разработка урока по теме "Дыхание"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Фуражкина Светлана Ивановна

Этот урок предназначен для учащихся 8 класса. Тема: «Дыхание». Данный урок является заключительным в теме "Дыхание". На предыдущих уроках были  рассмотрены: строение органов дыхания; газообмен в лёгких и тканях.

На уроке использовалось сочетание методов проблемного изучения, самостоятельная работа, лабораторная работа, индивидуальная работа у доски и на местах, что обеспечивает более полное его усвоение.

Триединая цель урока, это:

- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Дыхание»;

- развить креативное и  логическое мышление, умение анализировать и делать соответствующие вывод;

- формировать экологическую компетентность и стремление к здоровому образу жизни.

Тип урока: урок – практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhanie.docx189.02 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока биологии для учащихся 8 класса

Урок – практикум по теме: « Дыхание»

Задачи:
1. Систематизирование основных понятий по теме;

2.Активизирование познавательной деятельности учащихся, через практические навыки

3.Мотивация у школьников интереса к учению; воспитание ответственности каждого ученика за результаты работы; развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование: оценочные листы, зеркальца, измерительная лента, воздушный шарик.

Организационный момент
Учитель:
 Уважаемые коллеги! Нет, нет, я не оговорилась. Сегодня Вы не учащиеся 8 класса, а мои коллеги – биологи – экспериментаторы, исследователи. И наши исследования будут по теме: «Дыхание».
Откройте тетради и запишите урок – практикум по теме: « Дыхание». 
Эпиграфом нашего урока станет высказывание
:

« Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта».

Иммануил Кант (1724-1804гг.) 

Цель: исследовать особенности работы дыхательного аппарата человека, влияние различных факторов на дыхание.
Не секрет, что наши исследования для науки не новы. Нам с Вами предстоит «переоткрыть» открытое. Итак, в добрый путь! 

Лабораторный практикум ,комбинированный с опорой на ранее полученные знания.
Учитель: У каждого из Вас на столе лежит оценочный лист, давайте разберем, как его заполнять. Подпишите класс, фамилию, имя. Результаты своих измерений Вы будете заносить в имеющиеся в листе таблицы. В таблицах есть квадраты, где Вы будете ставить знак «+», если Ваши результаты совпадут с нормой. Выводы по каждой работе оформляйте тоже в оценочных листах. Если вывод соответствует правильному, то, напротив, в квадрате ставите знак «+». В тестовой работе номера вопросов указаны, Вам нужно только поставить правильную букву. Посмотрите внимательно, у Вас есть графа – работа на уроке, в которой Вы также ставите знак «+», за каждый правильный ответ. Не забывайте об этом. Есть вопросы по заполнению листов?
Человек без пищи может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, а без чего человек не может прожить и несколько минут? Почему? 

Ответы учащихся: Воздух. Кислород, входящий в состав воздуха непрерывно расходуется на расщепление органических веществ. Он должен поступать непрерывно иначе клетки через 5 минут начинают гибнуть.

Видеофрагмент- «Человек родился…»
Действительно, одно из чудес природы возможность дышать.
Дышат люди, дышат звери.
Дышат все, кто хочет жить.
Кто под солнцем иль луною,
Может жизнью дорожить.
Разберемся, кто как может.
Будем знать, а кто какой.
Мы же дышим, дышим тоже,
Если дышишь – ты живой. 

Учитель: Дыхание – это жизненно важная функция. Давайте попробуем в этом разобраться. Но прежде чем мы приступим, прислушаемся к совету Аристотеля: «Сперва собирай факты и только после этого связывай их мыслью». А теперь сделайте глубокий выдох и задержите своё дыхание. Что Вы ощущаете?

Ответы учащихся: надолго задержать дыхание не удается. 

Учитель: Почему когда нам что-то очень важно или что-то дорого мы говорим «Это нужно нам как воздух». 

Ответы учащихся: максимальное время задержать дыхание можно на несколько минут. Если воздух не поступает ,то организм может погибнуть, так происходит при утоплении, потере сознания, травмах, болевом шоке.

Работа с терминами на магнитной доске:

Дыхание                

Воздухоносные пути

Носовая полость    

 Гортань

Трахея              

Бронхи

Легкие                      

Альвеолы

Газообмен                

Вдох

Выдох

Учащиеся дают ответы-определения терминов и на доске составляют правильное соответствие «термин-определение».

Учитель:

Любая деятельность клетки, ткани, органа требует возвращения энергии, в организме в различных превращениях энергии участвует кислород. А что такое газообмен?

Ответ учащегося: обмен газами между организмом и внешней средой.

Учитель:  Молодец. Не забудь поставить «+». Почему легкие являются и органами выделения? Как это доказать из жизненного опыта?

Ответ учащегося:  Зимой на улице изо рта идет пар – это капли воды. Учитель: Правильно. Сейчас мы это можем увидеть? Давайте попробуем. У каждого на столе лежит зеркальце, вдохните небольшую порцию воздуха в себя и задержите дыхание на 2-3 секунды, а затем выдохните воздух на зеркальце. Что Вы видите на зеркальце? А почему они появились?

Ответ учащегося : выдыхаемый воздух содержит водяной пар. Зеркало холодное и пар охлаждаясь превращается в капельки воды.

Учитель: Умница! В каких случаях используют тоже зеркальце?

Ответ учащегося: при утоплении или  потере сознания определяют дыхание Учитель: Правильно. Что такое внешнее дыхание?

Ответ учащегося: Между организмом и окружающей средой происходит обмен газами- воздух с кислородом вдыхается и выдыхается с углекислым газом.

Учитель: Правильно. Молодец!

Практикум 1. «Внешнее дыхание»

Электронный атлас «Модель Дондерса»

Учитель: Давайте посмотрим с помощью исследования, что происходит с объемом грудной клетки при вдохе и выдохе. В этом задании Вы должны правильно сделать измерения, посмотрите, как это делается. Мне нужен помощник. Измерительная лента накладывается так, чтобы она касалась углов лопаток. Руки должны быть опущены. Испытуемый делает спокойный вдох, Вы измеряете, выдох снова измеряете, результаты заносите в таблицу. Затем испытуемый делает глубокий вдох (это вдох с шумом) Вы измеряете, он делает глубокий выдох, снова измеряете, результаты записываете в таблицу оценочного листа. Для выполнения этого задания у Вас на столе лежит инструкция №1, по результатам работы делаете вывод и записываете в лист самостоятельно. Приступаем. Кто все выполнил, положите ручки. Какая разница окружности грудной клетки получилась при спокойном дыхании (2-3 учащихся спросить), а при глубоком дыхании (2-3 учащихся). Какой вывод Вы сделали (1-2 уч.). Почему?

Ответ учащегося: объем воздуха при глубоком вдохе увеличивается.

Практикум 2. «Измерение объема грудной клетки при вдохе и выдохе». 

Учитель: Правильно. Итак, при вдохе и выдохе изменяется окружность грудной клетки, и это изменение больше при глубоком дыхании, так как включаются дополнительные мышцы. Если Ваш вывод соответствует, поставьте в красном квадрате, где вывод знак «+». В норме разница обхвата грудной клетки при спокойном вдохе и выдохе = 1-3 см., у кого так поставьте плюс, у кого нет минус. В состоянии глубокого вдоха и выдоха 5-8 см., у кого так плюс, нет минус. Обычно окружность грудной клетки увеличивается у мальчиков до 20 лет, у девочек до 18. Как правило, обхват грудной клетки у мужчин больше, чем у женщин. 

Ребята, Вы любите экскурсии? А что для Вас экскурсия? Вы знаете, в биологии экскурсией еще называют и изменение объема грудной клетки.
Как Вы думаете, ритм дыхания, сила вдоха и выдоха изменяются или нет и почему?

Ответ учащегося: Изменяется и зависит от физического, физиологического и санитарного состояния помещения в покое дыхание ровное.

Учитель: Молодец! Не забудь о плюсе. Давайте это установим. Работаем по инструкции №2, результаты тоже заносим в оценочный лист. Для этого задания нам нужны часы с секундной стрелкой. Положите руку на грудную клетку и по моему сигналу с помощью часов подсчитайте число дыхательных движений за 1 минуту. Не забывайте, что вдох и выдох – это одно дыхательное движение. Результаты занесите в таблицу. 

А теперь встаньте и по моему сигналу сделайте 10 энергичных рывков руками(5 одной, 5 другой), 5 прыжков на одной и 5 на другой ноге.
Присядьте и снова сосчитаем число дыхательных движений за 1 минуту. Результаты запишите и сделайте вывод. Какие результаты получились (2-3уч.). Какой вывод сделали ? Почему?

Ответы учащихся: физические нагрузки требуют больше энергии. Энергия образуется при расщеплении углеводов, для этого необходим кислород, поэтому потребление его возрастает за счет учащения и глубины дыхания.
Вывод: после физической нагрузки число дыхательных движений увеличилось, так как энергия расходуется, ее восполнить можно при окислении органических веществ. У кого вывод совпадает, ставим плюс. А как должно быть в норме? При спокойном дыхании 17-22 раза, у кого так плюс. При физической нагрузке 24-28 раз, у кого так плюс.

Учитель: Содержание кислорода и углекислого газа в крови поддерживается на определенном уровне. Слишком большое содержание кислорода в крови вызывает спазмы сосудов головного мозга, что приводит его к кислородному голоданию, поэтому горожане, выезжающие в лес в первое время ощущают головокружение, головную боль, но по мере привыкания к новой обстановке это проходит. Что такое жизненная емкость легких?

Ответ учащегося: максимальный обем выдыхаемого воздуха после глубого вдоха.

Учитель: Правильно, поставь плюс.

Практикум 3 «Измерение ЖЕЛ». 

Учитель:Ребята ознакомьтесь с инструкцией 3. У каждого на столе лежит шарик, возьмите его в руки, сделайте один глубокий вдох и максимально выдохните воздух в шарик, зафиксируйте шарик, чтобы он не сдулся. Начали. Давайте посмотрим, у кого получился наибольший объем шарика. Ребята, кто из Вас занимается спортом? Молодцы! Поэтому и объем шарика у Вас большой. ЖЕЛ можно рассчитать с помощью формул:
ЖЕЛ (л) мужчин = 2,5*рост (м).
ЖЕЛ (л) женщин = 1,9* рост(м)
Давайте подсчитаем у кого какая? Как Вы думаете от чего зависит ЖЕЛ ?

Ответы учащихся: это зависит от пола, возраста, роста, от занятий спортом, образа жизни человека.
Релаксация (звучит спокойная музыка)

Учитель: Ребята, я знаю кое-какие секреты сохранения здоровья. Хотите, чтобы я с Вами поделилась? Значительная часть людей неправильно делают вдох и выдох – у большинства грудной или смешанный тип дыхания. А правильным является диафрагмальный тип или дыхание животом, когда грудная клетка находится в меньшем движении, мышцы живота сокращаются. Вот в этом и заключается маленький секрет здоровья. При вдохе сердце бьется чаще, а на выдохе замедленно. С помощью дыхания животом мы можем успокоить сердце и тем самым предотвратить многие заболевания. Кроме этого при неправильном дыхании работает часть легких, поэтому мы часто болеем. Хотите, чтобы я научила Вас правильно дышать?
Положите одну руку на грудную клетку, а другую на живот. На счет 1-2 Вы должны сделать вдох носом, губы сомкнуты. А на счет 1-2-3-4 плавный выдох, при этом грудная клетка должна находиться в меньшем движении, а мышцы живота, наоборот, в движении. Всем понятно? Тогда примите удобное положение на стуле, опустите плечи, ноги поставьте на полную стопу, расслабьте мышцы лица, шеи, рук, ног. Полностью расслабьтесь. В это время мы сохраняем энергию, освобождаемся от отрицательных эмоций. На счет 1-2 вдох, мышцы живота находятся в движении.1-2-3-4 плавный выдох. Повторить2-3 раза. Закончим. Понравилось дышать?
Мы вместе прошли трудный путь от гипотез, догадок и переоткрыли известные исследования. Вы показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить исследования.
Закрепление.

Учитель:Вам самим интересно выяснить, что Вы узнали на сегодняшнем уроке. Сделать это легко, Вам предлагается тест, ответы на который Вы заносите в оценочный лист. Приступаем. Теперь поменяйтесь листами и проверим тесты. Если ответ правильный, то в графе правильный ответ ставите плюс, нет минус.

ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ:

    Номер вопроса              

Верный ответ

I в

II в

А1

2

2

А2

3

3

А3

1

2

В4

1, 4, 5

2, 3,4

В5

А-2,

Б-1, В-1, Г-2

А-1,

Б-2,

В-1,

Г-2

Кол-во ошибок

Оценка

1-2

5

3-4

4

5-6

3

7-10

2

Давайте подведем итог нашего урока. Подсчитайте общее количество всех плюсов, которые Вы заработали в течение урока. Посмотрите на доску, я предлагаю Вам критерии оценок.

Критерии.
16-18 плюсов - отметка «5»
12-15 плюсов - отметка «4»
8-11 плюсов – отметка «3»
Меньше 8 плюсов – отметка «2»
Поднимите руку у кого критерии совпали с отметкой «5», «4», «3», «2».
В конце оценочного листа у Вас есть предложение: весь урок охарактеризуйте одним словом, напишите, каким был для Вас этот урок.
Домашнее задание.

В тетрадях запишите домашнее задание – сегодня это практическое задание:
1. Измерить ЖЕЛ своей семьи.
2. Научить правильно дышать свою семью.
Зключение

Учитель: Большое спасибо, уважаемые коллеги за совместную работу. Очень надеюсь, что это не последнее Ваше исследование, и Вы еще не раз прокричите подобно Архимеду «Эврика!». Этот урок я хочу завершить словами поэта:

Нам в этом мире многое дано,
Расти, искать и ошибаться,
Но, главное дано дышать.
Любить, найти и не сдаваться!
Спасибо за урок. До новых встреч.

Тезисы работы

Этот урок предназначен для учащихся 8 класса. Тема: «Дыхание». Данный урок является заключительным в теме "Дыхание". На предыдущих уроках были  рассмотрены: строение органов дыхания; газообмен в лёгких и тканях.

На уроке использовалось сочетание методов проблемного изучения, самостоятельная работа, лабораторная работа, индивидуальная работа у доски и на местах, что обеспечивает более полное его усвоение.

Триединая цель урока, это:

- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Дыхание»;

- развить креативное и  логическое мышление, умение анализировать и делать соответствующие вывод;

- формировать экологическую компетентность и стремление к здоровому образу жизни.

Тип урока: урок – практикум

В начале урока, организационный момент, где была проведена рефлексия настроения учащихся с использованием специальных рисунков.  Поставлена проблема, обозначена значимость данного урока.

Перед учащимися поставлены задачи:

- повторить и систематизировать знания учащихся по пройденной теме;

-вооружить себя знаниями правил гигиены органов дыхания, чтобы сохранить своё здоровье.

На этапе актуализации повторении и систематизации опорных знаний использовала индивидуальную работу учащихся и работу в парах. Провёл связь с материалом изученным ранее, при этом осуществлялся контроль с помощью тестов, терминологического диктанта, фронтально в течение всего занятия проводился устный опрос, это позволило учащимся не только проверить свои знания, но вести учет в в оценочных листах, проводилась самопроверка. Такой формой работы,  я развивала у ребят навыки анализа и самоконтроля. Также провёл связь с тематикой прошлых уроков с целью формирования целостного представления о дыхательной системе человека.

В ходе обобщения материала, проводилась межпредметная связь с литературой Использовала диалог, вопросы в котором  были направлены на развитие умения выявлять причинно-следственные связи гигиены, профилактики заболеваний органов дыхания с образом жизни человека, что способствовало реализации развивающей цели урока. С целью развития творческих способностей, навыков учащихся дано задание по использованию физиологических проб в домашних условиях. На уроке прослеживалась и самостоятельная работа с информационными источниками- использованы анимации из электронного атласа и реальной модели Дондерса, ребята анализировали демонстрации  и делали вывод по проведенным пробам о влиянии  экологических факторов на органы дыхания человека.  Результаты своей работы ребята отразили в оценочных листах.

В ходе урока я затрагивала вопросы экологии и здорового образа жизни, что имеет место в моей педагогической концепции.

В завершении урока дано задание на дом, при выполнении которого ребята должны использовать простые доступные пробы изученные на уроке, направленные на творческую самореализацию личности и формирования ценносн6ого отношения к своему здоровью и здоровью близких.

На мой взгляд, на уроке прослеживался личностно-ориентированный подход, так как в ходе организации учебного занятия чётко проявились такие принципы построения образовательного процесса, как принцип индивидуальности на этапе актуализации, закрепления знаний, принцип самоактуализации (самими ребятами выявлена необходимость здорового образа жизни, а также практическая направленность, в том числе через межпредметные связи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...


 

Комментарии

Фуражкина Светлана Ивановна

На мой взгляд, на уроке прослеживался личностно-ориентированный подход, так как в ходе организации учебного занятия чётко проявились такие принципы построения образовательного процесса, как принцип индивидуальности на этапе актуализации, закрепления знаний, принцип самоактуализации