Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Наконечная Ольга Викторовна

Рабочая программа по биологии 6 класс Учебник: Пасечник, В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / В.В. Пасечник

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение – средняя общеобразовательная школа  №22 х. Кривой Лиман

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор Г.А. Редько

Приказ от «28» августа 2014 г. № 195

Рабочая программа

По Биологии

Уровень общего образования: основное общее 6 класс

Количество часов  34

Учитель Наконечная Ольга Викторовна

Программа разработана на основе: Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы  (Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)

Изменения и дополнения, внесённые в рабочую программу в течение учебного года.

Основание (дата и номер приказа)

Дата

Раздел I Пояснительная записка

Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;
  • Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы  (Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных  (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Учебник: Пасечник, В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / В.В. Пасечник, -12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. – 272с.:ил.

                 Программа рассчитана на 1 час в неделю (35 часа). В ней содержатся разделы и темы, изучаемые в общеобразовательной школе, и соответствуют содержанию действующей программе. Учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Рабочая программа опирается на знания учащихся, полученные при изучении курса природоведения.

          Содержание курса биологии 6 класса способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического патриотического, трудового воспитания школьников.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений  в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • дать общее представление о трех царствах живых организмов - бактериях, грибах и растениях;
  • изучить особенности строения жизнедеятельности и значение отделов растений; строение и жизнедеятельность покрытосеменных растений, а также основы классификации их;
  • дать представление об историческом развитии растений, растительных сообществах, их изменении под влиянием деятельности человека и как следствие, необходимости охраны сообществ.

Задачи:

1.  Знакомить учащихся с общебиологическими проблемами, которые раскрываются в содержании данного учебного предмета.

2.  Показать особенность общебиологических знаний, имеющих обобщенный характер.

3.  Выработать навыки четкого изложения знаний, а также умение анализировать и обобщать явления и факты.

4.  Продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни.

5.  Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Программой курса предусмотрено проведение лабораторно- практических уроков, выполнение самостоятельных, домашних работ.

Раздел II Общая характеристика учебного предмета

Основная цель курса «Биология. Бактерии, грибы, растения» - осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки для формирования осознанного отношения к сохранению окружающей среды и ценности здоровья человека.

Задачами курса является:

- выяснение, чем живая природа отличается от неживой;

- формирование общих представлений о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе;

-получение сведения о клетке, тканях и органах живых организмов

- углубление знаний об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии ученик должен

Знать/ понимать

  • Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона
  • Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
  • Особенности строения организмов животных разных систематических групп

Уметь

  • Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды
  • Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых  и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты
  • Распознавать и описывать: на таблицах основные  части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных  отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.
  • Выявлять изменчивость  организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем
  • Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • Определять принадлежность  животных определенной систематической группе (классификация)
  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
  • Оказания первой помощи при укусах животных
  • Соблюдения правил поведения в окружающей среде
  • Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

Раздел III Место учебного предмета в учебном плане

Биология входит в предметную область «Естественнонаучные предметы». Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 6 классе 35 часов. На основании Годового календарного учебного графика на 2014-2015 учебный год, учебного плана школы – 34 часа.

Раздел IV Содержание учебного предмета

1. Введение. Клеточное строение организмов (4 ч)

Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

2. Царство бактерии (2 ч)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

3. Царство грибы (3 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

Лабораторные работы

Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом. Изучение строения тел шляпочных грибов.

4. Царство растения (6 ч)

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Лабораторные работы

Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

 Изучение строения мха (на местных видах).

Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).

Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (7 ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней. Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Лабораторные работы

Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.

Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы. Изучение внешнего и внутреннего строения корня.

Изучение строения почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.

Изучение строения листа.

Изучение макро- и микростроения стебля.

Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).

Изучение строения цветка. Ознакомление с различными видами соцветий.

Ознакомление с сухими и сочными плодами.

6. Жизнь растений (5ч)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Этапы развития. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. Растение – целостный организм.

Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторная работа

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Практические работы

Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсия: зимние явления в жизни растений.

7. Классификация растений (3 ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика 3 семейств с учетом местных условий. Класс однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности).

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторная работа

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

8. Природные сообщества и Развитие растительного мира (4 ч)

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.

Демонстрация отпечатков ископаемых растений.

Раздел V Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки изучения тем

Характеристика основных видов деятельности ученика

Проверочные работы

Дата контроля

1

ВВЕДЕНИЕ

1

05.09

Обсуждение, сравнение

2

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ  

3

12.09-26.09

Изучение строения микроскопа

3

ЦАРСТВО БАКТЕРИЙ

2

03.10-10.10

Работа с учебником, схемами

4

ЦАРСТВО ГРИБЫ

3

17.10-31.10

Работа с учебником, схемами

5

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ

6

14.11-19.12

Работа с учебником

6

СТРОЕНИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ

7

26.12-20.02

Работа с рисунками, гербарием

7

ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ

5

27.02-3.04

Работа с учебником

8

КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ

3

10.04-24.04

Работа с гербарным материалом.

9

ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА

3

8.05-22.05

Работа с текстом учебника, рисунками

1

15.05

10

РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА

1

29.05

Итого:

34

1

Раздел VI Календарно-тематическое планирование уроков

«Биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс

Цель: создать условия для понимания учащимися значения биологии как науки для изучения основных Царств живых организмов, для приобретения навыков наблюдения за сезонными изменениями в растительном мире.

 

Тема урока

Базовый уровень содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Творческие

задания

Оборудование

Виды

 контроля

Дата

Д/з

план.

факт

1 (1)

Биология – наука о живой природе


Биология. Экология.

Фенология. Основные царства  живых организмов: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Фенологичес-кие наблюдения за растениями осенью

Называть основные царства живых организмов, перечислять методы изучения растений
Приводить примерызначения биологических знаний
Давать определение термину «биология»
Наблюдать за сезонными изменениями растений

Фенологические наблюдения «Осенние явления в жизни растений»

Комнатные растения, гербарный материал растений, муляжи корнеплодов, овощей, плодов, открытки с изображением растений из Красной книги, букет  из осенних цветов

Текущий контроль

05.09

Введение. Биология – наука о живой природе. РТ №1,2

  1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ  (3 Ч.)

Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения растительной клетки и клеточных структур, особенности процессов жизнедеятельности растительных клеток; особенности строения и функционирования тканей растения как единого живого организма.

1 (2)

Устройство увеличительных приборов.

Строение клетки

Хлоропласт

Хлорофилл

Клетки кожицы чешуи лука и мякоти листа

Знать: устройство лупы, микроскопа, правила пользования оптическими приборами; строение растительной клетки.

Уметь: настраивать микроскоп, готовить его к работе, готовить микропрепараты и рассматривать их, находить нужные части клетки на микропрепарате, понимать значение слов: микроскоп, тубус, окуляр, объектив, щтатив, микропрепарат

Модулирование клетки

Микроскопы.

Текущий контроль

12.09

§1,2, вопросы, РТ №3,9

2 (3)

Жизнедеятельность клетки

Хромосомы. Процессы. Поступление веществ  в клетку, движение цитоплазмы; Деление и рост. Особенности строения молодой и старой клетки

Называть:

  • структуры клетки, участвующие в делении
  • роль хромосом

Распознавать и описывать последовательность стадий деления клетки
Отличать старую клетку от молодой клетки

Таблица «Строение растительной клетки, таблицы со схемами деления клетки

Текущий контроль

19.09

§3, вопросы

3 (4)

Ткань. Виды: покровные, механические, проводящие, основные

Ткань. Виды: покровные, механические, проводящие, основные

Давать определение термину – «ткань»
Приводить примерыразных видов тканей
Распознавать и описывать строение тканей растения
Объяснять последствия для растения нарушение человеком покровной ткани

Самостоятельная работа

26.09

§4, вопросы

2. ЦАРСТВО БАКТЕРИЙ (2 Ч.)

Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения бактериальной клетки, отличительных особенностей строения  бактерий, их значения в природе и жизни человека.

1(5)

Строение и жизнедеятельность бактерий

Бактерии, паразиты, сапротрофы, спора

Базисный уровень: 
Распознавать и описывать по немому рисунку строение бактериальной клетки
Выделятьотличительные особенности бактерий
Объяснять, что бактерии живые организмы
Сравниватьстроение бактериальной и растительной клетки

Таблица «Бактерии».

Текущий контроль

03.10

§5, вопросы

2 (6)

Роль бактерий в природе и жизни человека

Симбиоз. Бактерии разложения, гниения, клубеньковые, молочнокислые, болезнетворные

Приводить примеры положительного и отрицательного значения бактерий
Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека

Аргументировать свою точку зрения о необходимости использования микробиологического метода борьбы с насекомыми–вредителями

Текущий контроль

10.10

§6, вопросы

  1. ЦАРСТВО ГРИБЫ (3 ч.)

Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения и жизнедеятельности представителей Царства Грибы, их значения в природе и жизни человека; для формирования бережного отношения к природе.

1 (7)

Общая характеристика грибов

Грибница, плодовое тело, сапрофиты, паразиты

Давать определение терминамсапрофиты, паразиты
Выделять признаки царства грибов
Объяснять роль грибов в природе и жизни человека 
Сравнивать грибы с растениями и животными

Модулирование шляпочного гриба

Муляжи шляпочных грибов, хлеб или апельсиновая корка с плесневыми грибами, таблица «Строение шляпочных грибов»

Текущий контроль

17.10

§7, вопросы

2 (8)

Шляпочные грибы

Мицелий, микориза

Давать определение терминам «мицелий», «микориза», «паразиты»
Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в Ростовской области Распознавать по немому рисунку представителей шляпочных грибов и описыватьстроение шляпочных грибов
Различатьядовитые и съедобные грибы

Сообщения «Дружба с деревьями» « Кольца ведьм»

Муляжи грибов, таблица «Строение шляпочных грибов», открытки, фото, рисунки ядовитых грибов, живые объекты

Текущий контроль

24.10

§8, вопросы

3 (9)

Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты

Распознаватьиописывать строение мукора и пеницилла
Объяснять пути заражения грибами-паразитами
Выявлять влияние грибов –паразитов на растения

Находить деревья , зараженные грибами –трутовиками

Тестирование

31.10

§9, 10, вопросы

  1. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (6 Ч.)

Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения и жизнедеятельности низших и высших растений и их роли в природе и жизни человека; для формирования навыков определения и сравнения различных групп растений; для понимания особенностей приспособления растений к среде обитания и процессов эволюционного преобразования растительного мира на планете.

1 (10)

Разнообразие, распространение, значение растений

Низшие растения, таллом, высшие растения

Давать определениетермину «ботаника»
Перечислять основные группы растений приводить примеры основных групп растений
Выделять особенности строения низших и высших растений

Таблица «Природное сообщество лес»; таблица «Одноклеточное водоросли» ;гербарий.

Текущий контроль

14.11

§11, вопросы

2 (11)

Водоросли

Ризоиды

Знать: что водоросли –самые древние растения на Земле; водоросли – низшие растения; особенности строения и способы размножения одноклеточных водорослей; значение одноклеточных водорослей в природе и хоз.деятельности человека

Прогнозировать последствия исчезновения водорослей на Земле

Таблица «Одноклеточ-ные водоросли», «Зеленые нитчатые водоросли», «Бурые и красные водоросли».

Текущий контроль

21.11

§12, вопросы

3 (12)

Лишайники

Знать: строение слоевища лишайника, что лишайник – симбиоз водоросли и гриба; способы размножения лишайников, значение их в природе и использование человеком;

Уметь: различать кустистые, листовые, накипные лишайники; объяснять явление симбиоза

Определять формы лишайников своей местности

Табл. «Лишайники».

Текущий контроль

28.11

§13, вопросы

4 (13)

Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники.

Споровые растения, спорангий, сперматозоид, яйцеклетка

Давать определение термину «высшие растения»
Распознавать и описывать внешнее строение мхов
Распознавать растения отдела Моховидные
Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу
Объяснять роль мхов в природе и жизни человека, происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей

Таблицы «Зеленый мох кукушкин лен», «Болот-ный мох сфагнум», «Папоротник. Цикл  развития папоротника», «Хвощи. Плауны», гербарный материал с образцами мхов, папоротника, хвоща коллекция «Торф и продукты его переработ»

Текущий контроль

5.12

§14,15, вопросы

5 (14)

Голосеменные

Голосеменные растения, фитонциды

Давать определение терминуголосеменные растения.
Распознавать растения отдела Голосеменные растения
Распознаватьиописыватьнаиболее представителей голосеменных 
Выделятьприспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги

Гербарный материал

Текущий контроль

12.12

§16, вопросы

6 (15)

Покрытосеменные, или Цветковые

Однолетние, многолетние растения

Знать: что цветок – орган семенного размножения покрытосеменных, что семена защищены плодом, органы – корень, побег, цветок, плод; приспособительные признаки; наличие вегетативного способа размножения; значение в природе и жизни человека; способы защиты и охраны цветковых растений, различия между культурными и дикорастущими растениями

Изучать различные жизненные формы растений и нарисовать их силуэты

Комнатные растения таблицы «Типы плодов», «Соцветия»

Тестирование

19.12

§17, вопросы

  1. СТРОЕНИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ (7 Ч.)

Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей внешнего строения покрытосеменных растений; особенности строения семян; признаков однодольных и двудольных растений; для формирования навыков сравнения однодольных и двудольных растений, определения принадлежности растений к различным группам (масличные, кормовые культуры, лекарственные растения и т.д.); для формирования навыков определения жизненных форм растений; для понимания необходимости сохранения многообразия покрытосеменных растений на нашей планете.

1 (16)

Строение семян

Однодольные, двудольные, эндосперм

Знать: роль семян в жизни растений, значение слов семядоля, микропиле, рубчик; где находятся питательные вещества в семенах.

Уметь: находить в тексте учебника необходимую информацию, проводить наблюдения и делать по ним выводы

Устанавливать соответствие между частями семени и органами развивающегося проростка

таблица «Строение семени  растения

Текущий контроль

26.12

§18, вопросы

2 (17)

Строение и функции корня

Корневой волосок Ткани: покровная, образовательная, механическая,  проводящая всасывающая, основная,

Знать: функции корня; различия между тремя видами корней: главным, боковыми и придаточными., особенности стержневой и мочковатой корневых систем, значение окучивания для культурных растений.

Модулирование видов корня

гербарий «Типы корневых систем», таблица «Строение стерж. и мочков. кор. с»

Текущий контроль

16.01

§19-21, вопросы

3 (18)

Побег и почки

Побег, узлы, междоузлия

Распознавать и описывать на живых объектах строение: побега, почки
Приводить примерырастений, имеющих видоизмененные побеги
Объяснять, что почка – видоизмененный побег

Определять названия деревьев и кустарников растущих около школы и дома

Комнатные растения, таблицы «Листорасположение», «Расположение почек на побеге» ; «Конус нарастания»

Текущий контроль

23.01

§22, вопросы

4 (19)

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа

Знать: функции листа; из каких частей состоит лист; отличия между черешковыми и сидячими листьями; признаки простых и сложных листьев.

Уметь: различать сидячие и черещковые листья, находить на листе листовую пластинку и черешок; определять виды простых и сложных листьев; называть и определять признаки однодольных о двудольных растений.

Коллекции простых и сложных листьев с различными листовыми пластинками и типами жилкования; таблица «Клеточное строение листа»

Текущий контроль

30.01

§23-24, вопросы

5 (20)

Видоизменение листьев, побегов. Строение стебля.

Кора, камбий, древесина, сердцевина, кожица, пробка, лубяные волокна, ситовидные трубки

Распознавать и описывать по рисунку и на микропрепаратах клеточное строение листа
Называтьфункции кожицы листа, мякоти листа и жилок
Распознавать и описывать строение листа
знать значение слов кожица листа, устьица. Столбчатая и губчатая ткани, межклетники, проводящие пучки. Мякоть листа, Осмос,  транспирация

Почему  не все древесные породы имеют годичные кольца?

таблица «Микроскопическое строение стебля»

Текущий контроль

6.02

§25-26-27, вопросы

6 (21)

Цветок.

Соцветия.

Цветок, обоеполые цветки, раздельнополые цветки, однодомные растения, двудомные растения, соцветия

Знать: что цветок-видоизмененный побег, строение цветка; отличительные черты цветков с простым и двойным околоцветником, признаки правильных и неправильных цветков, строение тычинок и пестиков; обоеполые и раздельнополые цветки; однодомные и двудомные растения; значение терминов: пестик, тычинка, лепестки, венчик, чашечка, чашелистики, цветоножка, пыльник, тычиночная нить, рыльце, столбик, завязь. Семезачаток.

Уметь: узнавать и называть части цветка; определять правильные и неправильные цветки, отличать обоеполые о раздельнополые цветки; выделять из знакомых растений однодомные о двудомные.

Из гербария найти различные виды соцветия, начертит их схемы, составлять формулы цветков

Цветущие комнатные растения; таблица «Строение цветка»,   «Соцветия простые и сложные».

Текущий контроль

13.02

§28-29, вопросы

7 (22)

Плоды. Распространение плодов и семян

Плод

Называть функции плодов;
Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов

Собирать рисунки различных  плодов

 

Коллекция плодов и семян, распростра-няющихся разными способами;  таблица «Способы распростране-ния плодов и семян», «Сухие плоды», «Сочные плоды», муляжи плодов;

Текущий контроль

20.02

§30-31, вопросы

  1. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ( 5Ч.)

Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей происходящих в растительном организме процессов и значения этих жизненноважных процессов для растений; для получения навыков постановки опытов, наблюдения результатов и формулировки выводов; для осознания целостного восприятия растительного организма; для понимания космической роли растений.

1 (23)

Обмен веществ у растений

Знать: вещества органические; как опытным путем определять воду, минеральные вещества, жиры. Белки, углеводы (кразмал); растения, богатые жирами, углеводами, белками.

Уметь : пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы в результате наблюдений; отличать минеральные и органические вещества.

Прогнозировать результаты опытов «Испарение воды листьями»

Текущий контроль

27.02

§32-33, вопросы

2 (24)

Фотосинтез

Фотосинтез

Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ
Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ
Объяснять космическую роль зеленых растений

Прогнозировать результаты опытов «Передвижение по стеблю органических веществ»

Текущий контроль

6.03

§34, вопросы

3 (25)

Дыхание растений

Выделять приспособления растений для дыхания
Объяснять результаты опытов, подтверждающих дыхание у растений
Сравнивать по заданным критериямпроцессыфотосинтеза и дыхания

Прогнозировать результаты опытов

таблица «Схема процессов дыхания и воздушного питания»

Текущий контроль

13.03

§35-37, вопросы

4 (26)

Прорастание семян

Знать: условия хранения семян; причины гибели зародыша семени; признаки прорастания семян; условия, необходимые для прорастания семян; особенности роста и питания проростка.

Прогнозировать результаты опытов

Текущий контроль

20.03

§38-39, вопросы

5 (27)

Способы размножения растений

Размножение, гаметы, сперматозоид, яйцеклетка, зигота, оплодотворение

Знать: что размножение – обязательное свойство любого живого организма; отличительные признаки растений, размножающихся спорами; особенности вегетативного размножения растений; значение слов гамета, сперматозоид, спермий, яйцеклетка, зигота. 

Уметь: различать половое и бесполое размножение.

Размножения комнатных растений вегетативным путем

Таблицы «Цикл развития мха», «Цикл развития папоротника», «Вегетативное размножение растений», Половое размножение хламидомонады»

Самостоятельная работа

3.04

§40-44, вопросы

  1. Классификация растений 3ч.

Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей внешнего строения покрытосеменных растений; особенности строения семян; признаков однодольных и двудольных растений; для формирования навыков сравнения однодольных и двудольных растений, определения принадлежности растений к различным группам (масличные, кормовые культуры, лекарственные растения и т.д.); для формирования навыков определения жизненных форм растений; для понимания необходимости сохранения многообразия покрытосеменных растений на нашей планете.

1 (28)

Систематика и классификация растений

Сорт, вид

Знать: что такое вид; основные таксономические единицы; принцип, по которому образованы двойные названия видов; значение бинарной номенклатуры; значение латинских названий.

Живые растения, гербарный материал

Текущий контроль

10.04

§45, вопросы

2 (29)

Сравнительная характеристика семейств класса Двудольные

Розоцветные, Крестоцветные, Пасленовые, Бобовые, Сложноцветные

Знать: признаки семейства; культурные растения; медоносы, лекарственные, сорняки.

Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать растения, давать их морфолого-биологическую характеристику; записывать и читать формулу цветка

Таблицы «Растения семейства Крестоцвет-ные», «Семейство Розоцветные», «Семейство Сложно-цветные»,

Текущий контроль

17.04

§46-51, вопросы

3 (30)

Сравнительная характеристика семейств класса Однодольные

Семейства Злаки и Лилейные

Знать: признаки семейства; культурные растения; лекарственные, значение растений названных семейств.

Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать растения, давать их морфолого-биологическую характеристику; записывать и читать формулу цветка; определять роль растений в природе , жизни и деятельности человека.

таблица «Семейство Злаковые»

Текущий контроль

24.04

§52-53, вопросы

  1. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (3 ч.)

Цель: создать условия для знакомства учащихся с растительными сообществами; с особенностями взаимосвязи растений в различных сообществах; с причинами смены сообществ и последовательностью этапов сукцессии.

1 (31)

Экологические факторы и их влияние на растения

Экологический фактор

Знать: факторы живой и неживой природы; составляющие среды жизни; о связи условий жизни и экологических факторов; влияние света, температуры, воды, минеральных веществ на растения; влияние живых организмов на растения; значение деятельности человека на растения.

Понимать значение терминов

Текущий контроль

8.05

§54-55, вопросы

2 (32)

Итоговая контрольная работа

Итоговый контроль

Контрольная работа

15.05

3 (33)

Растительные сообщества

Фитоценозы, растительность

Приводить примерырастительных сообществ
Описыватьвидовой состав растений лесного сообщества
Распознавать последовательность этапов смены растительного сообщества

Таблицы с изображе-нием леса, луга, степи; карта «Растительные зоны России»

Текущий контроль

22.05

§56-57, вопросы

9. РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (1 Ч)

1 (34)

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Знать: что изучает палеоботаника, методы изучения вымерших древних растений; причины изменений растительного мира, разницу между споровыми и семенными растениями.

Уметь: называть признаки растений отделов.

Определять принадлежность растений к низшим споровым и к высшим

Таблицы «Одноклеточ-ные водоросли», «Нитчатые зеленые водоросли», «Зеленый мох кукушкин лен», «Хвощи, плауны», «Папоротники», «Цикл развития сосны», «Строение цветка»

Текущий контроль

29.05

§58-59, вопросы

Раздел VII Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1) Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват.учеб. заведений. - М: Дрофа, 2012. – 272с.

2) Галушкова Н.И.. Поурочные разработки по биологии. 6 класс.- Изд.2-е – Волгоград: Учитель, 2012-271 стр..

3) Пасечник В. В., Снисаренко Т. А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь, 6 кл. - 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 94 с;

4) Акимушкин И. И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. - 304с. 6 ил.;

5) Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (по страницам Красной книги СССР): Кн.1. –М. : Агропромиздат, 1989. 383с: ил.;

6) Биология. Энциклопедия для детей. - М.: «Авента+», 1994, с. 92-684.;

7)  Верзипин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. - М.: Просвещение, 1994. - 218с;

8) Гарибова Л. В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. - М.: 1997. 350с;

9) Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с;

10) Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.:

1996. - 556с;

11) Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. - 320с: ил.;

12) Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г. В. Устименко. - М.: Мысль, 1994. 381с: ил.;

Интернет-ресурсы:

http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

 www.bio.nature.ru - научные новости биологии

www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

www.km.ru/education -Учебные материалы и         словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Раздел VIII Результаты освоения учебного курса и система их оценки

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса

Учащиеся должны знать:

-  строение и функции клетки;

- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений;

- сведения о таксономических единицах;

            - способы размножения бактерий, грибов, растений;

- основные этапы развития растительного мира;

- взаимосвязь растений с факторами среды;

- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;

- роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;

- охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;

- основные растения региона, особенности их возделывания.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

- вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями;

- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;

- ухаживать за растениями, выращивать их;

- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании;

- соблюдать правила поведения в природе;

- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

Критерии оценок

Устный ответ.

Оценка «5» ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, таблицами и схемами, сопутствующими ответу и сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри предметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка «3» ставится, если ученик:

усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

не делает выводов и обобщений.

не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Письменный ответ

Оценка «5» ставится в случае:

Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, соблюдение культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится в случае:

Знания всего изученного программного материала. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри предметные связи, применять полученные знания на практике. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий) ставится в случае: Знания и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится в случае:

Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка «5» ставится, если ученик: выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного –двух недочетов.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок;  или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если ученик: допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»; или если правильно выполнил менее половины работы.

Согласовано:                                                                                                                                Согласовано:

Протокол заседания методического совета                                                                                Заместитель директора по УВР  

МБОУ-СОШ №22 от               2014г. №                                                                                      Булько С.Е._______________________      

Руководитель МС ___________________                                                                                  _________________.2014г.  

                                   /   Зинкевич Е.В./        

КИМ

Итоговый контрольный срез знаний по биологии. 6 класс. 15.05.2015год

1 вариант.

Выберите один или несколько правильных ответов.

1.Биология - наука, изучающая:        

А - живую и неживую природу             В- сезонные изменения в живой природе

Б - живую природу                                 Г - жизнь растений.

2.Строение растений изучает наука:

А - экология                                            В - ботаника

Б - фенология                                          Г - биология.

3. Организм растения состоит из:

А - корня и стебля                                   В - корня и побега

Б - цветка и стебля                                  Г - цветка и плодов.

4.Главные части цветка:

А - лепестки и чашелистики                  В - цветоложе и цветоножка

Б - пестик и тычинки                              Г - столбик и рыльце

5.Главный признак плода:

А - наличие запаса питательных веществ          В - наличие семян

Б - наличие семенной кожуры                             Г - наличие сочной мякоти

6.Плодом нельзя назвать:

А - зрелое яблоко                                       В - корнеплод моркови

Б - кочан капусты                                       Г - зерно пшеницы                                          

7.Клеточное строение имеют:

А - все растения                                        В-   некоторые растения

Б - только водоросли                                Г - только Покрытосеменные растения.

8.Корневая система состоит из:

А - боковых корней                                   В - придаточных корней

Б - всех корней растения                           Г - главного и боковых корней.

9. Фотосинтез происходит :

А - только на свету                                     В - только  в листьях

Б - только в темноте                                    Г - только в зелёных частях растения.

10. К высшим растениям относятся:

А - водоросли                                             В - папоротники

Б - Голосеменные                                       Г - мхи

11. В половом размножении растений принимают участие:

А - гаметы                                                   В - споры

Б - клетки листа                                          Г - семена.

12.К классу однодольных растений относят растения, у которых:

А - зародыш имеет 2 семядоли                 В - зародыш имеет 1 семядолю

Б - мочковатая корневая система              Г - стержневая  корневая система              

13. Готовыми органическими веществами питаются:

А - зелёные растения                                  В - грибы

Б - бактерии                                                 Г - лишайники.

Итоговый  контрольный  срез знаний по биологии. 6 класс. 15.05.2015год

2 вариант.

Выберите один или несколько правильных ответов.

1.Биология - наука, изучающая:        

А - жизнь растений                               В- сезонные изменения в живой природе

Б - живую природу                                 Г - живую и неживую природу            

2.Строение растений изучает наука:

А - биология                                           В - экология

Б - фенология                                          Г - ботаника

3. Организм растения состоит из:

А - корня и стебля                                   В - корня и побега

Б - цветка и плодов                                  Г - цветка и стебля                                  

4.Главные части цветка:

А - цветоложе и цветоножка                 В - столбик и рыльце

Б - пестик и тычинки                              Г - лепестки и чашелистики                  

5.Главный признак плода:

А - наличие семян                                                В - наличие сочной мякоти

Б - наличие запаса питательных веществ          Г -наличие семенной кожуры                            

6.Плодом нельзя назвать:

А - кочан капусты                                       В - корнеплод моркови

Б - зерно пшеницы                                      Г - зрелое яблоко                                      

7.Клеточное строение имеют:

А - только водоросли                                  В-   некоторые растения

Б - только Покрытосеменные растения.   Г - все растения                                        

8.Корневая система состоит из:

А - придаточных корней                           В - боковых корней                                  

Б - главного и боковых корней.                Г -всех корней растения                          

9. Фотосинтез происходит :

А - только  в листьях                                В - только в зелёных частях растения.

Б - только на свету                                     Г - только в темноте                                    

10. К низшим растениям относятся:

А - водоросли                                             В - папоротники

Б - Голосеменные                                       Г - мхи

11. В половом размножении растений принимают участие:

А - споры                                                     В - семена.

Б - клетки листа                                          Г - гаметы

12.К классу двудольных растений относят растения, у которых:

А - зародыш имеет 2 семядоли                 В - зародыш имеет 1 семядолю

Б - мочковатая корневая система              Г - стержневая  корневая система              

13. Готовыми органическими веществами питаются:

А - лишайники.                                           В - бактерии

Б - грибы                                                      Г - зелёные растения                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...