урок.

Отряды земноводных: Бесхвостые, Хвостатые, Безногие; регенерация; потребители второго порядка в биоценозах.

Называть: - места обитания земноводных;

- основные отряды.

Объяснять приспособления земноводных к различным условиям жизни.

Указать причины сокращения и меры по охране.

Характеризовать роль амфибий в природе.

§39

8.4.Класс Пресмыкающиеся (5 часов)

45.

Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся.

1

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Класс Пресмыкающиеся (или Рептилии); голова, туловище, две пары конечностей; сухая кожа, роговая чешуя; линька; роговой щиток; обонятельные органы; регенерация; мыщелок; отделы скелета: шейный, туловищный, крестцовый, хвостовой; ребра, грудная клетка.

Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса.

Выделять особенности строения.

Доказывать: - что пресмыкающиеся – наиболее высокоорганизованные живые по сравнению с земноводными;

- происхождение пресмыкающиеся от земноводных.

Определять принадлежность рептилий к определенным отрядам.

Объяснять роль в природе и жизни человека пресмыкающихся.

§40

46.

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.

1

Комбинирован-ный урок.

Желчный пузырь, печень, поджелудочная железа; ядовитый зуб; термолокатор; гортань, трахея, бронхи; сердце трехкамерное, аорта, легочная артерия, спинная аорта; мочевая кислота; когти.

Перечислять усложнения в строении систем органов.

Узнавать по рис. системы внутренних органов.

Выделять особенности размножения.

§41

47.

Многообразие пресмыкающихся.

1

Комбинирован-ный урок.

Отряды: Ящерицы, Змеи, Крокодилы, Черепахи; прозрачные роговые веки; костный панцирь.

Называть известные вам виды пресмыкающихся различных отрядов.

Распознавать и описывать  представителей отрядов пресмыкающихся.

Перечислять общие признаки класса Пресмыкающихся.

§42

48.

Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.

1

Комбинирован-ный урок.

Пищевые связи; мясистые губы, кожные железы, дополнительный теменной глаз

Приводить примеры ящеров и их среды обитания.

Называть причины вымирания ящеров.

Объяснять: - роль пресмыкающихся в жизни человека и в природе;

- необходимость охраны пресмыкающихся.

§43

49.

Контрольная работа №5 «Земноводные и пресмыкающиеся».

1

Урок контроля знаний.

Тестирование по темам «Земноводные и пресмыкающиеся» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки)

8.5. Класс Птицы (8 часов).

50.

Среда обитания и внешнее строение птиц. Л.р.№7 «Внешнее строение птицы. Строение птицы».

1

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Постоянная температура тела; миграция; клюв, надклювье, подклювье; копчиковая железа; перья: контурные (маховые, рулевые), пуховые, пух; стержень, очин, опахало, бородки первого и второго порядка, крючочки.

Распознавать и описывать внешнее строение птиц.

Выявлять приспособления внешнего строения птиц к полету.

Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями.

§44

51.

Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы птиц. Л.р.№8 «Строение скелета птиц».

1

Комбинирован-ный урок.

Скелет прочный и легкий; пневматичность костей; кости сросшиеся, сложный крестец, кости трубчатые, воздушные полости, открытый таз; цевка, пряжка, киль, грудина; большие грудные мышцы, длинные сухожилия.

Выделять особенности строения скелета птиц.

 Объяснять причины расположения и строения мышц птиц.

Характеризовать изменения скелета в связи с полетом.

§45

52.

Внутреннее строение птиц.

1

Комбинирован-ный урок.

Зоб, желудки: железистый и мускулистый, поджелудочная железа, желчный пузырь, печень; трахея, два бронха, нижняя гортань, воздушные мешки; сердце четырехкамерное; кровь: артериальная и венозная; полушария переднего мозга, мозг: промежуточный. Средний, продолговатый; мозжечок; обмен веществ; экстраполяция.

Узнавать по рис. системы внутренних органов.

Называть прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися.

Выделять приспособленность систем внутренних органов  птиц к полету.

§46

53.

Размножение и развитие птиц.

1

Комбинирован-ный урок.

Жгутики, или халазы; белок, желток; яйцевой зуб; зародышевый диск; оболочки: скорлуповая, зародышевая; выводковые и гнездовые птицы.

Называть этапы развития яйца и зародыша.

Выделять особенности органов размножения, связанные с полетом.

Находить отличия между гнездовыми и выводковыми птицами.

§47

54.

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

Комбинирован-ный урок.

Годовой жизненный цикл: размножение, гнездование, послегнездовые кочевки, миграции, зимовка, токование, смена оперения; оседлые, кочующие, перелетные птицы.

Называть причины появления у птиц инстинкта перелета.

Описывать сезонные явления в жизни птиц.

Характеризовать значение гнезд в жизни птиц.

§48

55.

Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц.

1

Комбинирован-ный урок.

Экологические группы по местам обитания: птицы леса, открытых пространств, водоемов, их побережий и болот; по способам питания: птицы зерноядные, насекомоядные, хищные, всеядные.

Называть  экологические группы птиц.

Распознавать и описывать представителей отрядов птиц.

Определять особенности строения птиц различных экологических групп.

§49

56.

Значение птиц и их охрана.

1

Комбинирован-ный урок.

Растительноядные ( в том числе зерноядные), насекомоядные, хищные, охотничье-промысловые, домашние птицы; археоптерикс.

Объяснять: - роль птиц в природе и жизни человека;

- необходимость защиты.

Описывать меры по охране птиц и приводить примеры редких и охраняемых птиц.

Наблюдать в природе за птицами.

§50

57.

Контрольная работа №6 «Птицы».

1

Тестирование по теме«Класс Птицы» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки)

8.6.Класс Млекопитающие .  ( 7 часов).

58.

Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих.

1

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Класс Млекопитающие; лицевой и черепной отделы головы; шерсть, вибриссы; железы6 слезные, сальные, потовые, пахучие, млечные; крупный и сложный головной мозг; парные конечности, расположенные под туловищем.

Распознавать и описывать внешнее строение млекопитающих.

Выявлять приспособления внешнего строения млекопитающих к среде обитания.

Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам.

Распознавать и описывать представителей    класса    Млекопитающие.

Объяснять:

•  роль в природе и жизни человека;

•  охраны.

Объяснять родство человека с млекопитающими.

§51

59.

Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа №9. «Строение скелета млекопитающих».

1

Комбинирован-ный урок.

Мозг: полушария, кора, извилины, складки, борозды, мозжечок; диафрагма; трахеи, бронхи; сложный желудок: рубец, сетка, книжка, сычуг; артерии, вены, капилляры, четырехкамерное сердце; почки, мочеточники, мочевой пузырь.

§52

60.

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих.

1

Комбинирован-ный урок.

Плацента. Парные семенники, яичники. Уход за потомством, подготовка к зимовке, линька, миграции, спячка, зимовка. Роговые кожные образования: шерсть, рога. Копыта, когти, ногти; дифференцированные альвеолярные зубы. Млечные железы. Подкласс Первозвери, подкласс Звери: низшие, или Сумчатые, и Высшие, или Плацентарные. Сумка выводковая.

§53 §54

61.

Высшие (Плацентарные) звери. Отряды: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные.

1

Комбинирован-ный урок.

Высшие, или Плацентарные; звери; Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные звери, эпизоотии.

Распознавать и описывать внешнее строение млекопитающих.

Выявлять приспособления внешнего строения млекопитающих к среде обитания.

Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам.

Распознавать и описывать представителей    класса    Млекопитающие.

Объяснять:

•  роль в природе и жизни человека;

•  охраны.

Объяснять родство человека с млекопитающими.

§55

62.

Отряды: Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные. Отряд Приматы.

1

Комбинирован-ный урок.

Ласты, китовый ус, цедильный аппарат; рога, копыта; сложный желудок, жвачка, хобот. Приматы, человек разумный; складки и извилины коры мозга; ногти; лицо; мимика, жесты.

§56 §57

63.

Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.

1

Комбинирован-ный урок.

Среда обитания: наземная, почвенная, водная, воздушная; экологическая группа; наземно-древесный образ жизни; млекопитающие водные, роющие и летающие; адаптивные черты. Домашние звери, животноводство, крупный рогатый скот; породы: молочная, мясная; мелкий рогатый скот; коневодство, оленеводство, кролиководство, клеточное звероводство, охотничий промысел; заповедники, зоопарки, акклиматизация, реакклиматизация.

§58 §59

64.

Обобщающий урок по теме «Млекопитающие».

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

9.Развитие животного мира на Земле

 (4 часа)

65.

Доказательства Эволюции животного мира. Учение Ч.Дарвина об эволюции органического мира.

1

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Палеозой, кайнозой; эволюция; эмбриологические, палеонтологические доказательства эволюции; наследственность, изменчивость, искусственный отбор, естественный отбор; систематические единицы: тип, класс, отряд, семейство, род, вид.

Называть основные этапы развития животного мира на Земле.

Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов.

Объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных.

Называть причины миграций.

Приводить    примеры   мигрирующих животных. Объяснять условия существования

для жизнедеятельности животных.

§60

66.

Основные этапы развития животного мира на земле.

1

Комбинирован-ный урок.

Эволюционная теория; этапы развития жизни; палеозой, мезозой, кайнозой.

§61

67.

Итоговая контрольная работа.

1

Урок контроля знаний.

Тестирование по курсу «биология 7 класс» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки)

68.

Заключительный урок.

1

Урок обобщения и систематизации  знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...