Урок. Тема: «ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код».
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
Цель урока: закрепить знания о строении ДНК и РНК, изучить понятие ген, генетический код, его свойства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_obshchey_biologii_dlya_publikatsii.doc | 35 КБ |
dnk.pptx | 540.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по общей биологии.
Тема: «ДНК – носитель наследственной информации.
Генетический код».
Цель урока: закрепить знания о строении ДНК и РНК, изучить понятие ген, генетический код, его свойства.
Оборудование: таблица “Строение животной клетки”, “Белки”, модель ДНК, мультимедийная установка, презентация в Power Point.
Ход урока
1. Орг. момент ……………………………………………………………………1-2 мин.
2. Основная часть: …………………………………………………………….... 30 мин.
2.1 Повторение раннее изученного: ………………………………………….…. 12 мин
2.2 Изучение нового материала: ……………………………….…………………18 мин
3. Закрепление …………………………………………………………………….8 мин
2.1. Повторение ранее изученного
Вопросы к ученикам:
- Что такое белки?
- Что является мономерами всех природных белков? (20 аминокислот).
- Вспомните, какие функции выполняют белки? (Назовите особенности строения нуклеиновых кислот)
- Вспомните, где содержатся молекулы ДНК в клетках растений и животных?
- Что такое комплементарность?
- Назовите виды РНК.
2.2. Изучение нового материала
Все свойства любого организма определяются его белковым составом. Причем структура каждого белка определяется последовательностью аминокислотных остатков. Следовательно, в итоге наследственная информация, которая передается из поколения в поколение, должна содержать сведения о первичной структуре белков.
Генетическая информация – это информация о строении всех белков организма заключенная в молекулах ДНК.
Ген – это участок молекулы ДНК, кодирующий первичную структуру одной полипептидной цепи. В ДНК заложена информация о первичной структуре белка.
Генетический код – набор сочетаний трех нуклеотидов, кодирующих 20 типов аминокислот, входящих в состав белков.
Свойства генетического кода:
- Код триплетен. Каждой АК (аминокислоте) соответствует участок цепи ДНК, и соответственно, и-РНК из трех рядом стоящих нуклеотидов. В настоящее время генетический код полностью расшифрован и составлена карта, то есть известно, какие триплеты соответствуют той или иной аминокислоте из 20, входящих в состав белков.
- Код однозначен. Каждый кодон шифрует только одну АК.
- Код избыточен (специфичен). Это означает, что каждая АК шифруется более чем одним кодоном (за исключением метионина и триптофана). ДНК состоит из 4 разных видов нуклеотидов, а наименьшей структурной единицей гена является триплет нуклеотидов. Поэтому число возможных комбинаций равно 43 = 64. Разных же аминокислот только 20. Таким образом, различных триплетов нуклеотидов с избытком хватает для кодирования всех аминокислот.
- Код не перекрывается. Любой нуклеотид может входить в состав только одного триплета.
- Между генами имеются “знаки препинания”. Из 64 триплетов –У-А-А, У-А-Г, У-Г-А не кодируют АК (рассмотреть в учебнике таблицу генетического кода). Эти триплеты – сигналы окончания синтеза полипептидной цепи. Необходимость в наличии данных триплетов объясняется тем, что в ряде случаев на и-РНК осуществляется синтез нескольких полипептидных цепей, и для отделения их друг от друга используются эти триплеты.
- Код универсален. Генетический код един для всех живущих на Земле живых организмов.
3. Закрепление:
Выполнение упражнений по рабочей тетради. (Рабочая тетрадь к учебникам Захарова В.Б., Сухова Т.С. и др.)
Домашнее задание. § 2.10 с. 73–75, учебника В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой 10 класс «Биология. Общая биология», конспект урока.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Структурная Каталитическая (Б-ферменты) Регуляторная (Б-гормоны) Сократительная Транспортная Защитная Запасная Энергетическая Ф У Н К Ц И И Б Е Л К А
Строение НК РНК ________________________________ ДНК Азотистое основание (А, Г, Ц, У) Остаток ФК Углевод – рибоза Азотистое Основание (А, Г, Ц, Т) Углевод – дезоксирибоза Остаток ФК
В хромосомах ядра
Комплементарность - пространственная взаимодополняемость молекул или их частей, приводящая к образованию водородных связей. Комплементарные структуры подходят друг к другу как «ключ с замком» (А+Т)+(Г+Ц)=100%
Генетическая информация – это информация о строении всех белков организма заключенная в молекулах ДНК 1 ген = 1 молекула белка
Виды РНК В клетке имеется несколько видов РНК. Все они участвуют в синтезе белка. Транспортные РНК (т-РНК) - это самые маленькие по размерам РНК. Они связывают АК и транспортируют их к месту синтеза белка. Информационные РНК (и-РНК) - они в 10 раз больше тРНК. Их функция состоит в переносе информации о структуре белка от ДНК к месту синтеза белка. Рибосомные РНК (р-РНК) - имеют наибольшие размеры молекулы, входят в состав рибосом.
Ген – это участок молекулы ДНК, кодирующий первичную структуру одной полипептидной цепи Генетический код – набор сочетаний трех нуклеотидов, кодирующих 20 типов аминокислот, входящих в состав белков.
Одна аминокислота закодирована тремя нуклеотидами (один кодон). АЦТ АГЦ ГАТ Триплет, кодон ген АК1 АК2 АК3 белок Свойства генетического кода: Код триплетен . Каждой АК соответствует участок цепи ДНК, и соответственно, и-РНК из трех рядом стоящих нуклеотидов.
Код однозначен . Каждый кодон шифрует только одну АК. Код избыточен . Это означает, что каждая АК шифруется более чем одним кодоном (за исключением метионина и триптофана). Код неперекрывающийся . Любой нуклеотид может входить в состав только одного триплета. Между генами имеются «знаки препинания» (полярность). Из 64 триплетов –У-А-А, У-А-Г, У-Г-А не кодируют АК. Код универсален . Генетический код един для всех живущих на Земле живых организмов.
Домашнее задание Конспект урока Подготовить сообщение: «Генетический код».
Решение задач 1) Пользуясь таблицей генетического кода ДНК, определите, какие АК кодируются триплетами: ЦАТ, ТТТ, ГАТ. 2) Используя таблицу генетического кода, нарисуйте участок ДНК, в котором закодирована информация о следующей последовательности аминокислот в белке: - аланин – аргинин – валин – глицин – лизин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии по теме "Реализация наследственной информации в клетке. Генетический код".
Представляю конспект урока с приложениями по теме "Реализация наследственной информации в клетке. Генетический код"...
урок информатки 5 класс "Хранение информации . Носители информации"
Урок изучения новых знаний. Урок с использованием системно-деятельностного подхода. На уроке используется презентация, ребята самостоятельно работая с учебником, заполняют кластер....
Открытый урок «ДНК – носитель наследственной информации»
Открытый урок с приложениями, по биологии для обучающихся...
Урок на тему: "Эволюция носителей информации"
Информатика. 5 класс.Целью урока является познакомить учащихся с различными носителями информации. Основными задачами урока являются Закрепить знаний учащихся о хранении информации, Сформировать предс...
План урока биологии по теме:" Реализация наследственной информации в клетке"
Предназначен для учителей, работающих по учебникуВ.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Общая биология. Базовый уровень....
"Хранение информации и её носители. Запись информации на носители"
Презентация к учебному занятию по дисциплине "Информатика"...