Дидактические игры на уроках биологии
статья по биологии на тему
Использование дидактических игр актуально, так как они позволяют повысить у учащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим. Игры позволяют решить главную проблему, стоящую перед современной школой – нежелание детей учиться, большую информационную загруженность. В процессе игры даже самый пассивный ученик включается в урок, дети способны выполнить объём заданий, в несколько раз, превышающий обычный урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_urokah_biologii.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры на уроках биологии.
Семенко О.П.
Учитель биологии.
МОУ «Бендерская СОШ №5»
В современной методике обучения биологии всё большее значение уделяется оптимальному сочетанию самых разнообразных форм и методов обучения. Что позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи, максимально учитывая особенности биологических курсов, возрастных особенностей учащихся. В связи с этим в педагогике возникает проблема разработки методов, средств и приемов более эффективного и плодотворного учебно-воспитательного процесса, одновременно не допускающих перегрузок учащихся, которые не только вызывают отрицательное отношение к учебе, но и пагубно сказываются на здоровье детей.
Эту проблему, отчасти, можно решить, используя в процессе обучения наряду с традиционными методами и приемами такое средство обучения, как дидактическая игра.
Использование дидактических игр актуально, так как они позволяют повысить у учащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим. Игры позволяют решить главную проблему, стоящую перед современной школой – нежелание детей учиться, большую информационную загруженность. В процессе игры даже самый пассивный ученик включается в урок, дети способны выполнить объём заданий, в несколько раз, превышающий обычный урок.
Проведение игр на уроках позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал.
Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.
Осмысление собственного опыта позволяет мне сделать вывод, что дидактические игры являются неотъемлемой частью учебного процесса. В своей работе я применяю следующие виды дидактических игр и игровых упражнений.
Ирга «Шифрограммы». Необходимо определить доминантный или рецессивный ген, указанный в первой колонке, а затем по цепочке собрать выражение. Эту игру можно применять для зашифровки темы урока.
Гены | Рецессивные | Доминантные |
a | мо | ма |
D | ши | но |
f | гиб | на |
b | рид | пе |
A | нет | ное |
e | скре | та |
k | щи | нар |
H | ко | ва |
l | ние | лог |
Игра «Крестики - нолики». Создаются две команды – “Крестики” и “Нолики”. Количество человек в команде – 10. На доску вешают игровое поле “Крестики-нолики”, на котором 9 игровых клеток:
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
Команда (например, “крестики”) выбирает игровое поле. Ведущий задает вопрос. Если команда, отвечавшая на вопрос, дает правильный ответ, на игровом поле появляется знак их команды. Если нет – команды соперников. Игра заканчивается, если одна из команд закрывает линию на игровом поле как при игре “Крестики-нолики”. Если линии не получается, команда - победитель определяется по очкам.
Вопрос для определения первого хода: Дать понятие термину генетика. Вопросы
1. У женщины первая группа крови, а у мужчины вторая. Какие группы крови возможны у их детей?
2. Что такое моногибридное скрещивание?
3. У женщины первая группа крови, а у мужчины четвертая. Какие группы крови возможны у их детей?
4. Что такое анализирующее скрещивание?
5. Сформулируйте первый закон Менделя.
6. Что такое дигибридное скрещивание?
7. У женщины первая группа крови, а у мужчины третья. Какие группы крови возможны у их детей?
8. Сформулируйте второй закон Менделя.
9. У женщины вторая группа крови, а у мужчины третья. Какие группы крови возможны у их детей?
Игра «Биологический пасьянс». Каждой группе выдаётся конверт с названиями растений, которые необходимо разложить согласно схеме:
Растения
Мхи Водоросли Лишайники Папоротники Голосеменные Покрытосеменные
ягель | вишня | ламинария | сосна | риччия |
сфагнум | кипарис | тюльпан | томат | лилия |
кедр | лук | яблоко | ксантория | пихта |
ульва | улотрикс | соя | можжевельник | арахис |
туя | ель | подорожник | хламидомонада | щитовник |
хлорелла | горошек | кукушкин лен | бородач | порфира |
Игра «Биологический лабиринт».
Слуховые косточки располагаются в …
наружном ухе | внутреннем ухе | среднем ухе | ||
↓ | ↓ | ↓ | ||
1. В середине радужки находится зрачок. | нет ⇒ | 2. За склерой находится сосудистая оболочка. | 3. Снаружи глазное яблоко покрыто белочной оболочкой | |
↓ да | да | ⇓ нет | да | ⇓ нет |
4.Наковальня располагается в наружном ухе. | нет ⇐ | 5. За зрачком располагается хрусталик. | нет ⇐ | 6. Рецепторы сетчатки- палочки и колбочки. |
⇓ нет | да | ↓ да | ↓ да | |
7. В среднем ухе располагается костный лабиринт. | да → | 8. Хрусталик поддерживается ресничным телом. | нет ⇒ | 9. Наковальня – слуховая косточка. |
⇓ нет | ↓ да | да | ⇓ нет | |
10. обонятельные рецеп-торы располагаются в ротовой полости. | да → | 11. Глазное яблоко располагается в глазнице. | да → | 12. Роговица – самая сильная «линза» глаза. |
⇓ нет | нет | ⇓ нет | да | ⇓ нет |
13. Анализатор состоит из трёх звеньев. | 14. В передней части сосудистая оболочка переходит в радужку. | да ← | 15. Анализатор состоит из 2 звеньев. | |
↓ да | нет | ↓ да | ⇓ нет | |
16. Слуховой анализатор состоит из 3 частей. | нет ⇐ | 17. В ухе отсутствует барабанная перепонка. | нет ⇐ | 18. Сетчатка состоит из 2 частей. |
↓ да | нет | ↓ да | ↓ да | |
19. Цвет радужки определяет цвет глаз. | да → | 20. Зрение двумя глазами называется бинокулярным. | да → | 21. Молоточек располагается в среднем ухе. |
⇓ нет | ⇓ нет | нет | ↓ да | |
Финиш | Финиш | Финиш |
Дидактическая игра во многом обеспечивает доступность изучения учебного материала, не нанося ущерба его научности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы «Играем на уроке биологии»
Познавательные игры по биологии, составленные мною и используемые в процессе преподавания....
Дидактические игры на уроках биологии
Методическое пособие по использованию дидактических игр на уроках биологии...
Доклад "Дидактическая игра на уроке биологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Дидактическая игра на уроке биологии в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями способствует развитию интереса к предмету, вызывает положительное отношение к рабо...
Дидактические игры на уроках биологии как средство повышения познавательных интересов обучающихся 5-9 классов
Методическая разработка урока по биологии содержит подробное рассмотрение понятия "игра", цели и фунцкции игр....
Дидактические игры на уроках биологии и химии
Материал содержит нетрадиционные формы и методы обучения, направленные на развитие и формирование интереса обучающихся...
Дидактические игры на уроках биологии
Дидактическая игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. Игровая ситуация ...
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ПРОФИЛЬНОГО ТРУДА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
На сегодняшний день проблема познавательного интереса и проблема поиска методов его формирования у школьников с умственной отсталостью актуальна из-за отсутствия системы, учитывающей все современные р...