Урок. Тема: «ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код».
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Пономаренко Виктория Анатольевна

Цель урока: закрепить  знания  о строении  ДНК  и РНК, изучить понятие ген, генетический код, его свойства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_obshchey_biologii_dlya_publikatsii.doc35 КБ
Файл dnk.pptx540.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по общей биологии.

Тема: «ДНК – носитель наследственной информации.

Генетический код».

Цель урока: закрепить  знания  о строении  ДНК  и РНК, изучить понятие ген, генетический код, его свойства.

Оборудование: таблица “Строение животной клетки”, “Белки”, модель ДНК, мультимедийная установка,  презентация в Power Point.

Ход урока

1.   Орг. момент ……………………………………………………………………1-2 мин.

2.   Основная  часть: …………………………………………………………….... 30 мин.

2.1 Повторение раннее изученного: ………………………………………….…. 12 мин

2.2 Изучение нового материала: ……………………………….…………………18 мин

3.   Закрепление …………………………………………………………………….8 мин

2.1. Повторение ранее изученного

Вопросы к ученикам:

  1. Что такое белки?
  2. Что является мономерами всех природных белков? (20 аминокислот).
  3. Вспомните, какие функции выполняют белки? (Назовите особенности строения нуклеиновых кислот) 
  4. Вспомните, где содержатся молекулы ДНК в клетках растений и животных?
  5. Что такое комплементарность?
  6. Назовите виды РНК.

2.2. Изучение нового материала

Все свойства любого организма определяются его белковым составом. Причем структура каждого белка определяется последовательностью аминокислотных остатков. Следовательно, в итоге наследственная информация, которая передается из поколения в поколение, должна содержать сведения о первичной структуре белков.

Генетическая информация – это информация о строении всех белков организма заключенная в молекулах ДНК.

Ген – это участок молекулы ДНК, кодирующий первичную структуру одной полипептидной цепи. В ДНК заложена информация о первичной структуре белка.

Генетический код – набор сочетаний трех нуклеотидов, кодирующих 20 типов аминокислот, входящих в состав белков.

Свойства генетического кода:

  • Код триплетен. Каждой АК (аминокислоте) соответствует участок цепи ДНК, и соответственно, и-РНК из трех рядом стоящих нуклеотидов. В настоящее время генетический код полностью расшифрован и составлена карта, то есть известно, какие триплеты соответствуют той или иной аминокислоте из 20, входящих в состав белков.
  • Код однозначен. Каждый кодон шифрует только одну АК.
  • Код избыточен (специфичен). Это означает, что каждая АК шифруется более чем одним кодоном (за исключением метионина и триптофана). ДНК состоит из 4 разных видов нуклеотидов, а наименьшей структурной единицей гена является триплет нуклеотидов. Поэтому число возможных комбинаций равно 43 = 64. Разных же аминокислот только 20. Таким образом, различных триплетов нуклеотидов с избытком хватает для кодирования всех аминокислот.
  • Код не перекрывается. Любой нуклеотид может входить в состав только одного триплета.
  • Между генами имеются “знаки препинания”. Из 64 триплетов –У-А-А, У-А-Г, У-Г-А не кодируют АК (рассмотреть в учебнике таблицу генетического кода). Эти триплеты – сигналы окончания синтеза полипептидной цепи. Необходимость в наличии данных триплетов объясняется тем, что в ряде случаев на и-РНК осуществляется синтез нескольких полипептидных цепей, и для отделения их друг от друга используются эти триплеты.
  • Код универсален. Генетический код един для всех живущих на Земле живых организмов.

3. Закрепление:

Выполнение упражнений по рабочей тетради. (Рабочая тетрадь к учебникам Захарова В.Б., Сухова Т.С. и др.)

Домашнее задание. § 2.10 с. 73–75, учебника В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой 10 класс «Биология. Общая биология», конспект урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код»

Слайд 2

Структурная Каталитическая (Б-ферменты) Регуляторная (Б-гормоны) Сократительная Транспортная Защитная Запасная Энергетическая Ф У Н К Ц И И Б Е Л К А

Слайд 3

Строение НК РНК ________________________________ ДНК Азотистое основание (А, Г, Ц, У) Остаток ФК Углевод – рибоза Азотистое Основание (А, Г, Ц, Т) Углевод – дезоксирибоза Остаток ФК

Слайд 4

В хромосомах ядра

Слайд 5

Комплементарность - пространственная взаимодополняемость молекул или их частей, приводящая к образованию водородных связей. Комплементарные структуры подходят друг к другу как «ключ с замком» (А+Т)+(Г+Ц)=100%

Слайд 6

Генетическая информация – это информация о строении всех белков организма заключенная в молекулах ДНК 1 ген = 1 молекула белка

Слайд 7

Виды РНК В клетке имеется несколько видов РНК. Все они участвуют в синтезе белка. Транспортные РНК (т-РНК) - это самые маленькие по размерам РНК. Они связывают АК и транспортируют их к месту синтеза белка. Информационные РНК (и-РНК) - они в 10 раз больше тРНК. Их функция состоит в переносе информации о структуре белка от ДНК к месту синтеза белка. Рибосомные РНК (р-РНК) - имеют наибольшие размеры молекулы, входят в состав рибосом.

Слайд 8

Ген – это участок молекулы ДНК, кодирующий первичную структуру одной полипептидной цепи Генетический код – набор сочетаний трех нуклеотидов, кодирующих 20 типов аминокислот, входящих в состав белков.

Слайд 9

Одна аминокислота закодирована тремя нуклеотидами (один кодон). АЦТ АГЦ ГАТ Триплет, кодон ген АК1 АК2 АК3 белок Свойства генетического кода: Код триплетен . Каждой АК соответствует участок цепи ДНК, и соответственно, и-РНК из трех рядом стоящих нуклеотидов.

Слайд 10

Код однозначен . Каждый кодон шифрует только одну АК. Код избыточен . Это означает, что каждая АК шифруется более чем одним кодоном (за исключением метионина и триптофана). Код неперекрывающийся . Любой нуклеотид может входить в состав только одного триплета. Между генами имеются «знаки препинания» (полярность). Из 64 триплетов –У-А-А, У-А-Г, У-Г-А не кодируют АК. Код универсален . Генетический код един для всех живущих на Земле живых организмов.

Слайд 11

Домашнее задание Конспект урока Подготовить сообщение: «Генетический код».

Слайд 12

Решение задач 1) Пользуясь таблицей генетического кода ДНК, определите, какие АК кодируются триплетами: ЦАТ, ТТТ, ГАТ. 2) Используя таблицу генетического кода, нарисуйте участок ДНК, в котором закодирована информация о следующей последовательности аминокислот в белке: - аланин – аргинин – валин – глицин – лизин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии по теме "Реализация наследственной информации в клетке. Генетический код".

Представляю конспект урока с приложениями по теме "Реализация наследственной информации в клетке. Генетический код"...

урок информатки 5 класс "Хранение информации . Носители информации"

Урок изучения новых знаний. Урок с использованием системно-деятельностного подхода. На уроке используется презентация, ребята самостоятельно работая с учебником, заполняют кластер....

Открытый урок «ДНК – носитель наследственной информации»

Открытый урок с приложениями, по биологии для обучающихся...

Урок на тему: "Эволюция носителей информации"

Информатика. 5 класс.Целью урока является познакомить учащихся с различными носителями информации. Основными задачами урока являются Закрепить знаний учащихся о хранении информации, Сформировать предс...

План урока биологии по теме:" Реализация наследственной информации в клетке"

Предназначен для учителей, работающих по учебникуВ.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Общая биология. Базовый уровень....

"Хранение информации и её носители. Запись информации на носители"

Презентация к учебному занятию по дисциплине "Информатика"...