рабочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ардатовская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено и одобрено на заседании методического объединения Председатель МО __________/Калигина Н.Ф./ «2» сентября 2014 | Утверждена руководителем образовательного учреждения ________/ Кочетков К.В. / «____» ___________2014 |
Рабочая программа
учебного курса биологии в 11 классе
«Биология. Общие закономерности»
Составитель: Юдина Г. Е.,
учитель биологии и химии
Ардатов 2014г.
Пояснительная записка
Цель и задачи изучения учебного предмета
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по «биологий (базовый уровень):
□ освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли миологической науки в формировании современной естественно - научной картины мира; о методах (научного познания;
□ овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с мелью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
□ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в промессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
□ воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при (обсуждении биологических проблем;
и использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Общая характеристика учебного предмета
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 11 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 1 час классных занятий в неделю (34 часа в год) – базовый уровень.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с (преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым (учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно - научной картины мира, ценностных ориентации и реализующему гуманизацию биологического образования. Для формирования современной естественно - научной картины мира при изучении биологии в графе рабочей программы «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.
Данная рабочая программа составлена на основании Федерального Государственного стандарта, При¬мерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И. Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. -138с.), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Изменения, внесенные в программу:
Программа представлена без изменений авторского варианта.
Место предмета в базисном учебном плане, среди других учебных дисциплин на определенной ступени развития.
Программа рассчитана в объеме 34 часов в год, 1 час в неделю. Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах средней школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина, учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов и учебником «Биология. Многообразие живых организмов» В. Б. Захарова и Н. И. Сонина для учащихся 7 классов, учебником «Человек» Н.И.Сонина для учащихся 8 классов, учебника по биологии 9 класса Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, учебника по биологии 10 класса В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин «Общая биология» М., Дрофа, 2002.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
Знать / понимать
- Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
- Строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем;
- Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- Биологическую терминологию и символику;
Уметь
- Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции;
- Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистеме;
- Описывать особей вида по морфологическому критерию;
- Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- Сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;
- Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и практически их использовать;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек; правил поведения в природной среде;
- Оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- Оценки этических аспектов исследований в области биотехнологии.
Результаты освоения курса:
Личностными результатами изучения предмета являются:
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.
- Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
- Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
- Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
- Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
- Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
- Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
- Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
- Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.
- Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
- Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии развития – умение оценивать:
- – риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития);
- – поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития).
Метапредметными результатами изучения предмета являются:
формирование универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
- Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
- Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
- Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
- В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
- Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
- Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
- Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
- Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
- Познавательные УУД
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
- – давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
- – осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;
- – обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
- Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
- Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
- Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
- Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:
– осознание роли жизни (1-я линия развития);
– рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);
– использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);
– объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).
- Коммуникативные УУД
- Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
- В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
- Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета являются:
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ.
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез), образование половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза многоклеточных;
– объяснять природу устойчивости нормального онтогенеза;
– приводить примеры приспособлений у растений и животных.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;
– пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);
– соблюдать профилактику наследственных болезней;
– использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их;
– характеризовать основные уровни организации живого;
– понимать роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем, а для этого необходимо находить обратные связи в простых системах и их роль в процессах функционирования и развития живых организмов;
– перечислять основные положения клеточной теории;
– характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных царств живых организмов;
– характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение;
– характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;
– уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;
– объяснять основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции;
– объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;
– различать основные факторы среды и характеризовать закономерности их влияния на организмы в разных средах обитания;
– пользоваться понятиями об экологической нише и жизненной форме, биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте, продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;
– характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении;
– классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
– характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем;
– приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных и объяснять причину этого явления;
– характеризовать законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы, основные положения хромосомной теории наследственности;
– характеризовать природу наследственных болезней;
– объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (свидетельства эволюции, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, учения о виде и видообразовании, о главных направлениях эволюционного процесса А.Н. Северцова, теорию искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их биологические основы);
– характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни;
– объяснять место человека среди животных и экологические предпосылки происхождения человека;
– характеризовать основные события, выделившие человека из животного мира.
5-я линия развития – оценивать риск взаимоотношений человека и природы:
– характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;
– находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий;
– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества.
Содержание учебного предмета
Курс начинается с раздела «ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ» и раздела «СОВРЕМЕННОЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ», в которых рассматривается история эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественно - научной картины мира. Раскрываются такие понятия как - вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. На изучение тем по программе отводится 13 часов.
Далее следует раздел – «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ». В этом разделе изучается развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина—Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. На изучение данного раздела по программе отводиться часов – 3 часа.
Учащийся должен:
- характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;
- понимать сущность эволюционной теории, сложные и противоречивые пути ее становления, вклад в формирование современной естественно - научной картины мира;
- выделять существенные признаки биологических объектов (видов) и процессов (действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов);
- объяснять причины эволюции, изменяемости видов;
- приводить доказательства (аргументацию) необходимости сохранения многообразия видов;
- уметь пользоваться биологической терминологией и символикой;
- решать элементарные биологические задачи;
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания;
- сравнивать процессы естественного и искусственного отбора;
- анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека; аргументировать свою точку
- зрения в ходе дискуссий по обсуждению гипотез сущности и происхождения жизни, проблемы происхождения человека;
- овладевать умениями и навыками постановки биологических экспериментов и учиться объяснять их результаты;
- находить биологическую информацию в разных источниках;
- анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.
Следующий раздел – «ЭКОСИСТЕМЫ». В нем рассматриваются: организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические,
антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.
Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества — агроценозы. На изучении данного раздела отводится 7 часов.
Заключительные разделы «БИОСФЕРА – ГЛОБАЛЬНАЯ СИСТЕМА» и «БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК». В них подробно рассматриваются Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
Учащийся должен:
- характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;
- выделять существенные признаки биологических объектов (экосистем, биосферы) и процессов (круговорот веществ
- и превращения энергии в экосистемах и биосфере);
- обобщать и систематизировать представления об экосистемах как целостных биологических системах, о закономерностях, проявляющихся на данном уровне организации живого (круговороте веществ и превращениях энергии, динамики и устойчивости экосистем);
- понимать содержание учения В. И. Вернадского о биосфере;
- понимать необходимость реализации идеи устойчивого развития биосферы, ее охраны;
- развивать общебиологические умения на экологическом содержании: наблюдать и выявлять приспособления у организмов, антропогенные изменения в экосистемах;
- объяснять причины устойчивости и смены экосистем;
- приводить доказательства (аргументацию) необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять
- схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности; изменения в экосистемах на биологических
- моделях;
- сравнивать биологические объекты (природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности) и формулировать
- выводы на основе сравнения;
- обосновывать и соблюдать правила поведения в природной среде;
- анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде, глобальные экологические
- проблемы;
- аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению экологических проблем;
- уметь пользоваться биологической терминологией и символикой;
- овладевать умениями и навыками постановки биологических экспериментов и учиться объяснять их результаты;
- находить биологическую информацию в разных источниках;
- анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.
На изучение данного раздела отводится 6 часов
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Практические работы | Лабораторные работы | Контрольные самостоятельные работы | Обобщение тем |
1. | История эволюционных идей | 4 | 3 | |||
2. | Современные эволюционные учения | 9 | 1 | |||
3. | Происхождение жизни на Земле | 3 | 2 | |||
4. | Происхождение человека | 5 | 3 | |||
5. | Экосистемы | 7 | ||||
6 | Биосфера – глобальная экосистема | 2 | ||||
7 | Биосфера и человек | 3+1 | 2 | |||
ИТОГО | 34 | 11 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов | Всего часов | Тип урока | Вид самостоятельной работы | Дата план | Дата факт |
История эволюционных идей 4 часа | ||||||
1 | Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея | 1 | Вводный | |||
2 | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка | 1 | Семинар | Работа с учебником | ||
3 | Предпосылки развития теории Ч.Дарвина | 1 | Семинар | |||
4 | Эволюционная теория Ч.Дарвина | 1 | Семинар | Работа с учебником | ||
Современное эволюционное учение 9 часов | ||||||
5 | Вид. Критерии и структура | 1 | Комбинированный | |||
6 | Популяция – структурная единица вида и эволюции | 1 | Комбинированный | |||
7 | Факторы эволюции | 1 | Комбинированный | |||
8 | Естественный отбор – главная движущая сила эволюции | 1 | Комбинированный | |||
9 | Адаптации организмов к условиям обитания | 1 | Комбинированный | |||
10 | Видообразование | 1 | Комбинированный | |||
11 | Сохранение многообразия видов | 1 | Комбинированный | |||
12 | Доказательства эволюции органического мира | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с учебником | ||
13 | Зачет №1 «Основные закономерности эволюции» | 1 | Урок контроля и оценки знаний | |||
Происхождение жизни на Земле 3 часа | ||||||
14 | Развитие представлений о происхождении жизни на Земле | 1 | Урок изучения нового материала. лекция | Работа с учебником | ||
15 | Современные представления о возникновении жизни | 1 | Семинар | |||
16 | Развитие жизни на Земле | 1 | Семинар | |||
Происхождение человека 5 часов | ||||||
17 | Гипотезы происхождения человека | 1 | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | |||
18 | Положение человека в системе органического мира | 1 | Комбинированный | |||
19 | Эволюция человека | 1 | Семинар | |||
20 | Человеческие расы | 1 | Семинар | |||
21 | Зачет №2 «Происхождение человека» | 1 | Урок контроля и оценки знаний | Проверочная работа | ||
22 | Организм и среда. Экологические факторы | 1 | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | |||
23 | Абиотические факторы среды | 1 | Комбинированный | |||
24 | Биотические факторы среды | 1 | Комбинированный | |||
25 | Структура экосистем | 1 | Комбинированный | |||
26 | Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах | 1 | Комбинированный | |||
27 | Причины устойчивости и смены экосистем | 1 | Комбинированный | |||
28 | Влияние человека на экосистемы | 1 | Комбинированный | |||
Биосфера – глобальная экосистема 2 часа | ||||||
29 | Биосфера – глобальная экосистема | 1 | Комбинированный | |||
30 | Роль живых организмов в биосфере | 1 | комбинированный | Работа с учебником | ||
Биосфера и человек 4 часа | ||||||
31 | Биосфера и человек | 1 | комбинированный | |||
32 | Основные экологические проблемы современности и пути их решения | 1 | Семинар | |||
33 | Зачет №3 «Экосистема» | 1 | Урок контроля и оценки знаний | |||
34 | Обобщающий урок «Роль биологии в будущем» | 1 | Круглый стол |
Учебно – методическое обеспечение:
Основная учебно – тематическая литература:
- Сивоглазов, В. И. Биология. Общая биология. Базовый уровень : учебник для 10 – 11 кл. / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В. Б. Захарова. – 10-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 381, [3] c. : ил.
Дополнительная учебно – методическая литература:
- В.И. Сивоглазов, Т.С. Сухорукова, Т.А. Козлова «Биология. Общие закономерности» Книга для учителя. М., «Школа-Пресс», 1996
- Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы. – М. Дрофа, 2009
- Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М. Дрофа, 2006
- Д.К.Беляев, Г.М. Дымшиц «Общая биология» учебник для 10-11 класса, М., «Просвещение», 2003
- Биологический энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1989
- Биология. Под ред. Проф. В.Н. Ярыгина. М., Медицина, 2001
- В.И. Сивоглазов, Т.С. Сухорукова, Т.А. Козлова «Биология. Общие закономерности» Книга для учителя. М., «Школа-Пресс», 1996
- Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы. – М. Дрофа, 2009
- Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М. Дрофа, 2006
- Д.К.Беляев, Г.М. Дымшиц «Общая биология» учебник для 10-11 класса, М., «Просвещение», 2003
- Биологический энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1989
- Биология. Под ред. Проф. В.Н. Ярыгина. М., Медицина, 2001
Материально – техническое обеспечение:
Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Гербарии, коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания и результаты видообразования. Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы, демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в онтогенезе; рудименты и атавизмы. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы.
Примеры симбиоза в природе. Схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность растительного сообщества)». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме. Таблицы, иллюстрирующие глобальные экологические проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде. Карты национальных парков, заповедников и заказников России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...