Урок биологии на тему "Корень. Виды корней и типы корневых систем" в 6 классе
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Масликова Ольга Васильевна

Урок-исследование по теме "Корень" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_biologii_v_6_klasse.docx7.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по биологии в 6 классе на тему: «Корень. Внешнее строение корня»

Тип урока: урок исследование

Главная идея урока: «Как ни тонок, ни приметен под землею корешок, но не может жить на сете без него любой цветок»

Задачи:

Познавательная: в конце урока учащиеся должны формулировать новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневые системы, корневой чехлик, корневые волоски, верхушка корня.

Развивающая: в конце урока учащиеся должны уметь разъяснять особенности строения корня и корневых систем. Сравнивать строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем. Развивать навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем. Объяснять новые понятия, анализировать результаты своей деятельности и делать выводы.

Воспитательная: учащиеся должны демонстрировать навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи, осуществлять сотрудничество в ходе практической работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем и строению корня проростка. Продолжать формулировать навыки грамотного выполнения и оформления лабораторных работ, бережного отношения к зелёным растениям, к природе.

Методы и приёмы:

Словесные (беседа, работа с учебником)

Наглядные (таблицы)

Практические (лабораторная работа, использование тестов)

Оборудование:

Таблицы « Строение корневых систем",  гербарий

Луковицы с корнями, фасоль с развитыми корнями.

Организационный момент: 1- 2 мин.

Этап актуализации знаний: 5 мин.

 

Задания для успевающих учащихся:

1. тест по теме «Строение семян»

 

2. Задания:

1. Терминологический диктант (на доске написаны термины, дать им определения).

                    эндосперм

                    микропиле

                    зерновка

                    однодольное растение

                    зародыш.

2. На доске таблица

Отметить основные части семени. К какому классу можно отнести семя данного растения?

 

3. Во время выполнения задания  на доске учитель предлагает классу послушать рассказ и найти в нем ошибки.

 

Рассказ с биологическими ошибками.

Мне нравятся уроки биологии. Особенно люблю работать с микроскопом. Недавно мы узнали о строении семян однодольных, двудольных и трехдольных растений. Нелегко даются знания, но я все поняла, знаю, например, что любое семя состоит из кожуры и  питательных веществВсе семена имеют эндосперм, из которого развивается новое растение. Еще я узнала, что однодольные семена у таких растений, как фасоль, тыква, а двудольные семена - у пшеницы, кукурузы.

Как все это интересно! И, главное, я хорошо во всем разобралась, как вы только что услышали!

 

Этап мотивации – 5 мин.

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых,

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается.

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, ни приметен

Под землёю корешок,

Но не может жить на свете

Без него любой цветок! (В.Жак)

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему растение не может жить без корня? А ещё, ребята, все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив её целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель. А вспомните, какую роль выполняют зелёные растения на планете?

Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать в руках зонтик? Трудно. Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана. Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корней у каждого растения очень много и идут они далеко вглубь и вширь. Все корни растения образуют корневую систему. Чтобы понять, как работает корень растения, нужно знать об особенностях его строения, роста и типа корней и корневых систем.

Изучение нового материала 15 мин.

Тема урока: «Корень. Внешнее строение корня»

Как ни тонок, ни приметен

Под землею корешок.

Но не может жить на свете

Без него любой цветок.

Задача урока:

Исследовать и уметь разъяснять особенности строения и образования корневых систем, развивать навыки работы с учебником, биологическими терминами и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем, убедиться в необходимости бережного отношения к зелёным растениям, природе.

План урока (на доске)

Внешнее строение корня и его функции

Виды корней

Виды корневых систем

Рост корня

Лабораторная работа

Объяснение учителя

Лабораторная работа «Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем»

Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем.

Оборудование: гербарии, луковицы с корнями, фасоль с корневой системой.

Задания:

Рассмотрите корневые системы растений. Найдите стержневые и мочковатые корневые системы. По учебнику прочтите, какие корневые системы называются стержневыми, а какие мочковатыми. Запишите в тетрадь примеры растений с разными корневыми системами.

Рассмотрите стержневые корневые системы растений. Зарисуйте стержневую корневую систему тетради. Подпишите все виды корней.

Рассмотрите мочковатые корневые системы растений. Зарисуйте мочковатую корневую систему в тетради, подпишите все виды корней.

Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.

Тестирование: 8 мин.

Вариант- 1

Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.

а) у одуванчика корневая система стержневая

б) главный корень развивается из корешка зародыша

в) у лука, тюльпана хорошо заметен главный корень

г) все, что у растения находиться в почве – это корни

д) придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений

е) у пшеницы корневая система мочковатая

Закончите предложения:

а) через корень растение получает из почвы ________ и ____________

б) если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется _____

в) все корни растения составляют его _____________________

г) на главном корне и придаточных корнях развиваются ______________ корни

д) корень растёт в длину своей ______________________

Вариант – 2

Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.

а) боковые корни развиваются на нижней части стебля

б) на черенке тополя, поставленном в воду, развиваются придаточные корни

в) боковые корни, в отличие от главного не ветвятся

г) у одуванчика корневая система стержневая

д) придаточные корни образуются только на главном корне

е) главный корень хорошо заметен в корневой системе фасоли

Закончите предложения:

а) в корневой системе одуванчика хорошо выражен __________________ корень

б) кончик корня покрыт ________________________

в) корневая система пшеницы называется __________________________

г) боковые корни развиваются как на ___________ корне, так и на _________________ корнях

д) главный корень развивается из ______________________

Проводится взаимопроверка.

Закрепление – 5 мин.

Работа по вопросам:

Какие функции выполняет корень?

Какой корень называется главным, какие корни называются боковыми и придаточными?

Что такое корневая система?

Какая корневая система называется стержневой, а какая мочковатой?

Соотнесите название растений с типами их корневых систем: стержневой и мочковатой?

Почему многие виды растений стали редкими, а некоторые виды полностью исчезли?

Почему необходимо бережно относиться к зелёным растениям?

Итог урока:

- Ребята, мы выполнили задачу урока?

- Всё ли удалось нам сделать сегодня на уроке?

- Было ли интересно вам на уроке?

Домашнее задание:

Изучить параграф 19, выучить основные термины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок биологии в 6 классе "Виды корней и типы корневых систем"

нестандартный урок- самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала...

Урок: Корень как орган растения. Виды корней и типы корневых систем. Значение и разнообразие корней.

Цель урока: сформировать понятие о корне  как о  вегетативном органе Образовательные задачи:Создать условия для усвоения знаний о Видах корней – уметь распознавать главные, придаточн...

Технологическая карта урока «Виды корней и типы корневых систем»

Технологическая карта для самостоятельной работы учащихся....

Урок биологии в 6 классе на тему "Виды корней и типы корневых систем"

В уроке представлены описания различных видов корней у растений и типы корневых систем....

Конспект урока 6 класс по теме "Виды корней и типы корневых систем" + лист самооценки+раздаточный материал

На протяжении урока учащиеся погружены в самостоятельную работу,  используются различные формы работы, возможны различные варианты замены одного упражнения другим....

Конспект урока на тему: «Виды корней и типы корневых систем»

Технологическая карта урокаТема: «Виды корней и типы корневых систем»...