Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа
«Школа здоровья» № 473
УТВЕРЖДАЮ И.О. директора школы Сухаревская Е.В. «_____»_______20 _ г. |
Рабочая программа
по биологии
в 6 Б классе
РАССМОТРЕНО
МО __________________
№ ____от _____________
Председатель МО ___________/Шпиллер Л.Б./
Составитель: Ситникова Е.Н. учитель биологии II квалификационной категории |
Москва
2014
Пояснительная записка.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по биологии для 6класса линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора В.В.Пасечника.
Рабочая программа по биологии составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 6-х классов включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности организмов, и индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы.
Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно- познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой: Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6кл. –8-е изд., стереотип. –
М.: Дрофа, 2011.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков.
Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются в качестве домашнего задания.
Учебное содержание курса биологии в 6классе включает 34 часа, 1 час в неделю, 4 лабораторных опыта и 2 лабораторные работы.
Требования к результатам освоения учебного курса учащимися.
Изучение биологии в 6 классе обуславливает достижение следующих личностных результатов:
1)формирование ответственного отношения к обучению;
2)формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы;
3)развитие навыков обучения;
4)формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома;
5)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями и посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
6)осознание значения семьи в жизни человека;
7)уважительное и заботливое отношение к старшим и младшим товарищам.
Метапредметные результаты освоения биологии в 6классе должны отражать:
1)организовывать свою учебную деятельность;
2)планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
3)составлять план работы;
4)участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
5)осуществлять поиск дополнительной информации;
6)работать с текстом параграфа и его компонентами;
7)составлять план ответа;
8)составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
9)узнавать изучаемые объекты на таблицах;
10)оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Предметными результатами освоения учащимися 6класса программы по биологии являются:
1) определять и показывать на таблицах органы и системы, составляющие организмы растений и животных;
2)объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;
3)обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
4)сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
5)наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;
6)исследовать строение отдельных органов организмов;
7)фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
8)соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
Содержание программы.
Биология. 6
Жизнедеятельность организмов (15час.)
Обмен веществ –главный признак жизни. Составные компоненты обмена веществ: питание, дыхание, поступление веществ в организм, их транспорт и преобразование, выделение. Использование энергии организмами. Почвенное питание растений. Автотрофный и гетеротрофный типы питания организмов. Корень, его строение и функции. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений.
Меры охраны природной среды. Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Проблема загрязнения воздуха. Питание бактерий и грибов. Разнообразие способов питания. Грибы сапротрофы и паразиты. Симбиоз бактерий и грибов. Гетеротрофный тип питания. Пища как
строительный материал и источник энергии для животных. Растительноядные животные, особенности питания и способы добывания пищи.
Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и способы добывания пищи. Хищные растения. Дыхание как компонент обмена веществ, его роль в жизни организмов. Роль кислорода в процессе дыхания. Органы дыхания у животных. Особенности газообмена у животных. Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Применение знаний о дыхании при выращивании растений и хранении урожая. Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная частьобмена веществ.
Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Передвижение веществ у животных.
Кровь, ее состав, функции и значение.
Кровеносная система животных, органы кровеносной системы: кровеносные сосуды и сердце. Роль
гемолимфы и крови в транспорте веществ в организме животного и осуществлении связи между его органами. Выделение–процесс выделения из организма продуктов жизнедеятельности.
Образование конечных продуктов обмена веществ в процессе жизнедеятельности живых организмов. Выделение у растений: удаление продуктов обмена веществ из растительного организма через корни, устьица, листья. Листопад.
Удаление продуктов обмена веществ через жабры, кожу, легкие, почки. Особенности процесса выделения у животных.
Лабораторные опыты.
1.Поглощение воды корнем.
2.Выделение углекислого газа при дыхании.
3.Передвижение веществ по побегу растения.
Размножение, рост и развитие организмов(6 часов).
Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Цветок –орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического
развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира. Рост и развитие –свойства живых организмов.
Причины роста организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Агротехнические приемы, ускоряющие
рост растений. Развитие животных с превращением и без превращения. Влияние вредных привычек на развитие человека.
Лабораторные работы, опыты.
1.Вегетативное размножение комнатных растений.
2.Определение возраста деревьев по спилу.
Регуляция жизнедеятельности организмов(11часов).
Раздражимость –свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в жизни организмов. Гуморальная регуляция. Гормоны. Биологически активные вещества. Эндокринная система, ее роль в гуморальной регуляции организмов. Нервная регуляция. Общие представления о нервной системе. Нейрон –структурная единица нервной системы. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс основа нервной регуляции. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
организмов. Поведение. Врожденное поведение. Безусловные рефлексы. Приобретенное поведение. Условные рефлексы. Поведение человека. Высшая нервная деятельность. Движение –свойство живых организмов. Многообразие способов движения живых организмов. Движение растений. Передвижение одноклеточных организмов. Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания. Разнообразие способов передвижения многоклеточных организмов. Организм –единое целое. Взаимосвязь клеток, тканей, систем органов и процессов жизнедеятельности.
Лабораторные работы.
1.Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов.
Список электронных образовательных ресурсов в кабинете биологии: Ионина Н.Г., Кулямина Е.А., Квашнин
Е.Г. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе(пособие
для учителей общеобразовательных школ)
мультимедийное пособие, М., Просвещение –регион.
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ | дата | Тема урока | Кол-во часов | Решаемые проблемы (цели) | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Форма проведения занятия | Объем и содержание д/з |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 9 |
Жизнедеятельность организмов (16ч) | |||||||
1 | 09 | Вводный инструктаж по ОТ. | 1 | Познакомить с новым разделом биологии, раскрыть особенности содержания курса, выяснить, какие задачи решает биология; сформировать представления о биологии как науке, изучающей живые организмы; раскрыть роль живых организмов в природе и жизни человека, показать практи-ческое значение биологии; познакомить с учебником, его методическим аппаратом, прави-лами работы и требованиями учителя; продолжить формирование навыков безопасной работы в лаборатории | Предметные: вспоминают об ос-новных отличительных признаках живой природы, о биологии как науке, о роли организмов, о биосфере как особой оболочке Земли, о практической ценности биологических знаний. Метапредметные: осваивают приемы работы с учебником Личностные: осознают жизнь как универсальную особенность, ценность биологических знаний в жизни человека и своей жизни, оценивают роль биологии как науки в жизни общества, мотивация учебной деятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок - беседа | с.86-87 |
2 | 09 | Обмен веществ – главный признак жизни | 1 | Актуализировать знания учащихся об отличиях живых тел от тел неживой природы; сформировать представления об обмене веществ-важном признаке живой природы; раскрыть составные процессы обмена в-в; обосновать значение энергии для организмов | Предметные: знакомятся с обменом в-в – основным признаком живых организмов; учатся выделять существенные признаки обмена в-в, обосновывать значение энергии для организмов Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, умения наблюдать, классифицировать. приемы работы с разными источниками информации Личностные: формируется познавательный мотив УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.23 |
3 | 09 | Почвенное питание растений | 1 | Продолжить формирование понятия об обмене в-в, о питании как одном из составляющих пр. обмена в-в, об особенностях почвенного питания растений; актуализировать знания о почве –среде обитания растений, о её составе и структуре. | Предметные: знакомятся со способами питания организмов; учатся выделять существенные признаки почвенного питания раст. объяснять роль питания в процессах обмена в-в Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения проводить эксперименты; учатся преобразовывать(структурировать) текст в схему и таблицу, осуществлять сравнение Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.24 в тетради №5,6 ур.2 |
4 | 09 | Удобрения | 1 | Продолжить формирование знаний о почвенном питании растений, об органических и минеральных удобрениях; расширить представления о сроках и способах внесения удобрений, мерах защиты окр. среды от загрязнения избытком удобрений. | Предметные: формируют знания об управлении почвенным питанием растений; учатся определять необходимость внесения удобрений; оценивать вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, умения наблюдать за растениями Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процесса управления почвенным питанием у раст.;формируются ценностно-смысловые установки к окр. среде УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п. 25в тетради №3,4 ур.3 |
5 | 10 | Фотосинтез | 1 | Продолжить формирование понятия о способах питания раст.; познакомить с воздушным питанием раст.; раскрыть понятие «фотосинтеза»; выявить приспособленность раст. к использованиюсвета; сформировать знания об условиях протекания фотосинтеза | Предметные: знакомятся со способом воздушного питания растений, с условиями протекания фотосинтеза, ролью хлорофилла в образовании орг.в-в Метапредметные: учатся проводить простейшие биологические эксперименты, фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов Личностные: формируется научное мировоззрение УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок закрепления новых знаний. лабораторная работа, комбиниро-ванный | п.26 до роли фотосинтеза, в тетради №1-3 ур.4 |
6 | 10 | Значение фотосинтеза | 1 | Раскрыть значение фотосинтеза в природе и жизни человека; обратить внимание на проблему загрязнения воздушной среды | Предметные: развивают представления о значении фотосинтеза в природе и жизни человека Метапредметные: учатся проводить простейшие исследования по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений и оформлять их результаты Личностные: формируется экологическая культура УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, лабораторная работа комбиниро-ванный | п.26 до конца в тетради №4 ур.5 |
7 | 10 | Промежуточный контроль знаний | 1 | Проверить знания уч-ся по теме «Почвенное и воздушное питание растений» | Предметные: Метапредметные: Личностные: УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок - контроль | Повторить строение грибов и бактерий |
8 | 10 | Питание грибов и бактерий | 1 | Познакомить с особенностями питания бактерий и грибов | Предметные: знакомятся с особенностями питания бактерий и грибов Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника Личностные: формируется научное мировоззрение УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.27 задание стр.102 в тетради№2-4 ур.6 |
9 | 11 | Гетеротрофное питание. Растительноядные животные | 1 | Познакомить с особенностями гетеротрофного питания, пищеварением у животных, растительноядными животными; научить выделять главные признаки гетеротрофного питания, формировать интерес к изучению животного мира | Предметные: знакомятся с особенностями гетеротрофного питания, способами добывания пищи растительноядными животными Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за питанием животных, классифицировать жив. по способам добывания пищи, учатся работать с различными источниками информации Личностные: формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.28 стр.104-105 подготовить сообщение о каком-либо растительноядном животном |
10 | 11 | Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения | 1 | Познакомить с особенностями питания плотоядных и всеядных животных, хищных растений; научить различать жив. по способам добывания пищи; формировать интерес к изучению живой природы. | Предметные: знакомятся с особенностями питания плотоядных и всеядных животных, хищных растений; учится выделять существенные признаки питания жив., различать жив. по способам добывания пищи; Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за питанием животных и хищных растений, классифицировать жив. по способам добывания пищи, учатся работать с различными источниками информации Личностные:развивают интерес к изучению особенностями питания плотоядных и всеядных животных, хищных растений; формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п28 стр.105-107 подготовить сообщение о каком-либо плотоядном или всеядном животном |
11 | 11 | Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание животных. | 1 | Сформировать знания о дыхании как компоненте обмена в-в, об особенностях дыхания у животных; научить выделять существенные признаки дыхания, объяснять роль дыхания в обмене в-в, в жизни организмов. | Предметные: знакомятся с особенностями процесса дыхания как компонента обмена в-в, овладевают умением объяснять роль кожи, жабр, трахей, легких в процессе дыхания Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за жизнедеятельностью животных , учатся работать с различными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.29 до дыхания раст.; в тетради№1,3ур9 |
12 | 12 | Дыхание растений | 1 | Формировать знания о дыхании как компоненте обмена в-в, об особенностях дыхания у растений, о роли устьиц, чечевиек и межклетников в газообмене у растений; научить применять знания о дыхании раст. при их выращивании и хранении урожая. | Предметные: знакомятся с особенностями дыхания у раст; учатся определять значение дыхения в жизни раст. Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за жизнедеятельностью раст. , учатся работать с различными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности растений УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.29 «Дыхание растений» в тетради №1-3ур.10 |
13 | 12 | Контроль знаний | 1 | Проверить знания уч-ся по теме «питание и дыхание растений и животных» | Предметные: развивают умения работать с тестами Метапредметные: Личностные: УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок-контроль | ответить на вопрос стр.112 |
14 | 12 | Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений. | 1 | Продолжить формирование знаний о транспорте веществ в организмах как составной чати обмена в-в, присущем всем организмам; раскрыть значение проводящей функции стебля и изучить её с помощью опытов | Предметные: знакомятся с передвижением мин. и орг. в-в в раст. и значением этих процессов для раст. Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности по изучению жизнедеятельности организмов Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках раст. УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.30 в тетради№2,4 ур11 |
15 | 12 | Передвижение веществ у животных | 1 | Познакомить с особенностями процесса передвижения в-в у животных; научить определять значение передвижения в-в в жизни животных; формировать познавательный интерес к изучению жизнедеятельности животных | Предметные: знакомятся с особенностями процесса передвижения в-в у животных; учатся определять значение передвижения в-в в жизни животных; овладевают умением объяснять роль гемолимфы и крови в транспорте в-в жив. Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности по изучению жизнедеятельности организмов; учатся работать с различными источниками информации Личностные: развивают интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п. 31 в тетради№2,4ур12 |
16 | 01 | Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений. | 1 | Расширить знания об обмене в-в на основе формирования понятия о выделении как составной части; познакомить с особенностями и значением процесса выделения у раст., листопадом; формировать познавательный интерес к изучению жизнедеятельности растений | Предметные: знакомятся с процессом выделения у раст, учатся определять значение выделения у раст.,объяснять роль устьиц, листьев в удалении продуктов обмена в-в у раст. Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности по изучению жизнедеятельности организмов; учатся работать с различными источниками информации, учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника Личностные: развивают интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.32 в тетради№2,3ур.13 |
17 | 01 | Выделение у животных | 1 | Познакомить с особенностями процесса выделения у животных; научить определять значение выделения в жизни жив.; формировать познавательный интерес к изучению жизнедеятельности животных | Предметные: знакомятся с особенностями выделения подуктов обмена в-в из организма животных, овладевают умением объяснять роль жабр, кожи, лёгких, почек в удалении продуктов обмена в-в Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности по изучению жизнедеятельности организмов; учатся работать с различными источниками информации, учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника Личностные: формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.32 стр.120-121 в тетради№2ур.14 |
18 | 01 | Обобщающий урок | 1 | Систематизировать и обобщить знания об обмене веществ, подвести к выводу о сходстве и различиях процессов жизнедеятельности у организмов разных царств, о единстве органического мира | Предметные: обобщают знания об обмене в-в - главном признаке жизни; продолжает формироваться естествен-научная картина мира и развивается представление о единстве орг. мира. Метапредметные: учатся сравнивать объекты, работать с разными источниками информации Личностные: развивают интерес к изучению процессов жизнедеятельности у организмов; формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | вопрос№2 стр.124 |
Размножение, рост и развитие организмов (5ч) | |||||||
19 | 02 | Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение. | 1 | Сформировать знания о размножении организмов, его биологическом значении, о способах размножения, особенностях бесполого размножения. | Предметные: знакомятся с размножением организмов, его ролью в преемственности поколений, способами размножения – бесполым размножением у раст. и жив. Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению вегетативного размножения организмов. Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.33, повторить п11,12 |
20 | 02 | Половое размножение | 1 | Продолжить формирование знаний о размножении организмов, об особенностях полового размножения, его усложнении в процессе исторического развития , о значении полового размножения для потомства и эволюции орг.мира; показать преимущества полового размножения перед бесполым. | Предметные: знакомятся с особенностями полового размножения, его усложнением в процессе исторического развития , определят значение полового размножения для потомства и эволюции орг.мира Метапредметные: учатся работать с различными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.34 в тетради№7 ур.17 |
21 | 02 | Рост и развитие _ свойства живых организмов. Индивидуальное развитие. | 1 | Продолжить формирование знаний о свойствах живых организмов на примере роста и развития, о причинах роста – делении и увеличении размеров клеток | Предметные: знакомятся с процессами роста и развития организмов; учатся выявлять их причины Метапредметные: : осваивают основы исследовательской деятельности, учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению роста и развития организмов Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.35 в тетради№6,8ур.18 |
22 | 03 | Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека. | 1 | Познакомить с негативным влиянием вредных привычек на развитие человека; научить объяснять в чём опасность табакокурения, употребления алкоголя и наркотических в-в для индивидуального развития и здоровья человека; формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни. | Предметные: знакомятся с негативным влиянием вредных привычек на развитие человека; учатся объяснять в чём опасность табакокурения, употребления алкоголя и наркотических в-в для индивидуального развития и здоровья человека Метапредметные: учатся работать с различными источниками информации Личностные: осознают ценности здорового и безопасного образа жизни. УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.20стр.130-131 |
23 | 03 | Обобщающий урок | 1 | Систематизировать и обобщить знания о размножении, росте и развитии как важнейших свойствах живых организмов; о разных способах размножения; подвести к выводу о сходстве и различиях процессов жизнедеятельности у организмов различных царств о единстве орг. мира. | Предметные: обобщают знания о размножении, росте и развитии, продолжает формироваться естественно-научная картина мира Метапредметные: учатся сравнивать объекты, работать с различными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | ответить на вопросы стр.138 |
Регуляция жизнедеятельности организмов (7ч) | |||||||
24 | 03 | Способность организмов воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них | 1 | Сформировать знания о раздражимости – свойстве, присущем всем организмам | Предметные: знакомятся с особенностями раздражимости, фотопериодизмом. Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, учатся сравнивать объекты, работать с различными источниками информации Личностные: развиваются представления о единстве органического мира, : развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.36 провести наблюдения за поведением дом. жив., аквариумных рыб |
25 | 03 | Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов | 1 | Сформировать знания о гуморальной регуляции и её значении в жизнедеятельности организмов | Предметные: формируется представление о гормонах, их роли, о гуморальной регуляции Метапредметные: учатся обобщать информацию, делать выводы. Личностные: развивают познавательные потребности , формируется научное мировоззрение УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.37 в тетради№4ур.22 |
26 | 04 | Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных | 1 | Сформировать представления о нервной системе, нейроне, рефлексе; показать взаимосвязь нервной и гуморальной регуляций | Предметные: знакомятся с механизмом нейрогуморальной регуляции, объясняют её роль в жизни многоклеточных организмов. Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению регуляции процессов жизнедеятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.38 в тетради№3ур.23 |
27 | 04 | Поведение организмов | 1 | Сформировать первоначальное представление о поведении организмов, о различных формах поведения в зависимости от уровня организации организмов. | Предметные: знакомятся с видами поведения животных,учатся определять значение поведения в жизни организмов Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных и растений УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.39 в тетради№4ур.24 |
28 | 04 | Движение организмов | 1 | Продолжать формировать представление о различных формах поведения в зависимости от уровня организации организмов на примере различных движений | Предметные: знакомятся с движением организмов, многообразием их способов Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.40 в тетради№5ур.25 |
29 | 04 | Организм – единое целое | 1 | Систематизировать и обобщить знания о строении и жизнедеятельности организмов различных царств, продолжить формирование умения устанавливать связь между строением и функциями, подвести к выводу, что организм – единое целое | Предметные: обобщают и систематизируют знания о многоклеточном организме, его целостности Метапредметные: учатся обобщать и систематизировать полученные знания Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.41 в тетради№2,3ур.26 |
30 | 05 | Обобщающий урок | 1 | Систематизировать и обобщить материал о значении согласованной работы органов для поддержания целостности организма; проверить умения объяснять взаимосвязь всех органов и процессов в многоклеточном организме | Предметные: обобщают знания о регуляции жизнедеятельности организмов Метапредметные: демонстрируют использование составляющих исследовательской деятельности по изучению живых организмов Личностные: демонстрируют сформированные ценностно-смысловые установки по отношению к живой природе УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Контрольно-обобщающий урок | в тетради №3ур.27 |
31 | 05 | Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы» | 1 | организовать ценностно-ориенти-рованную деятельность учащихся для обобщения полученных знаний, умений, отношений, творческой деятельности; продолжить формирование умений планировать и выполнять учебное проектное задание; развивать коммуникативные способности | Предметные: формируется естествен-научная картина мира Метапредметные: осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Контрольно-обобщающий урок | |
32-34 | 05 | Резервное время |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...