Внеклассное мероприятие "Путешествие в мир растений"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ
Сафонова Татьяна Анатольевна,
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 города Пугачёва Саратовской области имени Т.Г. Мазура»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО БИОЛОГИИ «Путешествие в мир растений»
Целевая аудитория: 6 класс.
Цель мероприятия: привитие интереса к предмету биология.
Задачи:
- повторение и закрепление изученного материала;
- развитие познавательного интереса;
- развитие памяти;
- развитие коммуникативных навыков при работе в группах;
- воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающего.
Оборудование: ПК, проектор с экраном, презентация, гербарии
План мероприятия:
- Организационный момент.
- Этапы игры:
- Представление команд.
- АБВГДейка (В это время игра с болельщиками «Интересные истории»)
- Формула цветка
- Угадай мелодию
- Пропущенные слоги (В это время игра с болельщиками «Имя-цветок»)
- Черный ящик
- Кроссворд «На грядке»
- Стоп-кадр
- Лекарственные растения (В это время игра с болельщиками «Загадка»)
- Ошибка
- Итоги игры.
Ход мероприятия:
Организационный момент
Приветственное слово преподавателя.
“Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же думаю только о людях.
Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с сокровищами жизни.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы.
А человеку нужна Родина, и охранять природу - значит охранять Родину”.
М. Пришвин
Представление жюри.
Этапы игры
- Представление команд.
Команда представляет свое название и девиз. Максимально – 5 баллов.
- АБВГДейка
Напишите название известных вам цветущих растений, начинающихся с каждой буквы алфавит. Каждая буква – одно очко.
Буква алфавита | Возможный вариант ответа |
А | Астра |
Б | Бегония |
В | Виола |
Г | Гладиолус |
Д | Дельфиниум |
Е | Ежевика |
Ж | Жасмин |
З | Земляника |
И | Ирис |
К | Календула |
Л | Лилия |
М | Мальва |
Н | Незабудка |
О | Орхидея |
П | Петуния |
Р | Роза |
С | Сенполия |
Т | Тюльпан |
У | Укроп |
Ф | Флокс |
Х | Хризантема |
Ц | Цинния |
Ч | Черемуха |
Ш | Шиповник |
Э | Эдельвейс |
Ю | Юкка |
Я | Яблоня |
- Игра с болельщиками «Интересные истории».
За каждый правильный ответ команде 3 балла.
Во время войны за независимость между Англией и США английский шпион, сумевший устроиться поваром у генерала Вашингтона, приготовил ему блюдо с использованием ядовитых, как тогда считалось, плодов. Написав записку об отравлении Вашингтона, он покончил с собой. Эта записка была найдена только через много лет. Каким же овощем пытался отравить Вашингтона британский агент?
Ответ: помидором.
Когда египетская царица Клеопатра устроила пир в честь римского полководца Марка Антония, пол в зале был устлан слоем лепестков толщиной в локоть. Лепестки каких цветов это были?
Ответ: лепестки роз.
Этот «цветок белого дракона» с 16 лепестками изображен на гербе Японии, на печатях и монетах этой страны. А еще из него там готовят салаты и пирожные.
Ответ: хризантема.
Один из воинов Александра Македонского писал об этом растении: «… производит мед без помощи пчел…». Назовите это растение.
Ответ: сахарный тростник.
В Древнем Риме их называли «невиданно вкусные оранжевые армянские яблоки». Карл Линней увековечил «армянское» происхождение этого культурного растения в его названии – армениака вульгарис. Что это за растение?
Ответ: абрикос.
В Италии это растение называли «тартуфоли», во Франции оно получило название «пом де терр». А как его называют у нас?
Ответ: картофель.
Назовите культурное растение, к которому относится такое выражение: «Аристократ среди злаков, сын воды и солнца, пища богов».
Ответ: рис
- Формула цветка.
Учитель: Участвуют по одному человеку от каждой команды. За 3 минуты они должны написать формулу цветка. Каждому дается по 2 цветка.
- Лилия.
- Картофель.
- Яблоня.
- Ландыш.
- Тюльпан.
- Земляника.
- Угадай мелодию
Прослушав мелодию, команды должны назвать цветок, о котором идет речь в песне. Кто первый отвечает, тому 5 баллов.
- Миллион алых роз – А. Пугачева
- Желтые тюльпаны – Н. Королева
- Белые розы – Ю. Шатунов
- Ландыши – А. Герман
- Лаванда – С. Ротару
- Маки – Ю.Антонов
- Пропущенные слоги
Учитель: Участвуют по одному человеку от каждой команды. Надо угадать слова (названия растений и части цветка) по отдельным слогам. Продолжительность конкурса 5 минут.
Задание для 1 команды:
ТЫ _ _ _ КА | ОД_ _ _ _ИК |
ВА_ С _ _К | П_ ДС_ _ Н_ _ _ _К |
ЦВ_ _ _ ЛО _ _ |
Задание для 2 команды:
РО _ _ _ КА | ЛЕ _ _С _ _ К |
Г_ _ _ ГИН | М_ _ _ ЗА |
ЦВ_ _ _ НОЖ _ _ |
Задание для 3 команды.
П_С_ _К | БАК_ _Ж _ _ |
КР_ К _С | Ш_ _ _ _ НИК |
ОК_ _ _ЦВ_ _ _ _К |
- «Имя – цветок» ( игра с болельщиками)
Учитель: Играют команды, называя имена, связанные или созвучные с названиями цветов.
(Например: «Роза», «Василек», «Маргарита» и т.д.)
- «Черный ящик»
В «черном ящике» лежит ветка растения с несъедобными листьями. Это растение было посвящено богу науки и искусства Аполлону. Им награждали художников, артистов и ученых в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда происходит слово «лауреат». Что за растение лежит в «черном ящике»? Где оно используется в настоящее время?
Ответ: лавр благородный. В настоящее время его листья используются как приправа благодаря их пряному аромату.
- Кроссворд «На грядке»
Ведущий: Каждой команде надо разгадать кроссворд, для этого необходимо разгадать загадки и ответы вписать в соответствующие клетки кроссворда. Продолжительность конкурса – 3 минуты. За правильно разгаданный кроссворд и быстроту команда получает 5 баллов.
1. «Семьдесят одёжек, а все без застёжек».
2. «Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный».
3. «Ни окошек, ни дверей, полна горница людей».
4. «Кругла, а не месяц; желта, а не масло; с хвостом, а не мышь».
5. «Без рук, без ног, на забор ползет».
6. «Сидит дед, в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает».
7. «Сидит девица в темнице, а коса на улице».
8. «Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло».
Ответы к загадкам в кроссворде. По горизонтали: 1. Капуста. 2. Арбуз.
3. Огурец. 4. Репа. 5. Горох. 6. Лук. 7. Морковь. 8. Свекла.
По вертикали: 9. Прополка
- «Стоп – кадр»
Ведущий: Узнайте лекарственное растение по его фотографии. Команды будут отвечать по очереди. За каждое правильно названное растение команда получает 3 балла. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда. В случае правильного ответа, учитель дает краткую характеристику лекарственного растения.
- Липа. Народная медицина издавна использует липовый цвет при простуде, лихорадочных состояниях, при гриппе и бронхите. В домашних условиях липовый цвет чаще всего применяется как потогонное, мочегонное и отхаркивающее средство в виде горячего напитка, заваренного как чай. Липовый цвет употребляется также в виде настоя для полоскания рта и зева или для примочек.
- Боярышник. Из боярышника получают ценное сердечное средство, улучшающее работу мышцы сердца. Препараты боярышника улучшают кровообращение сосудов и мозга, понижают возбудимость центральной нервной системы, усиливают кровообращение в коронарных сосудах, снимают умственную и физическую усталость.
- Душица. Растение используется в медицине как обезболивающее, антисептическое, отхаркивающее, желудочное и тонизирующее средство. Эфирные масла используются в ароматерапии. Настойки листьев прописывались при кашле, мигрени, расстройства пищеварения и ревматических болях. Душица входит в состав потогонных сборов и сборов для ванн.
- Крапива. Полезные свойства крапивы заключаются в том, что она обладает противовоспалительным эффектом, повышает свертываемость крови, оказывает лечебное воздействие при заболеваниях печени, мочевого пузыря.
- Зверобой. Препараты зверобоя оказывают противомикробное, противовоспалительное, вяжущее, кровоостанавливающее и успокаивающее действие, ускоряют процесс регенерации тканей, усиливают работу сердца, повышают тонус сосудов. Отмечено, что «эта трава от девяносто девяти заболеваний»
- Подорожник. Подорожники обладают кровоостанавливающим, противовоспалительным и ранозаживляющим действием — известно, что листья этого растения (их необходимо предварительно разжевать или растолочь, чтоб пустили сок) прикладывают к ране для обеззараживания и скорейшего заживления.
- Тысячелистник. Фармакологические свойства тысячелистника: кровоостанавливающее, спазмолитическое, противовоспалительное, бактерицидное, вяжущее, противоаллергическое, желчегонное. В листьях и соцветиях содержится эфирное масло. Настой и жидкий экстракт из листьев и соцветий тысячелистника обыкновенного (и близких к нему видов) применяются как кровоостанавливающее средство, а также в составе так называемого аппетитного чая.
- Шиповник. Плоды шиповника обладают фитонцидными и мощным бактерицидным свойствами. Содержат большое количество антиоксидантов. Но самое главное — плоды шиповника являются ценным поливитаминным средством. Они использовались в лечебных целях, особенно как антицинготное средство начиная с XVI века, а может быть и раньше, когда на них меняли соболиные и другие ценные меха, бархат и атлас. Витаминные экстракты, сиропы, таблетки, драже и отвары из плодов шиповника используются для лечения и профилактики заболеваний, связанных с недостатком в организме витаминов, прежде всего витамина C, при малокровии и истощении.
- Пастушья сумка. Используется как кровоостанавливающее средство, но имеет и другие полезные и лечебные свойства, оно оказывает противовоспалительное, ранозаживляющее, кровоочистительное, сосудорасширяющее, вяжущее, мочегонное, противолихорадочное действие на организм, в нем содержится много калия.
9. «Лекарственные растения»
Ведущий: Есть много растений. Они удивительны и интересны. Каждая команда получает изображение лекарственного растения, разрезанное на 10 частей. Вы должны его сложить (чистотел, мята, пижма) Кто быстрее. За правильно сложенное изображение и быстроту команда получает 5 баллов.
Листья перечной мяты – используют как средство, рефлекторно улучшающее кровообращение в сосудах мозга и сердца, как спазмолитическое средство при спастических, явлениях в желудочно-кишечном тракте, желчных ходах, протоках поджелудочной железы. Настои из листьев мяты перечной применяют как болеутоляющее средство при невралгиях, зубной боли и как антисептическое средство при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей и стоматитах.
Чистотел большой - наружно для прижигания бородавок, лечения труднозаживающих ран и туберкулеза кожи, внутрь - при заболеваниях печени, желчного пузыря, язве желудка. Трава чистотела оказывает спазмолитическое, желчегонное и противовоспалительное (бактерицидное) действие, ее применяют только по назначению врача.
Пижма обыкновенная - в медицинской практике настой соцветий пижмы применяется как противоглистное (при аскаридозе и острицах), заболеваниях печени, энтероколитах, гастритах с пониженной секрецией желудочного сока и замедленной эвакуацией.
- Игра с болельщиками «Загадки»
Учитель: Я вам буду по очереди загадывать загадки. За каждый правильный ответ команда получает один балл.
Загадки:
- Это зелье ты не тронь: жжется боль как огонь. (Крапива)
- Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь – дорожку до зори освещают фонари.
На больших столбах подрят лампы белые висят. (Ландыш)
- Белям шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок – и остался стебелек. (Одуванчик)
- Не огонь – а жжется, в руки не дается.
Выросла под ивой. Звать ее … (Крапива)
- Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)
- Эй, звоночки, синий цвет,– с язычком, а звону нет. (Колокольчик)
- Из – под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
- Стоит он задумчивый
В желтом венце
Темнеют веснушки
На круглом лице. (Подсолнечник)
- Голова на ножке,
В голове горошки. (Мак)
10. «Ошибка»
Ведущий: Вам нужно найти ошибки в предложенном тексте. Будьте внимательны! За этот конкурс команда получает 5 баллов.
« В этот яркий июньский день светило солнце, которое отражалось в «ярко-голубых» цветах мать - и – мачехи. Розовые капустницы сливались с цветками клевера, кое-где можно было заметить двухметровые кусты подорожника. Вскоре мы увидели озеро, в котором растут розы, липы и красивоцветущие кактусы».
(Проверка правильность выполнения задания.)
Подведение итогов игры
Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Кроме того, отметки получают все учащиеся:
- по итогам игры с болельщиками,
- по итогам личного вклада в достижения команд.
Вручение грамот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия на тему: "Эти удивительные растения".
Сценарий мнтеллектуально-творческой игры по природоведению 1 класс...
Внеклассное мероприятие "Ядовитые растения России".
Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8кл., на котором они расширяют свои знания о ядовитых растениях и получают рекомендации по оказанию первой помощи при отравлениях....
Лекарственные растения. Внеклассное мероприятие
Конспект внеклассного мероприятия "Лекарственные растения Краснодарского края" для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида....
Конспект внеклассного занятия в рамках предметной недели проведенного в 6 классе по теме «Разнообразие цветковых растений Ставропольского края».
Растительный покров Ставропольского края отличается большим разнообразием, что обусловлено сложным рельефом, географическим положением территории и его историей. Растительный покров слагается дв...
конспект урока по биологии:"Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения." Лабораторная работа № 1.
Конспект уолка по биологии...
Внеклассное мероприятие : "Самые самые растения" 7 класс
7 класс биология...
Внеклассное мероприятие Брейн- ринг "Растения и животные России"
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и географии проводится в рамках предметной недели. Цель: систематизировать знания обучающихся, способствовать развитию познавательн...