Рабочая программа по биологии. 8 класс УМК "Сферы"
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему

Васильева Людмила Павловна

материал пригодится учителям биологии, работающим по УМК "сферы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie1_rabochaya_programma.doc334.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 53 г. Хабаровска

            ПРИНЯТО                    на заседании педагогического совета
протокол № 1 от 31.08.2014г. УТВЕРЖДАЮ                                         Председатель педагогического совета                                             ___________ Н.Н Иванова                             «____» ________________ 2014 г.

"Согласовано"                      Заместитель директора           по УВР

_________С.В. Зыкина

«____» ___________ 2014 г.

Рассмотрена на заседании МО             протокол №______                                       от "_____" ___________2014 г. Руководитель МО                 _________  Л.П, Васильева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

8  класс

Разработала:

учитель биологии и химии

Васильева Л.П.

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Биология. Человек. Культура здоровья» авторов Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-9 класс (УМК «Сферы»). - М.: Просвещение, 2010. - 32c.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Отличительная черта современности – возрастание интереса к человеку как предмету познания. Такая тенденция обусловлена увеличением разнообразия связей человека и окружающей среды. Значительное внимание уделяется и здоровью человека как наиболее значимой ценности. Поэтому одной из главных задач биологического образования в основной школе стало формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения, направленной на здоровый образ жизни. Решение данной задачи возможно на основе изучения в курсе биологии-8 не только анатомо-физиологических особенностей организма человека и общегигиенических норм и правил, но и генетических  и экологических условий, влияющих на процесс индивидуального развития человека. Такой подход позволит рассмотреть влияние на здоровье человека трех важнейших факторов – наследственности, природной и социальной среды, образа жизни. Идеи ценности здоровья и важности формирования навыков культуры поведения получат дальнейшее развитие в разделе биологии 9 класса, при изучении высшей нервной деятельности человека. Это даст возможность связать биологическое и гуманитарное знания, поможет ученикам ориентироваться в личных проблемах, строить взаимоотношения с окружающими людьми.

Результаты обучения полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены самонаблюдения, лабораторные и практические работы, предусмотренные программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Количество лабораторных и практических работ, самонаблюдений соответствует программному.

По окончании изучения каждой темы планируется повторение и обобщение материала.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в      объеме 2 часа в неделю (70 часов в год).

В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени — 3 часа

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.С. Кучменко, Л.Н.Сухорукова. «Биология. Человек. Культура здоровья» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Просвещение, 2009. - 160с.;

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК. КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ»

Введение (2 ч)

Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена, медицина, эмбриология, генетика, экология. Краткая история развития, предмет изучения и методы исследования. Знания о строении и жизнедеятельности организма человека – основа для сохранения его здоровья, благополучия окружающих людей. Роль гигиены и санитарии в поддержании экологически чистой природной среды. Культура здоровья – основа полноценной жизни.

Демонстрация: репродукции картин, изображающие тело человека; красочные рисунки об основных составляющих здорового образа жизни.

Самонаблюдения:

1. Определение оптимальности веса.

2. Исследование ногтей.

Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья (7ч)

Клетка – структурная единица организма человека. Основные неорганические и органические вещества клетки. Органоиды цитоплазмы и их значение в обеспечении жизнедеятельности клетки. Ядро – хранитель наследственной информации, его основные компоненты. Постоянство числа и формы хромосом – видовой признак организмов. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.

Соматические и половые клетки. Процессы, обеспечивающие развитие потомства и сохранение вида: деление клеток, образование гамет, оплодотворение.

Реализация наследственной информации и здоровье. Гены – материальные единицы наследственности, участки молекулы ДНК. Хромосомы – носители генов. Доминантные и рецессивные признаки человека. Генотип и фенотип.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Типы мутаций у человека. Хромосомные и генные болезни.

Наследственная предрасположенность к определенным заболеваниям. Медико-генетическое консультирование, его значение. Роль генетических знаний в планировании семьи.

Здоровье человека и факторы окружающей природной и социальной среды.

Образ жизни и здоровье.

Демонстрация: таблицы, схемы, слайды, видеофильмы, фильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), модели, иллюстрирующие строение клетки, тканей, органов и систем органов, нервной системы, процесс обмена веществ, законы наследования, типы мутаций, методы исследования генетики человека, дородовой диагностики.

Практическая работа:

1. Состав домашней аптечки.

Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности (7 ч)

Организм человека как сложная биологическая система: взаимосвязь клеток, тканей, органов, систем органов в организме. Основные ткани организма человека: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная.

Строение и принципы работы нервной системы.

Основные механизмы нервной и гуморальной регуляции. Рефлекс. Условные и безусловные рефлексы, их значение.

Внутренняя среда организма – основа его целостности.

Кровь, ее функции.

Форменные элементы крови Свертывание крови, гемолиз, СОЭ. Группы крови, их наследуемость. Резус-фактор и его особенности. Влияние факторов среды и вредных привычек на состав и функции крови (анемия, лейкемия). Регуляция кроветворения.

Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах крови. Иммунитет. Виды иммунитета. Иммунология на службе здоровья. ВИЧ-инфекция, пути передачи, «группы риска». Профилактика СПИДа.

Демонстрация: таблицы, иллюстрирующие строение тканей, компоненты внутренней среды, состав и функции крови.

Лабораторные работы:

1. Ткани организма человека

2. Строение крови лягушки и человека

Практическая работа:

3. Изучение результатов анализа крови.

Опорно-двигательная система. Физическое здоровье (7 ч)

Основные функции опорно-двигательной системы. Кости и их соединения – пассивная часть двигательного аппарата. Типы костей, их состав и строение. Соединение костей. Скелет, основные отделы: череп, позвоночник, скелет свободных конечностей и их функциональные особенности. Влияние наследственности, факторов среды и образа жизни на развитие скелета.

Мышцы – активная часть двигательного аппарата. Типы мышц, их строение и функции. Основные группы скелетных мышц. Мышечная активность и ее влияние на развитие и функции других органов. Влияние наследственности и среды на развитие мышц. Регулярные физические упражнения – залог здоровья. «Накаченные» мышцы и здоровье.

Правильная осанка, ее значение для здоровья. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей (травмах скелета). Предупреждения нарушения осанки и плоскостопия.

Демонстрация: таблицы, слайды, муляжи, иллюстрирующие строение скелета и мышц; открытки и репродукции произведений искусства, изображающие красоту и гармонию спортивного тела; схемы, таблицы, иллюстрирующие правильную осанку, сутулость, плоскостопие, влияние на работу мышц ритма и нагрузки, упражнения для корректировки осанки.

Лабораторные работы:

3. Химический состав костей.

4. Строение и функции суставов.

5. Утомление мышц.

Самонаблюдения:

3. Определение гибкости позвоночника

4. Оптимальные условия для отдыха мышц

5. Выявление снабжения кровью работающих мышц

6. Координация работы мышц

7. Выявление плоскостопия

Обобщение №1 по теме «Опорно-двигательная система. Физическое здоровье»

Системы жизнеобеспечения. Сердечно-сосудистая и лимфатическая системы. Система дыхания. (11 ч)

Основная функция сердечно-сосудистой системы – обеспечение движения крови по сосудам. Сердце, его строение. Роль предсердий и желудочков. Клапаны сердца, фазы сердечной деятельности. Проводящая система сердца. Врожденные и приобретенные заболевания сердца. Кровеносные сосуды: артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Артериальное давление крови. Гипертония и гипотония. Регуляция работы сердца и сосудов: рефлекторная и гуморальная. Влияние наследственности, двигательной активности, факторов среды на сердечно-сосудистую систему человека. Меры профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при артериальных, венозных, капиллярных кровотечениях, как проявление заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.

Лимфатическая система и ее компоненты: сосуды, капилляры и узлы. Лимфа, механизм образования и особенности движения.  

Система дыхания. Основная функция: обеспечение поступления в организм кислорода и выведение углекислого газа. Органы дыхания: воздухоносные пути и легкие. Строение органов дыхания в связи с выполняемой функцией.

Этапы дыхания: внешнее, газообмен в легких, газообмен в тканях, окисление в клетках (высвобождение энергии из веществ, получаемых с пищей). Дыхательные объемы. Дыхательные движения и механизм вентиляции легких. Объем легочного воздуха, жизненная емкость легких и ее зависимость от регулярных занятий физкультурой и спортом.

Регуляция дыхания. Функции дыхательного центра продолговатого мозга. Влияние больших полушарий на работу дыхательного центра. Защитные рефлексы: кашель и чихание. Гуморальная регуляция дыхания: влияние содержания углекислого газа в крови на дыхательный центр. Дыхательная гимнастика. Болезни органов дыхания: грипп, туберкулез легких. Закаливание – важное условие гигиены органов дыхания. Флюорография как средство ранней диагностики легочных заболеваний. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Вредное влияние никотина на органы дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания: инородные тела в дыхательных путях, утопление, удушение, заваливание землей. Искусственное дыхание.

Демонстрация: таблицы, схемы, иллюстрирующие состав крови, группы крови, свертывание крови, строение и функции сердечно-сосудистой системы; таблицы, муляжи, слайды, диафильмы, фильмы, иллюстрирующие строение органов дыхательной системы, комплекс упражнений, способствующих увеличению грудной клетки и тренирующих правильное дыхание, приемы искусственного дыхания; модель Дондерса, изображающая механизмы вдоха и выдоха.

Лабораторные работы:

6. Саморегуляция сердечной деятельности

7. Функциональные возможности дыхательной системы

Практические работы:

2. Приемы остановки артериального кровотечения

4. Изучение аннотаций к лекарственным препаратам от кашля

Самонаблюдения:

8. Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа

Обобщение №2 по темам «Сердечно-сосудистая система» и «Органы дыхания»

Системы жизнеобеспечения. Обмен веществ, питание, выделение (17 ч)

Обмен веществ. Питание. Органы пищеварительной системы. Экологическая чистота пищевых продуктов – важный фактор здоровья. Трансгенные продукты. Значение пищеварения.

Система пищеварительных органов.

Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов. Здоровые зубы – важное звено в процессе пищеварения. Пищевод, желудок и особенности их строения.

Пищеварение в желудке: отделение желудочного сока, механизм возбуждения желудочных желез. Переваривание пищи в тонком кишечнике, роль двенадцатиперстной кишки в процессе переваривания пищи. Всасывание.

Роль толстого кишечника в пищеварении. Печень и поджелудочная железа и их роль в пищеварении. Барьерная роль печени для сохранения здоровья.

Нервная и гуморальная регуляция пищеварения. Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмен веществ.

Витамины: жирорастворимые и водорастворимые. Источники и функции основных витаминов, необходимых человеку. Авитаминозы и меры их предупреждения. Правильная обработка пищи – залог сохранения в ней витаминов.

Культура питания. Особенности питания детей и подростков. Опасные заболевания желудка, кишечника, печени, желчного пузыря. Воспаление аппендикса. Первая помощь при болях в животе, не вызванных отравлением

Различные пищевые отравления, вызванные болезнетворными бактериями, ядовитыми грибами. Первая помощь при отравлениях. Профилактика инфекционных желудочно-кишечных заболеваний. Соблюдение правил хранения и использования пищевых продуктов – основа здорового образа жизни.

Обобщение №3 по теме «Пищеварительная система»

Система выделения. Основные функции: выведение из организма продуктов обмена веществ, избытка воды и солей, чужеродных и ядовитых веществ. Гомеостаз. Основные органы выделения: почки, кожа, легкие. Мочевыделительная система, строение, функции.

Регуляция водно-солевого баланса. Значение воды и минеральных веществ для организма. Причины заболеваний почек и меры их профилактики. Режим питья. Предупреждение водного отравления. Кожа, строение, барьерная роль. Внешний вид кожи – показатель здоровья. Потовые и сальные железы.

Участие кожи в терморегуляции. Тепловой и солнечный удары, меры их предупреждения. Ожог и обморожение кожи, признаки и меры профилактики. Придатки кожи: волосы и ногти. Наследуемость цвета кожи и волос. Косметические средства.

Уход за кожей, ногтями и волосами. Чистая кожа – основа здоровья. Чистота – основа красоты. Культура внешнего вида. Принципы хорошего тона в одежде.

Демонстрация: таблицы, схемы, иллюстрирующие условия нормальной работы органов пищеварения, уход за зубами, слюнные железы и их роль; челюстной аппарат на черепе; опыт действия желудочного сока на белки; витаминные препараты; муляжи, таблицы, иллюстрирующие строение пищеварительной системы, профилактику ее заболеваний; влажный препарат строения почки млекопитающего; таблицы, схемы, муляжи, иллюстрирующие строение и функции мочевыделительной системы, кожи, влияние на них наследственности, факторов среды, образа жизни.

Обобщение №4 по теме «Строение и функции выделительной системы»

Лабораторные работы:

8. Расщепление веществ в ротовой полости

Практические работы:

5. Составление суточного пищевого рациона

6. Определение качества пищевых продуктов

7. Измерение температуры тела

Самонаблюдения:

9. Определение достаточности питательных веществ

10. Температурная адаптация кожных рецепторов

Репродуктивная система и здоровье (3 ч)

Половые и возрастные особенности человека. Принципы формирования пола. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека.

Женская половая система и ее строение. Развитие яйцеклетки, менструальный цикл, роль яичников и матки.  Мужская половая система и ее строение. Сперматогенез и его особенности у человека. Оплодотворение, имплантация и ранние стадии эмбрионального развития. Внутриутробное развитие организма. Беременность и роды. Факторы, влияющие на развитие плода. Искусственное прерывание беременности и его последствия для здоровья. Особенности развития детского и юношеского организмов. Половое созревание юношей и девушек. Соблюдение правил личной гигиены – залог сохранения репродуктивного здоровья и здоровья будущего потомства. Биологическая и социальная зрелость. Ранняя половая жизнь и ранние браки. Планирование семьи, средства контрацепции.

Материнство. Ответственность мужчины и других членов семьи за здоровье матери и ребенка. Беременность и роды у несовершеннолетних, влияние на здоровье будущей матери и ребенка. Влияние алкоголя, никотина, наркотиков на половую сферу молодого организма. Понятие о венерических заболеваниях, последствия для здоровья, их профилактика. Значение информированности, высокого уровня культуры, физических упражнений для сохранения репродуктивного здоровья.

Демонстрация: таблицы, схемы, рисунки, иллюстрирующие этапы развития зародыша и плода, генетику пола, возбудителей венерических заболеваний; снимок-плакат «Крик ребенка».

Системы регуляции жизнедеятельности (7 ч)

Основные функции: регуляция деятельности органов и систем, обеспечение целостности организма и его связи с внешней средой. Нервная система – основа целостности организма, поддержания здорового состояния всех органов и тканей. Понятие о рефлексе и рефлекторной дуге. Условные и безусловные рефлексы. Процессы возбуждения и торможения, как необходимые условия регуляции. Отделы нервной системы: центральный, периферический, соматический, вегетативный.

Центральная и периферическая части нервной системы, строение и функции. Центральная нервная система (ЦНС): отделы, строение, функции. Спинной мозг, его значение, рефлекторная и проводящая функции. Головной мозг, отделы: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний и промежуточный мозг, большие полушария, их строение и функции. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий: двигательная, кожно-мышечная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры. Наследственные и приобретенные нарушения функций нервной системы.

Соматический и вегетативный отделы нервной системы и их особенности.

Эндокринная система. Основные функции: регуляция роста, развития, обмена веществ, обеспечение целостности организма. Железы внутренней и внешней секреции и их особенности. Строение и функции желез внутренней секреции. Нервная регуляция работы желез внутренней секреции. Влияние гормонов на функции нервной системы. Различия между нервной и эндокринной регуляцией. Болезни, вызываемые гипер- и гипофункцией желез внутренней секреции и меры их предупреждения. Наследственные и приобретенные заболевания эндокринной системы. Забота о состоянии эндокринной системы – основа здорового образа жизни.

Демонстрация: таблицы, слайды, муляжи, иллюстрирующие различные отделы нервной системы, строение и функции желез внутренней секреции.

Лабораторные работы:

9. Строение головного мозга человека.

Обобщение №5 по теме «Системы регуляции жизнедеятельности»

Связь организма с внешней средой. Сенсорные системы (6 ч)

Основная функция: восприятие и анализ раздражителей внешней и внутренней среды. Органы чувств, виды ощущений. Анализаторы, их роль в познании окружающего мира.

Орган зрения, строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов. Наследственные (дальтонизм, близорукость) и приобретенные заболевания глаз. Повреждения глаз. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз.

Орган слуха и слуховой анализатор. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Отрицательные последствия влияния сильного шума на организм человека. Борьба с шумом. Болезни органов слуха, их предупреждение. Соблюдение правил гигиены органа слуха, забота о здоровье своем и окружающих – основа сохранения психического и физического здоровья молодого поколения. Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.

Гигиена органов чувств и здоровье

Демонстрация: таблицы, слайды, схемы, муляжи, иллюстрирующие строение различных анализаторов.

Лабораторные работы:

10. Значение органов осязания

Самонаблюдения:

11. Выявление слепого пятна на сетчатке глаза

12. Работа хрусталика

13. Влияние давления в ротовой и носовой полостях на давление в среднем ухе.

Резервное время – 3 часа

Учебно-тематический план

Название раздела, темы урока

Кол-во часов

70

Практическая часть:

Л/р. – лабораторная работа

П/р. - практическая работа

С/н. – самонаблюдения

Уроки обобщения

Введение

2

С/н - 2

1

Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья

7

П/р - 1

2

Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности

7

Л/р - 2

П/р. - 1

3

Опорно-двигательная система. Физическое здоровье

7

Л/р - 3

С/н – 5

обобщение - 1

4

Системы жизнеобеспечения. Сердечно-сосудистая и лимфатическая системы. Система дыхания

11

Л/р. – 3

П/р.- 2

С/н – 1

обобщение - 1

5

Системы жизнеобеспечения. Обмен веществ, питание, выделение

17

Л/р - 1

П/р. – 3

С/н – 2

обобщение - 2

6

Репродуктивная система и здоровье

3

7

Системы регуляции жизнедеятельности

7

обобщение - 1

8

Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы

6

Л/р.- 1

С/н – 3

Всего:

67 + 3 (резерв)

Л/р. – 10

П/р. – 7

C/н. – 13

обобщение - 5

Календарно – тематическое планирование в 8А,8Б, 8В,8Г классе

Биология. Человек. Культура здоровья

70 часов (2 часа в неделю)

Программа. Биология. Программы общеобразовательных учреждений. 6 -9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко; Рос. акад.образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:

  1. Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко

  1. Электронное приложение к учебнику авторов Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко «Человек. Культура здоровья. 8 класс»

  1. Тетрадь-тренажер —  «Биология. Человек. Культура здоровья» для 8 класса линии «Сферы». Авторы:        Сухорукова Людмила Николаевна

      Кучменко Валерия Семеновна,       Дмитриева Елена Александровна

4.   Тетрадь-практикум —  «Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс» линии «Сферы». Авторы:        Сухорукова Людмила Николаевна

      Кучменко Валерия Семеновна

5.   Тетрадь-экзаменатор. УМК "Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс" Авторы:        Сухорукова Людмила Николаевна

      Кучменко Валерия Семеновна

6.   Методические рекомендации. УМК "Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс" Авторы:        Сухорукова Людмила Николаевна

      Кучменко Валерия Семеновна, Дмитриева Елена Александровна

7.   Рабочая программа. 5-9 классы. УМК "Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс" Авторы:        Сухорукова Людмила Николаевна

      Кучменко Валерия Семеновна

Календарно-тематическое планирование уроков

Биология. Человек. Культура здоровья

70 часов (2 часа в неделю)

№ урока

Тема урока

Основные понятия

Лабораторные и практические работы, самонаблюдения

Виды деятельности ученика

Домашнее задание

Дата проведения

Введение (2 часа)

1(1)

Науки об организме человека

Общие сведенья об организме человека. Место человека в системе органического мира. Методы изучения организма человека.

Объяснять значение наук для сохранения и поддержания здоровья человека

Характеризовать основные методы медицины

Описывать вклад ведущих ученых в развитие наук об организме человека.

Использовать различные источники информации для подготовки проектов

С. 8-9

С.12 № 1

2(2)

Культура здоровья – основа полноценной жизни

Зож, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Самонаблюдения:

1.Определение оптимального веса.

2. Исследование ногтей

Характеризовать основные типы здоровья человека

Выполнять правила поведения, направленные на сохранение здоровья

Проводить самонаблюдения

Анализировать и делать выводы по результатам самонаблюдения

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений

С. 8-9

т/т стр.12 №1

Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья – (7 часов)

3(1)

Клетка – структурная единица организма.

Строение организма человека: клетки, ткани, органы.

Называть основные структурные компоненты клетки.

Описывать строение и функции клеточных компонентов.

Определять основные органоиды клетки на таблицах.

Объяснять взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, единство химического состава живых организмов.

Формулировать выводы о причинах сходства и различия клеток.

Использовать ресурсы электронного приложения для иллюстрации материалов по теме урока

С.14-15

т/т

с. 8 №1

стр. 12

 № 2

4(2)

Соматические и половые клетки

Размножение и развитие. Половые клетки. Оплодотворение.

Характеризовать стадии митоза и мейоза.

Описывать основные процессы, протекающие на различных стадиях деления соматических и половых клеток.

Сравнивать половые и соматические клетки.

Раскрывать биологический смысл митоза и мейоза.

Формировать представление о материальных основах наследственности.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений

С.16-17

т/т с. 6 № 1,2,3

с. 9 № 2,3,4

с. 13 № 1

5(3)

Наследственность и здоровье

Наследственность и изменчивость свойства организмов.

Характеризовать доминантные и рецессивные признаки человека.

Раскрывать характерные закономерности наследования основных признаков человека.

Объяснять связь генов и хромосом.

Аргументировать представления о наследственной информации как общем всех живых организмов.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений

С. 18-19

т/т с. 10 № 5,6

с. 1,2

6(4)

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Характеризовать виды изменчивости.

Приводить примеры мутаций и модификаций.

Описывать основные методы изучения изменчивости человека.

Объяснять причины изменчивости.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений

С. 20-21

т/т с.7 №4,5,6

с.13 №4

7(5)

Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование

Наследственные заболевания

Характеризовать основные заболевания, связанные с изменениями генов и хромосом.

Описывать роль медико-генетического консультирования в диагностике аномалий у человека.

Развивать представление о наследственной изменчивости человека.

Объяснять наследственную предрасположенность к отдельным заболеваниям.

Характеризовать методы исследования наследственных болезней.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений

С. 22-23

8(6)

Факторы окружающей среды и здоровье

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда человека. Защита среды обитания человека.

Прак.раб. Состав домашней аптечки.

Называть экологические факторы и иллюстрировать их примерами.

Классифицировать экологические факторы.

Объяснять влияния состояния среды на здоровье человека.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений

С. 24-25

т/т с.10 № 7

9(7)

Образ жизни и здоровье

Зож. Укрепление здоровья: закаливание, двигательная активность, аутотренинг. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Называть основные условия, влияющие на здоровье человека.

Объяснять и прогнозировать влияние здорового и рискованного образа жизни на состояние организма человека.

Обосновывать необходимость ведения здорового образа жизни.

Действовать в пользу собственного здоровья и здоровья окружающих.

Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации проекта о главных факторах сохранения здоровья.

С. 26-27

Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности (7 часов)

10(1)

Компоненты организма человека

Строение организма человека: Клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Лаб. раб. Ткани организма человека

Характеризовать типы тканей человека и иллюстрировать их примерами.

Различать и сравнивать ткани, органы и системы органов, используя различные ресурсы.

Объяснять взаимосвязь строения и функций тканей, органов и систем органов.

Определять ткани в процессе лабораторной работы.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений по теме урока

С. 30-31

т/т с.18 № 1

с.23 № 1

11(2)

Строение и принципы работы нервной системы

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система.

Характеризовать структурные компоненты нейрона, части нервной системы, отделы внс.

Описывать строение нервной клетки, функции, выполняемые разными частями и отделами нервной системы.

Сравнивать и различать части нервной системы по расположению, функциям.

Обосновывать представление о развитии нервной системы в онтогенезе.

С 32-33

т/т с. 18 №3,4

с.24 №3

12(3)

Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекс и рефлекторная дуга.

Называть основные элементы рефлекторной дуги, виды безусловных и условных рефлексов.

Приводить примеры биологически активных веществ, осуществляющих гуморальную регуляцию.

Описывать вклад И.П. Павлова в развитие отечественной науки.

Сравнивать нервную и гуморальную регуляцию.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений и презентаций о научной деятельности И.П. Павлова

С. 34-35

т/т с.24 № 4

13(4)

Внутренняя среда организма – основа его целостности. Кровь.

Внутренняя среда организма, значение её постоянства.

Называть компоненты внутренней среды организма, форменные элементы крови.

Описывать химический состав плазмы, функции крови, значение внутренней среды организма.

Объяснять взаимосвязь формы и строения эритроцитов с их функциями.

С. 36-37

т/т с. 19 № 6,7

14(5)

Форменные элементы крови. Кроветворение.

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатические системы. Лимфа. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Л.Р.№2 Строение крови лягушки и человека.

Называть основные форменные элементы крови.

Кроветворные органы.

Объяснять особенности строения лейкоцитов и тромбоцитов в связи с выполняемыми функциями, механизм свертывания крови.

Подготавливать материалы для презентации доклада о вкладе И.И. Мечникова в развитие отечественной науки.

Выполнять лабораторную и практическую работу.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

С. 37-39

т/т с.25 № 6,7

с. 25 № 6

15(6)

Иммунитет.

Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции.

Характеризовать виды иммунитета, влияющие на иммунитет факторы, способа заражения ВИЧ.

Описывать характерные особенности клеточного и гуморального механизмов иммунитета, меры по профилактике заражения ВИЧ.

Проявлять отрицательное отношение к рискованному образу жизни, чувство толерантности по отношению к ВИЧ-инфецированным людям.

Находить необходимую информацию по теме, используя дополнительные информационные ресурсы.

С.40-41

т/т с.19 № 7

с. 21 № 9

16(7)

Иммунология и здоровье.

Группы крови. Переливание крови. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки.

Характеризовать виды естественного и искусственного иммунитета.

Описывать особенности переливания крови, вклад ученых в развитие иммунологии.

Объяснять значение прививок для профилактики инфекционных заболеваний.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений по теме урока

С.42-43

т/т с.25 № 7

Опорно – двигательная система. Физическое здоровье (7 часов)

17(1)

Значение опорно-двигательной системы.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Л.р. № 3. Химический состав костей.

Называть части опорно-двигательной системы, структурные компоненты костей. Их виды.

Описывать особенности химического состава костей.

Объяснять причины роста костей, взаимосвязь между особенностями строения, химического состава костей и их функциями.

Выполнять лабораторную работу «Химический состав костей»

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Отрабатывать навыки ведения зксперемента

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о вкладе Пирогова в развитие отечественной науки.

С. 46-47

т/т с.32 №2

18(2)

Общее строение скелета. Осевой скелет.

Опорно-двигательная система. Черты сходства и различия человека и животных. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Самонаблюдение. «Определение гибкости позвоночника.»

Характеризовать части скелета человека и входящие в их состав кости, отделы позвоночника.

Описывать особенности соединения костей черепа и позвоночника человека.

Сравнивать скелет человека и млекопитающих животных.

Объяснять взаимосвязь строения костей с их функциями.

Проводить самонаблюдения

«Определение гибкости позвоночника.»

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений по теме урока

С. 48-49

т/т с.30 № 3,4,5

с.32 № 2

19(3)

Добавочный скелет. Соединение костей.

Опора и движение. Опорно-двигательная система.

Л.р.4 «Строение и функции суставов»

Характеризовать компоненты добавочного скелета человека, виды соединения костей.

Описывать особенности строения поясов конечностей, свободных конечностей.

Объяснять взаимосвязь между типами соединения костей и выполняемыми функциями.

Выполнять лабораторную работу «Строение и функции суставов»

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

С 50-51

т/т с. 28 № 3

с. 35 № 3

20(4)

Мышечная система. Строение и функции мышц.

Опорно-двигательная система. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Л.р. №  5 «утомление мышц»

Самонаблюдения:

1.Оптимальные условия для отдыха мышц.

2. Выявления снабжения кровью работающих мышц.

Называть структурные компоненты мышц, виды мышц.

Описывать особенности работы мышечной системы.

Объяснять механизм регуляции деятельности мышц, необходимость динамических нагрузок, используя самонаблюдения.

Обосновывать роль соблюдения правил гигиены физического труда.

Выполнять лабораторную работу.

Проводить самонаблюдения.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Развивать умения наблюдать и фиксировать результаты наблюдений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о результатах самонаблюдений

С. 52-53

т/т с. 31 № 6,7

21(5)

Основные группы скелетных мышц

Особенности скелетных мышц.

Самонаблюдение.

Координация работы мышц.

Называть основные группы мышц, описывать их работу.

Сравнивать и различать строение и функции скелетных мышц.

Объяснять взаимосвязь между строением мышц и выполняемыми ими функциями, механизмы регуляции работы скелетных мышц.

Находить и систематизировать информацию о роли физических нагрузок в укреплении организма.

Проводить мамонаблюдения.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о результатах самонаблюдений

С. 54-55

т/т с. 31 №6

22(6)

Осанка. Первая помощь при травмах скелета.

Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах ОДС. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Самонаблюдение.

Выявление плоскостопия.

Называть условия формирования правильной осанки.

Объяснять причины нарушения осанки и формирования плоскостопия.

Описывать основные травмы скелета.

Оказывать доврачебную помощь  при травмах ОДС.

Проводить самонаблюдение.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о результатах самонаблюдений

С. 54-55

т/т с. 35 № 4

23(7)

Контрольно – обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система»

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Черты сходства и различия человека и животных. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Профилактика травматизма.

Контрольная работа

Характеризовать компоненты ОДС, части скелета, группы мышц.

Распознавать части скелета, группы мышц, типы соединения костей на таблицах и моделях

Описывать функции ОДС в целом и ее компонентов.

Объяснять значение двигательной активности, сбалансированного питания для роста и развития  ОДА.

Устанавливать взаимосвязь строения с выполняемыми функциями при рассмотрении костей, суставов, мышц.

Оценивать состояние осанки, выявлять плоскостопие на основе результатов самонаблюдений.

Оказывать первую доврачебную помощь при травмах скелета.

Повт. Стр.46-55

Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья (28 часов)

24(1)

Строение сердечно – сосудистой системы

Роль сердечно-сосудистой системы в организме человека. Строение сердца. Виды кровеносных сосудов, их строение. Круги кровообращения.

Называть структурные компоненты сердца, виды сосудов.

Сравнивать и описывать движение крови по большому и малому кругам кровообращения.

Объяснять взаимосвязь строения стенок артерий, вен, капилляров с выполняемыми функциями.

С. 60-61

т/т с. 39 № 1,2

25(2)

Работа сердца

Автоматия сердца. Сердечный цикл, его фазы. Система коронарных сосудов.

Л.Р. №6 «Саморегуляция сердечной деятельности»

Называть фазы сердечного цикла

Объяснять механизм протекания сердечного цикла, явление автоматии сердца.

Работать с различными источниками информации.

Выполнять лабораторную работу «Саморегуляция сердечной деятельности»

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

С. 62-63

т/т с. 40 № 3

26(3)

Кровяное давление и пульс.

Движущая сила кровотока. Скорость кровотока. Кровяное давление, значение его измерения. Пульс. Особенности движения крови по венам. Профилактика заболеваний С-Сс.

Самонаблюдение.

Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа.

Называть показатели скорости кровотока в разных сосудах, основные заболевания сердечно -сосудистой системы.

Описывать особенности движения крови по артериям, венам, капиллярам.

Характеризовать меры профилактики сердечно -сосудистых заболеваний.

Уметь подсчитывать пульс, измерять кровяное давление.

С.64-65

т/т с. 45 №3,4

27(4)

Регуляция кровообращения.

Нервная регуляция кровообращения. Сердечно - сосудистые рефлексы. Гуморальная регуляция. Влияние факторов среды на сердечно - сосудистую систему.

Описывать механизмы нервной и гуморальной регуляции кровообращения.

Объяснять приспособительные особенности работы сердца в различных условиях.

Обосновывать ведения здорового образа жизни.

Использовать информационные ресурсы для подготовки учебного проекта «Профилактика сердечно - сосудистых заболеваний.»

С.66-67

т/т с. 52 № 3

28(5)

Первая помощь при обмороках и кровотечениях.

Значение первой доврачебной помощи при обмороках и кровотечениях. Оказание первой помощи. Виды кровотечений.

Прак. раб. «Приемы остановки артериального кровотечения.»

Описывать кровотечения разных типов.

Объяснять причины обмороков и кровотечений.

Определять виды кровотечений по таблицам.

Применять знания при оказании первой помощи при обмороках и кровотечениях.

Выполнять практическую работу «Приемы остановки артериального кровотечения.».

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

 

С. 68-69

т/т с. 45 № 5

с. 40 № 4

29(6)

Лимфатическая система.

Значение и строение лимфатической системы. Особенности строения капилляров и сосудов в связи с выполняемыми функциями. Лимфатические узлы и протоки, их функции в организме человека.

Называть структурные компоненты лимфатической системы.

Описывать и объяснять роль лимфатической системы в организме человека, ее связь с формированием иммунитета, особенности движения лимфы по лимфатическим сосудам.

Сравнивать состав лимфы и плазмы, их значение.

С. 70-71

т/т с. 40 № 5

30(7)

Строение и функции органов дыхания.

Компоненты дыхания, его роль в жизнедеятельности организма. Верхние дыхательные пути, строение и функции.

Называть органы дыхания, выполняемые ими функции.

Объяснять взаимосвязь строения и функций органов дыхания, роль дыхания в процессе обмена веществ.

Распознавать органы дыхательной системы на таблицах, иллюстративном материале учебника, электронного приложения.

С. 71-72

т/т с. 41 № 8

31(8)

Этапы дыхания. Легочные объемы.

Газообмен в легких. Механизм вдоха и выдоха. Легочные объемы дыхания. ЖЁЛ., ее измерение. Общая емкость.

Описывать и сравнивать механизмы вдоха и выдоха.

Объяснять механизмы вдоха и выдоха.

Определять легочные объемы, жизненную емкость легких.

Использовать информационные ресурсы для подготовки учебного проекта, о значении физической активности, занятий спортом для увеличения ж.ё.л.

С. 74-75

т/т с.42 № 9

32(9)

Регуляция дыхания.

Регуляция дыхания, её значение для жизнедеятельности организма. Нервная регуляция. Дыхательный центр. Защитные дыхательные рефлексы. Гуморальная регуляция.

Лаб.раб. № 7

«Функциональные возможности дыхательной системы.»

Описывать и объяснять механизмы нервной и гуморальной регуляции дыхания, роль кашля и чихания как защитных рефлексов.

Выполнять лабораторную работу «Функциональные возможности дыхательной системы»

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы

С. 76-77

т/т с. 41 № 6

33(10)

Гигиена органов дыхания. Первая помощь при нарушении дыхания.

Основные источники загрязнения воздуха, последствия его влияния на организм человека. Заболевания дыхательной системы, их профилактика. Курение – фактор риска. Первая помощь при нарушении дыхания.

Прак. раб. Изучение аннотаций к лекарственным препаратам от кашля.

Называть основные источники загрязнения, наиболее опасные болезни дыхательной системы.

Объяснять необходимость проветривания помещений, последствий загрязнения воздуха для организма человека.

Владеть основными приемами оказания первой помощи при нарушения дыхания.

Прогнозировать последствия курения для функционирования органов дыхательной системы.

Изучать аннотации к лекарственным препаратам от кашля в ходе практической работы.

С. 78-79

Зап. таблицу

34(11)

Повторительно-обобщающий урок по теме «кровеносная и дыхательная система.»

Обобщение и систематизация знаний по теме «Кровеносная, лимфатическая и дыхательная системы» выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Называть органы сердечно - сосудистой, лимфатической, дыхательной систем и выполняемыми ими функции, фазы сердечного цикла, показатели скорости кровотока в разных сосудах.

Описывать и объяснять основные заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем, их причины, механизмы нервной и гуморальной регуляции дыхания и кровообращения, протекания сердечного цикла, вдоха и выдоха, кровообращения и дыхания.

Прогнозировать последствия курения, алкоголя, загрязнения окружающей среды для функционирования органов дыхательной системы.

Демонстрировать владение основными приемами оказания первой помощи при кровотечения и остановке дыхания.

Распознавать органы изученных систем на таблицах и рисунках.

С. 59-79 повторить.

35(12)

Обмен веществ. Питание. Пищеварение.

Обмен веществ – основной признак живых организмов. Особенности обмена веществ. Этапы пищеварения. Пластический и энергетический обмен веществ. Роль белковой пищи в жизнедеятельности организма.

Называть этапы пищеварения, обмена веществ.

Описывать и объяснять процессы, протекающие в ходе обмена веществ, связь белкового, углеводного, жирового обменов, роль ферментов в реакциях обмена.

Прогнозировать последствия дефицита белков в пище для здоровья человека.

Извлекать дополнительную информацию о закономерностях обмена веществ из различных источников.

Использовать информационные ресурсы для подготовки учебного проекта «обмен веществ – основной признак живых организмов»

С.80-81

т/т с. 42 № 10,11

36(13)

Органы пищеварительной системы.

Общая характеристика пищеварительной системы. Строение ротовой полости. Компоненты пищеварительной системы. Общая характеристика пищеварительных желез.

Характеризовать органы пищеварительной системы.

Распознавать органы пищеварения на таблицах и рисунках.

Объяснять взаимосвязь строения и функций органов пищеварительной системы.

Подготавливать сообщения о результатах воздействия факторов среды на пищеварительную систему.

Использовать информационные ресурсы, в том числе электронное приложение, для объяснения строения и функций органов пищеварения.

С. 82-83

т/т с. 47 № 9,10

37(14)

Пищеварение в полости рта.

Вкусовые ощущения, их влияние на пищеварение. Слюнные железы, их значение. Расщепление веществ в ротовой полости. Зубы, их функции, строение, виды. Уход за зубами, гигиена ротовой полости.

Лаб. р. № 8 Расщепление веществ в ротовой полости.

Называть и описывать виды зубов, функции, выполняемые резцами, клыками, коренными зубами.

Объяснять особенности пищеварения в ротовой полости, необходимость соблюдения правил личной гигиены.

Выполнять лабораторную работу «Расщепление веществ в ротовой полости.»

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы

С. 84-85

т/т с. 46 № 6,7,8

38(15)

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.

Строение и функции желудка. Компоненты желудочного сока, их роль в пищеварении. Роль желудочного сока, желчи в пищеварительном процессе.

Называть основные компоненты желудочного и поджелудочного сока, желчи.

Объяснять процесс пищеварения в желудке, двенадцатиперстной кишке, роль рвотного рефлекса для организма, необходимость употребления свежей, качественной пищи, сбалансированного питания, соблюдения правил гигиены во время приема пищи.

Использовать различные информационных ресурсов для изучения процесса пищеварения.

С.86-87.

т/т с. 43 № 12

39(16)

Пищеварение в тонкой и толстой кишке. Барьерная роль печени.

Особенности строения и функций тонкого кишечника. Ферментативное расщепление, всасывание. Процессы, протекающие в толстом кишечнике. Роль аппендикса в жизнедеятельности человека. Барьерная роль печени в процессах пищеварения и обмена веществ. Значение бактериальной флоры кишечника для здоровья человека.

Называть отделы кишечника, симптомы аппендицита.

Объяснять особенности пищеварения в тонком и толстом кишечнике, барьерную роль печени, взаимосвязь строения и функций стенки тонкого кишечника.

Прогнозировать последствия нарушения бактериальной флоры кишечника, несоблюдения правил гигиены органов пищеварения.

Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации проекта о роли печени в организме человека.

С. 88-89

т/т с.43 № 12

40(17)

Регуляция пищеварения.

Методы исследования пищеварительной системы. Сущность и значение работ И.П. Павлова. Нервная и гуморальная регуляция пищеварения.

Называть и описывать основные методы исследования пищеварительной системы.

Объяснять механизмы нервной и гуморальной регуляции процессов пищеварения.

Прогнозировать влияние культуры питания, положительного эмоционального состояния на процесс пищеварения.

Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации проекта о сущности и значении опытов И.П. Павлова, связанные с изучением процесса пищеварения.

С 90-91

41(18)

Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмены веществ.

Роль белков, жиров, углеводов в обмене веществ. Роль воды и минеральных солей в обмене веществ. Значение сбалансированного питания для жизнедеятельности организма.

Называть продукты, содержащие необходимые для организма человека вещества.

Объяснять роль белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей в обмене веществ.

Прогнозировать последствие нарушения полноценного питания для организма.

Использовать информационные ресурсы для подготовки учебных проектов о вкусной и здоровой пищи, рациональном питании.

С. 92-93

т/т с.43 № 13,14

42(19)

Витамины. Их значение для организма.

Витамины – неизменные компоненты пищи. Роль витаминов в обмене веществ.

Называть группы витаминов, продукты, в которых они содержатся.

Описывать значение конкретных витаминов для нормального роста и развития организма, симптомы гипо и авитаминоза.

Объяснять и прогнозировать последствия гипо и авитаминозов.

Использовать информационные ресурсы для подготовки учебных проектов о роли витаминов в жизнедеятельности организма.

С. 94-95

Зап. Таблицу

т/т 48 № 11

43(20)

Культура питания. Особенности питания детей и подростков.

Культура питания, ее составляющие. Рациональное питание. Режим питания. Калорийность пищи. Правила питания детей и подростков.

Прак.раб.№5 «Составление суточного пищевого рациона»

Самонаблюдение.

«Определение достаточности питательных веществ»

Называть среднесуточные энергетические затраты, правила питания детей и подростков.

Составлять суточный рацион питания.

Объяснять важность сбалансированного питания для здоровья человека.

Извлекать необходимую информацию о рациональном питании из различных источников.

Выполнять практическую работу.

Проводить самонаблюдение «Определение достаточности питательных веществ»

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Использовать информационные ресурсы для подготовки доклада о результатах самонаблюдения.

С. 96-97

44(21)

Пищевые отравления и их профилактика.

Общая характеристика пищевых отравлений. Пищевые отравления немикробной и микробной природы. Острые кишечные отравления. Нарушение пищеварения при глистных заболеваниях.

Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.

Пр.р.№ 6 «Определение качества пищевых продуктов»

Называть и описывать основные виды пищевых отравлений, симптомы и меры по их профилактике.

Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях.

Объяснять необходимость гигиены и правил приготовления пищи.

Выполнять практическую работу «Определение качества пищевых продуктов»

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

С. 98-99

т/т с. 53 № 5

45(22)

Повторительно-обобщающий урок по теме «Пищеварительная система. Пищеварение.»

Обобщение и систематизация знаний  по теме «Пищеварительная система. Пищеварение». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности

Контрольная работа.

Описывать органы пищеварительной системы.

Распознавать органы пищеварения на таблицах и рисунках.

Объяснять взаимосвязь органов пищеварения и пищеварительных желез, последовательность процессов пищеварения.

Применять знания о строении и функциях пищеварительной системы, гигиене и культуре питания в ситуациях повседневной жизни.

Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях.

Повт. С 80-99, 110

46(23)

Строение и функции мочевыделительной системы.

Общая характеристика выделительной системы. Органы выделительной системы. Строение почки, нефрона.

Характеризовать и описывать органы выделительной и мочевыделительной систем, структурные компоненты почек.

Распознавать органы выделения на таблицах, используя различные ресурсы.

Объяснять взаимосвязь строения и функций почек.

С 100-101

т/т с.48 № 13

47(24)

Мочеобразование и его регуляция.

Общая характеристика процесса мочеобразования. Образование первичной и вторичной мочи. Регуляция мочеобразования. Факторы, влияющие на функции почек. Правила гигиены делительной системы.

Описывать фазы мочеобразования.

Сравнивать состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи.

Объяснять механизмы мочеобразования, правила гигиены.

Прогнозировать последствия влияния различных факторов на функции почек.

С. 102-103

т/т с. 49 № 14

48(25)

Строение и функции кожи.

Общая характеристика строения и функций кожи. Слои кожи, особенности строения.

Волосы, ногти, потовые и сальные железы.

Называть и описывать основные компоненты кожи.

Объяснять взаимосвязь строения кожи с выполняемыми функциями, правила гигиены при уходе за кожей, волосами, ногтями.

Использовать информационные ресурсы для подготовки учебных проектов о культуре ухода за кожей, волосами, ногтями, личной гигиене в подростковой моде.

С. 102-103

Подг. сообщение о кожных заболеваниях.

С.49 № 15

49(26)

Культура ухода за кожей. Болезни кожи.

Гигиенические правила ухода за кожей. Гигиенические требования к одежде и обуви. Основные кожные заболевания и их причины.

Обосновывать с анатомо-физиологической точки зрения правила гигиены кожи.

Применять в повседневной жизни гигиенические требования к одежде и обуви, правила ухода за волосами и ногтями.

Устанавливать причины кожных заболеваний.

Прогнозировать последствия нарушения норм и правил личной гигиены.

Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации доклада об основных  заболеваниях кожи.

С. 106-107

Зап. Таблицу «Гигиена кожи»

50(27)

Роль кожи в регуляции температуры тела. закаливание

Понятие терморегуляции. Механизм работы рецепторов тепла и холода. Основные принципы закаливания. Первая помощь при ожогах, обморожениях, тепловом и солнечном ударе.

Самонаблюдение.

«Температурная адаптация кожных рецепторов.»

Пр.р №7

«Измерение температуры тела»

Объяснять роль кожи в обеспечении терморегуляции организма.

Аргументировать значение закаливания для физического здоровья.

Оказывать первую помощь при основных повреждениях кожи.

Применять знания в повседневной жизни

Проводить самонаблюдения

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

С. 108-109

51(28)

Повторительно-обобщающий урок по теме «Мочевыделительная система. Строение кожи»

Обобщение и систематизация знаний по теме «Мочевыделительная система. Строение кожи». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Распознавать органы выделения и компоненты кожи на таблицах, рисунках, муляжах.

Объяснять строение и функции органов выделительной системы, процессы образования мочи, регуляции мочеобразования, правила гигиены мочевыделительной системы.

Обосновывать роль кожи в терморегуляции.

Устанавливать причины кожных заболеваний, меры их профилактики.

Применять знания о принципах закаливания и опыт оказания первой помощи при повреждении кожи в повседневной жизни.

Повт стр. 100-109

Репродуктивная система и здоровье (3 часа)

52 (1)

Строение и функции репродуктивной системы.

Половые железы и половые клетки. Половое созревание

Называть компоненты мужской и женской половых систем человека и выполняемые ими функции.

Описывать процессы: овуляции, менструации, поллюции, этапы эмбрионального развития человека.

Использовать различные источники информации для подготовки сообщений о значении репродуктивного здоровья.

С. 112-113

т/т с. 59 № 1

53(2)

Внутриутробное развитие и рождение ребенка.

Оплодотворение. Внутриутробное развитие. Беременность. Роды. Развитие после рождения.

Описывать основные периоды внутриутробного развития человека.

Обосновывать правила гигиены при беременности и кормлении ребенка.

Аргументировать необходимость соблюдения правил гигиены и питания беременной, кормящей матери.

Использовать различные источники информации для подготовки сообщений о влияние образа жизни матери на рождение и развитие ребенка.

С. 114-115

т/т с.56 № 2

54(3)

Репродуктивное здоровье.

Репродуктивное здоровье – важнейший компонент здоровья человека. Вредное влияние на развитие организма курения, алкоголя, наркотиков.

Описывать основные этапы внутриутробного развития человека.

Прогнозировать последствия прерывания беременности, венерических заболеваний для здоровья человека.

Формировать культуру поведения с представителями другого пола, обосновывать гендерные роли.

С.116-117

т/т с. 59 № 2

Системы регуляции жизнедеятельности и здоровье (7 часов)

55(1)

Центральная нервная система. Спинной мозг.

Общая характеристика ц.н.с. спинной мозг, особенности строения, функции. Спинномозговые нервы. Последствия нарушения функций спинного мозга при различных травмах.

Называть и описывать структурные компоненты спинного мозга, его функции.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций спинного мозга.

Прогнозировать последствия травм позвоночника и спинного мозга.

Использовать информационные ресурсы для подготовки проекта о достижениях медицины в области изучения спинного мозга.

С. 118-119

т/т с.61 № 1

с.62 № 1

56(2)

Головной мозг: задний и средний мозг.

Отделы головного мозга. Продолговатый мозг, строение и функции. Задний мозг: мост, мозжечок; строение и функции. Черепно-мозговые нервы. Особенности строения и значение среднего мозга.

Называть отделы головного мозга.

Обосновывать функции изучаемых отделов.

Распознавать отделы головного мозга на таблицах, иллюстрациях учебника, материалах электронного приложения.

Устанавливать взаимосвязь строения и функции заднего и среднего мозга, значение отделов головного мозга в рефлекторной деятельности организма.

С. 122-123

т/т с. 61 № 3, с.63 № 2

с.68 № 2

57(3)

Промежуточный мозг. Конечный мозг.

Промежуточный мозг, его строение и функции.

Особенности строения конечного мозга. Зоны коры головного мозга, их функции.

Л.р.№ 9 строение головного мозга человека.

Называть функции отделов головного мозга.

Распознавать отделы головного мозга на таблицах, иллюстрациях учебника

Сравнивать отделы головного мозга человека и млекопитающих, делать выводы о причинах сходства и различий.

Применять знания в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы

С.124-125

т/т с 63 № 3

58(4)

Соматический и вегетативный отделы нервной системы.

Отделы нервной системы человека. Особенности функций соматического отдела. Характерные функции вегетативного отдела. Симпатический и парасимпатический отделы.

Выявлять особенности работы соматического и вегетативного отделов нервной системы.

Сравнивать функции симпатической и парасимпатической систем.

Делать выводы о значении связей отделов нервной системы для обеспечения целостности организма.

С. 126-127

т/т  с. 64 № 5,6

59(5)

Эндокринная система. Гуморальная регуляция.

Общая характеристика эндокринной системы. Железы внутренней секреции, их функции. Железы смешенной секреции. Гуморальная и нейрогуморальная регуляция.

Называть железы внутренней и смешенной секреции.

Объяснять работу желез внутренней секреции.

Прогнозировать последствия нарушения деятельности желез внутренней секреции.

Сравнивать и анализировать механизмы нервной и гуморальной регуляции.

Использовать информационные ресурсы для подготовки к уроку.

С. 128-129

т/т с.65 № 7,8,9

60(6)

Строение и функции желез внутренней секреции.

Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушение деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Устанавливать особенности строения и основные функции желез внутренней секреции.

Объяснять причины и прогнозировать последствия изменения функций желез внутренней секреции.

Обосновывать связь нервной системы  с железами внутренней секреции.

Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации учебного проекта об исследованиях российского ученого Н.И. Гранщенкова.

С. 130-131

т/т с.67 № 3

с. 69 № 3

61(7)

Повторительно - обощающий урок по теме «Системы регуляции жизнедеятельности»

Обобщение и систематизация знаний по теме «Системы регуляции жизнедеятельности». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности

Описывать структурные компоненты и функции спинного мозга и отделов головного мозга.

Обосновывать роль ЦНС в рефлекторной деятельности организма.

Объяснять взаимосвязь строения и функций спинного и головного мозга, эндокринных желез, вегетативной нервной системы.

Прогнозировать последствия нарушения функций спинного и отделов головного мозга, эндокринных желез для жизнедеятельности организма.

Применять знания в ситуациях выбора в пользу собственного здоровья.

Повт. С.118-131

Связь организма с внешней средой. Сенсорные системы. (6 часов)

62(1)

Органы чувств. Анализаторы.

Органы чувств. Ощущение и восприятие анализаторы. Механизм работы. Отделы анализатора, их взаимосвязь. Исследования И.П.Павлова.

Называть органы чувств, отделы анализаторов.

Объяснять основной механизм работы анализаторов.

Сравнивать понятия органы чувств и анализаторы.

Оценивать роль органов чувств как связующего звена между организмом и внешней средой.

Использовать информационные ресурсы для подготовки учебного проекта об исследованиях И.П.Павлова.

С. 134-135

т/т с.71 № 1,2

63(2)

Зрительный анализатор

Орган зрения, его значение. Строение органа зрения. Зрительный анализатор. Оптика глаза. Зрительные пути.

Самонаблюдения.

1.«Выявление слепого пятна на сетчатке глаза»

2. «Работа хрусталика.»

Называть компоненты органа зрения, зрительного анализатора.

Объяснять механизм работы зрительного анализатора, процесс аккомодации, значение органа зрения.

Соблюдать гигиенические правила и нормы, направленные на сохранение зрения.

Проводить самонаблюдения

С. 136-137

т/т с. 72 № 3

с. 74 № 2,3

64(3)

Слуховой и вестибулярный анализаторы

Значение органа слуха. Его строение. Механизм работы слухового анализатора. Вестибулярный аппарат, его строение и значение.

Самонаблюдения. «Влияние давления в носовой полости на давление в среднем ухе.»

Называть отделы в органе слуха.

Описывать и сравнивать механизмы работы слухового и вестибулярного анализатора.

Обосновывать правила гигиены слуха.

Проводить самонаблюдение.

Обобщать результаты самонаблюдений, делать выводы.

С.138-139

т/т с.74 № 4

с. 79 № 2

65(4)

Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализатор.

Вкусовая чувствительность. Механизм работы вкусового анализатора. Обоняние. Работа обонятельного анализатора. Действие двигательного анализатора. Взаимосвязь анализаторов.

Называть органы мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса.

Объяснять механизм работы вкусового, обонятельного, кожного и двигательного анализаторов.

Устанавливать взаимосвязи различных анализаторов в организме.

Характеризовать значение органов чувств во взаимосвязи с внешней средой.

С.140-141

т/т с. 75 № 5

с.79 № 3

66(5)

Гигиена органов чувств.

Нарушение зрения и их предупреждения. Травмы глаз. Первая помощь. Гигиена органа слуха. Основные правила гигиены других органов чувств.

Называть основные заболевания органов слуха и зрения.

Выполнять правила гигиены органов слуха и зрения.

Объяснять необходимость соблюдения основных правил гигиены органов чувств для организма.

Оказывать первую помощь при травмах.

С. 142-143

т/т с.76 № 7,8

67(6)

Итоговый контроль знаний.

Обобщение и систематизация знаний  по разделу биологии 8 класса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Применять знания о строении организма и результаты самонаблюдений в конкретных жизненных ситуациях.

Проявлять компетентность здоровье-сбережения.

Делать выбор в пользу собственного здоровья и здоровья окружающих людей в ситуациях выбора и принятия решений.

Доказывать сформированность информационной и коммуникативной компетентностей в процессе работы с различными источниками информации, общение в режиме диалога.

68

Резерв времени

69

Резерв времени

70

Резерв времени

В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ УЧЕНИК ДОЛЖЕН:

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
  • особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
  • роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;
  • родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;
  • проводить простые биологические исследования: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
  • анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;  
  • оказания первой помощи при переломах, кровотечениях, ожогах, обморожениях и других травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Литература и средства обучения

Литература для учителя

  1. Кучменко В.С., Сухорукова Л.Н., Цехмистренко Т.А. «Биология. Человек. Культура здоровья» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 2010. - 160с.;
  2. Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C. Биология. Программы общеобразовательных учреждений. 6 – 9классы: пособие для учителей общеобразоват. учрежд. – М.: Просвещение, 2010. – 32с.
  3. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс. Методические рекомендации.  М.: Просвещение, 2009. -112с
  4. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс. Тетрадь - практикум.  М.: Просвещение, 2010. - 48с
  5. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс. Тетрадь - экзаменатор.  М.: Просвещение, 2009. - 64с
  6. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс. Тетрадь - тренажер.  М.: Просвещение, 2009. - 80с

дополнительная литература для учителя

  1. Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с.;
  2. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с.

для учащихся

  1. Кучменко В.С., Сухорукова Л.Н., Цехмистренко Т.А. «Биология. Человек. Культура здоровья» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 2010. - 160с.;
  2. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс. Тетрадь - практикум.  М.: Просвещение, 2010. - 48с
  3. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс. Тетрадь - экзаменатор.  М.: Просвещение, 2009. - 64с
  4. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс. Тетрадь - тренажер.  М.: Просвещение, 2009. - 80с

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по             биологии.  

MULTIMEDIA- поддержка курса «Биология. Человек»

  • DVD. Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс. Электронное приложение.
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. ART GAME (SOFT GRUP), 2007
  • Уроки биологии. Человек и его здоровье. 8 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», 2005
  • Интернет-ресурсы

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

  • http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
  • www.bio.nature.ru - научные новости биологии.
  • www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.
  • www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
  • http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...