Дидактические игры на уроках биологии
статья по биологии на тему

Использование дидактических игр актуально, так как они позволяют повысить у учащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим. Игры позволяют решить главную проблему, стоящую перед современной школой – нежелание детей учиться, большую информационную загруженность. В процессе игры даже самый пассивный ученик включается в урок, дети способны выполнить объём заданий, в несколько раз, превышающий обычный урок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_urokah_biologii.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на уроках биологии.

Семенко О.П.

Учитель биологии.

МОУ «Бендерская СОШ №5»

В современной методике обучения биологии всё большее значение уделяется оптимальному сочетанию самых разнообразных форм и методов обучения. Что  позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи, максимально учитывая особенности биологических курсов, возрастных особенностей учащихся. В связи с этим в педагогике возникает проблема разработки методов, средств и приемов более эффективного и плодотворного учебно-воспитательного процесса, одновременно не допускающих перегрузок учащихся, которые не только вызывают отрицательное отношение к учебе, но и пагубно сказываются на здоровье детей.

Эту проблему, отчасти, можно решить, используя в процессе обучения наряду с традиционными методами и приемами такое средство обучения, как дидактическая игра.

Использование дидактических игр актуально, так как они позволяют повысить у учащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим. Игры позволяют решить главную проблему, стоящую перед современной школой – нежелание детей учиться, большую информационную загруженность. В процессе игры даже самый пассивный ученик включается в урок, дети способны выполнить объём заданий, в несколько раз, превышающий обычный урок.

Проведение игр на уроках позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал.

Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.

         Осмысление собственного опыта позволяет мне сделать вывод, что дидактические игры являются неотъемлемой частью учебного процесса. В своей работе я применяю следующие виды дидактических игр и игровых упражнений.

Ирга «Шифрограммы».  Необходимо определить доминантный или рецессивный ген, указанный в первой колонке, а затем по цепочке собрать выражение. Эту игру можно применять для зашифровки темы урока.  

     

Гены

Рецессивные

Доминантные

a

мо

ма

D

ши

но

f

гиб

на

b

рид

пе

A

нет

ное

e

скре

та

k

щи

нар

H

ко

ва

l

ние

лог

        Игра «Крестики - нолики». Создаются две команды – “Крестики” и “Нолики”. Количество человек в команде –  10. На доску вешают игровое поле “Крестики-нолики”, на котором 9 игровых клеток:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

              Команда (например, “крестики”) выбирает игровое поле. Ведущий задает вопрос. Если команда, отвечавшая на вопрос, дает правильный ответ, на игровом поле появляется знак их команды. Если нет – команды соперников.  Игра заканчивается, если одна из команд закрывает линию на игровом поле как при игре “Крестики-нолики”. Если линии не получается, команда - победитель определяется по очкам.

            Вопрос для определения первого хода: Дать понятие термину генетика.  Вопросы

1. У женщины  первая группа крови, а у мужчины вторая. Какие группы крови возможны у их детей?  

2.  Что такое моногибридное скрещивание?

3.  У женщины  первая группа крови, а у мужчины четвертая. Какие группы крови возможны у их детей?  

4.  Что такое анализирующее скрещивание?

5.   Сформулируйте первый закон Менделя.

6.   Что такое дигибридное скрещивание?

7. У женщины  первая группа крови, а у мужчины третья. Какие группы крови возможны у их детей?  

8.   Сформулируйте второй закон Менделя.

9. У женщины  вторая группа крови, а у мужчины третья. Какие группы крови возможны у их детей?  

        Игра  «Биологический пасьянс». Каждой группе выдаётся конверт с названиями растений, которые необходимо разложить согласно схеме:

Растения

Мхи Водоросли Лишайники Папоротники  Голосеменные  Покрытосеменные

ягель

вишня

ламинария

сосна

риччия

сфагнум

кипарис

тюльпан

томат

лилия

кедр

лук

яблоко

ксантория

пихта

ульва

улотрикс

соя

можжевельник

арахис

туя

ель

подорожник

хламидомонада

щитовник

хлорелла

горошек

кукушкин

лен

бородач

порфира

Игра «Биологический лабиринт».

Слуховые косточки располагаются в …

        наружном ухе

внутреннем ухе

среднем ухе

   

1. В середине радужки находится зрачок.

нет

2. За склерой находится сосудистая оболочка.

3. Снаружи глазное яблоко покрыто белочной оболочкой

 да

да

 нет

да

 нет

4.Наковальня располагается в наружном ухе.

нет

5. За зрачком располагается хрусталик.    

нет

6.  Рецепторы сетчатки- палочки и колбочки.  

 нет

да

 да

 да

7. В среднем ухе располагается костный лабиринт.    

да

8. Хрусталик поддерживается ресничным телом.

нет

9. Наковальня – слуховая косточка.

 нет

 да

да

 нет

10.  обонятельные рецеп-торы располагаются в ротовой полости.

да

11. Глазное яблоко располагается в глазнице.

да

12. Роговица – самая сильная «линза» глаза.

 нет

нет

 нет

да

 нет

13.  Анализатор состоит из трёх звеньев.

14.  В передней части сосудистая оболочка переходит в радужку.

да

15. Анализатор состоит из 2 звеньев.

 да

нет

 да

 нет

16. Слуховой анализатор состоит из 3 частей.

нет

17. В ухе отсутствует барабанная перепонка.

нет

18. Сетчатка состоит из 2 частей.

 да

нет

 да

 да

19. Цвет радужки определяет цвет глаз.

да

20. Зрение двумя глазами называется бинокулярным.

да

21. Молоточек располагается в среднем ухе.

 нет

 нет

нет

 да

Финиш

Финиш

Финиш

 

       Дидактическая игра во многом обеспечивает доступность изучения учебного материала, не нанося ущерба его научности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы «Играем на уроке биологии»

Познавательные игры по биологии, составленные мною и используемые в процессе преподавания....

Дидактические игры на уроках биологии

Методическое пособие по использованию дидактических игр на уроках биологии...

Доклад "Дидактическая игра на уроке биологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Дидактическая игра на уроке биологии в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями способствует развитию интереса  к предмету, вызывает положительное отношение к рабо...

Дидактические игры на уроках биологии как средство повышения познавательных интересов обучающихся 5-9 классов

Методическая разработка урока по биологии  содержит подробное рассмотрение понятия "игра", цели и фунцкции игр....

Дидактические игры на уроках биологии и химии

Материал содержит нетрадиционные формы и методы обучения, направленные на развитие и формирование интереса обучающихся...

Дидактические игры на уроках биологии

Дидактическая игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. Игровая ситуация ...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ПРОФИЛЬНОГО ТРУДА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

На сегодняшний день проблема познавательного интереса и проблема поиска методов его формирования у школьников с умственной отсталостью актуальна из-за отсутствия системы, учитывающей все современные р...