Рабочая программа по биологии Неживая природа 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа по биологии Неживая природа 6 класс для коррекционных школ VIII вида. Программа составлена на основе нормативно-правовых документов. При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся. Содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии Неживая природа | 600.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено: на заседании Педагогического совета ОГКОУ СКОШ №23VIII вида протокол №_1____ от «__28____»__08______2014 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы _____________ И.Н.Дешевых «_01__»___09_____2014 г. |
Рабочая программа
по биологии
Неживая природа
6 класс
на 2014-2015уч.г.
Срок реализации программы: 1 год.
Количество часов за год: 68 ч.
Разработчик: Абулева Нина Ивановна, учитель высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии Неживая природа в 6 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся на основании нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2001 год и допущена Министерством образования Российской Федерации,
- Устава школы № 23 VIII вида,
- Письма МО и науки РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I-VIII видов»,
- Программы обучения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи - областного центра диагностики и консультирования «Развитие», Ульяновск, 2010г.
- Письма МО и науки РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I-VIII видов»,
- Единой концепции специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья,2009 г.
При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.
Уровень программы – коррекционно-развивающий
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урока – экскурсии, урока-зачёта. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, в том числе практические работы; экскурсии.
Виды и формы контроля:
Текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и программированных заданий.
Технологии обучения:
- дифференцированное обучение;
- личностно-ориентированное обучение.
Для реализации программного содержания используется учебник Н.В.Королёва, Е.В.Макаревич Естествознание Неживая природа для 6 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», ГИЗ «Владос», Москва, 2008г
Структура документа:
Рабочая программа имеет следующие разделы:
-пояснительная записка
-содержание образовательной области
-календарно-тематическое планирование
-мониторинг образовательной области
-КИМ по предмету
-учебно-методический комплекс
Общая характеристика программы:
Изучение биологии в коррекционной школе VIII вида направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с неживой природой развиваются у учащихся наблюдательность, речь и мышле ние, устанавливаются простейшие причинно-следственные от ношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой при родой, влияние на нее.
В 6 классе программа призвана дать учащимся основные знания по неживой природе; сформировать представление о мире, который окружает человека.
Цель обучения: Формирование представлений учащихся о предметах и явлениях неживой природы.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- формирование представлений учащихся об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);
– развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета «Естествознание»; - нравственно - экологическое воспитание учащихся при изучении предмета.
Национально-региональный компонент базисного учебного плана реализуется на уроках естествознания при ознакомлении учащихся с природными условиями своей местности.
Учебные занятия проводятся 2 раза в неделю в специально оборудованном кабинете биологии, практические работы - на учебно-опытном участке, экскурсии проводятся в природных местах парка «Семья».
В 6 классе обучаются 5 учащихся. Учащиеся разделены на группы по уровню обучаемости и обученности:
1 группа: Краснова Кристина, Усачёва Елизавета
2 группа: Алиева Юлия, Краснов Евгений
3 группа: Баранова Полина
Дети второй и третьей групп испытывают затруднения при ответах на вопросы. Ответы на вопросы неполные, поэтому необходима индивидуальная помощь и работа над развитием речи. Детям этих групп на разных этапах урока предлагается дифференцированные задания, различные по уровню сложности. Учащимся 3 группы при работе с учебником оказывается индивидуальная помощь. При выполнении практических и самостоятельных работ для детей 3 группы сокращается количество и объём заданий и упражнений
Содержание образовательной области
Введение- 3 часа
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой при роды, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Земля-планета, на которой мы живём. Для чего нужно изу чать неживую природу.
Вода-15часов
Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состоя ния воды. Способность воды растворять некоторые твердые веще ства (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в при роде: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использо вание свойств воды. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды.
Демонстрация опытов:
- Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.
- Растворение соли, сахара в воде.
- Очистка мутной воды.
- Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.
- Определение текучести воды.
Практическая работа:
— измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.
Воздух-15 часов
Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Исполь зование упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Ис пользование этого свойства воздуха в быту.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а тяжелый холодный опускается вниз. Движение воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свой ство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.
Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. При менение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борь ба за чистоту воздуха.
Демонстрация опытов:
- Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).
- Объем воздуха в какой-либо емкости.
- Упругость воздуха.
- Воздух — плохой проводник тепла.
- Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
- Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного —в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи.
Полезные ископаемые-20 часов
Полезные ископаемые и их значение.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые
Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, масляни стость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработ ки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.
Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Полезные ископаемые, используемые для по лучения металлов (железная и медная руды и др.), их вне шний вид и свойства.
Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).
Демонстрация опытов:
- Определение некоторых свойств горючих полезных ископае мых: влагоемкость торфа и хрупкость каменного угля.
- Определение растворимости калийной соли.
Практическая работа:
— распознавание черных и цветных металлов по образцам и раз личным изделиям из этих металлов.
Наблюдение за сгоранием каменного угля и других горючих полезных ископаемых (в топках, печах, плитах).
Экскурсии:
- в краеведческий музей.
Почва-10 часов
Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органи ческая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — мине ральная часть почвы.
Песчаные и глинистые почвы.
Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впи тывать воду, пропускать ее и удерживать.
Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Срав нение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы — плодородие.
Местные типы почв: название, краткая характеристика.
Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в на родном хозяйстве. Охрана почв.
Демонстрация опытов:
- Выделение воздуха и воды из почвы.
- Обнаружение в почве песка и глины.
- Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.
- Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.
Практическая работа:
— различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.
Экскурсия:
— к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.
Повторение.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песча ной и глинистой почвы;
некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на при мере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжа тие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.
Обучающиеся должны уметь:
обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;
проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Календарно-тематическое планирование
Биология 6 класс-68 часов
№ | Тематика занятий | Кол-во часов/ сроки | Качество образования как результат коррекционной направленности. | Содержание (ФК,НРК). | Виды коррекции на уроке | ||
Предметно - информационная | Деятельно- коммуникативная | Ценностно - ориентационная | Учебно-методический комплект. | ||||
Введение | 3 | ||||||
1 | Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы. Изменение природы . Твёрдые тела. Жидкости. Газы. Превращение веществ. | 1 | Понятия: «природные тела: твёрдые, жидкие, газообразные». | Формирование умений находить отличительные признаки живых и неживых тел, а также твёрдых тел, жидкостей и газов. | Воспитывать бережное отношение к природе. | Дать общие представления о предметах и явлениях неживой природы, их изменениях, об отличительных признаках живых и неживых тел, твёрдых тел жидкостей и газов | Коррекция зрительного восприятия, мышления на основе упражнений в сравнении |
2 | Планета-Земля, на которой мы с вами живём. Форма и величина Земли. Смена дня и ночи, времён года | 1 | Понятия: «небесные тела», форма и величина Земли | Формирование умений | Воспитывать ответственное отношение к выполнению задания | Дать общие представления: Планета земля, звёзды, смена дня и ночи, смена времён года | Коррекцию недостатков умственного развития учащихся |
3 | Для чего нужно изучать неживую природу. Охрана воздуха, воды. | 1 | Создать условия для открытия новых знаний учащимися о группах предметов окружающего мира, помочь выделить признаки, присущие только объектам неживой природы | Развитие памяти, внимания, зрительного восприятия, устной речи средствами предмета биология | Воспитывать интерес и изучению окружающего мира | Дать общие представления о группах предметов окружающего мира. | Коррекция мышления |
Вода | 15 | ||||||
4 | Вода в природе, быту. Бережное отношение к воде
| 1 | Понятия вода в природе, знания учащихся о воде. | Беседа, наблюдение, опыты | Воспитывать бережное отношение к воде. | Дать общие представления о свойствах воды. | Развитие памяти, внимания, зрительного восприятия |
5 | Непостоянство формы и текучесть воды. | 1 | Систематизировать и обобщить знания, текучесть. | Беседа, наблюдение, опыты | Воспитывать ответственное отношение к выполнению задания | Дать общие представления о свойствах воды | развитие умения анализировать природные материалы |
6 | Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении . | 1 | Систематизировать и обобщить знания учащихся некоторые свойства воды: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении | Формирование умений пользоваться элементарным лабораторным оборудованием | Развитие памяти, внимания, зрительного восприятия. | Дать общие представления о свойствах воды, её состояниях | коррекция наблюдательности |
7 | Термометр и измерение температуры | 1 | Дать понятия: «термометр, температура». | Формирование умений измерять температуру воды. | опыты | Формирование умений измерять температуру воды. | коррекция наблюдательности |
8 | Свойства воды при замерзании | 1 | Дать понятия о свойствах воды, её состояниях | Беседа, наглядный. практический метод | Работа с тетрадью | Дать общие представления о свойствах воды, её состояниях | Коррекция речемыслительной деятельности |
9 | Превращение воды в пар при нагревании | 1 | Дать понятия о свойствах воды, её состояниях о превращении воды в пар при нагревании | Беседа, наглядный. практический метод | опыт | Дать общие представления о свойствах воды, её состояниях | коррекция мышления |
10 | Свойство воды растворять некоторые твёрдые вещества. | 1 | Дать понятия: «растворимые вещества» | Беседа, наглядный. Практический метод | опыт | Рисунки, иллюстрации, лабораторное оборудование | Обогащение активного словаря учащихся |
11 | Нерастворимые в воде вещества | 1 | Дать понятия: нерастворимые вещества» | Беседа, наглядный. Практический метод | опыт | Воспитывать ответственное отношение к выполнению задания | Обогащение активного словаря учащихся |
12 | Вода прозрачная и мутная | 1 | Дать понятия: Вода прозрачная и мутная | Беседа, наглядно- практический метод | Опыт «Очистка мутной воды» | Коррекция зрительного восприятия, мышления | |
13 | Водные растворы в природе: Минеральная, морская и питьевая вода Их использование | 1 | Дать понятия: «растворы в природе», Познакомить учащихся с растворами в природе. | Словесно- иллюстративный метод | работа с тетрадью, учебником | Развитие умения анализировать природные материалы, образец изделия | |
14 | Использование воды в быту и хозяйстве человека. Что мы узнали о воде. | 1 | Систематизировать и обобщить знания учащихся об использовании воды в быту, промышленности и с/х. | Беседа, наглядный. Практический метод | Воспитывать положительную мотивацию к учёбе. | Формирование научного мировоззрения на основе научных фактов | Коррекция зрительного восприятия, мышления на основе упражнений в сравнении |
15 | Ценность воды и необходимость бережного к ней отношения. | 1 | Систематизировать и обобщить знания учащихся об использовании воды в быту, промышленности и с/х. | Метод материализации Беседа, демонстрация, объяснение, практический метод. | Работа с тетрадью, учебником | Формирование научного мировоззрения на основе научных фактов | Коррекция речемыслительной деятельности |
16. | Температура воды и её измерение, кипение | 1 | Дать понятия: «термометр, температура | Беседа, наглядный. Практический метод | Практическая работа | Рисунки, иллюстрации, лабораторное оборудование, учебник «Естествознание» Н.В. Королёва, Е.В. Макаревич | Коррекция зрительного восприятия, мышления на основе упражнений в сравнении |
17 | Обобщающий урок по теме «Вода» | 1 | Систематизировать и обобщить знания учащихся об использовании воды. | Текущий контроль | Воспитывать ответственное отношение к выполнению задания. | Формирование научного мировоззрения на основе научных фактов | Обогащение активного словаря учащихся , умения объяснять значение некоторых слов и выражений с помощью словаря |
18 | Материал для повторения. | 1 | Тестирование, найди правильный ответ | Воспитывать ответственное отношение к выполнению задания. | Рисунки, иллюстрации, лабораторное оборудование, учебник «Естествознание» Н.В. Королёва, Е.В. Макаревич | ||
Воздух | 15 | ||||||
19 | Что такое воздух? Его свойства. | 1 | Дать понятия: «воздух», | Беседа, наглядный. Практический метод | Практ. работа « Обнаружение воздуха в пористых телах: сахар, сухарь. Уголь. | Обогащение активного словаря учащихся | |
20 | Упругость воздуха. Использование этого свойства. | 1 | Дать понятия: «упругость». | Формирование умений обращаться с самым простым лабораторным оборудованием Развитие памяти, внимания, зрительного восприятия, устной речи, мышления средствами предмета биология. | Воспитывать положительную мотивацию к учёбе. Формирование научного мировоззрения на основе научных фактов. | Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование упругости воздуха. | Коррекция недостатков умственного развития учащихся |
21 | Воздух занимает место | 1 | Дать понятие:»Воздух занимает место» | Беседа, наглядный. Практический метод | Работа с тетрадью, с учебником, с таблицей | Умения объяснять значение некоторых слов и выражений с помощью словаря | |
22 | Воздух сжимаем и упруг. Использование упругости воздуха. | 1 | Дать понятия: «упругость», «сжимаемость», | Беседа, наглядный. Практический метод | Практ. работа «Упругость воздуха» | Коррекция недостатков умственного развития учащихся | |
23 | Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства в быту. | 1 | «теплопроводимость», | Беседа, наглядный. Практический метод | Практ. работа | Плохая теплопроводность воздуха. Использование этого свойства в быту. | Коррекция мышления |
24 | Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении | 1 | Дать понятия: «Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении | Беседа, наглядный. Практический метод | Демонстрация опытов Работа с тетрадью | Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. | Коррекция наблюдательности |
25 | Движение воздуха в природе. Ветер | 1 | Беседа, наглядный. Практический метод | Работа с тетрадью, книгой | Движение воздуха. | Коррекция наблюдательности | |
26 | Состав воздуха | 1 | «Дать понятия: состав воздуха: «азот», «кислород», «углекислый газ», «примеси» | Беседа, наглядный. Практический метод | Работа с тетрадью, книгой | Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. | Коррекция мышления |
27 | Кислород, его свойства. | 1 | Дать понятия: «кислород», «жидкий кислород». | Беседа, наглядный. Практический метод | Демонстрация опытов, работа с тетрадью, книгой | Кислород | Коррекция недостатков умственного развития учащихся |
28 | Значение кислорода в природе и жизни человека. | 1 | Дать понятия упругость «Значение кислорода в природе и жизни человека». | Беседа, наглядный. Практический метод | Формирование умений обращаться с самым простым лабораторным оборудованием | Значение кислорода и его применение в медицине. | Коррекция мышления |
29 | Углекислый газ, его свойства. Значение в природе и жизни человека. | 1 | Дать понятия: «упругость», «углекислый газ», «примеси», | Беседа, наглядный. Практический метод | Демонстрация опытов, работа с тетрадью, книгой | Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. | коррекция мышления |
30 | Значение воздуха и борьба за его чистоту. | 1 | Требования: учащиеся должны знать свойства воздуха и его движение. | Воспитывать ответственное отношение к выполнению задания. | Чистый и загрязнённый воздух. Примеси в воздухе. Борьба за чистоту воздуха. | коррекция мышления | |
31 | Повторение темы «Воздух» | 1 | текущий контроль | Работа с тетрадью, книгой, таблицей | коррекция мышления | ||
32 | Материал для повторения | 1 | Требования: учащиеся должны знать свойства воздуха и его значение | Тестирование, найди правильный ответ. | Развитие памяти, внимания, устной речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета биология | ||
Полезные ископаемые | 20 | ||||||
33 | Разнообразие полезных ископаемых. | 1 | Дать понятия: «полезные ископаемые», «месторождения | Беседа, наглядный. Практический метод | Распознавание пол. ископаемых из коллекций | Дать общие представления о полезных ископаемых и их значении. | Развитие мышления, речи, активизация словаря |
34 | Полезные ископаемые, использование в строительстве. Гранит, известняки. | 1 | Дать понятия: «полезные ископаемые», «месторождения», «гранит», «известняк» | Формирование умений распознавать полезные ископаемые. | Воспитывать бережное отношение к природным богатствам. | Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняки | Развитие самостоятельности, активизация словаря |
35 | Песок, глина | 1 | Дать понятия: «полезные ископаемые». Песок, глина | Словесно- иллюстративный метод | Распознавание пол. ископаемых. | Развитие самостоятельности, активизация словаря | |
36 | Горючие полезные ископаемые | 1 | Дать понятия: «горючие полезные ископаемые» | Формирование умений распознавать горючие полезные ископаемые | Воспитывать бережное отношение к природным богатствам. | Горючие полезные ископаемые.
| Умение более обдуманно составить рассказ, тщательно проверять его, развитие чувства самоконтроля |
37 | Торф, его свойства.Значение. | 1 | Дать понятия: «горючие полезные ископаемые» | Беседа, наглядный. Практический метод | Демонстрация опыта «Влагоёмкость торфа | Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. | Развитие умения анализировать природные материалы, образец изделия |
38 | Каменный уголь, его свойства, виды угля. Значение. | 1 | Дать понятия: «месторождения «горючие полезные ископаемые» | Формирование умений распознавать полезные ископаемые. | Воспитывать бережное отношение к природным богатствам. | Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твёрдость, хрупкость. Добыча и использование | Развитие умения анализировать природные материалы, образец изделия |
39 | Нефть. Внешний вид, свойства. Значение. | 1 | Дать понятия: «месторождения «горючие полезные ископаемые» | Беседа, наглядный. Практический метод | Распознавание пол. ископаемых из коллекций | Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие | Коррекция внимания , речемыслительной деятельности |
40 | Природный газ, его свойства | 1 | Дать понятия: «горючие полезные ископаемые», | Формирование умений распознавать полезные ископаемые | Воспитывать бережное отношение к природным богатствам. | Природный газ. Свойства газа: запах, бесцветность, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. | Коррекция внимания , речемыслительной деятельности |
41 | Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. | 1 | Дать понятия: «полезные ископаемые», «минеральные удобрения» | Беседа, наглядный. Практический метод | Демонстрация пол. ископаемых из коллекции | Коррекция зрительного восприятия, мышления на основе упражнений в сравнении | |
42 | Калийная соль. Свойства, их переработка | 1 | Дать понятия «Калийная соль» | наглядный. Практический метод | Демонстрация пол. ископаемых из коллекции | Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. | Коррекция мышления |
43 | Полезные ископаемые, используемые для получения металлов | 1 | Дать понятия: «месторождения «чёрные и цветные металлы». | Формирование умений распознавать чёрные и цветные металлы по образцам, находить на карте «Полезные ископаемые России» места добычи полезных ископаемых. | Воспитывать бережное отношение к природным богатствам. | Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства. | Развитие умения анализировать природные материалы, образец изделия |
44 | Железная руда | 1 | Дать понятия: «полезные ископаемые», «месторождения «чёрные металлы». | наглядный | Демонстрация пол. ископаемых из коллекций | Развитие умения анализировать природные материалы, образец изделия | |
45 | Медная и алюминиевая руды | 1 | Дать понятия: «полезные ископаемые», «месторождения цветные металлы». | Беседа, наглядный | Демонстрация пол. ископаемых из коллекций | Коллекции полезных ископаемых Карта «Полезные ископаемые России». Рисунки, иллюстрации. | Развитие умения анализировать природные материалы, образец изделия |
46 | Чёрные металлы. Их свойства и получение | 1 | Дать понятия: «полезные ископаемые», «месторождения «чёрные и металлы». | Формирование умений распознавать чёрные и цветные металлы по образцам, находить на карте «Полезные ископаемые России» места добычи полезных ископаемых. | Воспитывать бережное отношение к природным богатствам. | Коллекции полезных ископаемых Карта «Полезные ископаемые России». Рисунки, иллюстрации. | Коррекция мышления |
47 | Сталь.Чугун | 1 | Дать понятия: «месторождения «чёрные металлы». | Беседа, наглядный. Практический метод | Демонстрация пол. ископаемых из коллекции. | Коллекции полезных ископаемых Карта «Полезные ископаемые России». | развитие умения анализировать природные материалы, образец изделия |
48-49 | Цветные металлы. Их свойства, получение. Алюминий, медь, олово | 2 | Дать понятия: «месторождения «цветные металлы» | Беседа, наглядный. Практический метод | Демонстрация пол. ископаемых из коллекции. | Коллекции полезных ископаемых Карта «Полезные ископаемые России». | развитие умения анализировать природные материалы, образец изделия |
50 | Распознавание чёрных и цветных металлов по образцам. | 1 | Дать понятия: «месторождения «цветные металлы» | Беседа, наглядный. Практический метод | Практическая работа | Коллекции полезных ископаемых Карта «Полезные ископаемые России». | |
51 | Что мы узнали о полезных ископаемых. Материал для повторения. | 1 | Понятия: «месторождения полезных ископаемых, «чёрные» и «цветные металлы» | Беседа, наглядный. | Тестирование, найди правильный ответ. | Коллекции полезных ископаемых Карта «Полезные ископаемые России». | Коррекция речемыслительной деятельности. |
52 | Самостоятельная работа. | 1 | |||||
Почва | 10 | ||||||
53 | Почва, состав почвы. | 1 | Дать понятия: Основное свойство почвы – плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. | Формирование умений проводить несложную обработку почвы, различать слои почвы. | Воспитывать ответственное отношение к выполнению задания. Воспитывать трудолюбие. | Почва - верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, вода, песок, минеральные соли, воздух. | Развитие внимания, , зрительного восприятия, мышления средствами предмета биология |
54 | Главная часть почвы - перегной. | 1 | Дать понятия: «почва», «плодородие», «перегной», «чернозём» | Беседа, наглядный. Практический метод | Демонстрация пол. ископаемых. Опыт | Перегной – органическая часть почвы. .
| развитие умения анализировать природные материалы |
55 | Неорганическая часть почвы- песок, глина, минеральные соли. | 1 | Дать понятия: «почва», «песчаная почва», «удобрения», «обработка почвы». | Беседа, наглядный. Практический метод | Демонстрация пол. ископаемых | Минеральная и органическая часть почвы. Глина песок и минеральные вещества – минеральная часть почвы. | развитие умения анализировать природные материалы |
56 | Песчаные, глинистые и чернозёмные почвы | 1 | Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам | Беседа, наглядный. Практический метод | Демонстрация пол. ископаемых | Требования: учащиеся должны знать характерные признаки песчаной и глинистой почвы их свойства | Развитие умения анализировать природные материалы |
57 | Почвы родного края. | 1 | Дать понятия: «Почвы Ульяновской области» | Беседа, наглядный. Практический метод | Демонстрация пол. ископаемых | местные типы почв: название, краткая характеристика. | Развитие умения анализировать природные материалы |
58-59 | Обработка почвы (осенняя и весенняя обработка почвы) | 2 | Дать понятия: «обработка почвы» | Беседа, наглядный. Практический метод | Работа на участке | ||
60 | Способность почв впитывать и пропускать воду | 1 | Дать понятия «Способность почв впитывать и пропускать воду» | Беседа, наглядный. Практический метод | Демонстрация опыта « Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать и пропускать воду» | коррекция мышления | |
61 | Значение почвы для народного хозяйства. Необходимость бережного отношения к ней. Охрана почвы | 1 | Дать понятия: «Значение почвы» | Беседа. Практический метод | Воспитывать бережное отношение к природным богатствам | Умение более обдуманно составить рассказ, тщательно проверять его, развитие чувства самоконтроля | |
62 | Повторение по темы: «Почва» | 1 | Тестирование, найди правильный ответ | Умение более обдуманно составить рассказразвитие чувства самоконтроля | |||
63-65 | Обработка почвы на пришкольном участке | 1 | Беседа | Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв. | |||
66 | Итоги года | 1 | Текущий контроль |
При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Учащимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации, учебные документальные фильмы.
Кроме этого при проведении уроков используется дидактический материал:
-таблицы и плакаты, карточки, иллюстрации по темам программы;
-объемные плакаты;
-коллекции разнообразных полезных ископаемых.
На уроках осуществляется мониторинг сформированности знаний, умений, навыков обучающихся с использованием информационно-коммуникативных технологий (составлены тесты, проверочные и контрольные работы).
Контрольно-измерительный материал
Тест по теме «Вода»
1.Подчеркни правильное утверждение.
- Вода не имеет своей формы.
- Вода имеет квадратную форму.
- Вода не имеет формы, потому что она невидимая.
2. Температуру воды можно измерить
- термометром
- ножницами
-бумагой
3. Вода при нагревании
- остается такой же
- расширяется
- уменьшается
4.При кипении вода превращается в
- лед
- пар
- остается такой же
5.Соедини слово со значением
Раствор-это вещество, которое растворили
-это смесь веществ, в одном из которых растворено другое вещество
-это вода
6.Вода ,в которой содержатся минеральные соли и газы называется
- минеральной
- морской
- водопроводной
Тест «Полезные ископаемые»
Выбери правильные ответы и отметь их знаками +.
1.Горючее полезное ископаемое – это
- песок
- гранит
-нефть
-уголь
2.К металлам относят:
- известняк
- чугун
- калийную соль
3.К полезным ископаемым относят:
- асфальтовую дорогу
- каменный уголь
- облака
- воду в реке
4. Свойством магнита обладает:
- Железо
- золото
- алюминий
- медь
5.Основные свойства природного газа:
- обладает запахом, горит.
- имеет окраску, взрывоопасен.
- без запаха, без цвета, горит, взрывоопасен.
6.Полезные ископаемые, из которых получают удобрения:
- апатиты
Тест по теме «Почва»
Выбери правильный ответ.
1. Почва это:
А) скалы и камни
Б) каменный уголь
В) верхний плодородный слой земли
2. Плодородие это свойство:
А) выращивать растения
Б) получать богатый урожай сельскохозяйственных культур.
В) Полив почвы удобрениями
3. Органическая часть почвы – это:
А) воздух
Б) вода
В) перегной
4.Неорганическая часть почвы – это
А) песок
Б) глина
В) вода
Г) минеральные соли
4. К минеральным удобрениям относят:
А) навоз
Б) калийные и фосфорные удобрения
В) торф
5. Самая плодородная почва – это:
А) песчаная
Б) черноземная
В) глинистая
Учебно – методический комплекс
- Королева Н. В., Макаревич Е. В. Естествознание. Неживая природа. 6 класс. - Учебник для учащихся специальных (коррекционных) школ;
- Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 8 вида, под ред. Воронковой, 2001 г;
- Новая иллюстрированная энциклопедия школьника 1000 вопросов-1000 ответов. Справочное изданиие для школьного возраста.-ООО ИД «Владис», 2012 .Сгиба Т.В.
- Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 352 с. Агеева И.Д.
- Методика изучения окружающего мира в начальных классах. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 360 с. Миронов А.В.
- Книга для чтения по ботанике. Пособие для учащихся. Сост. Д.И. Трайтак. – М.: Просвещение, 1987. – 271 с.
- 100 великих загадок природы. – М.: ВЕЧЕ, 2005. – 480 с. Непомнящий Н.Н.
- Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3класс. – М.: ВАКО, 2004. – 320 с. Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В.
- Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. – М.: ВАКО, 2004. – 368 с. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А.
- Природа: неживая и живая. 5 класс: поурочное планирование. Сост. Г.В.Чередникова.– Волгоград: Учитель, 2005. – 123 с..
- Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2005. – 208 с. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е.
- Экологическое образование и воспитание в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003. – 56 с. Иванова Т.С.
- Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 192 с. Буковская Г.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...
Рабочая программа по естествознанию "Неживая природа" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 6 класс
Рабочая программа по естествознанию "Неживая природа" для 6 класса составлена на основе: ФГОС обучающихся с умственной отстальстью (интеллктуальными нарушениями), АООП обучающихся с умственной отстало...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...