Календарно-тематическое планирование 5 класс,ФГОС
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование, 5 класс по ФГОС,на основе учебно-методического комплекса из серии «Учитель», авторский коллектив И..И Сонин, И.В. Константинова, А.А. Плешаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_biologiya_5kl._2013.docx | 95.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Гимназия №3
«УТВЕРЖДАЮ»
________________
(О.В. Дивногорцева)
«____» ______2013г.
Рабочая программа по
5А,Б,В классы
2013-2014 учебный год
Разработчик:
Попильняк Людмила Феодосиевна;
Обсуждена и согласована на
методическом объединении
Протокол №_____от «___»_____2013г.
Принята на
педагогическом совете
Протокол №_____от «___»_____2013г.
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.
Предлагаемая рабочая программа реализуется на основе учебно-методического комплекса из серии «Учитель», авторский коллектив И..И Сонин, И.В. Константинова, А.А. Плешаков.
Учебное содержание курса включает 35 часов, 1 час в неделю.
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.
Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
Курс для учащихся 5 классов реализует следующие задачи:
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.
В основу данного курса положен системно - деятельностный подход.
Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Содержание программы
Биология. Введение в биологию. 5 класс.
(35 часов, 1 час в неделю)
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение(8ч.)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология- наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, измерение. Оборудование для научных исследований. Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка- элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы и их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества : белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы:
- Знакомство с оборудованием для научных исследований.
- Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
- Строение клеток живых организмов.
- Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Раздел 2. Многообразие живых организмов(14) .
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане ; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов .Классификация организмов. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6ч).
Три среды обитания. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков. Природные зоны Земли: тундра, тайга, травянистые равнины-степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса, смешанные и широколиственные леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы:
- Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации.
Раздел 4. Человек на Земле (5ч ).
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный(неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
- Измерение своего роста и массы тела;
- Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии
в 5 классе:
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
№ | Содержание (Раздел, тема) | Кол-во часов | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | УУД: Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные Р,П,К | Личностные | |||||
Раздел 1. Введение | 4 | ||||||
1 | Что такое живой организм | 1 | Задает вопросы, исходя из опыта учащихся; сравнивает разные живые организмы | Ищет ответы на вопросы; формирует понятие «живой организм» | Выделяет существенные признаки живых организмов; обобщает новые и полученные на уроке знания о живых организмах | Р – корректирует свои знания; контролирует, оценивает разницу между живыми организмами; П – анализирует полученные знания; структурирует полученные знания, устанавливает связь между живым и не живым организмом; К – выражает в ответах свои мысли, обсуждает с учителем и учащимися их ответы. | Осмысливает понятие «живой организм» |
2 | Науки о живой природе | 1 | Показывает рисунки, связанные с природой, противопоставляет различные науки о природе, предлагает выполнить задания | Запоминает, какая наука, с чем связана, что она изучает, выполняет задания | Распознает объекты изучения естественных наук, сравнивает науки о природе | Р – осуществляет самопроверку, оценивает значение каждой науки о природе; П – логически сравнивает науки друг с другом, преобразует полученную информацию, ищет необходимую информацию; К – выражает свои мысли в заданиях, ставит вопросы для обсуждения | Осмысливает разнообразие наук о природе |
3 | Методы изучения природы | 1 | Демонстрирует методы изучения природы, дифференцирует работу по группам, наблюдает за действиями учащихся | Воспринимает методы изучения, работает в группе, определяет основные методы биологических исследований, демонстрирует методы изучения природы | Структурирует и обобщает полученные знания, приобретает навыки их использования | Р – планирует свою работу в группе, контролирует работу других, ищет необходимую информацию; П – исследует различные методы изучения природы, моделирует изучение природы, анализирует полученные знания; К – планирует работу со сверстниками, управляет поведением партнера | Осмысление методов изучения природы |
4 | Из истории биологии. Великие естествоиспытатели | 1 | Информирует имена великих естествоиспытателей и их значение для истории биологии, создает проблемную ситуацию | Запоминает имена ученых и их значение для биологии, самостоятельно находит ответы на вопросы | Формулирует оценку вклада ученых-биологов в развитие науки, знакомится с новыми понятиями | Р – корректирует свои знания и допущенные ошибки; П – выбирает способы решения задач, ищет необходимую информацию; К – выражает в ответах свои мысли, ставит свои вопросы на обсуждение | Понимание роли исследований и открытий ученых-биологов в развитии представлений о живой природе |
Раздел 2.Клетка- основа строения и жизнедеятельности организма. | 3 | ||||||
5 | Увеличительные приборы | 1 | Показывает работу с лупой и световым микроскопом, рассказывает строение светового микроскопа, демонстрирует приготовление микропрепарата, оценивает приготовление микропрепаратов | Учится работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепарат | Знакомится с работой лупы и светового микроскопа, распознает части светового микроскопа, знакомится с микропрепара-тами | Р – ставит перед собой цель, научится делать микропрепарат, осуществляет самопроверку; П – моделирует работу с лупой и световым микроскопом, приготовление микропрепарата, преобразует полученную информацию; К – разрешает конфликты, ставит вопросы | Понимание важности открытия увеличитель-ных приборов |
6 | Живые клетки | 1 | Задает вопросы, создает проблемную ситуацию, дифференцирует работу по группам, коррекция знаний учащихся | Ищет вопросы, формулирует понятие «клетка», работает в группе, отрабатывает основные понятия | Знакомится с новыми понятиями, распознает части клетки, структурирует знания | Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты; П – предлагает способы решения, анализирует полученные знания, выделяет главное и второстепенное, моделирует строение клеток, преобразует информацию; К – выражает свои мысли, планирует свою работу в группе со сверстниками | Осознание единства строения клеток |
7 | Химический состав клетки | 1 | Информирует о химических веществах, входящих в состав клетки, противопоставляет разницу веществ живой и неживой природы | Запоминает химические вещества клетки, сравнивает химический состав тел живой и неживой природы | Знакомится с названиями химических веществ клетки, обобщает знания о клетки | Р – определяет цель важности клетки для живого организма; П – анализирует знание о клетке, её строение и составе, структурирование полученных знаний; К – разрешает конфликты | Осознание сложности строения клеток |
Раздел 3.Процессы жизнедеятельности | 2 | ||||||
8 | Обмен веществ. Питание | 1 | Задает вопросы, рассказывает о протекание обмена веществ, сравнивает питание у разных организмах | Отвечает на вопросы, воспринимает полученную информацию, объясняет разницу в питание разных организмов | Формулирует важность обмена веществ, разнообразие питания у организмов | Р – корректирует свои знания, оценивает сложность протекания обмена веществ; П – отбирает необходимую информацию об обмене веществ, соотносит свой способ питания с другими; К – ставит вопросы, выражает свои мысли | Понимание сложности строения живых организмов |
9 | Дыхание и его роль в жизни организма | 1 | Помогает выявить сущность процесса дыхания, его важность для живых организмов, сравнивает способы дыхания у разных организмов, оценивает знания учащихся по процессам жизнедеятельности | Выявляет сущность процесса дыхания, его важность для живых организмов, объясняет разницу способов дыхания у разных организмов, демонстрирует знания по процессам жизнедеятельности | Структурирует знания о способах дыхания, раскрывает роль дыхания в жизни организмов | Р – определяет цель протекания процесса дыхания, корректирует свои знания о процессах жизнедеятельности, осуществляет самоконтроль, оценивает важность процесса дыхания; П – исследует процессы жизнедеятельности, анализирует протекание дыхания, соотносит свой способ питания с другими; К – отвечает на поставленные вопросы, обсуждает их со сверстниками | Осмысление важности для живых организмов процесса дыхания |
Раздел 4. Многообразие организмов, их классификация. | 1 | ||||||
10 | Разнообразие живого | 1 | Показывает картинки разных представителей царств живой природы, помогает сравнить представителей царств живой природы, оценивает ответы учащихся | Сравнивает представителей царств, делает выводы на основе сравнения, приводит примеры основных представителей царств живой природы | Определяет предмет изучения систематики, выявляет отличительные признаки представите-лей царств жив. природы | Р – осуществляет самопроверку, корректирует свои знания; П – ищет и отбирает необходимую информацию, структурирует знания по царствам живой природы, анализирует разнообразие живых организмов; К – выражает свои мысли в ответах | Понимание разнообразия живых организмов |
11 | Раздел 5.Бактерии. Грибы. Лишайники. Бактерии. | 3 1 | Учитель дает первоначальные знания и понятия о бактериях, представителях отдельных царств живой природы. Бактерии – безъядерные одноклеточные организмы. | Учащиеся слушают новую информацию о бактериях, грибах, лишайниках; делают записи новых понятий в тетради. Пользуясь текстом параграфов учащиеся составляют опорный план-конспект. | Выделение существенных особенностей строения и функционирования бактериальных клеток. Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями. Выделение существенных особенностей представителей отдельной группы организмов – лишайников. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. | Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | |
12 | Грибы. | 1 | Учитель знакомит ребят с царством Грибов. Дает понятия грибница (мицелий), гифы, плодовое тело. Шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты. Организует проведение лабораторной работы, анализирует допущенные ошибки, корректирует знания | Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторной работы, самостоятельно находят ответы на вопросы, сравнивают строение шляпочных и плесневых грибов. Учащиеся находят основные понятия в тексте параграфа. | Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Знание правил сбора съедобных грибов. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами. Умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. | |
13 | Лишайники | 1 | Лишайники - симбиотические организмы (гриб и водоросли); индикаторы чистоты воздуха и «пионеры» почвообразовательного процесса. | Ученики заполняют опорные конспекты пользуясь текстом параграфа | Обобщение полученных знаний на уроке о применении лишайников природе и жизни человека. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед одноклассниками. | Понимание о роли лишайников в природе и жизни человека.
| |
Раздел 6. Многообразие растительного мира | 6 | |||||||
14 | Водоросли | 1 | Учитель знакомит учащихся с особенностями среды обитания, строения и жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных водорослей. Идет беседа с демонстрацией видеофрагмента «Водоросли» Организует лабораторную работу «Строение зеленых водорослей» | Учащиеся слушают учителя и затем отрабатывают новые понятия, приводят примеры. Смотрят кинофрагмент и отвечают на заданные вопросы. Выполняют лабораторную работу, делают рисунки и подписи к ним. | Выделение существенных особенностей в строении водорослей их значение в природе и жизни человека. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед одноклассниками. | Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторной работы Понимание строения водорослей связанные со средой обитания. | |
15 | Мхи. | 1 | Урок начинается с беседы о мхах с их демонстрацией на таблице и гербариях. Учитель предлагает выполнить лабораторную работу по инструктивной карточке на диске. Организует работу в группах с целью ознакомления учащихся со значением мхов в природе и жизни человека. | Учащиеся работают в группах, выполняют лабораторную работу, слушают учителя и затем отрабатывают новые понятия, приводят примеры. | Сравнивают строение водорослей и мхов. Сфагнум - торфообразующий мох. Значение мхов в природе и жизни человека. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторной работы Понимание строения мхов связанные со средой обитания. | |
16 | Папоротники. | 1 | Учитель рассказывает о представителях папоротников об особенностях их строения. Показывает коллекцию «Каменный уголь и продукты его переработки» и организует работу с ней. | Учащиеся работают с коллекцией и делают необходимые записи в тетрадь. Учащиеся находят основные понятия в тексте параграфа. | Распознают части папоротника, отличают на гербарии представителей папоротников, хвощей и плаунов. Значение папоротников в образовании каменного угля. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед одноклассниками. | Понимают необходимость воды для размножения папоротников. Выполняют ТБ Удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | |
17 | Голосеменные растения. | 1 | Мотивирует на изучение нового материала. Предлагает алгоритм действий. Выявляет опорные знания. Корректирует знания учащихся. Организует лабораторную работу «Строение хвои и шишек хвойных». | Выявляют общие черты семенных растений. Объясняют преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор. Называют виды голосеменных растений и заполняют таблицу. | Знание особенностей строения органов голосеменных на примере сосны и ели. Приводят доказательства наличия прогрессивных особенностей строения, жизнедеятельности голосеменных по сравнению со споровыми. | Познавательные УУД умеют выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делают выводы на основе полученной информации. Регулятивные УУД: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умеют представлять результаты работы. Коммуникативные УУД: умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, работают в составе творческих групп | Представляют о голосеменных как о более прогрессивных представителях растительного мира по сравнению со споровыми растениями. Умеют применять полученные на уроке знания на практике. | |
18 | Покрытосеменные (цветковые) растения . | 1 | Мотивирует на изучение нового материала. Предлагает алгоритм действий. Выявляет опорные знания. Корректирует знания учащихся. Комментирует домашнее задание. | Выявляют черты более высокой организации у покрытосеменных чем у голосеменных. Называют и сравнивают представителей разных классов покрытосеменных растений. Применяют знания о движущих силах эволюции. | Знание особенностей строения органов и тканей покрытосеменных растений. Различение органов цветковых на таблицах и рисунках. Выделение и сравнение особенностей строения растений класса Однодольные и Двудольные. | Познавательные УУД: умеют работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради. Преобразуют информацию из одной формы в другую. Проводят сравнение биологических объектов, выделяют их существенные признаки. Регулятивные УУД: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя и отвечать на вопросы. Аргументируют свою точку зрения. | Представляют преимущества покрытосеменных растений, позволившие им занять господствующее положение в современном мире растений. | |
19 | Значение растений в природе и жизни человека. | 1 | Рассказывает, задает вопросы, организует проведение лабораторной работы, анализирует допущенные ошибки, корректирует знания | Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторной работы, самостоятельно находят ответы на вопросы. | Знание роли растений в природе и хозяйственной деятельности человека. Умение приводить примеры дикорастущих и культурных растений | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты природы. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Осознание значимости растений в природе и жизни человека, необходимости охраны растений | |
Раздел7. Многообразие животных | 4 ч | |||||||
20 | Животные. Простейшие | 1 | Учитель вводит понятия о простейших животных. Формирование представлений о животных как представителях отдельного царства живой природы. Рассказывает, задает вопросы, организует проведение лабораторной работы, анализирует допущенные ошибки, корректирует знания | Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторной работы, самостоятельно находят ответы на вопросы, пользуясь текстом параграфа отличают простейших друг от друга. | Знание особенностей строения Амебы, инфузории, эвглены и других простейших. Различение простейших и паразитических простейших на таблицах и рисунках. Выделение и сравнение особенностей строения представителей разных классов. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации. представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Понимание строения простейших. | |
21 | Беспозвоночные. | 1 | Учитель дает общую характеристику беспозвоночных животных, используя таблицы и данные диска, делит класс на группы. Каждая группа получает задание. Учитель организует лабораторную работу. | Учащиеся слушают учителя и затем отрабатывают новые понятия, приводят примеры. Выполняют лабораторную работу. Работая в группах учащиеся к каждому из типов беспозвоночных дают характеристику. | Знание основных систематических единиц царства Животные | Познавательные УУД: умеют работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради. Преобразуют информацию из одной формы в другую. Проводят сравнение биологических объектов, выделяют их существенные признаки. Регулятивные УУД: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя и отвечать на вопросы. Аргументируют свою точку зрения. | ||
22 | Позвоночные. | 1 | Учитель дает общую характеристику позвоночным животным, используя таблицы и данные диска, делит класс на группы. Каждая группа получает задание. Учитель организует лабораторную работу. | Учащиеся слушают учителя и затем отрабатывают новые понятия, приводят примеры. Выполняют лабораторную работу. Работая в группах, учащиеся к каждому из классов позвоночных дают характеристику. | Знание основных систематических единиц царства Животные.
| Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед одноклассниками. |
23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 | Значение животных в природе и жизни человека. Раздел 8. Эволюция растений и животных. Как развивалась жизнь на Земле. Раздел 9. Среда обитания живых организмов. Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Природные сообщества. Раздел 10. Человек на Земле. Как человек появился на Земле? Как человек изменил Землю Жизнь под угрозой Не станет ли Земля пустыней? Здоровье человека и безопасность жизни. Обобщение материала. | 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1 | Формирует представления о значении животных в природе и в хозяйственной деятельности человека. Формирует научное мировоззрение по вопросу эволюции растительного и животного мира. Обеспечивает активное участие каждого учащегося в составлении характеристик различных сред обитания. Формирует элементарные представления о животном и растительном мире материков планеты Организует игру-путешествие по различным природным зонам Земли. Формирует представления о роли Мирового океана на планете. Организует изучение приспособлений живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана в ходе выполнения творческих заданий. Формирует элементарные представления о природных сообществах планеты. Закрепление знаний учащихся о круговороте веществ в природе. Формирует научное мировоззрение по вопросу возникновения и развития человека, знакомит с основными этапами антропогенеза. Анализирует последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Формирует нетерпимое отношение к любым проявлениям безрассудного поведения в природе. Формирует ответственное отношение к решению экологических задач. Формирует представления о живых организмах, которые могут причинить вред здоровью человека и способах защиты от них. | Анализируют и дополняют свои знания по заданной теме. Приводят доказательства родства, общности происхождения и эволюции растений и животных. Выявляют приспособления организмов к среде обитания. Систематизируют информацию о многообразии растительного и животного мира материков. В ходе творческой игры формируют навыки исследовательской деятельности применительно к выявлению зависимости видового многообразия от природных условий. Выявляют особенности строения обитателей морей и океанов; объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Определяют основные природные сообщества, взаимосвязи обитателей в них, пищевые цепи. Выявляют характерные особенности предковых форм человека разумного. Приводят примеры положительной и отрицательной деятельности человека в природе. Доказывают необходимость активной природоохранной работы. Называют исчезнувшие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеле-ния рек. Определяют степень личного участия в природоохранной работе. Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья. | Знание о существовании различных пород животных, их хозяйственном значении. Знакомятся с новыми эволюционными понятиями. Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных сред Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка. Знание многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами). Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущие на дне. Различение естественных и искусственных сообществ. Знание значения пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ. Умение составлять элементарные пищевые цепи Осознание человека разумного как биологического вида. Понимание закономерностей развития природной среды и соответствие хозяйственной деятельности человека законам развития природы. Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе. Понимание необратимости процесса опустынивания земель в результате неправильной хозяйственной деятельности человека. Знание ядовитых грибов и растений, опасных животных. Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, укусах животных. | Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работ П:умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте. К: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение. Р:Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять схемы . К: умение слушать учителя, высказывать и аргументировать свое мнение. Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. П:умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками. Р:Развитие навыков оценки и самоанализа. П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное. К: Овладение навыками выступлений перед аудиторией. Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. П:умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками. Р: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. П: . Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. Р:умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков оценки и самоанализа П:умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. Р:умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением. П:умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства. К:умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений перед одноклассниками. Р: умение систематизировать полученную информацию, группировать данные и определять последовательность личных действий по охране окружающей среды. П: умение обобщать информацию, находить способы решения экологических задач. К: умение выслушать мнения одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. П:умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. К: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение. Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. П: умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте. К:умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: анализ информации, установление причинно-следственных связей. К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, постановка вопросов; владение монологической и диалогической формами речи. | Умение применять полученные знания в своей практической деятельности. Осваивают навыки содержания домашних животных. Умение применять полученные знания для объяснения палеонтологических экспонатов. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения. Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках. Умение применять, полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе. Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах. Представление о многообразии природных сообществ как следствия разнообразия природных условий на поверхности планеты. Понимание важности пищевых связей для осуществления круговорота веществ Представление об эволюции человека как биологического и социального существа. Осознание необходимости личного участия в природоохранной деятельности. Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе Умение применять полученные на уроке знания на практике. Представление о существовании живых организмов, опасных для здоровья и жизни человека. Понимание необходимости оказания экстренной первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, при укусах ядовитых животных. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:
- Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, любое издание.
- Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.
- Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.
2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.
3. Демонстрационные таблицы.
4. Географические карты материков.
5. Экранно-звуковые средства.
6. Электронное приложение к УМК.
7. Электронно-образовательные ресурсы.
8. Мультимедиа проекция.
Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно - тематическое планирорвание 5 класс ФГОС
Календарно-тематическое планирование с УУД...
Календарно-тематический план. 5 класс (ФГОС).
Календарно тематическое плантрование для 5 класса (ФГОС), М.З. Биболетовой...