Рабочая программа по биологии, 6 класс.
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему

Калягаев Сергей Александрович

Рабочая программа составлена по УМК линии "Сферы", авторы Сухорукова, Кучменко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_6_kl_biologiya_fgos.docx36.21 КБ
Microsoft Office document icon umk_6_klass_biologiya_fgos.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс

№ урока

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Дата проведения

План

Факт

Введение (1 час)

1

Организм – единое целое.

Урок изуче-ния нового материала

Устанавливать взаимосвязь клеток и тканей.

Называть и определять органы и системы органов растительного и животного организмов.

Приводить примеры взаимосвязи органов и систем органов в организме.

Высказывать предположения о последствиях нарушения целостности организма, повреждения тканей и органов, взаимосвязи органов и систем органов растений и животных.

01-05.09

Органы и системы органов живых организмов (11 часов)

2

Органы и системы органов растений. Побег.

Комбиниро-ванный урок

Называть составные части побега.

Описывать строение побега и почек.

Сравнивать вегетативные и генеративные почки.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями, строения побега и его функциями.

08-12.09

3

Строение побега и почек. Лабораторная работа № 1 «Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек».

Урок-практикум

Исследовать строение побега на натуральных объектах. Распознавать части побега, вегетативные и генеративные почки.

Устанавливать связь строения вегетативных и генеративных почек с их функциями.

Делать выводы о значении побега, роли почек в жизни растений.

Использовать ресурсы электронного приложения для извлечения необходимой информации.

Демонстрировать умение пользоваться лупой в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

15-19.09

4

Строение и функции стебля. Лабораторная работа № 2 «Строение стебля».

Урок-практикум

Описывать внутреннее строение стебля, егофункции. Определять возраст дерева по спилу.

Объяснять причины образования годичных колец и роста стебля в длину, толщину.

Прогнозировать последствия обрезки деревьев, повреждения коры плодовых деревьев.

Высказывать своё мнение о бережном отношении к

деревьям.

Исследовать строение стебля в процессе лабораторной работы.

22-26.09

5

Внешнее строение листа. Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья».

Урок-практикум

Называть и определять части листа.

Различать простые и сложные листья.

Характеризовать типы листорасположения.

Определять типы листорасположения на натуральных объектах.

Анализировать, сравнивать строение листа, используя

натуральные объекты.

Проводить наблюдения с помощью увеличительных

приборов в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

29.09-03.10

6

Клеточное строение листа.

Комбиниро-ванный урок

Описывать строениекожицы и мякоти листа.

Объяснять взаимосвязьстроения клеток ивыполняемых ими функций.

Различатьсветовые итеневые листья.

Исследоватьстроениекожицы листа намикропрепаратах.

Фиксироватьрезультатынаблюдений.

Тест.

06-10.10

7

Строение и функции корня. Лабораторная работа № 4 «Строение корневого волоска. Стержневая и мочковатая корневые системы».

Урок-практикум

Называтьзоны корня, ихфункции.

Распознаватьтипыкорневых систем, боковые и придаточные корни.

Устанавливатьсвязь строения и функций зонкорня. Применятьнапрактике знания о зонахкорня, корневых волосках.

Исследоватьзоны корня намикропрепаратах в процесселабораторной работы.

Фиксироватьрезультатынаблюдений, делатьвыводы. Соблюдатьправила поведения вкабинете биологии, правилаобращения с лабораторнымоборудованием.

13-17.10

8

Видоизменения надземных побегов.

Комбиниро-ванный урок

Называтьвидоизменённые надземныепобеги, приводитьпримеры.

Устанавливатьпричины разнообразияпобегов на основенаблюдений взаимосвязистроения надземных побеговс условиями средыобитания.

Использоватьгербарные экземпляры,живые объекты,дополнительные источникиинформации при подготовкесообщения о разнообразиипобегов. Оцениватьзначение разнообразиярастений для сохраненияприроды родного края.

20-24.10

9

Видоизменения подземных побегов и корней. Лабораторная работа № 5 «Видоизменения подземных побегов».

Урок-практикум

Называтьвидоизмененияподземных побегов икорней. Устанавливатьпризнаки сходстванадземных и подземныхпобегов.

Наблюдатьвидоизменённые побеги икорни.

Объяснятьособенности их строения всвязи с приспособленностьюк условиям среды, обитания.

Определятьвидоизменённые подземныепобеги на натуральныхобъектах в процесселабораторной работы.

Фиксироватьрезультатынаблюдений, делатьвыводы. Соблюдатьправила поведения вкабинете биологии, правилаобращения с лабораторнымоборудованием.

27-31.10

10

Органы и системы органов животных.

Комбиниро-ванный урок

Называтьсистемы органовживотных.

Определятьфункциисистем органов.

Обосновыватьважностьвзаимосвязи всех системорганов для обеспеченияцелостности организма.

Объяснятьналичиенаружного и внутреннегоскелетов, замкнутой инезамкнутой кровеносныхсистем, примитивное исложное строение нервнойсистемы с позиций идеи обэволюции органическогомира.

Провероч-ная работа

10-14.11

11

Органы и системы органов животных.

Комбиниро-ванный урок

Называтьсистемы органовживотных.

Определятьфункциисистем органов.

Обосновыватьважностьвзаимосвязи всех системорганов для обеспеченияцелостности организма.

Объяснятьналичиенаружного и внутреннегоскелетов, замкнутой инезамкнутой кровеносныхсистем, примитивное исложное строение нервнойсистемы с позиций идеи обэволюции органическогомира.

17-21.11

12

Обобщающий урок по теме «Органы и системы органов живых организ-мов».

Урок контроля и оценивания знаний

Сравнивать иклассифицироватьлистья, корневые системы,видоизменённые побеги.

Связывать строениелиста, стебля, корня,органов и систем органовживотных с выполняемымифункциями.

Обосновыватьзначение органов и системорганов для обеспеченияпроцессов жизнедеятельности многоклеточного организма.

Доказыватьединстворастительного и животногомира, используяинформацию разныхисточников.

Тест

24-28.11

Строение и жизнедеятельность живых организмов (23 часа)

13

Движение живых организмов.

Урок изуче-ния нового материала

Называтьи описыватьспособы передвижениянекоторых одноклеточныхорганизмов.

Приводитьпримерыдвижения органов растений.

Обосновыватьнеобходимость передвижения животных впространстве.

Наблюдатьза движением листьев ксвету у комнатных

растений, способамиперемещения животных вразличных средах.

Использоватьинформационные ресурсыдля подготовки сообщений оприспособленности органовдвижения животных кжизни в определённой среде.

01-05.12

14

Почвенное питание растений.

Комбиниро-ванный урок

Определятьсущностьпочвенного питания растений.

Приводитьпримерыплотоядных и паразитическихвидов растений.

Объяснятьявления, обусловленныекорневым давлением,зависимость почвенногопитания от условий внешнейсреды.

Доказыватьс помощьюэксперимента роль корневогодавления в передвижении воды с минеральными веществами.

08-12.12

15

Фотосинтез – воздушное питание растений.

Комбиниро-ванный урок

Называтьи описыватьусловия и результатыпроцесса фотосинтеза.

Ставитьбиологическийэксперимент,доказывающий образованиекрахмала в зелёных листьяхна свету, выделениекислорода.

Обосновыватькосмическую роль зелёныхрастений. Выдвигатьпредположения об условиях, способствующих эффективности фотосинтеза иповышению урожайности растений.

Извлекать ианализироватьинформацию о фотосинтезе изразличных источников.

15-19.12

16

Фотосинтез – воздушное питание растений.

Комбиниро-ванный урок

Называтьи описыватьусловия и результатыпроцесса фотосинтеза.

Ставитьбиологическийэксперимент,доказывающий образованиекрахмала в зелёных листьяхна свету, выделениекислорода.

Обосновыватькосмическую роль зелёныхрастений. Выдвигатьпредположения об условиях, способствующих эффективности фотосинтеза иповышению урожайности растений.

Извлекать ианализироватьинформацию о фотосинтезе изразличных источников.

22-26.12

17

Испарение воды листьями. Листопад.

Комбиниро-ванный урок

Описыватьсущностьпроцесса испарения водылистьями.

Выявлятьусловия, влияющие наинтенсивность испаренияводы листьями.

Приводитьдоказательства роли листьевв испарении растений.

Распознаватьлистопадныеи вечнозелёные растения,приводитьпримеры, используя гербарные экземпляры, рисунки.

Провероч-ная работа

12-16.01

18

Питание животных.

Комбиниро-ванный урок

Называтьи описыватьотделы пищеварительнойсистемы животных.

Выявлятьсущественныепризнаки растительноядных,хищных, паразитических животных, приводить примеры.

Обосновывать связькровеносной и дыхательнойсистем с процессом пищеварения.

19-23.01

19

Питание бактерий и грибов.

Комбиниро-ванный урок

Называть и описыватьспособы питания бактерий игрибов, приводить примеры.

Объяснять роль в природебактерий и грибов какразрушителей органическоговещества.

Сравнивать автотрофные игетеротрофные, сапротрофныеи паразитические формысреди бактерий и грибов.

Обосновыватьбиосферное значениецианобактерий, бактерий-азотфиксаторов, раскрыватьроль микоризы.

Тест

26-30.01

20

Дыхание растений, бактерий и грибов.

Комбиниро-ванный урок

Определять сущность процессадыхания.

Сравнивать дыхание ифотосинтез, дыхание иброжение, устанавливать взаимосвязь этих процессов. Обосновыватьзначение знаний опроцессах дыхания иброжения для практическойдеятельности человека.

02-06.02

21

Дыхание и крово-обращение животных.

Комбиниро-ванный урок

Устанавливать взаимосвязьпроцессов дыхания икровообращения животных.

Описывать круги кровообращения,строениеорганов дыхания животныхв связи со средой обитания.

Приводить примерыживотных, органы дыханиякоторых представленыжабрами, трахеями, лёгкими.

09-13.02

22

Транспорт веществ в организме.

Комбиниро-ванный урок

Сравнивать проводящуюсистему растений икровеносную системуживотных, делать выводы опричинах их сходства.

Устанавливать взаимосвязьстроения и функцийпроводящей системырастений и транспортнойсистемы животных.

Доказывать с помощьюбиологическогоэксперимента передвижениеводы и минеральныхвеществ по сосудамдревесины, а органическихвеществ — по ситовиднымтрубкам коры.

Приводить примерыхолоднокровных и теплокровных животных.

16-20.02

23

Выделение. Обмен веществ.

Комбиниро-ванный урок

Выявлять существенныеособенности процессавыделения и обмена веществ.

Устанавливать взаимосвязьпищеварительной,дыхательной,выделительной систем впроцессе обмена веществ.

Делать выводы об обменевеществ как характерномпризнаке живыхорганизмов, зависимостиинтенсивности обменавеществ от прогрессивногоразвития кровеносной идыхательной систем.

Приводить примерыорганов выделенияживотных.

24-27.02

24

Размножение организмов. Бесполое размножение.

Комбиниро-ванный урок

Выявлятьсущественные отличиябесполого размножения отполового.

Называть иописывать различныеспособы бесполого

размножения, приводить ихпримеры.

Делать выводы обиологическом значениибесполого размножения.

Провероч-ная работа

02-06.03

25

Вегетативное размножение растений. Практическая работа № 1 «Вегетативное размножение растений».

Урок-практикум

Называть, описывать исравниватьразные способывегетативного размножениярастений.

Применятьзнания впрактических ситуациях: размножать растения черенками, луковицами,почками, усами.

Делатьвыводы о значениивегетативного размноженияв природе и жизни человека.

Фиксироватьрезультатыпрактической работы.

Соблюдатьправилаповедения в теплице,кабинете биологии.

09-13.03

26

Половое размножение растений. Строение цветка. Лабораторная работа № 6 «Строение цветка».

Урок-практикум

Называтьи определятьчасти цветка, соцветия,тычиночные и пестичныецветки, однодомные идвудомные растения.

Выделятьглавные ивторостепенные частицветка, цветки с простым идвойным околоцветником,иллюстрироватьих примерами.

Делать выводыо биологическом значениицветка в жизни растения.

Исследоватьстроениецветка в процесселабораторной работы,фиксироватьеё результатыв форме схематическихрисунков.

Соблюдатьправила поведения в кабинете биологии.

16-20.03

27

Опыление.

Комбиниро-ванный урок

Называть и описыватьразличные типы опыления,приводитьпримерырастений, у которых онивстречаются, части семени иплода.

Сравниватьстроение цветков, пыльцунасекомо-опыляемых иветроопыляемых растений.

Делатьвыводы означении опыления,неразрывной связи растенийс их опылителями —животными. Выявлятьосновные особенности оплодотворения у цветковыхрастений.

Прогнозироватьопасность сокращениячисленности пчёл, шмелей,других насекомых-опылителей, птиц.

Провероч-ная работа

30.03-03.04

28

Оплодотворение у цветковых растений. Плоды и семена. Лабораторная работа № 7 «Определение плодов». Практическая работа № 2 «Способы проращивания семян».

Урок-практикум

Описыватьосновные особенности оплодотворения у цветковыхрастений.

Сравниватьиклассифицироватьсочныеи сухие, односемянные имногосемянные плоды.

Устанавливатьвзаимосвязь междуцветением, опылением иоплодотворением.

Определять сочные и сухиеплоды в процессевыполнения лабораторнойработы.

Фиксироватьрезультаты ввиде таблиц, рисунков.

Соблюдатьправила поведения в кабинете биологии.

06-10.04

29

Размножение много-клеточных животных. Лабораторная работа № 8 «Строение яйца птицы».

Урок-практикум

Описывать способыбесполого размноженияживотных.

Сравниватьбесполое размножениеживотных с половым,приводить примеры.

Выявлять основныезакономерности развитияживотных, используя иллюстрации и электронноеприложение.

Делать вывод об эволюционномпреимуществе животных свнутриутробным развитием.

13-17.04

30

Индивидуальное развитие растений. Практическая работа № 3 «Агротехнические приемы выращивания растений».

Урок-практикум

Описывать периодыиндивидуального развитиярастений.

Объяснять рользародыша семени вразвитии растений.

Сравнивать процессы ростаи развития растений.

Соблюдать правилаповедения в кабинетебиологии, правилаобращения с лабораторнымоборудованием.

20-24.04

31

Индивидуальное развитие животных. Лабораторная работа № 9 «Развитие насекомых».

Урок-практикум

Описывать периодыиндивидуального развитияживотных.

Выявлятьособенности эмбрионального развития животных.

Сравнивать непрямое ипрямое развитие, развитие сполным и неполнымпревращением.

27-30.04

32

Расселение и распростра-нение живых организмов.

Комбиниро-ванный урок

Описывать различныеспособы расселения ираспространения живыхорганизмов.

Выяснять особенностираспространения растений.

Объяснять способность красселению и освоениюновых территорий какобщее свойство живыхорганизмов.

Пониматьпричины и значение миграций для животных.

Прогнозироватьпоследствия изменений вприроде для распространения живых организмов.

Провероч-ная работа

04-08.05

33

Сезонные изменения в природе и жизне-деятельности организмов.

Комбиниро-ванный урок

Устанавливать взаимосвязьмежду длиной светового дняи приспособительнымиреакциями живых организмов.

Обосновывать значениелистопада, видоизменённыхнадземных и подземныхпобегов, корней для перенесения растенияминеблагоприятных сезонныхизменений; значение явлений анабиоза, зимнего снав жизни животных.

Понимать практическоезначение фенологическихнаблюдений.

Наблюдать засезонными изменениями вприроде, описывать, делать выводы.

11-15.05

34

Обобщающий урок по теме «Строение и жизнедеятельность живых организмов».

Урок контроля и оценивания знаний

Устанавливатьвзаимосвязь дыхания,фотосинтеза и почвенногопитания растений.

Обосновыватьучастиепроцессов питания,дыхания, выделения вобмене веществ.

Пониматьроль процессаделения клеток для роста иразвития организма.

Находитьчерты сходства вразмножении и развитиирастений, животных.

Делатьвыводы осредообразующей ролиживых организмов, единствеживого мира.

Тест

18-22.05

35

Итоговый контроль.

Урок контроля и оценивания знаний

Сравнивать дыхание и фотосинтез, транспорт веществ у растений и животных, способы полового и бесполого размножения.

Понимать сущность и значение опыления и оплодотворения растений.

Обосновывать универсальность для всех живых организмов процессов дыхания, пищеварения, выделения, размножения, развития.

Применять знания о процессах жизнедеятельности живых организмов в практических ситуациях.

Тест

25-29.05



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии в 6 классе по линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 классы) для общеобразовательных учреждений выбрана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по биологии. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.

В рабочей программе для основной школы предусмотрено развитие всех представленных в примерных программах начального общего образования основных видов деятельности обучаемых. Однако содержание примерных программ для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования; во-вторых, психологическими возрастными особенностями обучаемых.

Основная особенность подросткового возраста -  начало перехода от детства к взрослости. В возрасте 11 -15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности.

На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

Учитывая вышеизложенное, а также положение о том, что образовательные результаты на предметном уровне должны подлежать оценке в ходе итоговой аттестации выпускников, в примерном тематическом планировании предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения предметного содержания. При этом для каждого учебного предмета ведущим остается определенный вид деятельности (познавательная, коммуникативная и т. д.).

Биология как общеобразовательная дисциплина рассматривает взаимосвязи организмов и окружающей среды, роль биологического разнообразия в поддержании устойчивости биосферы и сохранении жизни на Земле, место человека в природе, зависимость здоровья человека от наследственных факторов, состояния окружающей природной и социальной среды, образа жизни. Реализация возможностей содержания биологии в формировании нравственно-этического аспекта взаимодействия человека и природы способствует повышению уровня культуры выпускников основной школы, их компетентности в ситуациях, связанных с защитой окружающей среды, собственного здоровья. Одной из главных задач биологического образования в основной школе является формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения. Системный, экологический и эволюционный подходы в обучении биологии дополнены сведениями о познавательном, практическом значении разнообразия живых организмов для человека.

Рассмотрение фактического материала на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать две фундаментальные идеи биологии — эволюции и системной организации живой природы - на стадии их формирования.

Содержание разных разделов курса биологии помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитарных дисциплин, природы и общества.

Таким образом, в рабочей программе обозначено целеполагание предметных курсов на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий.

Цели образования для учащихся 6 классов:

1. Подготовка к предмету биология в старших классах.

2. Формирование вхождения в мир культуры на основании знакомства с миром природы.

3. Формировать систему познавательных ценностей, приобщение с помощью содержания материала 6 класса к культуре как системе ценностей, накопленных обществом в области биологии.

4. Формирование ориентации в системе моральных норм в результате воспитания экологического сознания и любви к природе.

5. Овладение некоторыми ключевыми компетенциями: коммуникативные, информационные, ценностно-смысловые.

6. Формирование познавательной культуры учащихся.

Требования к результатам обучения

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Основные личностные результаты обучения биологии:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долги перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающux технологий;

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Регулятивные УУД:

5–6-й  классы

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

5–6-й  классы

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

5–6-й классы

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные результаты обучения в основной школе включат освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения. Включают специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Основные предметные результаты обучения биологии:

усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;

освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Содержание курса

ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Тематический перечень разделов с указанием количества часов

Название раздела

Кол-во часов по программе - 35

Фактическое кол-во часов - 35

1. Введение.

1

1

2. Органы и системы органов живых организмов.

11

11

3. Строение и жизнедеятельность живых организмов.

23

23

 Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Оценка   "5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами.
3.      Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка   "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений.

 Оценка   "3" ставится, если ученик:
 1.  Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2.  Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно. 
Оценка   "2" ставится, если ученик:
1.  Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2.  Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3.  При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не
 может исправить даже при помощи учителя.
 
   Оценка    «1» ставится в случае:
   1.    Нет ответа.
 
 
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.
Оценка   «5» ставится, если ученик:
1.  Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2.  Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ. 
Оценка   «4» ставится, если ученик:
1.  Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2.  Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.
Оценка   «3» ставится, если ученик:
1.  Правильно выполняет не менее половины работы.
2.      Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов. 
3.      Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. 
Оценка   «2» ставится, если ученик:
 1.  Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2.  Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
Оценка    «1» ставится в случае:
   1.    Нет ответа.

Учебно-методический комплекс

1. Сухорукова Л.Н. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко.  – М.: Просвещение, 2011.

2. Учебник. Сухорукова Л.Н. Биология. Живой организм. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.

3. «Биология. Живой организм». Методические рекомендации. 6 класс. Под ред. В.Кучменко, Л.Сухоруковой. Москва, «Просвещение», 2008 г.

4. «Биология. Живой организм». Тетрадь-тренажёр для 5-6 класса общеобразовательных учреждений (в двух частях). Авторы: Л.Сухорукова, В.Кучменко, О.Котляр. Москва, «Просвещение», 2012.

5. «Биология. Живой организм». Тетрадь-практикум для 5-6 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Сухорукова, В.Кучменко. Москва, «Просвещение», 2012.

6. «Биология. Живой организм». Тетрадь-экзаменатор для 5-6 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Сухорукова, В.Кучменко. Москва, «Просвещение», 2012.

7. «Биология. Живой организм». Электронное приложение к учебнику 5-6 класса общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2013 г.

8. Т.С. Сухова «Тесты. Биология. Классы 6-11», учебно-методическое пособие; М.: Дрофа, 1997.

9. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. «Биология: общие закономерности: Кн. для учителя» - М.: Школа-Пресс, 1996.

10. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология: в 3-х томах. Пер. с англ. / Под ред. Р. Сопера» - М.: Мир, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...