урок биологии 8 класса тема"Транспортные системы организма"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
На данном уроке учащиеся изучаютстроение и функции кровеносной и лимфотической систем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_8_kl_transportnye_sistemy.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : « Транспортные системы организма»
ЦЕЛЬ: Изучить Кровеносную и лимфатическую системы организма, их строение и функции.
Задачи:
Образовательные задача: Выяснить какие транспортные системы существуют в организме человека.
Изучить строение и функции сосудов, составляющих транспортные системы организма.
Определить взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системами
Воспитательные задачи: Формирование научного мировоззрения учащихся при
раскрытии картин эволюции кровеносной системы позвоночных животных. Воспитание самостоятельного мышления. Воспитание санитарно-гигиенических навыков, привычек к здоровому образу жизни,
Развививающие задачи: Развитие образного и логического мышления, умение
сравнивать и обобщать . Формирование знаний о кровеносной и лимфатической системах. Развитие творческой активности учащихся путем применения
новейших технологий.
Оборудование :компьютер , диск «Анатомия и физиология человека», таблицы, Приложение№1, Приложение №2.
Тип урока: Комбинированный ( проблемный)
Метод: дидактический ( рассказ, беседа, работа с книгой , таблицей)
Ход урока
I. Вводная часть (фронтальный опрос)
Долгое время за кровью признавали могучую и исключительную силу ;
кровью скрепляли священные клятвы , жрецы заставляли своих деревянных
идолов «плакать кровью»; древние греки приносили кровь в жертву своим богам. Некоторые философы Древней Греции считали кровь носителем
души. Древнегреческий врач Гиппократ начал назначать душевнобольным
кровь здоровых людей. Он думал, что в крови здоровых людей - здоровая
душа. Действительно, кровь - самая удивительная ткань нашего организма.
Подвижность крови - важнейшее условие жизни организма. Как нельзя себе
представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять
существование человека или животного без движения крови по сосудам,
когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие
вещества. С развитием науки человеческий разум все глубже проникает во
многие тайны крови.
Ребята, на прошлых уроках мы с Вами разобрали главу «Внутренняя среда
организма» и сегодня мы с Вами продолжим изучать этот объемный раздел
и узнаем много нового.
Поэтому цель нашего урока : Обобщение и систематизация полученных
знаний, и научится применять их при рассмотрении типовых и нестандартных
вопросов темы. Познакомиться с новыми понятиями на уроке.
А сейчас дайте вспомним пройденный материал.
Ученики выполняют тест (10 вопросов). (слайд №1)
Проверь и оцени себя. Ответы на вопросы.(Слайд №2)
Фронтальный опрос.
1. Каков состав внутренней среды организма ? (лимфа, кровь, тканевая жидкость)-
2. Каково значение внутренней среды организма? (транспортная функция, из нее органы и ткани получают кислород и питательные вещества, удаляют вредные продукты жизнедеятельности)
3. Каков состав крови? ( плазма, форменные элементы- эритроциты,
лейкоциты, тромбоциты)
4. Из чего состоит тканевая жидкость ? ( это 95% воды, 0,9 % мин. Солей,
1,5 % белков и других органических веществ, а также кислород,
углекислый газ).
5.Что такое лимфа? ( это третий компонент внутренней среды организма, она перемещается по лимфатическим сосудам.)
Лимфатические сосуды сливаются друг с другом, и образуется
лимфатическая система)
6. Как лимфоциты опознают антигены и как происходит выработка их
уничтожающих антител? ( Т- лимфоциты возбуждаются , если находят антиген, расшифровывают его структуру и посылают гуморальные
сигналы, способные уничтожать данный антиген.
7. Какую кровеносную систему имеют позвоночные животные?
Определите сходства и различия. ( у позвоночных животных - рыбы,
земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие- кровеносная
система устроена по единому плану. Она замкнута, состоит из сосудов
и хорошо развитого сердца сходство, различия- в камерах сердца:
птицы и млекопитающие - 4-х камерное, рыбы - 2-х , земноводные и
пресмыкающиеся- 3-х камерное (у крокодила - 4-х)
II. Новая тема.
Мы продолжаем изучать этот важный раздел курса. У меня к вам
вопрос :
К какой системе организма относятся кровеносная и лимфатическая системы?
( к транспортной системе организма )
Это и есть наша с Вами сегодняшняя тема : « Транспортные системы
организма» (слайд №3)
А как вы думаете, какая цель нашего урока?
Как Вы считаете, что мы будем сегодня на уроке изучать?
Учитель записывает ответы учащихся на доске, затем вместе с учащимися ставит цель и задачи урока.( Слайд №4)
Задача наша - разобрать , понять все о кровеносной и лимфатической системе, их строение , функции и как эти системы взаимосвязаны между собой.
Открывайте свои тетради , записывайте сегодняшнее число и тему
урока.
К транспортным системам организма относится кровеносная и лимфатическая системы. Они связаны и дополняют друг друга. (слайд №5).
Система органов кровообращения - сердце, кровеносные сосуды:
артерии, вены, капилляры. ( слайд №6)
Сердце - перекачивает кровь по сосудам: сначала из сердца кровь идет в
артерии, которые несут кровь к органам. ( слайд №7) (диск. Кровеносная система)
Артерии- многократно ветвятся на более мелкие и образуют кровеносные
капилляры, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями
организма. По артериям течет артериальная кровь насыщенная
кислородом. Кровеносные капилляры сливаются в вены- сосуды по которым
кровь возвращается к сердцу. Мелкие вены сливаются в крупные , пока не
достигнут сердца. По венам течет кровь насыщенная углекислым газом.
Какая кровеносная система у человека ? ( замкнутая )
Но возникает ли у вас вопрос, почему питательные вещества , кислород,
продукты распада не могут рассеяться на пути движения в кровеносных
сосудах ? (так как стенки кровеносных сосудов артерий и вен толстые ,
поэтому не происходит)
Кровь доносит питательные вещества до места назначения.
Но обмен между кровью и тканями возможен только в капиллярах?
Почему? ( потому что стенки тонкие)
Капилляры состоят из одного слоя эпителиальной ткани, поэтому через нее
просачиваются часть плазму крови, проходят питательные вещества , кислород, углекислый газ и др. вещества.
А в XYII веке был изобретен способ изготовления совершенно точных
моделей кровеносных сосудов.
ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА : К ней относится - лимфатические капилляры,
лимфатические сосуды, лимфатические узлы, (слайд № 8)
Лимфатические капилляры - это маленькие мешочки состоящие из одного
слоя эпителиальной ткани . Они вбирают в себя избыток тканевой жидкости .
и мелкие твердые частицы. В них образуется лимфа, которая течет по
сосудам они сливаются друг в друга и образуется несколько крупных
сосудов , которые впадают в вены в области грудной клетки. (диск. Лимфатическая система)
Лимфатические узлы располагаются по ходу лимфатических сосудов - это
бобовидное образование , являющиеся фильтрами, т.е. задерживают
попавшие в лимфу частицы и уничтожают микроорганизмы . В лимфатических узлах образуются лимфоциты, они вырабатывают антитела , значит лимфатические узлы входят в иммунную систему.
Кровеносная и лимфатическая системы взаимосвязаны. К тканям жидкость
поступает по артериям в составе крови, а оттекает по лимфатическим
сосудам в виде лимфы и по венам в составе крови. Затем около сердца
они опять сливаются . И это очень важно, т.к. в кишечнике некоторые
питательные вещества попадают в лимфу, а не в кровь.
Из чего состоит лимфа?
(Лимфа состоит из белков - 1-2 %, воды- 2% , жиров и других веществ -
лимфоцитов , лейкоцитов).
Без чего не возможна транспортная система? ( сосудов) (Слайд №9)
Работа с учебником §20, заполнение таблицыПриложение№1 (слайд №10),
(проверка заполнения таблицы( слайд №11)
Артерии- толстые стенки, 3-х слойные ( наружняя - соединительная ткань,
средняя- гладкая мышечная ткань, внутренняя- однослойный эпителий.
Им отводится большая роль -давление крови, которое выталкивается из
сосудов,
Вены и лимфатические сосуды- также 3-х слойные , но не такие мощные, они
эластичны. Имеются кармановидные клапаны, они не дают крови и лимфе
двигаться в обратном направлении.
Капилляры- однослойный , очень тонкие. Скорость тока крови вен - 0,25
мм/сек. Капилляры в 50 раз тоньше человеческого волоса. Работа мышц
способна нормализовать движение крови и лимфы.
III. Закрепление.
1. Как называется движение крови по сосудам?{кровообращение)
2. Самый крупный сосуд?(аорта)
3. Жидкая часть крови?( плазма)
4.Сосуд несущий кровь от сердца?(артерии)
5. 0,5-1 мм/сек? { скорость тока крови в капиллярах).
6. 30-50 см/сек? ( скорость тока крови в аорте).
7 .Рефлексия.
(слайд№12)
Проверочная работа
Тема : «Транспортные системы организма»
Ф.И.О ученика:
1 вариант
1-задание «Найдите ошибку»
Лимфатическая система -дополнительная к артериальной и является
частью сердечно - сосудистой системы. Капилляры слепозамкнутые и кровь
движется по ним в двух направлениях. Лимфатическая система - посредник
между клетками тела и кровью, снабжает организм кислородом и
питательными веществами. Лимфатические сосуды не имеют клапанов.
Особые образования - лимфатические узлы сосредоточены в грудной
полости . Они выполняют барьерную функцию, здесь образуются
тромбоциты. Состав лимфы и крови сходен.
2-задание «Ответьте на вопрос».
Основной цвет кожи человека - розовый. Кровеносные сосуды, которые
мы видим, имеют синеватый цвет. Почему?
Проверочная работа
Тема : «Транспортные системы организма»
Ф.И.О ученика:
2вариант
1-задание «Найдите ошибку»
Лимфатическая система -дополнительная к артериальной и является
частью сердечно - сосудистой системы. Капилляры слепозамкнутые и кровь
движется по ним в двух направлениях. Лимфатическая система - посредник
между клетками тела и кровью, снабжает организм кислородом и
питательными веществами. Лимфатические сосуды не имеют клапанов.
Особые образования - лимфатические узлы сосредоточены в грудной
полости . Они выполняют барьерную функцию, здесь образуются
тромбоциты. Состав лимфы и крови сходен.
2-задание «Ответьте на вопрос».
У человека нарыв на большом пальце руки, а через некоторое время у
него опухают под мышками лимфатические узлы. Дайте объяснение этому
явлению.
Ответьте на вопрос.(весь класс- устно).
У человека общая протяженность всех сосудов около 100 тысяч
км. 7-10 литров крови не достаточно чтобы заполнить их. Как
организм обеспечивает снабжение кровью всех органов и
тканей?
( Одновременная напряженная работа многих систем
невозможна . Например, после сытного обеда наиболее
энергично функционируют органы пищеварения, к ним
направляется больше крови, а для нормальной работы головного
мозга ее начинает не хватать и мы испытываем сонливость.)
IV.Рефлексия. Подведем итоги нашего урока.
(слайд№12)
Оценим свою работу на уроке.
V. Домашнее задание.
§20 , задания в рабочей тетради
Приложение№1
Сосуды | Расположение | Направление крови | Наличие клапанов | Количество слоев |
Артерии | __ сердц___ | + - | 1 2 3 | |
Вены | __ сердц___ | + - | 1 2 3 | |
Капилляры | + - | 1 2 3 |
Приложение №2
Проверочная работа
Тема : «Транспортные системы организма»
Ф.И.О ученика:
1 вариант
1-задание «Найдите ошибку»
Лимфатическая система -дополнительная к артериальной и является
частью сердечно - сосудистой системы. Капилляры слепозамкнутые и кровь
движется по ним в двух направлениях. Лимфатическая система - посредник
между клетками тела и кровью, снабжает организм кислородом и
питательными веществами. Лимфатические сосуды не имеют клапанов.
Особые образования - лимфатические узлы сосредоточены в грудной
полости . Они выполняют барьерную функцию, здесь образуются
тромбоциты. Состав лимфы и крови сходен.
2-задание «Ответьте на вопрос».
Основной цвет кожи человека - розовый. Кровеносные сосуды, которые
мы видим, имеют синеватый цвет. Почему?
Приложение №2
Проверочная работа
Тема : «Транспортные системы организма»
Ф.И.О ученика:
2вариант
1-задание «Найдите ошибку»
Лимфатическая система -дополнительная к артериальной и является
частью сердечно - сосудистой системы. Капилляры слепозамкнутые и кровь
движется по ним в двух направлениях. Лимфатическая система - посредник
между клетками тела и кровью, снабжает организм кислородом и
питательными веществами. Лимфатические сосуды не имеют клапанов.
Особые образования - лимфатические узлы сосредоточены в грудной
полости . Они выполняют барьерную функцию, здесь образуются
тромбоциты. Состав лимфы и крови сходен.
2-задание «Ответьте на вопрос».
У человека нарыв на большом пальце руки, а через некоторое время у
него опухают под мышками лимфатические узлы. Дайте объяснение этому
явлению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по биологии 8 класс. тема "Транспортные системы организма"
Урок "Транспортные системы организма" является комбинированным( проблемным). Основные задачи урока усвоение , запоминание и систематизация знаний учащихся. Формирование анатомических понятий, на...
План - конспект урока биологии в 8 классе по теме "Транспортные системы организма. Круги кровообращения"
Конспект урока биологии включает в себя приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Тип урока- изучение нового материала.Цель урока: изучить особенности строения кров...
Презентация к теме "Транспортные системы организма. Круги кровообращения".
Презентация к уроку "Транспортные системы организма. Круги кровообращения"....
Презентация к уроку биологии на тему:«Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон». 9 класс
Данная презентация может применяться во время проведения урока биологии в 9 классе по линии Криксунова, Каменского, Пасечника....
Проблемный урок биологии на тему :"Постэмбриональное развитие организмов". 10-й класс (профильная группа)
Тип урока: урок- исследование Форма проведения: групповая, индивидуальная Методы: исследовательская работа по решению проблемы...
Презентация по биологии на тему "Транспортные системы организма" (8 класс)
Транспортные системы организма: кровеносная, лимфатическая....
Урок биологии по теме "Общий обзор организма человека. Обобщение и систематизация знаний". 8-й класс
Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся о строении клеток и тканей человека, их функциях; об органах и системах органов человека; об основных процессах жизнедеятельности организма чел...