Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Кузнецова Татьяна Александровна
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой
(Биология в основной школе: Программы /сост. И.Н. Пономарева и др. – М.: Вентана - Граф, 2005.), рассчитанной на 66 часов (2 урока в неделю), в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации:Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М., Вентана - Граф, 2010.
 Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
·  освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
·  овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими                       объектами
·  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
·  воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
· использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_8_klass.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой 

(Биология в основной школе: Программы /сост. И.Н. Пономарева и др. – М.: Вентана - Граф, 2005.), рассчитанной на 66 часов (2 урока в неделю), в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации:Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М., Вентана - Граф, 2010.

 Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

 Задачи раздела  «Человек» (8 класс)

  • обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской  компетентностей:

1.обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и   гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования через систему из 66 уроков;

2.продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности   через лабораторные работы и  систему особых домашних заданий;

3.продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий.

  • развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков.
  • воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной  «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать у них независимость и способность к эмпатии                                                                         через учебный материал уроков  и КСО.      

              Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

1. Понятия: биосоциальная природа человека, природная среда, социальная среда.

2. Основные науки, изучающие человека, их методы исследования и практические выходы.

3. Значение санитарно-гигиенических знаний для общества и каждого человека, роль медицинской и санитарной служб в охране экологии среды и здоровья населения.

4. Уровневую организацию человеческого организма, включая клеточный, тканевый, органный, системный, организменный и поведенческий уровни.

5. Состав и свойства внутренней среды, гомеостаз; основные свойства крови, лимфы и тканевой жидкости; природу иммунитета.

6. Строение и функции основных систем органов, включая систему органов иммунитета; причины тканевой совместимости.

7. Нервную и эндокринную регуляцию исполнительных систем, значение прямых и обратных связей; основные закономерности высшей нервной деятельности.

8. Индивидуальное развитие организма.

Учащиеся должны уметь:

1. Пользоваться научной номенклатурой и терминологией, отличать ее от бытовой лексики.

2. Пользоваться анатомическими таблицами и находить на себе проекции внутренних органов.

3. Раскрывать взаимосвязь строения и функций на разных уровнях организации организма.

4. Устанавливать связи микро- и макростроения органов.

5. Пользоваться лупой, световым микроскопом и другими оптическими приборами. Отличать истинные структуры от ложных (артефактов).

6. Оказывать первую помощь при травматических и некоторых органических заболеваниях. Выполнять правила профилактики и защиты от инфекционных, гельминтозных и других заразных заболеваний.

7. Использовать закономерности высшей нервной деятельности и психологии для организации рационального учебного, физического, бытового труда, грамотно чередовать труд с отдыхом, распределять физическую нагрузку.

8. Выполнять простейшие функциональные пробы, сравнивая свои показания со средними значениями, и при необходимости пользоваться соответствующими формулами.

9. Находить гомологичные органы животных и человека и грамотно вести сравнение.

           10. Использовать знание систематики, индивидуального развития, сравнительной анатомии и физиологии для установления места          человека в природе и его связей с животным миром      

                   

Программа курса рассчитана на 66 часов учебного времени, преподавание идет 2 часа в неделю.

                     

Технологии, применяемые в образовательном процессе:

1.проблемное обучение;

2. компьютерные (новые информационные) технологии обучения;

3.технологии саморазвития;

4.технологии развивающего обучения;

5.групповые технологии;

6.технология уровневой дифференциации;

7. тестовые технологии;

8. проектные технологии;

9. технология предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе;

10.дистанционное обучение;

11. практико-ориентированные  и исследовательские технологии;

12. технологии компенсирующего обучения;

13. технологии работы с отклоняющимися;

14. игровые технологии;

15. здоровьесберегающие и др.

Примерные темы творческих работ и проектов:

1.Если хочешь быть здоров.

2.Профессия – врач.

3.Выдающиеся учёные медики.

4.Современные методы исследования в медицине.

5. СПИД – чума ХХ века.

6.Жизнь до рождения.

7. Наследственные и врожденные болезни.

8. Движение – это жизнь.

9. Красота, которая убивает.

10. Музыка и медицина … и т.п.

Календарно-тематическое планирование раздела «ЧЕЛОВЕК» (8 класс)

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Форма урока

Форма организации познавательной деятельности

Методы урока

Контроль

ЦОРы

Творчество

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

«Введение: биологическая  и социальная природа человека».

стр.3 - 5

урок изучения нового материала

вводная лекция

фронтальная

репродуктивный

устный

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

Организм человека: общий обзор – 4 часа

2.

«Науки об организме человека. Структура тела. Место человека в живой природе».

п.1 -2

урок обобщения и систематизации знаний

тем. лекция,

беседа

фронтальная

репродуктивный,  

метод проблемного обучения

устный: текущий

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

сообщения об ученых-физиологах и анатомах

3.

«Клетка»

Л/р № 1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода» п.3

урок обобщения и систематизации знаний

Беседа. Лабораторная работа.

парная

объяснительно-

иллюстративный частично-поисковый

устный: текущий письменный

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

4.

«Ткани». Л/р №2 «Клетки и ткани под микроскопом» п.4

урок обобщения и систематизации знаний

беседа. Лабораторная работа.

парная

объяснительно-иллюстративный частично-поисковый

устный: текущий письменный

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

5.

«Системы органов. Нервная и гуморальная регуляция». П/р№1 «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение» п.5

урок изучения нового материала

Рассказ. Практическая работа.

индивидуальная

репродуктивный, метод   проблемного обучения частично-поисковый

устный: текущий письменный

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

кроссворд

Опорно-двигательная система – 6 часов

6.

«Скелет» Л/р № 3–4 «Строение костной ткани. Состав костей»  п.6

урок изучения нового материала

рассказ Лабораторная работа.

фронтальная

объяснительно-

иллюстративный частично-поисковый

устный: текущий письменный

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

7.

«Скелет головы и туловища»  п.7

урок изучения нового материала

рассказ

фронтальная

репродуктивный

устный: текущий

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

тест

8.

«Скелет конечностей»

П/р №2 «Скелет конечностей» п.8

урок изучения нового материала

Рассказ. Практическая работа.

фронтальная

объяснительно-

иллюстративный частично-поисковый

устный: текущий письменный

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

9.

«ПМП при повреждениях скелета». п.9

комбинированный урок

беседа, самостоятельная работа с учебником

индивидуальная

репродуктивный, метод  проблемного обучения

устный: текущий письменный:

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

10.

«Мышцы.

Работа мышц»

п.10 -11

урок изучения нового материала

комбинированный урок

рассказ

фронтальная

объяснительно-

иллюстративный

репродуктивный, метод проблемного обучения

устный: текущий

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

11.

«Нарушение осанки и плоскостопие» П/р №3 «Проверяем правильность осанки. Есть ли у вас плоскостопие?» п.12 - 13

урок обобщения и систематизации знаний

беседа

фронтальная индивидуальная

объяснительно-

иллюстративный,

метод   проблемного обучения

устный: текущий письменный:

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

Кровь. Кровообращение – 7 часов

12.

«Внутренняя среда. Значение крови и ее состав». Л/р№5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» п.14

урок изучения нового материала

тематическая лекция Лабораторная работа.

фронтальная индивидуальная

репродуктивный

письменный:

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

13.

«Иммунитет». п.15

урок изучения нового материала

рассказ

фронтальная

репродуктивный,

метод    проблемного обучения

устный: текущий

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

тест

14.

«Тканевая совместимость и переливание крови». п.16

урок изучения нового материала

рассказ

фронтальная

объяснительно-

иллюстративный,

метод   проблемного обучения

устный: текущий письменный:

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

15.

«Строение и работа сердца. Круги кровообращения».  п.17

комбинированный урок

рассказ с элементами беседы

Практическая работа

индивидуальная

объяснительно-  

иллюстративный,

метод    проблемного обучения

устный: текущий письменный

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

16.

«Движение лимфы и крови по сосудам». П/р № 4 «Кислородное голодание. Пульс и движение крови. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки.»

п.18 - 19

комбинированный урок

рассказ с элементами беседы Практическая работа

парная

метод проблемного обучения

устный: текущий письменный

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

17.

«Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов» П/р №5 «Доказательства вреда курения» п.20

комбинированный урок

беседы Практическая работа

фронтальная индивидуальная

объяснительно-  

иллюстративный,

метод    проблемного обучения

устный: текущий письменный

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

18.

«Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. ПМП при кровотечениях».

П/р № 6 «Функциональная сердечно – сосудистая проба» п.21 - 22

урок обобщения и систематизации знаний

беседа, самостоятельная работа с учебником Практическая работа

индивидуальная

репродуктивный

устный: текущий письменный:

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

сообщение о болезнях сердечно-сосудистой системы

Дыхание – 5 часов

19.

«Значение дыхания. Органы дыхания».

 п.23

урок изучения нового материала

тематическая лекция

фронтальная

объяснительно-

иллюстративный,

метод   проблемного обучения

устный: текущий письменный

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

кроссворд

20.

«Строение легких. Газообмен в легких и тканях». Л/р № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» п.24

урок изучения нового материала

беседа, самостоятельная работа с учебником

Лабораторная работа

фронтальная

объяснительно-

иллюстративный

устный: текущий письменный

21.

«Дыхательные движения». Л/р № 7 «Дыхательные движения»

п.25

комбинированный урок

рассказ Лабораторная работа

индивидуальная

репродуктивный.

метод    проблемного обучения

письменный:

22.

«Регуляция дыхания»

П/р № 7 «Измерение обхвата грудной клетки» п.26

урок изучения нового материала

беседа, самостоятельная работа с учебником

Практическая работа

фронтальная

репродуктивный.

метод    проблемного обучения

устный: текущий письменный

23.

«Болезни органов дыхания. ПМП  при поражении органов дыхания». П/р №8 «Определение запыленности воздуха в зимнее время». п.27 - 28

урок обобщения и систематизации знаний

беседа, самостоятельная работа с учебником Практическая работа

индивидуальная

репродуктивный

письменный:

сообщения о болезнях органов дыхания

Пищеварение – 5 часов

24.

«Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения»

П/р № 9 «Местоположение слюнных желёз» п.29 - 30

урок изучения нового материала

Беседа,

тематическая лекция самостоятельная работа с учебником Практическая работа

Фронтальная

индивидуальная

объяснительно-

иллюстративный,

метод   проблемного обучения

устный: текущий письменный:

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

тест

25.

«Зубы» п.31

урок изучения нового материала

рассказ

фронтальная

объяснительно-

иллюстративный,

метод   проблемного обучения

устный: текущий письменный

Сообщения и презентации «Берегите зубы!»

26.

«Пищеварение в ротовой полости и желудке».

Л/р № 8 -9 «Действие ферментов слюны на крахмал; ферментов желудочного сока на белки» п.32

урок изучения нового материала

Рассказ Лабораторная работа

индивидуальная

репродуктивный,

метод    проблемного обучения

письменный:

27.

«Пищеварение в кишечнике». п.33

урок изучения нового материала

рассказ

фронтальная

метод проблемного обучения

устный: текущий письменный

28.

«Регуляция пищеварения.

Заболевания органов пищеварения».

 п.34- 35

урок изучения нового материала

рассказ с элементами беседы

фронтальная

метод проблемного обучения

устный: текущий письменный

сообщения

о болезнях органов пищеварения

Обмен веществ и энергии – 3 часа

29.

«Обменные процессы в организме». п.36

урок изучения нового материала

тематическая лекция

фронтальная

репродуктивный

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

30.

«Нормы питания».

П/р № 10 «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» п.37

урок комплексного применения знаний

беседа Практическая работа

фронтальная

метод проблемного обучения

устный: текущий письменный

31.

«Витамины» п.38

урок изучения нового материала

рассказ

фронтальная

объяснительно- иллюстративный

устный: текущий

кроссворд

Мочевыделительная система человека – 1 час

32.

«Строение и функции почек.

Предупреждение заболеваний почек». п.39 - 40

урок изучения нового материала

рассказ с элементами беседы

фронтальная

объяснительно-

иллюстративный

устный: текущий письменный

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

тест

Кожа – 2 часа

33.

«Значение кожи и её строение» п.41

урок изучения нового материала

тематическая лекция

фронтальная

объяснительно-

иллюстративный

устный: текущий письменный

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

34.

«Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. ПМП при тепловом и солнечном ударах». п.42 - 43

комбинированный урок

беседа, самостоятельная работа с учебником

индивидуальная

репродуктивный,

метод   проблемного обучения

устный: текущий письменный

сообщение о косметических средствах для волос, ногтей и кожи

Эндокринная система – 2 часа

35.

«Железы внешней, внутренней и смешанной секреции». п.44

урок изучения нового материала

тематическая лекция

фронтальная

репродуктивный

устный: текущий письменный

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

36.

«Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма». п.45

урок изучения нового материала

рассказ

фронтальная

репродуктивный,

метод проблемного обучения

устный: текущий

Нервная система – 5 часов

37.

«Значение и строение нервной системы». П/р № 11 «Действие прямых и обратных связей» п.46

урок изучения нового материала

тематическая лекция

практическая работа

Фронтальная

индивидуальная

репродуктивный

устный: текущий письменный

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

38.

«Автономный (вегетативный) отдел нервной системы»

.П/р №12 «Штриховое раздражение кожи» п.47

урок изучения нового материала

рассказ с элементами беседы практическая работа

Фронтальная

индивидуальная

метод проблемного обучения

устный: текущий письменный

39.

«Нейрогуморальная регуляция». п.48

урок изучения нового материала

рассказ

фронтальная

репродуктивный

устный: текущий

40.

«Спинной мозг». п.49

комбинированный урок

рассказ с элементами беседы

фронтальная

репродуктивный,

метод    проблемного обучения

устный: текущий

41.

«Головной мозг» П/р №13 «Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка» п.50

комбинированный урок

рассказ с элементами беседы практическая работа

индивидуальная

репродуктивный,

метод    проблемного обучения

устный: текущий письменный:

тест

Органы чувств. Анализаторы – 4 часа

42.

«Как действуют органы чувств и анализаторы». п.51

урок обобщения и систематизации знаний

беседа

индивидуальная

репродуктивный,

метод    проблемного обучения

письменный:

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

43.

«Орган зрения. Заболевания и повреждения глаз». П/р № 14 «Сужение и расширение зрачка. Обнаружение слепого пятна». п.52 - 53

урок изучения нового материала

рассказ с элементами беседы практическая работа

фронтальная индивидуальная

объяснительно-

иллюстративный

репродуктивный

устный: текущий письменный:

сообщение о заболеваниях глаз

44.

«Органы слуха и равновесия».

П/р № 15 «Проверьте ваш вестибулярный аппарат» п.54

урок изучения нового материала

рассказ практическая работа

фронтальная

объяснительно-

иллюстративный

устный: текущий письменный:

45.

«Органы осязания, обоняния и вкуса».

П/р № 16 «Раздражение тактильных рецепторов» п.55

комбинированный урок

рассказ, самостоятельная работа с учебником практическая работа

индивидуальная

репродуктивный,

метод     проблемного обучения

устный: текущий письменный:

Поведение и психика – 6 часов

46.

«Врожденные и приобретенные формы поведения».

П/р № 17 «Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма».

п.56 - 57

урок изучения нового материала

рассказ самостоятельная работа с учебником практическая работа

фронтальная

репродуктивный

устный: текущий письменный:

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

47.

«Закономерности работы головного мозга». п.58

урок изучения нового материала

рассказ

фронтальная

репродуктивный,

метод   проблемного обучения

устный: текущий письменный:

48.

«Биологические ритмы. Сон и его значение». п.59

урок изучения нового материала

рассказ

фронтальная

репродуктивный

устный: текущий письменный:

Сообщение о биологических ритмах.

49.

«Особенности ВНД человека. Познавательные процессы». п.60

комбинированный урок

рассказ с элементами беседы, психологические тесты

фронтальная

репродуктивный

устный: текущий письменный:

50.

«Воля и эмоции. Внимание»

П/р № 18 «Изучение внимания при разных условиях» п.61

комбинированный урок

рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа с учебником практическая работа

фронтальная

репродуктивный

устный: текущий письменный:

Сообщение значение эмоций в жизни человека

51.

«РаботоспособностьРежим дня». п.62

комбинированный урок

рассказ с элементами беседы

индивидуальная

репродуктивный

устный: письменный:

Индивидуальное развитие организма – 5 часов

52.

«Половая система человека» п.63

урок изучения нового материала

самостоятельная работа с учебником

индивидуальная

репродуктивный

письменный:

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

тест

53.

«Наследственные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем». п.64

урок изучения нового материала

тематическая лекция

фронтальная

репродуктивный

устный: текущий

тест

54.

«Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения». п.65

урок изучения нового материала

рассказ

фронтальная

репродуктивный

устный: текущий

55.

«О вреде наркогенных веществ». п.66

комбинированный урок

мини-конференция

индивидуальная

метод проблемного обучения

устный: по результатам выступления на мини-конференции

сообщение о вреде никотина, алкоголя, наркотиков

56.

«Психологические особенности личности» п.67

урок изучения нового материала

беседа

фронтальная

репродуктивный

устный: текущий письменный:

57.

«Анатомия, физиология и гигиена» в терминах.

контрольный урок

Проверочная работа

парная

репродуктивный

письменный:

58

Контрольная работа №1

59.

Контрольная работа №2

60.

Контрольная работа №3

61.

Контрольная работа №4

62.

Итоговое повторение.

урок обобщения и систематизации знаний

беседа

фронтальная

метод проблемного обучения

устный: по итогам участия в беседе

63.

Резерв – 4 часа


Образовательные диски по предмету:

1. Биология. Человек.  8 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана – Граф», 2007;

2.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Биология. Человек. 8 класс»

3. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;

4. Анатомия 8-9 классы. Электронный атлас для школьника. ЗАО «Новый Диск» «Интерактивная линия», 2004 г.;

5. Биология. Анатомия и физиология человека. Мультимедийное учебное пособие. ЗАО «Просвещение», 2003 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

а) литература для учащихся:

  1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М., Вентана-Граф, 2006.
  2. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене. - М., Просвещение, 1989.
  3. Колесников Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии.- М., Просвещение, 1989.

б) литература для учителя:

  1. Бруновт Е.П. и др. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. - М., Просвещение, 1978.
  2. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека: учебник для 9 класса школ с углубленным изучение биологии. - М., Просвещение, 1999.
  3. Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. - М., Просвещение, 1981.
  4. Чусов Ю.Н. Физиология человека. - М., Медицина, 1986.
  5. Георгиева С.А. и др. Физиология. -  М., Просвещение, 1981.
  6. Воронин Л.Г. и др. Физиология ВНД и психология. - М., Просвещение, 1977.
  7. Бинас А.В., Маш Р.Д, и др. Биологический эксперимент в школе. - М., Просвещение, 1990.
  8. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене. - М., Просвещение, 1983.
  9. Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. - М., Просвещение, 1996.
  10. Лернер Г.И. Человек: анатомия, физиология и гигиена: поурочные тесты и задания. - М., Аквариум, 1998.

Интернет – ресурсы:

http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru - научные новости биологии.

 www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.

 www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...