рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
данная программа предназначена для учащихся 6 класса, по учебнику Сонина. Полная пояснительная записка,которая включает в себя полную информацию по содержанию предмета: названия тем, их содержание, основные требования к учащимся, также полный список лабораторных и практических работ по предмету с использованием всевозможного школьного оборудования. Полное тематическое и календарно-тематическое планирование, разнообразная научно методическое обеспечение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_6_kl.doc | 197 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ардатовская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено и одобрено на заседании методического объединения Председатель МО __________/Калигина Н.Ф./ «2» сентября 2014 | Утверждена руководителем образовательного учреждения ________/ Кочетков К.В. / «____» ___________2014 |
Рабочая программа
учебного курса биологии в 6 классе
«Биология. Живой организм»
Составитель: Юдина Г. Е.,
учитель биологии и химии
Ардатов 2014г.
Пояснительная записка
Цель и задачи изучения учебного предмета
Целью является формирование целостного представления о закономерностях строения и жизнедеятельности живых организмов. Понимание общности всего живого, взаимосвязей живого и неживого.
Общая характеристика учебного курса
Данный курс содержит общую характеристику всех живых организмов – их общие черты строения и жизнедеятельности. Узнавая – что общего между человеком и деревом, между гигантским китом и микроскопической бактерией – ученики подходят к выводу об общности всего живого, их эволюционному единству. Изучаются все признаки живого и системы, обеспечивающие одни и те же функции у разных организмов. В конце курса изучается работа организма в целом и взаимосвязь всех живых организмов между собой и с окружающей неживой природой. Таким образом, ученики формируют представление о себе, как о части природы.
Данная рабочая программа составлена на основании Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы для учебника 6 класса «Биология. Живой организм» автора Н.И. Сонина, В.И. Сониной.
Изменения, внесенные в программу:
Добавлены контрольные и проверочные работы в середине и в конце каждого раздела с целью более объективного оценивания учащихся и закрепления материала.
Место предмета в базисном учебном плане, среди других учебных дисциплин на определенной ступени развития.
Настоящая программа по биологии является логическим продолжением программ для начальной школы и природоведения. и составляет вместе с другими предметами (физической географией, а в старших классах с химией и физикой) непрерывный школьный курс естествознания. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащиеся должны знать:
- основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);
- химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;
- особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток;
- строение ядерной клетки, основные функции её органоидов;
- типы деления клеток, их роль в организме;
- особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;
- основные жизненные функции растительных и животных организмов (питание, пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);
- характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать органоиды клетки;
- узнавать органы и системы органов изученных организмов;
- составлять простейшие цепи питания;
- размножать комнатные растения вегетативным способом;
- пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты.
Результаты освоения курса:
Личностными результатами изучения предмета являются:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения предмета являются:
формирование универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД (обнаруживать, формулировать и решать проблему).
- Познавательные УУД (анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления).
- Коммуникативные УУД (самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе).
Предметными результатами изучения предмета являются:
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга;
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры растений изученных семейств цветковых растений (максимум – называть характерные признаки цветковых растений изученных семейств);
– определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень);
– объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения;
– понимать смысл биологических терминов;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
5-я линия развития – оценивать риск взаимоотношений человека и природы:
– соблюдать и объяснять правила поведения в природе.
6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– различать съедобные и ядовитые цветковые растения своей местности.
Содержание учебного предмета:
Строение живых организмов(26 часов)
Клеточное строение организмов. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; распознавание органов, систем органов растений и животных.
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов;
уметь
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Жизнедеятельность организма (34 часа)
Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.
Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений и животных; опыты по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных;
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
уметь
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- рациональной организации труда и отдыха;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода
Повторение курса (8 часов)
Материально – техническое обеспечение:
- лупа препаровальная,
- микроскоп учебный,
- набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ
- иглы препаровальные
- пинцет анатомический с насечкой
- ножницы с одним острым концом,
- таблицы
- плакаты
- чучела животных
- готовые микропрепараты
- компьютерные и информационно – коммуникативные средства
- экранно – звуковые пособия
- натуральные объекты
Тематический план
№ темы | Название темы | Количество часов всего | Практических занятий | Уроков обобщения и повторения | Уроков изучения нового материала |
Раздел 1 | Строение и свойства живых организмов | 26 | 8 | 2 | 16 |
Раздел 2 | Жизнедеятельность организмов | 34 | 6 | 2 | 26 |
Раздел 3 | Повторение курса | 8 | 0 | 4 | 4 |
ИТОГО: | 68 | 14 | 8 | 46 |
Календарно – тематическое планирование:
№ урока | Наименование разделов и тем | Вид занятия* | Количество часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения | |||
План | Факт | |||||||
Строение и свойства живых организмов (26) | ||||||||
Введение. Многообразие живых организмов, их особенные свойства. | ИНМ | 1 | ||||||
Основные свойства живых организмов. | ИНМ | 1 | ||||||
Клетка – живая система
| ИНМ | 1 | ||||||
Лабораторная работа | ПР | 1 | Лабораторная работа №1. Увеличительные приборы и правила работы с ними. | |||||
Лабораторная работа | ПР | 1 | Лабораторная работа №2. Строение растительной клетки. Строение животной клетки. | |||||
Неклеточные формы жизни. | ИНМ | 1 | ||||||
Деление клеток. | ИНМ | 1 | ||||||
Мейоз и его биологическое значение. | ИНМ | 1 | ||||||
Повторение по теме «Строение растительной и животной клетки». | ПОУ | 1 | Обобщение материала, проверочная работа | |||||
Ткани растений | ИНМ | 1 | ||||||
Лабораторная работа
| ПР | 1 | Лабораторная работа №3 Ткани растений. | |||||
Ткани животных. Мышечные ткани. | ИНМ | 1 | ||||||
Нервная ткань. | ИНМ | 1 | ||||||
Лабораторная работа | ПР | 1 | Лабораторная работа № 4 Ткани животных. | |||||
Органы цветковых растений. | ИНМ | 1 | ||||||
Лабораторная работа | ПР | 1 | Лабораторная работа №5 Корневые системы | |||||
Лабораторная работа | ПР | 1 | Лабораторная работа №6 Строение побега. Простые и сложные листья. | |||||
Цветок и плод. | ИНМ | 1 | ||||||
Лабораторная работа | ПР | 1 | Лабораторная работа № 7 Строение цветка. | |||||
Лабораторная работа | ПР | 1 | Лабораторная работа №8 Строение семян. | |||||
Органы и системы органов животных. | ИНМ | 1 | ||||||
Органы и системы органов животных. | ИНМ | 1 | ||||||
Организм растения – единое целое. | ИНМ | 1 | ||||||
Целостность животного организма. | ПОУ | 1 | ||||||
Повторительно-обобщающий урок по теме «Строение и свойства живых организмов». | КР | 1 | Контрольная работа | |||||
Жизнедеятельность организмов (34) | ||||||||
Питание. Почвенное питание растений. | ИНМ | 1 | ||||||
Фотосинтез. | ИНМ | 1 | ||||||
Лабораторная работа | ПР | 1 | Лабораторная работа № 9 Действие слюны на крахмал. | |||||
Питание животных. | ИНМ | 1 | ||||||
Питание животных. | ОУ | 1 | ||||||
Дыхание. Дыхание растений. | ИНМ | 1 | ||||||
Дыхание животных. | ИНМ | 1 | ||||||
Лабораторная работа | ПР | 1 | Лабораторная работа № 10 Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. | |||||
Передвижение органических веществ в растении. | ИНМ | 1 | ||||||
Перенос веществ в организме беспозвоночных животных. | ИНМ | 1 | ||||||
Перенос веществ в организме позвоночных животных. | ПОУ | 1 | Обобщение материала, проверочная работа | |||||
Выделение. | ИНМ | 1 | ||||||
Выделение у растений. | ИНМ | 1 | ||||||
Обмен веществ и энергии у растений. | ИНМ | 1 | ||||||
Обмен веществ и энергии у животных. | ИНМ | 1 | ||||||
Опорные системы и их значение в жизни организмов. | ИНМ | 1 | ||||||
Лабораторная работа | ПР | 1 | Лабораторная работа № 11 Строение костей. | |||||
Лабораторная работа | ПР | 1 | Лабораторная работа №12 Наблюдение за движением дождевого червя. | |||||
Движение многоклеточных животных в водной среде. | ИНМ | 1 | ||||||
Передвижение позвоночных животных в воздушной и наземной средах. | ИНМ | 1 | ||||||
Особенности передвижения наземных млекопитающих и движения растений. | ПОУ | 1 | Обобщение материала, проверочная работа | |||||
Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой. | ИНМ | 1 | ||||||
Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой. | ИНМ | 1 | ||||||
Регуляция жизнедеятельности позвоночных животных и их взаимосвязь с окружающей средой. | ИНМ | 1 | ||||||
Эндокринная система и её роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. Ростовые вещества растений. | ИНМ | 1 | ||||||
Размножение, его виды. Бесполое размножение. | ИНМ | 1 | ||||||
Практическая работа . | ПР | 1 | Практическая работа №1 Вегетативное размножение комнатных растений | |||||
Половое размножение животных. | ИНМ | 1 | ||||||
Половое размножение растений. | ИНМ | 1 | ||||||
Практическая работа | ПР | 1 | Практическая работа №2 Определение всхожести семян. | |||||
Особенности индивидуального развития цветкового растения. | ИНМ | 1 | ||||||
Рост и развитие животных. | ИНМ | 2 | ||||||
Повторительно-обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность организмов». | КР | 1 | Контрольная работа | |||||
Повторение (8) | ||||||||
Обобщающий урок в форме игры по строению растений | ПОУ | 1 | ||||||
Обобщающий урок в форме игры по строению животных | ПОУ | 1 | ||||||
Обобщающий урок в форме игры по жизнедеятельности растений | ПОУ | 1 | ||||||
Обобщающий урок в форме игры по жизнедеятельности животных | ПОУ | 1 | ||||||
Экскурсия в краеведческий музей | ИНМ | 1 | ||||||
Выдача заданий на лето | ИНМ | 1 | ||||||
Резервное время | 1 | |||||||
Резервное время | 1 |
* Принятые в таблице сокращения:
ИНМ – изучение нового материала
ПОУ – повторительно-обобщающий урок
ПР – практическая работа
КР – контрольная работа
Учебно-методическое обеспечение:
Основная учебно-методическая литература:
- Н.И.Сонин В.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 кл. – учеб. для общеобразоват. учреждений М.: Дрофа, 2013.
- Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин. «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2005.
- Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 кл: Справ. пособие.- М.: Дрофа, 2004.
Дополнительная учебно-методическая титература:
- Н.И.Сонин В.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 кл. – учеб. для общеобразоват. учреждений М.: Дрофа, 2013.
- Н.И.Сонин «Биология. Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2013.
- Электронное приложение к учебнику Н.И.Сонин В.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 кл. с сайта www.drofa.ru
- CD-диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии».
- Коллекция ЦОР Интернета
- CD-диск «Электронные уроки и тесты. Биология в школе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...