Урок биологии по теме "Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пульс"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Кузьменкова Ирина Николаевна

Урок биологии в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._urok_po_teme_dvizh._krovi_po_sos._.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пульс».

Цели урока:  образовательные:

а) формирование знаний:

  • формирования понятия о динамике движения крови; раскрыть причины ее движения;
  • анатомо-физиологическое понятие кровяного давления; определить, в каких кровеносной системы кровяное давление наибольшие, а где наименьшее; выяснить причины изменения кровяного давления и движения крови в различных отделах кровеносной системы; выяснить особенности движения крови по венам;
  • выяснить, что такое пульс; как по числу ударов пульса можно судить о работе сердца;
  • выяснить, зачем необходимо тренировать сердце;
  • выяснить регуляцию работы сердца и сосудов;
  • повторить, закрепить материал по теме предыдущего урока «Работа сердца»;
  • овладение способами деятельности в новых условиях.

б) формирование знаний:

  • проводить наблюдения за собственным организмом: подсчитывать пульс, измерять артериальное давление;
  • характеризовать причины движение крови по организму;
  • самостоятельно работать с текстом учебника по плану, предложенному учителем, рисунками, схемами, таблицами; дополнительными источниками информации, ресурсами интернета, справочной литературой;
  • выявлять, узнавать биологические объекты, процессы на таблицах, рисунках, давать им характеристику.

Развивающие:

 развитие внимания, мыслительных способностей учащихся (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация), логического мышления, памяти, подвижности нервной системы (реакция); умения делать выводы на основе сравнения; наблюдать биологические объекты, процессы, узнавать их на таблицах.

Воспитательные:

 привитие навыка самоконтроля; воспитание собранности, сосредоточенности; самостоятельного мышления; санитарно-гигиенических навыков; привычки к здоровому образу жизни, потребности к физическому совершенствованию, к систематическому занятию физкультурой и спортом для нормальной работы собственного организма.

Оборудование:

Таблицы с изображением сердца, кругов кровообращения, фаз сердечного цикла; прибор для измерения кровяного давления (тонометр), секундомер, модель «сердца человека», ноутбук, мультимедийный проектор, лазерный диск к учебнику, учебники, рабочие тетради к учебнику, экран, таблички с надписями врачей-специалистов.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний. Повторения материала прошлого урока. Проверка теоретических знаний, практических умений.
  3. Изучение нового материала:

а) теоретические вопросы;

б) выполнение лабораторных работ;

в) просмотр слайдов.

4.  Закрепление изученного материала.

     Выполнение заданий различного типа.

     Самопроверка.

  1. Домашние задание.
  2.  Подведение итогов урока:

а) что повторили, что изучили, что делали практически на уроке (что хорошо удалось, что не очень, почему);

б) рефлексия;

в) выставление оценок за урок;

г) рекомендации учащимся по изучению учебного материала дома.

                                                             Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель обращает внимание учащихся на план работы на уроке и настраивает на активную работу на всех этапах урока, т.к. учащиеся будут набирать баллы за задания и в конце урока будут всем выставлены оценки.

I. Повторение темы предыдущего урока «Работа сердца». Актуализация знаний учащихся. Выполнение ими заданий:

1) Вопрос. Что такое работа сердца?

2) В ходе просмотра слайда на экране «Работа сердца в различных условиях», учащиеся, наблюдая за работой сердца, отвечают на вопрос: Замедляется или усиливается работа сердца при заданных на слайде условиях:

— если раздражать блуждающий нерв.

— если пришел сигнал по симпатическим нервам.

— действие адреналина.

— действие ацетилхолина.

3). На слайде на экране изображены три фазы сердечного цикла. Надо узнать их и расставить цифры в соответствии.

Учащиеся доказывают, почему они поставили данную цифру к определенной фазе (т.е. делают характеристику фазе сердечного цикла).

 4). На слайде задание « Вставить пропущенные слова в текст».

 Дан набор слов, где есть лишние слова.

    5). На слайде даны тестовые задания с выбором одного правильного    ответа. Делается проверка.

    6). Вопрос. Как происходит регуляция работы сердца и сосудов.      (Монологическая речь). Ответ дает один из учащихся и показывает на таблице.

     7). Вопрос. Сердце-насос, который работает в течение всей жизни без     остановки. В чем секрет такой работоспособности сердца?

Решение проблемы. Фронтальный опрос.

Учитель подсчитывает баллы за ответы учащихся по этому этапу урока.

II. Изучение новой темы.

  1. Формулирование целей, задач урока.

Что должны «знать» и «уметь» учащиеся. Учитель с учащимися выстраивают план действий достижения целей урока.

  1. Учитель обращает внимание на то, что эта часть урока будет проходить в форме устного журнала.

Т.е. необходимо создать научно-учебный журнал по данной теме, где будут страницы с названиями (они записаны на доске):

1) Причины движения крови по сосудам.

2) Давление крови.

3) Пульс.

4) Скорость тока крови.

5) Движение крови по венам. Варикозное расширение вен.

6) Тренировка сердца.

7) Регулирование давления крови.

8) Нарушения артериального давления.

Учитель обращает внимание на то, что сегодня приглашены врачи, работающие в области кардиологии, ангиологии (изучают кровеносные сосуды), флебологи, по гигиене сердечной деятельности (врачи – некоторые учащиеся этого же класса). На столах таблички с названием врача-специалиста.

Учитель сообщает, что на страницах нашего журнала нужно поместить материал о строении, работе органов кровообращения, их гигиене, советы специалистов по сохранению здоровья, биологические задачи, проблемы, исследования, выводы лабораторных работ и т.д.

Учитель настраивает учащихся подойти с большой ответственностью к отбору материала и правильному его изложению. Он также напоминает, что нужно набирать баллы для итоговой оценки.

  1. Учитель зачитывает высказывание из книги по физиологии: «Кровь – «удивительная» ткань нашего организма. Однако, подвижность крови – важнейшее условие жизни нашего организма, как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существования человека без движения крови.

Вопрос классу. На сколько обоснованно это утверждение?

Попытаемся это понять и доказать сегодня на уроке.

  1. Задание классу. Выберите из материала изученных на прошлых уроках тем по кровеносной системе нужную информацию, чтобы ответить на вопрос. Каковы причины движения крови по сосудам?

Учащиеся называют 5 причин и характеризуют их:

а) Сокращение самой сердечной мышцы. Способность к автоматизму.

б) Клапаны сердца.

в) Сокращение стенок кровеносных сосудов.

г) Разница давления крови в аорте и в капиллярах. Межпредметная связь с физикой.

д) В венах есть клапаны.

Формулирование вывода по заполнению первой страницы журнала.

  1. Вторая страница журнала. На экране слайд «Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Учащиеся внимательно прослушивают информацию. Учитель задает вопросы:
  1. Как называется прибор, которым измеряют давление крови? Что в него входит?
  2. Как правильно измерить кровяное давление? Учитель сам демонстрирует это на учащемся. Называет его давление.
  3. Что означают цифры 120X80?
  4. Что такое гипертония, гипотония? Чем это опасно? Какое давление нормальное?

  1. Третья страница журнала. На экране «Пульс».
  1. Учащиеся прослушивают информацию (что такое пульс; нормальный пульс; место прощупывания, зачем подсчитывают пульс).
  2. Выполнение учащимися лабораторной работы «Подсчет пульса в покое и при различных нагрузках».

Учащиеся подсчитывают пульс, сидя, стоя и после 10 приседаний, данные записывают в рабочую тетрадь на стр. 87.  Формулируют вывод о том, почему число ударов пульса возрастает.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что через 5 минут необходимо будет еще раз подсчитать пульс, сидя, чтобы понять как происходит саморегуляция у учащихся (быстро или медленно и от чего это зависит); показывает учащимся лист с цифрами в два ряда:

75 – 80 – 100

80 – 90 – 120

  Учащиеся сравнивают свои показатели с цифрами на листе, делают выводы. Верхняя строчка – это хорошо, человек занимается физической нагрузкой. Саморегуляция хорошая. Нижняя – плохо восстанавливается пульс. Человек нетренирован.

Вопрос классу. Как по количеству пульсовых ударов можно судить о работе сердца? Если пульс 100, 50, чем это плохо?

  1. Четвертая страница журнала «Скорость тока крови». Учащиеся прослушивают информацию учителя или самостоятельно отыскивают ответ, читая статью в учебнике». И отвечают на вопрос:

— Почему около сердца скорость движения крови большая, а в капиллярах маленькая.

  1. Пятая страница журнала «Движение крови по венам». На экране слайд:
  1. Учащиеся зачитывают информацию на слайде.
  2. Заслушивание сообщения учащегося – врача-специалиста (флеболога) о варикозном расширении вен в сопровождении показа схем, рисунков на слайде (на экране). Дополнительный материал из интернета.

  1. Шестая страница журнала «Тренировка сердца». Формулирование проблемы: почему у тренированного человека (спортсмена) после пробежки пульс незначительно отличается от нормы – 80, а у нетренированного человека после такой же пробежки 130 ударов в минуту?

Врач-специалист по гигиене сердечной деятельности (учащийся) рассказывает (используя рисунки на слайдах) чем отличается сердце тренированного и нетренированного человека и учащиеся формулируют вывод о том, что сердце нужно тренировать, т.е. заниматься физическими упражнениями. Что происходит с сердцем при тренировках (регулярных!).

  1.  Седьмая страница журнала «Регулирование давления крови». Прослушивание информации на слайдах (на экране). Работа с учебником. Поиск ответов на вопросы.

  1.  Восьмая страница журнала «Нарушения артериального давления». Учащиеся зачитывают причины нарушения на слайде (на экране) и их комментируют.

         Учитель подводит итоги этого этапа урока и ставит учащимся баллы.

III. Закрепление изученного материала.

Работа над заданиями:

  1. Из списка выбрать слова и вставить в пропуски в тексте (на слайде на экране);
  2. Выполнить тестовые задания (на слайде на экране);
  3. Выполнение тестовых заданий в рабочей тетради 1 – 12 (кроме 9 и 10) стр.87,88. Ответы на доске (закрыты таблицей). Учащиеся сами оценивают себя, считая правильные ответы, сверяя с доской, где написано сколько правильных ответов для оценки 5, 4, 3, 2.

IV. Домашнее задание. 

Стр.153 – 155 до статьи «Лимфатическая система и движение лимфы», вопросы стр.157. Учитель комментирует, на что обратить внимание, какие термины, определения, рисунки и т.д.

V. Итоги урока:

  1. Оценки за урок (по количеству набранных баллов и за тестовые задания с самопроверкой).
  2. Достигли ли поставленных целей, какими действиями, методами, т.е выполнили ли то, что запланировали? (Да, изучили теорию, научились практически вести наблюдения за собственным организмом.)
  3. Что повторили и как пригодилось для новой темы.
  4. Что делали на уроке. Какие приемы учебной деятельности использовали.
  5. Что узнали (теоретические вопросы и практические умения). Оценили свою работу, поставили оценки.
  6. Что больше всего запомнилось на уроке? Оформили страницы журнала...
  7. Потребуются ли знания темы в жизни, в практической деятельности, для сохранения своего здоровья?
  8. Что удивило на уроке?
  9. Что нужно, чтобы разрешить возникшую учебную проблему?
  10. Каким ты хочешь видеть следующий урок?

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Рождественская средняя общеобразовательная школа»

             

         Открытый урок по биологии

Тема: «Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пульс»

                                8 класс

                     Учитель биологии

                                               МОБУ «Рождественская средняя

                                         общеобразовательная школа»

                                               Кузьменкова Ирина Николаевна,

высшая квалификационная категория

                                                               2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии по теме:"Кровь.Кровеносная система".

Презентация к открытому повторительно-обобщающему уроку биологии....

Урок биологии по теме: "Кровь.Кровеносная система".

Открытый повторительно-обобщающий урок по теме: "Кровь.Кровеносная система"....

Открытый урок по теме"Движение крови по сосудам.Регуляция кровоснабжения"

Открытый урок в 8 классе по кровеносной системе, с проведением лабораторной работы и наглядным материалом.Данная разработка урока была опубликована на сайте: http://www.prodlenka.org/metodichka.html....

урок биологии в 9 классе "Движение крови по сосудам. Пульс"

Материал представлен разработкой урока, презентацией к уроку...

Урок биологии, 8 кл., "Кровь: состав и выполняемые функции"

Методическая разработка урока биологии в 8 классе на тему "Кровь: состав и выполняемые функции". Материал содержит конспект урока и презентацию. Цели урока поставлены в соответствии с требованиями ФГО...

Конспект урока биологии в 8 классе. Тема: «Движение крови по сосудам. Пульс. Давление. Лабораторная работа «Измерение артериального давления» »

Цели урока. Образовательная: • раскрыть причины движения крови и лимфы, • сформировать понятия кровяное давление и пульс, • объяснить закономерности изменения скорости кровотока в различны...

Технологическая карта урока биологии "Кровеносная система. Кровь", 7 класс

Цели:1. Образовательные:Сформировать представления об эволюционном изменении органов кровообращения животных.Проследить эволюцию кровеносной системы  от дождевых червей до млекопитающих.Выяснить ...


 

Комментарии

Воробьева Татьяна Викторовна

Ирина Николаевна! Благодарна за распространение опыта на сайте. Урок отличается наглядностью, применением информационных технологий.