Методический семинар "Формирование базовых понятий по биологии в условиях реализации системно-деятельностного подхода"
учебно-методический материал по биологии на тему

 

Четкое и прочное владение общебиологическими, базовыми понятиями  можно сформировать используя системно-деятельностный подход. Реализация системнор деятельностного подхода в отдельно взятом уроке, теме, курсе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование базовых понятий по биологии

в условиях реализации системно-деятельностного  подхода

«Понятие есть некоторый концентрат знаний, итог познания на некотором этапе и вместе с тем исходный пункт, средство дальнейшего познания»

                                                           Е.К.Войшвилло        

Содержание любой науки определяется системой понятий, не является исключением и биология.

Формированию и развитию понятий в методике обучения биологии давно уделяется большое внимание. Наиболее глубокая разработка этой проблемы была проведена в 50-х годах XX в. коллективом ленинградских методистов под руководством Н.М. Верзилина. Итогом этой работы явилось создание "Теории развития биологических понятий".

В последующие десятилетия, вплоть до настоящего времени, в научно-методической литературе вопрос развития биологических понятий поднимался неоднократно (И.И. Пономарева. A.M. Мягкова. Е.П. Бруновт. R.M. Пакулова., В.Д. Комиссаров, В.В. Пасечник, Л.А. Кулев, Т.С. Сухова, Л.П. Сивохина и др.).

 Однако до сих пор существует проблема успешного усвоения общебиологических понятий учащимися. Об этом свидетельствуют  обобщенные данные анализа ЕГЭ, где отмечается, что базовые понятия не сформированны должным образом. Выпускники не могут применить знания в новой ситуации.

Что же необходимо предпринять, чтобы понятие было усвоено учащимися не только в форме суммы знаний в виде отдельных, часто разрозненных элементов содержания данного понятия; а на уровне целостного знания – системы понятий.

Проанализировав  основные положениям теории понятий Верзилина Н.М. я пришла к выводу, что четкое и прочное владение общебиологическими, базовыми понятиями  можно сформировать используя системно-деятельностный подход.

.

С чего я начала?

Прежде всего четко разграничила понятия на локальные и базовые. Рассмотрим как я организую работу по их усвоению  на уроках ботаники в 6 классе.

Каждое понятие постепенно развивается, усложняется. Так, понятие о листе на первом уроке является простым, учащиеся знакомятся с его внешним строением. Я предлагаю не заучивание. а добывание информации.

Так, составляя синквейн выясняем опорные знания по этой теме; включаем лист в систему понятий "Органы цветкового растения"

сравнивая предложенные листья, дети определяют признаки для классификация листа;

а затем, группы получают задания - признак для классификации, изображения растений. гербарии. работают  с текстом учебника, трансформируют его в схемы, иллюстрируют примерами. для закрепления знаний выполняют лабораторную работу. используя комнатные растения, гербарии.

Работая таким образом  к  концу изучения темы, понятие лист становится сложным. Учащиеся знают типы листьев, их анатомическое строение, значение в жизни организма, процессы, которые в них происходят,  приспособительные признаки листьев.

Но все таки это частное понятие, применяемое в пределах темы. Есть же общебиологические понятия, работу над которыми я планирую заранее и провожу целенаправленно из урока в урок.

Рассмотрим в качестве примера урок то теме «Испарение воды» в рамках той же темы «Лист».

На этапе планирования выделяю  обязательные знания и общебиологические понятия.

Работа над формированием этих знаний организую поэтапно. Каждый из этапов дети оформляют в соответствующей  графе таблицы. Обратите внимание в ней прописаны базовые понятия.

Они развиваются  в процессе активной познавательной деятельности при помощи проблемных вопросов, с опорой на знания, полученные ранее и личный опыт. В ходе занятия заслушиваем отчет о  домашнем эксперименте «Испарение воды листьями» и проводим опыты, для выяснения роли этого процесса в жизни  живых организмов. Чтобы понять, благодаря чему происходит испарение воды еще раз заглядываем в тайны строения листа (используя таблицы и лабораторную работу с микропрепаратом кожицы листа). В ходе урока дети учатся выдвигать и проверять в ходе эксперимента  гипотезы; строить схемы-обобщения.

В итоге так выглядит таблица,  а дети с помощью частных  отработали фундаментальные понятия.

Конечно, любое понятие не может быть представлено учащимся сразу во всей его научной  полноте. Поэтому мне надо знать как происходит  движение понятий из темы в тему, из курса в курс. Важно заранее предусмотреть, где понятия сливаются и обобщаются. В связи с этим полезно графически представить пути движения, обобщения и интеграции понятий.

Так например понятие о клетке начинаю  формировать  в 6 классе, а обобщение знаний происходит в 11.

При формировании понятий  задействую  все виды памяти

Мной собрана картотека учебных приемов и форм деятельности по разделам курса биологии. Например, тема «Клетка»: вы видите задания на анализ и синтез информации (исключи лишнее, обобщи предложенные объекты, создание логических рядов, интеллект карт, систем понятий, развивающих канонов, корректурные пробы и др. задания). Данные приемы можно использовать не только на уроках биологии. Материалл размещен на сайте Прошколу ру и в соц. сети работников образования, заслужил одобрительные отзывы, причем не только от биологов.

Классическими развивающими методами биологии являются эксперимент, наблюдение,  моделирование. Эти методы не могут в полной мере быть использованы на уроках иных дисциплин. Поэтому им я придаю большое значение.

При моделировании дети активно включаются в познавательную деятельность. В 5 классе мы моделируем расположение и движение молекул в телах, в 6 - выполняем модели цветка, листа, побега по заданным характеристикам; в 7 - моделируем способы движения животных. а в 9 - состав и структуру экосистем, естественный отбор в ходе борьбы за существования.  

Для проведения лабораторных работ имеется банк заданий, а гербарии мы изготавливаем с детьми во время летней практики.

Умения видеть проблемы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять. доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям вырабатываются благодаря включению обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность.

На слайде приведены некоторые примеры.

С большим интересом учащиеся создают УМК, по интересующим их темам. Такой комплект включает в себя презентацию, публикацию и дидактический материал. Так,  например, при изучении темы «Особенности ВНД человека. Речь и общение» учащиеся подготовили презентацию на тему «Невербальные средства общения», публикацию: «Особенности общения животных» и комплект дидактических материалов, включающий в себя кроссворд, тестовые задания и задания со свободным ответом по предметному содержанию.

Базовые понятия формирую не только на уроке , но и во внеурочной деятельности. Например  члены кружка «Жизнь растений», озеленяя рекреации школы и школьные кабинеты повторяют и применяют на практики способы размножения растений и влияние внешних условий на их рост и развитие. Причем исследовали не только влияние полива. удобрений, глубины заделывания семян, но и влияние музыки на рост растений.

Большую роль в формировании базовых понятий играют такие факультативные курсы как "Основы валеологии", "Экология и здоровье"

 

Победители  школьных конференций представляют свои  работы на муниципальном, региональном и федеральных уровнях

Считаю, что использование системно-деятельностного подхода позволяет добиваться высоких результатов в усвоении общебиологических понятий. Стабильно на «4» и «5» успевают в среднем 56% учащихся нашей школы.

При прохождении итоговой государственной аттестации, в том числе в форме ЕГЭ, учащиеся демонстрируют высокие показатели усвоения учебного материала;  уверенно связывают свою жизнь с биологией,  поступая  в высшие и средние профессиональные учебные заведения.

Ученики школы являются:

- победителями районных предметных олимпиад по биологии и экологии; а также всероссийского  «Молодежного чемпионата по биологии» проводимом Центром развития одаренности (г.Пермь)

- участниками и победителями научно-практических конференциях регионального и областного уровней .

Я тоже стараюсь не отставать от своих учеников и принимаю участие конкурсах, конференциях, в подготовке и проведении методических семинаров.

10 лет руковожу школьным методическим объединением учителей ОО «Естествознание»;

С 2007 года являюсь тьютором районной творческой группы «Проектирование инновационного образовательного пространства развития личности в условиях реализации компетентностного подхода».

Реализуемый  системно-деятельностный подход позволяет мне:

  • повысить степень мотивации обучения, прежде всего, за счет осознания пользы для сегодняшней и последующей жизни обучающихся;
  • облегчить свой труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности обучающихся в обучении;
  • разгрузить обучающихся не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования, переноса внимания к способам работы с информацией, групповому распределению нагрузок и изменению мотивации;
  • не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, когда одни и те же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности, а обучающийся понимает значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема:      Клетка: строение, химический состав,      жизнедеятельность.

1. Установите соответствие между  органоидами  и их функциями:

            А) ядро                                      1) движение хромосом внутри клетки при ее делении

            Б) лизосома                               2) синтез белка

            В) ЭПС                                      3)хранение и удвоение генетической информации

            Г) центриоль                             4) внутриклеточное пищеварение

            Д) микротрубочки                    5) поддержание формы клетки

        Е ) Комплекс Гольджи             6) участие в синтезе и транспорте  веществ

            Ж) Митохондрии                       7) накопление и упаковка химических веществ

            З) Рибосомы                              8) осуществление обмена веществ с внешней средой                    

            И) Плазматическая мембрана  9) преобразовании энергии в результате  

                                                                       клеточного дыхания

2. Составьте синквейн понятия «КЛЕТКА»

3. Закончите фразу: Мне кажется, что я похож на …….. (назвать часть клетки или органоид цитоплазмы), потому что…………

4. Выбор «лишнего» с объяснением:

        а)  рибосома, лизосома, митохондрия, ЭПС (рибосома - немембранный органоид, а все остальные – мембранные)

                  б) растения, животные, бактерии, грибы (бактерии – прокариотические организмы, остальные – эукариотические)

        в) аппарат Гольджи, ЭПС, хлоропласт, лизосома, рибосома ( Хлоропласты присутствуют только в растительных клетках, а все остальные органоиды присущи всем представителям эукариот)

5. Продолжите логические ряды:

            Ядро / хранение информации,    

комплекс Гольджи / упаковка органических веществ,

лизосома /…….

6. Сравните:     а) эукариотическую клетку и прокариотическую

                          б) клетку животную и клетку растительную

                          в) половую клетку и соматическую

                   г) яйцеклетку и сперматозоид

7. Решите развивающий канон

Вещество

?

Белок

Строительный материал

?

Запас питательных веществ

ДНК

?

8. Метод «незаконченное предложение»

Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или (и) конец каждого предложения.

 …………в плазматической мембране имеются поры ………….
…………в клетках животных не содержатся хлоропласты ……
…………важнейшей частью клетки является ядро …………….

                …………цитоплазма пронизана микротрубочками…………….

                …………много митохондрий в мышечных клетках…………….

9. «Корректурная проба» -  найти органоиды в последовательности букв, указать их функции:

мирибосоманетмитоходриядросыкоболочкатипдлжглизосомачкахлоропласткаэндоплазматическаясеть

Какой органоид, на ваш взгляд, можно исключить из этого списка, ответ поясните.

10.Установите соответствие между органоидами клетки и их функциями (избыток  информации)

Органоиды клетки

Функции

  1. Рибосомы
  2. Лизосомы
  3. Аппарат Гольджи

А. Биосинтез белка

Б. Структурирование клетки

В. Образование веретена деления

Г. Регуляция деятельности клетки

Д. Внутриклеточное переваривание

Е. Транспорт веществ и взаимосвязь всех частей клетки

Ж. Преобразование, упаковка и вынос всех частей из клетки

З. Биологическое окисление и синтез АТФ

Органоиды клетки

Функции

1. Клеточный центр

2. Рибосомы

3. Хлоропласты

А. Биосинтез белка

Б. Первичный синтез углеводов

В. Образование веретена деления

Г. Регуляция деятельности клетки

Д. Внутриклеточное переваривание

Е. Транспорт веществ и взаимосвязь всех частей клетки

Ж. Преобразование, упаковка и вынос всех частей из клетки

З. Биологическое окисление и синтез АТФ

11. Соотнесите процессы жизнедеятельности с их сущностью:

Процесс жизнедеятельности

Сущность процесса

1. Возбудимость

2. Деление

3. Рост

4. Развитие  

А) Процесс созревания, специализации клетки называется

Б) Способность клетки реагировать на раздражение называется

В) Процесс, в результате которого из одной материнской клетки образуются дочерние

Г) Увеличение массы и размеров клетки

12. Напишите названия клеточных структур, видимых под электронным микроскопом, соответствующие цифрам на рисунке

1 – ____________________________________

2 – ____________________________________

3 – ____________________________________

4 – ____________________________________

5 – ____________________________________

6 – ____________________________________

7 – ____________________________________

8 – ____________________________________

9 – ____________________________________

13. Составьте систему понятий из предложенных терминов

а) Ядрышко, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, ядро, рибосомы, ядерная мембрана, клеточная мембрана, лизосомы, цитоплазма, клетка, цитозоль, органоиды, клеточный центр, аппарат Гольджи, цитоскелет;

б) Заполните систему понятий:

14. Магический квадрат:

и

ц

л

г

т

с

а

к

а

м

т

о

ю

з

а

к

л

о

м

и

т

п

к

о

р

о

п

с

о

т

и

л

а

з

о

в

а

о

х

а

ж

г

л

м

л

е

к

б

о

н

д

о

о

а

х

ь

у

и

р

д

ь

л

р

д

я

л

о

р

и

я

Задание 1 (III уровень): найди восемь слов по определениям. Из остальных букв сложи девятый термин.

Задание 2 (II и I уровни): найди восемь терминов из списка:

Цитоплазма, вакуоль, хлоропласт, ядро, глюкоза, Гольджи, рибосома, митохондрия.

Из остальных букв сложите девятое слово, относящееся к изученной теме.

15. Составить интеллект- карту и прочитать ее (проектирование начинается из центра – от главного обобщающего понятия, и продолжается в разные стороны. Линии могут быть разной толщины, символизируя важность, очередность или другую логику взаимоотношений понятий. Могут присутствовать символы, рисунки)

16. Перечислен ряд терминов:

1 вариант

2 вариант

Жир

Ядро

Вода

Рибосомы

Углеводы

Хромосомы

Продумайте вопросы к перечисленным выше терминам. Требование к вопросу: он должен быть сформулирован кратко, конкретно, недвусмысленно, однозначно, чтобы на данный вопрос был возможен только один вариант ответа.

        Например: «Белок»

  • Какое органическое соединение является основным строительным материалом клетки?
  • Какое вещество синтезируется в рибосомах клетки?
  • Какое вещество клетки обладает каталитическим свойством?
  • Молекула какого соединения построена из аминокислот?
  • В состав какого органического соединения входят углерод, кислород, водород, азот и сера?
  • Самое сложное  из встречающихся в природе органических веществ. И т.д.

Можно устроить конкурс, кто больше задаст вопросов к конкретному термину.

17. Подумайте, что объединяет пары понятий:

  • Животная клетка – растительная клетка (эукариотические);
  • Рибосома – клеточный центр (немембранные органоиды);
  • Рибосома – Ядро (рибосомы синтезируются в ядре);
  • Митохондрия – хлоропласт (органоиды, окруженные двойной мембраной, имеющие собственную ДНК);
  • Комплекс Гольжди – Лизосома (лизосомы формируются внутри комплекса Гольджи), и т.д.

18. Сравните число хромосом в клетках человека до и после деления. Почему, несмотря на деление клетки, число хромосом в ней не изменяется, остается постоянным (46)?

19. Представьте, что одна изолированная клетка кожи человека поделилась три раза (в искусственных условиях изолированная клетка может размножаться). Определите:

А) Сколько станет всего новых (дочерних) клеток вместо одной после трехкратного деления?

Б) По сколько хромосом будет содержаться  в каждой дочерней клетке?

В) Сколько всего хромосом (сумма) будет содержаться во всех дочерних клетках?

Г) Как и из чего образуется столько много новых хромосом при делении клетки?


Терминологический диктант

«Строение и химический состав животной клетки»

1. Основным прибором для изучения строения клетки является … (микроскоп).
2. Изучением строения и функций клеток занимается наука … (цитология).
3. Вязкое полужидкое вещество клетки – ... (цитоплазма).
4. Органоид, который является обязательной составной частью клетки, способной к размножению, – ... (ядро).
5. Клетка снаружи покрыта … (мембраной).
6. Пространство между клетками заполнено жидким … (межклеточным веществом).
7. В цитоплазме расположены мельчайшие структуры – ... (органоиды).
8. Органоиды с двойной мембраной, синтезирующие АТФ, – ... (митохондрии).
9. Всю цитоплазму пронизывает … (эндоплазматическая сеть).
10. Мельчайшие органоиды, на которых осуществляется биосинтез белка, – … (рибосомы).
11. Два тельца, активно участвующие в делении клетки, – ... (центриоли).
12. Тельца в ядре, содержащие генетический материал, – ... (хромосомы).
13. Число хромосом в соматических клетках человека – ... (46), а в половых клетках – ... (23).
14. К неорганическим веществам клетки относятся … (вода и минеральные соли).
15. К органическим веществам клетки относятся … (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты).
16. Глюкоза, гликоген (животный крахмал) – это … (углеводы).
17. Органические вещества, нерастворимые в воде, служащие источником энергии в организме, – ... (жиры).
18. Органические вещества, состоящие из аминокислот, служащие главным строительным материалом, – ... (белки).
19. Белки, играющие роль ускорителей химических реакций, – ... (ферменты).
20. Два типа органических молекул, образующихся в клеточном ядре; носители генетической информации – ... (ДНК и РНК).

Физиология животной клетки

1. Процесс образования сложных органических соединений в клетке из более простых веществ – ... (биосинтез).
2. Между клеткой и внешней средой непрерывно происходит … (обмен веществ).
3. Свойство живых клеток и тканей реагировать на внешние и внутренние воздействия называется … (раздражимостью).
4. Способ деления, характерный для клеток человеческого организма, – ... (непрямой).



Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Опорно-двигательная система»

1. Изобразите в виде схемы перечень функций опорно-двигательной системы:

Функции опорно-двигательной системы

        ____________                    _____________               _______________ 

2. Запишите названия костей скелета


1 – _____________________________________
2 – _____________________________________
3 – _____________________________________
4 – _____________________________________
5 – _____________________________________
6 – _____________________________________
7 – _____________________________________
8 – _____________________________________
9 – _____________________________________
10 – ____________________________________
11 – ____________________________________
12 – ____________________________________
13 – ____________________________________
14 – ____________________________________
15 – ____________________________________
16 – ____________________________________

3. Перечислите основные типы соединения костей

4. Рассмотрите рисунок. Около названия каждой кости поставьте соответствующий ей номер



1 – ________________________________________
2 – ________________________________________
3 – ________________________________________
4 – ________________________________________
5 – ________________________________________
6 – ________________________________________
7 – ________________________________________
8 – ________________________________________

5. Подпишите кости скелета руки



1 – __________________________________________
2 – __________________________________________
3 – __________________________________________
4 – __________________________________________
5 – __________________________________________
6 – __________________________________________
7 – __________________________________________
8 – __________________________________________

6. Подпишите кости скелета ноги



1 – __________________________________________
2 – __________________________________________
3 – __________________________________________
4 – __________________________________________
5 – __________________________________________
6 – __________________________________________
7 – __________________________________________
8 – __________________________________________

7. В чем  сходно строение:

А) голени и предплечья.

Б) кисти и стопы.

8. Исключи лишнее и объясни:

      а) Плечевая кость, бедренная кость, локтевая кость, лучевая кость      

      б) Берцовая кость, височная, грудина, лопатка.

      а) Скуловая кость, височная кость, носовая кость, нижняя челюсть

      б) Плечевая кость, бедренная кость, лопатка, большая берцовая кость.

9. Установите соответствие между типами соединения костей и примерами

Пример соединения костей

Тип соединения костей

А) шейные позвонки

1) неподвижное

Б) локтевой сустав

2) подвижное

В) голеностопный сустав

3) полуподвижное

Г) крестцовые позвонки

Д) кости мозгового отдела черепа

Е) ребра и грудина

А

Б

В

Г

Д

Е

10. Установите соответствие между типами соединения костей и примерами

Пример соединения костей

Тип соединения костей

А) Позвонки копчика

1) неподвижное

Б) тазобедренный сустав

2) подвижное

В) коленный сустав

3) полуподвижное

Г) кости мозгового отдела черепа

Д) позвонки шейного отдела позвоночника

Е) локтевой сустав

А

Б

В

Г

Д

Е

11. Прочитайте текст  и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте.

1. Кости состоят из органических и неорганических веществ. 2. Упругость и эластичность костей зависят от наличия неорганических веществ, а твердость и прочность – от органических. 3. Головки трубчатых костей состоят из губчатого вещества, в пространстве между пластинок которого находится желтый костный мозг, а тело – из компактного вещества, полость которого заполнена красным костным мозгом. 4. Кость покрыта тонкой оболочкой, богатой нервами и кровеносными сосудами, - это надкостница. 5. За счет деления клеток надкостницы происходит рост кости  в длину и толщину. 6. Головки трубчатых костей покрыты хрящом.

12. Рассмотрите рисунок. Напишите названия, указанных цифрами частей кости

13. Вставьте пропущенные слова

А)    Кость растет в толщину за счет 1)__. Губчатое вещество кости заполняет 2)______.
В ячейках губчатого вещества находится  3)_______мозг, в котором образуются 4)_____. В центральной части кости находится 5)_________, которую заполняет   6)________. Он содержит большой запас 7)________. Кость прочна, так как содержит твердое 8)________и  эластичное 9)_______ вещество.  При сжигании кость делается ломкой, так как выгорает 10)_______. При вымачивании в кислоте кость делается гибкой, так как из нее удаляется 11)_________.

Б) Суставная головка и суставная впадина покрыты _________________ хрящом, сам сустав находится в суставной _____________ и укреплен
________________________

14. Соотнеси:

  1. Мозговой отдел                    а) теменная кость
  2. Лицевой отдел                      б) носовая кость

                                                            в) нижняя челюсть

                                                            г) височная кость

                                                            д) лобная кость

                                                            е) затылочная кость

                                                            ж) скуловая кость

                                                            в) верхняя челюсть

15. Соотнеси:

1. Верхняя конечность                        а) лопатка

2. Нижняя конечность                         б) грудина

                                                               в) малая берцовая кость

                                                               г) запястье

                                                               д) ключица

                                                               е) таз

                                                               ж) плечо

                                                               з) бедренная

16. Заполни таблицу:    

 

ШЕЙНЫЙ

?

?

12

ПОЯСНИЧНЫЙ

5


?

7

ГРУДНОЙ

?

КРЕТЦОВЫЙ

5

17. Сравните:

         А) череп обезьяны и человека (сходства и различия)

Б) позвоночник обезьяны и человека (сходства и различия).

        В) стопу обезьяны и человека

        Г) грудную клетку обезьяны и человека

        Д) верхнюю конечность обезьяны и человека

18.  Установите последовательность оказания помощи при открытом переломе конечности.
     а) шинирование,                                  б) остановка кровотечения,
     в) обработка раны,                              г) наложение стерильной повязки.

19. На рисунке изображен пучок мышечных волокон скелетной мышцы. Укажите, где расположена поперечнополосатая мышечная ткань, а где — гладкая  (поставьте А или Б). Поставьте номера структур, указанных на рисунке
А – ___________________________________
Б – ___________________________________

1 – ___________________________________
2 – ___________________________________
3 – ___________________________________
4 – ___________________________________

        15. Запишите номера частей двуглавой мышцы и костей,      
       показанных на рисунке


       
1 – ___________________________________
       2 – ___________________________________
       3 – ___________________________________
       4 – ___________________________________
       5 – ___________________________________
       6 – ___________________________________

      16. Напишите номера мышц



     
1 – ___________________________________
      2 – ___________________________________
      3 – ___________________________________
      4 – ___________________________________
      5 – ___________________________________
      6 – ___________________________________
      7 – ___________________________________
      8 – ___________________________________

                                                               Напишите номера мышц


1 – ___________________________________
2 – ___________________________________
3 – ___________________________________
4 – ___________________________________
5 – ___________________________________
6 – ___________________________________
7 – ___________________________________
8 – ___________________________________

17. Грудные мышцы и широчайшая мышца спины приводят плечо к туловищу. Они являются ___________________, а дельтовидная мышца отводит плечо в сторону, по отношению к первым эта мышца является их _________________

18. Определите, где на рисунке изображены поперечнополосатые мышечные волокна, а где — гладкие мышцы (поставьте А или Б). Кратко опишите их строение, функции и регуляцию.


Поперечнополосатая – ____
Гладкая – ____

Строение:     Веретеновидные клетки с палочковидным ядром – ____
                       Многоядерные мышечные волокна с поперечной исчерченностью – ____

Местонахождение:  Стенки внутренних органов и сосуды – ____
                                   Cкелетные мышцы – ____

Действие:  Произвольное – ____         Непроизвольное – ____

Регуляция:   Только нервной системой – ____
                       Гормонами и нервной системой – ____

16. Почему при распиливании бревен (стирке белья),  работают в основном руки, а больше устает спина? (динамическая и статическая работа)

17. Решите кроссворд:

«Скелет человека»

10

9

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

6

7

8

 

 

5

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

  1. Осевой скелет туловища
  2. часть позвоночника, создающая опору тазу
  3. подвижное соединение костей  в скелете
  4. часть скелета, образованная большим количеством мелких костей
  5. элемент скелета
  6. кость плечевого пояса, лежащая среди мышц спины
  7. часть тела, скелет которой образован большой и малой берцовыми костями
  8. кости образующие позвоночник
  9. часть грудной клетки
  10. опорная структура организма

18. Составьте кроссворд к теме «Опорно-двигательная система»

19. Составьте синквейн понятий: «СКЕЛЕТ», «КОСТЬ», «МЫШЦА», «ЧЕРЕП».

20. Метод «незаконченное предложение»

Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или конец каждого предложения.

 …………кость обладает прочностью ………….
…………в черепе человека лучше развит мозговой отдел ……
…………позвоночник человека имеет четыре анатомических изгиба ………

…………кость покрыта надкостницей…………………………………

…………мышца сокращаться не будет……………

Задания с выбором ответа: (от одного до нескольких вариантов)

1. Ребра состоят из

А) эпителиальной ткани                 Б) соединительной ткани

В) мышечной ткани                         Г) нервной ткани

2. Позвоночник состоит из

А) эпителиальной ткани              Б) соединительной ткани

В) мышечной ткани                      Г) нервной ткани

 

3. Функции опорно-двигательной системы:

1. Защитная   2. Двигательная   3. Выделительная   4. Регуляторная

4. В состав опорно-двигательной системы входят:

1. Кожа    2. Мышцы   3. Связки    4. Кости

5. Надкостница обеспечивает:

                     1. Срастание кости при переломе                      2. Кроветворение

                     3. Рост кости в толщину                                     4. Запас питательных веществ

6. Кости способны выполнять кроветворную функцию, потому, что:

1. Имеют надкостницу

2. Содержат красный костный мозг

3. Состоят из органических и неорганических веществ

4. Пронизаны кровеносными сосудами

7. Благодаря костным пластинкам, окружающим полость канальца:

1. Кость обладает гибкостью                2. Растет в длину

3. Является довольно прочной             4. Срастается при переломах

8. Подвижность сустава обеспечивается:

1. Формой суставной поверхности        2. Суставной жидкостью

3. Суставными связками                         4. Суставной сумкой

9. Позвоночник защищает от повреждений:

А) Головной мозг

Б) Мышцы туловища

В) Кости таза

Г) Спинной мозг

10. Позвоночник обладает гибкостью, потому что он:

А) Состоит из позвонков

Б) Имеет изгибы

В) Позвонки соединяются полуподвижно

Г) Выполняет опорную функцию

11. Грудная клетка защищает:

А) Сердце

Б) Легкие

В) Репродуктивные органы

Г) Головной мозг

12. Бедренная и большая берцовая кость соединены друг с другом

А) неподвижно         Б) полуподвижно        В) подвижно             Г) никак

13. Височная и затылочная кости черепа соединены друг с другом

А) неподвижно      Б) полуподвижно         В) подвижно              Г) никак

14. Кисть человека образована тремя частями, состоящими из

А) запястья, плюсны и фаланг пальцев             Б) предплюсны, пястья и фаланг пальцев

В) предплюсны, плюсны и фаланг пальцев      Г) запястья, пястья и фаланг пальцев

15. У стариков часто бывают переломы костей, потому что их кости включают

А) только минеральные вещества        Г) органических веществ меньше, чем нужно

Б) только органические вещества        В) органических веществ больше, чем нужно  

16. Кости растут в толщину за счет деления клеток

А) костного мозга        Б) губчатого вещества костей    В) надкостницы       Г) хряща

17. Трение при движении костей в суставах снижается за счет

А) суставной сумки                     Б) отрицательного давления внутри сустава

В) суставной жидкости               Г) связок

18. Шина, которую накладывают при переломах – это

А) тугая повязка                           Б) велосипедная шина

В) длинная дощечка                     Г) грелка с горячей водой

19. Первая помощь при растяжении связок

                       1) Забинтовать сустав и обратиться в травмпункт

2) Наложить шину и обратиться в травмпункт

3) Забинтовать сустав, охладить и обратиться в травмпункт

4) Наложить холод и обратиться в травмпункт

20. При закрытом переломе костей ног следует

А) охладить и забинтовать переломанную конечность

Б) наложить шину

В) наложить грелку с горячей водой

Г) растирать поврежденную конечность  

21. При вывихе следует

А) наложить шину                  Б) наложить горячую грелку и туго забинтовать конечность

В) растирать конечность        Г) наложить холодную грелку и туго забинтовать конечность

22. Наложение шины на сломанную конечность

А) предупреждает смещение сломанных костей

Б) уменьшает отек конечности

В) препятствует проникновению в место перелома микроорганизмов

Г) уменьшает кровотечение

23. Если транспортировка раненого, которому наложен жгут, к врачу занимает более двух часов, то следует:

А) затянуть жгут как можно туже      

Б) рядом с первым жгутом наложить второй

В) ослабить жгут на некоторое время, а потом вновь затянуть

Г) снять жгут совсем, чтобы избежать омертвления ткани

24. При подозрении на перелом позвоночника потерпевшего следует транспортировать

А) Сидя

Б) Лёжа на спине

В) Лёжа на животе

Г) Если он может идти - пешком

25. К плоскостопию может привести

1) Неудобная обувь                       2) Неправильное питание

3) Неправильный режим дня       4) Подъём тяжестей

26. К нарушениям осанки могут привести (возможны несколько вариантов)

1) двигательная активность         2) Неполноценное  питание

3) нетренированность мышц       4) неравномерное распределение нагрузки

27. Боковые искривления позвоночника называются

А) Сутулостью

Б) Сколиозом

В) Круглой спиной

28. Цель утренней зарядки в том, чтобы

А) Перейти от сна к бодрствованию

Б) Развить силу и ловкость

В) Приучить организм к работе при недостатке кислорода

29. Правильная осанка нужна для

А) Красоты

Б) Нормального питания

В) Полноценной работы внутренних органов

Г) Хорошего самочувствия

30. Гиподинамия:

           1) Неправильная осанка                           2) Недостаточная двигательная активность

           3) Избыток двигательной активности    4) Нарушение гибкости позвоночника

31. Скелетные мышцы образованы тканями:

А) Гладкой мышечной

Б) Соединительной

В) Поперечнополосатой мышечной

Г) Эпителиальной

32. Кости, как и мышцы:

А) Образованы соединительной тканью

Б) Входят в состав опорно-двигательной системы

В) Характеризуются твердостью

Г) Растут в толщину за счет надкостницы

33. Мышцы спины, как и мышцы груди:

А) Располагаются на одной и той же стороне туловища

Б) Образованы поперечно-полосатой мышечной тканью

В) Располагаются в несколько слоев

Г) Способствуют сохранению вертикального положения тела

34. С целью предупреждения искривления позвоночника тяжести следует носить:

А) Только в правой руке

Б) Только в левой руке

В) Равномерно нагружать обе руки

Г) Выбирать допустимую нагрузку с учетом возраста, пола и состояния здоровья

35. К  скелетным мышцам, не связанным с суставам, относят

А) двуглавую мышцу плеча                  Б) икроножную мышцу

            В) мимические мышцы                          Г) жевательные мышцы

36. К  скелетным мышцам, связанным с суставам, относят

А) двуглавую мышцу плеча                   Б) мышцы языка

В) мимические мышцы                           Г) мышцы мягкого неба

37. Для полноценного отдыха бухгалтеру полезнее всего

А) смотреть телевизор                                          Б) работать в саду

В) лежать на диване и читать детектив               Г) играть в домино

38. Для полноценного отдыха школьному учителю физики полезнее всего

А) смотреть телевизор                         Б) читать методическую литературу

В) ходить в гости                                  Г) в одиночку гулять в лесу

39. Сгибают и разгибают ноги при беге

А) гладкие мышцы                В) поперечнополосатые мышцы

Б) сердечная мышца              Г) и гладкие и поперечнополосатые мышцы

40. Мышцы прикреплены к костям с помощью

А) суставов          Б) хрящей          В) надкостницы       Г) сухожилий

 




Предварительный просмотр:

Тема: Ткани. Типы тканей и их свойства.

1. Ткани организма человека разделяют на четыре основные группы. Завершите предложения:

        - Наружные покровы тела, а также многие полости внутренних органов выстилает ткань__________ (эпителиальная)

        - Самой разнообразной по строению и функциям является ткань___( соединительная).

        - Обладает свойствами возбудимости и сократимости ткань _______ (мышечная).

        - Основную часть спинного и головного мозга образует ткань _________ (нервная)

2. Составьте синквейн понятия «ТКАНЬ»

3. Выберите цифры трех правильных характеристик предложенной ткани и запишите их в порядке возрастания.

        

А) К признакам сердечной мышечной ткани относятся:

  1. состоит из мышечных волокон с небольшим числом ядер
  2. образована длинными многоядерными волокнами
  3. состоит из веретеновидных клеток с одним палочковидным ядром
  4. волокна между собой не соединяются
  5. соседние мышечные волокна соединены между собой в местах контактов
  6. возбуждение, возникающее в одном месте, быстро распространяется по всем волокнам ткани
  7. возбуждение с волокна на волокно не передается

Б) К признакам нервной ткани относятся:

  1. Ткань образована клетками, имеющими тело и отростки
  2. Клетки ткани способны сокращаться
  3. Все отростки клеток ткани покрыты оболочками
  4. Между клетками ткани имеются контакты, называемые синапсами
  5. Количество длинных отростков нервных клеток больше одного
  6. Между клетками имеется хорошо выраженное межклеточное вещество
  7. Клеткам ткани свойственна высокая возбудимость

В) К признакам эпителиальной ткани относятся

  1. Клетки ткани располагаются тесными рядами в один или несколько слоев
  2. Клетки ткани способны сокращаться
  3. Имеется незначительное количество межклеточного вещества
  4. Ткань способна выделять различные секреты (пот, слюну, желудочный сок)
  5. Клетки ткани не способны выделять различные секреты
  6. клетки ткани не способны к многократному делению
  7. Клеткам ткани свойственна высокая возбудимость

Г) К признакам соединительной ткани относятся

  1. Клетки ткани располагаются тесными рядами в один или несколько слоев
  2. Наличие хорошо развитого  межклеточного вещества
  3. Ткань способна выделять различные секреты (пот, слюну, желудочный сок)
  4. В ткани имеются клетки, способные бороться с микроорганизмами
  5. Имеется незначительное количество межклеточного вещества
  6. Обладает очень большим разнообразием

4. Соотнесите тип ткани и ее признаки

Тип мышечной ткани

Признаки

А) Сердечная

Б) Поперечно-полосатая

В) Гладкая

  1. состоит из мышечных волокон с небольшим числом ядер
  2. образована длинными многоядерными волокнами
  3. состоит из веретеновидных клеток с одним палочковидным ядром
  4. волокна между собой не соединяются
  5. соседние мышечные волокна соединены между собой в местах контактов
  6. возбуждение, возникающее в одном месте, быстро распространяется по всем волокнам ткани
  7. возбуждение с волокна на волокно не передается

5. Определите тип ткани и ее части, назовите ее отличительные особенности.



________________________ ткань

1 – _________________________
2 – _________________________

6. Определите тип ткани, назовите ее отличительные особенности.



________________________ ткань

7. К какому виду ткани относится данная клетка, назовите ее части, какие функции может выполнять ткань.



________________________ ткань

1 – _________________________
2 – _________________________
3 – _________________________

8. Определите тип ткани и ее части



________________________ ткань

1 – _________________________
2 – _________________________

9. Определите тип ткани и ее части



________________________ ткань

1 – _________________________
2 – _________________________
3 – _________________________

 

10. Возбуждение последующего нейрона или исполнительного органа, например мышцы, происходит с помощью синапсов. Укажите, что обозначают каждая буква и цифра.


А – __________________________________
Б – __________________________________

1 – _________________________
2 – _________________________
3 – _________________________
4 – _________________________
5 – _________________________

11. Допишите утверждения:

        

Шрамы на коже состоят из __________ ткани. Они не загорают, потому что ________. Диафрагма образована __________ тканью. К этому выводу приводит тот факт, что________.

12. К какому виду относятся изображенные ткани, на основании каких признаков? Назовите основные функции этих тканей.

 

13. Сравните изображенные ткани, что у них общего и чем они различаются

14. Сравните изображенные ткани, что у них общего и чем они различаются

 

                            Б

                   

15. Сравните изображенные ткани, что у них общего и чем они различаются

16. Выберите характеристики относящиеся к поперечно-полосатой мышечной ткани:

        Способность к ороговению, многоядерные волокна, плотное межклеточное вещество, способность к быстрому сокращению, одноядерные веретеновидные клетки, клетки с отростками, сокращения подчинено нашему сознанию, сокращение в ответ на возбуждение, образует скелетную мускулатуру, образует стенки желудка, язык состоит из этой ткани.

(назовите ткани, к которым относятся оставшиеся характеристики)

17. К соединительной ткани относится:

1) железистый эпителий                        2) жировая ткань

3) костная ткань                                4) нервная ткань

5) кровь и лимфа                                6) гладкая мышечная ткань

18. Что объединяет данные пары терминов:

  1. Кровь, хрящь.
  2. Аксон, дендрит.

19. Перечислен ряд терминов:

1 вариант

2 вариант

нейрон

поперечно-полосатая мышечная ткань

кровь

аксон

гладкая мышечная ткань

эпителиальная ткань

Продумайте вопросы к перечисленным выше терминам. Требование к вопросу: он должен быть сформулирован кратко, конкретно, недвусмысленно, однозначно, чтобы на данный вопрос был возможен только один вариант ответа.

        

20. Смысловые уравнения с двумя неизвестными

        ______ - способность возбуждаться и проводить возбуждение, а мышечной- ________

        ______ - отросток, воспринимающий раздражение, а дендрит- _________

        ______ - опорную функцию, а кровь - _____________

21. Метод «незаконченное предложение»

Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или (и)  конец каждого предложения.

        ………….. кровь – это соединительная ткань……………….

        ………….. мало межклеточного вещества…………………..

        ………….. эпителиальная ткань образует покровы тела………….

        ………….. ткани различны по строению…………

22. Составьте кроссворд к теме «Ткани».

Терминологический диктант «Типы тканей и их свойства»

1. Группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением, – это … (ткань).
2. Четыре основные типа тканей в организме человека – это: ... (эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная).
3. Ткань, клетки которой плотно примыкают друг к другу и в которой мало межклеточного вещества, – (эпителиальная).
4. К производным кожного эпителия относят … (волосы и ногти).
5. Эпителий, выстилающий дыхательные пути, – ... (мерцательный).
6. Ткань, особенностью которой является сильное развитие межклеточного вещества, – ... (соединительная).
7. Ткань, состоящая из жидкого межклеточного вещества и плавающих в нем клеток, – ... (кровь).
8. Ткань, в которой клетки крупные, межклеточное вещество упругое, плотное, – ... (хрящевая).
9. Ткань, состоящая из клеток, соединенных друг с другом многочисленными тонкими отростками, и твердого межклеточного вещества, – ... (костная).
10. Виды мышечной ткани: ... (гладкая и поперечнополосатая).
11. Мышечная ткань, входящая в состав стенок внутренних органов (кроме сердца), – ... (гладкая).
12. Поперечно-полосатая мышечная ткань подразделяется на … (скелетную и сердечную).
13. Нервная клетка, структурная единица нервной ткани, – ... (нейрон).

Вопросы с выбором ответа

  1. Передача информации от одной нервной клетки к другой происходит

  • Через рецепторы
  • Через дендриты
  • Через тело нейрона
  • Через синапсы

  1. Эпителиальные ткани, в отличие от соединительных:

  • Состоят из клеток и межклеточного вещества
  • Консистенция межклеточного вещества может быть разнообразной
  • Межклеточного вещества мало
  • Клетки располагаются плотными рядами

  1. Мышечная ткань, в отличие от нервной:

  • Образует мышцы
  • Состоит из клеток и межклеточного вещества
  • Характеризуется возбудимостью
  • Способна сокращаться

  1. Кровь относится к типу тканей:

  • Соединительная
  • Нервная
  • Эпителиальная
  • Мышечная

  1. Отросток нейрона, передающий нервные импульсы от тела нервной клетки к другому нейрону:

  • Дендрит
  • Аксон
  • Рецептор
  • Нерв
  1. Скелетные мышцы образованы тканями:
  • Гладкой мышечной
  • Соединительной
  • Поперечнополосатой мышечной
  • Эпителиальной
  1. Способность клеток к быстрому размножению характерно для ткани:
  • Мышечной
  • Нервной
  • Соединительной
  • Эпителиальной
  1. Структуры, относящиеся к соединительной ткани:
  • Кость
  • Хрящ
  • Мозг
  • Скелетная мышца


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на РМО учителей биологии и химии "СИстемно-деятельностный подход в обучении химии и биологии в условиях реализации стандартов второго поколения"

Сообщение содержит материал о внедрении ФГОС основного общего образования , теоретические основы данного вопроса и конкретные примеры из опыта работы. Сообщение сопровождается презентацией. Сообщение ...

Сообщение "Технологии обучения на уроках химии и биологии в условиях реализации ФГОС общего образования"

В данной статье рассматриваются современные базовыми педтехнологии, соответствующие  системно-деятельностному  подходу и описан опыт освоения приемов проблемного обучения, уровневой дифферен...

Формирование базовых понятий по биологии в условиях реализации системно-деятельностного подхода. Мастер-класс

Демонстрация приемов и методов деятельности при формировании базового понятия "система"...

Системно-деятельностный подход на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ОО

Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время  в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго п...

Проектирование современного урока биологии в условиях реализации системно- деятельностного подхода

В работе рассказывается о проектировании урока на основе системно-деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС ООО. Приведен конспект урока биологии в 8 классе по теме "Движение крови по сосудам. ...

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В практике моей работы значительное место уделено деятельностным формам организации обучения, которые включают проблемное преподавание, исследовательскую деятельность, работу в парах, а также работа с...

Методическая разработка "Методические приёмы работы с исторической картой в условиях реализации ФГОС". Сборник материалов из опыта работы.

В сборнике приведены примеры методических приёмов работы с картой на уроках истории. Приведённые в сборнике примеры заданий, включающие в себя работу с картой, разработаны в соответствии с ФГОС. Все п...