Урок биологии по теме « Корень – главный орган растения»
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Платонова Марина Константиновна

Урок  биологии по теме « Корень – главный орган растения» 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_koren.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  биологии по теме « Корень – главный орган растения» 6 класс.

Цель: познакомить обучающихся с корнем, как функциональной структурой растительного организма.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Разъяснить особенности строения клеток и зон корня в связи с выполняемыми функциями.
  • Сформировать у учащихся новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, зона деления, растяжения, корневые волоски, видоизменения корней.
  • Продолжить формирование умения делать выводы на основании результатов лабораторной работы.
  1. Развивающие:
  • Сформировать у учащихся умение разъяснять особенности строения корня и корневых систем, сравнивать строение и развитие стержневой  мочковатой корневой систем.
  • Развивать навыки работы с биологическими  терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней, корневых систем, видоизменениями корней.
  1. Воспитывающие:
  • Воспитывать у учащихся бережное отношение к зелёным растениям, к природе.

Оборудование :

Демонстрационное:  Влажный микропрепарат « Клубеньковые бактерии бобовых растений», компьютер, экран, мультимедиапроектор, муляж « Строение корня».

Лабораторное:  микролаборатории, готовый микропрепарат « Корневой чехлик», гербарии « Типы корневых систем».

                                           Ход урока:

Эпиграф к уроку: « Как ни тонок, неприметен под землёю корешок, но не может жить на свете без него любой цветок!»        ( В. Жак)

                                    I. Организационный момент:

Говорят, как день начнёшь, так его и проведёшь. Давайте начнём сегодняшний день с улыбки, улыбнёмся друг  другу и с таким настроением проведём весь урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.

          II. Опрос знаний и умений.

Прежде чем перейти нам к следующей теме, давайте вспомним о чём мы говорили на предыдущих уроках?

- Какие растения называют цветковыми? (Или покрытосеменными, которые имеют орган семенного размножения – цветок).

- Что такое орган? ( часть тела организма имеющй определённое строение и выполняющий определённые функции)

- Какие органы растения называют генеративными и вегетативными? (Вегет. органы образуют тело высшего растения и длительное время поддерживает его жизнь – корень, стебель ,лист; генеративные – семя, цветок, плоды, соцветия) Почки и вегет и генеративные.

- что такое семя? Какие бывают семена? 

- Какой орган называют побегом? ( Стебель с расположенными на нём листьями и почками называют побегом)

- Что такое почка? Какие бывают почки? (Почка – это зачаток побега, образуется в пазухе листа – пазушная, либо на конце побега – верхушечная)

- что такое лист? Какие функции выполняет лист? ( Лист – это часть побега.  Функции-фотосинтез, газообмен, и испарение воды)

- Что такое стебель? ( Стебель осевая часть побега растения, он проводит питательные вещества и выносит листья к свету.)

III. Изучение нового материала

Учитель читает стихотворение:

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко, 
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен 
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете 
Без него любой цветок!

(В.Жак)
- Как вы  думаете, почему растения не может жить без корня?

Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна , чтобы удержать вековые дубы с толстыми ветвями при сильном ветре или урагане? Конечно же сила могучего великана! Этой силой обладают корн. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. А ещё ребята, все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушит её целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель.

-- Какие же ещё функции выполняет корень? ( Ответ на этот вопрос мы с вами найдём в учебнике на стр.89 в параграфе 19. ). Теперь найдите на ламинированных листах сопроводителях тему корень и запишите в свои тетради что такое корень и какие функции  он выполняет .

Корень – это подземный вегетативный орган высших растений ( кроме мхов).

Функции корней:

  1. Минеральное питание
  2. Закрепление растений в почве и удержание подземной части растения.
  3. Накопление питательных веществ.
  4. Служит органом вегетативного размножения.

- Каково происхождение корней(развитие корневой системы связано с освоением растениями суши).

Далее мы с вами рассмотрим виды корней и типы корневых систем.

При прорастании семян первым развивается зародышевый корешок. Он расположен ближе к отверстию в семени. В это отверстие проникает вода, воздух и зародышевый корешок быстро растёт в почве, добывая из неё необходимые организму воду и минеральные вещества. При дальнейшем развитии он становится главным. В течении жизни от главного корня отходят боковые корни, приблизительно сходные между собой по строению. В состав корневой системы входят и также придаточные корни, развивающиеся из основания побега, они тоже могут давать боковые корни. Если главный корень развит больше остальных, то такую корневую систему называют стержневой ( арбуз, подсолнечник, морковь), если корневая система представлена придаточными и боковыми корнями, а главный корень не выделяется, то её  называют мочковатой (подорожник, рожь, лук) .Откройте инструктивную карту запишите свою фамилию и имя ,заполните таблицу из задания №1.

 

Теперь поработаем с гербарием. Найдите описание лабораторной работы №1 « Определение стержневой и мочковатой систем у растений». Это задание №3.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Следующим этапом нашей работы будет знакомство со внутренним строением корня. Сейчас я вам предлагаю просмотреть видеофрагмент.

Итак, мы с вами выяснили , что корень имеет несколько зон или участков, которые выполняют различные функции. У нас есть муляж давайте на нём рассмотрим все участки корня. Вызываются  2 учащихся к доске и показывают зоны корня.

В инструктивной карте задание №2. Подписать основные части и зоны корня.

Демонстрация клубеньковых бактерий на корнях бобовых растений. Задаётся вопрос детям:

 -- Кто может сказать, что это за клубеньки образовались на корнях?  У каких растений они могут образовываться?  (это почвенные азотофиксирующие бактерии они могут жить самостоятельно или поселяться в корнях бобовых растений. Проникнув в корни бобовых, эти бактерии вызывают разрастание клеток корней и образование на них клубеньков. Их называют клубеньковыми.

Завершающим этапом нашей работы будет лабораторная работа №2

«Внутреннее строение корня и корневого чехлика».

IV.Закрепление.

Вопросы в учебнике на стр 90,95.

V. Домашнее задание

Пар.19-21. Подготовить сообщение или презентацию по теме «Видоизменения корней»

                                         6 КЛАСС

              Урок по теме:

« КОРЕНЬ – главный орган растения»

Провела: учитель биологии Платонова М.К.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Корень- главный орган растения

Урок-презентация, биология 6 класс....

Урок биологии по теме "Корень. Виды корней"

Данный урок разработан для обучающихся 7 классов  с ограниченными возможностями здоровья...

Урок биологии на тему"Вегетативное размножение покрытосеменных растений".6 класс.Технологическая карта урока.

Предлагаемый материал представляет собой технологическую карту урока по формированию УУД. Тема  урока:  Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Цель  и задачи занятия: создан...

Урок биологии по теме "Корень"

Урок биологии по теме "Корень" в 6 классе . Урок изучения нового материала с  фотографиями зон корня. Создан по программе Пасечника В.В....

Урок биологии по теме « Корень – главный орган растения»

Урок  биологии по теме « Корень – главный орган растения» 6 класс....