Конспект открытого урока "Дети водной среды"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Цели урока .
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия
Образовательные цели:
По 1-й линии развития – осознание роли жизни на Земле:
- определять роль земноводных в биосфере.
По 2-й линии развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
- определять черты приспособленности земноводных к среде обитания;
- объяснять преимущества различных приспособлений земноводных;
- устанавливать зависимость между приспособлениями, многообразием и образом жизни.
По 4-й линии развития – рассматривать природные процессы в развитии:
-определять причины и последствия выхода земноводных на сушу;
- приводить доказательства происхождения земноводных от рыб.
По 5-й линии развития – оценивать биологический риск взаимоотношений человека и природы:
- определять роль земноводных в природе и жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №4»
Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Второй всероссийский командный методический конкурс
«МОЙ ЛУЧШИЙ КОНСПЕКТ 2013»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ
ТЕМА: «Дети водной среды»
Составила : учитель Хрулина Галина Кимовна – заслуженный учитель Республики Мордовия. Высшая квалификационная категория.
Рузаевка 2013
План конспекта урока
Предмет – биология
Урок № 43
Тема урока : «Дети водной среды»
Тип урока : « Урок «открытия» нового знания»
Цели урока .
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия
Образовательные цели:
По 1-й линии развития – осознание роли жизни на Земле:
- определять роль земноводных в биосфере.
По 2-й линии развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
- определять черты приспособленности земноводных к среде обитания;
- объяснять преимущества различных приспособлений земноводных;
- устанавливать зависимость между приспособлениями, многообразием и образом жизни.
По 4-й линии развития – рассматривать природные процессы в развитии:
-определять причины и последствия выхода земноводных на сушу;
- приводить доказательства происхождения земноводных от рыб.
По 5-й линии развития – оценивать биологический риск взаимоотношений человека и природы:
- определять роль земноводных в природе и жизни человека.
Минимакс
Минимум : метаморфоз, холоднокровность.
Максимум: аксолотль – личинка амбистомы, разнообразие земноводных.
Формирование УУД:
Личностные действия:( нравственно – этическая ориентация, смыслообразование)
Регулятивные действия: ( целеполагание, планирование, прогнозирование, оценка)
Познавательные действия: ( поиск и выделение информации, общеучебные , логические, постановка и решение проблемы, умение делать выводы на основе изученного материала, выдвижение гипотез и их обоснование, установление причин следственной связи, анализ с целью выделения признаков)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
Оборудование: таблицы, влажные препараты «Развитие земноводных» и «Развитие рыб» , видеофрагмент, компьютерная презентация)
Этап урока | Действия учителя | Действия обучающихся | УУД |
1.Организационный момент (1-2 мин) | Использование элементов цветограммы для определения психологического состояния учащихся Эпиграф урока: Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому, И я научусь. Сегодня на уроке мы будем говорить, показывать и действовать сами. | Показывают цветные карточки (зеленый цвет – спокойный; красный – беспокойство, волнение; коричневый – сомнение) | |
2.Актуализация знаний (4-5 мин) | Фронтальный опрос. I.Для установления связи с новым материалом, используем приём «Возвращения назад» для разъяснения ключевых вопросов темы.
II. Тестовое задание. Из перечисленных особенностей строения животных, выберите те, которые характерны для земноводных: А. обитают в воде; Б.Обитают на суше; В.Обитают на суше и воде; Г.Дыхание при помощи кожи; Д.Дыхание при помощи кожи и легких; Е.Дыхание при помощи кожи, легких и жабр; Ж.. Постоянная t тела; З. Непостоянная t тела; И. Кожа сухая, покрытая роговыми чешуями; К. Тело покрыто слизистой влажной кожей; Л. Размножение откладыванием яиц М. размножение метанием икры | Устные ответы учащихся Правильные ответы учащихся записывают в мыслительных листах. | Анализ с целью выделения признаков амфибий. |
3.Постановка проблемы (4-5 мин) | Земноводные обычно встречаются в пресных водоемах и в близи от них. В прудах и озерах или по их берегам живут озерные и прудовые лягушки. В канавах с водой, в старицах рек, небольших прудах степной зоны и зоны широколиственных лесов встречаются жерлянки. Весной и в начале лета в мелких, стоячих водоемах живут тритоны. В остальное время года их можно встретить в тени в лиственных и смешанных лесах, парках и садах. Какие вы узнали факты? Какой возникает вопрос? Какие есть гипотезы? | Почему земноводные живут рядом с водоемами? Это связанно с питанием, защитой, размножением. (обсуждение проблемы. Обмен мнениями) | Выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка вопросов. Прогнозирование результатов. Целеполагание Планирование деятельности. |
4.«Открытие нового знания» (7-8 мин) | Работа с энциклопедией, Интернетом (выполнение творческих заданий) 1.Почему кожа лягушки покрыта не водой, а слизью? (Ответ: вода, содержащаяся в слизи, испаряется медленнее, чем чистая вода) 2. «Аквалангист» по-новогречески звучит как «ватрахантропос» . «Антропос – человек, «ватрах» - лягушка. Что общего между аквалангистом и лягушкой? (Ответ: ласты созданы по принципу строения задней конечности земноводного) 3. Если лягушку посадить в горячую воду, то она тут же выпрыгнет , а если её посадить в холодную воду и начать нагревать медленно, то лягушка сварится, даже не попытавшись спастись. В связи с чем экологи акцентируют внимание на этой особенности? (Ответ: ученые предупреждают человека об опасности постепенного загрязнения окружающей среды и медленного умирания природы в отравленной среде). | Индивидуальная работа отдельных учащихся | Поиск и выделение новой информации. Общеучебные действия. |
5.Первичное закрепление (7-8 мин) | Прочитайте текст на стр. 202 «Размножение земноводных». Определите, какие приспособления помогают животным. Каковы последствия существования этих приспособлений? Опишите строение икры земноводных. Сравните с икрой рыб. Объясните разницу в строении. Каковы последствия действия таких приспособлений? | Привлечение самок звуками, образование пары на несколько дней. Оплодотворение происходит всей икры, при этом не требуется её много производить. Икры земноводные производят меньше, икринки крупнее, с запасом питательных веществ, верхняя часть темнее нижней, откладывают её комком – это увеличивает температуру внутри комка, что способствует развитию зародыша. (Работа по группам. Выполняют задание и представляют свои рассказы.) | Установление причины – следственные связей. Планирование учебного сотрудничества и деятельности. Целеполагание. |
6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализу и самоконтроль (4-5 мин) | Используя рис.2 на стр. 203, составьте рассказ о развитии земноводных. Выполните задание к рис. 2 на стр. 203. В чем сходство головастика и рыбы? О чем это свидетельствует? Какие ещё есть доказательства происхождения земноводных? (просмотр видеофрагмента) | Хвостовой плавник, ветвистые наружные жабры, роговые скребки вокруг рта, боковая линия, жаберные щели, двухкамерное сердце, один круг кровообращения, продукт выделения – аммиак. | Умение делать выводы на основе ранее изученного материала. |
7.Включение нового значения в систему знаний (7-8 мин) | Прочитайте текст в учебнике «Размножение земноводных в тропиках, умеренных зон и ответьте на вопрос: «Почему в умеренном поясе водится несколько десятков видов земноводных, тогда, как в тропиках их около полутора тысяч?» Что интересного заметили? Какой возникает вопрос? Какая существует зависимость между условиями существования и активностью земноводных? Вопрос классу: «Как ответили на основной вопрос урока?» Заслушивание индивидуальный творческих заданий Какова тема урока.(объяснение названия параграфа учебника) | Если температура слишком высокая или низкая, обмен веществ снижается и, как следствие, животные впадают в оцепенение. Они холоднокровные земноводные требовательны к теплу и влажности среды. Эти факторы ограничивают их распространение. Учащиеся формулируют вывод: Размножение и развитие земноводных происходит в воде при этом личинка в общих чертах повторяет превращения, пройденные предками. Земноводные требовательны к теплу и влажности среды, что ограничивает их распространение. Размножение и развитие земноводных.(Объясняют название параграфа учебника «Дети водной среды» и высказывают свои варианты ответов.) | Смыслообразование Логические действия ( анализ, сравнение) Решение проблемы |
8.Самостоятельное применение знаний(4-5 мин) | Прочитайте вопросы и ответьте на них:
| Работа с книгой. Ответы на вопросы параграфа. (работа в парах по вариантам) | Управление поведением партнера точно выражать свои мысли. Общеучебные действия. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
9.Рефлексия деятельности (3 мин) | Вопрос классу : «Сумели ли вы на уроке получить новые знания?». | Учащиеся делают выводы на основе изученного материала. Оценивают свою деятельность на уроке. | Оценка ( выделение и осознание полученных знаний ) Нравственно- этическая ориентация. Объективное оценивание своих достижений, поведения, черт своей личности. |
10.Итог урока (2-3 мин) | Закончить наш урок мне бы хотелось словами великого ученого Гете: «Природа- это книга, каждая страница которой полна глубоких тайн: сегодня мы заглянули в книгу и ознакомились с ещё одной страницей. Узнали лишь малую часть того интересного , что известно об этих животных. И вместе с тем я увидела, как вы были причастны к работе. Хочется верить, что вы сделали пусть небольшие, но открытия в познании природы» Спасибо за работу. | Оценивание учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ОСОБЕННОСТИ ВОДНЫХ ПОХОДОВ. УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ БАЙДАРКИ «ТАЙМЕНЬ – 2»» с учащимися группы УТ-1. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович
Дата проведения: 3 октября 2012 г. Время проведения: 8-30 – 10-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 3 (левый берег реки Протока) Вид труда: Теоретическое занятие элементами практическо...
Открытый урок по теме :"Водная среда обитания" по природоведению в 5 классе
Урок критического мышления, вполне соответствует требованиям ФГОС...
Конспект открытого урока "Внутренние воды и моря. Особенности водных природных комплексов России" 8 класс (интегрированный урок география+химия+ИКТ+история)
Урок-путешествие, урок-игра. К уроку создана презентация для погружения в тему "Вода...Вода..." Презентации, созданные учащимися во время урока не смогли скачаться....
Сценарий открытия выставки-конкурса «Мой зеленый мир. Водная среда»
Литературно-музыкальная программа....
Конспект урока на тему : Среда водных растворов электролитов.
Формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении среды водных растворов электролитов и методов ее методов ее качественного анализа....
Конспект открытого занятия по строительному делу в 6 классе. Свойство цвета. Виды цветового спектра, применение водных колеров.
Цель: закрепить знания о водных колерах, их составе, применении.Коррекционно-образовательные: · расширить знания обучающихся по технологии ...
Методическая разработка открытого урока биологии Среды обитания организмов (водная, наземно – воздушная)
Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий). Цель урока: ученик различает особенности разных сред обитания организмов и...