Методическая разработка урока по теме "Классы Моллюсков" с применением технологии РКМЧП
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
Конспект урока "Классы Моллюсков". На данном уроке применяются приемы «Корзинка идей», прием «Зигзаг», прием «Концептуальная таблица». На данном уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Урок предназначен для учащихся 7 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_no4_klassy_mollyuskov.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Учитель Папуш Ольга Анатольевна
Урок биологии
7 класс
Тема урока «Классы Моллюсков»
Цель урока: создать условия для эффективного усвоения знаний об основных классах моллюсков.
Задачи:
- Расширить представления о типе моллюсков; познакомится с особенностями строения и жизнедеятельности брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков.
- Выявить значение моллюсков в природе и жизни человека.
- Развивать навыки работы с текстом; проведения сравнительного анализа между систематическим группами живых организмов.
- Способствовать развитию экологического воспитания, бережного отношения к природе.
Тип урока: изучение нового материла.
Форма работы по современным технологиям:
Технология РКМЧП: Прием «Корзинка идей», прием «Зигзаг», прием «Концептуальная таблица»
Формы организации познавательной деятельности: работа в малых и больших группах
Оборудование: наглядные пособия (печатный материал), рисунки, фотографии моллюсков, прикрепленные на магнитной доске, рисунок корзинки.
Формирование знаний, умений и навыков:
Уметь:делать выводы из проделанной работы; правильно пользоваться биологической терминологией; анализировать материал; обобщать; грамотно аргументировать свои выводы; работать в группе.
Знать: знать характеристику классов брюхоногие, двустворчатые, головоногие моллюски; выявлять особенности их строения.
Уметь: работать с текстом; оценивать свои знания и знания других учащихся.
Ход урока.
- Организационный этап.
Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь, пожалуйста. Проверьте, у всех ли есть учебные принадлежности к уроку.
- Актуализация знаний. Стадия Вызов. (используется прием «Корзина идей»)
По дорожке лезут рожки
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко
Рожки спрятались опять.
Кто на себе
Свой домик носит?
Круглый домик.
Может, гномик
В этом домике живет?
Он волшебный,
Этот домик,
По дорожке он ползет!
Учитель: О ком это стихотворение?
Учитель: Сегодня мы продолжаем изучать удивительный и загадочный мир моллюсков. Запишите тему урока «Классы Моллюсков»
Учитель: Скажите, пожалуйста, какую мы с вами поставим цель на урок, цель:… (раскрыть особенности строения представителей различных классов моллюсков в связи со средой обитания и выяснить их роль в природе и жизни человека)
Учитель: Поднимите руки те, кто из вас были на океане, на море, на реках и озерах. Видели вы там представителей типа Моллюски?
Учитель: Что вы помните об этих животных?
Прием «Корзинка идей»
Учитель: Сейчас каждому из вас предстоит вспомнить все, что он знает об этих удивительных животных, и в виде тезисов записать себе в тетрадь. (1-2 мин.)
Учитель: Обменяйтесь информацией со своим товарищем.
Учитель: Обменяйтесь информацией с ребятами за соседней партой.(таким образом образуется группа из 4-х человек)
Учитель: А теперь каждая группа высказывает какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
Учитель: Все ваши идеи я положу в корзинку, они помогут вам лучше усвоить материал (изображение корзинки на доске). Если возникнет необходимость, мы можем вернуться к нашей корзинке.
Учитель: Как вы считаете, это достаточная информация? Давайте попробуем её дополнить.
- Стадия Осмысления (используется прием «Зигзаг»)
Учитель: Тип Моллюски объединяет около 230 тыс. видов. Моллюски обитают в морях, пресных водах и на суше. Некоторые виды приспособились к паразитизму. Внешний облик этих животных удивительно разнообразен. Длина тела маленьких моллюсков составляет 1 мм, а крупные представители достигают 20 м в длину. Тело моллюсков состоит из головы, туловища и ноги. На голове расположены рот и органы чувств. В туловище находятся внутренние органы. Нога служит органом движения. Тело моллюсков покрыто кожной складкой – мантией. У большинства моллюсков мантия снаружи выделяет известковую раковину.
В типе Моллюски выделяют несколько классов. Среди них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие моллюски.
Сейчас вам предстоит самостоятельно выяснить особенности строения и жизнедеятельности класса Брюхоногие моллюски, класса Двустворчатые моллюски, класса Головоногие моллюски.
Прием «Зигзаг»
Каждому ученику выдается текст. На каждом тексте проставлены номера. Дети, получившие карточку с номером 1, образуют одну группу, с номером 2 - другую, с номером 3 – третью. Каждый ученик должен самостоятельно прочитать текст.
Затем учащиеся совместно определяют главную мысль текста, обсуждают и записывают ключевые слова. Итогом работы в группе 1 должно быть составление общей характеристики класса Брюхоногие моллюски, в группе 2- общая характеристика класса Двустворчатые моллюски, группы 3 – класса Головоногие Моллюски. После этого школьники садятся на места, образуя малые группы (но теперь в каждой малой группе есть №1, №2, №3).Каждый учащийся должен рассказать двум другим общую характеристику своего класса моллюсков.
Работа в больших и малых группах регламентирована. Четко обозначена продолжительность рабочего времени.
Текст 1.
Класс Брюхоногие моллюски.
Класс брюхоногие — это единственный класс, представители которого освоили не только водоемы, но и сушу, поэтому по числу видов моллюсков — это самый многочисленный класс. Его представители сравнительно небольшие по размерам: черноморский моллюск рапана до 12 см высотой, виноградная улитка — 8 см, некоторые голые слизни — до 10 см, крупные тропические виды достигают 60 см.
Тело брюхоногого моллюска разделено на голову, туловище и ногу, занимающую всю брюшную поверхность тела (отсюда и название класса).
Тело моллюска покрыто мантией и заключено в спирально закрученную раковину. Передвижение моллюска происходит благодаря волнообразному сокращению мышцы ноги. На нижней стороне головы помещается рот, а на боковых сторонах — два чувствительных щупальца, у их основания находятся глаза.
К брюхоногим моллюскам относятся слизни, получившие название из-за обильно выделяемой слизи. Раковины у них нет. Обитают на суше во влажных местах и питаются растениями, грибами, некоторые встречаются на огородах, нанося вред культурным растениям.
К растительноядным брюхоногим относится виноградная улитка, также наносящая вред сельскому хозяйству. В некоторых странах ее используют в пищу.
Среди многочисленных видов брюхоногих моллюсков особенно известны благодаря красивым раковинам — морские. Их используют в качестве сувениров, из перламутрового слоя изготавливают пуговицы, а из раковины очень мелкого моллюска каури некоторые народы Африки и Азии изготавливают деньги, украшения.
Многие брюхоногие являются промежуточными хозяевами паразитических червей.
Текст 2.
Класс Двустворчатые моллюски.
Класс двустворчатые — исключительно водные животные. Через свою мантийную полость они перекачивают воду, выбирая из нее питательные вещества. Такой способ питания называют фильтрацией. Он не требует особой подвижности организмов, поэтому у представителей класса наблюдается некоторое упрощение в строении по сравнению с представителями других классов. Все моллюски этого класса имеют двустворчатую раковину (отсюда и название класса). Створки раковины соединены находящейся на спинной стороне моллюска особой эластичной связкой. К створкам раковины прикрепляются мышцы — замыкатели, их сокращение способствует сближению створок, закрытию раковины, при расслаблении их — раковина раскрывается.
Представителями данного класса являются беззубка, перловица, устрицы, мидии. Самый крупный морской моллюск — тридакна, весящий до 300 кг.
Наиболее распространенный моллюск в пресных водоемах страны — беззубка. Тело беззубки, состоящее из туловища и ноги, покрыто мантией, свешивающейся с боков в виде двух складок.
Между складками и телом имеется полость, в которой находятся жабры и нога. Головы у беззубки нет. На заднем конце тела обе складки мантии прижимаются друг к другу, образуя два сифона: нижний (вводный) и верхний (выводной). Через нижний сифон вода поступает в мантийную полость и омывает жабры, чем обеспечивается дыхание. С водой приносятся различные простейшие одноклеточные водоросли, остатки отмерших растений. Отфильтрованные пищевые частицы через рот попадают в желудок и кишечник, где подвергаются действию ферментов.
Двустворчатые моллюски используются человеком. Мидий, устриц — употребляют в пищу, других, например, разводят для получения жемчуга и перламутра: жемчужницу, перловицу.
Текст 3.
Класс Головоногие моллюски.
Современные головоногие насчитывают около 700 видов, исключительно обитателей морей и океанов с высокой концентрацией солей, поэтому они не встречаются ни в Черном, ни в Азовском морях.
Головоногие — это хищники средних или больших размеров. Их тело состоит из туловища и большой головы, нога превратилась в щупальца, которые окружают рог. Большинство из них имеют 8 одинаковых щупалец, например осьминоги или 8 коротких и 2 длинных, как у кальмара.
На щупальцах находятся присоски, с помощью которых удерживается добыча. На голове у представителей класса имеются большие глаза, напоминающие глаза человека.
Раковины у многих представителей головоногих нет, только у каракатицы она расположена под кожей, а у наутилуса имеется многокамерная раковина. У многих головоногих благодаря реактивному способу движения скорость достигает 70 км в час (кальмары).
Головоногие моллюски имеют большое промышленное значение: их используют в пищу (кальмары, осьминоги, каракатицы), из содержимого чернильного мешка каракатиц и кальмаров изготавливают коричневую краску — сепию, натуральную китайскую тушь. В кишечнике кашалотов из непереваренных остатков головоногих образуется особое вещество — амбра, используемое в парфюмерной промышленности для придания устойчивости запаха духов. Головоногие моллюски — это пищевая база для морских животных — ластоногих, зубастых китов и др.
- Закрепление нового материала. Стадия рефлексии. (используется прием «Концептуальная таблица»)
Учитель: Молодцы ребята, вы хорошо потрудились. А теперь вам предстоит обобщить полученные знания. Я предлагаю заполнить таблицу «Сравнительная характеристика классов моллюсков»
Какие линии для сравнения мы выберем?
Линии сравнения | Брюхоногие | Двустворчатые | Головоногие |
Среда обитания | |||
Строение раковины | |||
Части тела | |||
Способ питания | |||
Значение | |||
Типичные представители |
5. Итог урока.
Вернемся к корзинке идей. Давайте проверим, все ли ваши высказывания оказались верными?
Итак, подведём итог урока. Все ли мы цели и задачи выполнили? Вы хорошо поработали. Я благодарю вас за урок.
6. Домашнее задание.
&12, читать, отвечать на вопросы
Творческое задание: по желанию подготовить презентацию «Класс Брюхоногие моллюски», «Класс Двустворчатые моллюски», «Класс Головоногие моллюски»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности
Физическая культура способствует развитию интеллектуальных процессов – внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. ...
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)
Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности...
Методическая разработка урока английского языка с применением технологии АМО
Урок английского языка по теме "Профессии"...
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)...
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)
Методическая разработка...
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)
Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...