Рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 10 класса. Учебник: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 классы, учебник для общеобразовательных учреждений. Количество учебных часов – 68, Лабораторных, практических работ – 6.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10kl_biologiya.doc | 235 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2
г. Суража Брянской области
РЕКОМЕНДОВАНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
Педагогический совет школы | С заместителем директора | Директор школы |
Протокол №________________ | Кравченко А.Е. | |
« 28» августа 2014г | «____» ___________ 2014г. | Приказ № |
| ___________ Бусарова Е.В. | «___»_______2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету: Биология .
Класс: 10 ,
Количество часов: 68 ,
Учитель: Егельская Лидия Григорьевна ,
Программа разработана на основе программы: Общая биология. 10-11 класс. Автор: В.В. Пасечник, М.: Дрофа, 2006 г.
Учебник: «Биология. Общая биология 10-11 класс.» // А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. М. – Дрофа, 2007г.
2014-2015 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………………3
2. Содержание учебного предмета………………………………………..…4
3. Требования к уровню подготовки………………………………………...5
4. Контроль уровня обученности………………………………………….…6
5. Календарно-тематическое планирование………………………………...7
6. Литература…………………………………………………………………17
7. Средства обучения………………………………………………………...18
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне
Цель: |
|
Задачи: |
|
Межпредметные связи: |
|
Формы промежуточной и итоговой аттестации: |
|
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Введение (3 часа)
- Тема 1. «Основы цитологии» (32 часа)
- Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (11 часов)
- Тема 3. Основы генетики. (17 часов)
- Тема 4. Генетика человека (5 часов)
- Лабораторных, практических работ – 6
- Количество учебных часов – 68
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения предмета учащиеся должны:
Знать/понимать:
- основные положения биологических теории (клеточная);
- строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом;
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику.
Уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения, вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира, единство живой и неживой природы, родство живых организмов, отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
- сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, процесс естественного и искусственного отбора, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически её оценивать.
Использовать приобретенные ЗУН для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), правил поведения в природной среде;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
4. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Для контроля уровня обученности используются две основные системы:
- Традиционная система. В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки:
- за устный ответ или другую форму контроля тематического материала;
- за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).
Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок
- Зачетная система (10-11 классы). В этом случае контроль знаний по теме осуществляется при помощи зачета. Причем сдача всех зачетов в течение года является обязательной для каждого учащегося, и по каждой теме может быть выставлена только одна оценка за зачёт.
Однако зачетная система не отменяет использования и текущих оценок за различные виды контроля знаний. В зачетный материал должны быть включены все три элемента контроля: вопросы для проверки теоретических знаний, типовые задачи и экспериментальные задания.
Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая оценок за все зачеты. Текущие оценки могут использоваться только для повышения итоговой оценки.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.
Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.
Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п | № урока | Дата | Тема | Новые понятия, термины | Демонстацион.опыт, лабор. и практич.работы | Домашнее задание | Примечание |
Введение (3 часа) | |||||||
1 | 1 | Биология как наука. Значение биологи для понимания научной картины мира. | Жизнь, эволюционная биология, научный факт, научный метод | Демонстрация портретов ученых | §1,§2 | ||
2 | 2 | Сущность жизни и свойства живого | Жизнь, открытая система | §3 | |||
3 | 3 | Уровни организации живой материи | Уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный | Демонстрация схемы «Уровни организации живой природы» | §4 | ||
Тема 1. «Основы цитологии» (32 часа) | |||||||
4 | 1 | Предмет, задачи, методы исследования современной цитологии | Клетка, цитология | Таблицы | §5 (1) | ||
5 | 2 | Основные положения клеточной теории. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого. | Клеточная теория | §5 (2) | |||
6 | 3 | Химический состав клетки | Макроэлементы. Микроэлементы. Ультрамикроэлементы | Таблицы | §6 | ||
7 | 4 | Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. | Гидрофильные и гидрофобные вещества | §7 | |||
8 | 5 | Неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки | Буферная система | §8 | |||
9 | 6 | Углеводы, их строение и роль в жизнедеятельности клетки | Углеводы. Моносахариды. Олигосахариды. Полисахариды. | Таблицы | §9 | ||
10 | 7 | Липиды, их строение и роль в жизнедеятельности клетки. | Липиды. Воска. Фосфолипиды. Стероиды. | Таблицы | §10 | ||
11 | 8 | Строение белков. | Белки. Протеины. Протеиды. Пептид. Пептидная связь. Простые и сложные белки. | Таблицы | §11 (1), сообщения уч-ся. | ||
12 | 9 | Функции белков | Кофермент. Субстракт. Активный центр. Денатурация. Фермент. | Лабор.работа №1 «Опыты по определению каталитической активности ферментов» | §11(2) | ||
13 | 10 | Нуклеиновые кислоты, их роль в жизнедеятельности клетки. | Нуклеиновая кислота. Нуклеотид. ДНК. РНК. Азотистые основания. Комплементарность. | Таблицы, модель ДНК | §12 | ||
14 | 11 | АТФ, их строение и роль в клетке. | АТФ. АДФ. АМФ. Макроэргическая связь. | Таблицы | §13 | ||
15 | 12 | Зачетно-обобщающий урок на тему «Химическая организация клетки» | Таблицы, тестирование | §12-13 | |||
16 | 13 | Строение эукариотической клетки. Клеточная мембрана. | Цитоплазматическая мембрана. Эндоцитоз. Экзоцитоз. | Таблицы | §14 (1) | ||
17 | 14 | Строение и функции ядра клетки. | Ядро. Хроматин. Ядрышки. Кариоплазма. Кариотип. Хромосомы. Гомологичные хромосомы. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. | Таблицы | §14 (2) | ||
18 | 15 | Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. | Цитоплазма. Гиалоплазма. Цитоскелет. Клеточный центр. Центриоли. Рибосомы. | Лабор.работа №2 «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках». Микроскопы. Микропрепараты. Элодея. Предметные стекла. | §15 | ||
19 | 16 | Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. | Эндоплазматическая сеть: гладкая, шероховатая. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. | Таблицы | §16 | ||
20 | 17 | Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. | Митохондрии. Пластиды. Тилакоиды. Граны. Строма.Органоиды движения. | Таблицы | §17 | ||
21 | 18 | Строение прокариотической клетки. Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. | Мезосома. Аэробы. Анаэробы. Споры. Плазмиды. | Таблицы | §18 | ||
22 | 19 | Особенности строения клеток грибов, растений и животных | Сапрофиты. Паразиты. Симбионты. Гифы. | Лабор.работа №2 «Сравнение строения клеток растений и животных». Таблицы | §19 | ||
23 | 20 | Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа. | Капсид. Бактериофаг. | Таблицы | §20 | ||
24 | 21 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | Гомеостаз. Пластический обмен. Энергетический обмен. Метаболизм. Фермент. | Таблицы | §21 | ||
25 | 22 | Основные этапы энергетического обмена. | Фосфорилирование. Подготовительный этап. Бескислородный этап (гликолиз, спиртовое брожение). Клеточное дыхание. | Таблицы | §22 | ||
26 | 23 | Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротроыфы. | Питание. Автотрофы. Гетеротрофы. | Таблицы | §23 | ||
27 | 24 | Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. | Световая и темновая фаза фотосинтеза. Фотосистема I. Фотосистема II. | Таблицы | §24 | ||
28 | 25 | Хемосинтез и его значение в биосфере. | Хемосинтез. Железобактерии. Серобактерии. Нитрифицирующие бактерии. | Таблицы | §25 | ||
29 | 26 | Зачетно-обобщающий урок «Клетка – структурная единица живого». | Лабор.работа №3 «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза». | ||||
30 | 27 | Биосинтез белков. ДНК – источник генетической информации. | Генетический код. Кодон. Антикодон. Транскрипция. Промотор. Терминатор. | Таблицы | §26 (1) | ||
31 | 28 | Трансляция. Решение генетических задач. | Трансляция. Стоп-кодон. Полисома. | Таблицы | §26 (2) | ||
32 | 29 | Регуляция биосинтеза белка в клетке и организме. | Оперон. Структурные гены. Оператор. Репрессор. | Таблицы | §27 | ||
33 | 30 | Решение генетических задач на биосинтез белка. | Таблицы | §26-27 | |||
34 | 31 | Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке. | Таблицы | §6,7,21 | |||
35 | 32 | Зачетно-обобщающий урок по теме: «Основы цитологии» | Таблицы | Повт. §27-33 | |||
Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (11 часов) | |||||||
36 | 1 | Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. | Жизненный цикл. Митотический цикл. Апоптоз. Интерфаза. Пресинтетический период. Синтетический период. Постсинтетический период. Репликация. | Таблицы | §28 | ||
37 | 2 | Митоз как основа бесполого размножения, его фазы и биологическое значение. Амитоз. | Кариокинез. Цитокинез. Веретено деления. Амитоз. | Демонстрация таблицы процесса митоза Лабор.работа №4 «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука» | §29 | ||
38 | 3 | Мейоз, его биологическое значение. | Мейоз. Конъюгация. Кроссинговер. | Таблицы | §30 | ||
39 | 4 | Формы размножения организмов. Бесполое размножение. | Вегетативное размножение, гаметы | Таблицы | §31 | ||
40 | 5 | Формы размножения организмов. Половое размножение. | Гаметы. Гермафродиты. Конъюгация. Копуляция. Яичники. Семенники. | Таблицы | §32 | ||
41 | 6 | Развитие половых клеток. Сперматогенез. Овогенез. | Оогенез. Сперматогенез. Гаметогенез. Зигота. Направительные тельца. | Таблицы | §33 | ||
42 | 7 | Оплодотворение. Двойное оплодотворение. | Оплодотворение. Зигота. Двойное оплодотворение. Микроспоры. Пыльцевое зерно. Мегаспоры. Зародышевый мешок. | Таблицы | §34 | ||
43 | 8 | Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. | Онтогенез. Типы онтогенеза. Метаморфоз. Плацента. | Таблицы | §35 | ||
44 | 9 | Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. | Бластула. Гаструла. Нейрула. Морула. Бластоцель. Эктодерма. Энтодерма. Мезодерма. Эмбриональная индукция. | Демонстрация таблицы эмбрионального развития зародыша | §36 | ||
45 | 10 | Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период. | Периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение. Прямое и непрямое развитие. | Таблицы | §37, повт. §33-37 | ||
46 | 11 | Обобщающее повторение по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» | Таблицы Тестирование. | ||||
Тема 3. Основы генетики. ( 17 часов) | |||||||
47 | 1 | История развития генетики. Гибридологический метод изучения наследственности. | Гибридологический метод. Чистые линии. | Таблицы | §38 | ||
48 | 2 | Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание. | Аллельные гены. Гомозиготы. Гетерозиготы. Доминантные и рецессивные гены. Правило единообразия. Закон чистоты гамет. | Таблицы | §39 | ||
49 | 3 | Практическая работа. Решение генетических задач на моногибридное скрещивание. | Таблицы | §39, задачи. | |||
50 | 4 | Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. | Множественный аллелизм. Кодоминирование. Неполное доминирование. Сверхдоминирование. Анализирующее скрещивание. Генофонд вида. | Таблицы | §40 | ||
51 | 5 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | Решетка Пеннета. Закон независимого наследования признаков. | Таблицы | §41 | ||
52 | 6 | Практическая работа. Решение генетических задач. | Таблицы | §41, задачи | |||
53 | 7 | Хромосомная теория наследственности. | Закон Моргана. Кроссинговер. Генетические карты. | Таблицы | §42 | ||
54 | 8 | Взаимодействие неаллельных генов. | Дополнительное взаимодействие. Эпистаз. Полимерное действие генов. Плейотропность. | Таблицы | §43 | ||
55 | 9 | Цитоплазматическая наследственность. | Цитоплазматическая наследственность. | Таблицы | §44 | ||
56 | 10 | Практическая работа. Решение генетических задач. | Таблицы | §42-44, задачи | |||
57 | 11 | Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | Аутосомы. Половые хромосомы. Гомогаметный пол. Гетерогаметный пол. | Таблицы | §45 | ||
58 | 12 | Практическая работа. Решение задач на наследование, сцепленное с полом. | Таблицы | Задачи. | |||
59 | 13 | Основные формы изменчивости. | Норма реакции. Модификационная изменчивость. Наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. | Лабораторная работа №5 «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда». Таблицы | §46 | ||
60 | 14 | Мутации. Генные, хромосомные и геномные. | Генные, хромосомные и геномные мутации. Виды хромосомных мутаций: утрата, делеция, дупликация, инверсия, транслокация. Полиплоидия. | Таблицы | §47 | ||
61 | 15 | Причины и частота мутаций. Мутагенные факторы | Мутагенные факторы. | Таблицы | §48 | ||
62 | 16 | Соматические и генеративные мутации. | Соматические и генеративные мутации. Летальные, полулетальные, нейтральные и полезные мутации. | Таблицы | §48, повт. §39-41,45-47 | ||
63 | 17 | Обобщающее повторение по теме: «Основы генетики». | Таблицы Тестирование | ||||
Тема 4. Генетика человека. ( 5 часов) | |||||||
64 | 1 | Методы изучения наследственности человека. | Методы исследования генетики человека: генеалогический, популяционный, близнецовый, цитогенетический, биохимический. | Сообщения уч-ся, презентация | §49 | ||
65 | 2 | Генетические болезни человека. | Генные заболевания. Аутосомно-доминантное наследование. Аутосомно-рецессивное наследование. Хромосомные болезни. | Презентация | §50 | ||
66 | 3 | Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование. Их практическое значение. | Медико-генетическое консультирование. | Презентация | §51 | ||
67 | 4 | Социальные проблемы генетики. | Лабораторная работа №6 «Составление родословной своей семьи» | Презентация | |||
68 | 5 | Обобщающее повторение по теме: «Генетика человека». | |||||
И Т О Г О: 68 часов |
6. ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.
Дополнительная и научно-популярная литература
- Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. Т. 1-3. М.: Мир, 1987.
- Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
- Воробьев Ф.И. Эволюционное учение: вчера, сегодня… М.: Просвещение, 1995.
- Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. М.: Дрофа, 2008.
- Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.
- Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1995.
- Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение (дарвинизм). 4-е изд. М.: Высшая школа, 1998.
7. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Объекты натуральные
- набор микропрепаратов по общей биологии,
- видеофильм «Размножение и развитие организмов».
Оборудование лабораторное
Приборы
- Лупа (7-10*)
- Лупа препаровальная
Приборы (демонстрационные)
- Прибор для демонстрации дыхательных процессов (модель Дондерса)
- Микропроектор (р) или насадка для микропроекции
- Микроскоп учебный УМ-301
Оборудование для опытов
- Воронка лабораторная В-75-80 или В-36-80
- Зажим пробирочный ЗП
- Колба коническая Кн-1-500-34
- Колпак стеклянный с кнопкой и рантом
- Ложка для сжигания веществ ЛСЖ
- Мензурка 500 мл
- Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП
- Спиртовка лабораторная СЛ-1 или СЛ-2
- Цилиндр измерительный 250 мл
- Чаша выпарительная
- Чаша коническая с обручем 190 мм
- Шпатель фарфоровый
- Штатив лабораторный Шлб
- Лоток для раздаточного материала
- Препаровальные инструменты
- Иглы препаровальные
- Пинцет анатомический с насечкой
- Ножницы с одним острым концом
- Скальпель брюшистый
- Рулетка (10 м)
- Укладка для луп (по 10 шт)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...