Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для 6 класса общеобразовательных учреждений (курс "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Авторы Пономарева И.Н., Кучменко В.С.). В ней предусмотрено проведение 1 практической,   29 лабораторных работ.  Рассчитана на проведение 1 часа в неделю, учитывает все сокращения учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_6.doc132.5 КБ
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie.doc345.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко // Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф,2006. – 72с.// с учётом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме
1 часа в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Согласно действующему в лицее учебному плану рабочая программа для 6   класса предусматривает обучение в объёме
1 часа в неделю (всего за год 35 часов).
На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии, в 6 классе реализуется
базисный уровень с элементами продвинутого.
Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразии в природе Земли как результата эволюции.
Основные элементы содержания представлены в рабочей программе в графе «Элементы содержания» и дополнены дополнительными элементами содержания, помеченными *. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения и уровни освоения учебного материала приведены в графе «Планируемые результаты обучения и уровень освоения», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой), а также экскурсии. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе.
В связи с сокращением курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» с 68ч до 35ч,   лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков, проводятся фронтально и оцениваются по усмотрению учителя. 3лабораторные работы выполняются полностью, индивидуально, по инструктивным карточкам и подлежат оцениванию. 

  1. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
    Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется
    тетрадь с печатной основой: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.

Биология: 6 класс: Рабочая тетрадь №1, №2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред.проф. И.Н. Пономарёвой. – 2-изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2008. – 64с.;ил.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и /или/ отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Для формирования умений сравнительного анализа учащимся 6-го класса предлагается философская структура определения понятий, включающая в себя ключевое слово, отвечающее на вопрос что это такое? и видовой признак, отвечающий на вопрос что для этого характерно? Анализ предлагаемых в тексте определений, а также самостоятельное формулирование учащимися определений терминов проводятся по схеме, предлагаемой в приложении №1.
Тип программы: модифицированная, концентрическая, базового, с элементами продвинутого, уровня.

Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие темы:

ВВЕДЕНИЕ

2 часа

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ 

2 часа

ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ 

9 часов

ОСНОВНЫЕ ПРЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ 

7 часов

ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ ЦАРСТВА РАСТЕНИЙ 

7 часов

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА 

2 часа

БАКТЕРИИ 

2 часа

ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ 

3 часа

ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА 

1 час

Итого

35 часов

  1. Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.Биология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред.проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 240с.;ил.

 

 

а также методических пособий для учителя:

  1. И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2005; 
  2. Т.А. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва. Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72с.; 
  3. Рабочие программы по биологии 6-11 классы (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономарёвой) Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. М.: ООО «Глобус», 2007; 

дополнительной литературы для учителя:

  1. А.И. Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс, М.: Дрофа, 2006, - 96с.; 
  2. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа; 
  3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.-128с. 6ил. – (Дидактические материалы); 
  4. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. -127с.; 

для учащихся:

  • Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил. 
  • Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
  • Артамонов В.И. Занимательная физиология. – М.: Агропромиздат, 1991. 336с. 
  • Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил. 
  • Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684. 
  • Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.
  • Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997. 350с. 
  • Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с. 
  • Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
  • Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил. 
  • Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. -381с.: ил. 
  • Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. М.: Просвещение, 1991. – 240с.: ил. 

 MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (электронное учебное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004.
  • Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006.
  • Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.
  • Дидактический и раздаточный материал. Биология 5-7 классы. Издательство «Учитель», 2008.
  • Интернет-ресурсы.

 

 

Умения познавательной компетентности учащихся класса:

  • Находят в предложенных формулировках терминов ключевые слова и видовые характеристики.
  • Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.
  • Сравнивают биологические объекты по предложенным критериям.
  • Характеризуют по предложенному плану биологические объекты.
  •  Владеют приемами сопоставления биологических объектов.
  • Проводят фенологические наблюдения за жизнью живых организмов.
  • Анализируют содержание рисунков, таблиц, схем.

Умения информационной компетентности учащихся класса:

  • Отбирают необходимую информацию из различных источников: текста учебника, биологических словарей, справочников,  энциклопедий, компьютерных презентаций, ИНТЕРНЕТ для выполнения учебных заданий.
  • Извлекают необходимую информацию на основе сопоставительного анализа  рисунков, натуральных биологических объектов.
  • Пользуются предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации
  • Делают сообщения объемом 2-3 листа.

Требования к уровню подготовки
В результате изучения биологии  ученик 6-ого класса должен
Знать/понимать

  • признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий.

Уметь

  • наблюдать влияние факторов среды на живые организмы;
  • объяснять общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль бактерий, грибов, растений в жизни человека; действие лимитирующих факторов на состояние флоры Красноярского края; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Красноярском крае;
  • изучать биологические объекты и процессы описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями растений; рассматривать на готовых микропрепаратах и пописывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
  • приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников;
  • сравнивать биологические объекты: клетки растений, бактерий, грибов; растения различных отделов, экологические группы лишайников и делать выводы на основе этого сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • давать характеристику растениям различных систематических групп;
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения;
  • оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм;
  • формулировать выводы на основе собранного материала;
  • прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Красноярского края;
  • применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ;
  • использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников Волгоградской области.

Условные обозначения:
Курсивом в графе «Элементы содержания» выделены основные понятия соответствующей темы урока.
Знаком * отмечены дополнительные элементы содержания (предъявляются учащимся на выбор).
Значками
Р, П, Ч-п, Т обозначены уровни освоения материала: репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый, творческий (соответственно).
В планируемых результатах обозначено формирование предполагаемых компетенций:

  • коммуникативной *; 
  • рефлексивной -; 
  • личностного саморазвития ^;
  • ценностно-ориентационной •; 
  • смыслопоисковой ¦; 
  • профессионально-трудового выбора >. 

 УМК:

1)Пономарева И.Н. Биология : 6 класс :учебник для
общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 240с.;

2) И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2005; 

3) И.Н. Пономарёва, О,А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Рабочая тетрадь. 6класс. Часть 1,2 - М.: Вентана-Граф, 2007.
 

 



Предварительный просмотр:

Таблично-графическая схема рабочей программы (35ч)


п/п

Система уроков
(тема урока, тип урока, дата проведения, Д.З.)

Дидактическая модель обучения

Педагогические средства

Элементы содержания

Средства  контроля

Планируемые результаты обучения и уровень освоения

Информационно-методическое обеспечение

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)
Цель: создать условия для понимания учащимися значения биологии как науки для изучения основных Царств живых организмов, значения ботаники как науки для изучения царства Растения; для знакомства с многообразием растительного мира; для приобретения навыков наблюдения за сезонными изменениями в растительном мире.

1

Наука о растениях – Ботаника. Мир растений
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Дата проведения:   07.09
Д.з. Введение, §1 

Объяснительно-иллюстративная с элементами проблемного изложения. Частично-исследовательская

Рассказ, проблемная беседа, организация фенологического наблюдения, работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 3 - с.3, Задание 1-2 - с.4), с учебником (в. 2-3 - с.7; в.2 – с.11)
 

Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные
Наука о растениях – ботаника. Роль в природе и жизни человека
Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы.
Методы изучения растений
*Культурные и дикорастущие растения

 

Базисный уровень: 
Приводить примеры значения ботанических знаний П
Называть основные царства живых организмов Р
Давать определение термину «ботаника» Р
Распознавать и описывать жизненные формы растений П, Ч-п
Объяснять роль растений в природе и жизни человека П
Наблюдать за сезонными изменениями растений П, Ч-п
Продвинутый уровень:
Давать определение терминам «культурные растения» и «дикорастущие растения» Р
-, *, ¦, ^ 

Таблицы, фотографии, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»

2

Разнообразие растений
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Дата проведения  14.09
Д.з. §2, задание 3 - с.6 в рабочей тетради №1 §3-4 

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №1 «Знакомство с цветковым растением» , работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1 - с.7), с учебником (в.2 - с.18)

Признаки растений.
Высшие и низшие растения. Основные органы растений.
Семенные и споровые растения. Растение – живой организм (биосистема). Условия жизни растений.
*Абиотические и биотические факторы

 

Базисный уровень: 
Распознавать и описывать основные органы растения П
Сравнивать высшие и низшие растения на примере папоротников и водорослей П
Доказывать, что растение – живой организм (биосистема) П
-, *, ¦, ^ 

Таблицы. Рисунки на страницах учебника, живые объекты. Модели цветков

ТЕМА 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (2 часа)
Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения растительной клетки и клеточных структур, особенностей процессов жизнедеятельности растительных клеток; особенностей строения и функционирования тканей растения как единого живого организма.

3

Строение растительной клетки. Жизнедеятельность клетки
Тип урока :Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Дата проведения  21.09
Д.з. §7, рабочая тетрадь№1 
Задание 2 - с.14
§8, рабочая тетрадь задания 1,2 – с.16 

Поисковая

Беседа, организация и проведение лабораторной работы №2 «Клеточное строение кожицы лука»,   работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1 - с.14), с учебником (в.1 - с.32; в.2 - с.34)

Правила работы с микроскопом.
Строение клетки кожицы лука:
оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро.
Особенности строения мякоти листа.
 Хлоропласты Хлорофилл
Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы.
Деление и рост.
*Изменения ядра и цитоплазмы при делении.

 

Базисный уровень: 
Распознавать и описывать

  • клеточное строение кожицы лука, мякоти листа;
  • деление клетки, роста Ч-п, П 

Называть клеточные структуры и их значения П
Сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа П
Отличать старую клетку от молодой клетки П
^, ¦, •, * 

Таблица, модель клетки, микроскопы, лаб. оборудование, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1)

4

Ткани
Тип урока: Комбинированный урок
Дата проведения  28.09
Д.з. §9 

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, беседа, организация и проведение работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1 - с.17; Задание 2 - с.18), с учебником (в.3 - с.36), подбор учителем заданий со свободным ответом

Ткань
Виды тканей:
покровные, механические, проводящие, основные.
Функции основных видов тканей.
*Ксилема
Флоэма

Проверочная работа №1 по теме «Строение клетки» (тест)

Базисный уровень: 
Распознавать и описывать строение и функции тканей растений Ч-п, П
Давать определение термину ткань Р, П
Приводить примеры разных видов тканей П
Объяснять последствия для растения нарушение человеком покровной ткани П
^, -, ¦, * 

Таблицы, живые объекты

ТЕМА 2. ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ (9 часов)
Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей внешнего и внутреннего строения вегетативных и генеративных органов покрытосеменных растений; особенности строения семян; для приобретения практических навыков по определению на живых объектах видоизменённых побегов; для приобретения умения доказывать, что растение является биосистемой и объяснять взаимозависимость растения от влияния окружающей среды.

5

Строение семени
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Дата проведения: 05.10
Д.з. §10, задание 2 на с.20 в рабочей тетради №1, §11 (Задание 1 - с.22),
§12, с.49 (выписать в тетрадь вывод о значении семян) 

Проблемное изложение, частично-исследовательская

Проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы №3 «Изучение органов (семени) цветкового растения» работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 3 - с.21; Задание 1 - с.23), с учебником (в.1 - с.43; в.1 - с.49)

Двудольные
Однодольные
Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм.
Особенности строения семян однодольных и двудольных растений.
Значение семян для растений как органа его размножения и распространения.
*Прорастание семян: надземное и подземное. Условия прорастания семян: вода, кислород воздуха, температура.

Проверочная работа №2  по теме «Строение семени» (подписать рисунок; выбрать правильные ответы)

Базисный уровень: 
Называть значение семян Р, П
Давать определение терминам «двудольные» и «однодольные»
Распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений Ч-п, П
Устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка П
Сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений П
-, ^, * 

Лабораторное оборудование, коллекция семян (семена фасоли, пшеницы и др.), проросшие семена фасоли, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1)

6

Корень. Внешнее и внутреннее строение
Тип урока: Комбинированный урок
Дата проведения:   12.10
Д.з §13, задание3 на с.27 в рабочей тетради №1.
§14 с54-55,
§15 «Многообразие корней» 

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №4 «Изучение органов (корня) цветкового растения», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 2 - с.27; Задание 2 - с.29), с учебником (в.1 - с.53)

Виды корней: главный, боковые, придаточные.
Функции корня.
Корневые системы.
Ткани, образующие корень: покровная, образовательная, механическая, всасывающая, основная, проводящая.
Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения), зона всасывания; зона проведения
*Способы увеличения массы корней у растения: пикировка; окучивание.
Хемотропизм и геотропизм.

 

Базисный уровень: 
Распознавать и описывать

  • виды корней;
  • зоны корня Ч-п, П 

Устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями П
Сравнивать по заданным критериям типы корневых систем П
Различать корневые системы однодольных и двудольных растений Ч-п, П
-, ¦, ^ 

Таблицы, микроскоп, микропрепараты, рисунки на страницах учебника, модель корня

7

Побег. Строение и значение побега
Тип урока: Комбинированный урок
Дата проведения  19.10
Д.з. §16,
§17 до годичного побега, задание 2 на с.34 в рабочей тетради №1 

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №5 «Строение почек. Расположение на стебле», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1 - с.32; Задание 1 - с.33). Задание со свободным ответом по выбору учителя

Побег – сложный орган.
Строение побега: стебель, листья, почки.
Строение почки
Виды почек:
пазушные, верхушечные; генеративные и вегетативные
*Придаточные и спящие почки.
Листорасположение.
Ветвление. Крона. Кущение. Прищипка. Пасынкование
.
Определение названий деревьев и кустарников по строению почек.

Проверочная работа №3 по теме «Корень»  (тест)

Базисный уровень: 
Распознавать и описывать на живых объектах строение:

  • побега;
  • почки П 

Доказывать, что почка – видоизмененный побег П
Отличать вегетативную почку от генеративной почки П, Ч-п
Продвинутый уровень:
*Определение деревьев и кустарников по внешнему строению почек П, Ч-п
-, *, ^ 

Таблицы, рисунки на страницах учебника, живые объекты

8

Лист – часть побега. Значение листа для растения
Тип урока: Комбинированный урок
Дата проведения:   26.10
Д.з. §18, §19
Задание 2 на с.36 в рабочей тетради №1 

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы  №6 «Изучение органов (листа) цветкового растения», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 3 - с.37; Задание 2 - с.38)

Функции листа.
Простые и сложные. Жилкование.
Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц); столбчатая и губчатая основные ткани; проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды); механическая ткань (волокна).
Видоизменения листьев – приспособления к условиям жизни
*Разнообразие листьев: с прилистниками и без; жилкование (перистое, параллельное, дуговое); по способу прикрепления (черешковые, сидячие).
Световые и теневые листья. Приспособления листьев к факторам освещенности и влажности

 

Базисный уровень: 
Распознавать и описывать по рисунку или на живых объектах строение листа П
Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клеточное строение листа Ч-п, П
Выделять условия жизни, влияющие на видоизменения листьев П
Продвинутый уровень:
*Создание презентаций, написание рефератов Т
-, *, ¦, ^ 

Модель листа, микроскоп, микропрепараты, лабораторное оборудование, рисунки на страницах учебника, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус».

9

Стебель. Внешнее и внутреннее строение
Тип урока :Комбинированный урок
Дата проведения  08.11
Д.з §20

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №7«Изучение органов (стебля) цветкового растения», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1 - с.40), с учебником (в.2-3 - с.79)

Функции стебля. Рост стебля в толщину.
Внешнее строение стебля.
Участки стебля:
кора, камбий, древесина, сердцевина. 
Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (
кожица, пробка); механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины) и проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды); образовательная ткань.
*Годичные кольца; значение их для подсчета возраста. Чечевички.

 

Базисный уровень: 
Называть функции стебля Р, П
Распознавать и описывать на живых объектах внешнее строение стебля Ч-п, П
Устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию П
Объяснять взаимосвязь стебля с другими органами растения П
Продвинутый уровень:
*Определение возраста деревьев П, Ч-п
-, *, ¦, ^ 

Таблица, модель стебля, коллекция древесных спилов, рисунки на страницах учебника, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»

10

Видоизменения подземных побегов. 
Тип урока: Комбинированный урок
Дата проведения: 16.11

 Д.з §21 задание3 на с.43 в рабочей тетради №1 

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №8«Изучение органов (видоизменённые побеги) цветкового растения», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 2 - с.42, Задание 4 – с.43)

Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень.
*Стебли по длине междоузлия: удлиненные и укороченные (розеточные); по положению в пространстве (лежачие, прямостоячие, ползучие, вьющиеся, приподнимающиеся, лазающие, цепляющиеся). Видоизменения: суккуленты, листообразные, флагообразная крона, колючки

Проверочная работа №4 по теме «Стебель.  Лист»

Базисный уровень: 
Приводить примеры растений, имеющих видоизмененные побеги Р, П
Распознавать и описывать на живых объектах видоизменения побегов Ч-п, П
Доказывать, что корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги П
Продвинутый уровень:
*Создание презентаций, написание рефератов Т
-, *, ^ 

Таблицы, рисунки на страницах учебника, живые объекты (клубни картофеля, луковица), гербарии (корневищное растение)

11

Цветок. Строение и значение. 
Тип урока: Комбинированный урок.
Дата проведения 23.11
Д.з §22, задание 4 на с.46 в рабочей тетради №1
§23 

Проблемное изложение, частично-исследовательская

Рассказ, проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы №9 «Изучение органов (цветка и соцветий) цветкового растения», лабораторной работы №10.1 «Выявление приспособлений у растений к среде обитания», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1-2 - с.45, Задание 2 – с.47), с учебником (в.4 - с.91)

Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка.
Соцветия
Виды соцветий:
кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка.
Биологическое значение соцветий.
Функции цветка. Опыление.
*Обоеполые и раздельнополые цветки. Однодомные и двудомные растения. Обозначения различных частей цветка.

 

Базисный уровень: 
Распознавать и описывать по рисункам:

  • строение цветка ветроопыляемых растений и насекомоопыляемых растений; П 
  • типы соцветий П 

Объяснять взаимосвязь строения цветка и его опылителей П
Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий П
Сравнивать по заданным критериям строение цветков различных растений П
Продвинутый уровень:
*Создание презентаций Т
-, ^, * 

Таблицы, модели цветков, гербарный материал, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»

12

Плод. Разнообразие и значение 
Тип урока: Комбинированный урок
Дата проведения 30.11
Д.з §24, вопросы 1-4

Проблемное изложение, частично-исследовательская.

Рассказ, проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы №11 «Изучение органов (плодов) цветкового растения», лабораторной работы №10.2 «Выявление приспособлений у растений к среде обитания», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 2-3 - с.49), задание со свободным ответом по выбору учителя

Функции плода.
Виды плодов:
ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб.
Сухие и сочные плоды.
Односемянные и многосемянные плоды.
Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью животных
.

Проверочная работа №5 по теме «Цветок.  Плод»

Базисный уровень: 
Давать определение термину «покрытосеменные» Р, П
Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов П
Приводить примеры растений с различными типами плодов П
Выделять приспособления для распространения плодов П
Продвинутый уровень:
*Написание рефератов Т
-, ^, ¦, * 

Таблицы, наборы муляжей плодов, коллекции семян, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»

13

Взаимосвязь органов растения как организма 
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Дата проведения 07.12
Д.з § 25 

Проблемное изложение

Рассказ, проблемная беседа, организация работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задания 1-3 - с.50-51), с учебником (в.2-3 - с.95)

Растение - биосистема.
Признаки взаимосвязи органов.

Проверочная работа №6 по теме «Органы растения»

Базисный уровень: 
Называть признаки взаимосвязи органов Р, П
Доказывать, что растение – биосистема П
Объяснять влияние окружающей среды на растения П
-, ^, ¦, * 

ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ (7часов)
Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей происходящих в растительном организме процессов и значения этих жизненноважных процессов для растений; для получения навыков постановки опытов, наблюдения результатов и формулировки выводов; для осознания целостного восприятия растительного организма; для понимания космической роли растений. 

14

Корневое питание растений 
Тип урока: Комбинированный урок
Дата проведения 14.12
Д.з §26, вопросы 1-3
* Задание 4 – с.55

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, беседа, демонстрация электронного варианта лабораторного практикума «Минеральное питание растений. Передвижение воды и мин. веществ по стеблю», организация работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задания 1-3 - с.54)

Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы.
Нитраты: рост листьев и стеблей;
Фосфор: ускоренное созревание плодов, холодостойкость;
Калий: рост подземных побегов, холодостойкость.

 

Базисный уровень: 
Описывать механизм почвенного питания П
Объяснять роль и механизм почвенного питания в жизни растения П
Объяснять влияние удобрений на растения П
Продвинутый уровень:
*Постановка опыта «Передвижение воды и минеральных солей по древесине» Ч-п
-, ^, *. 

Таблицы, электронный лабораторный практикум

15

Воздушное питание растений 
Тип урока: Комбинированный урок
Дата проведения 21.12
Д.з §27 §28 

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, беседа, демонстрация электронного варианта лабораторного практикума «Фотосинтез», организация работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 3 - с.56; 1-2 – с.57), с учебником (в.3-4 - с.103)

Воздушное питание растений.
Космическая роль зеленых растений.
Фотосинтез. Локализация процессов. Условия и необходимые вещества и продукты
*Автотрофы и гетеротрофы

 

Базисный уровень: 
Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ П
Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ П
Объяснять космическую роль зеленых растений П
-, ¦, ^, • 

Таблицы, электронный лабораторный практикум

16

Дыхание растений и обмен веществ. 
Тип урока: Комбинированный урок.
Дата проведения 28.12
Д.з §29 

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, беседа, демонстрация электронного варианта лабораторного практикума «Дыхание растений», организация работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1 - с.58), задание со свободным ответом по выбору учителя

Значение дыхания
Опыты, подтверждающие дыхание растений.
Приспособления растений для дыхания. Использование энергии растениями.
Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
*Биологическое значение рыхления

 

Базисный уровень: 
Описывать опыты, подтверждающие дыхание растений П
Выделять приспособления растений для дыхания П
Сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания П
-, ^, ¦, *. 

Рисунки на страницах учебника, электронный лабораторный практикум

17

Значение воды в жизни растений 
Тип урока: Комбинированный урок
Дата проведения 11.01
Д.з §30 задание3 на с.62 в рабочей тетради №1 

Проблемное изложение, частично-исследовательская.

Рассказ, проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы 10.3 «Выявление приспособлений у растений к среде обитания», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1 – с.60; 2 - с.62)

Значение воды в жизни растений. Экологические группы растений по отношению к воде.
Этапы и механизмы водообмена.
*
Экологические группы растений: гидатофиты,  гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты, (суккуленты, склерофиты).

 

Базисный уровень: 
Называть этапы водообмена Р, П
Распознавать и описывать растения различных экологических групп Ч-п, П
Продвинутый уровень:
*Проводить наблюдения за комнатными растениями (их потребностями в воде), делать выводы по проделанной работе Ч-п
-, ^, * 

Электронный лабораторный практикум, растения (кабинет) различных экологических групп.

18

Размножение и оплодотворение у растений 
Тип урока: Комбинированный урок
Дата проведения:  18.01
Д.з §31 

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, беседа, организация работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.3; 3 - с.4), с учебником (в.1 - с.117)

Размножение растений: половое и бесполое.
Опыление и оплодотворение у растений. Биологическое значение полового и бесполого размножения

 

Базисный уровень: 
Описывать процессы опыления и оплодотворения цветковых растений П
Выделять отличительные особенности полового и бесполого размножений П
Отличать оплодотворение от опыления П
-, ^, * 

Таблицы, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»

19

Бесполое размножение растений.
Тип урока:Комбинированный урок
Дата проведения 25.01
Д.з §32-33 задание 2 на с.6 рабочей тетради №2 

Проблемное изложение материала, частично-исследовательская

Проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы №12 «Размножение комнатных растений», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.4; 2-3 - с.5), с учебником (в.1 - с.124)

Вегетативное размножение.
Его виды и биологическая роль в природе
Использование вегетативного размножения.
*Прививка черенком, глазком. Метод культуры тканей.

 

Базисный уровень: 
Приводить примеры растений, размножающихся вегетативно Р, П
Называть способы вегетативного размножения Р, П
Распознавать и описывать способы вегетативного размножения Ч-п, П
Наблюдать за развитием растения при вегетативном размножении Ч-п, П 
Продвинутый уровень:
*Создание презентаций «Вегетативное размножение растений» Т
-, ^, * 

Таблицы, карточки, живые объекты, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»

20

Рост и развитие растения
Тип урока: Комбинированный урок
Дата проведения: 01.02
Д.з §34-35 вопросы 1-3, с.127 

Проблемное изложение материала

Проблемная беседа, демонстрация процесса роста проростка растения с помощью электронного пособия, организация и проведение работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.9; 2-3 - с.10; 2 – с.11; 3 – с.12)

Рост и индивидуальное развитие.
Взаимосвязь роста и развития в жизнедеятельности растения. Зависимость от условий среды.
*Суточные ритмы.
Сезонная периодичность.
Возможность управления ростом растения.

Проверочная работа №7 по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений»

Базисный уровень: 
Распознавать и описывать по рисунку стадии развития растения и их последовательность П
Выделять различия между процессами роста и развития Ч-п, П
Приводить примеры гибели растений от влияния условий среды Р, П
-, ^, ¦ 

Таблицы, проростки фасоли, живые объекты (растения кабинета биологии), электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1)

 

ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ ЦАРСТВА РАСТЕНИЙ (7 часов)
Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения и жизнедеятельности низших и высших растений и их роли в природе и жизни человека; для формирования навыков определения и сравнения различных групп растений; для понимания особенностей приспособления растений к среде обитания и процессов эволюционного преобразования растительного мира на планете. 

21

Водоросли 
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Дата проведения:  

08.02
Д.з §37-38, задание 2 на с.18 в рабочей тетради №2. 

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №13 «Распознавание водорослей разных отделов», лабораторной работы №14«Изучение внешнего строения водорослей», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.15; 2-3 - с.16; 1 – с.17), с учебником (в.1-4 - с.139), задание со свободным ответом по выбору учителя

Основные признаки водорослей. Слоевище, ризоиды.
Зеленые, бурые, красные водоросли.
Места обитания и распространение.
Значение водорослей в природе и в жизни человека
*«Цветение воды». Хламидомонада
Представители водорослей.
Зеленые нитчатые водоросли:
улотрикс, спирогира.
Бурые водоросли: ламинария
Красные водоросли: порфира.

 

Базисный уровень: 
Давать определение термину: «низшие растения» Р
Распознавать водоросли различных отделов Ч-п, П
Распознавать и описывать внешнее строение водорослей Ч-п, П
Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека П
Сравнивать по заданным критериям одноклеточные и многоклеточные водоросли П
Продвинутый уровень:
Работа с дополнительной литературой – написание реферативных работ П, Т
-, ^, * 

Таблицы, рисунки на страницах учебника, лабораторное оборудование, гербарный материал

22

Высшие споровые растения. Мхи
Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Дата проведения:  

15.02
Д.з §39, , задание 3 на с.21 в рабочей тетради №2. 

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №15 «Изучение внешнего строения мхов», лабораторной работы №16 «Распознавание растений отдела Моховидные», лабораторной работы №10.4 «Выявление приспособлений у растений к среде обитания», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 2 – с.21), задания со свободным ответом по выбору учителя

Основные признаки мхов. Споровые, высшие растения
Изменения в строении растений в связи с выходом на сушу.
Роль в природе и жизни человека.
*Классификация мхов
Гаметофит.
Печеночники

 

Базисный уровень: 
Давать определение термину «высшие растения» Р
Распознавать и описывать
строение мхов, растения отдела Мохообразные
Ч-п, П
Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу П
Объяснять роль мхов в природе и жизни человека,
происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей
П
-, ^, ¦, * 

Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал

23

Папоротники
Тип урока: Комбинированный урок
Дата проведения 

22.02
Д.з §40 

Проблемное изложение, частично-исследовательская

Проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы № 17«Изучение внешнего строения папоротников», лабораторной работы №18 «Распознавание растений отдела Папоротникообразные», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.22), задание со свободным ответом по выбору учителя

Основные признаки папоротников.
Многообразие папоротников.
Значение в природе и жизни человека.
*Плауновидные, хвощи.

 

Базисный уровень: 
Давать определение термину «высшие растения» Р
Распознавать и описывать строение папоротников Ч-п, П
Выделять общие черты строения высших споровых растений П
Объяснять роль папоротников в природе и жизни человека П
^, -, * 

Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1)

24

Голосеменные
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Дата проведения:  

01.03
Д.з §41, задание4 на с.25 в рабочей тетради №2 

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №19 «Изучение внешнего строения и многообразия голосеменных растений», лабораторной работы №20 «Распознавание растений отдела Голосеменные», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 2 – с.24; 3 – с.25), с учебником (в.4 - с.156), задание со свободным ответом по выбору учителя

Голосеменные растения
Особенности строения голосеменных растений: появление семян, развитие корневой системы.
Значение голосеменных растений.
Разнообразие голосеменных: хвойные растения (сосна, ель).
*Фитонциды
.
Хвойные растения: лиственница, можжевельник. Жизненные формы: деревья, кустарники, лианы.

 

Базисный уровень: 
Давать определение термину «голосеменные растения» Р, П
Распознавать растения отдела Голосеменные растения Ч-п, П
Описывать процесс размножения сосны П
Распознавать и описывать строение хвои и шишек наиболее распространённых голосеменных растений П
Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги П
-, ^, ¦, * 

Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1)

25

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Дата проведения 

15.03
Д.з §42, задание3 на с.27 в рабочей тетради №2. 

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №21 «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений», лабораторной работы №22 «Распознавание растений отдела Покрытосеменные растения», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 2 – с.27; 4 – с.28); задание со свободным ответом по выбору учителя

Особенности строения покрытосеменных растений.
Органы цветкового растения.
Жизненные формы.
*Однолетние и многолетние растения

 

Базисный уровень: 
Давать определение термину«покрытосеменные растения» Р
Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения П
Распознавать и описывать строение цветковые растения Ч-п, П
Сравнивать по заданным критериям, используя данные информационной таблицы

  • покрытосеменные и голосеменные растения П 
  • однодольные и двудольные растения П 

Продвинутый уровень:
Распознавать и описывать деревья, кустарниковые формы растений Ч-п, П
Выделять особенности строения деревьев и кустарников П
-, ^, ¦ 

Таблицы, фотографии, гербарный материал, живые объекты, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1)

26

Класс Двудольные. Сравнительная характеристика семейств
Тип урока: Комбинированный урок
Дата проведения:  

22.03
Д.з §43, задание1,2 на с.28, 30 в рабочей тетради №2. 

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №23 «Определение принадлежности растений к классу Двудольные», лабораторной работы №24 «Распознавание наиболее распространённых растений класса Двудольные Красноярского края», работы с учебником (в.2 - с.167)

Признаки класса двудольные
Значение растений основных семейств
 класса двудольные.
Сельскохозяйственные растения: овощные плодово-ягодные, масличные, кормовые культуры.
Лекарственные растения.
*Признаки семейств: строение цветка, тип соцветия, тип плодов

 

Базисный уровень: 
Распознавать наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Двудольные Ч-п, П
Определять принадлежность растений к классу Двудольные Ч-п, П
Продвинутый уровень:
*Создание электронного гербария Т
-, ^, *, ¦, > 

Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений различных семейств класса Двудольные, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»

27

Класс Однодольные. Сравнительная характеристика семейств класса Однодольные
Тип урок: Комбинированный урок
Дата проведения:  

29.03
Д.з §44, задание1,2 на с.31-32 в рабочей тетради №2 

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №25 «Определение принадлежности растений к классу Однодольные»; лабораторной работы №26 «Распознавание наиболее распространённых однодольных растений Красноярского края»; работы с учебником (в.1 - с.171), задание со свободным ответом по выбору учителя

Признаки строения растений семейства злаки и лилейные.
Редкие и охраняемые
 растения семейства лилейные.
Сельскохозяйственные растения: зерновые, кормовые культуры.
Лекарственные и декоративные растения.
*Семейство Луковые

Проверочная работа №8 по теме «Покрытосеменные растения»( тест в формате ЕГЭ, часть А)

Базисный уровень: 
Распознавать растения семейств: лилейные, злаки П
Определять принадлежность растений к классу Однодольные Ч-п, П
Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений П
Доказывать принадлежность лилейных растений и злаков к классу однодольных П
Продвинутый уровень:
*Создание электронного гербария Т
-, ^, *, ¦, > 

 

ТЕМА 5. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (2часа)
Цель: создать условия для понимания учащимися закономерностей эволюционного преобразования и усложнения растительного мира на планете, процессов происхождения культурных растений.

28

Понятие об эволюции растительного мира
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Дата проведения:  

05.04
Д.з §45, §46 

Проблемное изложение материала

Проблемная беседа, организация и проведение работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.35), с учебником (в.1 - с.179)

Понятие об эволюции растительного мира как процессе усложнения растений и растительного мира.
Приспособления к условиям существования.
*Палеоботаника. Риниофиты. Реликтовые растения

 

Базисный уровень: 
Называть основные этапы эволюции растительного мира Р
Выявлять основные признаки, необходимые для существования растений на суше П
Объяснять процессы жизнедеятельности основных отделов растений П
-, ^, *, ¦, > 

Таблицы, фотографии, гербарный материал, живые объекты, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1)

29

Многообразие и происхождение культурных растений
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Дата проведения:  

12.04
Д.з §47-48 

Проблемное изложение материала, частично-исследовательская

Проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы №27 «Распознавание важнейших сельскохозяйственных растений»; работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.37), с учебником (в.2 - с.183; в.3 – с.186)

Дикорастущие и культурные растения.
Многообразие и происхождение культурных растений.
Центры происхождения культурных растений.
*Сельское хозяйство. Условия выращивания важнейших сельскохозяйственных растений, связанные с их происхождением

 

Базисный уровень: 
Приводить примеры дикорастущих и культурных растений Р
Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения П
Называть центры происхождения культурных растений Р, П
Описывать происхождение и значение растения на выбор П
Объяснять способы расселения культурных растений П
Продвинутый уровень:
*Создание электронного гербария Т
-, ^, *, ¦, > 

Таблицы, фотографии, гербарный материал, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»

ТЕМА 6. БАКТЕРИИ (2 часа)
Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения бактериальной клетки, отличительных особенностей строения  бактерий, их значения в природе и жизни человека.

30

Общая характеристика бактерий
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Дата проведения 

19.04
Д.з §49-50 

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, беседа, организация и проведение работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.39), с учебником (в.1 - с.190; в.1-3 – с.193)

Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения.
Питание, размножение, образование спор.
*Паразиты и Сапротрофы.
Аэробы и анаэробы

 

Базисный уровень: 
Распознавать и описывать строение бактериальной клетки П
Выделять особенности бактерий П
Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки П
Объяснять, что бактерии живые организмы П
^, -, ¦ 

Таблицы, модель бактериальной клетки, рисунки на стр. учебника.

31

Многообразие и значение бактерий
Тип урока: Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Дата проведения:  

26.04
Д.з §51, задание 3 на с.41 в рабочей тетради №2 

Проблемное изложение, частично репродуктивная

Проблемная беседа, организация и проведение работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задания 2 – с.40; 1 – с.41), с учебником (в.1-3 - с.195); задание со свободным ответом по выбору учителя, создание рефератов и проектов по изучаемой теме

Значение бактерий в природе и жизни человека
Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочнокислые, болезнетворные бактерии.

 

Базисный уровень: 
Приводить примеры положительного и отрицательного значения бактерий Р, П
Объяснять роль бактерий П
Продвинутый уровень: 
Создание электронного проекта по изучаемой теме Т
^, ¦, *, - 

Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. Образовательный комплекс (электронное учебное издание)

ТЕМА 7. ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ (3 часа)
Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения и жизнедеятельности лишайников и грибов, их значения в природе и жизни человека; для формирования бережного отношения к природе. 

32

Общая характеристика грибов
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Дата проведения 

03.05
Д.з §52, задание 4 на с.44 в рабочей тетради №2. 

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №28 «Строение плесневых грибов»,  ; с печатной основой (Задания 1 – с.43; 3 – с.43), с учебником (работы с рабочей тетрадью №2 вопросы в конце §52)

Признаки царства грибов.
Строение грибов: грибница, плодовое тело.
Разнообразие грибов по способу питания.
Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор и пеницилл; дрожжи.
*Микология.
Открытие антибиотиков и их использование

 

Базисный уровень: 
Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека Р, П
Распознавать и описывать строение плесневых грибов Ч-п, П
Сравнивать грибы с растениями и животными П
Продвинутый уровень: 
*Создание электронного гербария Т
*
Работа с дополнительной литературой – написание реферативных работ Т
-, ^, * 

Таблица, микроскопы, лаб. оборудование

33

Многообразие и значение грибов
Тип урока: Комбинированный урок
Дата проведения 

10.05
Д.з §53 

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №29 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задания 1 – с.44; 2 – с.45), с учебником (в.1-3 – с.204)

Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза.
Шляпочные
 грибы (съедобные и ядовитые), наиболее часто встречающиеся в Красноярском крае.

 

Базисный уровень: 
Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в Красноярском крае Р
Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы П
Объяснять роль многоклеточных грибов в природе П
Продвинутый уровень: 
*Продолжение работы по созданию электронного гербария Т
-, ^, ¦, * 

Таблицы, муляжи шляпочных грибов, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»

34

*Лишайники
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Дата проведения:  

17.05
Д.з §54 

Проблемное изложение материала;

исследовательская

Проблемная беседа, организация и проведение работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задания 1-2 – с.46), с учебником (в.3 - с.207)

Лишайники - симбиоз гриба и водорослей
Условия жизни.
Значение
Питание, размножение
*Формы лишайников:
кустистые, листовые, накипные.

Практическая работа №1 «Исследование чистоты воздуха по наличию лишайников»

Проверочная работа №9 по теме «Бактерии.  Грибы.  Лишайники»

Базисный уровень: 
*Давать определение термину симбиоз Р
Распознавать и описывать строение лишайника П
Объяснять возможность роста лишайников в бесплодных местах П
*Определять формы лишайников своей местности Ч-п, П
^, -, ¦

Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал

ТЕМА 8. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (1 час)
Цель: создать условия для знакомства учащихся с растительными сообществами; с особенностями взаимосвязи растений в различных сообществах; для понимания основной роли растений в круговороте веществ. 

35

Жизнь растений в природе. Многообразие природных сообществ
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Дата проведения 

24.05
Д.з §55, §56 

 Исследовательская

Организация и проведение экскурсии

Фитоценоз
Естественные природные сообщества: лес, степь.
Роль растений в круговороте веществ.
*Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.

Экскурсия №1 «Многообразие природных сообществ»

Экскурсия №1 «Многообразие природных сообществ»

Базисный уровень: 
Называть основные типы природных сообществ Р,
Приводить примеры естественных сообществ
Описывать видовой состав природных сообществ
Объяснять, почему растения считаются основой круговорота веществ П
Продвинутый уровень:
*Создание презентаций «Растительные сообщества. Ярусность» Т
^, *, ¦, - 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...