Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №2 села Кривополянье Чаплыгинского муниципального района Липецкой области
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ
На заседании МО Заместитель директора Директор МБОУ СОШ №2
Протокол № 1 от по УВР МБОУ СОШ №2 с. Кривополянье
«15» августа 2014г. с. Кривополянье ______/Полякова Г.В./
Руководитель МО _______/ Зубков Г.Н./ Приказ № 83 от
________/Погонина Н.И./ «18» августа 2014 г. «18» августа 2014 г.
Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
6 класс
Разработана Анцуповой Верой Васильевной учителем биологии первой квалификационной категории
Рассмотрена на заседании педагогического совета
протокол №1 от
«18» августа 2014г.
2014 – 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основании Федерального государственного стандарта общего образования, федеральной Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для 6 класса общеобразовательных учреждений (курс «Биология», авторы Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Москва, «Вентана – Граф» 2010 г.).
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: биология – 35 часов и модуль биологического краеведения – 35 часа, всего - 2 часа в неделю.
Для изучения местной флоры и фауны, в том числе культурных растений, домашних и с/х животных, грибов, рекомендуется использовать 35 часа учебного времени из регионального компонента.
Курс биологии в 6 классе имеет комплексный характер и включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному - биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.
Содержание курса направленно на обеспечение эмоционально-целостного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как «результата» эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также навыков практической деятельности.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; о природе родного края;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Задачи
Обучения:
- привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний, через постоянное применение идеи «стимулирования занимательностью»
- создать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
обеспечить усвоение обучающимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и систематике растений, бактерий и грибов в соответствии со стандартом биологического образования
3.способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности
4.продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию у шестиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки
Развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников
-слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления,
воображения,
-эстетических эмоций,
-положительного отношения к учёбе,
-умения ставить цели
Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у шестиклассников ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать)
Ключевые компетенции
Предметно - информационные
- иметь представления о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности человека;
- Знать специфику экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
- Знать растительный мир Липецкой области, особенности его изменения под воздействием промышленного и сельскохозяйственного развития области;
- Знать основные методы осуществления природоохранной деятельности, применяемые в мире, стране, регионе, конкретной местности;
- Знать методы отбора достоверной и необходимой информации;
- Знать основные источники информации, обеспечивающие активное самообразование и саморазвитие.
Деятельностно - коммуникативные
- владеть основными методами разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций;
- демонстрировать ответственное поведение в школе, дома, в общественных местах;
- проявлять основные навыки самоорганизации в различных видах деятельности;
- владеть основными источниками информации об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
- участвовать в экологических акциях района, микрорайона, школы;
- ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении;
- владеть основными методами и способами отбора достоверной и необходимой информации о регионе;
- уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми.
Ценностно - ориентационные
- осознание необходимости защиты окружающей среды, сохранение биологического разнообразия на Земле;
- принятие тех норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирование собственного сознания и поведения;
- понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем;
- сознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными группами и индивидами;
- понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих отношение к себе, ближайшему окружению.
Опыт практической деятельности
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Формы и методы организации образовательного процесса
- технология проблемного обучения
- технология проектов
- технологии личностно – ориентированного обучения
Формы организации учебной деятельности: коллективная (урок, олимпиада, лабораторная работа, экскурсия), групповая, индивидуальная (консультации, собеседование, индивидуальные планы работы). Формы контроля: тестирование, проверочные работы.
Иформация об УМК
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Москва, «Вентана-Граф», 2010 год.
«Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2006 год.
Содержание рабочей программы
Содержание учебного предмета
Биология (35 часов).
1.Введение. Общее знакомство с растениями (2 ч).
Наука о растениях - ботаника. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.
Признаки растений. Основные органы растения. Семенные и споровые растения.
Лабораторные работы: 1. Знакомство с внешним строением цветкового растения.
2.Клеточное строение растений (4 ч).
Клетка - основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль с клеточным соком, включения. Жизнедеятельность клеток.
Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, покровные, основные, проводящие, механические.
Лабораторные работы: 2. Приготовление микропрепарата. Строение растительной клетки.
3.Органы цветковых растений (11 ч).
Внешнее и внутреннее строение семян. Строение семени двудольных и однодольных растений. Значение семян для растения как органа его размножения и распространения.
Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения; корневой чехлик.
Строение и значение побегов у растения. Почки вегетативные и генеративные.
Лист как боковой орган побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань. Устьица. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена.
Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внутреннее строение стебля.
Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок. Его строение и значение. Околоцветник. Чашечка. Венчик. Тычинки. Пестик. Соцветия. Биологическое значение соцветий.
Плод как орган размножения и расселения цветковых растений. Разнообразие плодов: сухие и сочные, односемянные и многосемянные.
Взаимосвязь органов растения как живого организма.
Лабораторные работы: 3. Изучение строения семени фасоли. 4. Строение корня у проростка тыквы. 5. Внешнее и внутреннее строение листа. 6. Внешнее и внутреннее строение стебля. 7. Внешнее строение корневища, клубня и луковицы. 8. Типы соцветий.
4.Основные процессы жизнедеятельности растений (5 ч).
Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Роль воды и корневых волосков. Удобрения: органические и минеральные.
Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла. Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Автотрофы и гетеротрофы.
Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.
Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.
Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении у растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений.
Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения.
Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.
5. Основные отделы царства растений. Историческое развитие растительного мира на Земле (7 ч).
Понятие о систематике растений. Царство растений, деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Вид - основная единица систематики растений.
Водоросли. Общая характеристика. Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей.
Отдел Мохообразные. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов.
Отдел Папоротникообразные. Общая характеристика. Размножение и развитие папоротников.
Отдел Голосеменные. Общая характеристика и многообразие как семенных растений. Семенное размножение хвойных на примере сосны.
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых на классы двудольных и однодольных растений.
Семейства двудольных растений. Семейства однодольных растений.
Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира.
Многообразие и происхождение культурных растений. Центры происхождения культурных растений.
6. Бактерии. Грибы. Лишайники (3 ч).
Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерий от клетки растения. Понятие о прокариотах и эукариотах. Разнообразие бактерий. Значение бактерий.
Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы - Грибы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Многообразие грибов. Понятие о микоризе.
Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников.
Лабораторная работа : 9. Изучение строения плесневых грибов.
7. Природные сообщества. (2 ч).
Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Многообразие природных сообществ: естественные и культурные.
Биологическое краеведение (35 часов).
Тема 1. Многообразие грибов и лишайников Липецкой области (7 ч).
Лишайники (3 ч).
Многообразие лишайников Липецкой области. Представители различных экологических групп лишайников: лишайники, растущие на деревьях и кустарниках (эпифитные); лишайники, растущие на обнаженной мертвой древесине (эпиксильные); лишайники, растущие на почве (эпигейные); лишайники, растущие на камнях (эпилитные). Представители морфологических групп лишайников: листоватые, кустистые, накипные. Значение лишайников в природных сообществах, их взаимоотношение с другими организмами. Значение лишайников для человека. Лишайники – биоиндикаторы чистоты воздуха. Лихеноиндикация: простейшие методики определения чистоты воздуха с помощью лишайников. Лишайники, занесенные в Красную книгу Липецкой области.
Практические работы:
№1. Определение принадлежности лишайников к морфологическим группам.
Экскурсия 1. Определение чистоты воздуха с использованием простейших методик лихеноиндикации.
Творческие задания
Подготовить тематическую презентацию в PowerPoint
Грибы (4 ч.)
Многообразие грибов Липецкой области. Представители различных экологических групп грибов (сапрофиты, паразиты, симбионты). Источники получения пищи грибами-сапрофитами (почва, подстилка, экскременты, мертвая древесина и др.). Грибы-паразиты плодово-ягодных, овощных и зерновых культур Липецкой области. Грибы-паразиты – разрушители древесины деревьев и кустарников. Грибы-паразиты, вызывающие болезни животных и человека. Защита растений от грибов-паразитов. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Грибы - микоризообразователи. Микориза. Наиболее распространенные виды шляпочных грибов Липецкой области. Признаки внешнего строения шляпочных грибов, используемые для определения: трубчатые, пластинчатые грибы; форма шляпки, форма края шляпки, прикрепление пластинок; частное и общее покрывало. Съедобные и ядовитые грибы. Виды-двойники. Первая помощь при отравлении грибами. Роль-грибов в природных сообществах. Правила сбора грибов. Грибы, занесенные в Красную книгу Липецкой области. Охрана грибов.
Демонстрации
Грибы – микоризообразователи.
Микориза на корнях древесных растений.
Съедобные и ядовитые грибы Липецкой области. Виды-двойники.
Грибы-паразиты растений, животных, человека.
Грибы-сапрофиты (сапротрофы).
Грибы, занесенные в Красную книгу Липецкой области.
Практические работы:
№2. Распознавание ключевых морфологических признаков грибов.
№3. Распознавание съедобных и ядовитых грибов, видов двойников
Тема 2. Многообразие дикорастущих растений Липецкой области (12 ч.)
Водоросли (1 ч.)
Основные группы водорослей пресноводных водоемов Липецкой области: диатомовые, зеленые, сине-зеленые, их основные морфологические отличия, используемые для визуального определения. Представители одноклеточных и многоклеточных водорослей. Водоросли на стволах деревьев, их морфологическое визуальное отличие от эпифитных мхов и лишайников. Почвенные водоросли. Роль водорослей в природных сообществах. Водоросли - индикаторы качества воды.
Демонстрации
Обрастания водорослями подводных предметов (камни, коряги, подводные части растений).
Обрастание коры деревьев водорослями-эпифитами.
Одноклеточные и многоклеточные представители водоемов Липецкой области
Представители диатомовых, зеленых, сине-зеленых водорослей, обитающие в водоемах Липецкой области.
Водоросли – биоиндикаторы чистоты воды.
Практические работы.
№4. Рассматривание представителей зеленых, диатомовых и сине-зеленых водорослей под микроскопом.
Мхи (1 ч.)
Слоевищные и листостебельные мхи Липецкой области. Места произрастания мхов. Роль мхов в природных сообществах. Значение мхов в жизни человека. Мхи Красной книги Липецкой области. Охрана мхов.
Демонстрации
Слоевищные мхи Липецкой области.
Листостебельные мхи Липецкой области.
Мужские и женские растения мхов.
Гаметофиты и спорофиты мхов.
Папоротники, хвощи и плауны (1 ч.)
Дикорастущие папоротники, хвощи и плауны Липецкой области. Местообитания, роль в природных сообществах, значение в жизни человека. Редкие и охраняемые виды Липецкой области. Ключевые морфологические признаки папоротников, хвощей, плаунов, используемые для определения.
Демонстрации
Многообразие папоротников Липецкой области.
Многообразие хвощей Липецкой области.
Многообразие плауновидных Липецкой области.
Голосеменные и покрытосеменные растения Липецкой области (7 ч.)
Многообразие дикорастущих видов деревьев, кустарников и кустарничков и трав Липецкой области. Хвойные и лиственные лесообразующие породы деревьев Липецкой области. Морфология, биология и экология деревьев, кустарников и кустарничков. Семейства двудольных растений: крестоцветные, розоцветные, бобовые, губоцветные, гвоздичные, лютиковые, сложноцветные, зонтичные и др. (одно – по усмотрению учителя, два – по выбору ученика). Семейства однодольных растений: злаковые, осоковые, лилейные, орхидные и др. (одно – по усмотрению учителя, одно – по выбору ученика).
Демонстрации
Многообразие видов деревьев, кустарников и кустарничков Липецкой области.
Голосеменные растения Липецкой области.
Многообразие семейств покрытосеменных растений Липецкой области.
Практические работы
№5-6. Определение семейств покрытосеменных растений. Распознавание наиболее распространенных видов дикорастущих трав.
Творческие задания
Цифровое фотографирование* растений своей местности и составление тематической фотогалереи (или презентации): «Знакомьтесь, это все клевера (колокольчики, васильки, …», «Малоизвестные, но интересные», «Как цветут наши кустарники», «Мои самые любимые деревья» и др.
* Примечание. Вместо цифрового фотографирования можно предложить ученику осуществить поиск изображений растений в Интернете или воспользоваться изображениями растений, размещенными в готовых электронных изданиях (учебниках, энциклопедиях, фотоколлекциях, др.)
Тема 3. Растения в жизни человека. Культурные растения Липецкой области (5 ч.)
Значение растений в жизни человека. Декоративные виды деревьев, кустарников и трав, используемые человеком в озеленении городов, поселков, приусадебных участков. Виды – интродуценты. Полевые, овощные и плодовые культуры, выращиваемые в Липецкой области. Сорные растения, меры борьбы с сорняками. Лекарственные и пищевые дикорастущие растения. Ядовитые растения. Меры профилактики отравления ядовитыми растениями.
Растения – индикаторы состояния окружающей среды. Экологические группы растений. Приспособленность трав к недостаточному и избыточному солнечному освещению, к различным условиям почвенного увлажнения, к недостатку питательных веществ в почве, к вытаптыванию.
Демонстрации
Полевые, овощные и плодовые культуры, выращиваемые в Липецкой области.
Ядовитые, сорные, лекарственные, пищевые растения.
Представители различных экологических групп растений
Растения – индикаторы.
Практические работы
№7. Распознавание ядовитых, лекарственных, дикорастущих съедобных растений.
Тема 4. Природные сообщества Липецкой области (4 ч.)
Многообразие природных сообществ Липецкой области. Травянистые растения леса, луга, водоема, болота. Значение деревьев, кустарников, кустарничков, трав в природных сообществах, их взаимоотношения с другими организмами.
Структура и флора природных сообществ. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах.
Творческие задания
Подготовить тематическую презентацию в PowerPoint
Тема 5. Охрана природы в Липецкой области (7 ч.)
Влияние деятельности человека на природу Липецкой области. Загрязнение окружающей среды. Сведение лесов. Усиление рекреационной нагрузки.
Особо охраняемые природные территории Липецкой области: заповедники, заказники, памятники природы. Галичья гора - биосферный государственный природный заповедник. ООПТ своего района. Красная книга Липецкой области. Охраняемые растения Липецкой области и своей местности. Причины уязвимости видов, занесенных в Красную книгу и меры охраны.
Демонстрации
Избражения растений Липецкой области, занесенных в Красную книгу России
Избражения животных Липецкой области, занесенных в Красную книгу России
Избражения охраняемых растений своей местности.
Избражения охраняемых животных своей местности.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; биосферы; растений и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
Программно – методическое обеспечение
- «Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2006 год.
- Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Симонова Л.В. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Методическое пособие». Москва, «Вентана-Граф», 2002 год.
- Природа и экология Липецкой области: учебное пособие. О.В. Созонтова, Н.Н. Долбилова. – Липецк: ИРО, 2006. – 206 с.
5. Красная книга Липецкой области. Растения, грибы, лишайники / Под ред. В.С. Новикова. — М.: КМК, 2005.
6. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. «Ботаника для учителя в двух частях». Москва, «Просвещение», 1996 год.
7.Богоявленская А.Е. «Активные формы и методы обучения биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Москва, «Просвещение», 1996 8.Смелова В.Г. «Игры на обобщающих уроках ботаники. Методическое пособие». Москва, «Чистые пруды», 2005 год.
9.Парфилова Л.Д. «Тематические игры по ботанике». Москва, «Сфера», 2002 год.
10.«Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Дидактические карточки». Москва, «ВЛАДОС», 2001 год.
11.Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии. 6 – 8 классы». Москва, «Дрофа», 1997 год.
Реймерс Н.Ф. «Краткий словарь биологических терминов». Москва, «Просвещение» 1995 год.
12.«Опорные конспекты по биологии». Москва, «ИНФРА-М», 2000 год.
14.Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. «Биология. Материалы к урокам – экскурсиям». Москва, «Издательство НЦ2002
15.Сухова Т.С. «Урок биологии. Технология развивающего обучения. Библиотека учителя». Москва, «Вентана-Граф», 2001 год.
16.Реброва Л.В., ПрохороваЕ.В.«Активные формы и методы обучения биологии.Опорные конспекты по биологии».Москва,«Просвещение»,
17.Сухова Т.С. «Биология. Тесты. 6 -11 классы». Москва, «Дрофа», 2000 год.
19.Мамонтов Д.И. Электронный курс «Открытая биология». Москва, «Физикон», 2005 год.
20.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 6 класс. 2005 год.
Учебно – тематический план
№п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | В том числе на: (кол. часов) | Лабораторные и практические работы (кол – во часов) | ||
Уроки | Тестовые работы | Контрольные работы (зачеты, сочинения и т.д.) | ||||
Биология (35 ч.) | ||||||
1 | Введение. Общее знакомство с растениями | 2 | 2 | |||
2 | Клеточное строение растений | 4 | 3 | 1 | ||
3 | Органы цветковых растений | 11 | 10 | 1 | ||
4 | Основные процессы жизнедеятельности растений | 5 | 5 | |||
5 | Основные отделы царства растений. Историческое развитие растительного мира на Земле | 7 | 7 | |||
6 | Бактерии. Грибы. Лишайники | 3 | 3 | |||
7 | Природные сообщества | 2 | 2 |
| ||
Итого | 35 | 33 | 2 | |||
Биологическое краеведение (35 ч.) | ||||||
1 | Многообразие грибов и лишайников Липецкой области | 7 | 6 | 1 | ||
2 | Многообразие дикорастущих растений Липецкой области | 12 | 11 | 1 | ||
3 | Растения в жизни человека. Культурные растения Липецкой области | 5 | 4 | 1 | ||
4 | Природные сообщества Липецкой области | 4 | 4 | |||
5 | Охрана природы в Липецкой области | 6 | 6 | |||
Итого | 35 | 32 | 3 | |||
Всего | 70 | 65 | 2 | 3 |
Календарно – тематический план
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...