Многообразие земноводных
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Многообразие земноводных, их значение
Обучающие задачи: Изучить многообразие и значение земноводных, установить общие черты земноводных.
Развивающие задачи: Продолжить развитие общеучебных умений и навыков, логического мышления, способностей к анализу и синтезу, обобщать и делать правильные выводы, работать в заданном темпе, навыки групповой работы.
Воспитательные задачи: Продолжить воспитание бережного отношения и любви к природе, отношения к жизни как к высшей ценности, культуру ведения дискуссии.
Методы и методические приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.
Форма организации учебной деятельности: Обобщающий урок.
Оборудование: Таблицы «Тип хордовые», «Класс земноводные», Красная книга РФ, Мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания.
1) Фронтальный опрос:
- Почему животных, которых мы изучаем, назвали – земноводные?
- К тепло или холоднокровным относятся земноводные?
- Из каких частей состоит тело лягушки?
- С помощью каких органов дышат з/в?
- Какими качествами обладает кожа з/в?
- Сколько кругов кровообращения?
- Сколько камер в сердце?
- Предками, от которых произошли з/в, являются?
- Современным представителем древних кистепёрых рыб является?
2. Опрос в виде теста. ( слайд 2,3,4,5)
1.Родство земноводных и рыб подтверждают:
- Наружные жабры у головастиков
- Обитание в воде
- Наличие конечностей
- Боковая линия у головастиков
2.Земноводных относят к холоднокровным потому, что:
- Они холодные на ощупь
- Температура тела непостоянная
- Могут переносить в сонном состоянии холодное время года
- Температура тела зависит от температуры окружающей среды
3.В процессе исторического развития животных земноводные появились на Земле
- После птиц
- После пресмыкающихся
- После рыб
- После млекопитающих
4.Холоднокровные животные, обитающие в водной и наземно-воздушной средах, но размножающиеся только в воде, относятся к классу
- Земноводные
- Хрящевые рыбы
- Костные рыбы
- Ракообразные
5. Укажите признаки, характерные для земноводных
- Температура тела непостоянная и в большой степени зависит от окружающей среды
- Сердце трехкамерное
- Сердце двухкамерное
- Кровь в организме смешанная
- Кровь в организме несмешанная
- Кровь в организме течет по двум кругам кровообращения
- Кровь в организме течет по одному кругу кровообращения
- Головной мозг состоит из пяти отделов: переднего, среднего, промежуточного, продолговатого и мозжечка
- Тело голое, слизистое
- Тело покрыто костными чешуями
- Тело покрыто роговыми чешуями
- В скелете хорошо развиты пояса конечностей. Отсутствие их — вторичное явление
- При размножении откладывают яйца с большим запасом питательных веществ
- Размножение в воде
- Размножение на суше
- Дыхание легочное и кожное
- Дыхание легочное
- Дыхание жаберное
- Обитают только в воде
- Обитают в воде и на суше
- Некоторые виды обитают в воде, некоторые — на суше.
III. Вступительное слово учителя
Учитель: Вряд ли кто объяснит толком, за что мы любим одних и не жалуем и боимся других, равнодушны к третьим.
Характер и облик наших давних соседей по планете мы давно уже знаем.
С древних времен в русских пословицах и поговорках, сказках и легендах, сравнениях и эпитетах (когда мы наглядно хотим представить себе образ кого-либо из людей) мы часто вспоминаем животных – «братьев наших меньших». (Царевна-лягушка; глухой, как тетерев; хитрая, как лиса)
Давайте попробуем сегодня взглянуть на жизнь земноводных – интереснейших созданий – по-новому, с уважением. Поверьте мне, они этого заслуживают.
( Урок сопровождается презентацией ).
1) Многообразие земноводных - рассказ учителя, на доске схема (слайд 6)
« Систематика земноводных»
Класс земноводные
Отряд Бесхвостые Отряд Хвостатые Отряд Безногие
Лягушка прудовая Тритон гребенчатый Червяга африканская
2400 видов земноводных объединены в три отряда:
Отряд Безногие. (слайд 7)
- Безногие земноводные (червяги) хорошо приспособлены к роющему образу жизни. Их червеобразное, лишённое конечностей тело разделено на многочисленные кольца, что делает их похожими на больших дождевых червей. Внутренние органы сильно вытянуты.
- У червяг хорошо развито обоняние, а вот недоразвитые глаза скрыты под кожей, отсутствует и барабанная перепонка. В глубокой ямке за ноздрёй находится осязательное щупальце.
- Безногие обитают в Юго-Восточной Азии, Африке и Южной Америке, некоторые из них достигают в длину 1 м. 160 видов разделены примерно на 6 семейств.
Отряд Хвостатые. (слайд8, 9,10 )
- Они имеют вытянутое тело, переходящее в длинный хвост. Длина тела от 15 см до 1,5 м (японская исполинская саламандра). Конечности короткие и слабые; у сиренов задние ноги отсутствуют. Хвостатые плавают, прижав ноги к телу и совершая боковые движения хвостом. Дыхание через кожу, слизистую рта и лёгкие; у некоторых лёгкие отсутствуют.
- Хвостатые питаются различными беспозвоночными, икрой рыб и других амфибий, мелкими позвоночными животными.
Отряд Бесхвостые. (слайд 11, 12, 13 )
- Эти животные имеют короткое широкое тело и две пары сильных конечностей, хорошо приспособленных к прыганию. Плавают бесхвостые при помощи задних ног; передние ноги прижаты к телу.
- Хвост исчезает после метаморфоза. Максимальных размеров среди бесхвостых достигает лягушка-голиаф – до 30 см. Некоторые бесхвостые (например, пипа, сумчатые лягушки) носят молодь на спине.
- Известно более 20 современных семейств и около 2 тыс. видов бесхвостых земноводных. Они обитают преимущественно во влажных местах на земле, деревьях и в воде, во всех частях света, кроме Антарктиды.
А теперь составим сравнительную характеристику этих трёх отрядов земноводных. Слайд 14
Название отряда | Характерные признаки | Представители |
Бесхвостые | Имеют прыгательные задние ноги, лишены хвоста во взрослом состоянии | Квакши, жабы, жерлянки, лягушки |
Хвостатые | Тело удлинённое, хвост сохраняется в течение всей жизни, передние и задние конечности примерно одинаковой длины | Тритоны, саламандры, амбистомы, протей. |
Безногие | Тело длинное, червеобразное, ноги и глаза редуцированы | Африканская и кольчатая червяги |
2) Значение земноводных: Учащиеся по очереди выписывают на доске значения земноводных
- Являются звеном в цепи питания.
- Пища для человека (в некоторых странах).
- Уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства и переносчиков возбудителей заболеваний - комаров, мух.
- Индикаторы чистоты окружающей среды.
- Объект для научных исследований. Слайд 16
Привести примеры: составить цепь питания(1), краткие сообщения уч-ся(2,3), иллюстрации с изображением з/в в чистых прудах и озёрах(4), стихотворение - Памятник лягушке.
3) Памятники лягушке:
Лягушек иногда называют мучениками науки. И это верно. Неприхотливая, живучая лягушка не одно десятилетие верой и правдой служит учёным. Научные эксперименты с нею позволили сделать столько важных открытий, что в Париже и Токио лягушке даже воздвигнуты памятники.
В Токио памятник есть удивительный!
Просто не знать о таком возмутительно!
Памятник этот поставлен животному:
Не птице, не зверю, а земноводному.
Всё для людей они сделать готовы!
Верой и правдою служат учёным.
Ведь опыты с нею не ради игрушки -
Памятник этот поставлен – лягушке!
- Какие способы вы предложите, чтобы привлечь з/в, н- р жаб в наши сады и огороды?
- Создание искусственных укрытий, небольших ямок, покрытыми черепицей, шифером, камнями, корой, засыпав сверху такую крышу землёй и оставив вход в убежище.( Слайд 17,18,19,20).
ВНИМАНИЕ! ЛЯГУШКА!
Такой дорожный знак установлен на автостраде в Швейцарии, а недавно и в Белоруссии .
4) Охрана земноводных - демонстрация таблицы, запись в тетрадь земноводных занесённых в Красную книгу!
Это Кавказская саламандра, малоазиатский тритон, камышовая жаба идр.
На территории нашей страны зарегистрировано 29 видов земноводных, 8 видов занесены в Красную книгу России.
5) Вывод урока: Ребята, давайте теперь сделаем вывод урока.
Небольшое число современных видов земноводных входит в такие отряды, как Хвостатые, Бесхвостые и Безногие. Распространены они в тропиках, субтропиках и умеренных широтах. В природных биоценозах амфибии являются важным компонентом – регулируют численность беспозвоночных, поедая насекомых, пауков, слизней, червей. Сами земноводные служат добычей некоторых птиц, зверей, рептилий. Мясо крупных саламандр и лягушек съедобно. Большое значение амфибии имеют как лабораторные животные в научных биологических исследованиях. (слайд 23)
6) Закрепление знаний:1) Решите кроссворд - в клетки нужно вписать названия земноводных, заканчивающихся на букву А
ж | а | б | А | ||||||
к | в | а | к | ш | А | ||||
л | я | г | у | ш | к | А | |||
ж | е | р | л | я | н | к | А | ||
с | а | л | а | м | а | н | д | р | А |
2) Игра «Убери лишнее»: обыкновенная квакша, серая жаба, гребенчатый тритон; травяная лягушка остромордая лягушка, жаба- ага;
гребенчатый тритон, исполинская саламандра, кольчатая червяга.
7) Домашнее задание: П.39; повторить с. 173-184, Составить кроссворд по теме: «Земноводные» (слайд 31)
Заключительное слово учителя:
Учитель: Итак, сегодня на уроке вы еще раз убедились в том, что наши соседи по планете удивительны и прекрасны, и что мы о них знаем явно не достаточно.
Давайте на каждом нашем уроке узнавать много нового и интересного о тех, кто кроме нас населяет нашу голубую планету.
До встречи на следующем уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кроссворд по зоологии по теме: "Многообразие земноводных"
Кроссворд в формате Excel, содержит вопросы о земноводных, их фотографии. Может быть полезен при проведении урока обобщения либо внеклассного мероприятия....
Урок-видеоканал "Многообразие земноводных"
Цель урока: показать многообразие земноводных. Задачи:показать характерные особенности земноводных;выявить взаимосвязь строения земноводных с образом жизни;познакомить с редкими и исч...
Урок на тему:"Многообразие земноводных"
Проводить в 7 классе,как обобщающий....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОНННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ТЕМЕ «ПРОИСХОЖДЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ЗЕМНОВОДНЫХ»
Данная методическая разработка урока поможет учителям биологии заинтересовать учащихся предметом, творчески разнообразит урок, научит школьников работать с различными источниками информации....
Многообразие земноводных. Обобщение знаний по разделу 10 урок
Многообразие земноводных. Обобщение знаний по разделу 10 урок...
Тест по теме "Особенности строения и многообразие земноводных"
Тестпо теме"Земноводные" с выбором одного верного ответа из четырех можно использовать как при проверке домашнего задания , так и при обобщении изученного материала....