Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_8_klass.doc | 214.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой
(Биология в основной школе: Программы /сост. И.Н. Пономарева и др. – М.: Вентана - Граф, 2005.), рассчитанной на 66 часов (2 урока в неделю), в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации:Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М., Вентана - Граф, 2010.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи раздела «Человек» (8 класс)
- обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
1.обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования через систему из 66 уроков;
2.продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий;
3.продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий.
- развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков.
- воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать у них независимость и способность к эмпатии через учебный материал уроков и КСО.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
1. Понятия: биосоциальная природа человека, природная среда, социальная среда.
2. Основные науки, изучающие человека, их методы исследования и практические выходы.
3. Значение санитарно-гигиенических знаний для общества и каждого человека, роль медицинской и санитарной служб в охране экологии среды и здоровья населения.
4. Уровневую организацию человеческого организма, включая клеточный, тканевый, органный, системный, организменный и поведенческий уровни.
5. Состав и свойства внутренней среды, гомеостаз; основные свойства крови, лимфы и тканевой жидкости; природу иммунитета.
6. Строение и функции основных систем органов, включая систему органов иммунитета; причины тканевой совместимости.
7. Нервную и эндокринную регуляцию исполнительных систем, значение прямых и обратных связей; основные закономерности высшей нервной деятельности.
8. Индивидуальное развитие организма.
Учащиеся должны уметь:
1. Пользоваться научной номенклатурой и терминологией, отличать ее от бытовой лексики.
2. Пользоваться анатомическими таблицами и находить на себе проекции внутренних органов.
3. Раскрывать взаимосвязь строения и функций на разных уровнях организации организма.
4. Устанавливать связи микро- и макростроения органов.
5. Пользоваться лупой, световым микроскопом и другими оптическими приборами. Отличать истинные структуры от ложных (артефактов).
6. Оказывать первую помощь при травматических и некоторых органических заболеваниях. Выполнять правила профилактики и защиты от инфекционных, гельминтозных и других заразных заболеваний.
7. Использовать закономерности высшей нервной деятельности и психологии для организации рационального учебного, физического, бытового труда, грамотно чередовать труд с отдыхом, распределять физическую нагрузку.
8. Выполнять простейшие функциональные пробы, сравнивая свои показания со средними значениями, и при необходимости пользоваться соответствующими формулами.
9. Находить гомологичные органы животных и человека и грамотно вести сравнение.
10. Использовать знание систематики, индивидуального развития, сравнительной анатомии и физиологии для установления места человека в природе и его связей с животным миром
Программа курса рассчитана на 66 часов учебного времени, преподавание идет 2 часа в неделю.
Технологии, применяемые в образовательном процессе:
1.проблемное обучение;
2. компьютерные (новые информационные) технологии обучения;
3.технологии саморазвития;
4.технологии развивающего обучения;
5.групповые технологии;
6.технология уровневой дифференциации;
7. тестовые технологии;
8. проектные технологии;
9. технология предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе;
10.дистанционное обучение;
11. практико-ориентированные и исследовательские технологии;
12. технологии компенсирующего обучения;
13. технологии работы с отклоняющимися;
14. игровые технологии;
15. здоровьесберегающие и др.
Примерные темы творческих работ и проектов:
1.Если хочешь быть здоров.
2.Профессия – врач.
3.Выдающиеся учёные медики.
4.Современные методы исследования в медицине.
5. СПИД – чума ХХ века.
6.Жизнь до рождения.
7. Наследственные и врожденные болезни.
8. Движение – это жизнь.
9. Красота, которая убивает.
10. Музыка и медицина … и т.п.
Календарно-тематическое планирование раздела «ЧЕЛОВЕК» (8 класс)
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Форма урока | Форма организации познавательной деятельности | Методы урока | Контроль | ЦОРы | Творчество | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
1. | «Введение: биологическая и социальная природа человека». стр.3 - 5 | урок изучения нового материала | вводная лекция | фронтальная | репродуктивный | устный | Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс» | ||||
Организм человека: общий обзор – 4 часа | |||||||||||
2. | «Науки об организме человека. Структура тела. Место человека в живой природе». п.1 -2 | урок обобщения и систематизации знаний | тем. лекция, беседа | фронтальная | репродуктивный, метод проблемного обучения | устный: текущий | Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс» | сообщения об ученых-физиологах и анатомах | |||
3. | «Клетка» Л/р № 1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода» п.3 | урок обобщения и систематизации знаний | Беседа. Лабораторная работа. | парная | объяснительно- иллюстративный частично-поисковый | устный: текущий письменный | Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс» | ||||
4. | «Ткани». Л/р №2 «Клетки и ткани под микроскопом» п.4 | урок обобщения и систематизации знаний | беседа. Лабораторная работа. | парная | объяснительно-иллюстративный частично-поисковый | устный: текущий письменный | Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс» | ||||
5. | «Системы органов. Нервная и гуморальная регуляция». П/р№1 «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение» п.5 | урок изучения нового материала | Рассказ. Практическая работа. | индивидуальная | репродуктивный, метод проблемного обучения частично-поисковый | устный: текущий письменный | Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс» | кроссворд | |||
Опорно-двигательная система – 6 часов | |||||||||||
6. | «Скелет» Л/р № 3–4 «Строение костной ткани. Состав костей» п.6 | урок изучения нового материала | рассказ Лабораторная работа. | фронтальная | объяснительно- иллюстративный частично-поисковый | устный: текущий письменный | Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс» | ||||
7. | «Скелет головы и туловища» п.7 | урок изучения нового материала | рассказ | фронтальная | репродуктивный | устный: текущий | Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс» | тест | |||
8. | «Скелет конечностей» П/р №2 «Скелет конечностей» п.8 | урок изучения нового материала | Рассказ. Практическая работа. | фронтальная | объяснительно- иллюстративный частично-поисковый | устный: текущий письменный | Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс» | ||||
9. | «ПМП при повреждениях скелета». п.9 | комбинированный урок | беседа, самостоятельная работа с учебником | индивидуальная | репродуктивный, метод проблемного обучения | устный: текущий письменный: | Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс» | ||||
10. | «Мышцы. Работа мышц» п.10 -11 | урок изучения нового материала комбинированный урок | рассказ | фронтальная | объяснительно- иллюстративный репродуктивный, метод проблемного обучения | устный: текущий | Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс» | ||||
11. | «Нарушение осанки и плоскостопие» П/р №3 «Проверяем правильность осанки. Есть ли у вас плоскостопие?» п.12 - 13 | урок обобщения и систематизации знаний | беседа | фронтальная индивидуальная | объяснительно- иллюстративный, метод проблемного обучения | устный: текущий письменный: | Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс» | ||||
Кровь. Кровообращение – 7 часов | |||||||||||
12. | «Внутренняя среда. Значение крови и ее состав». Л/р№5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» п.14 | урок изучения нового материала | тематическая лекция Лабораторная работа. | фронтальная индивидуальная | репродуктивный | письменный: | Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс» | ||||
13. | «Иммунитет». п.15 | урок изучения нового материала | рассказ | фронтальная | репродуктивный, метод проблемного обучения | устный: текущий | Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс» | тест | |||
14. | «Тканевая совместимость и переливание крови». п.16 | урок изучения нового материала | рассказ | фронтальная | объяснительно- иллюстративный, метод проблемного обучения | устный: текущий письменный: | Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс» | ||||
15. | «Строение и работа сердца. Круги кровообращения». п.17 | комбинированный урок | рассказ с элементами беседы Практическая работа | индивидуальная | объяснительно- иллюстративный, метод проблемного обучения | устный: текущий письменный | Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс» | ||||
16. | «Движение лимфы и крови по сосудам». П/р № 4 «Кислородное голодание. Пульс и движение крови. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки.» п.18 - 19 | комбинированный урок | рассказ с элементами беседы Практическая работа | парная | метод проблемного обучения | устный: текущий письменный | Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс» | ||||
17. | «Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов» П/р №5 «Доказательства вреда курения» п.20 | комбинированный урок | беседы Практическая работа | фронтальная индивидуальная | объяснительно- иллюстративный, метод проблемного обучения | устный: текущий письменный | Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс» | ||||
18. | «Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. ПМП при кровотечениях». П/р № 6 «Функциональная сердечно – сосудистая проба» п.21 - 22 | урок обобщения и систематизации знаний | беседа, самостоятельная работа с учебником Практическая работа | индивидуальная | репродуктивный | устный: текущий письменный: | Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс» | сообщение о болезнях сердечно-сосудистой системы | |||
Дыхание – 5 часов | |||||||||||
19. | «Значение дыхания. Органы дыхания». п.23 | урок изучения нового материала | тематическая лекция | фронтальная | объяснительно- иллюстративный, метод проблемного обучения | устный: текущий письменный | Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс» | кроссворд | |||
20. | «Строение легких. Газообмен в легких и тканях». Л/р № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» п.24 | урок изучения нового материала | беседа, самостоятельная работа с учебником Лабораторная работа | фронтальная | объяснительно- иллюстративный | устный: текущий письменный | |||||
21. | «Дыхательные движения». Л/р № 7 «Дыхательные движения» п.25 | комбинированный урок | рассказ Лабораторная работа | индивидуальная | репродуктивный. метод проблемного обучения | письменный: | |||||
22. | «Регуляция дыхания» П/р № 7 «Измерение обхвата грудной клетки» п.26 | урок изучения нового материала | беседа, самостоятельная работа с учебником Практическая работа | фронтальная | репродуктивный. метод проблемного обучения | устный: текущий письменный | |||||
23. | «Болезни органов дыхания. ПМП при поражении органов дыхания». П/р №8 «Определение запыленности воздуха в зимнее время». п.27 - 28 | урок обобщения и систематизации знаний | беседа, самостоятельная работа с учебником Практическая работа | индивидуальная | репродуктивный | письменный: | сообщения о болезнях органов дыхания | ||||
Пищеварение – 5 часов | |||||||||||
24. | «Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения» П/р № 9 «Местоположение слюнных желёз» п.29 - 30 | урок изучения нового материала | Беседа, тематическая лекция самостоятельная работа с учебником Практическая работа | Фронтальная индивидуальная | объяснительно- иллюстративный, метод проблемного обучения | устный: текущий письменный: | Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс» | тест | |||
25. | «Зубы» п.31 | урок изучения нового материала | рассказ | фронтальная | объяснительно- иллюстративный, метод проблемного обучения | устный: текущий письменный | Сообщения и презентации «Берегите зубы!» | ||||
26. | «Пищеварение в ротовой полости и желудке». Л/р № 8 -9 «Действие ферментов слюны на крахмал; ферментов желудочного сока на белки» п.32 | урок изучения нового материала | Рассказ Лабораторная работа | индивидуальная | репродуктивный, метод проблемного обучения | письменный: | |||||
27. | «Пищеварение в кишечнике». п.33 | урок изучения нового материала | рассказ | фронтальная | метод проблемного обучения | устный: текущий письменный | |||||
28. | «Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения». п.34- 35 | урок изучения нового материала | рассказ с элементами беседы | фронтальная | метод проблемного обучения | устный: текущий письменный | сообщения о болезнях органов пищеварения | ||||
Обмен веществ и энергии – 3 часа | |||||||||||
29. | «Обменные процессы в организме». п.36 | урок изучения нового материала | тематическая лекция | фронтальная | репродуктивный | Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс» | |||||
30. | «Нормы питания». П/р № 10 «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» п.37 | урок комплексного применения знаний | беседа Практическая работа | фронтальная | метод проблемного обучения | устный: текущий письменный | |||||
31. | «Витамины» п.38 | урок изучения нового материала | рассказ | фронтальная | объяснительно- иллюстративный | устный: текущий | кроссворд | ||||
Мочевыделительная система человека – 1 час | |||||||||||
32. | «Строение и функции почек. Предупреждение заболеваний почек». п.39 - 40 | урок изучения нового материала | рассказ с элементами беседы | фронтальная | объяснительно- иллюстративный | устный: текущий письменный | Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс» | тест | |||
Кожа – 2 часа | |||||||||||
33. | «Значение кожи и её строение» п.41 | урок изучения нового материала | тематическая лекция | фронтальная | объяснительно- иллюстративный | устный: текущий письменный | Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс» | ||||
34. | «Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. ПМП при тепловом и солнечном ударах». п.42 - 43 | комбинированный урок | беседа, самостоятельная работа с учебником | индивидуальная | репродуктивный, метод проблемного обучения | устный: текущий письменный | сообщение о косметических средствах для волос, ногтей и кожи | ||||
Эндокринная система – 2 часа | |||||||||||
35. | «Железы внешней, внутренней и смешанной секреции». п.44 | урок изучения нового материала | тематическая лекция | фронтальная | репродуктивный | устный: текущий письменный | Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс» | ||||
36. | «Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма». п.45 | урок изучения нового материала | рассказ | фронтальная | репродуктивный, метод проблемного обучения | устный: текущий | |||||
Нервная система – 5 часов | |||||||||||
37. | «Значение и строение нервной системы». П/р № 11 «Действие прямых и обратных связей» п.46 | урок изучения нового материала | тематическая лекция практическая работа | Фронтальная индивидуальная | репродуктивный | устный: текущий письменный | Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс» | ||||
38. | «Автономный (вегетативный) отдел нервной системы» .П/р №12 «Штриховое раздражение кожи» п.47 | урок изучения нового материала | рассказ с элементами беседы практическая работа | Фронтальная индивидуальная | метод проблемного обучения | устный: текущий письменный | |||||
39. | «Нейрогуморальная регуляция». п.48 | урок изучения нового материала | рассказ | фронтальная | репродуктивный | устный: текущий | |||||
40. | «Спинной мозг». п.49 | комбинированный урок | рассказ с элементами беседы | фронтальная | репродуктивный, метод проблемного обучения | устный: текущий | |||||
41. | «Головной мозг» П/р №13 «Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка» п.50 | комбинированный урок | рассказ с элементами беседы практическая работа | индивидуальная | репродуктивный, метод проблемного обучения | устный: текущий письменный: | тест | ||||
Органы чувств. Анализаторы – 4 часа | |||||||||||
42. | «Как действуют органы чувств и анализаторы». п.51 | урок обобщения и систематизации знаний | беседа | индивидуальная | репродуктивный, метод проблемного обучения | письменный: | Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс» | ||||
43. | «Орган зрения. Заболевания и повреждения глаз». П/р № 14 «Сужение и расширение зрачка. Обнаружение слепого пятна». п.52 - 53 | урок изучения нового материала | рассказ с элементами беседы практическая работа | фронтальная индивидуальная | объяснительно- иллюстративный репродуктивный | устный: текущий письменный: | сообщение о заболеваниях глаз | ||||
44. | «Органы слуха и равновесия». П/р № 15 «Проверьте ваш вестибулярный аппарат» п.54 | урок изучения нового материала | рассказ практическая работа | фронтальная | объяснительно- иллюстративный | устный: текущий письменный: | |||||
45. | «Органы осязания, обоняния и вкуса». П/р № 16 «Раздражение тактильных рецепторов» п.55 | комбинированный урок | рассказ, самостоятельная работа с учебником практическая работа | индивидуальная | репродуктивный, метод проблемного обучения | устный: текущий письменный: | |||||
Поведение и психика – 6 часов | |||||||||||
46. | «Врожденные и приобретенные формы поведения». П/р № 17 «Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма». п.56 - 57 | урок изучения нового материала | рассказ самостоятельная работа с учебником практическая работа | фронтальная | репродуктивный | устный: текущий письменный: | Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс» | ||||
47. | «Закономерности работы головного мозга». п.58 | урок изучения нового материала | рассказ | фронтальная | репродуктивный, метод проблемного обучения | устный: текущий письменный: | |||||
48. | «Биологические ритмы. Сон и его значение». п.59 | урок изучения нового материала | рассказ | фронтальная | репродуктивный | устный: текущий письменный: | Сообщение о биологических ритмах. | ||||
49. | «Особенности ВНД человека. Познавательные процессы». п.60 | комбинированный урок | рассказ с элементами беседы, психологические тесты | фронтальная | репродуктивный | устный: текущий письменный: | |||||
50. | «Воля и эмоции. Внимание» П/р № 18 «Изучение внимания при разных условиях» п.61 | комбинированный урок | рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа с учебником практическая работа | фронтальная | репродуктивный | устный: текущий письменный: | Сообщение значение эмоций в жизни человека | ||||
51. | «РаботоспособностьРежим дня». п.62 | комбинированный урок | рассказ с элементами беседы | индивидуальная | репродуктивный | устный: письменный: | |||||
Индивидуальное развитие организма – 5 часов | |||||||||||
52. | «Половая система человека» п.63 | урок изучения нового материала | самостоятельная работа с учебником | индивидуальная | репродуктивный | письменный: | Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс» | тест | |||
53. | «Наследственные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем». п.64 | урок изучения нового материала | тематическая лекция | фронтальная | репродуктивный | устный: текущий | тест | ||||
54. | «Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения». п.65 | урок изучения нового материала | рассказ | фронтальная | репродуктивный | устный: текущий | |||||
55. | «О вреде наркогенных веществ». п.66 | комбинированный урок | мини-конференция | индивидуальная | метод проблемного обучения | устный: по результатам выступления на мини-конференции | сообщение о вреде никотина, алкоголя, наркотиков | ||||
56. | «Психологические особенности личности» п.67 | урок изучения нового материала | беседа | фронтальная | репродуктивный | устный: текущий письменный: | |||||
57. | «Анатомия, физиология и гигиена» в терминах. | контрольный урок | Проверочная работа | парная | репродуктивный | письменный: | |||||
58 | Контрольная работа №1 | ||||||||||
59. | Контрольная работа №2 | ||||||||||
60. | Контрольная работа №3 | ||||||||||
61. | Контрольная работа №4 | ||||||||||
62. | Итоговое повторение. | урок обобщения и систематизации знаний | беседа | фронтальная | метод проблемного обучения | устный: по итогам участия в беседе | |||||
63. | Резерв – 4 часа |
Образовательные диски по предмету:
1. Биология. Человек. 8 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана – Граф», 2007;
2.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Биология. Человек. 8 класс»
3. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;
4. Анатомия 8-9 классы. Электронный атлас для школьника. ЗАО «Новый Диск» «Интерактивная линия», 2004 г.;
5. Биология. Анатомия и физиология человека. Мультимедийное учебное пособие. ЗАО «Просвещение», 2003 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
а) литература для учащихся:
- Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М., Вентана-Граф, 2006.
- Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене. - М., Просвещение, 1989.
- Колесников Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии.- М., Просвещение, 1989.
б) литература для учителя:
- Бруновт Е.П. и др. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. - М., Просвещение, 1978.
- Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека: учебник для 9 класса школ с углубленным изучение биологии. - М., Просвещение, 1999.
- Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. - М., Просвещение, 1981.
- Чусов Ю.Н. Физиология человека. - М., Медицина, 1986.
- Георгиева С.А. и др. Физиология. - М., Просвещение, 1981.
- Воронин Л.Г. и др. Физиология ВНД и психология. - М., Просвещение, 1977.
- Бинас А.В., Маш Р.Д, и др. Биологический эксперимент в школе. - М., Просвещение, 1990.
- Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене. - М., Просвещение, 1983.
- Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. - М., Просвещение, 1996.
- Лернер Г.И. Человек: анатомия, физиология и гигиена: поурочные тесты и задания. - М., Аквариум, 1998.
Интернет – ресурсы:
http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru - научные новости биологии.
www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.
www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...