План-конспект урока "Строение клеток живых организмов"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Строение клеток живых организмов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_biologii.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 6 классе.

Разработала учитель биологии ОШ № 27 г. Симферополя

Тема: Строение клеток живых организмов.

Цель: - продолжить развивать знания о клеточном строении организмов, повторить общие черты строения клеток всех организмов, рассмотреть строение клеток бактерий, растений, животных и грибов, научиться находить общие и отличительные черты в строении клеток;

            -развивать познавательные способности учеников (память, мышление, восприятие), умения отличать клетки бактерий от клеток растений и животных;

           -воспитывать интерес к изучению предмета.

Тип урока: комбинированый.

Методы и методические приемы:

      информационно – рецептивные:

                       а) словесный (рассказ, беседа, объяснение);

                      б) наглядный (таблицы: Строение растительной и животной клеток).

      репродуктивный (работа с учебником, с таблицами, проверочная работа - тесты).

      поисковый (эвристическая беседа, домашний эксперимент).

Оборудование: учебник, таблицы: «Растительная клетка», «Животная клетка», раздаточный материал к уроку, тетради, живое слово учителя, слайды: «Органоиды животной клетки», «Органоиды растительной клетки», «Строение бактериальной клетки».

Структура урока: 1. Организация деятельности учащихся.

                                      2. Актуализация опорных знаний.

                                      3. Мотивация учебной деятельности.

                                      4. Взаимодействие учителя с учениками по изучению

                                        нового материала.

                                      5. Закрепление и коррекция знаний.

                                      6. Домашнее задание.

                                      7. Подведение итогов урока.

                                                    Ход урока

Организация деятельности учащихся.

Проверка готовности рабочих мест. Организация внимания.

Актуализация опорных знаний.

                                 Проверочная работа № 2

1. Органические вещества:

а) образуются в клетках живых организмов; б) составляют объекты неживой природы;

в) поступают из космоса; г) образуются только искусственным путем благодаря деятельности человека.

2. К органическим веществам относят:

а) белки; б) жиры; в) углеводы; г) вода; д) минеральные вещества.

3. Часть клетки, которая служит для защиты ее внутреннего содержимого,- это

а) ядро; б) плазматическая мембрана; в) цитоплазма; г) ядерное вещество.

4. Большую массу живой клетки составляет:

а) вода; б) белок; в) жир; г) углевод.

5. К прокариотам относят:

а) бактерий; б) грибы; в) растения; г) животных.

6. Если в клетке живого организма нет оформленного ядра, такой организм называют:

а) одноклеточным; б) доядерным; в) ядерным; г) многоклеточным.

7. Ученый, открывший и описавший ядро в клетке, - это:

а) Р. Гук; б) А. Левенгук; в) Р. Броун; г) М. Шлейден.

8. Наименьшей единицей строения живых организмов является:

а) клетка; б) ядро; в) орган; г) ткань.

9. Клеточную теорию создали ученые:

а) А. Левенгук и Р. Броун; б) Т. Шванн и А Левенгук; в) М. Шлейден и Т. Шванн;

г) Р. Броун и М. Шлейден.

10. Прибор, дающий наименьшее увеличение, - это:

а) электронный микроскоп; б) световой микроскоп; в) штативная лупа; г) ручная лупа.

Мотивация учебной деятельности.

Обсуждение домашнего эксперимента.

Домашним заданием было задано выполнить биологическое исследование «Значение кипячения молока».

В разные стаканы налейте одинаковое количество сырого и кипяченого молока. Поставьте их рядом в теплое место и проследите, в каком стакане скисание молока произойдет быстрее (в стакане сырое молоко скиснет быстрее, так как там произойдет процесс брожения быстрее, чем в стакане где молоко подвергалось кипячению, так как при кипячении бактерии погибают).

Изучение нового материала.

Рассказ учителя

Бактерии – одноклеточные микроскопические организмы, разнообразны по форме: в виде прямых или извилистых палочек, шариков, спиралей (рисунок 2.8 стр. 44).

Показ слайда: «Строение бактериальной клетки».

Запись в рабочую тетрадь.

                        Строение бактериальной клетки

Клеточная оболочка;           Жгутики или тонкие ворсинки;

Слизистая капсула;               Ядерное вещество.

Основной признак бактериальной клетки – отсутствие ядра, отдаленного от цитоплазмы. Вместо ядра в центральной части клетки находится ядерное вещество, которое выполняет его функции.

Показ слайда: «Органоиды растительной клетки», «Органоиды животной клетки».

Эвристическая беседа:

  1. Найдите общие черты в строении клеток (снаружи клетка покрыта мембраной, в центре клетки находится ядро, между мембраной и ядром обязательным компонентом является цитоплазма).
  2. Определите признаки различия:

           а) установите наличие клеточной оболочки, состав клеточной оболочки, наличие пластид, вакуолей, запасными питательными веществами.

Запись в рабочую тетрадь.

Клетка

Клеточная оболочка

Пластиды

Вакуоли

Включения

Растительная

Клеточная оболочка построена из целюллозы.

Пластиды:

-хлоропласты (листья),

-лейкопласты (клубни),

-хромопласты (корнеплоды, плоды).

Вакуоли – прозрачные пузырьки, заполненные клеточным соком.

Запасается крахмал.

Животная

Имеет только клеточную мембрану

Отсутствуют

Отсутствуют

Запасается гликоген.

Грибная

Клеточная оболочка состоит из хитина.

Отсутствуют

Вакуоли – прозрачные пузырьки, заполненные клеточным соком.

Запасается гликоген.

Вывод: Общие черты в строении ядерных клеток говорят о родстве и единстве их происхождения. Различия в строении клеток – важный признак, по которому ядерные организмы делят на три царства: Растения, Животные и Грибы.

Закрепление и коррекция знаний.

Работа с таблицами: рассмотреть с помощью таблиц органоиды растительной и животной клетки, зарисовать строение растительной или животной клетки в творческую страницу.

Эвристическая беседа:

Что общего в строении клеток грибов и животных?

Чем растительные клетки отличаются от клеток других эукариот?

Почему хлоропластов нет в животных и грибных клетках?

Домашнее задание. Параграф 16-17, с. 44-47, выучить конспект в тетради.

Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Многообразие клеток живых организмов", биология 10 класс

Данный материал содержит технологическую карту урока по теме "Многообразие клеток", рекомендации и раздаточный материал для проведения урока....

План-конспект урока-экскурсии "Многообразие живых организмов", биология, 5 класс

Представленный материал содержит описание урока, технологическую карту, форму отчета по экскурсии...

Мастер – класс по биологии Обобщение знаний по теме «Строение клеток живого организма».

Цели:         Образовательная:·        Систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, про...

Конспект урока биологии 6 класс по теме "Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)"

Конспект урока биологии 6 класс ФГОС по учебнику Сонина, линейная программа...

6 класс Тема урока «Клетка – элементарная единица живого. Лр «Строение клеток живых организмов»

Тема: "Клетка-элементарная единица живого. Л/р "Строение клеток живых организмов"...