Значение семян
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Значение семян»
Урок с использованием технологии деятельностного подхода к обучению.
Цель урока: сформировать представление о значении семян.
Задачи урока:
Учебные:
- Закрепить знания о строении и составе семян.
- Расширить представление учащихся о значении семян для растения, животных, человека.
Развивающие:
- Развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки (анализ, синтез, логика).
- Развивать коммуникативные навыки.
- Развивать умения и навыки самостоятельной работы, исследовательской работы, навыки проведения эксперимента, умение наблюдать, фиксировать результаты, формулировать выводы
Воспитательные:
- Воспитывать культуру общения, умение слушать и слышать.
- Воспитывать культуру речи.
- Воспитывать умение воспринимать и оценивать другого человека.
Класс разделен на микрогруппы – лаборатории
Ход урока
Слова учителя | Деятельность учащихся | |||
I. Организационный момент. Формулировка цели. | ||||
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим разговор об органах цветкового растения (слайд 1) Для начала, отгадайте загадку: В малой хатке – спаленке О чем идет речь? | Предполагаемый ответ: Хатка – семенная кожура, ребенок маленький – зародыш, кладовая – запасающая ткань. Проснется – значит, прорастет. | |||
А как вы считаете, зачем нам необходимы знания о семени? Почему мы уделяем этому органу столько внимания? | Предполагаемый ответ: Из семени развивается растение. Семя – зачаток будущего растения. Семя играет очень большую роль в жизни растения. | |||
Как же мы назовем наш сегодняшний урок? (слайд 1 после щелчка мышки) | Предполагаемые ответы: Значение семян. Дети записывают тему урока в технологическую карту. | |||
Ребята, продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня на уроке мы…». Что же мы с вами можем узнать на уроке? (слайд 2) | Предполагаемые ответы: Мы должны узнать значение семени для самого растения, для животных и для человека. | |||
Запишите цель нашего урока в свои технологические карты. | Дети формулируют цель и записывают ее в технологические карты. | |||
II. Актуализация знаний учащихся. | ||||
Как вы считаете, какие знания нам помогут разобраться в этом вопросе? Что нам надо повторить? (слайд 3) | Предполагаемые ответы: Строение семени, условия прорастания семян, состав семян. | |||
Каково же строение семени? Какие условия необходимы для прорастания семени? | Ответы уч-ся. | |||
Молодцы, ребята. А скажите, пригодятся ли ваши исследования нам при изучении новой темы? | Предполагаемый ответ первой группы: Да, пригодятся. Это подтверждает, что с помощью семян растения размножаются. | |||
А что еще необходимо для того, чтобы растение проросло? А какие вещества входят в состав семени? | Предполагаемый ответ: необходим запас питательных веществ. Предполагаемый ответ: белки, жиры и углеводы. | |||
Молодцы, как вы считаете, ваши наблюдения пригодятся нам для изучения нового материала? | Предполагаемый ответ четвертой группы: Да, пригодятся. Если семена имеют запас питательных веществ, значит, их можно использовать в пищу. | |||
| ||||
А теперь вернемся к цели нашего урока (вернуться по гиперссылке к слайду 2). Ребята, как вы считаете, имеем ли мы с вами знания, необходимые для того, чтобы изучить вопрос о значении семян. Значит, нам осталось только обобщить и дополнить имеющуюся информацию. | Ответы детей. По мере обсуждения дети заполняют схему: Значение семени Для самого растения Для животных Для человека | |||
Ребята, какой вывод мы сделали на основании изучения строения семян и их прорастания? (слайд 2 после щелчка) | Предполагаемый ответ: Семя необходимо для размножения растений. Значит, семя – орган генеративного размножения растений (дети записывают вывод) | |||
Вспомните результаты опыта с подсолнечником. Что показал данный опыт? | Предполагаемый ответ: Прорасти может только семя с живым зародышем | |||
И действительно, каждое семя имеет свой срок жизни. Семена лотоса сохраняют всхожесть 200-300 лет и семена арктического люпина. | ||||
Как вы думаете, ребята, важно ли растению иметь семена-долгожители? | Предположения детей. | |||
Продолжаем разговор о значении семян для самого растения. Как вы считаете, для чего еще растению необходимы семена. | Дети делают предположения, но, как правило, затрудняются ответить. | |||
Для того чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, я предлагаю вам подумать над таким вопросом (слайд 4 – перейти по гиперссылке со слайда 2, щелкнув на тексте): Мангровые деревья растут на полосе ила на побережье тропических морей. Их семена прорастают внутри плода прямо на ветке, падая, втыкаются длинным корешком в ил и прорастают там, рядом с материнским растением. Как вы считаете, выгодно ли это растению? | Предполагаемый ответ: Семена падают рядом с материнским растением. Молодые растения будут плохо прорастать, их будут затенять взрослые деревья. Возникнет конкуренция между растениями, им не будет хватать места, корни плохо будут развиваться и т. п. | |||
А почему этого не происходит у многих других растений? | Предполагаемый ответ: Семена других растений распространяются. | |||
Какой вывод о значении семян можно сделать на основании ваших рассуждений? (вернуться по гиперссылке к слайду 2) | Предполагаемый ответ: Семена необходимы растению для расселения. Дети записывают вывод в своих схемах. | |||
Послушайте стихотворение: В далеком, далеком туманном просторе Средь волн океанских стоял островок. Кругом волновалось безбрежное море – На север, на запад, на юг, на восток. А остров был голый и очень печальный, На нем никогда ничего не росло. Но раз из страны экзотической, дальней Десяток семян на него занесло. И. Н. Епишева Как же семена попали на этот остров? | Задание3 Подумайте, как будут распространяться плоды. Объясните, на основании чего вы сделали такие выводы Задание 4 Сопоставьте особенности строения плодов и способ их распространения | |||
Давайте посмотрим, что у вас получилось? С помощью какого фактора распространяются плоды одуванчика и клена? (слайд 5 – перейти по гиперссылке со слайда 2, щелкнув на тексте) | Предполагаемый ответ: Данные плоды распространяются ветром. | |||
Какие приспособления у них имеются для этого? (слайд 6 – перейти по гиперссылке со слайда, щелкнув на рисунке) | Предполагаемый ответ: Для этого они имеют крылышки или парашютики. | |||
Как вы считаете, ребята, далеко ли они могут улететь.
| Крылатые плоды березы могут улетать от материнского растения на 1,6 км. А крылатки клена – на довольно небольшом расстоянии – всего 900 м. Плоды одуванчика улетают от материнского растения на огромные расстояния | |||
Как распространяются плоды гороха? (слайд 5 – вернуться по гиперссылке) | Предполагаемый ответ: У данных растений самораспространение. | |||
Давайте подумаем, как происходит самораспространение. (слайд 7 – перейти по гиперссылке со слайда, щелкнув на рисунке) | Дети делают предположение, но их ответы не точны. | |||
Самораспространение еще имеется у растения бешеный огурец. Давайте посмотрим видеофрагмент и подумаем, откуда такое интересное название у данного растения. | Дети просматривают видеофрагмент «Бешеный огурец» и отвечают на вопрос учителя. | |||
А как на наших грядках появляются баклажаны, томаты, огурцы? (слайд 5 после щелчка) | Предполагаемый ответ: Их высаживает человек. | |||
Как распространяются плоды череды, гравилата? (слайд 5 после щелчка) | Предполагаемый ответ: Животными и человеком. | |||
Отгадайте загадку (слайд 8 – перейти по гиперссылке со слайда, щелкнув на рисунке): Под забором у края степей Какие приспособления помогут лопуху сделать сон явью? | Предполагаемый ответ: Крючки, шипы и т. п. | |||
Как переносятся данные плоды животными? | Предполагаемый ответ: Данные плоды переносятся животными на наружных покровах. | |||
Какие еще растения расселяются с помощью животных? | рябина и вишня. | |||
Какие приспособления для этого они имеют? (слайд 9) | Предполагаемый ответ: Сочная оболочка плода. | |||
А какой способ переноса животными у этих плодов? | Предполагаемый ответ: В пищеварительной системе. Семена не перевариваются. | |||
Ребята, а как распространяются орехи лещины, желуди дуба? | Предполагаемый ответ: Тоже животными. | |||
Ребята, скажите, а что привлекает животных в данных плода и семенах? | Предполагаемый ответ: Запас питательных веществ в эндосперме или в семядолях. | |||
Какой можно сделать вывод о значении семян для животных? (слайд 2 – вернуться по гиперссылке) | Дети делают вывод о том, что семена являются кормом для животных и записывают их в свои схемы | |||
А где семена может использовать человек? (слайд 2 – после щелчка) | В семенах содержатся органические вещества: белки, жиры, углеводы (85-90%), минеральные соли (2-4%) и вода (6-13%). Плоды и семена используются в пищу человека в сыром и переработанном виде. Они являются источником для добывания эфирных масел, крахмала, белков, лекарственных веществ, их используют как пряность. Мука для приготовления хлеба - это переработанные зерновки злаков, крупы - переработанные плоды и семена риса, гречихи, проса, ячменя и других растений. Ценными съедобными продуктами являются семена гороха, фасоли, сои, бобов, плоды кокосовой пальмы, хлебного дерева, ананасов и других растений. Из семян и плодов подсолнечника, хлопчатника, маслина и других культур получают пищевые масла. В семенах содержится 24 - 26% масла, 20% белков. Масло используется в пищу, а также для выработки технических масел. Следовательно, все культурные растения дают плоды и семена, которые в том или ином виде использует человек. | |||
IV. Закрепление изученного материала | ||||
А теперь я предлагаю вам проверить, насколько хорошо вы усвоили материал урока. | Идет взаимопроверка теста. | |||
| ||||
Ребята, давайте еще раз посмотрим на ту цель, которую мы с вами ставили в начале урока. Как вы считаете, добились мы этой цели? | Ответы детей. | |||
VI. Домашнее задание | ||||
§12, повторить §10-11 и записи в тетради, подготовиться к самостоятельной работе по теме: «Семя», выполнить творческие задания по данной теме. Подберите из книг блюда, которые можно приготовить из семян |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Изучение влияния ионов Pb2+, Cu2+, Al3+ , Cl- и H+ на стартовые процессы прорастания семян фасоли". Исследовательская работа по химии.
Работа содержит не только интересный материал про кислотные дожди, но и результаты опытов....
Строение семян двудольных и однодольных растений
урок биологии в 6 классе посвящён изучению семян двудольных и однодольных растений. во время урока учащиеся работают с натуральными объектами, цветной бумагой, выполняют лабораторную работу. в к...
Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных растений
Познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений....
Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян.
Тема урока: Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Цель урока: Показать роль семени в индивидуальном развитии растений, познакомить учащихся с условиями прорастания семян,...
ВЛИЯНИЕ ГЛУБИНЫ ЗАДЕЛКИ СЕМЯН И КАЧЕСТВА ВОДЫ НА ВСХОЖЕСТЬ И РОСТ СЕМЯН КАЛЕНДУЛЫ
ПРОЕКТ "ВЛИЯНИЕ ГЛУБИНЫ ЗАДЕЛКИ СЕМЯН И КАЧЕСТВА ВОДЫ НА ВСХОЖЕСТЬ И РОСТ СЕМЯН КАЛЕНДУЛЫ"...
Методическая разработка урока по теме «Строение семян. Лабораторная работа «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений».
Разработка урока по биологии в 6 классе....