Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для 6 класса общеобразовательных учреждений (курс "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Авторы Пономарева И.Н., Кучменко В.С.). В ней предусмотрено проведение 1 практической, 29 лабораторных работ. Рассчитана на проведение 1 часа в неделю, учитывает все сокращения учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_6.doc | 132.5 КБ |
tematicheskoe_planirovanie.doc | 345.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко // Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф,2006. – 72с.// с учётом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Согласно действующему в лицее учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение в объёме 1 часа в неделю (всего за год 35 часов).
На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии, в 6 классе реализуется базисный уровень с элементами продвинутого.
Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразии в природе Земли как результата эволюции.
Основные элементы содержания представлены в рабочей программе в графе «Элементы содержания» и дополнены дополнительными элементами содержания, помеченными *. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения и уровни освоения учебного материала приведены в графе «Планируемые результаты обучения и уровень освоения», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой), а также экскурсии. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. В связи с сокращением курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» с 68ч до 35ч, лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков, проводятся фронтально и оцениваются по усмотрению учителя. 3лабораторные работы выполняются полностью, индивидуально, по инструктивным карточкам и подлежат оцениванию.
- Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.
Биология: 6 класс: Рабочая тетрадь №1, №2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред.проф. И.Н. Пономарёвой. – 2-изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2008. – 64с.;ил.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и /или/ отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Для формирования умений сравнительного анализа учащимся 6-го класса предлагается философская структура определения понятий, включающая в себя ключевое слово, отвечающее на вопрос что это такое? и видовой признак, отвечающий на вопрос что для этого характерно? Анализ предлагаемых в тексте определений, а также самостоятельное формулирование учащимися определений терминов проводятся по схеме, предлагаемой в приложении №1.
Тип программы: модифицированная, концентрическая, базового, с элементами продвинутого, уровня.
Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие темы:
ВВЕДЕНИЕ | 2 часа |
КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ | 2 часа |
ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ | 9 часов |
ОСНОВНЫЕ ПРЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ | 7 часов |
ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ ЦАРСТВА РАСТЕНИЙ | 7 часов |
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА | 2 часа |
БАКТЕРИИ | 2 часа |
ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ | 3 часа |
ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА | 1 час |
Итого | 35 часов |
- Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.Биология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред.проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 240с.;ил.
а также методических пособий для учителя:
- И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2005;
- Т.А. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва. Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72с.;
- Рабочие программы по биологии 6-11 классы (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономарёвой) Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. М.: ООО «Глобус», 2007;
дополнительной литературы для учителя:
- А.И. Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс, М.: Дрофа, 2006, - 96с.;
- Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;
- Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.-128с. 6ил. – (Дидактические материалы);
- Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. -127с.;
для учащихся:
- Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил.
- Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
- Артамонов В.И. Занимательная физиология. – М.: Агропромиздат, 1991. 336с.
- Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
- Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684.
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.
- Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997. 350с.
- Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с.
- Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
- Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил.
- Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.
- Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. М.: Просвещение, 1991. – 240с.: ил.
MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (электронное учебное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004.
- Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006.
- Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.
- Дидактический и раздаточный материал. Биология 5-7 классы. Издательство «Учитель», 2008.
- Интернет-ресурсы.
Умения познавательной компетентности учащихся класса:
- Находят в предложенных формулировках терминов ключевые слова и видовые характеристики.
- Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.
- Сравнивают биологические объекты по предложенным критериям.
- Характеризуют по предложенному плану биологические объекты.
- Владеют приемами сопоставления биологических объектов.
- Проводят фенологические наблюдения за жизнью живых организмов.
- Анализируют содержание рисунков, таблиц, схем.
Умения информационной компетентности учащихся класса:
- Отбирают необходимую информацию из различных источников: текста учебника, биологических словарей, справочников, энциклопедий, компьютерных презентаций, ИНТЕРНЕТ для выполнения учебных заданий.
- Извлекают необходимую информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов.
- Пользуются предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации
- Делают сообщения объемом 2-3 листа.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения биологии ученик 6-ого класса должен
Знать/понимать
- признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий.
Уметь
- наблюдать влияние факторов среды на живые организмы;
- объяснять общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль бактерий, грибов, растений в жизни человека; действие лимитирующих факторов на состояние флоры Красноярского края; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Красноярском крае;
- изучать биологические объекты и процессы описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями растений; рассматривать на готовых микропрепаратах и пописывать биологические объекты;
- распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
- приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников;
- сравнивать биологические объекты: клетки растений, бактерий, грибов; растения различных отделов, экологические группы лишайников и делать выводы на основе этого сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- давать характеристику растениям различных систематических групп;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения;
- оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм;
- формулировать выводы на основе собранного материала;
- прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Красноярского края;
- применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ;
- использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников Волгоградской области.
Условные обозначения:
Курсивом в графе «Элементы содержания» выделены основные понятия соответствующей темы урока.
Знаком * отмечены дополнительные элементы содержания (предъявляются учащимся на выбор).
Значками Р, П, Ч-п, Т обозначены уровни освоения материала: репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый, творческий (соответственно).
В планируемых результатах обозначено формирование предполагаемых компетенций:
- коммуникативной *;
- рефлексивной -;
- личностного саморазвития ^;
- ценностно-ориентационной •;
- смыслопоисковой ¦;
- профессионально-трудового выбора >.
УМК:
1)Пономарева И.Н. Биология : 6 класс :учебник для
общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 240с.;
2) И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2005;
3) И.Н. Пономарёва, О,А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Рабочая тетрадь. 6класс. Часть 1,2 - М.: Вентана-Граф, 2007.
Предварительный просмотр:
Таблично-графическая схема рабочей программы (35ч)
№ | Система уроков | Дидактическая модель обучения | Педагогические средства | Элементы содержания | Средства контроля | Планируемые результаты обучения и уровень освоения | Информационно-методическое обеспечение |
ВВЕДЕНИЕ (2 часа) | |||||||
1 | Наука о растениях – Ботаника. Мир растений | Объяснительно-иллюстративная с элементами проблемного изложения. Частично-исследовательская | Рассказ, проблемная беседа, организация фенологического наблюдения, работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 3 - с.3, Задание 1-2 - с.4), с учебником (в. 2-3 - с.7; в.2 – с.11) | Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные |
| Базисный уровень: | Таблицы, фотографии, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус» |
2 | Разнообразие растений | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №1 «Знакомство с цветковым растением» , работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1 - с.7), с учебником (в.2 - с.18) | Признаки растений. |
| Базисный уровень: | Таблицы. Рисунки на страницах учебника, живые объекты. Модели цветков |
ТЕМА 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (2 часа) | |||||||
3 | Строение растительной клетки. Жизнедеятельность клетки | Поисковая | Беседа, организация и проведение лабораторной работы №2 «Клеточное строение кожицы лука», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1 - с.14), с учебником (в.1 - с.32; в.2 - с.34) | Правила работы с микроскопом. |
| Базисный уровень:
Называть клеточные структуры и их значения П | Таблица, модель клетки, микроскопы, лаб. оборудование, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1) |
4 | Ткани | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ, беседа, организация и проведение работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1 - с.17; Задание 2 - с.18), с учебником (в.3 - с.36), подбор учителем заданий со свободным ответом | Ткань | Проверочная работа №1 по теме «Строение клетки» (тест) | Базисный уровень: | Таблицы, живые объекты |
ТЕМА 2. ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ (9 часов) | |||||||
5 | Строение семени | Проблемное изложение, частично-исследовательская | Проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы №3 «Изучение органов (семени) цветкового растения» работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 3 - с.21; Задание 1 - с.23), с учебником (в.1 - с.43; в.1 - с.49) | Двудольные | Проверочная работа №2 по теме «Строение семени» (подписать рисунок; выбрать правильные ответы) | Базисный уровень: | Лабораторное оборудование, коллекция семян (семена фасоли, пшеницы и др.), проросшие семена фасоли, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1) |
6 | Корень. Внешнее и внутреннее строение | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №4 «Изучение органов (корня) цветкового растения», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 2 - с.27; Задание 2 - с.29), с учебником (в.1 - с.53) | Виды корней: главный, боковые, придаточные. |
| Базисный уровень:
Устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями П | Таблицы, микроскоп, микропрепараты, рисунки на страницах учебника, модель корня |
7 | Побег. Строение и значение побега | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №5 «Строение почек. Расположение на стебле», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1 - с.32; Задание 1 - с.33). Задание со свободным ответом по выбору учителя | Побег – сложный орган. | Проверочная работа №3 по теме «Корень» (тест) | Базисный уровень:
Доказывать, что почка – видоизмененный побег П | Таблицы, рисунки на страницах учебника, живые объекты |
8 | Лист – часть побега. Значение листа для растения | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №6 «Изучение органов (листа) цветкового растения», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 3 - с.37; Задание 2 - с.38) | Функции листа. |
| Базисный уровень: | Модель листа, микроскоп, микропрепараты, лабораторное оборудование, рисунки на страницах учебника, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус». |
9 | Стебель. Внешнее и внутреннее строение | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №7«Изучение органов (стебля) цветкового растения», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1 - с.40), с учебником (в.2-3 - с.79) | Функции стебля. Рост стебля в толщину. |
| Базисный уровень: | Таблица, модель стебля, коллекция древесных спилов, рисунки на страницах учебника, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус» |
10 | Видоизменения подземных побегов. Д.з §21 задание3 на с.43 в рабочей тетради №1 | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №8«Изучение органов (видоизменённые побеги) цветкового растения», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 2 - с.42, Задание 4 – с.43) | Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень. | Проверочная работа №4 по теме «Стебель. Лист» | Базисный уровень: | Таблицы, рисунки на страницах учебника, живые объекты (клубни картофеля, луковица), гербарии (корневищное растение) |
11 | Цветок. Строение и значение. | Проблемное изложение, частично-исследовательская | Рассказ, проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы №9 «Изучение органов (цветка и соцветий) цветкового растения», лабораторной работы №10.1 «Выявление приспособлений у растений к среде обитания», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1-2 - с.45, Задание 2 – с.47), с учебником (в.4 - с.91) | Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка. |
| Базисный уровень:
Объяснять взаимосвязь строения цветка и его опылителей П | Таблицы, модели цветков, гербарный материал, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус» |
12 | Плод. Разнообразие и значение | Проблемное изложение, частично-исследовательская. | Рассказ, проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы №11 «Изучение органов (плодов) цветкового растения», лабораторной работы №10.2 «Выявление приспособлений у растений к среде обитания», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 2-3 - с.49), задание со свободным ответом по выбору учителя | Функции плода. | Проверочная работа №5 по теме «Цветок. Плод» | Базисный уровень: | Таблицы, наборы муляжей плодов, коллекции семян, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус» |
13 | Взаимосвязь органов растения как организма | Проблемное изложение | Рассказ, проблемная беседа, организация работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задания 1-3 - с.50-51), с учебником (в.2-3 - с.95) | Растение - биосистема. | Проверочная работа №6 по теме «Органы растения» | Базисный уровень: |
ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ (7часов) | |||||||
14 | Корневое питание растений | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ, беседа, демонстрация электронного варианта лабораторного практикума «Минеральное питание растений. Передвижение воды и мин. веществ по стеблю», организация работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задания 1-3 - с.54) | Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. |
| Базисный уровень: | Таблицы, электронный лабораторный практикум |
15 | Воздушное питание растений | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ, беседа, демонстрация электронного варианта лабораторного практикума «Фотосинтез», организация работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 3 - с.56; 1-2 – с.57), с учебником (в.3-4 - с.103) | Воздушное питание растений. |
| Базисный уровень: | Таблицы, электронный лабораторный практикум |
16 | Дыхание растений и обмен веществ. | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ, беседа, демонстрация электронного варианта лабораторного практикума «Дыхание растений», организация работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1 - с.58), задание со свободным ответом по выбору учителя | Значение дыхания |
| Базисный уровень: | Рисунки на страницах учебника, электронный лабораторный практикум |
17 | Значение воды в жизни растений | Проблемное изложение, частично-исследовательская. | Рассказ, проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы 10.3 «Выявление приспособлений у растений к среде обитания», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1 – с.60; 2 - с.62) | Значение воды в жизни растений. Экологические группы растений по отношению к воде. |
| Базисный уровень: | Электронный лабораторный практикум, растения (кабинет) различных экологических групп. |
18 | Размножение и оплодотворение у растений | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ, беседа, организация работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.3; 3 - с.4), с учебником (в.1 - с.117) | Размножение растений: половое и бесполое. |
| Базисный уровень: | Таблицы, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус» |
19 | Бесполое размножение растений. | Проблемное изложение материала, частично-исследовательская | Проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы №12 «Размножение комнатных растений», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.4; 2-3 - с.5), с учебником (в.1 - с.124) | Вегетативное размножение. |
| Базисный уровень: | Таблицы, карточки, живые объекты, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус» |
20 | Рост и развитие растения | Проблемное изложение материала | Проблемная беседа, демонстрация процесса роста проростка растения с помощью электронного пособия, организация и проведение работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.9; 2-3 - с.10; 2 – с.11; 3 – с.12) | Рост и индивидуальное развитие. | Проверочная работа №7 по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений» | Базисный уровень: | Таблицы, проростки фасоли, живые объекты (растения кабинета биологии), электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1) |
ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ ЦАРСТВА РАСТЕНИЙ (7 часов) | |||||||
21 | Водоросли 08.02 | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №13 «Распознавание водорослей разных отделов», лабораторной работы №14«Изучение внешнего строения водорослей», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.15; 2-3 - с.16; 1 – с.17), с учебником (в.1-4 - с.139), задание со свободным ответом по выбору учителя | Основные признаки водорослей. Слоевище, ризоиды. |
| Базисный уровень: | Таблицы, рисунки на страницах учебника, лабораторное оборудование, гербарный материал |
22 | Высшие споровые растения. Мхи 15.02 | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №15 «Изучение внешнего строения мхов», лабораторной работы №16 «Распознавание растений отдела Моховидные», лабораторной работы №10.4 «Выявление приспособлений у растений к среде обитания», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 2 – с.21), задания со свободным ответом по выбору учителя | Основные признаки мхов. Споровые, высшие растения |
| Базисный уровень: | Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал |
23 | Папоротники 22.02 | Проблемное изложение, частично-исследовательская | Проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы № 17«Изучение внешнего строения папоротников», лабораторной работы №18 «Распознавание растений отдела Папоротникообразные», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.22), задание со свободным ответом по выбору учителя | Основные признаки папоротников. |
| Базисный уровень: | Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1) |
24 | Голосеменные 01.03 | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №19 «Изучение внешнего строения и многообразия голосеменных растений», лабораторной работы №20 «Распознавание растений отдела Голосеменные», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 2 – с.24; 3 – с.25), с учебником (в.4 - с.156), задание со свободным ответом по выбору учителя | Голосеменные растения |
| Базисный уровень: | Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1) |
25 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение 15.03 | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №21 «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений», лабораторной работы №22 «Распознавание растений отдела Покрытосеменные растения», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 2 – с.27; 4 – с.28); задание со свободным ответом по выбору учителя | Особенности строения покрытосеменных растений. |
| Базисный уровень:
Продвинутый уровень: | Таблицы, фотографии, гербарный материал, живые объекты, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1) |
26 | Класс Двудольные. Сравнительная характеристика семейств 22.03 | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №23 «Определение принадлежности растений к классу Двудольные», лабораторной работы №24 «Распознавание наиболее распространённых растений класса Двудольные Красноярского края», работы с учебником (в.2 - с.167) | Признаки класса двудольные |
| Базисный уровень: | Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений различных семейств класса Двудольные, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус» |
27 | Класс Однодольные. Сравнительная характеристика семейств класса Однодольные 29.03 | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №25 «Определение принадлежности растений к классу Однодольные»; лабораторной работы №26 «Распознавание наиболее распространённых однодольных растений Красноярского края»; работы с учебником (в.1 - с.171), задание со свободным ответом по выбору учителя | Признаки строения растений семейства злаки и лилейные. | Проверочная работа №8 по теме «Покрытосеменные растения»( тест в формате ЕГЭ, часть А) | Базисный уровень: |
ТЕМА 5. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (2часа) | ||||||||
28 | Понятие об эволюции растительного мира 05.04 | Проблемное изложение материала | Проблемная беседа, организация и проведение работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.35), с учебником (в.1 - с.179) | Понятие об эволюции растительного мира как процессе усложнения растений и растительного мира. |
| Базисный уровень: | Таблицы, фотографии, гербарный материал, живые объекты, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1) | |
29 | Многообразие и происхождение культурных растений Дата проведения: 12.04 | Проблемное изложение материала, частично-исследовательская | Проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы №27 «Распознавание важнейших сельскохозяйственных растений»; работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.37), с учебником (в.2 - с.183; в.3 – с.186) | Дикорастущие и культурные растения. |
| Базисный уровень: | Таблицы, фотографии, гербарный материал, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус» | |
ТЕМА 6. БАКТЕРИИ (2 часа) | ||||||||
30 | Общая характеристика бактерий 19.04 | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ, беседа, организация и проведение работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.39), с учебником (в.1 - с.190; в.1-3 – с.193) | Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. |
| Базисный уровень: | Таблицы, модель бактериальной клетки, рисунки на стр. учебника. | |
31 | Многообразие и значение бактерий 26.04 | Проблемное изложение, частично репродуктивная | Проблемная беседа, организация и проведение работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задания 2 – с.40; 1 – с.41), с учебником (в.1-3 - с.195); задание со свободным ответом по выбору учителя, создание рефератов и проектов по изучаемой теме | Значение бактерий в природе и жизни человека |
| Базисный уровень: | Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. Образовательный комплекс (электронное учебное издание) | |
ТЕМА 7. ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ (3 часа) | ||||||||
32 | Общая характеристика грибов 03.05 | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №28 «Строение плесневых грибов», ; с печатной основой (Задания 1 – с.43; 3 – с.43), с учебником (работы с рабочей тетрадью №2 вопросы в конце §52) | Признаки царства грибов. |
| Базисный уровень: | Таблица, микроскопы, лаб. оборудование | |
33 | Многообразие и значение грибов 10.05 | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №29 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задания 1 – с.44; 2 – с.45), с учебником (в.1-3 – с.204) | Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. |
| Базисный уровень: | Таблицы, муляжи шляпочных грибов, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус» | |
34 | *Лишайники 17.05 | Проблемное изложение материала; исследовательская | Проблемная беседа, организация и проведение работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задания 1-2 – с.46), с учебником (в.3 - с.207) | Лишайники - симбиоз гриба и водорослей Практическая работа №1 «Исследование чистоты воздуха по наличию лишайников» | Проверочная работа №9 по теме «Бактерии. Грибы. Лишайники» | Базисный уровень: | Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал | |
ТЕМА 8. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (1 час) | ||||||||
35 | Жизнь растений в природе. Многообразие природных сообществ 24.05 | Исследовательская | Организация и проведение экскурсии | Фитоценоз Экскурсия №1 «Многообразие природных сообществ» | Экскурсия №1 «Многообразие природных сообществ» | Базисный уровень: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...