Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных растений
учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему

Пугина Татьяна Александровна

Познакомить учащихся с особенностями  строения  семян однодольных и двудольных растений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных  растений.

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

Образовательные:  

сформировать у учащихся знания об особенностях строения семян однодольных двудольных растений;

сформировать представление о значении семян в жизни растений;

выявить общие и отличительные признаки в строении семян однодольных и двудольных растений;

развивать умение работать с учебником

формировать практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян;

Развивающие:

развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать;

развивать наблюдательность, речь учащихся.

Воспитательные:

воспитывать чувство интереса к знаниям, культуры умственного труда;

культуры общения, коммуникативных качеств (умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия);

чувства ответственности за результаты своего труда;

рефлексивных качеств личности.

Оборудование: таблицы: “Строение семян двудольных и однодольных растений”, “Прорастание семян” коллекции семян, лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, инструкция по ТБ, чёрный ящик, презентация к уроку, интерактивная доска

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся.

-Ребятам вам нужно догадаться, о чем пойдет сегодня речь на уроке, используя как можно меньше подсказок. Ответ можно записать на листочке в любой момент сдать, предварительно подписав фамилию и число понадобившихся подсказок.

Во мне есть все: я должен стать красивым,

Большим, зеленым, как родитель мой.

Пока – покой. И я пока счастливый,

И мир вокруг хоть тесный, но живой.

Проблемный вопрос: о чем этот стих? Почему вы так решили? (идет обсуждение в группах, ответы с места).

Подсказки

       1. Это орган растения, который ему жизненно необходим.

       3. Этот орган появляется в определённый период жизни растения.

        4.  С помощью него растения могут распространяться по Земле.

     

  • Я думаю, что вы уже догадались, о чем пойдет сегодня речь на уроке?

Правильно, сегодня на уроке мы начнем изучать семя.

Тема нашего урока: Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных  растений

Наша главная цель – изучить строение семян двудольных и однодольных растений и доказать, что семя – живой организм. Итак, что вы знаете интересное о семенах?

мак                      веерная сейшельская пальма

Семена мака                                                      Семена сейшельской пальмы

Сообщения учащихся:  

Интересное о семенах! – 3 человека:

1. Самые крупные семена двулопастной формы у сейшельской пальмы (родом с Сейшельских островов). Их длина 30-45см, вес до 15 – 20 кг. Эти семена в 30 млн. раз тяжелее, чем семена у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года. Молодое растение получает питательные вещества от него в течение 3-5 лет. Обычно семена не имеют периода покоя, при хранении быстро теряют всхожесть.

2. Самые мелкие, меньше 1 мм, семена у орхидей, 50 000 таких семян весят всего  0,1г. Очень мелкие семена у белозера (отдельное семя весит 0,00003г), у осины – 50 000 семян весят – 4 г. Такие семена как пылинки подхватываются и разносятся ветром. Но мелкие семена имеют и маленький зародыш – у орхидей он состоит из 30 клеток, мало запасных питательных веществ, поэтому для прорастания требует идеальных условий и быстро теряют всхожесть.Так семена грушанки и орхидей прорастают только с помощью микоризных грибов, а семена осины и тополя уже через несколько часов теряют всхожесть.

3.Наибольшая долговечность свойственна “твердым семенам”. Так удалось прорастить семена лотоса, пролежавшие в торфянике Манжурии более 1000 лет. Еще большую долговечность обнаружили семена люпина, извлеченные из льдов (занесенных с почвой) Аляски – их возраст 10 000 лет. (слайд №11)

Учитель: А почему про семя говорится, что это будущая жизнь?

Ученик: Так как из семян появляется новое растение.

- Как же появляются молодые растения?

 Весной, когда земля освобождается от снега, многие люди торопятся поскорее посеять разные овощные культуры и цветы на грядках и клумбах.

-Что они сеют?

-Конечно же, семена.

В землю на небольшую глубину закапывают сухое, небольшое (а иногда и совсем крошечное) семя. Обычно через 2-3 недели на том месте, где под слоем земли находилось семя, появляется маленькое зеленое растеньице – проросток. Чудо? Нет. Оказывается, в каждом семени спрятано будущее растение.

 

Физминутка

 Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать        

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,                      

Отдохнули мы слегка.

-Рассказываю о строении семени фасоли с одновременным показом слайдов на экране.

-Свою жизнь цветковое растение начинает с семени. Если семя попадает в благоприятные условия, оно начинает прорастать. Первым появляется корешок, а затем маленький побег. Это маленькое растение называют проростком. Спустя какое-то время у молодого растения появляются листья, цветки, плоды и, конечно же, семена. Семя считают органом полового размножения и расселения растений.

 -Давайте выясним , какое строение имеет семя?

                                                       Типичное семя

Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем-то отличаются?

Если в зародыше семени две семядоли, то такие растения называются двудольными. (яблоня, фасоль, горох)

Типичным представителем двудольных растений является фасоль. Изобразим схему строения семян двудольных растений на примере семени фасоли.

Если у проростка фасоли удалить семядоли, то он погибнет. Причиной гибели послужит отсутствие питательных веществ Семядоли нужны зародышу для накапливания и использования запаса питательных веществ.. У подсолнечника, тыквы, дыни, дуба, гороха, фасоли, запасные вещества отложены прямо в семядолях. Семядоли у них крупные, мясистые, а поэтому хорошо заметные.

http://doc4web.ru/uploads/files/24/23393/hello_html_35543465.jpg

Число Семядолей  у разных растений различно, а у некоторых их функцию – содержание запаса питательных веществ зародыша – выполняет эндосперм. В частности, так происходит у злаков. Строение зародыша пшеницы, ячменя, кукурузы, овса состоит из одной маленькой семядоли, зародышевого корня, стебля и почки, причём семядоля зародыша плотно прилегает к эндосперму, потому что во время прорастания зародыш с помощью семядоли всасывает из эндосперма питательные вещества.

Зарисуем схему строения зерновки пшеницы. Их зародыш имеет только одну семядолю. Такие растения называются однодольными.

http://doc4web.ru/uploads/files/24/23393/hello_html_m7eff1920.png

А теперь, ребята, давайте сравним изученные семена.

Итак, что же у них общего?

 (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).

А чем они различаются?

(Различаются: в семени фасоли, гороха  две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы, кукурузы  одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).

Закрепление материала.

-Работа со схемой строения семени фасоли и зерновки пшеницы (расставить подписи к частям семени интерактивная доска).

- Объяснить смысл загадок и поговорок.

 Загадка

 1. "В малой хатке – спаленке

Спит ребёнок маленький

В кладовой еда лежит

Как проснётся, будет сыт."

Поговорки( развитие речи).

 2."От доброго семени – добрый  всход"

 3. "Каково семя, таково и племя"

 4. "По семенам и всходы"

 5.От худого семени не жди доброго племени 

Литература и Интернет – источники:

   



Предварительный просмотр:

Тема урока: Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных  растений.

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

Образовательные:  

сформировать у учащихся знания об особенностях строения семян однодольных двудольных растений;

сформировать представление о значении семян в жизни растений;

выявить общие и отличительные признаки в строении семян однодольных и двудольных растений;

развивать умение работать с учебником

формировать практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян;

Развивающие:

развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать;

развивать наблюдательность, речь учащихся.

Воспитательные:

воспитывать чувство интереса к знаниям, культуры умственного труда;

культуры общения, коммуникативных качеств (умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия);

чувства ответственности за результаты своего труда;

рефлексивных качеств личности.

Оборудование: таблицы: “Строение семян двудольных и однодольных растений”, “Прорастание семян” коллекции семян, лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, инструкция по ТБ, чёрный ящик, презентация к уроку, интерактивная доска

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся.

-Ребятам вам нужно догадаться, о чем пойдет сегодня речь на уроке, используя как можно меньше подсказок. Ответ можно записать на листочке в любой момент сдать, предварительно подписав фамилию и число понадобившихся подсказок.

Во мне есть все: я должен стать красивым,

Большим, зеленым, как родитель мой.

Пока – покой. И я пока счастливый,

И мир вокруг хоть тесный, но живой.

Проблемный вопрос: о чем этот стих? Почему вы так решили? (идет обсуждение в группах, ответы с места).

Подсказки

       1. Это орган растения, который ему жизненно необходим.

       3. Этот орган появляется в определённый период жизни растения.

        4.  С помощью него растения могут распространяться по Земле.

     

  • Я думаю, что вы уже догадались, о чем пойдет сегодня речь на уроке?

Правильно, сегодня на уроке мы начнем изучать семя.

Тема нашего урока: Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных  растений

Наша главная цель – изучить строение семян двудольных и однодольных растений и доказать, что семя – живой организм. Итак, что вы знаете интересное о семенах?

мак                      веерная сейшельская пальма

Семена мака                                                      Семена сейшельской пальмы

Сообщения учащихся:  

Интересное о семенах! – 3 человека:

1. Самые крупные семена двулопастной формы у сейшельской пальмы (родом с Сейшельских островов). Их длина 30-45см, вес до 15 – 20 кг. Эти семена в 30 млн. раз тяжелее, чем семена у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года. Молодое растение получает питательные вещества от него в течение 3-5 лет. Обычно семена не имеют периода покоя, при хранении быстро теряют всхожесть.

2. Самые мелкие, меньше 1 мм, семена у орхидей, 50 000 таких семян весят всего  0,1г. Очень мелкие семена у белозера (отдельное семя весит 0,00003г), у осины – 50 000 семян весят – 4 г. Такие семена как пылинки подхватываются и разносятся ветром. Но мелкие семена имеют и маленький зародыш – у орхидей он состоит из 30 клеток, мало запасных питательных веществ, поэтому для прорастания требует идеальных условий и быстро теряют всхожесть.Так семена грушанки и орхидей прорастают только с помощью микоризных грибов, а семена осины и тополя уже через несколько часов теряют всхожесть.

3.Наибольшая долговечность свойственна “твердым семенам”. Так удалось прорастить семена лотоса, пролежавшие в торфянике Манжурии более 1000 лет. Еще большую долговечность обнаружили семена люпина, извлеченные из льдов (занесенных с почвой) Аляски – их возраст 10 000 лет. (слайд №11)

Учитель: А почему про семя говорится, что это будущая жизнь?

Ученик: Так как из семян появляется новое растение.

- Как же появляются молодые растения?

 Весной, когда земля освобождается от снега, многие люди торопятся поскорее посеять разные овощные культуры и цветы на грядках и клумбах.

-Что они сеют?

-Конечно же, семена.

В землю на небольшую глубину закапывают сухое, небольшое (а иногда и совсем крошечное) семя. Обычно через 2-3 недели на том месте, где под слоем земли находилось семя, появляется маленькое зеленое растеньице – проросток. Чудо? Нет. Оказывается, в каждом семени спрятано будущее растение.

 

Физминутка

 Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать        

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,                      

Отдохнули мы слегка.

-Рассказываю о строении семени фасоли с одновременным показом слайдов на экране.

-Свою жизнь цветковое растение начинает с семени. Если семя попадает в благоприятные условия, оно начинает прорастать. Первым появляется корешок, а затем маленький побег. Это маленькое растение называют проростком. Спустя какое-то время у молодого растения появляются листья, цветки, плоды и, конечно же, семена. Семя считают органом полового размножения и расселения растений.

 -Давайте выясним , какое строение имеет семя?

                                                       Типичное семя

Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем-то отличаются?

Если в зародыше семени две семядоли, то такие растения называются двудольными. (яблоня, фасоль, горох)

Типичным представителем двудольных растений является фасоль. Изобразим схему строения семян двудольных растений на примере семени фасоли.

Если у проростка фасоли удалить семядоли, то он погибнет. Причиной гибели послужит отсутствие питательных веществ Семядоли нужны зародышу для накапливания и использования запаса питательных веществ.. У подсолнечника, тыквы, дыни, дуба, гороха, фасоли, запасные вещества отложены прямо в семядолях. Семядоли у них крупные, мясистые, а поэтому хорошо заметные.

http://doc4web.ru/uploads/files/24/23393/hello_html_35543465.jpg

Число Семядолей  у разных растений различно, а у некоторых их функцию – содержание запаса питательных веществ зародыша – выполняет эндосперм. В частности, так происходит у злаков. Строение зародыша пшеницы, ячменя, кукурузы, овса состоит из одной маленькой семядоли, зародышевого корня, стебля и почки, причём семядоля зародыша плотно прилегает к эндосперму, потому что во время прорастания зародыш с помощью семядоли всасывает из эндосперма питательные вещества.

Зарисуем схему строения зерновки пшеницы. Их зародыш имеет только одну семядолю. Такие растения называются однодольными.

http://doc4web.ru/uploads/files/24/23393/hello_html_m7eff1920.png

А теперь, ребята, давайте сравним изученные семена.

Итак, что же у них общего?

 (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).

А чем они различаются?

(Различаются: в семени фасоли, гороха  две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы, кукурузы  одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).

Закрепление материала.

-Работа со схемой строения семени фасоли и зерновки пшеницы (расставить подписи к частям семени интерактивная доска).

- Объяснить смысл загадок и поговорок.

 Загадка

 1. "В малой хатке – спаленке

Спит ребёнок маленький

В кладовой еда лежит

Как проснётся, будет сыт."

Поговорки( развитие речи).

 2."От доброго семени – добрый  всход"

 3. "Каково семя, таково и племя"

 4. "По семенам и всходы"

 5.От худого семени не жди доброго племени 

Литература и Интернет – источники:

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внешнее и внутреннее строение семени

Сценарий урока по биологии 6 класс УМК В.В. Пасечник с использованием системно-деятельностного подхода...

Внешнее и внутреннее строение семени

Урок разработан для обучающихся 6 класса. ( УМК И.Н.Пономаревой)....

Презентация "Внешнее и внутреннее строение семени"

Данная презентация используется при проведении урока в 6 классе на тему "Внешнее и внутреннее строение семени"...

Презентация "Внешнее и внутреннее строение семян"

Презентация может быть использована при изучении темы "Семя"....

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа «Внешнее строение таракана»

Класс: 7Предмет: биологияТип урока в технологии деятельностного метода с включением модели смешанного обучения «Ротация станций»: ОНЗТема: Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. ...

Проверочная работа по темам: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа», «Стебель, его строение и значение», « Цветок».

Задания по типу ВПРдля проведения проверочной  работы по темам: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа»,  «Стебель, его строение и значение»,  « Цветок...