Рабочая программа элективного курса микробиология 10 В
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Программа элективного курса «Микробиология» адресована учащимся 10 классов. Составлена по программе элективного курса «Микробиология» Я.С.Шапито по учебному пособию: Российская академия образования. Библиотека Элективных курсов. Г.Н. Панина, Я.С. Шапиро. «Микробиология 10-11 классы». Издательство центр «Вентана Граф». 2008г.г. Королев 2010г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_elektivnogo_kursa_mikrobiologiya_10_v_polyakova_v.a.doc | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Самарская государственная областная академия (Наяновой)»
Утверждаю Декан ФОО: | Согласовано Заведующий кафедрой | Рассмотрено на заседании кафедры биологии |
Протокол №1, от 3. 09.2014. |
Рабочая программа элективного курса
«Микробиология»
Класс
10В профильный
Учебный год: 2014- 2015
Разработал:
Полякова В.А.
преподаватель биологии
Самара 2014 год
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Микробиология» адресована учащимся 10 классов. Составлена по программе элективного курса «Микробиология» Я.С.Шапито по учебному пособию: Российская академия образования. Библиотека Элективных курсов. Г.Н. Панина, Я.С. Шапиро. «Микробиология 10-11 классы». Издательство центр «Вентана Граф». 2008г.г. Королев 2010г.
Цели изучения предмета:
Цели курса:
освоение знаний о биологических системах (вирусы, бактерии,клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания.
Уточнить представления учащихся о содержании и знании науки микробиологии для человека и человечества. Актуализировать знания о характерных особенностях вирусов как представителей неклеточной формы жизни. Рассмотреть методы обнаружения вируса и их использование в практической вирусологии. Расширить представление учащихся о вирусах:
вызывающих заболевания растений; - бактериофагах; вызывающих заболевания у животных и человека; Актуализировать и углубить знания о бактериях: азотфиксирующих, фотосинтезирующих, симбионтах организмов животных и человека, бактериях – паразитах, молочнокислых бактерий. Расширить знания о грибах, их использование в биотехнологии.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений микробиологии
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
Задачи
- Рассмотреть особенности организации различных групп организмов (вирусы, бактерии, грибы), их роли в природных процессах и значение для человека.
- Дополнить знания о микроскопических растениях и животных.
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Общая характеристика учебного предмета
Программа элективного курса «Микробиология» основана на интеграции знаний предметов естественнонаучного цикла (биологии, химии, физики, экологии), что становится возможным только на старшей ступени обучения в школе. Она предусматривает наряду с поиском, анализом и интеграцией необходимой информации, выполнение учащимися практических заданий, предложенные темы которых можно конкретизировать в соответствии с задачами элективного курса и имеющимися возможностями. Три первых главы раздела программы элективного курса посвящены традиционным объектам микромира — вирусам, бактериям и грибам. В каждой из этих глав рассматриваются особенности организации соответствующей группы, ее роль в природных процессах и значение для человека.
Поскольку важнейшая отрасль биотехнологии — генетическая инженерия за сравнительно короткий срок из «чистой» науки превратилась в непосредственную производительную силу и заняла ведущую позицию в народном хозяйстве, четвертая глава программы посвящена исключительной роли использования микроорганизмов в развитии этого научного направления.
Интеграция теоретической и практической частей программы возможна в форме проектной деятельности учащихся. Выполненные учащимися проекты могут быть представлены на олимпиаду или научную конференцию, оформлены в виде публикации в сборнике исследовательских работ школьников. Технология реализации программы предусматривает использование учащимися научной и научно-популярной литературы, справочников, энциклопедий, видеофильмов, компьютерных программ, экспозиций музеев, лабораторного оборудования (как школьного, так и учреждений — партнеров школы).
Микроорганизмы по их значению для биосферных процессов, для человека как биологического вида и для хозяйственной деятельности людей вполне сопоставимы с представителями макромира — растениями и животными, а в некоторых областях существенно их превосходят. Медицина и экологическая безопасность, генетическая инженерия и промышленная биотехнология, ветеринария и фитосанитария — развитие этих и многих других сфер деятельности человека невозможно без глубоких знаний о мире микроорганизмов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В настоящее время биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность.
Знания в области основных биологических законов, теорий и идей формируют нравственные нормы и принципы отношения к живой природе. В качестве ценностных ориентиров микробиологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения микробиологии, проявляются в признании:
• ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
• ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развитие познавательных ценностных ориентации содержания курса биологии позволяет сформировать:
• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
• понимание необходимости здорового образа жизни;
• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс микробиологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
• правильному использованию микробиологической терминологии и символики;
• развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
• развитию способности открыто выражать и аргументирование отстаивать свою точку зрения.
Курс микробиологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе микробиологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Микробиология» входит в вариативную часть учебного плана образовательного учреждения.
В соответствии с БУПом курс микробиологии на ступени среднего (полного) общего образования предшествует курс биологии, включающий элементарные сведения о биологических объектах: вирусах, бактериях, клетке, организме, виде, экосистеме. По сути, в основной школе преобладает содержание, нацеленное на изучение организменного уровня организации жизни и некоторых общебиологических закономерностей.
В старшей школе, опираясь на эти сведения, учитель биологии может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать общие биологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы (обмен веществ и превращения энергии, фотосинтез, эволюция, закономерности наследственности и изменчивости и т. д.).
Рабочая программа по микробиологии в 10 классе на профильном уровне составлена согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений общего образования из расчета1 часа в неделю. Общее количество уроков 34 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обучения:
1) реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
2) признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области микробиологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметными результатами программы по микробиологии в 10 классе являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения программы по микробиологии в 10 классе являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение);
• объяснение роли микробиологии в формировании научного мировоззрения; вклада микробиологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие и здоровья человека; влияния мутагенов на организм человека, наследственных заболеваний, мутаций.
• приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды;
• умение пользоваться микробиологической терминологией и символикой;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, микробиологической информации, получаемой из разных источников;
• оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).
3. В сфере трудовой деятельности:
• овладение умениями и навыками постановки микробиологических экспериментов и объяснения их результатов.
4. В сфере физической деятельности:
• обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде.
Содержание учебного предмета
Вводное занятие
Микробиология как научная и учебная дисциплина, объекты ее изучения. Общая и прикладная микробиология, ее важнейшие отрасли.
1. Вирусы
Общая характеристика вирусов как представителей неклеточной формы жизни, история их открытия и изучения. Строение вирусной частицы — вириона. Классификация вирусов,
ДНК-содержащие и РНК-содержащие вирусы. Взаимоотношение вируса и клетки-хозяина. Методы обнаружения вирусов.
Вирусы — паразиты бактерий (бактериофаги). Роль бактериофагов в жизни бактерий и их значение для человека. Использование бактериофагов в научных исследованиях, медицине, ветеринарии.
Вирусы — паразиты растений (фитовирусы), вызываемые ими болезни. Циркуляция фитовирусов в природе. Биологические основы защиты культурных растений от вирусов.
Вирусы животных и вызываемые ими болезни. Природные очаги зоопатогенных вирусов и их циркуляция. Биологические основы защиты домашних животных от вирусов. Вирусы насекомых и их использование против вредителей сельского и лесного хозяйства.
Вирусы человека и вызываемые ими болезни. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) — опаснейшая вирусная болезнь человека. Карантинные вирусные болезни. Природные очаги и переносчики вирусов человека. Биологические основы профилактики и лечения вирусных болезней.
Примерная тема практического занятия:
Диагностика вирусных болезней растений.
2. Бактерии
Общая характеристика бактерий как прокариотических (доядерных) организмов. Бактериальные клетки и бактериальные колонии. Размножение и генотипическая изменчивость бактерий. Обмен веществ и энергии у бактерий. Роль бактерий в круговороте биогенных химических элементов. Бактерии — продуценты и деструкторы органических веществ, их место в экосистемах Земли.
Роль бактерий в почвообразовании, их значение для почвенного плодородия. Азотфиксирующая деятельность бактерий. Бактериальные удобрения и их использование в земледелии. Бактерии — паразиты растений, их экономическое значение. Биологические основы защиты растений от болезней.
Бактерии — компонент нормальной биоты организма животного, их роль в усвоении пищи животными. Бактериальные болезни домашних животных (сибирская язва, бруцеллез, орнитозы и др.), биологические основы их профилактики и лечения. Природные очаги бактериозов домашних животных. Бактерии — воз будители болезней насекомых, их использование против вредных видов.
Бактерии — компонент нормальной биоты организма человека, их значение для здоровья; дисбактериозы и их преодоление. Бактерии — возбудители болезней человека, классификация бактериозов человека. Циркуляция болезнетворных бактерий в природе, роль переносчиков (насекомых, клещей, грызунов и др.) в возникновении эпидемий. Биологические основы профилактики и лечения бактериальных болезней человека.
Использование бактерий в биотехнологии. Бактерии — продуценты аминокислот, белков, витаминов, антибиотиков и других ценных биоорганических соединений.
Примерные темы практических занятий:
- Бактерии — возбудители молочнокислого брожения.
- Фотосинтезирующие бактерии (цианобактерии).
- Азотфиксирующие бактерии — симбионты растений.
- Бактерии — возбудители болезней культурных растений (бактериозов).
- Обнаружение и количественный учет бактерий (в почве, воде, воздухе).
3. Грибы
Общая характеристика грибов как гетеротрофных эука-риотических микроорганизмов. Строение, питание и размножение грибов. Роль грибов в экосистемах, их значение для почвообразования и плодородия почвы.
Классификация грибов. Высшие и низшие, совершенные и несовершенные грибы. Важнейшие систематические группы грибов и их представители.
Грибы — симбионты и паразиты растений. Микориза и ее роль в минеральном питании растений. Лишайники как симбио-тические организмы; роль лишайников в экосистемах и их использование человеком. Болезни растений, вызываемые грибами и их экономическое значение. Грибы — разрушители древесины и продуктов ее переработки. Биологические основы профилактики и лечения микозов растений.
Грибы — паразиты животных и человека. Пути распространения зоопатогенных грибов. Токсины грибов и вызываемые ими отравления. Важнейшие микозы животных и человека, их профилактика.
Использование грибов в биотехнологии. Грибы — продуценты витаминов, ферментов, белков, антибиотиков и других ценных биоорганических соединений. Культивирование съедобных грибов (грибоводство).
Примерные темы практических занятий:
- Морфология и размножение грибов.
- Важнейшие классы грибов и их представители.
- Дрожжевые грибы — возбудители спиртового брожения.
- Грибы — возбудители болезней культурных растений (микозов).
- Симбиоз грибов и растений (микориза, лишайники).
- Обнаружение и количественный учет грибов.
4. Роль микроорганизмов в генетической инженерии
Генетическая инженерия — направление новейшей биотехнологии; ее предмет, объекты и методы исследований. Микроорганизмы как источник ферментов, необходимых для генно-инженерных разработок. Использование микроорганизмов в качестве носителей (векторов) генетической информации. Микроорганизмы как доноры и реципиенты целевых генов. Генно-инженерные разработки на основе микроорганизмов и их использование в сельском хозяйстве, промышленности, медицине.
5. Микроскопические растения и животные
(дополнительный материал)
Микроскопические растения (водоросли), особенности их организации, роль в экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические группы водорослей и их представители. Микроскопические животные (одноклеточные, или простейшие), особенности их организации, роль в экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические группы простейших и их представители.
Календарно-тематический план
№ | Наименование темы, раздела | Основная характеристика деятельности обучающихся |
1 | Введение. Предмет микробиологии, объекты и методы исследований | Определяют объект изучения микробиологии. Характеризуют краткую историю развития микробиологии. Раскрывают значение микробиологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира |
Вирусы (9 ч) | ||
2 | Общая характеристика вирусов как представителей неклеточной формы жизни | Определяют понятия: микромир, вирусы, бактериофаги. Выделяют особенности строения и размножения. Раскрывают значение в природе и жизни человека |
3 | Взаимоотношения вируса и клетки-хозяина. Методы обнаружения вирусов | Характеризуют меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. |
4 | Вирусы — паразиты бактерий (бактериофаги) | Определяют понятия: бактериофаги, нуклеопротеин, белковый капсид. Характеризуют многообразие организмов. Сравнивают Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы. Анализируют текст учебника |
5 | Вирусы растений и вызываемые ими болезни | Определяют понятия: вироид , прионы. Характеризуют многообразие организмов |
6 | Диагностика вирусных болезней растений | |
7 | Защита растений от вирусов | Определяют понятия: андийская крапчатость картофеля, розеточной мозаики персика, пожелтения картофеля, латентной мозаики персика, рашпелевидности листьев черешни, оспы сливы. |
8 | Вирусы животных и вызываемые ими болезни | Определяют понятия: инфекционный фон, гены устойчивости |
9 | Вирусы человека и вызываемые ими болезни | Метод прямой и косвенной диагностики: вирусных включений, электронной микроскопии, молекулярно-биологические методы: ДНК-зонды, серологическая индикация, растения- индикаторы. |
10 | Заключительное занятие по теме «Вирусы» | Обобщение полученных знаний |
Бактерии (10 ч) | ||
11 | Общая характеристика бактерий как прокариотических организмов | Рассматривают понятия: Форма, цвет, величина, фактура бактериальных колоний. L-формы и R-формы бактерий |
12 | Обмен веществ и энергии у бактерий, их роль в экосистемах | Характеризуют обмен веществ и превращения энергии — свойство живых организмов. Определяют понятия: гомеостаз, пластический и энергетический обмен, его основные этапы: подготовительный этап, гликолиз, клеточное дыхание (анаэробное и аэробное дыхание). |
13 | Азотфиксируюшие симбиотические бактерии | Раскрывают особенности обмена веществ у бактерий. |
14 | Фотосинтезирующие бактерии | Раскрывают особенности обмена веществ у бактерий, фототрофы, фотосинтетическое фосфорилирование |
15 | Бактерии — компонент нормальной биоты организма животного и человека | Раскрывают роль бактерий в природе |
16 | Бактериальные болезни растений | Определяют понятия: черный бактериоз, красный бактериоз , бактериальный ожог, кольцевая гниль, черная ножка, бактериоз, рябуха, туберкулез и др. |
17 | Бактериальные болезни животных и человека | Сибирская язва, столбняк, дифтерия, лептоспироз, чума, туляремия, европейская гнильца, сап, лептоспироз, орнитоз и др. |
18 | Молочнокислое брожение | Молочнокислые бактерии, дрожжи, анаэробные кокки, клостридии, бифидобактерии, кишечная палочка, лактобактерии. Продукты брожения. |
19 | Микроскопическое изучение бактерий — возбудителей молочнокислого брожения | Рассматривают Методы изучения |
20 | Использование бактерий в биотехнологии | Характеризуют биотехнологию, ее достижения, перспективы развития. Сравнивают этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). Выполняют практическую работу. Определяют понятия: клеточная и генная инженерия. |
Грибы (12 ч) | ||
21 | Общая характеристика грибов как эукариотических гетеротрофных микроорганизмов | Определяют понятия: фунги , особенности строения. Гифы грибов. |
22 | Грибница плесневых (мицелиальных) грибов | Характеризуют Низшие и высшие грибы, ооспоры, амебоид, плазмоид, ризоморфы, мицелиальные шнуры, ризоморфы, столоны, склероции и др. |
23 | Бесполое размножение грибов | Определяют понятия: бесполое размножение |
24 | Половое размножение грибов | Определяют понятия: бесполое размножение, вегетативное размножение, кариокинез и цитокинез. |
25 | Классификация и важнейшие систематические группы грибов | Высшие, низшие грибы, плесневые.Базидиомицеты, аскомицеты. Зигомицеты , дейтеромицеты, хитридиевые, оомицеты. Настоящие грибы, Слизевики. |
26 | Обмен веществ и энергии у грибов, их роль в экосистемах | Целлюлаза, хитиназа, инвертаза, хитин, целлюлоза, гликоген, трегалоза и др. |
27, 28 | Спиртовое брожение, возбуждаемое дрожжами | Характеризуют Стадии спиртового брожения. Верховое и низовое брожение. |
29 | Взаимоотношения грибов и растений | Грибы-паразиты, грибы - симбионты |
30 | Симбиоз грибов и растений | Паразиты растений – капустная белянка, яблонная медянка., микориза. |
31 | Грибы — паразиты животных и человека | Аскосфера пчелиная, парша, стригущий лишай,аспергиллез, кандидоз, микроспория |
32 | Использование грибов в биотехнологии | Получение кефира, сыра (рокфор, бри, камамбер) |
Роль микроорганизмов в генетической инженерии (3 ч) | ||
33 | Биологические основы и направления использования микроорганизмов в генетической инженерии | Определяют понятия: наследственность и изменчивость, генетика, чистые линии. Характеризуют общие свойства генетического аппарата: способность к самовоспроизведению, сохранение постоянства своей организации, способность приобретать изменения и воспроизводиться; предмет, задачи, методы исследования генетики. Раскрывают связь генетики с другими науками, основные направления генетики. |
34 | Генно-инженерные, разработки на основе микроорганизмов в сельском хозяйстве, промышленности и медицине Заключительное занятие по теме «Роль микроорганизмов в генетической инженерии» | Раскрывают значение генетики для медицины и селекции. Характеризуют генетические основы селекции микроорганизмов. |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение учебного
предмета
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Примечания |
1. | БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) | ||
1.1. | Стандарт основного общего образования | Д | |
1.2. | Российская академия образования. Библиотека Элективных курсов. Г.Н. Панина, Я.С. Шапиро. «Микробиология 10-11 классы». Издательство центр «Вентана Граф». 2008г.г. Королев 2010г. | Д | |
1.3. | Бондаренко Н.В. Биологическая защита растений: учебник для студентов вузов. — М.: Агропромиздат, 1986 | Д | |
1.4. | Вавилов И.И. Иммунитет растений к инфекционным заболеваниям. — М.: Наука, 1986. | Д | |
1.5. | Воробьев А.А., Кривошеий Ю.С., Широбоков В.П. Медицинская и санитарная микробиология: учебник для студентов вузов. — М.: Академия, 2003. | Д | |
1.6. | Дикий И.Л. Микробиология. Руководство к лабораторным занятиям. — М.: Профессионал, 2004. | Д | |
1.7. | Биология. Руководство к лабораторным занятиям. Учебное пособие. Под ред. Н.В. Чебышева –М. «Гоэтар-Медиа», 2011 | Д | |
1.8. | Раздаточный материал для работы в группах, распечатки тестов, дополнительный материал | Ф | |
1.9. | Г.Н. Муртазин Задачи и упражнения по общей биологии._М.: «Просвещение», 1981 | Д | |
1.10. | Н.Грин, У.Стаут, Д. Тейлор Биология. В трех томах.- М.: «Мир», 1990 | Д | |
1.11. | Молекулярно-генетические и биохимические методы в современной биологии растений. | Д | |
1.12. | Практикум по микробиологии, Под ред А.И. Нетрусова, -М, «АCADEMA», 2005 | Д | |
2. | ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | ||
Таблицы | |||
2.1. | Портреты ученых, внёсших значительный вклад в развитие биологической науки. | Д | |
2.2. | Правила поведения в учебном кабинете. Правила поведения на экскурсии. | Д | |
2.3. | Развитие животного и растительного мира | Д | |
2.4. | Размножение растений | Д | |
2.5. | Схема строения клеток живых организмов. Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ. Биотехнология. Генетика. | Д | |
2.6 | Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности | Текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных. | |
2.7. | Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности | Виртуальные лаборатории, являющиеся проектной средой для изучения материала (строения клетки, генетики) | |
3 | ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (могут быть в цифровом виде) | ||
Видеофильмы | |||
3.1 | Основы цитологии | Д | |
3.2 | Основы селекции | Д | |
3.3 | Общая микробиология | Д | |
Коллекция цифровых образовательных ресурсов Современный гуманитарный университет, 2004, ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2005,; «Биология интерактивные дидактические материалы 6-11 классы» | Д/П | Коллекция образовательных ресурсов включает комплекс информационно- справочных материалов по курсу биологии, в том числе задачник | |
4. | ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ) | ||
4.1. | Стол для проектора | Д | |
4.2. | Экран | Д | Минимальный размер 1,5х1,5 м |
5 | УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||
Приборы, приспособления | |||
5.1 | Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ | Р П | Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др. |
5.2 | Микроскоп школьный ув. 300-500 | Р | |
5.3 | Микроскоп лабораторный | Р | |
6. | МОДЕЛИ | ||
Модели объемные | |||
6.1 | Модель молекулы ДНК | Д | |
Муляжи | Д | ||
7. | НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ | ||
7.1. | Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп, изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора. | Р | Используется раздаточный материал |
Микропрепараты | Р | ||
7.2 | Строение клеток эукариот, Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. | Р | |
7.3 | Комнатные растения по экологическим группам | Д |
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д - демонстрационный материал (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
Д - также обозначается все оборудование, необходимое в единственном экземпляре;
Р - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса) для школ с наполняемостью классов свыше 25 человек при комплектовании кабинета средствами ИКТ рекомендуется исходить из 15 рабочих мест учащихся;
Ф - комплект для фронтальной работы (в два раза меньше, чем полный комплект, не менее 1 экз., на двух учащихся),
П - комплект для практической работы в группах, по несколько учащихся (5-7 экз).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
№ | Обучающиеся научатся | |
1. | Предметные результаты | |
Раскрывать понятия: - свойства живого;
— состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого; представления о молекулярном уровне организации живого;
Объяснять понятия:
— описывать организменный уровень организации живого;
| ||
2 | Метапредметные результаты обучения | |
Учащиеся смогут:
| ||
3 | Личностные результаты обучения | |
| ||
Ученик получит возможность научиться | ||
Характеризовать сущности микробиологических процессов, явлений; применять умения определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы; Устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений; выявлять общие и отличительные признаки; составлять схемы пищевых цепей; применять знания в измененной ситуации. Самостоятельно оперировать микробиологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления; Применять знания в новой ситуации; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания; обобщать и формулировать выводы; Решать микробиологические задачи, оценивать и прогнозировать микробиологические процессы, применять теоретические знания на практике. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс
Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...
Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....
Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».
Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»
Экзамен по алгебре ГИА 9 все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена, а число...
Рабочая программа элективного курса «Дополнительные главы к курсу алгебры-8»
Предлагаемая программа по элективному курсу «Дополнительные главы к курсу алгебры-8» составлена в соответствии с требованиями...
Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс
Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...