Урок биологии по теме "Корень"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Урок биологии по теме "Корень" в 6 классе . Урок изучения нового материала с фотографиями зон корня. Создан по программе Пасечника В.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_koren.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Открытый урок по биологии
Тема : «Корень»
6 класс
Учитель : Саксина
Надежда Валентиновна,
первая квалификационная
категория
г.Балахна,2012г.
Урок по теме «Корень».
Тип урока – урок изучения нового материала
Форма урока – урок- исследование.
Место урока в теме.
Это второй урок в теме “Органы цветковых растений”. На предыдущем уроке учащиеся изучили строение семян двудольных и однодольных растений, сформировали знания о признаках двудольных и однодольных растений, о зародыше семени как зачаточном организме.
Цели.
Образовательная: изучить строение и функции корня, виды корней и корневых систем.
Развивающая: совершенствование навыков работы с книгой, натуральными объектами, микроскопом, развитие творческих способностей, познавательного интереса к предмету.
Воспитательная: воспитание чувства взаимопомощи и взаимоподдержки, умения оценивать свои успехи и успехи товарищей, осуществлять анализ своей деятельности.
Задачи урока.
Дидактические: формирование понятий – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, корневые волоски, верхушка корня, зоны корня; знакомство с особенностями строения и функциями корня, строением и образованием корневых систем.
Развивающие: продолжить формирование навыков работы с биологическими терминами, учебником, микроскопом; развитие творческого и экологического мышления , монологической речи; развитие умений исследовать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Воспитательные: формирование информационной культуры, культуры общения и рефлексивных качеств личности; формирование коммуникативной компетентности.
Формы организации учебной деятельности.
Работа в группах по инструктивным картам, работа в парах с микроскопами и с натуральными объектами,фронтальная беседа, работа с учебником , с гербарием и с кадрами видеофильма, рефлексия.
Приемы деятельности учителя.
Эвристическая беседа, обобщение высказываний учеников.
Перцептивный аспект (передачи знаний): словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый методы.
Логический аспект: обобщение, классификация, систематизация.
Управленческий аспект: работа под управлением учителя, самостоятельная работа.
Мотивационный аспект: занимательность, беседа.
Аспект контроля: фронтальный, групповой, итоговый.
Формируемые компетенции.
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного самосовершенствования.
.
План урока:
1.Организационный момент. Приветствие.(1 мин.)
2.Актуализация знаний.(5 мин.)
3.Этап мотивации.(7 мин.)
4.Изучение нового материала. (25 мин.)
5.Домашнее задание на выбор.(2 мин.)
6.Закрепление. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.)
Оборудование.
Таблица «Корень. Корневые системы», микроскопы с готовыми микропрепаратами «Кончик корня и корневые волоски», гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, проросшие семена фасоли, муляжи корнеплодов, рисунки растений, зоны корня из цветного картона, магниты, цифровой микроскоп, мультимедиапроектор, экран, компьютер, видеофильм «Корень».
Приложения
1.Инструктивные карты с заданиями.
2.Карточки с заданиями
3.Цифровые фотографии «Внутреннее строение корня» (на диске).
4. Тест « Игра в хоккей».
5. Видеофильм «Корень»
Ход урока.
1.Оргмомент. Приветствие.
2.Актуализация знаний.
Царства темного жильцы
Ползут в разные концы
Неустанно влагу пьют
Всем растениям жизнь дают.
Что это? (корни).
О чем мы будем сегодня говорить? (ребята: о корне).
Какова будет тема урока?
Ребята: «Корень». (запись темы на доске и в тетради).
Учитель: что мы знаем о корне? (ребята говорят сведения о корне и что они хотели бы узнать.)
Исходя из этого, дети формулируют цель урока, учитель корректирует.
3.Этап мотивации.
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко ,
Снова в землю посадили их .
Только ничего не получается!
От любого ветерка качаются.
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен под землею корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок! (В.Жак.)
Учитель: как выдумаете, почему растение не может жить без корня?
Каковы ег о функции ? (предположения учащихся)
Как бы сказал про себя корень: «Я – склад, насос и якорь»!
Запись этого выражения на доске и в тетрадях.
Расшифровка этих понятий.
4.Изучение нового материала.
Учитель: у нас сегодня необычный урок, урок – исследование, в ходе которого вы будете выступать в роли исследователей, а объектом исследования будет корни и корневые системы.
Задача: исследовать строение корня и корневых систем.
Рассмотрим проросшие семена фасоли. Мы видим выросший зародышевый корешок – это главный корень. От главного отрастают боковые корешки . Есть еще придаточные – они отрастают от стебля.
Записываем в тетради и на доске.
Виды корней:
1) главный (из зародышевого корешка)
2) придаточные (от стебля)
3) боковые (от главного и придаточных).
Все корни растения – это корневая система.(рис 60,61)
Корневая система:
-стержневая (хорошо развит главный корень) – двудольные - одуванчик
- мочковатая (слабо развит главный корень) – однодольные - лук
Просмотр фильма «Внешнее строение корня». (4 мин.) (Приложение 5).
Назовите растения со стержневой и мочковатой корневой системой.
Учитель: ребята, а из чего состоит корень внутри? Проблема!
В решении этой проблемы нам поможет микроскоп, учебник ,кадры фильма.
Просмотр фильма «Клеточное строение корня».(3 мин.) (Приложение 5).
А сейчас мы посмотрим в микроскоп и сравним увиденное с изображением на экране, полученным через цифровой микроскоп. Внимательно рассмотрите все зоны корня. (Приложение 3).
Класс разбивается на 5 групп. Каждой группе раздается блок заданий. (Приложение 1).
Учитель: каждая группа будет изучать по учебнику свой участок корня, его строение и функции и выполнять задания, написанные в инструктивной карте. Каждый выберет себе задание сам. (Приложение 2).
На выполнение заданий – 10 минут. В конце работы вы должны оценить работу своих товарищей в группе и поставить оценку в соответствующей графе карты.
Все справились с заданиями.
Сейчас нам нужно собрать данные о клеточном строении корня в одну картину и оценить каждого учащегося своей группы.
(Выступление 1 человека от группы).(1 мин.)
Во время выступления нужно сконструировать корень из отдельных зон (как пазлы) на доске.
Учитель: прекрасно справились и с этим заданием. На доске у нас получилась модель корня, состоящая из разноцветных зон.
Оценивание каждой группы и отдельных учащихся. Взаимооценка учащихся в группе.
5.Домашнее задание на выбор.
Изучить материал параграфов19,20.
Составить кроссворд.
Составить синквейн.
Написать сказку про корень.
6.Закрепление. Подведение итогов. Рефлексия.
Тест – игра в хоккей. (Учитель задает вопросы по изученной теме – «шайбы» вратарю, он отвечает на вопросы - «ловит шайбы», ребята – «защитники» ему помогают. (Приложение 2).
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Понравился ли вам урок, ребята? Если понравился – поднимите обе руки, если не очень – одну .
Всем спасибо за отличную работу!
Приложение 1.
Инструктивные карты с заданиями
Задания 1 группе.
1.Рассказать о строении и функциях корневого чехлика.
2.Расшифровать выражение в карточке.
3.Составить синквейн по теме «Корень».
4.Работа с гербарием и заданием № 63 с.28 из рабочей тетради.
Фамилия, имя | Задание | Оценка |
рассказ | ||
карточка | ||
синквейн | ||
гербарий |
Задания 2 группе.
1.Рассказать о строении и функциях зоны деления и зоны растяжения (роста).
2.Расшифровать выражение в карточке
3.Составить синквейн по теме «Корень».
4.Работа с гербарием и заданием № 63 с.28 из рабочей тетради.
Фамилия, имя | Задание | Оценка |
рассказ | ||
карточка | ||
синквейн | ||
гербарий |
Задания 3 группе.
1.Рассказать о строении и функциях зоны всасывания.
2. Расшифровать выражение в карточке.
3.Составить синквейн по теме «Корень».
4.Работа с гербарием и заданием № 63 с.28 из рабочей тетради.
Фамилия, имя | Задание | Оценка |
рассказ | ||
карточка | ||
синквейн | ||
гербарий |
Задания 4 группе.
1.Рассказать о строении и функциях зоны проведения.
2. Расшифровать выражение в карточке.
3.Составить синквейн по теме «Корень».
4.Работа с гербарием и заданием № 63 с.28 из рабочей тетради.
Фамилия, имя | Задание | Оценка |
рассказ | ||
карточка | ||
синквейн | ||
гербарий |
Задания 5 группе.
1. Расшифровать выражение в карточке.
2.Составить синквейн по теме «Корень».
3.Работа с гербарием и заданием № 63 с.28 из рабочей тетради.
Фамилия, имя | Задание | Оценка |
карточка | ||
синквейн | ||
гербарий |
Приложение 2.
Карточки с заданиями
Расшифровать выражение:
1группа.есв ирокн сатриняе – вяенкрао местсиа.
(все корни растения – корневая система)
2группа.улк емите окчомтавюу венкорую миссуте.
(лук имеет мочковатую корневую систему)
3группа.назо высинявсаа тмеие оркенвеы лвоскио.
(зона всасывания имеет корневые волоски)
4группа.ренько щизатеща йовренко кхелич.
(корень защищает корневой чехлик)
5группа. ромквьо отэ пкрондекол.
(морковь это корнеплод)
Приложение 4.
Тест « Игра в хоккей».
1.В поглощении воды и минеральных солей участвует зона (всасывания).
2.Одуванчик имеет корневую систему (стержневую).
3.Удерживает растение в почве (корень).
4.Корень растет в длину за счет (зоны роста).
5.Чеснок имеет корневую систему (мочковатую).
6.У однодольных растений корневая система (мочковатая).
7.Корневые волоски находятся в зоне (всасывания).
8.У овса корневая система (мочковатая).
9.В проведении растворенных веществ участвует зона (проведения).
10.Самая нижняя зона корня (корневой чехлик).
Приложение 5.
Видеофильм «Корень»
DVD « Биология. Анатомия и морфология растений». Часть 1.Видеофрагмент «Корень», телекомпания «Современная гуманитарная академия»,М, 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".
Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....
Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»
Цель урока: 1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее в начальной школе, ...