Из опыта работы «Проектная деятельность на уроках биологии»
статья по биологии по теме

ЛОПАСОВА МАРИНА ИВАНОВНА
«Проектная деятельность на уроках биологии - это шаг к формированию познавательного интереса к исследовательской деятельности и развитию творческих способностей учащихся»
Работая над проблемой формирования умений и навыков организации самостоятельной работы учащихся, направленной на поиск информации, я убедилась в том, что традиционная система образования не способна качественно решать задачи, стоящие перед современной школой,  поэтому  значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Наиболее эффективно её можно осуществлять за счёт использования  новых  образовательных технологий. Особую значимость при этом приобретает проектная  деятельность с  элементами  исследования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание инновационного педагогического проекта

«Проектная  деятельность  на  уроках  биологии  -  это  шаг  к  формированию  познавательного  интереса  к  исследовательской  деятельности  и  развитию  творческих  способностей  учащихся»

Обоснование  проблемы

На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед школой стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве. Таким образом, ключевой деятельностью обучающихся становится информационно-коммуникативная  деятельность.

Работая над проблемой формирования умений и навыков организации самостоятельной работы учащихся, направленной на поиск информации, я убедилась в том, что традиционная система образования не способна качественно решать задачи, стоящие перед современной школой,  поэтому  значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Наиболее эффективно её можно осуществлять за счёт использования  новых  образовательных технологий. Особую значимость при этом приобретает проектная  деятельность с  элементами  исследования.

Актуальность

Актуальность   использования этой технологии я вижу в том, что,

- во-первых, в решение проблемной ситуации вовлекаются учащиеся, имеющие в дальнейшем максимальную возможность для самореализации;

 - во-вторых,  необходимо применение различных способностей учащихся (аналитических, художественных, музыкальных, коммуникативных и др.);

- в-третьих, решается обязательная задача педагога – при работе над проектом дать каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

Работа по реализации этой технологии позволяет индивидуализировать учебный процесс, а также развивать умения и навыки самообразования учащихся. Данная технология подразумевает выполнение обучающимися большого объёма работы, как под руководством учителя, так и самостоятельно, что  влечёт за собой повышенную мотивированную активность учащегося.

Цель

Главная  цель  проектной  деятельности – формирование  у  ребенка  способности  самостоятельно,  творчески  осваивать  программный  материал,  умело применять знания из различных областей науки.

Задачи

формировать у обучающихся приемы и способы проектной  деятельности  с  элементами  исследования, позволяющие подготовить их к успешному выполнению проекта  (исследования);

способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;

учить школьников пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение.

План  деятельности

Работа  над  проектом  включает   в  себя  три  этапа:  организационный,  деятельностный  и  аналитический.

На  первом  этапе  мной  был  проведен  анализ  образовательных  стандартов,  учебно-тематическое  планирование,  методологические  основы  организации  и  реализации  проектной  деятельности  для  учащихся  разных  классов;  знакомство  учащихся  с  проектной  деятельностью.  Планирование  проекта  построила  так,  чтобы  работа  побуждала  к  совместной  деятельности  детей,  способствовала  укреплению  взаимодействия  между  детьми.  

На  втором  этапе  осуществляется  непосредственная  деятельность    над  проектом  совместно  с  детьми:

Постановка  проблемы.

Выбор  и  обоснование  лучшего  варианта  решения  проблемы.

Дальнейшая  разработка  идеи.

Организация  рабочего  места  и  технологической  карты  проекта.

Реализация  проекта.

Презентация  проекта.

Анализ  проделанной  работы.

При  разработке  плана  проекта  я  отмечаю,  что  во  время  работы  могут  быть  внесены  изменения,  в  зависимости  от  изменившихся  потребностей.  Неизменными  остаются  только  сроки  выполнения  проекта.

На  третьем – аналитическом  этапе -  проводится  анализ  результатов  работы. Совместная  деятельность    позволяет  неоднократно  решить  проблемные  ситуации  на  уроке,  способствующие  формированию  активной  социальной  жизненной  позиции.  Также  была  представлена  презентация  проекта,   обобщены  полученные  результаты.

При  выполнении  совместного  проекта  деятельность  учащихся  направлена  на  саморазвитие – осознание  своих  потребностей,  мониторинг  собственного  понимания  и  обучения,  поиск  и  размещение  соответствующих  ресурсов,  перенос  информации  из  одной  области  знаний  в  другую.  Также  эта  работа  способствует  развитию  межличностных  отношений – способности  работать  в  команде,  быть  лидером,  принимать  соответствующие  решения,  в  целом,  способствует  дальнейшему  развитию  основополагающих  компетенций,  необходимых  человеку  XXI века.        

Ожидаемые  результаты

Повышение  качества  учебных  достижений  учащихся  по  биологии;

Творческая  самореализация  школьников  в  проектно-исследовательской  деятельности;

Закрепление  желания  участвовать  в  проектно-исследовательской  деятельности  на  областных  и  всероссийских  конкурсах.

Описание  полученных  результатов

1. Показатели  качества  знаний  по  биологии  за  последние  3  года:

В  2006-2007  учебном  году – 68%

В  2007-2008  учебном  году – 69%

В  2008-2009 учебном  году – 71%.

2. Участие  в  районных  и  областных  конкурсах за  последние  3  года:

-  проект  «Зеленые  островки  природы» - грамота;  

- «Изучение  влияния  пищевых  добавок  на  здоровье  школьников» - сертификат  участника  Международной НПК «Шаг в будущее»  при  ЛИЕН,  

- «Осторожно:  плесень!» - 3 место  в  районной  НПК;  

- «Изменение  роста  и  массы  тела  подростков  в  условиях  акселерации» -   диплом во  Всероссийском фестивале исследовательских и творческих  работ учащихся «Портфолио»; 

- «Дрофа  и  ее  местообитание» - свидетельство  участника в  конкурсе юных натуралистов имени заслуженного деятеля науки, Лауреата Государственной премии  профессора Петра Александровича Мантейфеля  на лучшую исследовательскую работу в области зоологии и охраны природы,  проводимом  Московским  зоопарком;

- 15 Всероссийский  фестиваль  «Экология. Творчество. Дети» - диплом  лауреата  и 2 почетных  грамоты  от  Московского  зоопарка;  

-  конкурс  «Природа  вокруг  нас - 2008» - дипломы;

- конкурс  «Природа  вокруг  нас - 2009» - 2 диплома и 6 грамот  из  9  поданных  работ;

- конкурс  «Имя  Саратова  на  карте  страны»,  номинация  «Край  родной,  навек  любимый» - грамоты;

- конкурс  «Живая  земля»,  в  номинации  «Экологическая  сказка» - дипломы;

-  областной  конкурс  «Юннат-2009» - почетная  грамота.

В  этом  году  приняли  участие  в  конкурсе  исследовательских  работ  им В.И. Вернадского  в  г. Москва.

3. Сформированы  творческие  способности,  познавательный  интерес  к  деятельности,  умение  осмысленно  работать,  умения  и  навыки  научно-исследовательской  деятельности.

Описание  инновационного  опыта

Современный урок ценен сегодня не только получением информации, но прежде всего, обучением в ходе него и способов деятельности для получения информации.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

 Требования к современному уроку

 1. Дидактические требования. 

чёткое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, определение места в общей системе уроков;

определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока; выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

реализация на уроке всех принципов дидактики: научности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, связи теории с практикой, наглядности и др.

соблюдение на уроке единого орфографического режима.

2. Организационные требования. 

организационная чёткость, рациональное использование всех 40-45 минут урока;

чёткая постановка перед учащимися темы, учебной цели и конкретных заданий урока;

гибкая, но вместе с тем чёткая структура, соответствующая цели, содержанию и методам проведения урока.

использование различных типов уроков (урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений, применение знаний, навыков и умений, комбинированный урок и т.д.).

 3. Психологические требования.

1). Психологическая цель урока:

проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

учёт в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

предусмотрение отдельных средств психолого–педагогического воздействия, методических приёмов, обеспечивающих развитие учащихся.

2). Стиль урока:

а) Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

определение объёма воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.д.) и в процессе самостоятельного поиска;

выполнение учителем и учащимися проблемно – эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует её, кто решает);

учёт контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.).

б) Особенности самоорганизации учителя:

подготовленность к уроку и главное – осознание психологической цели и внутренняя готовность к её осуществлению;

рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, настроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

педагогический такт;

психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

в) Организация познавательной деятельности учащихся:

определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся;

организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

закрепление результатов работы.

г) Учёт возрастных особенностей учащихся:

планирование урока в соответствии с индивидуальными возрастными особенностями учащихся;

проведение урока с учётом сильных и слабых учеников;

дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

4. Гигиенические требования. 

температурный режим;

физико–химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

освещение;

предупреждение утомления и переутомления;

чередование видов деятельности (выполнение вычислительных, графических и практических работ);

соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

соответствие классной мебели росту школьника.

Основные этапы современного урока 

Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

Проверка домашнего задания.

Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.

Постановка цели занятия перед учащимися.

Формирование новых знаний.

Закрепление полученных знаний.

Домашнее задание.

Духовно – нравственная природа урока

         Духовно – нравственная природа урока – это вера учителя и учеников друг в друга. Учитель верит в возможности и лучшие намерения ученика, ученик – в любовь к нему учителя, в его уверенность в нём и его силах. Кто читал православную педагогику, тот знает, что там есть совет учителю не подходить к ребёнку во время выполнения задания, если он не верит в его силы, если он убедил себя в его незнании и неумении. Это неверие передаётся ученику и усиливает его страхи и немощь.

Вера в ученика творит чудеса, отсутствие веры отравляет урок, снижает потенциальные возможности всех его участников. В “Учительской газете” одна учительница как – то призналась: “Я плохая учительница, я иногда ночей не сплю от стыда…У меня есть несколько учеников, в которых я не верю. Ничего с собой не могу поделать – не верю! А они этого не могут вынести, они увядают, погибают на глазах, когда в них не веришь…”. Это признание дало повод журналисту написать статью о вере в учеников. Вот некоторые строчки из неё: “Вера в успех, вера в детей, вера в свой метод – главная невидимая черта работы учителя”, “нет веры в приём – в этом беда многих усилий по внедрении педагогических новшеств”, “Вера и успех взаимосвязаны”, “Меньше успеха – меньше веры”, “Мы не всегда понимаем, что не только любовь к детям, но и вера в них входит в профессиональное мастерство и что вера добывается и поддерживается усилием собственного духа”. Этой верой друг в друга учитель может наполнить и своих учеников. Эта невидимая энергия веры поможет каждому в классе учиться лучше и с большей охотой.

Современность остро ставит вопрос о смене педагогической парадигмы, внесении в массовое сознание нового понимания сущности образовательной деятельности. Одной из главных особенностей проектной деятельности, на мой взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это отдельные схемы и рисунки, графики и диаграммы или компьютерные презентации. Использование информационно-коммуникативных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несёт в себе огромный мотивационный потенциал и способствует развитию  познавательной  активности  школьников.

 В   моей  работе используются следующие виды уроков: уроки-исследования,  уроки–конференции, уроки–диспуты, ролевые и деловые игры, уроки-семинары, уроки–лекции, уроки–пресс-конференции. Использование  таких  методов и форм обучения направлено на побуждение учащихся к практической активности, более тесному и конструктивному общению между собой и с учителем. В результате внутри класса формируются творческие коллективы с наработанной техникой решения задач, исследовательской деятельности, самопрезентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...