Рабочая программа по биологии 7 класс.
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Ирина Полосинова

Рабочая программа по биологии 7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskiy_plan_7_klass_na_2_ch_baza.doc277.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена                                                                       Согласована                                                                            Утверждена

На заседании МО учителей                                              с заместителем директора по УВР                                       приказом по МОУ «СОШ №2

Химии, биологии, географии                                            _______________Р.Н.Соломоновой                                     г. Зеленокумска»

Протокол №____ от «___»________2014г.                     «_____» _________________2014г.                                      №____от «___» __________2014г.

Руководитель МО                                                                                                                                                                директор МОУ «СОШ №2

 ___________________О.А.Шевляк                                                                                                                                    __________________Т.И.Токарева    

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2  г.Зеленокумска Советского района»

Ставропольского края

Рабочая  программа

Учебного предмета  «Биология. Животные»  7 класс, базовый уровень

Количество часов: всего-68 часов, в неделю  2 часа

                                                                                               

                                                                                                                                                                   Учитель :  Полосинова Ирина Анатольевна

                                                                                                                              Учебник «Биология. Животные»    

                                                                                                                                     Автор: В.В. Латюшин,  В.А. Шапкин

2014-2015 учебный год

                                                                                                                                                           

                                                                                                      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ  ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)

Пояснительная записка

Предложенная рабочая учебная программа курса «Биология» II ступени основного общего образования составлена на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования, утвержденного приказом МО РФ №1312 от 09.03.2004 года, авторской программы линии В.В. Пасечника издательство «Дрофа» 2009 год автор-составитель Г. М. Пальдяева).

Изучение биологии в 7 классе осуществляется по авторской программе В.В. Пасечника и предусматривает обучение из расчета 2 часа в неделю или 68 часов в год, из них: 13 лабораторных работ, практические работы, 2 контрольные работы.

Содержание рабочей программы направлено на освоение учащихся знаний, умений и навыков на базовом уровне. Программа включает в себя все темы, имеющиеся в федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта и авторской программы линии Пасечник В.В.

 В рабочей программе не изменена формулировка разделов и тем, предложенных в примерной программе. Внесены изменения в практической части. Часть предложенных лабораторных работ, связанных с наблюдением за поведением живых объектов исключена, т.к. нет возможности их проведения (наблюдение за поведением улитки, наблюдение и описание видового состава рыб местных водоемов, наблюдение за живыми черепахами, лягушками, ящерицами). Выполнение перечисленных лабораторных работ требует дополнительного времени и поэтому выносятся как самостоятельные работы домашнего задания.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии в 7 классе:

•   освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

•   овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

•  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений  за  живыми  организмами,   биологических  экспериментов,  работы  с различными источниками  информации;

•   воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

•  применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания  животных; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни.

По окончанию изучения курса биологии 7 класса учащиеся должны знать, уметь и понимать согласно требованиям базового уровня, а также требованиям, содержащихся в авторской программе:

иметь следующие результаты и соответствовать требованиям к уровню подготовки:

это овладение знаниями о строении, жизнедеятельности многообразии живых организмов; овладение методами познания живой природы и умение использовать эти методы в практической деятельности, ориентироваться в окружающем мире, понимать необходимость научного подхода к использованию даров живой природы, рациональности природопользования, понимания целостности и единства живых организмов.

                   

•  признаки биологических объектов: живых организмов; клеток  животных,  популяций, экосистем, животных своего региона;

•  сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости,

•  особенности строения  животных, черты сходства и отличия,

уметь:

•  объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию  животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды, взаимосвязи человека и окружающей среды;

•   изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

•  распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных ; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных

•   выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

•  сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

•  определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

•   анализировать и оценивать, влияние  поступков человека на животный мир;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•  соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными,

•  оказания первой помощи при укусах животных;

•  рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

•  выращивания домашних животных, уход за ними;

        С целью реализации учебной программы, а также для приобретения практических умений и навыков, в программу включены лабораторные и практические работы, соответствующие Государственному стандарту общего образования, в ходе выполнения которых у учащихся развивается учебно-познавательная деятельность, формируются навыки работы с увеличительными приборами, наблюдения за живыми объектами, гербарным материалом. 

       Всего-68 часов, 2 раза в неделю. Региональный компонент -10 ч. Лабораторных работ – 13. Контрольных работ - 2

             Формы контроля ЗУН:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • индивидуальный опрос;
  • тестирование;
  • практикум.

Содержание программы.

Животные   (68  часов, 2 часа в неделю)

Введение. Общие сведения о животном мире (1 часа)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

    РАЗДЕЛ 1     Многообразие животных (37 часов)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Многоклеточные животные.

Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

•        Лабораторная работа: Знакомство с многообразием кольчатых червей.

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и. поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ .жизни и поведение. Биологические м экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстраций морских звезд и других иглокожих, видеофильма.        

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.,

•        Лабораторная работа: Знакомство с разнообразием ракообразных.

Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые. Многообразие, Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

•        Лабораторная работа: Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкдасс Рыбы. Многообразие: круглоротые» хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

•        Лабораторная работа: Наблюдение за внешним, строением и передвижением рыб.

Класс Земноводные, Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания» образ жизни и доведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие в охраняемые виды.

•        Лабораторная работа: Изучение внешнего строения птиц.

•        Экскурсия: Изучение многообразия птиц.

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов, млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.

РАЗДЕЛ 2    Строение, индивидуальное развитие, эволюция.      (15 часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы, дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения.

Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

•        Лабораторная работа: Изучение особенностей различных покровов тела.

Индивидуальное развитие животных

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

*        Лабораторная работа: Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

РАЗДЕЛ 3     Развитие и закономерности размещения животных  на Земле (4 часа)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч, Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

РАЗДЕЛ 4    Биоценозы (4 часа)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз* Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

•  Экскурсии:  Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

РАЗДЕЛ 5  Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

•  Экскурсия:  Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.

                               Рефераты:

1.История развития зоологии.

2. Простейшие – первые организмы на земле.

3. Медузы.

4. Черви – паразиты животных и человека.

5. Насекомые, приспособленности к среде обитания.

6. Первые хордовые – ланцетники.

7. Древнейшие представители рыб – акулы.

8. Археоптерикс.

9. Птицы- покорители воздушной среды.

10. Млекопитающие – самые высокоорганизованные животные.

Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема урока

Тип урока

Содержание урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Домашнее

задание

Подготовка к ЕГЭ

Введение.

Общие сведения о животных.  ( 1 ч )

1

1. История развития зоологии. Современная зоология

Р/К: Животные  нашей местности.

Изучения и первичного закрепления знаний

 Сходство и различия животных и растений.

Ученые – зоологи

 (А. Левенгук, Аристотель).

Термины  Этология

Зоогеография      Энтомо

логия    Ихтиология

Орнитология.  Признаки классификации наук о животных

 Перечислять методы изучения зоологии, систематические категории животных.

Выделять признаки классификации наук о животных.    Сравнивать растения и животные.

П. 1,2

С. 4-9

Многообразие животных.   ( 37 ч )

2

1. Простейшие. Корненожки радиолярии. Солнечники. Споровики. Лабораторная работа   №1 «Знакомство с многообразием водных простейших».

Комбиниро

ванный

Простейшие – одноклеточные организмы.

Строение и особенности их жизнедеятельности

Описывать строение и роль в природе и в практической деятельности     Давать определение терминам.

Узнавать по рисункам представителей простейших

П. 3

С. 12-15

А13.

Одноклеточ

  ные животные

3

2. Простейшие. Жгутиконосцы. Инфузории.

Изучения и первичного закрепления знаний

Систематические группы простейших.

Роль простейших в природе и в жизни человека.

Простейшие – возбудители заболеваний человека

Описывать строение и роль в природе и в практической деятельности

Давать определение терминам.

Узнавать по рисункам представителей простейших

П. 4

С. 16-19

4

3. Многоклеточные животные. Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни.

Изучения и первичного закрепления знаний

Среда обитания, прикрепленный образ жизни. Особенности строения (специализация клеток, наличие слоев) и экологические особенности

Узнавать по рисункам представителей губок.

Описывать строение губок и их роль в природе и в практической деятельности.

Определять по рисункам  классы губок.

П. 5

С. 22-25

5

4. Тип Кишечнополостные.

Изучения и первичного закрепления знаний

Эктодерма    Энтодерма

Регенерация  Чередование поколений  Среда обитания, образ жизни. Особенности строения (кишечная полость, лучевая симметрия, нервная система) и экологические особенности. Стадии развития: полип и медуза

Узнавать по рисункам представителей кишечнополостных.

Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека.  Давать определение терминам..

Объяснять значение термина кишечнополостные, появление колониальной формы жизни.

П. 6

С. 25-29

А 13. Многоклеточ-

ные  животные

6

5. Тип Плоские черви.

Р/К: Паразитические черви меры профилактики.

Изучения и первичного закрепления знаний

Промежуточный хозяин

Окончательный хозяин

Среда обитания. Особенности строения (кожно-мускульный мешок, системы органов, двусторонняя симметрия) и особенности образа жизни (свободноживущие и паразиты).

Узнавать по рисункам представителей плоских червей и определять классы.

Давать определение терминам

Анализировать содержание демонстрационной таблицы содержания рисунков.

П. 7

С. 31-35

7

6. Тип Круглые черви. Лабораторная работа   №2    «Знакомство с многообразием круглых червей» (обуч)

Комбиниро

ванный

Среда обитания, образ жизни (свободноживущие, паразиты). Особенности строения (двухслойные, наличие анального отверстия) и экологические особенности

Узнавать по рисункам представителей круглых червей.  Перечислять приспособления к паразитизму.  Описывать значение круглых червей.

П. 8

С. 35-37

 

 8

7. Тип Кольчатые черви или Кольчецы.

Изучения и первичного закрепления знаний

Параподии    Анабиоз

Гирудин    Кокон

Среда обитания, образ жизни. Особенности строения (сегментация тела, замкнутая кровеносная система, окологлоточное кольцо и брюшная нервная цепочка, органы чувств)

Узнавать по рисункам представителей кольчецов.

Приводить примеры представителей различных классов кольчецов. Описывать значение кольчатых червей в природе и практической деятельности человека.

Давать определение терминам.

П. 9

С. 37-40

9

8. Классы кольчецов.

Лабораторная работа  №3  « Внешнее строение дождевого червя».

Комбиниро

ванный

Малощетинковые, многощетинковые, пиявки.

Роль кольчецов в природе и в жизни человека (в медицине и сельском хозяйстве).

Объяснять характер приспособления кольчецов для перенесения неблагоприятных условий.

Доказывать принадлежность представителей разных классов к одному типу

П. 10

С. 41-44

А13. Основные классы беспо

звоночных.

10

9. Тип Моллюски.   Лабораторная   работа  №4 «Особенности строения и жизни моллюсков»  (обуч)

Комбиниро

ванный

Среда обитания, образ жизни. Особенности строения (незамкнутая кровеносная система, трехкамерное сердце, мантийная полость, мантия, почки – органы выделения) Зависимость строения органов дыхания от среды обитания.

Узнавать по рисункам представителей моллюсков.

Приводить примеры представителей различных классов моллюсков

Давать определение терминам.

Описывать механизм кровообращения, движения, значения моллюсков в природе и жизни человека.

П. 11

С. 45-47

11

10. Классы моллюсков.

Изучения и первичного закрепления знаний

Роль моллюсков в природе и в жизни человека

Классы моллюсков: брюхоногие, двустворчатые, головоногие.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы.

Объяснять приспособления моллюсков к среде обитания

Сравнивать брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

П. 12

С. 48-52

А13. Основные классы беспо звоночных.

12

11. Тип Иглокожие.

Изучения и первичного закрепления знаний

Среда обитания, образ жизни (свободноживущие, малоподвижные). Особенности строения (известковый скелет, вводно-сосудистая система, лучевая симметрия) и экологические особенности

Узнавать по рисункам представителей иглокожих.

Приводить примеры представителей различных классов иглокожих.

Описывать значение иглокожих в природе.

П. 13

С. 52-56

13

12. Тип Членистоногие.   Класс Ракообразные.        Лабораторная  работа  №5      «Знакомство с разнообразием ракообразных» (обуч)

Комбиниро

ванный

Фасеточное (мозаичное) зрение.  Хитин  Многообразие сред обитания и образов жизни  Особенности строения  и жизнедеятель ности

Приводить примеры представителей классов членистоногих.

Описывать значение членистоногих в природе и в практической деятельности.

Давать определение терминам

П. 14

С. 56-58

А13.  Классы членистоногих.

14

13. Тип Членистоногие.

Класс Паукообразные.

Изучения и первичного закрепления знаний

Классы членистоногих:

паукообразные.

Роль членистоногих в природе и в практической деятельности.

отделы тела, число ног, органы чувств

Приводить примеры представителей классов членистоногих.

Описывать значение членистоногих в природе и в практической деятельности.

П.14

С. 59-62

15

14. Тип Членистоногие.

Класс Насекомые.

Лабораторная   работа  №6 «Изучение представителей отряда насекомых».

Комбиниро

ванный

Партеногенез (свободноживущие, паразиты). отделы тела, число ног, органы чувств

типы развития, размножения дыхания и пищеварения

Роль членистоногих в природе и в практической деятельности.

Приводить примеры представителей классов членистоногих.

Описывать значение членистоногих в природе и в практической деятельности.

Давать определение терминам

П. 15

С. 63-65

16

15. Отряды насекомых. Таракановые. Прямокрылые. Уховертки. Поденки Р/К: Насекомые нашей местности.

Изучения и первичного закрепления знаний

Признаки отрядов: ротовой аппарат, строение крыльев, тип развития.

Описывать представителей различных отрядов.

Описывать представителей различных отрядов.

Доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам.

П. 16

С. 66-70

17

16. Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы.ук

Изучения и первичного закрепления знаний

Признаки отрядов

Экологические особенности (среда обитания, образ жизни и адаптации) представителей отрядов насекомых Вредители сельскохозяйственных растений.

Узнавать по рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых.

Описывать представителей различных отрядов.

Доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам.

П. 17

С. 70-77

18

17. Отряды насекомых. Бабочки. Равнокрылые. Двукрылые. Блохи.и.

Изучения и первичного закрепления знаний

Признаки отрядов: ротовой аппарат, строение крыльев, тип развития.

Экологические особенности (среда обитания, образ жизни и адаптации) представителей отрядов насекомых Опылители,

Узнавать по рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых.

Описывать представителей различных отрядов.

Доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам.

П. 18

С. 77-84

19

18. Отряды насекомых. Перепончатокрылые.

Изучения и первичного закрепления знаний

Признаки отрядов

Экологические особенности (среда обитания, образ жизни и адаптации)

Описывать представителей различных отрядов.

Доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам.

П. 19

С. 85-91

20

19. Обобщающий урок по теме: «Беспозвоночные организмы»

Обобщения и систематиза

ции знаний

П. 1-19

С 4-91

21

20. Зачет №1  по теме:

«Беспозвоночные организмы».

Контроль и коррекция знаний

Задания с элементами тестирования

П. 1-19

С 4-91

  22

Тип хордовые.

21. Тип хордовые.

Изучения и первичного закрепления знаний

Представители подтипа бесчерепные.   Среда обитания и образ жизни. Особенности строения: хорда, нервная трубка, пищеварительная система виде трубки, замкнутая кровеносная система

Приводить примеры представителей подтипа бесчерепные.

Перечислять черты приспособленности ланцетника к жизни в воде.

Отличать ланцетника от беспозвоночных.

П. 20

С. 92-96

 

 

  23

22. Класс Рыбы.     Лабораторная работа  №7

« Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»

Комбиниро

ванный

Водная среда обитания и образ жизни.

Признаки подтипа позвоночные (скелет головы, позвоночник, совершенствование органов чувств, сердце, органы дыхания)

Приводить примеры представителей классов круглоротые, хрящевые и костные.Описывать строение биологического объекта Выделять характерные особенности строения позвоночных.

П. 21

С. 97-102

А14.Хордовые животные.

 

  24

23. Хрящевые рыбы.  

 Р/К: Рыбы нашей местности

Изучения и первичного закрепления знаний

Признаки отрядов: форма тела, строение хвостового плавника  Образ жизни и среда обитания (в толще воды, дно)

Приводить примеры представителей хрящевых и костных рыб  Доказывать принадлежность различных представителей рыб к отрядам хрящевых рыб

П. 22

С. 103-107

25

Костные рыбы.

24. Костные рыбы.

Изучения и первичного закрепления знаний

Признаки отрядов костных рыб: строение плавников, размеры и строение чешуи.

Образ жизни и среда обитания (в толще воды, дно)  кистеперые и двоякодышащие.

Объяснять признаки адаптации рыб к водной среде обитания.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника

П. 23

С. 107-115

26

 25. Класс Земноводные или Амфибии. Р/К: Земноводные нашей местности.

Изучения и первичного закрепления знаний

Среда обитания и образ жизни. Признаки отрядов: форма тела, строение конечностей, наличие хвоста. Исчезающие виды и охраняемые виды

Приводить примеры представителей отрядов земноводных.

Доказывать принадлежность различных представителей к отрядам земноводных.

П. 24

С. 115-121

А14.Хордовые животные.

27

26. Класс Пресмыкающиеся или рептилии.

Изучения и первичного закрепления знаний

сухая кожа, трехкамерное сердце, два круга кро-ообра щения, внутреннее оплодотво рение, наличие яйца, ячеис тое строение легких  Среда обитания и образ жизни, способы передвижения.

Приводить примеры представителей отрядов пресмыкающихся.

Описывать значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека.

П. 25

С. 122-128

28

27. Класс Пресмыкающиеся. Черепахи и крокодилы. Р/К: Пресмыкающиеся нашей местности.

Изучения и первичного закрепления знаний

Покровительственная окраска

Биологические и экологические особенности.

Признаки отрядов

Исчезающие виды и охраняемые виды

Объяснять особенности адаптации пресмыкающихся к наземному  образу жизни и к жизни в воде.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника

П. 26

С. 129-133

А14.Хордовые животные.

29

28. Класс Птицы. Отряд Пингвины.

Лабораторная работа  №8

«Изучение внешнего строения птиц».

Комбиниро

ванный

Среда обитания и образ жизни.

Признаки класса: крылья перья, яйца, теплокровность, альвеолярные легкие, четырехкамерное сердце

Давать определение терминам

Описывать строение биологического объекта (коллекции перьев птиц)

Объяснять особенности адаптации птиц к полету.

П. 27

С. 134-139

30

29. Отряды птиц.

Изучения и первичного закрепления знаний

Отряды птиц: Пингвины, Образ жизни и среда обитания.

Значение в природе и в практической деятельности человека

Приводить примеры представителей отрядов нелетающих птиц.

Объяснять особенности адаптации птиц к наземному нелетающему образу жизни

П. 28

С. 140-145

А14.Хордовые животные.

31

30. Отряды птиц. 

Р/К: Птицы нашей местности.

Изучения и первичного закрепления знаний

Отряды птиц. Систематика птиц.

Среда обитания и образ жизни

Приводить примеры представителей отрядов птиц, обитающих в своей области

Узнавать по рисункам представителей отрядов птиц

П. 29

С. 145-151

32

31. Отряды птиц.

Изучения и первичного закрепления знаний

Отряды птиц. Систематика птиц.  Среда обитания и образ жизни

Значение в природе и в практической деятельности

Меры по охране

Описывать значение птиц в природе и в жизни человека

Объяснять особенности адаптации птиц к образу жизни.

Характеризовать отряды птиц.

П. 30

151-157

33

33. Обобщающий урок по теме: «Многообразие животных»

Обобщения и систематиза

ции знаний

П. 1-31

С 4-163

34

Контрольная работа №1 по теме: «Многообразие животных»

Контроль и коррекция знаний

Задания с элементами тестирования

П. 1-31

С 4-163

35

32. Класс млекопитающие или Звери.

Изучения и первичного закрепления знаний

Признаки класса: млечные железы, живорождение, пятипалые конечности, 7 шейных позвонков, диффе ренцированные зубы, кора больших полушарий, 4-камер-ное сердце,  альвео лярные легкие. волосяной покров, теплокровность

Называть характерные признаки класса млекопитающие. Приводить примеры и узнавать по рисункам   однопроходных

Доказывать, что однопроходные древние и примитивные млекопитающие

П. 31

С. 157-163

А14.Хордовые животные.

36

34. Отряды млекопитающих.

Изучения и первичного закрепления знаний

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

Характеризовать отряды млекопитающих

Показывать взаимосвязь между строением и средой обитания, образом жизни.

П. 32

С. 164-170

37

35. Отряды млекопитающих.

Изучения и первичного закрепления знаний

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

Характеризовать отряды млекопитающих

Показывать взаимосвязь между строением и средой обитания, образом жизни

П. 33

С. 170-177

38

36. Отряды млекопитающих.

Изучения и первичного закрепления знаний

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

Характеризовать отряды млекопитающих

Показывать взаимосвязь между строением и средой обитания, образом жизни

П. 34

С. 178-183

А14.Хордовые животные.

39

37. Отряды млекопитающих.

 Р/К: Млекопитающие нашей местности.

Изучения и первичного закрепления знаний

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

Характеризовать отряды млекопитающих

Показывать взаимосвязь между строением и средой обитания, образом жизни

П. 35

С. 184-187

Строение, индивидуальное развитие, эволюция.  ( 15 ч )

40

1.Покровы тела.

 Лабораторная работа  № 8

«Изучение внешнего строения птиц».

Комбиниро

ванный

Функции покровов тела: защитная, регуляция to тела, предохранение от потери влаги

Перечислять основные функции покровов тела.

Обосновывать взаимосвязь строения и функций  покровов тела

П. 36

С. 190-193

А14,15.  

Хордовые животные

41

2. Опорно-двигательная система.

Изучения и первичного закрепления знаний

Функции опорно-двигатель ной системы:  Опорные структуры: оболочка клетки, наружный скелет, внутрен ний скелет   Основные отделы скелета позвоночных череп, скелет туловища, скелет конечностей и пояса конечностей

Перечислять основные функции опорно-двигательной системы    Приводить примеры животных с различными типами скелетов.

Обосновывать взаимосвязь строения и функций опорно-двигательной системы

П. 37

С. 193-199

42

3. Способы передвижения животных. Полости тела. Лабораторная  работа  №10 «Изучение способов передвижения животных» (обуч)

Комбиниро

ванный

Полость тела     Виды движения: амебовидное, движение при помощи жгутиков и ресничек, движение с помощью мышц

Приспособления к различным способам движения у животных

Перечислять виды и способы передвижения  Приводить примеры животных, имеющих разные типы полостей тела.

Описывать расположение органов в полостях тела, механизм передвижения у различных животных

П. 38

С. 199-203

43

4. Органы дыхания. Лабораторная работа  № 11 «Наблюдения за способами дыхания животных» (обуч)

Комбиноро

ванный

Альвеолы   Диафрагма

   Газообмен у животных разных систематических групп: поверхность тела, жабры, легкие   Двойное дыхание птиц

Перечислять основные функции органов дыхания, Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов дыхания

П. 39

С. 204-208

А14,15.  

Хордовые животные.

44

5. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

Изучения и первичного закрепления знаний

Пищеварение  Значение питания   Питание животных готовыми органическими веществами.

Функции пищеварительной системы

Перечислять основные функции пищеварительной системы.  Приводить примеры животных, относящихся к разным группам по характеру потребляемой пищи.

П 40

С. 209-214

45

6. Кровеносная система. Кровь.

Изучения и первичного закрепления знаний

Капилляры  Вены Артерии

Венозная и  артериальная кровь   Замкнутая и незамкнутая системы кровообращения

Строение сердца у различных животных

Функции крови

Перечислять основные функции кровеносной системы и крови.

Описывать механизм кровообращения

Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов кровообращения

П. 41

С. 215-219

А14,15.  

Хордовые животные.

46

7. Органы выделения.

Изучения и первичного закрепления знаний

Пути удаления веществ из организма  Появление выделительной системы.

Значение органов выделения

Органы выделения: канальцы, почки, мочеточ ник, мочевой пузырь

Перечислять основные функции органов выделения

Интеллектуальный уровень

Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов выделения

П. 42

С. 220-223

47

9. Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

Лабораторная работа №12

«Изучение ответной реакции животных на раздражение». (обуч)

Комбиниро

ванный

Раздражимость

Функции нервной системы

Строение нервной системы у различных животных

Строение головного мозга у позвоночных животных

Перечислять основные функции нервной системы

Описывать реакции животных на воздействие окружающей среды  Приводить примеры врожденных и приобретенных рефлексов, инстинктов.

П. 43

С. 224-229

А14,15.  

Хордовые животные.

48

10. Органы чувств. Регуляция деятельности организма.    Лабораторная работа  №13 «Знакомство с различными органами чувств у животных». (обуч)

Комбиниро

ванный

Значение органов чувств

Основные виды чувствитель ности: равновесие, зрение, осязание, химическая чувствительность, обоняние, слух  

Перечислять основные функции органов чувств.

Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов чувств.    Показывать влияние окружающей среды на строения органов чувств.

П. 44

С. 230-235

А14,15.  

Хордовые животные.

49

11. Продление рода.

 Органы размножения.

Изучения и первичного закрепления знаний

Размножение – свойство живых организмов.

Строение половой системы животных: половые железы, половые пути.  Влияние среды обитания на строение органов размножения

Перечислять функции органов размножения. Приводить примеры животных – гермафродитов и раздельно полых; с внешним и внутренним оплодотворением.

П. 45

С. 236-238

50

12. Способы размножения у животных. Оплодотворение.

Изучения и первичного закрепления знаний

Оплодотворение  Типы размножения: бесполое и половое   Особенности размножения и развития хордовых животных: рыб,  земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих

Описывать механизмы бесполого размножения животных  Отличать бесполое и половое размножение

Доказывать эволюционное совершенство внутреннего оплодотворения и внутриутробного развития

П. 46

С. 239-242

А 13,14,15.  

Хордовые животные.

51

13. Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных.

Изучения и первичного закрепления знаний

 Развитие без превращения

Метаморфоз  Онтогенез

эмбриональный период, формирование и рост организма, половая зрелость,

Приводить примеры животных с различным типом развития  Сравнивать строение взрослого животного и личинки, преимущества и недостатка метаморфоза

П. 47, 48

С. 242-248

А13, 14, 15

Беспозвоночные и хордовые животные

52

 14. Обобщающий урок по теме: «Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных»

Обобщения и систематиза

ции знаний

П. 36-48

С 190-248

53

15. Зачет №3   по теме: «Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных.»

Контроль и коррекция знаний

Задания с элементами тестирования

П. 36- 48

С 190-248

Развитие и закономерности размещения животных на Земле.    ( 4 ч )

54

1.Доказательства эволюции животных.

Изучения и первичного закрепления знаний

Палеонтологические, эмбриологические, доказательства эволюции

Значение для объяснения эволюции животных сравнительно-анатомические доказательства эволюции

Приводить примеры палеонтологических, эмбриологических и сравнительно-анатомических доказательств эволюции

Приводить доказательства единства происхождения и эволюции животных.

П. 49

С. 250-256

А20. Эволюция живой природы.

55

2. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира.

Р/К: Древние животные, обитавшие на территории района.

Изучения и первичного закрепления знаний

Ч. Дарвин о причинах эволюции. Роль наследствен ности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции   Усложнение и упрощение организации животных в эволюции

Разнообразие видов как результат эволюции

Приводить примеры различных форм изменчивости, борьбы за существования и проявления естественного отбора

Объяснять сущность проявления борьбы за существования; роль дивергенции в процессе видообразования.

П. 50

С. 256-258

  56

3. Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

Изучения и первичного закрепления знаний

Усложнение и упрощение организации животных в эволюции

Разнообразие видов как результат эволюции

Объяснять сущность проявления борьбы за существования; роль дивергенции в процессе видообразования.

П. 51

С. 259-261

 

 57

4. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Изучения и первичного закрепления знаний

Ареал  Эндемики

Виды-космополиты

Причины, определяющие границы ареала

Миграция  Причины миграций животных

Зоогеографические области

Приводить примеры  животных с различными ареалами  Объяснять механизм образования ареалов

Приводить примеры миграций животных   Объяснять причины миграций

П. 52

С. 262266

Биоценозы.    ( 4 ч )

58

1. Естественные и искусственные биоценозы.   Р/К: Биоценозы Ставропольского края.

Изучения и первичного закрепления знаний

Биоценоз   Агробиоценоз

Естественные и искусственные биоценозы

Структура биоценоза: продуценты, консументы, редуценты

Приводить примеры биоценозов  Описывать структуру биоценоза водоема и леса   Находить различия между естественными и искусственными биоценозами.

П. 53

С. 268-272

А25. Экосистема, ее компоненты.

59

2. Факторы среды и их влияние на биоценозы.

Изучения и первичного закрепления знаний

Среда обитания

Экологические факторы

Факторы среды: биотические, абиотические, антропогенные

Приводить примеры различных сред обитания; воздействия человека на природу   Доказывать воздействие животных на окружающую среду

П. 54

С. 272-275

60

3. Цепи питания. Поток энергии.

Изучения и первичного закрепления знаний

Цепь питания

Продуктивность биоценоза

Пищевая пирамида

Энергетическая пирамида

Объяснять изменение численности и видового разнообразия в пищевой цепи.

Сравнивать продуктивность естественного и искусственного биоценозов.

П. 55

С. 275-277

А25. Экосистема , ее компоненты.

61

4. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособлен ность друг к другу.

Изучения и первичного закрепления знаний

Трофические связи.

Связи, способствующие расселению видов

Приводить примеры прямых и косвенных трофических связей, экологических групп, взаимодействия животных

П. 56

С. 278-282

Животный мир и хозяйственная

деятельность человека.  ( 5 ч )

62

1. Воздействие человека и его деятельности на животных.

Изучения и первичного закрепления знаний

Помысел  Прямое и косвенное воздействие человека на животный мир Рациональное использование животных

Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на животный мир; рационального использования животных

П. 57

С. 284-286

63

2. Одомашнивание животных.

Изучения и первичного закрепления знаний

Одомашнивание

Селекция

Причины и факторы одомашнивания

Давать определения терминам

Приводить примеры направленности отбора домашних животных  

П. 58

С. 286-290

64

3. Законы об охране животного мира.

Изучения и первичного закрепления знаний

Мониторинг  Заповедники

Заказники  Памятники природы  Природные национальные парки

Законы России об охране животного мира

Давать определения терминам

Приводить примеры охраняемых территорий России. Раскрывать сущность законов России об охране животного мира

П. 59

С. 290-292

65

4. Охрана и рациональное использование животного мира.

Изучения и первичного закрепления знаний

Красная книга России, Ставропольского края

Система мониторинга

России. Раскрывать сущность законов России об охране животного мира

П. 60

С. 292-295

5. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных. Биоценозы»

Обобщения и систематизации знаний

П. 36-60

С 190-295

66

Контрольная работа №2

«Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных. Биоценозы»

Контроль и коррекция знаний

Задания с элементами тестирования

П. 36-60

С 190-295

Обобщение и повторение.  ( 2 ч )

67

1. Многообразие животных организмов.

Обобщение и систематизация знаний

П. 1-35

с 4- 190

68

2. Эволюция живых организмов на Земле.

Обобщение и систематизация знаний

  П. 36-60

С 190-265

MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»

- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;

- Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Кроме того, при ведении курса в 7 классе на каждом уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанная учителем Мяделец М.В. и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/) .

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Биология» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по биологии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы). Средства обучения (ИСО, ТСО, наглядные средства обучения).

Список литературы

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Дополнительная литература для учителя:

1) В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений.  М.: Вентана-Граф, 2008

2) Тарасов А.К. «Ботаника Зоология» Весёлый урок. Смоленск. «Русич»-1999г.

3) Касаткина Н.А. Биология 6-7 классы.. Нестандартные уроки. Волгоград. «Учитель» 2005г.

4) Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология 7 класс М. «Дрофа,» 2007г.

5) Резанов А.Г. Зоология  в таблицах, рисунках и схемах. 7 класс. М. «Издат-Школа 2000», 2002г.

6) Бодрова Н.Ф. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - Воронеж.: ВОИПиКРО, 2008

7) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.

Дополнительная литература для учащихся:

1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;

2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;

3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;

   4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...