рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Юдина Галина Евгеньевна

данная программа предназначена для учащихся 6 класса, по учебнику Сонина. Полная пояснительная записка,которая включает в себя полную информацию по содержанию предмета: названия тем, их содержание, основные требования к учащимся, также полный список лабораторных и практических работ по предмету с использованием всевозможного школьного оборудования. Полное тематическое и календарно-тематическое планирование, разнообразная научно методическое обеспечение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_6_kl.doc197 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ардатовская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено и одобрено на заседании методического объединения

Председатель МО

__________/Калигина Н.Ф./

 «2»           сентября        2014

Утверждена руководителем образовательного учреждения

________/ Кочетков К.В. /

 «____» ___________2014

Рабочая программа

учебного курса биологии в 6 классе

«Биология. Живой организм»

Составитель: Юдина Г. Е.,

учитель биологии и химии

Ардатов 2014г.


Пояснительная записка

Цель и задачи изучения учебного предмета

Целью является формирование целостного представления о закономерностях строения и жизнедеятельности живых организмов. Понимание общности всего живого, взаимосвязей живого и неживого.

Общая характеристика учебного курса

Данный курс содержит общую характеристику всех живых организмов – их общие черты строения и жизнедеятельности. Узнавая – что общего между человеком и деревом, между гигантским китом и микроскопической бактерией – ученики подходят к выводу об общности всего живого, их эволюционному единству. Изучаются все признаки живого и системы, обеспечивающие одни и те же функции у разных организмов. В конце курса изучается работа организма в целом и взаимосвязь всех живых организмов между собой и с окружающей неживой природой. Таким образом, ученики формируют представление о себе, как о части природы.

Данная рабочая программа составлена на основании Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы для учебника 6 класса «Биология. Живой организм» автора Н.И. Сонина, В.И. Сониной.

Изменения, внесенные в программу:

Добавлены контрольные и проверочные работы в середине и в конце каждого раздела с целью более объективного оценивания учащихся и закрепления материала.

Место предмета в базисном учебном плане, среди других учебных дисциплин на определенной ступени развития.

Настоящая программа по биологии является логическим продолжением программ для начальной школы и природоведения. и составляет вместе с другими предметами (физической географией, а в старших классах с химией и физикой) непрерывный школьный курс естествознания. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);
  • химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;
  • особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток;
  • строение ядерной клетки, основные функции её органоидов;
  • типы деления клеток, их роль в организме;
  • особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;
  • основные жизненные функции растительных и животных организмов (питание, пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);
  • характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать органоиды клетки;
  • узнавать органы и системы органов изученных организмов;
  • составлять простейшие цепи питания;
  • размножать комнатные растения вегетативным способом;
  • пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты.

Результаты освоения курса:

Личностными результатами изучения предмета являются:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. 
  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения предмета являются:

формирование универсальных учебных действий (УУД):

  • Регулятивные УУД (обнаруживать, формулировать и решать проблему).
  • Познавательные УУД (анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления).
  • Коммуникативные УУД (самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе).

Предметными результатами изучения предмета являются:

1-я линия развития – осознание роли жизни:

– объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга;

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности.

4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:

– различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры растений изученных семейств цветковых растений (максимум – называть характерные признаки цветковых растений изученных семейств);

– определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень);

– объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения;

– понимать смысл биологических терминов;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

5-я линия развития – оценивать риск взаимоотношений человека и природы:

– соблюдать и объяснять правила поведения в природе.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– различать съедобные и ядовитые цветковые растения своей местности.

Содержание учебного предмета:

Строение живых организмов(26 часов)

Клеточное строение организмов.  Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; распознавание органов, систем органов растений и животных.

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов;

уметь

  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

Жизнедеятельность организма (34 часа)

Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений и животных; опыты по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных;

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

уметь

  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • рациональной организации труда и отдыха;
  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода

Повторение курса (8 часов)

Материально – техническое обеспечение: 

  • лупа препаровальная,
  • микроскоп учебный, 
  • набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ
  • иглы препаровальные
  • пинцет анатомический с насечкой
  • ножницы с одним острым концом,
  • таблицы
  • плакаты
  • чучела животных
  • готовые микропрепараты
  • компьютерные и информационно – коммуникативные средства
  • экранно – звуковые пособия
  • натуральные объекты



Тематический план

№ темы

Название темы

Количество часов всего

Практических занятий

Уроков обобщения и повторения

Уроков изучения нового материала

Раздел 1

Строение и свойства живых организмов

26

8

2

16

Раздел 2

Жизнедеятельность организмов

34

6

2

26

Раздел 3

Повторение курса

8

0

4

4

ИТОГО:

68

14

8

46


Календарно – тематическое планирование:

№ урока

Наименование разделов и тем

Вид занятия*

Количество часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения

План

Факт

Строение и свойства живых организмов (26)

Введение. Многообразие живых организмов, их особенные свойства.

ИНМ

1

Основные свойства живых организмов.

ИНМ

1

Клетка – живая система

   

ИНМ

1

Лабораторная работа

ПР

1

Лабораторная работа №1.

Увеличительные приборы и правила работы с ними.

Лабораторная работа

ПР

1

Лабораторная работа №2. Строение растительной клетки.

Строение животной клетки.

Неклеточные формы жизни.

ИНМ

1

Деление клеток.

ИНМ

1

Мейоз и его биологическое значение.

ИНМ

1

Повторение по теме «Строение растительной и животной клетки».

ПОУ

1

Обобщение материала, проверочная работа

Ткани растений

ИНМ

1

Лабораторная работа

        

ПР

1

Лабораторная работа №3

 Ткани растений.

Ткани животных. Мышечные ткани.

ИНМ

1

Нервная ткань.

ИНМ

1

Лабораторная работа

ПР

1

Лабораторная работа № 4

Ткани животных.

Органы цветковых растений.

ИНМ

1

Лабораторная работа

ПР

1

Лабораторная работа №5

Корневые системы

Лабораторная работа

ПР

1

Лабораторная работа №6

Строение побега.

Простые и сложные листья.

Цветок и плод.

ИНМ

1

Лабораторная работа

ПР

1

Лабораторная работа № 7

Строение цветка.

Лабораторная работа

ПР

1

Лабораторная работа №8

Строение семян.

Органы  и системы органов животных.

ИНМ

1

Органы  и системы органов животных.

ИНМ

1

Организм растения – единое целое.

ИНМ

1

Целостность животного организма.

ПОУ

1

Повторительно-обобщающий урок по теме «Строение и свойства живых организмов».

КР

1

Контрольная работа

Жизнедеятельность организмов       (34)

Питание. Почвенное питание растений.

ИНМ

1

Фотосинтез.

ИНМ

1

Лабораторная работа

ПР

1

Лабораторная работа № 9

Действие слюны на крахмал.

Питание животных.

ИНМ

1

Питание животных.

 ОУ

1

Дыхание. Дыхание растений.

ИНМ

1

Дыхание животных.

ИНМ

1

Лабораторная работа

ПР

1

Лабораторная работа № 10

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Передвижение органических веществ в растении.

ИНМ

1

Перенос веществ в организме беспозвоночных животных.

ИНМ

1

Перенос веществ в организме позвоночных животных.

ПОУ

1

Обобщение материала, проверочная работа

Выделение.

ИНМ

1

Выделение у растений.

ИНМ

1

Обмен веществ и энергии у растений.

ИНМ

1

Обмен веществ и энергии у животных.

ИНМ

1

Опорные системы и их значение в жизни организмов.

ИНМ

1

Лабораторная работа

ПР

1

Лабораторная работа № 11

Строение костей.

Лабораторная работа

ПР

1

Лабораторная работа №12

Наблюдение за движением дождевого червя.

Движение многоклеточных животных в водной среде.

ИНМ

1

Передвижение позвоночных животных в воздушной и наземной средах.

ИНМ

1

Особенности передвижения наземных млекопитающих и движения растений.

ПОУ

1

Обобщение материала, проверочная работа

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой.

ИНМ

1

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой.

ИНМ

1

Регуляция жизнедеятельности позвоночных животных и их взаимосвязь с окружающей средой.

ИНМ

1

Эндокринная система и её роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. Ростовые вещества растений.

ИНМ

1

Размножение, его виды. Бесполое размножение.

ИНМ

1

Практическая работа

.

ПР

1

Практическая работа №1

Вегетативное размножение комнатных растений

Половое размножение животных.

ИНМ

1

Половое размножение растений.

ИНМ

1

Практическая работа

ПР

1

Практическая работа №2

Определение всхожести семян.

Особенности индивидуального развития цветкового растения.

ИНМ

1

Рост и развитие животных.

ИНМ

2

Повторительно-обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность организмов».

КР

1

Контрольная работа

Повторение (8)

Обобщающий урок в форме игры по строению растений

ПОУ

1

Обобщающий урок в форме игры по строению животных

ПОУ

1

Обобщающий урок в форме игры по жизнедеятельности растений

ПОУ

1

Обобщающий урок в форме игры по жизнедеятельности животных

ПОУ

1

Экскурсия в краеведческий музей

ИНМ

1

Выдача заданий на лето

ИНМ

1

Резервное время

1

Резервное время

1

* Принятые в таблице сокращения:

ИНМ – изучение нового материала

ПОУ – повторительно-обобщающий урок

ПР – практическая работа

КР – контрольная работа


Учебно-методическое обеспечение:

Основная учебно-методическая литература:

  • Н.И.Сонин В.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 кл. – учеб. для общеобразоват. учреждений М.: Дрофа, 2013.
  • Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин. «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2005.
  • Козлова  Т.А.  Биология  в  таблицах.  6-11 кл:  Справ.  пособие.- М.:  Дрофа,  2004.

 Дополнительная учебно-методическая титература:

  • Н.И.Сонин В.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 кл. – учеб. для общеобразоват. учреждений М.: Дрофа, 2013.
  • Н.И.Сонин «Биология. Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2013.
  • Электронное приложение к учебнику Н.И.Сонин В.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 кл. с сайта www.drofa.ru
  • CD-диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии».
  • Коллекция ЦОР Интернета
  • CD-диск «Электронные уроки и тесты. Биология в школе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...