Урок естествознания в 8 классе специальной (коррекционной) школы на тему "Многообразте паразитических червей"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
План - конспект урока естествознания в 8 классе специальной (коррекционной) школы на тему "Многообразте паразитических червей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_estestvoznaniya_v_8_klasse.rar | 40.36 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока естествознания в 8 классе
Тема: Многообразие паразитических червей
Подготовила и провела
учитель естествознания
ГКОУ СО «Буткинская
специальная (коррекционная)
общеобразовательная нкола – интернат»
Мокринская Марина Михайловна
Цель: создать условия для формирования представлений учащихся о многообразии и особенностях жизнедеятельности червей – паразитов и мерах профилактики глистных заболеваний.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- Формировать представления о многообразии паразитических червей;
- Формировать общее представление об особенностях строения и процессах жизнедеятельности паразитических червей (аскарид, остриц, лентеца и др.), связанные с их паразитическим образом жизни;
- Формировать представление о вреде паразитических червей и мерах профилактики;
- Научить применять научные теоретические знания для обоснования гигиенических мер профилактики гельминтозов.
- Коррекционно-развивающие:
- Формировать умение самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой, выделять главное в учебном материале;
- Формировать умение работать в группе, согласуя свои действия и роли, оформлять и презентовать результаты совместной деятельности;
- Развивать логическое мышление, речь, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие.
- Коррекционно-воспитательные:
- Формировать положительную мотивацию к обучению, интерес к учебному предмету;
- Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, твердые убеждения в необходимости сохранения личного и общественного здоровья;
- Воспитывать самостоятельность, дисциплинированность.
Оборудование: презентация, иллюстрации паразитических червей, фотографии «пострадавших», карточки со словарными словами.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
- Здравствуйте, ребята, садитесь!
- Расскажите, какая сегодня дата, день недели. (Ответы детей)
- Чего мы желаем друг другу, когда говорим «здравствуйте»? (Ответы детей; Желаем друг другу здоровья).
- Существует известное нам всем высказывание, которое висит на доске. Прочитайте его.
«Наше здоровье – в наших руках» (На доске)
- Ребята, а действительно ли это так? (Ответы детей)
- Почему вы так считаете? (Ответы детей)
- Повторение пройденного материала
- Тема нашего прошлого урока напрямую была связана с этим высказыванием. Назовите её. (Ответы детей: Черви паразиты. Аскариды.)
- Каких червей-паразитов вы знаете?
- Где поселяются эти паразиты?
- Опишите внешнее строение аскарид.
- Чем опасны черви-паразиты для человека?
- Что нужно делать, чтобы не заразиться паразитами?
- Сообщение темы и цели урока
- Ребята, аскариды – это не единственные черви, которые могут поселиться в человеческом организме. Насчитывается около 10000 видов паразитических червей. Сегодня на уроке познакомимся с другими паразитическими червями, с особенностями их жизни и мерами профилактики заболеваний, вызываемых червями-паразитами.
- Для чего мы должны все знать о паразитах? (Ответы детей: Чтобы знать, как уберечь себя от заражения ими.).
- Запишите в тетради дату и тему урока.
Многообразие паразитических червей |
- Изучение нового материала
А) Создание проблемной ситуации, коррекционное упражнение на развитие зрительного восприятия
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы с вами будем активными участниками криминалистического расследования, у нас будут и потерпевшие, и преступники, которых нам надо будет определить и обезвредить. Вот три человека, пострадавшие при столкновении с опаснейшими и коварнейшими преступниками. Для успешного расследования разделим класс на три группы – следственные бригады, выберем в каждой группе «старшего следователя». Я вручаю вам «досье», где собраны материалы по каждому преступнику. Вот «фотороботы» преступников (Учитель раздает учащимся изображения печеночного сосальщика, остриц и широкого лентеца, разрезанных произвольно). К сожалению, эти снимки были повреждены, поэтому, первая ваша задача: так сложить фрагменты, чтобы получить целостные изображения.
- Молодцы, теперь в каждой группе есть «фоторобот» преступника. Теперь разберемся с потерпевшими. В целях тайны следствия, назовем их условно: Антон, Борис, Валерий. После контакта с преступниками они получили тяжкие телесные повреждения, материальный и моральный ущерб. Перед вами перечень симптомов:
- У Антона – часто наблюдаются аллергические реакции в виде сыпи на теле (крапивницы) и расстройства пищеварения, тошнота, рвота, боли в области печени.
- У Бориса - жалобы на общую слабость, расстройство аппетита, тошноту, частые боли в животе, головные боли, слабость и утомляемость, быстрая потеря трудоспособности, раздражительность, плохой сон.
- У Валерия - часто болит живот, появляется тошнота и рвота, аппетит бывает просто неукротимым, но масса тела уменьшается при любых потребляемых объемах пищи.
- В вашем распоряжении учебники, дополнительная литература, картинки. Все это поможет вам в расследовании. Нужно установить «имя преступников». Для этого нужно внимательно изучить досье, вписать в таблицу на карточках необходимые слова и найти «преступника».
Б) Работа учащихся в группах.
Каждая группа получает листы с алгоритмом своих действий. По ходу расследования создается полная картина «преступления» и четкое описание «преступника».
В) Закрепление. Выступление групп
- Итак: все вместе, фронтально подводим итоги.
«Старший следователь» каждой группы докладывает «руководству» (учителю) о ходе и результатах расследования. Выясняется истинные «виновники происшествия». В ходе выступления групп на доске вывешивается таблица.
Острицы | Печеночный сосальщик | Лентец широкий | |
Хозяином паразита может быть | Только человек, чаще дети. | Человек, собака, кошка, овца и др. | Человек рыбы, свиньи, кошки, собаки, коровы и др. |
Живет в | Кишечнике | Печени, желчном пузыре | Кишечнике |
Внешний вид | Круглые, белые, 5 – 10 мм | Листовидная форма, 3 – 4 см | Ленточный, длинный, 10 – 30 м |
Признаки заболевания | Общая слабость, расстройство аппетита, тошнота, боль в животе, головные боли, слабость и утомляемость, раздражительность, плохой сон. | Сыпь на теле (крапивница) и расстройства пищеварения (тошнота, рвота, боли в животе), образование камней в желчном пузыре, желтуха. | Общая слабость, часто боли в животе, тошнота и рвота, повышенный повышенный аппетит, уменьшение массы тела. |
Можно заразиться, если | Не соблюдать личную гигиену | Есть сырую рыбу, плохо проваренное или прожаренное мясо, печень, через шерсть животных, при несоблюдении правил личной гигиены. | Есть сырую, слабокопченую или вяленную, плохо прожаренную рыбу или сырую икру, непрожаренное или непроваренное мясо. Не соблюдать правила личной гигиены. |
Потерпевший | Борис | Антон | Валерий |
- Что нужно делать, чтобы уберечься от заражения паразитическими червями?
- Ребята, мы пришли к выводу: у правоохранительных органов, как и в медицине, главное - не борьба с преступностью (болезнями), а их профилактика. (в ходе беседы заполняется схема на доске).
Пути заражения | Меры профилактики |
Грязные руки, ногти | МЫТЬ!!! |
Немытые овощи и фрукты | МЫТЬ!!! |
Мясо, рыба | ХОРОШО ОБРАБАТЫВАТЬ!!! |
Вода | КИПЯТИТЬ!!! |
Мухи | УНИЧТОЖАТЬ!!! |
Больные люди и животные | ЛЕЧИТЬ!!! СОБЛЮДАТЬ ГИГИЕНУ!!! |
- Оценивание
Учитель оценивает итоги расследования, отмечаются лучшие работники следственной бригады, определяется бригада, проявившая качества настоящей командной работы. Заслушивается мнение учащихся.
- Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Что понравилось?
- Чему научились?
- Домашнее задание
- Ребята, для того чтобы закрепить знания о червях паразитах, ознакомьтесь с информацией в «Уголке здоровья», который я оформила в классе.
- Творческое задание: нарисовать рисунок, плакат, сочинить стихотворение о профилактике глистных заболеваний.
- Рефлексия
- Ребята, на доске ступеньки, прикрепите кружок со своим именем к той ступеньке, на которой вы себя видите.
Ступеньки:
- Мне все равно
- Я задумался, задумалась
- Буду беречь своё здоровье
- Ребята, предлагаю послушать стихотворение «Ода паразиту». (Проводится, если позволят временные рамки урока для эмоционального финала.) Его сочинил человек, плохо знающий истинное лицо паразита, поэтому в стихотворении так много ошибок. Сейчас мы проверим, сможете ли вы их обнаружить. На каждую замеченную биологическую ошибку откладывайте красную карточку. Будьте внимательны.
Эх, нелегкая жизнь паразита!
Жить в кишках - и не быть переваренным,
Но спасает его плодовитость,
Сложный цикл, природой подаренный.
А такое простое строение,
Уж, поверьте, совсем не от лени.
Это зверь любопытный, внимательный,
Слух отличный, хорошее зрение,
И родитель с него замечательный,
Он большое дает поколение.
Всем сердцем он готов дружить
И в симбиозе дружно жить,
С хозяином везучим,
Безграмотным, грязнущим.
Он за пищу и кров всем признателен,
И сумеет создать настроение,
Он желает стать вашим приятелем,
Он природное чудо-творение.
Зачастую меняет хозяина,
Сам ползет, выбирая себе.
Приложите, ребята, старание:
Не встречайтесь с глистами нигде!
- Ребята, покажите на пальцах, кто сколько заметил ошибок.
Учитель визуально определяет правильность выполнения задания, оценивает.
ОСТРИЦЫ
Острицы – маленькие круглые черви белого цвета, длиной 5-10 милимметров.
Острицы живут в кишечнике человека, чаще у детей. Вокруг ротового отверстия на передней части тела острицы находится небольшое вздутие, с помощью которого глист прикрепляется к стенке кишечника. Глаз у червей нет. Питаются острицы бактериями кишечника, выделяя при этом в организм хозяина ядовитые продукты своей жизнедеятельности. Поэтому у человека, зараженного острицами, может наблюдаться общая слабость, расстройство аппетита, тошнота, боль в животе, головные боли, слабость и утомляемость, быстрая потеря трудоспособности.
Самки остриц откладывают оплодотворенные яйца в области анального отверстия человека, вызывая сильный зуд. Яйца остриц очень мелкие и легко рассеиваются: попадают на одежду, книги, в большом количестве скапливаются под ногтями. Люди, зараженные острицами, как правило, раздражительны, плохо спят, не спокойны.
Яйца остриц снаружи покрыты липким веществом. Поэтому они хорошо прилипают к рукам и могут попасть в организм человека, если он не соблюдает личную гигиену. Заражение организма человека острицами вызывает заболевание – энтеробиоз. Часто в народе энтеробиоз называют «болезнью грязных рук».
При обнаружении признаков этого заболевания необходимо обратиться к врачу. Для лечения заболевания необходимо принимать медицинские препараты.
ПЛАН РАБОТЫ СЛЕДСТВЕННОЙ ГРУППЫ
- Внимательно прочитайте информацию, проанализируйте и заполните таблицу.
Название паразитического червя | Острицы |
Хозяином паразита может быть | |
Паразит живет в (Укажите в каком органе поселяется у человека) | |
Внешний вид (Длина, форма, цвет) | |
Признаки заболевания, вызванного паразитом | |
Можно заразиться, если: | |
Потерпевший (Укажите имя) |
- Внимательно прочитайте признаки заболевания у потерпевших и определите, кто заражен этими паразитами. Укажите имя в таблице.
- У Антона – часто наблюдаются аллергические реакции в виде сыпи на теле (крапивницы) и расстройства пищеварения, тошнота, рвота, боли в области печени.
- У Бориса - жалобы на общую слабость, расстройство аппетита, тошноту, частые боли в животе, головные боли, слабость и утомляемость, быстрая потеря трудоспособности, раздражительность, плохой сон.
- У Валерия - часто болит живот, появляется тошнота и рвота, аппетит бывает просто неукротимым, но масса тела уменьшается при любых потребляемых объемах пищи.
ПЕЧЕНОЧНЫЙ СОСАЛЬЩИК
Печеночный сосальщик имеет листовидную форму тела длиной около 3 - 4 сантиметра. В передней части туловища червя имеется ротовая присоска, при помощи которой он прикрепляется к стенкам печени и питается кровью своего хозяина. Глаз у червей нет.
При этом червь отравляет организм хозяина своими ядовитыми выделениями. На этапе внедрения в организм, паразит вызывает сильные аллергические реакции в виде сыпи на теле (крапивницы) и расстройства пищеварения (тошнота, рвота, боли в животе), а прижившись — заболевания печени и желчного пузыря. Может явиться причиной образования камней в желчном пузыре. Паразит разрушает печёночные клетки, что может привести к кровотечению, а также закупорке желчных ходов и появлению желтухи.
Яйца печеночного сосальщика выходят из организма хозяина вместе с испражнениями, а затем попадают в организм другого человека или животного.
Это паразит встречается в печени и желчном пузыре у человека, кошек, собак, овец и других животных. Заражение происходит от поедания сырой рыбы, плохо проваренного или прожаренного мяса, печени, а также через шерсть животных и при несоблюдении правил личной гигиены.
При обнаружении признаков этого заболевания необходимо обратиться к врачу. Для лечения заболевания необходимо принимать медицинские препараты. Иногда паразиты удаляются из печени и желчного пузыря хирургическим путем (операция).
ПЛАН РАБОТЫ СЛЕДСТВЕННОЙ ГРУППЫ
- Внимательно прочитайте информацию, проанализируйте и заполните таблицу.
Название паразитического червя | Печеночный сосальщик |
Хозяином паразита может быть | |
Паразит живет в (Укажите в каком органе поселяется у человека) | |
Внешний вид (Длина, форма, цвет) | |
Признаки заболевания, вызванного паразитом | |
Можно заразиться, если: | |
Потерпевший (Укажите имя) |
- Внимательно прочитайте признаки заболевания у потерпевших и определите, кто заражен этими паразитами. Укажите имя в таблице.
- У Антона – часто наблюдаются аллергические реакции в виде сыпи на теле (крапивницы) и расстройства пищеварения, тошнота, рвота, боли в области печени.
- У Бориса - жалобы на общую слабость, расстройство аппетита, тошноту, частые боли в животе, головные боли, слабость и утомляемость, быстрая потеря трудоспособности, раздражительность, плохой сон.
- У Валерия - часто болит живот, появляется тошнота и рвота, аппетит бывает просто неукротимым, но масса тела уменьшается при любых потребляемых объемах пищи.
ЛЕНТЕЦ ШИРОКИЙ
Величина взрослых ленточных червей колеблется от 10 до 30 метров. Окраска тела паразита белая или желтоватая. Тело похоже на ленту, сильно вытянутую в длину. На переднем конце – небольшая голова с присосками. Присоски – это специальные приспособления, при помощи которых червь прикрепляется к стенке кишечника.
Паразит питается полупереваренной пищей из кишечника. При этом червь отравляет организм хозяина своими ядовитыми выделениями. У человека наблюдается общая слабость, часто болит живот, появляется тошнота и рвота, аппетит бывает просто неукротимым, но масса тела уменьшается при любых потребляемых объемах пищи, т. е. человек худеет.
В половозрелом состоянии лентец обитает в тонком кишечнике у рыб, свиней, кошек, собак, коров и других животных, личиночные формы паразита живут в полости тела и внутри различных органов животных.
Лентец широкий встречается у человека довольно часто и может прожить в организме хозяина до 15 лет. Им заражаются при употреблении сырой, слабокопченой или вяленной, плохо прожаренной пресноводной рыбы или сырой рыбьей икры, при употреблении непрожаренного или непроваренного мяса. Яйца паразита могут попасть в организм человека при несоблюдении правил личной гигиены.
При обнаружении признаков этого заболевания необходимо обратиться к врачу. Для лечения заболевания паразитические черви, чаще всего, удаляются из кишечника хирургическим путем (операция). Также назначаются медицинские препараты.
ПЛАН РАБОТЫ СЛЕДСТВЕННОЙ ГРУППЫ
- Внимательно прочитайте информацию, проанализируйте и заполните таблицу.
Название паразитического червя | Лентец широкий |
Хозяином паразита может быть | |
Паразит живет в (Укажите в каком органе поселяется у человека) | |
Внешний вид (Длина, форма, цвет) | |
Признаки заболевания, вызванного паразитом | |
Можно заразиться, если: | |
Потерпевший (Укажите имя) |
- Внимательно прочитайте признаки заболевания у потерпевших и определите, кто заражен этими паразитами. Укажите имя в таблице.
- У Антона – часто наблюдаются аллергические реакции в виде сыпи на теле (крапивницы) и расстройства пищеварения, тошнота, рвота, боли в области печени.
- У Бориса - жалобы на общую слабость, расстройство аппетита, тошноту, частые боли в животе, головные боли, слабость и утомляемость, быстрая потеря трудоспособности, раздражительность, плохой сон.
- У Валерия - часто болит живот, появляется тошнота и рвота, аппетит бывает просто неукротимым, но масса тела уменьшается при любых потребляемых объемах пищи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Безударные гласные в корне слова".
В ходе урока у учащихся формировались общеучебные навыки, умение работать самостоятельно, внимательно слушать, применять полученные знания....
Конспект урока для 8 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Различение окончаний глаголов I и II спряжения".
С целью привития интереса к данной теме на уроке использован прием активизации учащихся - путешествие в сказочную страну....
Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"
Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"...
конспект урока истории 7 класс Специальное (коррекционной) школы
конспект урока истории 7 класс Специальное (коррекционной) школы...
"Причины распада Киевской Руси" урок в 7 классе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
Традиционное обучение. общая направленность в работе - получение учениками определенного объема предметных знаний, запоминая их....
Презентация к уроку в 5 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида
Презентация к первому уроку по теме "Нумерация"к уроку в 5 класе специальной (коррекционной) школы 8 вида. Помогает деткам в доступной форме освоить материал....
Конспект урока в 2 классе специальной коррекционной школы 8 вида по теме:"Овощи и фрукты".
Урок развития речи во 2 классе....