Обобщающий урок по теме "Птицы" - 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Удивительный мир птиц
Обобщающий урок по теме: «Класс птицы» в 7 классе
Учитель биологии: Алексеева О. В.
Тема урока: Обобщение по теме «Класс птицы»
Цели:
- углубить и обобщить знания учащихся по классу: «Птицы»;
- расширить представления о многообразии птиц.
Задачи:
Образовательная: обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся о птицах.
Развивающая: уметь оценивать свои знания, развивать познавательный интерес к природе, умение наблюдать и делать выводы.
Воспитывающая: воспитывать разумное, бережное и заботливое отношение к птицам, обосновать необходимость охраны пернатого мира.
Оборудование: мультимедийный проектор, рисунки и картинки с изображением птиц, выставка книг: «Птицы – наши друзья», листы с тестами, «Красная книга»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний (урок – путешествие)
Ход урока
- Организационный момент
- (Создание учителем положительного настроя на работу.)
- Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны,добры, приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните: обиду, злость, беспокойство.
Вдохните в себя: свежесть морозного утра, теплоту солнечных лучей, красоту окружающего мира.
Эпиграфом нашего урока будут слова из песни «Как прекрасен этот мир, посмотри…»
- А о каком мире пойдет речь на сегодняшнем уроке вы узнаете, ответив на такой вопрос.
- Кто первым напоминает нам, что наступила весна? (ПТИЦЫ)
- Верно.
- Самые близкие друзья весны – это птицы. Мир пернатых является необычным миром природы. Он очень интересный и сложный, полный чудес и загадок.
2. Чтение стихотворения (на фоне голосов птиц)
Звенит и льётся птичий голос,
Узнай – о чем она поет.
Вот царство жизни и свободы
Здесь вечный блеск,
Здесь вечный пир.
Пойми живой язык природы
И скажешь ты: прекрасен мир.
- Объявление темы и цели урока
- Сегодня у нас заключительный урок по теме: «Класс птицы»
Мы обобщим знания о них, которые вы получили на предыдущих уроках. А чтобы выяснить и оценить уровень ваших знаний я предлагаю вам отправиться в заочное путешествие в мир птиц. Пусть это путешествие закрепит и расширит ваши знания о птицах.
Мы пройдем несколько станций на каждой из которых вам предстоит справиться разными заданиями, но прежде чем отправиться в путешествие мы проведём викторину, которая покажет вашу готовность к путешествию.
- Актуализация опорных знаний.
- Фронтальная работа (устный опрос)
МИНИ – ВИКТОРИНА
- – Как называется наука, изучающая птиц?(ОРНИТОЛОГИЯ)
- – Кто такие птицы?(ПТИЦЫ – это позвоночные животные, которые приспособились к полету и их тело покрыто перьями. Это единственные животные которые передвигаются двумя способами: 1. В полете, 2. На земле и в воде)
- – Кто был родоначальником птиц? (АРХЕОПТЕРИКС)
- – Какова температура тела птицы? (+40, 42)
- – Как называетс икусственная наседка? (ИНКУБАТОР)
- – Самая крупная нелетающая птица? (СТРАУС)
- – Единственная железа у птиц? (КОПЧИКОВАЯ)
- Как вы объясните загадку? «В воде купался, а сух остался» (ПТИЦЫ смазывают свои перья секретом копчиковой железы, предохраняя от намокания)
- Дышит ли птенец в яйце? (ДА, воздух проходит через поры скарлупы)
- Куда помещает яйцо пингвин при насаживании? (на лапы)
- – Огромное скопление птиц на островах? (БАЗАР)
- Какая курица была предком всех современных домашних кур? (БАНКИВСКАЯ ИЛИ КУСТАРНИКОВАЯ КУРИЦА), распространенная в лесах Азии.
Ребята, вы показали хорошие знания по пройденной теме. Мы можем смело отправиться в путешествие.
IV Закрепление пройденного.
Путешествие.
- Станция «Строение» - самостоятельная работа.
- Итак, первая станция «Строение»
- Я вам предлагаю тесты.
- Прочитайте внимательно задание и выполняйте его самостоятельно.
ТЕСТ(карточки)
Задание: Выбери правильный ответ, отметив признаки приспособления птиц к полету.
- Одной из черт приспособления птиц к полету является:
А) наличие передних конечностей
Б) обтекаемая форма (туловище легко обтекает воздухом при полете)
В) наличие туловища
2. Одной из черт приспособления птиц к полету является:
А) наличие головы
Б) Отсутствие зубов (делает голову легкой)
В) Наличие шеи
3. Почему у птиц такой легкий скелет?
А) в нем мало костей
Б) кости очень тонкие и маленькие
В) кости полые, заполненные воздухом (это делает скелет легким)
4. Рулевые перья расположены:
А) на крыльях
Б) на хвосте
В) на туловище (рулевые и маховые перья – обеспечивают полет, сохраняют тело, защищают от механических повреждений)
5. Маховые крылья
А) на крылья
Б) на хвосте
В) на груди
6.Зачем птицам киль?
А) для прикрепления мышц ( к килю прикрепляются мышцы)
Б) для придания устойчивости
В) для координации в полете
7. Сердце птиц:
А) двухкамерное
Б) трехкамерное
В) четырехкамерное (артериальная кровь отделена от венозной. Это лучше снабжает организм кислородом)
8. Координацию движений в полете осуществляет:
А) передний мозг
Б) средний мозг
В) мозжечок (осуществляет координацию движений)
2. проверка самостоятельной работы.
Строение птиц приспособлено к полету.
- Докажите это используя правильные ответы. (дети отвечают, что написано красным цветом)
Станция №2 «Гнездование»
Фронтальная работа.
Задание: «Распредели птиц по гнездам»
- Сейчас я продемонстрирую вам фотографии различных типов гнёзд, а вы назовите их строителей.
1. крапивник 4. ласточка деревенская 7. ремез/синица
2. камышовка 5.жаворонок
3. ласточка городская 6. Зяблик
Вопрос на эрудицию: - Почему нельзя трогать руками яйца и гнёзда?
(птицы их покинут , бросят)
Станция №3 «Миграции»
- Игра «Третий лишний»
На этом этапе мы проведем игру : « Третий лишний»
Задание: выявите лишнюю птицу и обоснуйте свой выбор. (подчеркните)
(Обратите внимание на название станции)
(можно работать в парах)-на карточках
Карточка №1
- Кукушка, горихвостка(перелетные), ворон(оседлая)
Карточка №2
- Снегирь(кочующий), удод, соловей(перелетные)
Карточка №3
- Воробей, галка(оседлые), грач (кочующий)
Карточка № 4
- Сизый голубь (оседлая), клест, поползень(кочующие)
Карточка №5
- Зяблик, иволга(перелетные), сорока (осёдлая)
Проверка: (на компьютере) – проверьте правильно ли вы подчеркнули. Обоснуйте свой выбор.
Вопрос на эрудицию: Единственная птица, которая питается мохнатыми гусеницами? (КУКУШКА)
V. Физкультминутка
- А тепер давайте отдохнем:
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят
Как они тихо садятся покажем
Крылья сложим назад.
Мы получили заряд бодрости. Теперь можем продолжить наше путешествие.
Станция № 4 «Галерея»
На этом этапе давайте проведем игры:
1 игра. «Покажи свой клюв и я скажу, кто ты»
- Рассмотрите – Чьи это клювы?
1 ряд: Дятел, утка, цапля
2 ряд: Клест, пеликан, сокол
3 ряд: Синица, попугай
- От чего зависит форма клюва?(от пищи которую они употребляют)
2 игра « Узнай меня» - Чьи это лапы?
Рассмотрите: Чьи это лапы? – От чего зависит форма лап? (от местообитания)
- Цапля(болотная)
- Скопа (крючковатые когти, хищники)
- Дикая утка (перепонки)
- Дятел (скалолазающие)
- Ворона (древесные)
Станция № 5 «Экологические группы»
- Устная работа по картинкам
На этой станции я вам буду предлагать птиц, а вы должны назвать экологическую группу и отряд.
- Глухарь – растительноядные, куриные
- Дятел – насекомоядные, воробьинообразные
- Фазан – хищник ночной, совы
- Тетерев – растительноядные, куриные
- Сорока – всеядная, воробьинообразные
- Клест – растительноядные, воробьинообразные
- Ласточка – насекомоядные, воробьинообразные
- Курица – всеядная, куриные
- Утка – водоплавающие, гусеобразные
- Стриж – насекомоядные, воробьинообразные
- Скворец – насекомоядные, воробьинообразные
Вопрос на эрудицию: - Какая птица выводит птенцов зимой ? (клест)
Станция № 6 «Птичий калейдоскоп»
Задание: Установите соответствие.
На стенде – рисунки
На доске – термины
Выберите понравившийся вам рисунок и соответствующий термин, который объясняет это биологическое явление.
- Колибри на цветке
- Птица Аист черный
- Птенцы в гнезде
- Птенец – голый + птенец – пушистый
- Соловей поет
Эти рисунки говорят об особенностях птиц.
- Опыление
- Красная Книга
- Насиживание
- Выводковые
- Ритуальное поведение
Станция №7 « Экологическая»
Давайте постараемся ответить на такой вопрос:
- Почему птиц мы считаем своими друзьями? (Они приносят большую пользу природе и человеку)
- Каково же значение птиц в природе?
1. опыляют растения
2. распространяют семена
3. являются санитарами леса
4. служат кормом для других животных
5. Ограничивают рост растений.
- А теперь докажите примерами какова роль птиц в жизни человека?
1. Промысловые и домашние птицы – дают – мясо, жир, яйца.
2. Пух – (морская птица гага. (имеет самый теплый мех)
3. Птичий помет – ценное органическое удобрение.
4. Уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства (насекомоядные и хищники)
5. Эстетическое и научное значение
Станция №8 «Охрана птиц»
И наконец мы добрались до последней станции.
Здесь мне хочется прочесть строки поэта Авилова:
Вы услышите сквозь грохот столетий,
Вашу кровлю минует беда,
Если новой весной на рассвете
Белый аист вернется сюда.
- К сожалению, как вы уже знаете, что птицам грозит беда.
В настоящее время каждый второй вид находится под угрозой исчезновения.
- Каковы же причины:
1. вырубка леса
2. распашка степей
3. Осушение болот
4. Уничтожение другими животными.
27 видов занесены в Красную книгу России и взяты под охрану.
- Давайте с ними познакомимся:
1. Розовый пеликан
2. Утка мандаринка
3. Красноногая говорушка
4. Белоспинный альбатрос
5. Белоклювая гагарка
6. Черный аист
Какие же вы должны соблюдать меры по охране птиц?
Предложите свои:
- Не разорять гнезд
- Не кричать в лесу
- Не брать яйца птенцов из гнезда
- Устраивать кормушки, скворечники, дуплянки.
Вопрос : Из-за чего истребляют птицу колибри? (из – за красивых перьев)
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов.
К вам слетяться, как домой
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их не счесть
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучайте их в мороз к своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
VI. Подведение итогов.
Наше путешествие подошло к концу. Мы с вами закончили раздел класс «Птиц»
Давайте подведем итоги. Оценки.
VII. Рефлексия.
Молодцы! Мне было приятно с вами работать. Не забывайте, что мы тоже часть природы и наш долг сохранить ее многообразие и красоту для будущих потомков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.
Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....
Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие"
Заключительный урок в теме "Класс млекопитающие", где рассматриваются прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания. К конспекту прилагается пре...
Урок "Синтаксис и пунктуация"(повторительно-обобщающий урок) в 5 классе
На уроке ведется повторение и обощение материала по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе. Использование интерактивной доски, электронного приложения к учебнику Ладыженской Т.А., доступного кроссво...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие».
Конспект урока по биологии животных 7 класс. Базовый учебник: Константинов В.М. Бабенко В.Г. Кучменко В.С. Биология 7 класс. – М. : Вентана-Граф. Урок построен на использовании электр...
классы неорганических соединений (обобщающий урок в 8 классе)
Обобщающий урок по теме: "Основные классы неорганических соединений"...
Обобщающий урок по теме: "Класс млекопитающие", 7 класс
Цель: повторить и обобщить знания по теме "Класс млекопитающие". Образовательные задачи: повторить и закрепить полученные знания...
Презентация и конспект урока "Обобщающий урок по основным классам неорганических соединений" 8 класс
Конспект урока-игры "Основные классы неорганических соединений". Это урок-обощение по большому разделу для 8 класса. Урок построен в форме игры, в котором класс разделен на группы....