Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 7 класс Учебник: В.В.Латюшин, В.А, Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии 7 класс | 337.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №22 х. Кривой Лиман
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор Г.А. Редько
Приказ от «28» августа 2014 г. № 195
Рабочая программа
По Биологии
Уровень общего образования: основное общее 7 класс
Количество часов 70
Учитель Наконечная Ольга Викторовна
Программа разработана на основе: Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы (Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)
Изменения и дополнения, внесённые в рабочую программу в течение учебного года.
Основание (дата и номер приказа) | Дата |
Раздел I Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;
- Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы (Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Учебник: В.В.Латюшин, В.А, Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2012.- 304с.
Рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю (70 часов).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 7 ого класса включает в себе сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Цели:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
- овладения умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание позитивного целостного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи обучения:
- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учениками знаний по анатомии, морфологии и систематике животных в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 68 уроков
- продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков: умение работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, проводить биологические эксперименты, вести наблюдения в природе; умение распознавать наиболее распространённых животных своей местности через лабораторные работы, экскурсии.
- продолжить развивать у детей общеучебные умения:
особое внимание уделить развитию у семиклассников информационной компетентности (умения находить необходимые сведения в тексте учебника и другой литературе, составлять план и конспект прочитанного через систему разнообразных заданий для работы с учебником, подготовку детьми сообщений и рефератов, межпредметные домашние задания
- закрепить интерес к изучению биологии через разнообразные формы уроков
- развивать творческие способности учеников через систему креативных заданий
развития:
- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер:
-продолжить развитие внимания, памяти,
-особое внимание обратить на развитие мышления (способности производить анализ и синтез),
-развивать стремление добиваться особых успехов,
- продолжить формирование положительного отношения к учёбе через учебный материал уроков
воспитания:
- способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей (особое внимание обратить на воспитание у семиклассников желания охранять природу, продолжить развивать умение жить в коллективе)
Раздел II Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии ученик должен
Знать/ понимать
- Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона
- Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
- Особенности строения организмов животных разных систематических групп
Уметь
- Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды
- Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты
- Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.
- Выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем
- Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- Определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация)
- Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
- Оказания первой помощи при укусах животных
- Соблюдения правил поведения в окружающей среде
- Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
Раздел III Место учебного предмета в учебном плане
Согласно действующему Базисному учебному плану 2004 года, учебному плану школы на 2014-2015 учебный год, годовому календарному учебному графику на 2014-2015 учебный год рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, всего 70 часов.
Раздел IV Содержание учебного предмета
«Животные» 7 класс.
Введение. (2 ч)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
1.Многообразие животных. Простейшие (2 часа)
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
2. Многоклеточные организмы. Беспозвоночные (23ч)
Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с многообразием круглых червей.
Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа Внешнее строение дождевого червя.
Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.
Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.
Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №4 Изучение представителей отрядов насекомых.
Контрольная работа по классу ракообразные, паукообразные.
Контрольная работа по теме «Членистоногие»
3.Многоклеточные организмы. Позвоночные (20 часов)
Тип хордовые. Класс ланцетники.
Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №5 Внешнее строение и особенности передвижения рыбы.
Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №6 Изучение внешнего строения птиц.
Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильма.
Контрольная работа по теме «Многоклеточные организмы. Хордовые»
4. Эволюция строения и функций органов и их систем. Индивидуальное развитие (14 часов) Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторные работы№7, №8
Изучение особенностей различных покровов тела.
Наблюдение за способами передвижения животных.
Наблюдение за способами дыхания животных. Наблюдение за особенностями питания животных. Знакомство с различными органами чувств у животных. Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Итоговая контрольная работа за курс зоологии
5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле. (4ч)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных. Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
6. Биоценозы (2ч)
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (3ч)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Раздел V Тематическое планирование
Разделы | Характеристика основных видов деятельности ученика | Часы | Дата | Контроль | Дата | Лабораторные работы | Дата | |||
План | Факт | план | факт | план | факт | |||||
Введение. | Работа с текстом учебника, в тетради | 2 | 02.09-4.09 | - | - | |||||
Многообразие животных. Простейшие. | Работа с рисунками в учебнике, в тетради | 2 | 9.09-11.09 | - | ||||||
Многоклеточные организмы. Беспозвоночные. | Работа с рисунками в учебнике, в тетради | 23 | 16.09-9.12 | 2 | 30.10 9.12 | 4 | 2.10 9.10 14.10 11.11 | |||
Многоклеточные организмы. Позвоночные. | Работа с рисунками в учебнике, в тетради | 20 | 11.12-3.03 | 1 | 3.03 | 2 | 18.12 27.01 | |||
Эволюция строения и функций органов и их систем. Индивидуальное развитие. | Работа с рисунками в учебнике, в тетради | 14 | 5.03-28.04 | 1 | 28.04 | 2 | 5.03 12.03 | |||
Развитие и закономерности размещения животных на Земле. | Работа с рисунками в учебнике, в тетради | 4 | 30.04-12.05 | - | - | |||||
Биоценозы. | Работа с рисунками в учебнике, в тетради | 2 | 14.05-19.05 | - | - | |||||
Животный мир и хозяйственная деятельность человека. | Работа с рисунками в учебнике, в тетради | 3 | 21.05-28.05 | - | - | |||||
Итого | 70 | 4 | 8 |
Раздел VI Календарно-тематическое планирование
Раздел VII Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. В.В.Латюшин, В.А, Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник. – М.: Дрофа, 2012.- 304с.
2. Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Латюшина, В,А, Шапкина /авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2012
3. Латюшин, В. В., Уфимцева, Г. А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные»: пособие для учителя. -М.: Дрофа, 2001.- 192 с.
Интернет-ресурсы:
http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru - научные новости биологии
www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Раздел VIII Результаты освоения учебного курса и система их оценки
В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен знать
- Признаки животных;
- животных своего региона;
уметь находить:
- в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
- в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о животных;
объяснять:
- родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека;
- взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
- родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
проводить простые биологические исследования:
- наблюдать за сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- по результатам наблюдений распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;
- сравнивать биологические объекты (организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными
- оказания первой помощи при укусах животных;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания домашних животных, ухода за ними.
Критерии оценок
Устный ответ.
Оценка «5» ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, таблицами и схемами, сопутствующими ответу и сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка «4» ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри предметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка «3» ставится, если ученик:
усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
не делает выводов и обобщений.
не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Письменный ответ
Оценка «5» ставится в случае:
Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, соблюдение культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае:
Знания всего изученного программного материала. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри предметные связи, применять полученные знания на практике. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий) ставится в случае: Знания и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится в случае:
Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится, если ученик: выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если ученик: допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»; или если правильно выполнил менее половины работы.
Согласовано: Согласовано:
Протокол заседания методического совета Заместитель директора по УВР
МБОУ-СОШ №22 х.Кривой Лиман от 2014г. № Булько С.Е._______________________
Руководитель МС ___________________ _________________.2014г.
/ Зинкевич Е.В./
Контрольная работа по теме «Членистоногие»
1 вариант
- Все членистоногие имеют ______________ симметрию тела.
- Тело всех членистоногих имеет ______________ покров.
- У ракообразных тело подразделяется на отделы: ______________ .
- Во время роста и развития членистоногие часто меняют покров, этот процесс называется _______________ .
- У пауков ____________ глаз, по строению глаза _______________ .
- У рака короткие усики служат для _____________ , длинные - для __________ .
- Органы дыхания у насекомых - _________________ .
- У паука – крестовика количество ходильных ног - _________________ .
- Заболевание чесотку вызывает - _________________ .
- У пчел развитие происходит с ____________________________ .
- Переносчиком заболевания малярия является ____________________ .
- Кузнечики и саранча относятся к отряду ____________________ .
- Личинки комаров и стрекоз живут в ____________.
- Для получения натурального шелка используют паутину _____________ .
- Ротовой аппарат у бабочек - ______________ , сворачивающийся в спираль.
2 вариант
- В тип Членистоногие входят следующие классы -_____________________ .
- По строению конечности у животных типа Членистоногие -________________.
- У насекомых тело подразделяется на отделы: ______________ .
- Кровеносная система Членистоногих ________________ .
- У рака __________ глаз, глаза ________________.
- Органы дыхания у паука - _____________ и _____________ .
- У насекомых ________________ усиков.
- Паутинные бородавки у паука-крестовика располагаются на нижней стороне ______________ .
- У комнатной мухи __________________ ходильных ног.
- Рабочие пчелы - это неполовозрелые ______________ .
- Слепень и овод относятся к отряду ___________________ .
- У бабочек крылья покрыты _____________, заполненными красящими пигментами.
- Переносчиками заболевания чума являются насекомые - _______________ .
- В тело личинок вредных насекомых откладывают свои яйца _______________ .
- Стрекозы по типу питания - ____________________ .
Контрольная работа по теме «Многоклеточные организмы. Хордовые»
I вариант
I . Какие утверждения являются верными?
1. Млекопитающие – это теплокровные животные.
2. Все травоядные млекопитающие имеют сложный желудок, состоящий из 4-х отделов.
3. .У всех млекопитающих 4-х камерное сердце и 2 круга кровообращения.
4. Первозвери откладывают и насиживают яйца.
5. Синий кит относится к усатым китам.
6. Крот на зиму впадает в спячку.
7. Медведи передвигаются на пальцах конечностей.
8. Кролики относятся к отряду грызунов.
9. Рукокрылые в полете ориентируются при помощи эхолокации.
10. Сумчатые рождают вполне сформировавшихся детенышей.
11. Бивни слона образовались из коренных зубов.
12. У тапиров на передних и задних конечностях разное количество пальцев.
13. Помесь осла и кобылы – мул, он способен давать плодовитое потомство.
14. Грызуны – самый большой по числу видов отряд млекопитающих.
15. Бобры строят запруды потому, что питаются рыбой
II Приведите как минимум по два-три примера представителей:
А) грызунов б) непарнокопытных, в) ластоногих г) дневных хищных птиц
III Расскажите о земноводных – особенности строения, размножения, дыхания, жизнедеятельности, многообразии видов
IV Назовите черты приспособленности птиц к полету
II вариант
I . Какие утверждения являются верными?
1. Все млекопитающие рождают живых детенышей.
2. У всех млекопитающих в шейном отделе семь позвонков.
3. Все млекопитающие вскармливают детенышей молоком.
4. Ежи зимой так же активны, как и летом.
5. У носорогов, в зависимости от вида, на передней части морды может быть от одного до пяти рогов
6. Все летучие мыши приносят вред человеку.
7. Крольчата, в отличие от зайчат, рождаются слепыми и беспомощными.
8. У большинства кошачьих втягивающиеся когти.
9. Бурые медведи – самые крупные наземные хищники.
10. Ластоногие размножаются и выкармливают потомство в воде.
11. Кабаны относятся к отряду Непарнокопытных.
12. Гориллы и орангутанги относятся к человекообразным обезьянам.
13. У жвачных животных пища, в первую очередь, попадает в сычуг.
14. Утконосы распространены в Африке и Азии.
15. У приматов бинокулярное зрение.
II Приведите как минимум по два-три примера представителей:
А) сумчатых б) парнокопытных, в) хищников г) ночных хищных птиц
III . Расскажите о пресмыкающихся – особенности строения, размножения, дыхания, жизнедеятельности, многообразии видов
IV. Назовите черты приспособленности рыб к водному образу жизни
Итоговая контрольная работа.
Вариант I
Задание А
1. К простейшим относятся животные, тело которых состоит из:
а) двух клеток; б) одной клетки; в) множества клеток
2. Одноклеточные животные размножаются:
а) половым способом; б) бесполым способом;
в) бесполым и половым способами.
3. Основной отличительный признак кишечнополостных:
а) наличие стрекательных клеток;
б) наличие пищеварительной системы;
в) наличие внутреннего скелета.
4. Пищеварительная система отсутствует у:
а) ресничных червей; б) сосальщиков; в) ленточных червей.
5. Класс Ракообразные относится к типу:
а) Кольчатые черви; б) Членистоногие; в) Ленточные черви.
6. Тело паукообразных несет:
а) три пары конечностей; б) четыре пары конечностей;
в) пять пар конечностей.
7. Тело насекомых состоит из:
а) двух отделов; б) трех отделов; в) четырех отделов.
8. Тело костных рыб покрыто:
а) слизью; б) костной чешуей; в) костной чешуей и слизью.
9. Нервная система рыб расположена:
а) на спинной стороне тела; б) на брюшной стороне тела.
10. Жизнь земноводных проходит:
а) на суше; б) в воде; в) в воде и на суше.
11. Сердце земноводных:
а) однокамерное; б) двухкамерное; в) трехкамерное.
12. В шейном отделе ящерицы:
а) 2 позвонка; б) 4 позвонка; в) 8 позвонков.
13. Свою добычу целиком заглатывают:
а) только ядовитые змеи; б) только удавы; в) все змеи.
14. летающим птицам относят:
а) журавля; б) киви; в) пингвина.
15. Костный киль, расположенный на грудине:
а) обеспечивает обтекаемость тела птицы;
б) является местом прикрепления летательных мышц.
16. Все млекопитающие дышат при помощи:
а) кожи; б) жабр; в) легких.
Задание В
17. Каких систем органов нет у бычьего цепня?
18. Имеют ли круглые черви кровеносную систему?
19. Какого цвета кровь у осьминога?
20. Как называются сложные глаза у рака?
21. Пауки по способу питания являются?
22. Какие рыбы относятся к хрящевым?
23. Как узнать возраст рыбы?
24. Какая железа развита у птиц?
Задание С
С1 Как отличить безногую ящерицу от змеи?
С2 Что такое птичье молоко?
С3 Какие детеныши рождаются у сумчатых животных?
Вариант II
Задание А
1. План строения простейших соответствует общим чертам организации:
а) ядерной клетки; б) безъядерной клетки.
2. Среди жгутиковых встречаются типы питания:
а) автотрофный; б) гетеротрофный; в) миксотрофный.
3. Пищеварение у гидр:
а) комбинированное; б) внутриклеточное; в) полостное.
4. Глаза встречаются у:
а) ресничных червей; б) сосальщиков; в) ленточных червей.
5. Желудок рака состоит из:
а) одного отдела; б) двух отделов; в) трех отделов.
6. Тело пауков состоит из:
а) одного отдела; б) двух отделов; в) трех отделов.
7. Насекомые имеют:
а) две пары конечностей;
б) три пары конечностей;
в) пять пар конечностей.
8. Сердце рыб:
а) однокамерное; б) двухкамерное; в) трехкамерное.
9. Для большинства рыб характерно:
а) наружное оплодотворение; б) внутреннее оплодотворение.
10. Лягушки имеют орган боковой линии:
а) только в период личиночного развития;
б) только во взрослом состоянии.
11. Шейный отдел позвоночника земноводных представлен:
а) одним позвонком; б) двумя позвонками; в) семью позвонками.
12. Все рептилии дышат:
а) только легкими; б) легкими и кожей; в) только кожей.
13. Сердце большинства рептилий :
а) однокамерное; б) трехкамерное. в) четырехкамерное.
14. Все современные птицы:
а) не имеют зубов;
б) имеют зубы только во взрослом состоянии;
в) имеют зубы в птенцовом возрасте.
15. У птиц хорошо развиты:
а) обоняние; б) слух и зрение; в) осязание.
16. Для млекопитающих характерны зубы:
а) все конической формы;
б) только клыки;
в) резцы, клыки и коренные.
Задание В
17. Кто является основным хозяином бычьего цепня?
18. Где паразитирует человеческая аскарида?
19. Как образуется жемчуг?
20. Какое зрение у ракообразных?
21. Чем дышат насекомые?
22. Назовите кистеперую рыбу.
23. От кого произошли земноводные?
24. Какие животные относятся к яйцекладущим или однопроходным?
Задание С
С1 Как отличить лягушку от жабы?
С2 Какую деталь одежды ученые скопировали с пера птицы?
С3 Чем отличаются гнездовые птенцы от выводковых?
Вариант 1
Ответ на задание А
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | А11 | А12 | А13 | А14 | А15 | А16 |
Б | Б | А | В | Б | Б | Б | В | А | В | В | В | В | А | Б | В |
Ответ на задание В
17. Дыхательной, нервной, кровеносной, пищеварительной.
18. Нет
19. Голубая, т.к. содержит медь
20. Фасеточные.
21. Хищники.
22. Акулы, скаты, химеры.
23. По чешуе, подсчитать годичные кольца.
24. Копчиковая.
Ответ на задание С
1. У ящериц веки не срощены, они моргают, а змеи не моргают.
2. Это сметанообразная кашица в зобе птиц образовавшаяся из жира под действием ферментов.
3. Маленькие, недоразвитые, 2-3 см.
Вариант 2
Ответ на задание А
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | А11 | А12 | А13 | А14 | А15 | А16 |
А | В | А | А | Б | Б | Б | Б | А | А | А | А | Б | А | Б | В |
Ответ на задание В
17. Человек.
18. В кишечнике человека.
19. В мантийную полость моллюска попадает песчинка и обволакивается перламутром.
20. Мозаичное.
21. Трахеями.
22. Латимерия.
23. От древних кистеперых рыб.
24. Утконос и ехидна.
Ответ на задание С
1. У жабы кожа более сухая, покрыта бородавками, жабы крупнее лягушек.
2. Замок - «молния».
3. Гнездовые птицы слепые, не оперенные, беспомощные, их долгое время выкармливают и обогревают родители, а выводковые птицы через несколько часов сдуют за матерью и сами начинают питаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...