Модуль для дистанционной работы по теме "Селекция"
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Хлобыстова Карина Александровна

 Данный материал представляет собой рабочие карты учащихся по теме «Основы селекции растений, животных и микроорганизмов», расположенных в соответствии с логикой изложения учебного материала УМК В.В. Пасечника, выстроенные в логике модульного обучения с элементами применения технологии РКМЧП. Данные материалы могут применяться на уроках или для дистанционного обучения учащихся 9 класса ( к примеру, пропустивших большое количество уроков по болезни) с применением Интернет - технологий (Skype, электронная почта, школьный сайт)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии

«Селекция растений, животных, микроорганизмов»

Предмет, класс

Биология , 9 класс.

Тема урока,

№ урока по теме

Селекция растений, животных и микроорганизмов

Урок №1

Цели

  • Сформировать первоначальные знания о селекции как науке, об основных методах селекционной работы с растениями и животными и их использовании в сельскохозяйственной практике.
  • Определить цели и задачи науки, познакомить учащихся с центрами происхождения культурных растений.
  • Показать основополагающую роль общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной практики.
  • Формирование у учащихся научного мировоззрения
  • Формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать, развитие информационной компетенции (в том числе  при работе с текстом)

Основные понятия

Селекция, порода, сорт, штамм.

Организационная структура урока

Этап урока, время

Задания

Формы работы

1.Работа с определениями

3 мин.

Селекция это – наука о создании новых  и улучшении существующих пород животных и сортов растений и штаммов микроорганизмов

Селекция это – процесс изменения живых организмов, осуществляемый человеком для своих потребностей.

Прочитайте определения и запишите их в тетрадь.

2.Работа с определениями

 (см. 1 этап)

2 мин

Определить главное различие в понятиях «порода» и «сорт»

Сформулированную мысль запишите в тетрадь

3.          «?»

     3 мин.

Предположите, какие общебиологические свойства лежат в основе возникновения новых пород животных и сортов растений?

Ответ на вопрос запишите в тетрадь

4. Работа с учебником

7 + 3 мин.

Прочитайте текст учебника  стр. 123  2 и 3 абзацы и дайте устный ответ на вопросы.

(взаимопроверка)

  1. Работа с географическими картами

 7- 10 мин

 Найдите на географической карте различные центры происхождения культурных растений  и опишите

Промежуточная проверка знаний

5 мин.

 

Домашнее задание

3 мин.

Успешной домашней работы!

Не забудьте записать в ДНЕВНИК

и выполнить домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Селекция

растений, животных и микроорганизмов

Урок №2 Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

Этап, время

Задание

Примечания

1.

2 мин.

Дайте название уроку №1.

Тему запишите в тетрадь (в первый урок)

2.  

5 мин.

Сформулируйте мысли требующие уточнения у учителя, уточняющие вопросы.  

Вопросы запишите на предложенном листочке

(листок подпишите и сдайте)

3. Изучение нового материала.

 15 -20 мин.

А. Запишите в тетрадь тему урока.

Б.  Запишите в тетрадь закон гомологических рядов наследственной изменчивости  сформулированный  Н.И. Вавиловым (из учебника или из приложения №1)

В. Составьте схему, отражающую данный закон.

Г. Прочитайте приложение №2 и кратко опишите в тетради  2-3 примера  действия закона гомологических рядов наследственной изменчивости.

Д. Если можете,  приведите свой пример действия данного  закона.

Прочитайте раздел «Закон гомологических рядов наследственной изменчивости» стр. 125 – 126, приложение №1

4. Промежуточная проверка знаний.

5 мин.

Как можно использовать закон гомологических рядов наследственной изменчивости в селекционной работе?

Письменно, в тетради, ответьте на вопрос.

5. Домашнее задание.

3 мин

  1. Выучить формулировку закона гомологических рядов наследственной изменчивости.
  2. Уметь привести примеры  действие данного закона.
  3. Устно ответить на вопросы стр. 126

Запишите домашнее задание в тетрадь.



Предварительный просмотр:

Селекция

растений, животных и микроорганизмов

Урок №3 Методы селекции растений

Этап, время

Задания

Примечания

1. Корректировка знаний

Проанализируйте ответы на ваши вопросы, заданные на предыдущем уроке

2. Проверка  домашнего задания

       5 минут

Сформулировать закон гомологических рядов наследственной изменчивости и привести по 1 примеру из флоры и фауны.

Задание выполняется на листочках (самостоятельная работа)

3.Изучение нового материала

25 минут

А) работа с терминами

Б) Селекция растений

4. Предварительная проверка  5 минут

Породы, сорта и штаммы – искусственно созданные человеком популяции организмов с наследственно  закрепленными особенностями: продуктивностью, морфологическими и физиологическими признаками.

Искусственный отбор – отбор осуществляемый человеком для размножения лучших животных, наиболее продуктивных форм растений и микроорганизмов.

Чистая линия – потомство одной гомозиготной самоопыляемой особи.

Колхицин -  вещество блокирующее образование микротрубочек веретена деления при митозе, следовательно в клетке удваивается набор хромосом.

Основными методами селекции растений были и остаются отбор и гибридизация.

  1. Массовый отбор применяют при селекции перекрестноопыляемых растений (рожь, кукуруза, подсолнечник). При этом выделяют группу растений обладающих ценными признаками. В этом случае сорт представляет собой популяцию гетерозиготных особей, и каждое семя даже от одного материнского растения обладает уникальным генотипом.  С помощью массового отбора  сохраняются и улучшаются сортовые качества, но результаты его неустойчивы в силу случайности перекрестного опыления.
  2. Индивидуальный отбор эффективен для самоопыляемых растений (пшеницы, ячменя , гороха) В этом случае потомство сохраняет признаки родительской формы, является гомозиготной и называется  чистой линией.
  3. Перекрестное опыление самоопыляемых растений дает возможность сочетать свойства различных сортов. Например, (пшеница)  у  цветков растения одного сорта удаляют пыльники тычинок, рядом в банке с водой ставят растение другого сорта, и накрывают их общим изолятором. В результате получают гибридные семена, сочетающие нужные селекционеру признаки разных сортов.
  4. Очень перспективен метод получения полиплоидов, у растений полиплоиды обладают большой массой вегетативных органов, имеют более крупные плоды и семена.
  5. Отдаленная гибридизация – скрещивание растений, относящихся к разным видам. Но отдаленные гидриды обычно стерильны, так как у них нарушается мейоз (два гаплоидных набора разных видов не коньюгируют) и не образуются гаметы.  Однако в 1924 году советский ученый Карпенко Г.Д. получил плодовитый межродовой  гибрид. Он скрестил редьку (2п = 18 редечных хромосом) и капусту (2п = 18 капустных хромосом). У гибрида в диплоидном наборе было 18 хромосом: 9 редечных и 9 капустных, но при мейозе редечные и капустные хромосомы не коньюгировали, гибрид был стерильным.                              

С помощью колхицина Карпенко Г.Д. удалось удвоить хромосомный набор гибрида, полиплоид  стал иметь 36 хромосом, при мейозе редечные (8 + 8) хромосомы коньюгировали с редечными, капустные (8 + 8) с капустными. Стерильность удалось преодолеть.  

  1. Использование соматических мутаций применимо для вегетативно размножающихся растений, что использовал в своей работе И.В. Мичурин. Только с помощью вегетативного размножения сохраняются свойства многих плодово- ягодных культур.
  2. Искусственный мутагенез основан на открытии воздействия различных излучений для получения мутаций и на использовании химических мутагенов.

     Сейчас в мире созданы более тысячи сортов, ведущих  

     родословную от отдельных мутагенных растений, полученных

     после воздействия мутагенами.

 

Обменяйтесь тетрадями и обсудите выполненную работу. Поделитесь с соседом по парте своими мыслями.

Используйте определения по мере необходимости.

В тетрадь запишите название метода селекции растений, из приложения №3 подберите и зарисуйте подходящую схему (если необходимо внесите свои изменения)

Взаимопроверка

5.  Домашнее  задание

 1. Изучите & 3.14

 2. Продумайте уточняющие  вопросы для учителя или своих одноклассников

Запишите, пожалуйста, в дневник



Предварительный просмотр:

Селекция

растений, животных и микроорганизмов.

Урок №4    Методы селекции животных.

Этап время

Задания

Примечания

  1. Проверка домашнего задания

 3 мин.

 На листе записаны названия методов,  подставьте цифру с номером подходящей ему схемы  (из приложения №3). Запишите на этом же листе вопросы требующие уточнения у учителя

Самостоятельная работа

  1. Изучение нового материала

20 мин.

  1. Введение. Создание пород домашних животных началось, вслед за их приручением и одомашниванием, вероятно, 20 –30 тыс. лет назад. Первым этапом было приручение животных. В результате бессознательной формы искусственного отбора происходило одомашнивание и изменение генофонда прирученных животных. Менялся их внешний вид, продуктивность, характер. Сохранялись те животные, которые могли размножаться в неволе, не проявляя агрессивности по отношению к человеку. Дальнейший отбор  привел к  созданию всего многообразия пород домашних животных из небольшого числа видов диких предков.

В селекции животных, по сравнению с селекцией растений, есть ряд особенностей.

Во-первых, для селекционируемых животных  характерно в основном половое размножение, поэтому любая порода является сложной гетерозиготной системой.

Во-вторых, у них часто поздняя половозрелость, смена поколений происходит через несколько лет.

В-третьих, потомство немногочисленное  

  1. Основными методами селекции животных являются гибридизация и отбор. Различают те же методы скрещивания:

–    близкородственное  (инбридинг)

                    -  неродственное (аутбридинг)

Отбор у животных проводится по экстерьеру (определенным параметрам внешнего строения), так как именно он является критерием породы.  

А) Внутрипородное разведение: направлено на сохранение и улучшение породы. Практически выражается в отборе лучших производителей, выбраковке особей, не отвечающих требованиям породы.

Б) Межпородное скрещивание: используют для создания новой породы. При этом часто проводят близкородственное скрещивание (родителей скрещивают с потомством, братьями и сестрами). Это позволяет получить большое число особей обладающих нужными, обобщенными свойствами.

     

    В) Использование эффекта гетерозиса. Часто при межпородном скрещивании в первом поколении проявляется эффект гетерозиса – повышение жизнеспособности и продуктивности. Например, при скрещивании двух мясных пород кур получают бройлерных кур. В последующих поколениях явление гетерозиса постепенно затухает.

       Г) Испытание по потомству проводят для подбора самцов, у которых не проявляются некоторые качества (молочность быков, яйценоскость петухов) Для этого производителей- самцов скрещивают с несколькими самками, оценивают продуктивность и другие качества дочерей, сравнивая их с материнскими и среднепородными.

       Д) С помощью гормональной суперовуляции и трансплантации у выдающихся коров можно забирать десятки эмбрионов в год, а затем имплантировать их в других коров, эмбрионы хранятся при температуре жидкого азота.

      Е) Отдаленная гибридизация (межвидовое скрещивание)  известно с давних времен. Чаще всего межвидовые гибриды стерильны, у них нарушается мейоз, что приводит к нарушению гаметогенеза. Например мул (гибрид кобылицы и осла). Но иногда гаметогенез у отдельных гибридов протекает нормально, что позволяет получить более ценные породы животных. Например гибрид хорька и норки – хонорик.

Прочитайте введение и  одним предложением сформулируйте  главную мысль (запишите ее в тетрадь)

Составьте конспект предложенного текста или схемы (по аналогии со схемами методов селекции растений).

Подведение итогов

5 мин

Сравните методы селекции растений и животных. Объясните различия.  

 

Ответьте письменно на вопрос (в тетради)  

Домашнее задание

  1. По материалам учебника и рабочим картам подготовится к самостоятельной работе по теме.
  2. Подготовьте вопросы для уточнения (их можно задать на индивидуальной консультации)

Запишите, пожалуйста, в дневник



Предварительный просмотр:

Зачет по теме «Селекция»

1 вариант.

  1. Селекция это …………………………………..

  1. Какой применять  отбора следует применять при селекции пшеницы?

А) индивидуальный

Б) массовый

В) отбор при селекции пшеницы  не применяется

  1. Что такое «чистая линия»?

А) потомство от самоопыляющегося растения

Б) потомство от перекрестноопыляемого растения

В) потомство от любого растения

Г) сорт культурных растений

  1. Для чего применяют перекрестное опыление самоопыляемых растений?

А) для получения эффекта гетерозиса

Б) для получения чистых линий

В) для получения отдаленных гибридов

Г) для сочетания свойств различных сортов

  1.  Для чего применяют  самоопыление перекрестноопыляемых растений?

А) для получения эффекта гетерозиса

Б) для получения чистых линий

В) для получения отдаленных гибридов

Г) для сочетания свойств различных сортов

  1. Как преодолеть бесплодие отдаленных гибридов?

А) на сегодняшний день его преодолеть нельзя

Б)  с помощью полиплоидии

В) с помощью самоопыления

Г) с помощью индивидуального отбора

  1. Какой из предложенных методов позволяет получить эффект гетерозиса?

А) близкородственное скрещивание

Б) испытание по потомству для самцов

В) отбор лучших производителей внутри породы

Г) межпородное скрещивание

  1. Что такое бройлерные куры?

А) особая мясная порода кур

Б) яйценоская порода кур

В) гетерозисный гибрид

9.  Что использовалось и используется человеком при селекции животных?

        А) наследственная изменчивость

        Б) ненаследственная изменчивость

        В) бессознательная форма искусственного отбора

        Г) методическая форма искусственного отбора

10  Какие виды изменчивости используются человеком при создании новой породы?

        А) мутационная изменчивость

        Б) модификационная изменчивость.

11. Как определить продуктивность самца по качествам, которые у него не проявляются?

        А) это невозможно

        Б) по этим признакам у самок в их потомстве

        В) по этим признакам у самцов в их потомстве

        Г) по экстерьеру

12. Что характерно для отдаленной гибридизации животных?

        А) потомство всегда бесплодно

        Б) часто проявляется эффект гетерозиса

        В) потомство плодовито и проявляет эффект гетерозиса

        Г) наблюдается ухудшение свойств породы

Зачет по теме «Селекция»

2 вариант.

  1. Порода это …………………………………………………..

2.    Какой применять  отбора следует применять при селекции ржи?

А) индивидуальный

Б) массовый

В) отбор при селекции пшеницы  не применяется

  1. Для чего применяют перекрестное опыление самоопыляемых растений?

А) для получения эффекта гетерозиса

Б) для получения чистых линий

В) для получения отдаленных гибридов

Г) для сочетания свойств различных сортов

  1. Для чего применяют  самоопыление перекрестноопыляемых растений?

А) для получения эффекта гетерозиса

Б) для получения чистых линий

В) для получения отдаленных гибридов

Г) для сочетания свойств различных сортов

  1. Что такое бройлерные куры?

А) особая мясная порода кур

Б) яйценоская порода кур

       В) гетерозисный гибрид

6.    Что характерно для отдаленной гибридизации животных?

        А) потомство всегда бесплодно

        Б) часто проявляется эффект гетерозиса

        В) потомство плодовито и проявляет эффект гетерозиса

        Г) наблюдается ухудшение свойств породы

7.    Как определить продуктивность самца по качествам которые у него не проявляются?

        А) это невозможно

        Б) по этим признакам у самок в их потомстве

        В) по этим признакам у самцов в их потомстве

        Г) по экстерьеру

  1. Как преодолеть бесплодие отдаленных гибридов?

А) на сегодняшний день его преодолеть нельзя

Б)  с помощью полиплоидии

В) с помощью самоопыления

Г) с помощью индивидуального отбора

9.    Какие виды изменчивости используются человеком при создании новой породы?

        А) мутационная изменчивость

        Б) модификационная изменчивость.

10. Что использовалось и используется человеком при селекции животных?

        А) наследственная изменчивость

        Б) ненаследственная изменчивость

        В) бессознательная форма искусственного отбора

        Г) методическая форма искусственного отбора

  1. Какой из предложенных методов позволяет получить эффект гетерозиса?

А) близкородственное скрещивание

Б) испытание по потомству для самцов

В) отбор лучших производителей внутри породы

       Г) межпородное скрещивание

  1. Что такое «чистая линия»?

А) потомство от самоопыляющегося растения

Б) потомство от перекрестноопыляемого растения

В) потомство от любого растения

       Г) сорт культурных растений



Предварительный просмотр:

                     

                  1 вариант

  1. индивидуальный отбор –
  2. получение полиплоидов –
  3. использование соматических мутаций  -
  4. отдаленная гибридизация -

2 вариант

  1. массовый отбор –
  2. перекрестное опыление самоопыляемых растений –
  3. искусственный мутагенез –
  4. отдаленная гибридизация -

 2 вариант

1.     массовый отбор –

  1. перекрестное опыление самоопыляемых растений –
  2. искусственный мутагенез –

4.     отдаленная гибридизация

1 вариант

  1. индивидуальный отбор –
  1. получение полиплоидов –
  2. использование соматических мутаций  -

4.    отдаленная гибридизация -

2 вариант

1.     массовый отбор –

  1. перекрестное опыление самоопыляемых растений –
  2. искусственный мутагенез –

4.     отдаленная гибридизация -

2 вариант

  1. массовый отбор –
  1. перекрестное опыление самоопыляемых растений –
  2. искусственный мутагенез –

4.     отдаленная гибридизация

1 вариант

1.    индивидуальный отбор –

  1. получение полиплоидов –
  2. использование соматических мутаций  -
  3. отдаленная гибридизация

2 вариант

  1. массовый отбор –
  2. перекрестное опыление самоопыляемых растений –
  3. искусственный мутагенез –

4.     отдаленная гибридизация -

1 вариант

1.    индивидуальный отбор –

  1. получение полиплоидов –
  2. использование соматических мутаций  -
  3. отдаленная гибридизация

1 вариант

1.    индивидуальный отбор –

  1. получение полиплоидов –
  2. использование соматических мутаций  -

4.     отдаленная гибридизация

2вариант

  1. массовый отбор –
  2. перекрестное опыление самоопыляемых растений –
  3. искусственный мутагенез –

4.    отдаленная гибридизация -

1 вариант

1.    индивидуальный отбор –

  1. получение полиплоидов –
  2. использование соматических мутаций  -
  3. отдаленная гибридизация

1 вариант

  1. индивидуальный отбор –
  1. получение полиплоидов –
  2. использование соматических мутаций  -

4.    отдаленная гибридизация

2 вариант

1.    массовый отбор –

  1. перекрестное опыление самоопыляемых растений –
  2. искусственный мутагенез –

4.     отдаленная гибридизация

1 вариант

1.    индивидуальный отбор –

  1. получение полиплоидов –
  2. использование соматических мутаций  -
  3. отдаленная гибридизация

Задания для проверочной работы

1 вариант

1.   индивидуальный отбор –

  1. получение полиплоидов –
  2. использование соматических мутаций -
  3. отдаленная гибридизация -

2 вариант

1.   массовый отбор –

  1. перекрестное опыление самоопыляемых растений –
  2. искусственный мутагенез –
  3. отдаленная гибридизация -

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Литература

  1. Модульное   обучение : теоретические вопросы, опыт, перспективы: Под ред. Шамовой Т.И. – М.: МПГУ, 1994.
  2. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе: Практико-ориентированная монография. Под ред. Шамовой Т.И., Третьякова П.И. - Москва-Тюмень: Изд. Тюменского Госуниверситета, 1994.
  3. Биология. Введение в общую биологию и экологию 9 класс. А.А. Каменский, Е.А Криксунов, В.В. Пасечник. М.: Дрофа 2006 год
  4. Адреса сайтов

        http://www.licey.net/bio/biology/lection1 лекции по биологии

        http://www.liceum42.ru/files/chashkina_02.pdf 

        http://www.schoolgeo.ru/images/stories/maps/klimat.jpg климатическая карта мира


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ. 01 ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Подготовительно - сварочные работы

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования 15070...

Рабочая программа профессионального модуля 06 Выполнение работ по профессии Бухгалтер по заработной плате

Примерная программа профессионального модуля  является частью примерной основной профессиональной образовательной программы СПО, разработанной в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 «Э...

8 класс Spotlight Модуль 7 Дистанционное обучение

Задания из рабочей тетради, которые используются как дополнительные упражнения для самостоятельной работы учащихся с целью совершенствования лексико-грамматических навыков по теме "Образование"....

Модуль для дистанционной работы "Изобразительно-выразительные средства языка"

Данный модуль можно использовать для дистанционной работы с учащимися...

13.04.20 Дистанционная работа. 2 год обучения. Группа № 1. Работа в технике «Изонить»

История возникновения техники изонить.Изонить (первоначальное название техники – «ниточная графика» или «ниточный дизайн») – это графическое изображение, особым обр...