Разработка урока в 8 классе по теме "Гигиена дыхания"
план-конспект урока (биология, 8 класс) по теме
На этом уроке дети познакомились с влиянием негативных факторов на органы дыхания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gigiena_dykhaniya_8_kl.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Завьялова Татьяна Николаевна,
учитель биологии
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №59»
Гигиена дыхания
(экология окружающего пространства)
Цель: познакомиться с гигиеническими характеристиками воздушной среды помещений.
Задача: рассмотреть основные источники загрязнения воздуха в помещениях, их влияние на дыхательную систему, правила соблюдения гигиены воздуха в помещениях.
Тип урока: урок изучения нового материала (урок-путешествие).
Методы: беседа, рассказ, демонстрация опытов, исследовательская деятельность.
Оборудование : таблицы «Дыхательная система», «Гигиена дыхания», комнатные растения, пылевые ловушки, пылевые пробы .
Ход урока .
Жизнь на Земле
начинается с первым
глотком воздуха .
I. Организационный момент.
II. Переход к усвоению нового материала. Ответьте на вопросы и закончите предложения
1.Какие органы относятся к органам дыхания? (воздухоносные пути, легкие).
2. Воздухоносные пути начинаются … (носовой полостью).
3. Зачем нам нужен нос? (обоняние, защита, согрев воздух).
4. Носовая полость продолжается … (носоглоткой, затем гортанью).
5. Функции гортани? (воздухоносный путь, орган голосообразования).
6. Гортань продолжается … (трахей, которая разветвляется на бронх).
7. Образно можно сказать, что мы дышим … (парусами, размер которых 12х11 метров).
8. Масса легких… (0,8 кг, объем легких у мужчин больше). Этим ученые объясняют частые легочные заболевания у мужчин, особенно у курящих.
9. Зачем мы дышим? (кислород нужен для биологического окисления).
10. Скорость воздушного потока … ( невероятна –
20 м/c при глубоком вдохе,
36 м/c при глубоком выдохе - при этой скорости ветер сносит крыши домов и вырывает с корнем деревья,
120 м/c при кашле - такая скорость в природе означает циклон).
Учитывая это, не будьте равнодушны к качеству воздуха, которым дышите, потому что речь идет о вашем организме, о вашей жизни.
III. Новый материал. То, чем дышали наши предки, и то, что мы называем воздухом сегодня, не одно и то же.
Если бы сейчас дать подышать этим воздухом человеку 19 века ,то он долго не проживет.
Вдыхая воздух, мы не задумываемся о его составе, но то, что этот воздух не чист, показывает наше здоровье.
Что же принято считать чистым воздухом , каковы источники его загрязнения и правила, которые нужно соблюдать для чистоты воздуха, – это
задачи урока. Великий врач древней Греции Гиппократ называл воздух “пастбищем жизни”.
Без воздуха человек гибнет через несколько минут. Длительное кислородное голодание приводит к смерти , т.к. в организме нет запаса кислорода . Экспериментальным путем было установлено , что для дыхания одного человека в течение 1 часа в герметически замкнутом пространстве требуется не менее 2 куб.м воздуха .
К своему здоровью нужно быть внимательным каждый день, т.к. на здоровье влияет ,в первую очередь ,образ жизни человека , условия труда и проживания , привычки и поведение .
Предлагаемый урок –-- урок путешествие , путешествие по школе . По ходу путешествия обучающимся предлагается вести путевой журнал:
Пункт путешествия– что наблюдали? | Выводы- что нужно делать? |
1 пункт путешествия- начнем с кабинета биологии
( изучение бактериального загрязнения).
1гид. 1.Любой растительный организм в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает вещества различной химической природы, в том числе и те, которые помогают в борьбе с болезнетворными организмами. К таким веществам относятся фитонциды – биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост микроорганизмов.
Для оздоровления воздушной среды применяют комнатные растения: бегонии, герань, хлорофитум, колеус и др.
Вот почему при подборе растений для озеленения школьных кабинетов необходимо учитывать не только их декоративность, но и их фитонцидные свойства.
Для изучения уровня бактериального загрязнения воздуха кабинета необходимо провести следующую работу (метод «посев микроорганизмов»):
В стерильные чашки Петри заливается агар, ему даётся возможность застыть, в необходимом для исследования месте кабинета чашка Петри открывается на 5 минут, на агар оседают микроорганизмы, находящиеся в воздухе. Через некоторое время микроорганизмы « прорастают». После их подсчёта и перерасчёта площади чашки на площадь кабинета, устанавливаем, что содержание бактерий в воздухе кабинета соответствует норме.
2. Растения обладают ещё одним «хорошим» свойством – задерживают пыль, которая может осесть в наших лёгких. Убедиться в этом можно, проведя следующий опыт:
С растения липкой лентой собрать пыль, которую не стирали в течение недели.
Для визуальной наглядности пылевого загрязнения эту ленту можно наклеить на белый лист бумаги.
3.Немалую роль в развитии неблагоприятных сдвигов в организме играет пребывание в непроветриваемом помещении: от духоты начинает болеть голова, появляются вялость, сонливость, разбитость...
Многие объясняют это недостатком кислорода. И ошибаются.
Виновником является целый комплекс факторов, и в первую очередь, углекислота.
Опыты показывают, что в непроветренном кабинете, где находятся учащиеся, содержание углекислоты с 0,03% может повыситься до 0,3- 0,5% , а иногда до 0,8%, т.е. более чем в 20 раз. В этом нет ничего удивительного - ведь углекислота выделяется вместе с выдыхаемым воздухом, причем содержание углекислоты в нём достигает 3-4%.
Вывод: помещения, в которых мы живем, работаем, отдыхаем, надо тщательно и систематически проветривать. И обязательным для всех должно стать правило: как можно чаше бывать на свежем воздухе.
2 пункт. Выходим из кабинета и попадаем в коридор
(изучение уровня пылевого загрязнения).
2гид. Красивая обувь, суперсовременна.
Рифленая подошва. Блеск!
Прошли красивые ботинки-
Остался из песка и грязи след.
Мы провели опыт на 1,2 и 3 этажах школы. Цель опыта - определить запыленность воздуха. Для этого используются “ловушки”. Это картонные прямоугольник (15x20) cм с круглым отверстием в центре (d=4cм), заклеенный липкой лентой и со шнурком для крепления.
В ходе работы укрепляются “ловушки” на этажах на высоте 1,5 м от пола и висят в течение недели. С помощью микроскопа необходимо подсчитать количество пылевых частиц. Вычислив средний показатель по группе, приходим к выводу , что на них пыли в 1,5 р. больше нормы. Чтобы более наглядно показать состояние воздуха в коридорах, мы собрали пыль, осевшую на подоконниках скотчем, затем наклеили его на белый лист бумаги.
Выводы: необходимо проветривать помещения, делать влажную уборку, носить сменную обувь.
3 пункт– медкабинет. (врач-инфекционист).
Человечество справилось со многими тяжелыми и опасными заболеваниями (чума, черная оспа).Но все еще широко распространены респираторные вирусные заболевания: грипп и гриппоподобные заболевания, такие, как ОРЗ(острое респираторное заболевание) и ОРВИ(острое респираторная вирусная инфекция).Почему?
Во-первых, респираторные заболевания, вызываемые вирусами распространяются воздушно-капельным путем. Это самый «эффективный» из всех путей распространения инфекции.
Во-вторых, распространению ОРВИ способствует интенсивное развитие средств коммуникации - воздушного сообщения, автомобильного и железно-дорожного и общественного транспорта.
В-третьих, распространению респираторных вирусных инфекций способствует относительная легкость заболевания, вследствие чего заболевших не госпитализируют и не изолируют от окружающих,
Многие из них считают возможным выходить на улицу, ездить на городском транспорте, приходить на работу или в школу до полного выздоровления.
В-четвертых, в организме отсутствует достаточно эффективные механизмы борьбы с респираторными вирусами: иммунитет вырабатывается примерно в течение недели(отсюда и средняя продолжительность вирусных инфекций), но он весьма непродолжителен(в пределах нескольких недель).
В-пятых, вирусам респираторных заболеваний свойственны изменчивость антигенных свойств, что не позволяет приготовить вакцину, которая была бы пригодна при повторных эпидемиях вируса того же типа. Изменение антигенных свойств вируса возникают, вероятно, в процессе взаимодействия с организмами, имеющими разные биологические особенности. Профилактике респираторных вирусных инфекций способствует закаливание организма.
Как и во время заболевания другими инфекциями, больному следует делать всё, что способствует борьбе организма с болезнетворным фактором,- избегать охлаждения значительной физической нагрузки, при плохом самочувствии соблюдать постельный или полупостельный режим.
Простудные заболевания- это последствия «оранжерейного воспитания». Хороший тонус- одно из средств защиты от простуды.
3 гид .Жестокому отравлению через органы дыхания подвергает свой организм курильщик. «Курить или не курить?» К сожалению, на этот вопрос школьники в подростковом возрасте отвечают утвердительно, не задумываясь о последствиях принятого решения, а чаще всего просто-напросто не зная и не догадываясь о них.
Проведя анализ табачного дыма, химики установили, что в нем содержится 91 органическое вещество. В процессе термического разложения никотина и других веществ, содержащихся в табаке, образуется от 900 до 1200 твердых и газообразных соединений (см. схему).
Синильная кислота
Стирол Никотин
Табачный дым
Радиоактивный Канцерогенные смолы
полоний (бенрзопирен)
угарный газ Оксиды азота,-
муравьиная, уксусная кислота
«Мишенями» табачного дыма становятся самые важные структуры организма – клетки крови, мозга, легких и нервные клетки. Компоненты табачного дыма поражают просветы легочных альвеол, стенки которых состоят из поверхностно-активной пленки, которая защищает легкие от действия инородных частиц. Но с табачным дымом этому веществу бороться слишком сложно, так как дым содержит многочисленные химически неоднородные компоненты – кислоты, основания, окислители, восстановители и радиоактивные элементы.
Основным видом отравления при табакокурении является отравление никотином . Такое отравление определяет сложную форму хронического отравления, приводящего к серьезным последствиям для различных органов.
Дыхательная система первой встречается с дымом и фильтрует его. Легкие имеют наибольшую площадь контакта с окружающей средой, и поэтому они наиболее сильно страдают от контакта с вредными веществами, содержащимися в табачном дыме.
Главной причиной возникновения и развития «табачного» кашля становятся капли дегтя, осевшего в легких. Они приводят к повышенному выделению секрета и слизи, связанному с отделением мокроты при кашле. Вместе с другими растворимыми в воде веществами никотин вызывает спазмы гладкой мускулатуры бронхов и снижает пропускную способность легких. Вследствие этого возникает постоянный воспалительный процесс – хронический бронхит и постоянный спазм легких – эмфизема легких. Оба этих заболевания являются типичными для курильщиков и постоянно приводят к легочной недостаточности: одышке, бронхиальной астме, ко всем серьезным заболеваниям, связанным с систематическим нарушением газового обмена в организме и повышающим его податливость к различным инфекциям.
Многочисленные исследования показывают, что даже в тех случаях, когда еще нет серьезных заболеваний, все функции легких у курильщиков оказываются сниженными по сравнению с некурящими. Результаты исследований свидетельствуют о том, что у курящих подростков от 13-14 до 15-16 лет выше частота дыхания, что указывает на меньшую экономичность дыхания, больший запрос кислорода на единицу массы тела, а его удовлетворение достигается меньшей эффективностью газообмена в легких.
Таким образом, курение табака однозначно сказывается на функциональном состоянии дыхания. Оно тем выше, чем длительнее стаж курения и меньше возраст испытуемых.
Проблема курения актуальна и для нашей школы, в результате опроса учащихся 8-х классов было выявлено, что 40% из них хотя бы один раз пробовали курить, 41% курят “ время от времени”, 10% курят систематически ( из них 70%- девочки, 30%- мальчики).
Выявленные нарушения подобного рода или некоторые отставания в развитие системы дыхания у курящих подростков поддаются коррекции при условии полного отказа от курения.
Было установлено, что через 8 ч после последней сигареты из крови улетучивается угарный газ, через 9 месяцев восстанавливается функция легких, через 5 лет вероятность инсульта уравнивается с таковой как и для не курящих, через 10 лет падает вероятность заболеть раком и через 15 лет снижается риск развития инфаркта миокарда,
Вывод: курение- фактор риска.
IV. Общие выводы урока.
- Необходимым условием для нормального газообмена является чистый воздух.
- Курение - серьезная социальная проблема. Курение вредно для органов дыхания и всего организма.
- К инфекционным заболеваниям органов дыхания относят грипп, ОРВИ, ОРЗ. Самыми распространенными являются ОРВИ, около 70% этих заболеваний приходится на детский и подростковый возраст.
- Наиболее распространенные и чрезвычайно быстрые способы передачи инфекционных заболеваний- воздушно-капельный и пылевой.
- К профилактическим мерам борьбы с заболеваниями дыхательной системы относятся: борьба с пылью, влажная уборка помещений, проветривание комнат, разведение зеленых растений.
V. Рефлексия.
VI. Домашнее задание:
- Обязательный уровень: изучить материал параграфа «Гигиена дыхания», при подготовке использовать схему и таблицу.
- Тренировочный уровень: подобрать факты и примеры действия факторов, загрязняющих окружающее пространство и организм человека.
- Творческий уровень: написать аннотацию к статье « Курение-фактор риска».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии с ЭОР на тему "Дыхание и здоровье человека"
Вашему вниманию представлен урок биологии в 8 классе по теме «Дыхание и здоровье человека». Данный урок – один из заключительных уроков по теме «Дыхание». Он тесно связан с предыдущими и работает на п...
разработка урока по теме "Дыхание"
Этот урок предназначен для учащихся 8 класса. Тема: «Дыхание». Данный урок является заключительным в теме "Дыхание". На предыдущих уроках были рассмотрены: строение органов дыхания; газообмен в ...
Самообразование - методическая разработка урока по теме: "Дыхание методом Б О С"
В настоящее время учителю предоставляются широкие возможности в выборе программ и учебников, согласно которым и с помощью которых можно осуществить обучение предмету в школе. При построении содержания...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
план - конспект интегрированного урока Методическая разработка урока "Дыхание Земли" 6класс
план- конспект интегрированного урока Методическая разработка урока "Дыхание Земли" 6 классформирование знаний о землетрясениях и вулканах...
Разработка урока по биологии "Значение дыхания. Органы дыхания"
Цель урока: Ознакомится со значением дыхания, изучить органы дыхания человека.Задачи:· Ознакомится с лёгочным и тканевым дыханием·...
Разработка урока биологии в 8 классе: Дыхание. Дыхательная система. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Вред табакокурения.
Урок разработан в деятельностном подходе с учетом ФГОС. К уроку прикладывается технологическая карта темы Дыхание....