Проектная деятельность на уроках биологии
методическая разработка по биологии на тему
Статья с рекомендациями по проектной работе с учащимися
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_na_urokakh_biologii.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на уроках биологии
В проекте федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения для получения учащимися качественного образования предъявляются высокие требования к метапредметным результатам освоения выпускниками основной школы программы по биологии. Выпускники должны овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Задача учителя состоит в создании условий для реализации и развития индивидуальных и творческих способностей учащихся, в воспитании интеллектуальной личности, способной к саморазвитию и творчеству, обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности, умеющей предвидеть результаты своих действий, обладающей активной жизненной позицией.
Поэтому основная цель, которую я ставлю перед собой в достижении желаемого результата - это усиление практической направленности в преподавании биологии, как на уроках, так и во внеурочное время с использованием проектной деятельности, так как этот метод имеет ряд преимуществ, а именно:
- легко вписывается в учебный процесс в условиях классно – урочной системы и позволяет достигать цели образования по любому учебному предмету;
- метод проектирования обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
- сплачивает детей, развивает коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;
- даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, между академическими знаниями и прагматическими умениями;
- реализует идею профессиональной ориентации на всех уровнях обучения;
- позволяет приобретать обучающимся уникальный опыт социального взаимодействия.
Специфика метода проектов заключается, прежде всего, в непосредственном взаимодействие ребенка с окружающим миром, в совместной деятельности учителя и ученика с опорой на собственный опыт ребенка. Образно говорят об этом методе так, что учитель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.
Основные этапы работы учителя:
1.Целеполагание. Учитель помогает ребенку определить актуальную, но в тоже время посильную для него задачу, решение которой возможно в установленные сроки.
2. Разработка проекта. Это план деятельности по достижению намеченной цели
3.Выполнение проекта.
4.Подведение итогов
Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результатов проекта.
Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае – это лишь этап проектной работы.
По содержательному аспекту, проекты используемые в моей работе, можно классифицировать на:
∙•естественнонаучные проекты. Чаще всего они бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую работу (например, изучать состояние лесов в данной местности предложить систему мероприятий по их охране);
∙•экологические проекты, как правило, требуют привлечения исследовательских, научных методов, знаний из разных научных областей (кислотный дожди; флора и фауна наших лесов; беспризорные домашние животные в городе);
∙•Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходиться переориентировать свою учебно–воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
∙•Успех проектной деятельности учащихся в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четкого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы.
∙•Проект может быть разной степени сложности. Это может быть проект, охватывающий весь класс и предусматривающий работу над отдельным проектами, составляющими общий проект, а могут быть и самостоятельные небольшие проекты, охватывающие всего несколько или даже пару участников.
∙•Учебный исследовательский проект включает: определение целей и формирование гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования, уточнение выявленных проблем и определение процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отсчета и обсуждение возможного примирения полученных результатов.
В ходе работы над проектом можно выделить следующие этапы:
Подготовительный, или вводный (погружение в проект):
1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
2. Определение цели, формулирование задач.
3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т. д.).
5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.
Поисково-исследовательский этап:
1. Определение источников информации.
2. Планирование способов сбора и анализа информации.
3. Подготовка к исследованию и его планирование.
4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
Трансляционно-оформительский этап:
1. Предзащита проекта (в классе).
2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
3. Подготовка к публичной защите проекта:
3.1. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео - и фотосъемка и проч.);
3.2. стендовая информация о проекте.
Заключительный этап:
1. Публичная защита проекта.
2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
3. Итоговая конференция
Ученик, выполнив проект и защитив его, должен научиться:
∙•планировать работу;
∙•письменно и устно представлять результаты своей работы;
∙•защищать и отстаивать свою точку зрения;
∙•отвечать за результаты работы;
∙•оформлять работу и т. д.
Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии.
Общие требования к проектной работе по биологии.
Представляемый проект должен иметь титульный лист с указанием: фамилии, имени, отчества исполнителя и руководителя (ей) проекта, название проекта, года написания работы, указанием целей и задач проектной работы.
Содержание проектной работы должно включать такие разделы, как:
∙•введение, в котором обосновывается актуальность выбранной или рассматриваемой проблемы;
∙•место и время выполнения работы;
∙•краткое описание используемых методик ссылками на их авторов (если таковые необходимы для работы или использовались в ней);
∙•систематизированные, обработанные результаты исследований;
∙•выводы, сделанные после завершения работы над проектом;
∙•практическое использование результатов проекта;
∙•социальная значимость проекта;
∙•приложение: фотографии, схемы, чертежи, гербарии, таблицы со статистическими данными и т. д.
Критерии оценки проектов по биологии:
∙•четкость поставленной цели и задач;
∙•тематическая актуальность и объем использованной литературы;
∙•обоснованность выбранных методик для проведения исследований;
∙•полнота раскрытия выбранной темы проекта;
∙•обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам;
∙•уровень представленных данных, полученных в ходе исследования выбранной проблемы (объекта), их обработка (при необходимости);
∙•анализ полученных данных;
∙•наличие в работе вывода или практических рекомендаций;
∙•качество оформления работы (наличие фотоматериалов, зарисовок, списка используемой литературы, гербарных материалов к проектам по ботанике и т. д.).
∙
Критерии оценки выступления докладчика по защите проекта:
∙•обоснованность структуры доклада;
∙•вычленение главного;
∙•полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите;
∙•использование наглядно-иллюстративного материала;
∙•компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы, задаваемые комиссией (членами жюри или экспертной комиссией);
∙•уровень представления доклада по проекту (умение пользоваться при изложении доклада и ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и ясность при ответах на все возникающие в ходе доклада вопросы по проекту, что является неотъемлемым показателем самостоятельности выполнения работы по выбранной теме.
Большую роль в формировании навыков овладения составляющими исследовательской и проектной деятельности играет внеурочная деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Школьний дворик"-проектная деятельность на уроках биологии
Любая проектная деятельность это совместный творческий процесс учителя и ученика по поиску решения разнообразных задач, в том числе и биологических....
Проектная деятельность на уроках биологии
Рсскажи мне — и я забуду.Покажи мне — и я запомню.Дай мне действовать самому — и я научусь.Китайская мудрость...
Использование технологии проектной деятельности на уроке биологии в 7 классе по теме: «Отряд хищные млекопитающие».
Использование при проведении уроков результатов проектной деятельности формирует у школьников навыки сотрудничества. На уроке «Отряд хищные млекопитающие» выявляются общие признаки отряда, а также осо...
Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной работе.
Цель проектной деятельности – приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал по биологии...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.
В данной статье речь идет об эффективности использования метода проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности, рассмотрены основные требования к использованию метода проектов и представлена...
Из опыта работы «Проектная деятельность на уроках биологии»
«Проектная деятельность на уроках биологии - это шаг к формированию познавательного интереса к исследовательской деятельности и развитию творческих способностей учащихся»Работая над проблемой формиров...
Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности
В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического обра...