Урок биологии по теме « Корень – главный орган растения»
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Урок биологии по теме « Корень – главный орган растения» 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_koren.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии по теме « Корень – главный орган растения» 6 класс.
Цель: познакомить обучающихся с корнем, как функциональной структурой растительного организма.
Задачи:
- Образовательные:
- Разъяснить особенности строения клеток и зон корня в связи с выполняемыми функциями.
- Сформировать у учащихся новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, зона деления, растяжения, корневые волоски, видоизменения корней.
- Продолжить формирование умения делать выводы на основании результатов лабораторной работы.
- Развивающие:
- Сформировать у учащихся умение разъяснять особенности строения корня и корневых систем, сравнивать строение и развитие стержневой мочковатой корневой систем.
- Развивать навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней, корневых систем, видоизменениями корней.
- Воспитывающие:
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к зелёным растениям, к природе.
Оборудование :
Демонстрационное: Влажный микропрепарат « Клубеньковые бактерии бобовых растений», компьютер, экран, мультимедиапроектор, муляж « Строение корня».
Лабораторное: микролаборатории, готовый микропрепарат « Корневой чехлик», гербарии « Типы корневых систем».
Ход урока:
Эпиграф к уроку: « Как ни тонок, неприметен под землёю корешок, но не может жить на свете без него любой цветок!» ( В. Жак)
I. Организационный момент:
Говорят, как день начнёшь, так его и проведёшь. Давайте начнём сегодняшний день с улыбки, улыбнёмся друг другу и с таким настроением проведём весь урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.
II. Опрос знаний и умений.
Прежде чем перейти нам к следующей теме, давайте вспомним о чём мы говорили на предыдущих уроках?
- Какие растения называют цветковыми? (Или покрытосеменными, которые имеют орган семенного размножения – цветок).
- Что такое орган? ( часть тела организма имеющй определённое строение и выполняющий определённые функции)
- Какие органы растения называют генеративными и вегетативными? (Вегет. органы образуют тело высшего растения и длительное время поддерживает его жизнь – корень, стебель ,лист; генеративные – семя, цветок, плоды, соцветия) Почки и вегет и генеративные.
- что такое семя? Какие бывают семена?
- Какой орган называют побегом? ( Стебель с расположенными на нём листьями и почками называют побегом)
- Что такое почка? Какие бывают почки? (Почка – это зачаток побега, образуется в пазухе листа – пазушная, либо на конце побега – верхушечная)
- что такое лист? Какие функции выполняет лист? ( Лист – это часть побега. Функции-фотосинтез, газообмен, и испарение воды)
- Что такое стебель? ( Стебель осевая часть побега растения, он проводит питательные вещества и выносит листья к свету.)
III. Изучение нового материала
Учитель читает стихотворение:
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
(В.Жак)
- Как вы думаете, почему растения не может жить без корня?
Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна , чтобы удержать вековые дубы с толстыми ветвями при сильном ветре или урагане? Конечно же сила могучего великана! Этой силой обладают корн. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. А ещё ребята, все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушит её целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель.
-- Какие же ещё функции выполняет корень? ( Ответ на этот вопрос мы с вами найдём в учебнике на стр.89 в параграфе 19. ). Теперь найдите на ламинированных листах сопроводителях тему корень и запишите в свои тетради что такое корень и какие функции он выполняет .
Корень – это подземный вегетативный орган высших растений ( кроме мхов).
Функции корней:
- Минеральное питание
- Закрепление растений в почве и удержание подземной части растения.
- Накопление питательных веществ.
- Служит органом вегетативного размножения.
- Каково происхождение корней(развитие корневой системы связано с освоением растениями суши).
Далее мы с вами рассмотрим виды корней и типы корневых систем.
При прорастании семян первым развивается зародышевый корешок. Он расположен ближе к отверстию в семени. В это отверстие проникает вода, воздух и зародышевый корешок быстро растёт в почве, добывая из неё необходимые организму воду и минеральные вещества. При дальнейшем развитии он становится главным. В течении жизни от главного корня отходят боковые корни, приблизительно сходные между собой по строению. В состав корневой системы входят и также придаточные корни, развивающиеся из основания побега, они тоже могут давать боковые корни. Если главный корень развит больше остальных, то такую корневую систему называют стержневой ( арбуз, подсолнечник, морковь), если корневая система представлена придаточными и боковыми корнями, а главный корень не выделяется, то её называют мочковатой (подорожник, рожь, лук) .Откройте инструктивную карту запишите свою фамилию и имя ,заполните таблицу из задания №1.
Теперь поработаем с гербарием. Найдите описание лабораторной работы №1 « Определение стержневой и мочковатой систем у растений». Это задание №3.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Следующим этапом нашей работы будет знакомство со внутренним строением корня. Сейчас я вам предлагаю просмотреть видеофрагмент.
Итак, мы с вами выяснили , что корень имеет несколько зон или участков, которые выполняют различные функции. У нас есть муляж давайте на нём рассмотрим все участки корня. Вызываются 2 учащихся к доске и показывают зоны корня.
В инструктивной карте задание №2. Подписать основные части и зоны корня.
Демонстрация клубеньковых бактерий на корнях бобовых растений. Задаётся вопрос детям:
-- Кто может сказать, что это за клубеньки образовались на корнях? У каких растений они могут образовываться? (это почвенные азотофиксирующие бактерии они могут жить самостоятельно или поселяться в корнях бобовых растений. Проникнув в корни бобовых, эти бактерии вызывают разрастание клеток корней и образование на них клубеньков. Их называют клубеньковыми.
Завершающим этапом нашей работы будет лабораторная работа №2
«Внутреннее строение корня и корневого чехлика».
IV.Закрепление.
Вопросы в учебнике на стр 90,95.
V. Домашнее задание
Пар.19-21. Подготовить сообщение или презентацию по теме «Видоизменения корней»
6 КЛАСС
Урок по теме:
« КОРЕНЬ – главный орган растения»
Провела: учитель биологии Платонова М.К.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Корень- главный орган растения
Урок-презентация, биология 6 класс....
Урок биологии по теме "Корень. Виды корней"
Данный урок разработан для обучающихся 7 классов с ограниченными возможностями здоровья...
Урок биологии на тему"Вегетативное размножение покрытосеменных растений".6 класс.Технологическая карта урока.
Предлагаемый материал представляет собой технологическую карту урока по формированию УУД. Тема урока: Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Цель и задачи занятия: создан...
Урок биологии на тему "Корень. Виды корней и типы корневых систем" в 6 классе
Урок-исследование по теме "Корень"...
Урок биологии по теме "Корень"
Урок биологии по теме "Корень" в 6 классе . Урок изучения нового материала с фотографиями зон корня. Создан по программе Пасечника В.В....
Урок биологии по теме « Корень – главный орган растения»
Урок биологии по теме « Корень – главный орган растения» 6 класс....
Презентация к уроку биологии по теме "Корень" ФГОС 6 класс
Биология ФГОС 6 класс...