Рабочая программа по биологии 10 - 11 классы
рабочая программа по биологии на тему
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. – 254 с), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_10_-_11_klassy.rar | 73.13 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родинская средняя общеобразовательная школа
Шипуновского района
Алтайского края
Согласовано Руководитель МО _____Т.Н. Алексеенко Протокол № ___ от «____»_________2014г | Согласовано Заместитель директора по УВР ______И.В.Богоявленская Протокол № ______ «___»_________2014 г. | Утверждаю: Директор _____ О.И.Попова Приказ № ___ от «___»_______2014г. |
Рабочая программа
по учебному курсу «Биология»
для учащихся 10 класса
Разработчик:
Недякина Ирина Анатольевна,
учитель химии и биологии,
высшая категория
с. Родино 2014
10 класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. – 254 с), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях. Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания, полученные на уроках биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни.
Программа рассчитана на 1 час классных занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы) или на 2 часа в неделю в течение одного учебного года (в 10 или 11 классе). В нашей школе предмет изучается в течение двух лет. Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач. Профилактика СПИДа; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни человека, их причины и профилактика; медико-генетическое консультирование — эти и другие темы помогут сегодняшним школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ. В программе дается распределение материала по разделам и темам. В основу структурирования курса положена уровневая организация живой природы. К каждой теме приведены основные понятия и перечень демонстраций, допускающих использование различных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения и его материальной базы.
При двухгодичном курсе биологии рекомендуется в 10 классе изучить разделы «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», а в 11 классе — «Вид», «Экосистемы». Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Программой предусмотрен резерв свободного учебного времени (8 часов), который может быть использован для проведения контрольно-обобщающих уроков или организации экскурсии. В 10 классе резерв распределен по темам: «Введение», «Строение эукариотической и прокариотической клеток», «Реализация наследственной информации в клетке».
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Место предмета в базисном учебном плане
Примерная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 70 часов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Результаты обучения
- В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения;
- вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;
- единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
- отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;
- взаимосвязи организмов и окружающей среды;
- причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни,
- происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Основное содержание (35 часов)
Введение (1час)
Место учебного предмета «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также биологических наук.
Биология как наука. Методы научного познания (3 часа)
Объект изучения биологии — живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Демонстрации
Биологические системы.
Уровни организации живой природы.
Методы познания живой природы.
Клетка (12 часов)
Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Демонстрации
Строение молекулы белка.
Строение молекулы ДНК.
Строение молекулы РНК.
Строение клетки.
Строение клеток прокариот и эукариот.
Строение вируса.
Хромосомы.
Характеристика гена.
Удвоение молекулы ДНК.
Лабораторные и практические работы
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.
Сравнение строения клеток растений и животных. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Организм (18 часов)
Организм — единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии — свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Размножение — свойство организмов. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Демонстрации
Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии в клетке.
Фотосинтез.
Деление клетки (митоз, мейоз).
Способы бесполого размножения.
Половые клетки.
Оплодотворение у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма.
Моногибридное скрещивание.
Дигибридное скрещивание.
Перекрест хромосом.
Неполное доминирование.
Сцепленное наследование.
Наследование, сцепленное с полом.
Наследственные болезни человека.
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
Мутации.
Модификационная изменчивость.
Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Искусственный отбор.
Гибридизация.
Исследования в области биотехнологии.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
Составление простейших схем скрещивания.
Решение элементарных генетических задач.
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы | Количество часов | Количество часов (фактически) | ||
Введение | 1 | |||
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания | ||||
Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук | 1 | 1 | ||
Тема 1.2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы | 2 | 2 | ||
Всего | 3 | 3 | ||
Раздел 2. Клетка | ||||
Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория | 1 | 1 | ||
Тема 2.2. Химический состав клетки | 4 | 4 | ||
Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клеток | 3 | 4 | ||
Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке | 1 | 2 | ||
Тема 2.5. Вирусы | 1 | 1 | ||
Всего | 10 | 12 | ||
Раздел 3. Организм | ||||
Тема 3.1. Организм — единое целое. Многообразие живых организмов | 1 | 1 | ||
Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии | 2 | 2 | ||
Тема 3.3. Размножение | 4 | 4 | ||
Тема 3.4. Индивидуальное развитие организмов | 2 | 2 | ||
Тема 3.5. Наследственность и изменчивость | 7 | 7 | ||
Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология. | 2 | 2 | ||
Всего | 18 | 18 | ||
Итого 31+4 | 34+1 |
Календарно – тематический план
№ | Раздел, тема | Кол час. | Дата | Оборудование | |
1 | Введение. 1 ч. | 1 | ПК, проектор | ||
1. Биология как наука, методы научного познания. 3 ч. | |||||
2 | Краткая история развития биологии | 1 | ПК, проектор | ||
3 | Сущность жизни и свойства живого | 1 | ПК, проектор | ||
4 | Уровни организации живой материи. Методы биологии | 1 | ПК, проектор | ||
2.К летка..12 ч | ПК, проектор | ||||
5 | История изучения клетки. Клеточная теория. | 1 | ПК, проектор. микроскоп | ||
6 | Химический состав клетки | 1 | ПК, проектор | ||
7 | Неорганические вещества клетки | 1 | ПК, проектор | ||
8 | Органические вещества. Общая характеристика. Липиды | 1 | ПК, проектор | ||
9 | Органические вещества. Углеводы. Белки. | 1 | ПК, проектор | ||
10 | Органические вещества. Нуклеиновые кислоты | 1 | ПК, проектор | ||
11-12 | Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды. | 2 | ПК, проектор микроскоп | ||
13 | Клеточное ядро. Хромосомы. | 1 | ПК, проектор | ||
14 | Прокариотическая клетка. Лабораторная работа №1.Сравнение строения клеток растений и животных, (в форме таблицы) | 1 | ПК, проектор | ||
15 | Реализация наследственной информации в клетке | 1 | ПК, проектор | ||
16 | Неклеточные формы жизни. Вирусы. Обобщение «Клетка» | 1 | ПК, проектор | ||
3. Организм 19 ч. | |||||
17 | Организм – единое целое. Многообразие организмов | 1 | ПК, проектор | ||
18 | Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен | 1 | ПК, проектор | ||
19 | Пластический обмен. Фотосинтез. | 1 | ПК, проектор | ||
20 | Деление клеток. Митоз | 1 | ПК, проектор, микроскоп | ||
21 | Размножение: половое и бесполое. | 1 | ПК, проектор | ||
22 | Образование половых клеток. Мейоз | 1 | ПК, проектор | ||
23 | Оплодотворение. | 1 | ПК, проектор | ||
24 | Индивидуальное развитие организмов | 1 | ПК, проектор | ||
25 | Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье | 1 | ПК, проектор | ||
26 | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. | 1 | ПК, проектор | ||
27 | Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание | 1 | ПК, проектор | ||
28 | Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание. Практическая работа. №1.Решение элементарных генетических задач. | 1 | ПК, проектор | ||
29 | Хромосомная теория наследственности Современные представления о гене и геноме. | 1 | ПК, проектор | ||
30 | Генетика пола. Лабораторная работа №2.Составление простейших схем скрещивания. | 1 | ПК, проектор | ||
31 | Изменчивость: наследственная и ненаследственная | 1 | ПК, проектор | ||
32 | Генетика и здоровье человека | 1 | ПК, проектор | ||
33 | Селекция: основные методы и достижения. Биотехнология: достижения и перспективы развития. | 1 | ПК, проектор | ||
34 | Обобщение «Организм» | 1 |
Условные обозначения: ПК – персональный компьютер
Критерии оценки учебной деятельности по биологии.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Учебно – методический комплект для учителя:
- Агафонова И. Б., Сивоглазов В. И. «Биология. Общая биология. Базовый уров. 10 - 11 кл.» – М.: Дрофа, 2010.
- Рабочая тетрадь. В 2 ч. Агафонова И. Б., Сивоглазов В. И., Котелевская Я. В. «Биология. Общая биология. Базовый уров. 10—11 кл.» – М.: Дрофа, 2008.
- Биология 10 -11 класс. Общая биология. Мультимедийное приложение к учебнику Агафонова И. Б., Сивоглазов В. (электронное учебное издание), Дрофа, 2010
Учебно – методический комплект для ученика:
- Агафонова И. Б., Сивоглазов В. И. «Биология. Общая биология. Базовый уров. 10 - 11 кл.» – М.: Дрофа, 2010.
- Рабочая тетрадь. В 2 ч. Агафонова И. Б., Сивоглазов В. И., Котелевская Я. В. «Биология. Общая биология. Базовый уров. 10—11 кл.» – М.: Дрофа, 2008.
- Биология 10 -11 класс. Общая биология. Мультимедийное приложение к учебнику Агафонова И. Б., Сивоглазов В. (электронное учебное издание), Дрофа, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...