Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной работе.
материал по биологии на тему

Цель проектной деятельности – приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал по биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной работе.

«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь».

Перед любым учителем всегда стоит вопрос КАК?  

Как вызвать интерес к учению?

Как добиться активности на уроке?

Как обеспечить успешность каждого ученика?

Как повысить качество обучения? И т.д.

 Поэтому учитель постоянно находится в поиске совершенствования технологий  обучения. В таком ж поиске и находилась я, пока не взяла на вооружение проектный метод обучения. Чем же привлек меня данный метод обучения.

Метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Цель проектной деятельности приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал по биологии. 

Образовательный потенциал проектной деятельности: 

создаёт у учащихся образ цельного знания;

повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний;

изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации);

интерпретация результатов.

Воспитывает:

значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог);

чувства ответственности, самодисциплины;

способности к самоорганизации;

желания делать свою работу качественно.

Развивает:

исследовательские и творческие способности личности;

способность к самоопределению и целеполаганию;

умения самостоятельно конструировать свои знания;

коммуникативные умения и навыки;

способность ориентироваться в информационном пространстве;

умение работать с различными типами текстов;

умение планировать свою работу и время;

навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.

Проектная методика дает учителю возможность вовлечь учащихся в реальное общение, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные результаты своего труда, а также стимулирует интерес учащихся к определенным проблемам, решению этих проблем,  владению определенной суммой  знаний через проектную деятельность,  умению практически применять полученные знания.  

Любой учебный проект  включает в себя следующие этапы:

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД УЧЕБНЫМ ПРОЕКТОМ

Проблема проекта 

Почему? 

Актуальность  

Цель проекта 

Зачем? 

Целеполагание 

Задачи проекта 

Что? 

Постановка задач 

Методы и способы 

Как? 

Планирование 

Создание продукта

Как лучше?

Поиск информации, создание продукта

Результат 

Что получится? 

Ожидаемый

результат

  

Проектное обучение создает условия для творческой самореализации, способствует развитию интеллектуальных возможностей.

   Поэтому на уроках биологии и во внеурочной работе  я применяю проектный метод обучения.

Цель  таких уроков - помочь учащимся более эффективно усвоить учебный материал, поднять уровень их знаний. Такие уроки могут быть использованы для изучения, повторения и обобщения знаний учащихся.   Постановка вопросов еще до начала уроков заставляют учащихся мыслить, вызывает интерес к урокам, повышает познавательную активность. Изложенный на уроке материал  лучше воспринимается учащимися, если все это  ведется учителем на проблемно-поисковом уровне с использованием   информационных технологий.   Чтобы вызвать интерес к уроку, содержание урока должно касаться сегодняшней жизни школьника, приносить ему пользу. Учащиеся сами по некоторым проблемным вопросам предлагают темы проектов исходя из собственных интересов и потребностей, выполняют проектные работы. Стараюсь на уроке затрагивать вопросы, которые учащиеся могут разрешить не только на уроке, но и во внеурочное время.

Рассмотрим типологию применяемых мною проектов:

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, они только намечаются и далее развиваются, подчиняются интересам участников проекта. Можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместная газета, сочинение, экспедиция и др.).

Например, группа учащихся 7 класса при изучении темы «Пресмыкающиеся»  изучили компьютерную программу Hot Potatoes (горячий картофель) и составили интерактивные задания, которые можно использовать на уроках  

Информационные (поисковые) проекты направлены на поиск и сбор информации о каком-то объекте. При презентации проекта «Лекарственные растения нашего леса» участники проекта  знакомят школьников с лекарственными растениями, растущими в нашем лесу. Анализируют и обобщают факты.

      Практико-ориентированные проекты отличаются четко обозначенными с самого начала результатами деятельности участников проекта.  Эти  результаты  обязательно ориентированы  на  интересы  самих участников (газета, документ, практическая работа, пр.). Во время презентации практико-ориентированного проекта «Как вырастить капусту на участке» участники проекта знакомятся правилами  посадки и выращивания капусты. Во время работы над такими проектами особенно важна хорошая организация обсуждения, корректировки, презентации полученных результатов и возможных способов применения их на практике. После презентации  проекта мы с  участниками этого  проекта   посадили капусту на пришкольном участке, т.е. практический результат очевиден.

В игровых  проектах структура намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Здесь очень высокая степень творчества. Например, Экологическая сказка - быль «SOS – спасите Землю» - игровой проект. Каждый участник выбирает для себя определенную роль (персонажей), кто-то рисует, кто-то помогает костюмами, третьи делает декорации.  

Исследовательский проект именно та организация учебной работы, при которой учащиеся осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск, и применять знания по экологии и химии в реальной жизни. В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логически, научно, творчески, испытывают уверенность в своих возможностях. Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо, прежде всего, базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью.

Кроме всего прочего, проектная деятельность в корне перестраивает отношения «учитель-ученик». Для ребенка, выполняющего проект, учитель оказывается не тем, кто объясняет новый материал, проверяет и оценивает, а старшим коллегой, под руководством, которого происходит личный процесс познания в рамках выбранной темы. Возникает особая форма педагогического взаимодействия:

Сотрудничество

Соавторство

сотворчество

Я считаю, что школа будущего – это школа проектов, так как проект многогранен, перспективен, неисчерпаем, эффективен, уникален, незаменим , может применяться как на уроках, так и во внеклассной работе,

Проект многогранен,

Проект перспективен.

Проект неисчерпаем.

Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе.

Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален.

Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.

Проект дает необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Результативность применения мною  проектного метода на уроках биологии и во внеурочное время это

1. Проектная  деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала.
2. Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения.
3. Проектная  деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.
4. Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации.  
6. Создается методическая копилка пособий, которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

В данной статье речь идет об эффективности использования метода проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности, рассмотрены основные требования к использованию метода проектов и представлена...

Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности

В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического обра...

Методическая работа «Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время»

   Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация их исследовательской деятельности. Ещё недавно она была преимущественно внеклассной и осуществл...

Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".

Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время...

Применение технологии организации проектной деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочной работе

При реализации ФГОС значение проектной и исследовательской деятельности в биологическом образовании намного выше по сравнению с обучением по программам предыдущих лет. Прежде всего это связано с услов...

Применение проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время

В данной статье автор приводит методы и приемы технологии проектной деятельности, которые можно применять и на уроке, и во внеурочной работе....