Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Завершинская Галина Анатольевна
Рабочая программа по биологии для 7 класса с календарно-тематическим планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7_klass_2014-2015.doc363.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Оборонинская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ,                                                                                   РАССМОТРЕНО МО

директор школы                                                                                  протокол №________

_______________________                                                                от «___»________201___г.

(В.А.Шевченко)

От «___»_________201___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ  В 7 б   КЛАССЕ

на      2014-2015 уч. г.

     

     Структура документа.

     Рабочая программа включает  разделы: пояснительную записку; основное содержание, с распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников; учебно-тематического планирования; календарно-тематического планирования; литературы и средств обучения.

 Пояснительная записка.

      Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федрального компонента государственных образовательных стандартов, оснловного общего образования (приказ Министрства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательныхстандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;  на основе  авторской программы И.Н. Пономаревой и др. «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой; на основании Примерной программы основного общего обра­зования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для 7 класса общеобразовательных учреждений (курс «Животные», авторы Константинов В.М., Кучменко В.С., Пономарева И.Н.).  Является логическим продолжением изучения предмета «Биология» в 6 классе; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся. При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу биологии; базисный  учебный  план  МБОУ «Оборонинская СОШ»  на 2014-2015 учебный  год.  

Цели. 

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, строении, жизнедеятельности, средообразующей роли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Задачи.

- развитие способностей учеников, относящихся к их взаимодействию с миром природы; развитие интереса к познанию природных объектов и явлений, способности чувствовать их красоту и значимость для жизни человека; организация практической деятельности по изучению природы и освоению учащимися элементарных приемов исследовательской деятельности;

- формирование основ ценностного отношения к природе (знание редких и охраняемых видов животных своей местности, оценка доступными способами экологических параметров окружающей среды, осознание необходимости бережного использования и защиты объектов природы, стремление внести посильный вклад в решение местных экологических проблем);

- учет региональных особенностей в содержании предмета (включение местных природных объектов в учебный процесс в рамках практикумов в окружающей среде, знание наиболее распространенных  животных своей местности, освоение норм здорового образа жизни с учетом местных условий, изучение правил безопасного поведения в местной окружающей среде);

- применение научного метода  познания как основная идея интеграции знаний и как основа для формирования приемов самостоятельной познавательной деятельности школьников;

- интеграция в курс биологии  элементов информатики (обучение учащихся работе с конкретными средствами информационно-коммуникационных технологий и использованию их при выполнении заданий по природоведению);

- формирование коммуникативных умений (широкое использование групповой работы школьников, ведение диалога, аргументация собственных суждений, толерантность к чужому мнению, организация совместной продуктивной деятельности);

- усиление в преподавании биологии  роли развивающих, дифференцированных, личностное ориентированных, проблемно-поисковых (исследовательских) и групповых педагогических технологий.

- установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на земле;

- подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.

- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

       Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

      Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.

Место предмета в базисном учебном плане.

Согласно учебному  школы  плану для базового изучения биологии в 7 классе отводится 68  часов  из расчёта 2 часа  в неделю, в том числе  лабораторных работ -10.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.     Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.    В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.  Раздел включает перечень лабораторных и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасность.   Ведущей темой курса  определяется тема Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Это наиболее сложная для изучения тема курса, не случайно на неё отводится большее количество часов. Учащимся бывает трудно разобраться в многообразии  знаний о строении, жизнедеятельности, многообразии и значении млекопитающих, знание терминов по теме, умения узнавать изученных животных на рисунках и распределять их по систематическим группам, умение отвечать на вопросы  разной степени сложности.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.

       Рабочая программа выполняет две основные функции:

  - информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного учебного предмета.

- организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

                                 

Формирование ключевых компетенций.

-   ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

-   общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

-  учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

-   информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

-  коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

 -   социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

  • компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Механизмы формирования ключевых компетенций на уроках биологии.

-   ценностно-смысловые компетенции. Формирование  способности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

-   общекультурные компетенции. Использовать на уроках  метод самостоятельного подбора  материалов на заданную тему. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

-  учебно-познавательные компетенции.  На всех этапах урока включать  элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

-   информационные компетенции.  Использовать на уроках и во  внеурочной деятельности реальные объекты (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационные технологии (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), это способствует формированию  умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

-  коммуникативные компетенции. Использовать на уроках групповые задания, способствующие  взаимодействию с окружающими и удаленными людьми и событиями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

 -   социально-трудовые компетенции: использовать на уроках  задания на умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

-  компетенции личностного: реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Формы организации образовательного процесса:

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий , работа с обучающими программами за компьютером.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Технологии обучения: 

- дифференцированное  обучение (цель: создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей; сущность: усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт);

- модульное обучение  (цель: обеспечить  гибкость обучения, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки; сущность: самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой).

- проблемное обучение (цель: развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся и их реализацию; сущность: последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, позволяющих  активно усваивать знания);

- развивающее  обучение (цель: развитие личности и ее способностей; сущность: ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека);

-  разноуровневые и технология критического обучения (цель: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс; сущность:  способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения);

- классно-урочная технология обучения;

-  групповая технология обучения;

-  игровая технология обучения  (цель: обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений; сущность: самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации);

- активное (контекстное) обучение (цель: организация активности обучаемых; сущность: моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности).

Виды и формы контроля. 

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы;  фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов).

Информация об используемом учебнике:

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /                    Под редакцией проф В.М. Константинова. – М.: Вентана-Граф, 2012

Содержание курса.

Тема 1. Общие сведения о мире животных (5 часов)

         Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.

         Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.

         Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира.

         Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

         Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.

В результате изучения  раздела ученик должен знать/уметь:

объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных; использовать знания по зоологии в повседневной жизни; применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций; классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;  наблюдать и описывать различных представителей животного мира; определять сходства и различия между растительным и животным организмом; давать характеристику методам изучения биологических объектов; изучать биологические объекты  процесс -работать с живыми и фиксированными животными(коллекциями, влажными и микропрепаратами,

         Тема 2. Строение тела животных (3 часа).

         Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.

В результате изучения  раздела ученик должен знать/уметь: распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных; объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды  обитания животных; сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп)

Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4 часа).

         Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

         Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

         Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиконосцы.

         Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

         Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентирийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией.

         Значение простейших в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №1. Строение и передвижение инфузории.

В результате изучения  раздела ученик должен знать/уметь:

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация-находить отличия простейших от многоклеточных; распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими; сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой; изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты.      

Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (3 часа).

         Общая характеристика типа кишечнополостные. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

         Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.

         Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

В результате изучения  раздела ученик должен знать/уметь:

-распознавать  представителей данного типа на рисунках  учебника и таблицах; применять знания о строении и жизнедеятельности кишечнополостных для сохранения здоровья человека; сравнивать   кишечнополостных с одноклеточными животными, находит черты сходства и отличия; характеризовать  черты многоклеточных животных; особенности строения и процессов жизнедеятельности.

Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (6 часов).

         Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

         Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

         Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

         Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

         Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

         Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

         Значение червей и их место в истории развития животного мира.

         Лабораторная работа №2.Внешнее строение дождевого червя, его передвижение.

         Лабораторная работа №3. Внутреннее строение дождевого червя.

В результате изучения  раздела ученик должен знать/уметь: 

-понимать  основные признаки плоских, круглых и кольчатых червей; черты приспособленности, значение в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;  строение и жизнедеятельность организмов для борьбы паразитами; соблюдать правила профилактики заражения гельминтозами; сравнивать  особенности строения и процессов жизнедеятельности; доказывать роль охраны природных сообществ в сохранении биологического  разнообразия.

Тема 6. Тип Моллюски (4 часа).

         Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

         Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

         Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

         Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

         Лабораторная работа№4. Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков.

В результате изучения  раздела ученик должен знать/уметь: 

-определять  отличительные  признаки классов типа моллюски;  особенности строения и жизнедеятельности моллюсков; распознавать  представителей данного типа на рисунках  учебника и таблицах; применять знания о строении и жизнедеятельности  для создания специального морского хозяйства; сравнивать представителей данного типа; доказывать  происхождение моллюсков; обосновывает значение моллюсков в природе и жизнедеятельности человека

Тема 7. Тип Членистоногие (7 часов).

         Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

         Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

         Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

         Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

         Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

         Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.

         Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.

         Лабораторная работа №5. Внешнее строение насекомого.

В результате изучения  раздела ученик должен знать/уметь: 

-определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация основные классы, отряды типа, основных представителей классов;   распознавать и описывать   представителей данного типа на рисунках  учебника и таблицах;  выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

-сравнивать  и выявлять черты сходства и различия классов и видов членистоногих; -доказывать происхождение типа от кольчатых червей.

Тема 8. Тип Хордовые (32 часа).

         Краткая характеристика типа хордовых.

Подтип Бесчерепные (1 час).

         Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (5 часов).

         Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.

         Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. Понятие о популяции.

         Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. Запасы осетровых рыб и меры по их восстановлению.

         Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

         Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и другие (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

         Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма – карп. Другие виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.

        Лабораторные работы №6. Внешнее строение и особенности передвижения рыб.

Лабораторные работы №7. Внутреннее строение рыбы.

Класс Земноводные, или Амфибии (4 часа).

         Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

         Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.

         Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

       

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 часа).

         Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

         Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособление к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

         Змеи, ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.

         Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека.

         Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

         Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Класс Птицы (7 часов).

         Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

         Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни.

         Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

         Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

         Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

         Лабораторные работы№8. Внешнее строение птиц. Строение перьев.

  Лабораторные работы№9. Строение скелета птиц.

Класс Млекопитающие, или Звери (11 часов).

         Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

         Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих.

         Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.

         Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.

         Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.

         Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

         Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных.

         Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

         Лабораторная работа №10. Строение скелета  млекопитающих.

В результате изучения  раздела ученик должен знать/уметь: -

-называть общие признаки живых организмов основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов, подцарств, типов и классов животных.

-характеризовать приспособленность организмов к жизни  в сообществах.

-распознавать клетки, ткани, органы и  системы органов животных. наиболее -распространенные виды животных своего региона ,животных разных классов и видов;

-сравнивать типы животных;

-наблюдать сезонные изменения в жизни животных;

-соблюдать правила наблюдения за сезонными изменениями в жизни животных бережного отношения к организмам, видам поведения в природе;

-изучать  биологические объекты и процессы; рассматривать  на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

-обосновывать родство млекопитающих животных и человека, значение в природе;

-приводить примеры усложнение животных в процессе эволюции;

-называть причины и результаты эволюции;

-изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты;

-обосновывать родство млекопитающих животных и человека;

-сравнивать строение и функции клеток животных;

-характеризовать строение функций клеток животных, среды обитания организмов, экологические факторы ,природные сообщества.

Тема 9. Развитие животного мира на Земле (4 часа).

         Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества.

         Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.

В результате изучения  раздела ученик должен знать/уметь: 

-объяснять роль и  необходимость защиты окружающей среды, рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

-показать черты приспособления животного на разных стадиях развития к среде обитания;

-сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства  эволюции; причины эволюции по Дарвину; результаты эволюции;

-добывать биологическую информацию об эволюционном развитии животных;

доказательствах  и причинах эволюции животных из различных источников.

Тема 10. Повторение  (2 часа).

Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года.

В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен знать:

На базовом уровне:

-характерные признаки царства животных;

-строение и жизнедеятельность простейших (на примере амебы и инфузории-туфельки);

роль простейших в биосфере и жизни человека;

-многоклеточность и ее биологический смысл;

-отличительные черты планов строения важнейших типов животных (кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие, хордовые);

основные жизненные формы морских организмов (планктонные, бентосные и пелагические; прикрепленные и подвижные; фильтраторы, растительноядные, хищники; рифостроители), их роль в природе и значение для человека;

особенности жизненных циклов морских беспозвоночных;

особенности жизненных циклов и хозяев паразитических червей, их природные очаги и профилактика вызываемых ими болезней;

основные приспособления беспозвоночных к жизни на суше;

основные жизненные формы моллюсков и членистоногих, их роль в природе и значение для человека;

важнейшие отряды насекомых;

о размножении и развитии насекомых с неполным и полным превращением;

роль в природе и хозяйстве человека насекомых-опылителей, общественных насекомых, кровососущих насекомых; одомашненные насекомые (пчела, тутовый шелкопряд);

важнейшие группы «вредителей» сельскохозяйственных и лесных культур на примере своего региона; причины возникновения «вредителей»;

насекомые человеческого жилища на примере своего региона;

роль клещей и насекомых в распространении инфекционных заболеваний;

классы позвоночных животных;

приспособления основных групп позвоночных к жизни в воде и на суше;

особенности размножения и развития представителей разных классов позвоночных;

роль рыб и наземных позвоночных в биосфере Земли;

о рыбном промысле и рыборазведении; основные группы промысловых рыб и их рациональное использование ресурсов;

особенности образа жизни земноводных, пресмыкающихся в связи с их строением, птиц в связи с приспособлением их к полету, млекопитающих в связи с освоением ими разных сред жизни;

роль земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих в природе и жизни человека;

о преимуществах и ограничениях, связанных с приобретением теплокровности;

основные экологические группы птиц и млекопитающих, важнейшие отряды млекопитающих;

основные группы домашних животных, их значение в жизни человека;

основные группы охотничье-промысловых птиц и зверей, о рациональном использовании их ресурсов на примере своего региона;

характерных животных своего региона;

-об охране животных, роли заповедников и заказников.

знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов  животных, популяций; экосистем и агроэкосистем;  животных своего региона.

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии у животных.

уметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию  и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды.

- изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать  готовые микропрепараты  и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части,   органы и системы органов животных; животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных,

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых  животными.  

-оказания первой помощи при укусах животных;

-соблюдения правил поведения в окружающей среде.

3.Учебно-тематический план

Раздел (тема) курса

Кол-во часов

Лабораторная работа

1.

Общие сведения о мире животных.

5

2.

Строение тела животных.

3

3.

Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные.

4

Л.р. № 1

4.

Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные.

3

5.

Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.

6

Л.р. № 2

Л.р. № 3

6.

Тип Моллюски.

4

Л.р. № 4

7.

Тип Членистоногие.

7

Л.р. № 5

8

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы.

6

Л.р. № 6

Л.р. № 7

9

Класс Земноводные, или Амфибии.

4

10

Класс Пресмыкающиеся, или рептилии.

4

.11

Класс Птицы.

7

Л.р. № 8

Л.р. № 9

12

Класс Млекопитающие, или Звери.

11

Л.р. № 10

13

Развитие животного мира на Земле.

4

14

  Повторение

2

Итого

70

Литература и материально-технические средства обучения.

Основная литература.

1. В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /                    Под редакцией проф В.М. Константинова. – М.: Вентана-Граф, 2009

2. Кучменко В.С., Суматохин С.В. Биология. Животные: 7 класс. Методическое пособие. – М.: Вентана - Граф, 2006.-176 с.

3. С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь № 1. – М.: Вентана-Граф, 2010.

4. С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь № 2. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Цифровые образовательные ресурсы:

1.  «Вестник образования» (www.vestnik.edu.ru)

2.   Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru).

3. «Открытый класс» http://www.openclass.ru

4.   Педсовет.org  Всероссийский интернет-педсовет   (http://pedsovet.org).

5.    Образовательные диски: УМК: уроки биологии Кирилла и Мефодия 7 класс

6.www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

http://bird.geoman.ru/ - Птицы

http://invertebrates.geoman.ru/ - Насекомые

http://animal.geoman.ru/ - Животные

http://fish.geoman.ru/ - Рыбы

5.Календарно-тематический  план

 (приложение к рабочей программе)

Составил: учитель биологии Завершинская Г.А.

№п/п

Тема урока.

Количество часов, отведённых на изучение темы.

Даты проведения уроков.

Виды и формы контроля

Примечание

План

Факт

Общие сведения о мире животных.

1.

Техника безопасности на уроках. Зоология – наука о животных.

1

Повторение знаний курса биологии, ТБ

2.

Среды жизни и места обитания животных.

1

Фронтальная беседа

3.

Классификация животных.

1

Индивидуальный опрос

4.

Влияние человека на животных.

1

Работа по карточкам

5.

Краткая история развития зоологии.

1

Самопроверка

Строение тела животных.

6.

Клетка

1

Фронтальная беседа

7.

Ткани

1

тестирование

8.

Органы и системы органов.

1

Биологический диктант

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные.

9.

Класс Саркодовые. Амеба обыкновенная.

1

Фронтальная беседа

10.

Класс жгутиконосцы. Эвглена зеленая.

1

Фронтальная беседа

11.

Тип инфузории. Инфузория-туфелька. Лабораторная работа №1. Строение и передвижение инфузории-туфельки.

1

Лабораторный практикум

12.

Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

1

Индивидуальный опрос

Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные.

13.

Тип кишечнополостные. Общая характеристика.

1

Фронтальная беседа

14.

Морские кишечнополостные.

1

Фронтальная беседа

15.

Обобщающий урок на тему: «Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные».

1

Тестирование.

Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви.

16.

Тип плоские черви. Белая планария.

1

Фронтальная беседа. Проект.

17.

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

1

Фронтальная беседа. Реферат.

18.

Тип круглые черви. Класс нематоды

1

Индивидуальный опрос

19.

Тип кольчатые черви. Класс многощетинковые черви.

1

Работа по карточкам

20.

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые черви. Лабораторная работа №2. Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость».

1

Лабораторный практикум

21.

Внутреннее строение дождевого червя. Лабораторная работа №3. Внутреннее строение дождевого червя».

1

Лабораторный практикум

Тип Моллюски.

22.

Общая характеристика типа моллюски.

1

Индивидуальный опрос

23.

Класс брюхоногие моллюски.

1

Рефераты.

24.

Класс двустворчатые моллюски. Лабораторная работа №4. Внешнее строение раковин  пресноводных и морских моллюсков.

1

Лабораторный практикум

25.

Класс головоногие моллюски.

1

Индивидуальный опрос

Тип Членистоногие.

26.

Класс ракообразные.

1

Индивидуальный опрос

27.

Класс паукообразные.

1

тестирование

28.

Класс насекомые. Лабораторная работа №5. Внешнее строение насекомого.

1

Лабораторный практикум

29.

Особенности внутреннего строения насекомых.

1

Фронтальня беседа

30.

Типы развития насекомых.

1

Индивидуальный опрос

31.

Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые.

1

Проект.

32.

Важнейшие отряды членистоногих.

1

Работа по карточкам

Тип Хордовые.

33.

Общие признаки хордовых. Ланцетник.

1

Фронтальная беседа

34.

Надкласс рыбы. Внешнее строение. Лабораторная работа №6. Внешнее строение и особенности передвижения рыбы.

1

Индивидуальный опрос

Лабораторный практикум

35.

Внутреннее строение рыб. Лабораторная работа №7. Внутреннее строение рыбы.

1

Лабораторный практикум

Работа по карточкам

36.

Особенности размножения рыб.

1

Индивидуальный опрос

37.

Основные систематические группы рыб.

1

Тестирование.

38.

Промысловые рыбы, их использование и охрана.

1

Индивидуальный опрос

Класс Земноводные.

39.

Места обитания и внешнее строение земноводных.

1

Работа по карточкам

40.

Строение и деятельность внутренних органов лягушки.

1

Индивидуальный опрос

41.

Годовой цикл жизни земноводных, их происхождение.

1

Работа по карточкам

42.

Многообразие, значение, охрана земноводных

1

тестирование

Класс Пресмыкающиеся

43.

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся.

1

Фронтальная беседа

44.

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.

1

Фронтальная беседа

45.

Многообразие и значение пресмыкающихся.

1

Индивидуальный опрос

46.

Древние пресмыкающиеся. Динозавры

1

Работа по карточкам

Класс птицы.

47.

Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8. Внешнее строение птицы. Строение перьев.

1

Индивидуальный опрос. Лабораторный практикум

48.

Опорно-двигательный аппарат птиц. Лабораторная работа №9. Строение скелета птицы.

1

Работа по карточкам.

Лабораторный практикум

49.

Внутреннее строение птиц.

1

Индивидуальный опрос

50.

Размножение и развитие птиц.

1

Фронтальная беседа

51.

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

1

Индивидуальный опрос

52.

Экологические группы птиц.

1

тестирование

53.

Значение и охрана птиц.

1

Биологический диктант

Класс Млекопитающие.

54.

Внешнее строение млекопитающих

1

Фронтальная беседа

55.

Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа №10. Строение скелета млекопитающих.

1

Работа по карточкам.

Лабораторный практикум.

56.

Размножение и развитие млекопитающих.

1

Индивидуальный опрос

57.

Происхождение млекопитающих.

1

тестирование

58.

Насекомоядные, рукокрылые.

1

Проект

59.

Грызуны, хищные.

Рефераты.

60.

Ластоногие, китообразные, копытные, хоботные.

1

Фронтальная беседа

61.

Приматы.

1

Работа по карточкам

62.

Экологические группы млекопитающих.

1

Фронтальная беседа

63

Экологические группы млекопитающих

Сообщения.

64.

Охрана редких животных.

1

тестирование

Развитие животного мира на Земле.

65.

Доказательства эволюции животного мира. Учение Чарльза Дарвина.

1

Индивидуальный опрос

66.

Усложнение животных в процессе эволюции.

1

Работа по карточкам

67.

Повторение изученного материала по теме: «Развитие животного мира».

1

тестирование

68.

Повторение изученного материала по теме: «Развитие животного мира».

1

Работа по карточкам

69-70.

Повторение

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...