Открытый урок «ДНК – носитель наследственной информации»
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
Открытый урок с приложениями, по биологии для обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок. | 134 КБ |
Вопросы к кроссворду | 11.42 КБ |
Презентация. | 974.53 КБ |
Бонус. | 102.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
открытого урока
по теме
«ДНК – носитель наследственной информации»
Подготовила:
преподаватель спецдисциплин
Бурханова Уралия Радмировна
Уфа – 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Технологическая карта урока «ДНК – носитель наследственной информации»
Список литературы ……………………………………………………………...13
Ведомость учета работы студентов на уроке
Аннотация
Методическая разработка открытого урока по теме «ДНК – носитель наследственной информации» разработана для проведения комбинированного урока со студентами, изучающими дисциплину «Биология».
Как передаётся информация внутри живых существ? Как от одного поколения в другое передается информация о зарождении именно зелёной лягушки, а не красного жасмина? Как и где она хранится? На чём она «путешествует»? Ответ известен: эта удивительная «информационная молекула» называется ДНК. Эта информация, «путешествующая» в молекуле ДНК от матери и отца к их потомству, является «инструкцией», которая позволяет механизму в оплодотворенной клетке строить новый живой организм.
Дисциплина по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» в ГАОУ СПО УКПЭД изучается на 1 и 2 году обучения количестве 147 часа.
В процессе проведения урока предусматривается изучение молекулы ДНК.
Методическая разработка представляет интерес для преподавателей СПО при проведении урока по теме «ДНК – носитель наследственной информации».
Согласовано председатель ПЦК ___________ Платонова М.Г. | Утверждаю Зам. директора по УР ____________ Г.А.Алмаева |
Дата:
Место проведения:
№ группы:
Дисциплина: Биология
Тема раздела: Учение о клетке
Тема урока: ДНК – носитель наследственной информации
Тип урока: Комбинированный
Вид урока: Урок с групповыми формами работы
Педагогические цели урока:
- Обучающий аспект:
- углубить и расширить знания обучающихся по теме ДНК – носитель наследственной информации;
2. Воспитывающий аспект:
- умение убеждать и отстаивать свою точку зрения;
- ответственность, принципиальность, аккуратность, точность,
самостоятельность;
- овладение навыками самоанализа;
- совершенствование навыков работы в команде.
3. Развивающий аспект:
- кругозор и предметную эрудицию;
- продуктивное мышление;
- профессиональные навыки по организации проведения
оценочной деятельности известными методами.
ПК 1.1. Проводить ландшафтный анализ и предпроектную оценку объекта озеленения.
ПК 1.2. Выполнять проектные чертежи объектов озеленения с использованием компьютерных программ.
ПК 1.3. Разрабатывать проектно-сметную документацию.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Формы организации работы: в малых группах.
Материально-техническое оснащение урока и дидактический материал:
Методико-дидактическое: инструкционные карты. Технические условия, оценочные листы, карточки-бонусы.
Материально - техническое: компьютер, мультимедийный проектор, экран, флешка с презентацией,
Общедидактические методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, сравнительный анализ.
Межпредметные связи:
Обеспечивающие дисциплины: «Биология».
Время проведения: 45 мин
Предварительная подготовка: Подобрать и подготовить оценочные листы и инструкционные карты для выполнения практической работы.
Технологическая карта урока «ДНК – носитель наследственной информации»
Этапы урока | Время | Методы обучения | Деятельность студентов | Деятельность преподавателя | Средства обучения |
Организационный | 2 минуты | Активное слушание, запись темы и цели урока в тетрадь | Приветствие, проверка явки, тема цель, задачи урока | ||
Освоение нового материала | 8 минут | Презентация нового материала с элементами беседы | Активное слушание, ответы на вопросы преподавателя | Сообщение нового материала, постановка проблемы, управление дискуссией | Карточки с заданиями, схема, компьютерная презентация к уроку |
Контроль усвоения нового учебного материала | 4 минуты | Устный опрос | Ответы на вопросы преподавателя, получение «бонусов» | Проведение опроса, корректировка ответов. | Перечень вопросов |
Эрудиция | 7 минут | Самостоятельная работа в группах | Отгадывают ответы на кроссворд | Проверка работы руководителей | кроссворд |
Контроль правильности выполнения практического задания | 8 минут | Сопоставить правильные ответы | Формулирование выводов по результатам работы. | Обобщающее слово педагога. | Руководство к выполнению задания, сравнительная таблица, критерии оценки, лист оценки |
Подведение итогов | 3 минуты | Оценка, самооценка. | Руководители экспертных групп выставляют оценки. активное слушание (если сообщаем оценки). | Подсчет «бонусов» и оценивание результатов ответов. Обобщение итогов уроков. | Оценочный лист |
Рефлексия | 5 минут | Мишень | |||
Заключительное слово преподавателя | 1 минута | Монолог | Слушают | Слова благодарности студентам. |
- Организационный этап:
- адаптация обучающихся к уроку;
- сообщение темы и цели урока.
Преподаватель: Здравствуйте, садитесь.
Тема урока «ДНК – носитель наследственной информации». На этом уроке вы узнаете о том, как устроена ДНК, как и где хранится «генетическая память», а также какую роль играют нуклеиновые кислоты в клетке.
Сегодняшний урок посвящен молекуле жизни. За открытие этой молекулы была вручена нобелевская премия. И оказалась, что суть нашей жизни предельна проста. Это две ниточки заплетенные в спираль, и в этих двух ниточках вся информация о нас с момента рождения до момента смерти. Там запрограммированы причина нашей смерти, там запрограммированы наши предрасположенности и сегодня мы можем сделать анализ этой нашей молекулы жизни молекулы ДНК или генома человека. Что такое ДНК?
Определение ДНК (Слайд 5)
Нуклеиновые кислоты представляют собой высокомолекулярные линейные полимеры. Так как содержание нуклеиновых кислот больше всего в ядре, то они получили свое название от латинского слова nucleus («ядро», лат.). Впрочем, нуклеиновые кислоты содержатся не только в ядре, где, безусловно, их больше всего, но и в хлоропластах и митохондриях (рис. 1). (Слайд 6)
Сахар, входящий в состав нуклеотида, представляет собой пентозу, то есть он является пятиуглеродным сахаром. В зависимости от вида пентозы (дезоксирибоза или рибоза) различают молекулы ДНК и РНК (Слайд 7)
Азотистые основания. Во всех типах нуклеиновых кислот: ДНК или РНК, содержатся основания четырех разных видов. В ДНК: аденин (А), гуанин (Г), цитозин (Ц) и тимин (Т). В РНК вместо тимина (Т) урацил (У) (Слайд 8)
Обучающиеся: Итак, нуклеиновые кислоты – это биополимеры, которые состоят из мономеров – нуклеотидов. В состав нуклеотидов входят три основные части, а именно пятиуглеродныйсахар – пентоза, азотистые основания и остаток фосфорной кислоты. В зависимости от природы пентозы различают ДНК и РНК.
В состав ДНК входят аденин, цитозин, гуанин и тимин.
В состав РНК входят аденин, цитозин, гуанин, урацил.
Объединение нуклеотидов в нуклеиновую кислоту идет за счёт образования фосфодиэфирных мостиков, или фосфодиэфирной связи. (Слайд 9)
Обучающийся: В 1953 году Джеймс Уотсон и Френсис Крик предложили пространственную модель структуры ДНК
Лауреаты Нобелевской премии «за создание пространственной модели ДНК» (Слайд 11)
Но первооткрывателями нуклеиновых кислот был Фридрих Иоганн Мишер швейцарский ученый, который работал в Германии.
В 1869 году Мишер занимался изучением животных клеток – лейкоцитов. Для получения лейкоцитов он использовал гнойные повязки, которые ему доставлялись из больниц. Он брал гной, отмывал лейкоциты и выделял из них белок.
В процессе исследований Мишеру удалось установить, что кроме белков, в лейкоцитах содержится ещё какое-то неизвестное вещество.
Оно выделялось в виде нитевидного или хлопьевидного осадка при создании кислой среды. При добавлении щелочи этот осадок растворялся.
Исследуя препарат лейкоцитов под микроскопом, Мишер обнаружил, что в процессе отмывания лейкоцитов соляной кислотой от них остаются ядра. Он сделал вывод, что в ядрах имеется неизведанное вещество, то есть новое вещество, которое он назвал нуклеином, от слова nucleus – ядро.
Кроме этого, по данным химического анализа Мишер установил, что это новое вещество состоит из углерода, водорода, кислорода и фосфора. Фосфорорганических соединений в то время было известно очень мало, поэтому Мишер пришел к выводу, что открыл новый класс соединений в ядре.
Так в XIX веке стало известно о существовании нуклеиновых кислот, но тогда никто не мог предположить, какая огромная роль принадлежит нуклеиновым кислотам в сохранении разнообразия наследственных признаков организмов.
ЗАДАНИЕ №1 на закрепление
Сейчас несколько вопросов на закрепление. За каждый правильный ответ вы получите «бонус ДНК», который можно будет предъявить в конце урока для выставления дополнительной оценки. Целью является, удлинить молекулу ДНК!
Комментарий: Обучающиеся отвечают на вопросы для закрепления теоретического материала представленные на слайде.
1.Как расшифровывается ДНК?
ОТВЕТ: дезоксирибонуклеиновая кислота
2.Сколько хромосом в норме у человека?
ОТВЕТ : 46
3. Где находится молекула ДНК?
ОТВЕТ : в клетках эукариот (животных, растений и грибов) ДНК находится в ядре клетки в составе хромосом, а также в некоторых клеточных органоидах (митохондриях и хлоропластах).
4. Четыре вида азотистых оснований в ДНК?
ОТВЕТ: (аденин, гуанин, тимин и цитозин)
5. Кем была предложена структура двойной спирали ДНК в 1953 году?
ОТВЕТ: Френсисом Криком и Джеймсом Уотсоном
6. Почему одна нить ДНК красная, а другая синяя?
Одну нить человек получает от мамы, а другую – от папы. Подведем итоги: Первая команда заработала - баллов, вторая команда - баллов.
ЗАДАНИЕ №2 Кроссворд
У каждой команды партах лежат листки с кроссвордом. Нужно как можно скорее и верно ответить на вопросы, на выполнение этого задания 7 минут.
Комментарий: Обучающиеся выполняют работу, под музыку. По окончанию времени все сдают оценочные листы жюри.
А теперь команды обмениваются вариантами, и проверяют верно ли ответили. Внимание на слайд!
Команда I – ответила на __ вопросов
Команда II – ответила на __ вопросов
В итоге: команда I заработала __ баллов
команда II заработала __ баллов
ЗАДАНИЕ №3 Эстафета
Из подносов вынуть все детали и перемешать. Обучающиеся выстраиваются в цепочки с одной стороны. С другой стороны ставятся стулья с подносами. Одна команда собирает ДНК, а другая РНК. По сигналу первый участник каждой из команд бежит на поле со словами, находит своё слово, вставляет в свой поднос, после чего возвращается к команде и передает эстафету следующему игроку. Побеждает команда, быстрее всего собравшая свой поднос со словами. Характеристика ДНК и РНК.
Подводим итоги:
Заключительный этап:
Преподаватель: Наш урок подходит к завершению. Капитаны команд пройдите и соберите «бонусы», по результатам сделайте запись в сводной таблице.
Теперь подведем итоги.
Что нового вы узнали и чему научились сегодня на уроке? (Ответы обучающихся)
Объявление оценок.
Комментарий: преподаватель проверяет оценочные листы и объявляет оценки за работу на уроке и проводит активизацию обучающихся на рефлексию.
Спасибо за работу на уроке!
Список литературы:
Учебная литература:
1. Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н. Издательство «Просвещение» Москва 2011 год.
2. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Издательство «Дрофа»
Москва 2012 год.
3. Строение ДНК Аксянов Е.А., 2008 ФББ МГУ 1. A-, B-DNA 2. ... Электронный учебник
Интернет ресурсы:
http://www.azbukavkusa.ru/i/photo/p4/cheese/syr-chedder-duo_big.jpg
http://www.eda-life.ru/what_to_eat/457/
http://www.google.ru/imglandingq
http://www.top4man.ru/menthings/256/28485/
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/s/syr2.html
Ведомость учета работы студентов на уроке
Группа
Руководитель______________________________________________
№ | Фамилия Имя студента | Количество бонусов | Примечание |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. | |||
8. | |||
9. | |||
10. | |||
11. | |||
12. | |||
13. | |||
14. |
Предварительный просмотр:
1. РНК, образующиеся в ядре на ДНК, переходящие затем в цитоплазму клетки.
2. Самые крупные из молекул, образуемых живыми организмами.
3. Пятиуглеродный сахар.
4. Азотистое основание тимин, заменено в РНК на ... .
5. Одно из четырёх азотистых оснований
6. РНК, синтезирующиеся в ядрышке. Входят в состав рибосом, участвуют в формировании её активного центра.
7. Одна из типов нуклеиновых кислот, содержащих дезоксирибозу.
8. РНК, синтезирующаяся на участке одной из цепей молекулы ДНК и передающая информацию о структуре белка из ядра клеток к рибосомам.
9. Пары нуклеотидов, строго соответствующих друг другу.
10. Одна из типов нуклеиновых кислот, содержащих рибозу.
11. Мономеры нуклеиновых кислот.
12. Комбинация из трёх нуклеотидов.
13. Связь, возникающая между аденином и тимином.
14. Полимер, состоящий из одной цепочки, меньших размеров чем ДНК.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель работы Углубить и расширить знания обучающихся по теме «ДНК – носитель наследственной информации»
Задачи 1. Изучить строение ДНК. 2.Узнать где хранится « генетическая память » . 3. Какую роль играют нуклеиновые кислоты в клетке .
1. Определение ДНК
Нуклеиновые кислоты содержатся не только в ядре, но и в хлоропластах и митохондриях Рис. Органеллы , в которых содержится ДНК
В зависимости от вида пентозы ( дезоксирибоза или рибоза) различают молекулы ДНК и РНК Рис. Химический состав нуклеотидов
В ДНК: аденин (А), гуанин (Г), цитозин (Ц) и тимин (Т). В РНК вместо тимина (Т) урацил (У)
Итог: нуклеиновые кислоты – это биополимеры, которые состоят из мономеров – нуклеотидов. В состав нуклеотидов входят три основные части, а именно пятиуглеродныйсахар – пентоза , азотистые основания и остаток фосфорной кислоты . В зависимости от природы пентозы различают ДНК и РНК. В состав ДНК входят аденин , цитозин , гуанин и тимин . В состав РНК входят аденин , цитозин , гуанин, урацил .
История открытия нуклеиновых кислот
В 1953 году предложили пространственную модель структуры ДНК
Первооткрыватель нуклеиновых кислот
Как расшифровывается ДНК ? Сколько хромосом в норме у человека ? Где находится молекула ДНК ? Четыре вида азотистых оснований в ДНК ? Кем была предложена структура двойной спирали ДНК в 1953 году ? Почему одна нить ДНК красная, а другая синяя ?
Эстафета
Подведение итога:
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Представление информации" в 6 классе
Урок закрепление знаний на практике....
Методическая разработка открытого урока по теме "Преобразование информации путем рассуждений"
Оказывается не всегда правила преобразования информации четко формализованы. Очень часто человеку приходится проводить логические рассуждения, взвешивать различные варианты и делать некоторый выбор. П...
Открытый урок по теме "Сбор информации", 3 класс
Разработка открытого урока по информатике в 3 классе "Сбор информации" содержит : конспект урока, самоанализ урока, технологическая карта урока, презентация...
Открытый урок "Технология обработки текстовой информации"
Урок разработан по новой дисциплине "Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности". Урок-защита проектов студентов "Создание дидактического материала к урокам начальной школы"....
Открытый урок на тему Символьная информация в Turbo Pascal подготовила Ермакова Е.В. СОШ39
Открытый урок Символьная информация в Turbo Pascal. Урок содержит презентацию урока, презентацию решения задач и текстовый документ с задачами....
Урок. Тема: «ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код».
Цель урока: закрепить знания о строении ДНК и РНК, изучить понятие ген, генетический код, его свойства....
Презентация к открытому уроку с носителем языка "Знаете ли вы Великобританию"
Вопросы презентации к открытому уроку с носителем языка "Знаете ли вы Великобританию". Учащимся предлагается обсудить страну изучаемого языка и практикаться в устной речи...