Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Завершинская Галина Анатольевна
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта (приказ Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», примерной программы основного общего образования по биологии; федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год; с учетом требований к оснащению общеобразовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования, базисного учебного плана МБОУ «Оборонинская СОШ» на 2014-2015 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_klass_2014-2015.doc248.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Оборонинская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ                                                                                    РАССМОТРЕНО МС

директор школы                                                                                  протокол №_______

____________________                                                                      от «___»________201__г.

/В.А. Шевченко/                                                                                  

от «___»________201__г.

                                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ В 6 в  КЛАССЕ

на

2014-2015 уч.  г.

Структура документа.

     Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание, с распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников; учебно-тематического планирования; календарно-тематического планирования; литературы и средств обучения.

 

         Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта (приказ Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», примерной программы основного общего образования по биологии; федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год; с учетом требований к оснащению общеобразовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования, базисного учебного плана  МБОУ «Оборонинская СОШ»  на 2014-2015 учебный  год.  

Цели:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, строении, жизнедеятельности, средообразующей роли растений, грибов, бактерий; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях  в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Задачи.

             - освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности  и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности; методах познания живой природы;

               - овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты.

- развитие способностей учеников, относящихся к их взаимодействию с миром природы; развитие интереса к познанию природных объектов и явлений, способности чувствовать их красоту и значимость для жизни человека; организация практической деятельности по изучению природы и освоению учащимися элементарных приемов исследовательской деятельности;

- формирование основ ценностного отношения к природе (знание редких и охраняемых видов растений своей местности, оценка доступными способами экологических параметров окружающей среды, осознание необходимости бережного использования и защиты объектов природы, стремление внести посильный вклад в решение местных экологических проблем);

- учет региональных особенностей в содержании предмета (включение местных природных объектов в учебный процесс в рамках практикумов в окружающей среде, знание наиболее распространенных растений  своей местности, освоение норм здорового образа жизни с учетом местных условий, изучение правил безопасного поведения в местной окружающей среде);

- применение научного метода  познания как основная идея интеграции знаний и как основа для формирования приемов самостоятельной познавательной деятельности школьников;

- интеграция в курс биологии элементов информатики (обучение учащихся работе с конкретными средствами информационно-коммуникационных технологий и использованию их при выполнении заданий по природоведению);

- формирование коммуникативных умений (широкое использование групповой работы школьников, ведение диалога, аргументация собственных суждений, толерантность к чужому мнению, организация совместной продуктивной деятельности);

- усиление в преподавании биологии роли развивающих, дифференцированных, личностное ориентированных, проблемно-поисковых (исследовательских) и групповых педагогических технологий.

Место предмета в базисном учебном плане.

    Согласно  базисному плану для базового изучения биологии в 6 классе отводится 34  часа   из расчёта 1 час  в неделю, в том числе  лабораторных работ -9, использование текущего, тематического тестового и административного контроля.

Общая характеристика учебного предмета.  

 Курс биологии в 6 классе направлен на формирование у учащихся представлений об особенностях строения и жизнедеятельности растительной клетки, растительного организма, особенностях бактерий и грибов. Учащиеся получают представления о многообразии бактерий, грибов, растений, принципах их классификации, практическом значении биологических знаний как основе медицины, биотехнологии, сельского хозяйства, природоохранной деятельности.      Основу изучения курса

биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

       Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.

       Рабочая программа выполняет две основные функции:

  - информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного учебного предмета.

- организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Формирование ключевых компетенций.

-   ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

-   общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

-  учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

-   информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

-  коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

 -   социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

-  компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

 Механизмы формирования ключевых компетенций на уроках биологии.

-   ценностно-смысловые компетенции. Формирование  способности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

-   общекультурные компетенции. Использовать на уроках  метод самостоятельного подбора  материалов на заданную тему. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

-  учебно-познавательные компетенции.  На всех этапах урока включать  элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

-   информационные компетенции.  Использовать на уроках и во  внеурочной деятельности реальные объекты (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационные технологии (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), это способствует формированию  умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

-  коммуникативные компетенции. Использовать на уроках групповые задания, способствующие  взаимодействию с окружающими и удаленными людьми и событиями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

 -   социально-трудовые компетенции: использовать на уроках  задания на умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

-  компетенции личностного: реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Количество учебных часов.

В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ. На изучение биологии в 6 классе отводится, согласно учебному  плану школы,  34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю, в т.ч. лабораторных работ – 9.

 Формы организации образовательного процесса:

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий , работа с обучающими программами за компьютером.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Технологии обучения: 

- дифференцированное  обучение (цель: создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей; сущность: усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт);

- модульное обучение  (цель: обеспечить  гибкость обучения, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки; сущность: самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой).

- проблемное обучение (цель: развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся и их реализацию; сущность: последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, позволяющих  активно усваивать знания);

- развивающее  обучение (цель: развитие личности и ее способностей; сущность: ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека);

-  разноуровневые и технология критического обучения (цель: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс; сущность:  способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения);

- классно-урочная технология обучения;

-  групповая технология обучения;

-  игровая технология обучения  (цель: обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений; сущность: самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации);

- активное (контекстное) обучение (цель: организация активности обучаемых; сущность: моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности).

Виды и формы контроля:

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы;  фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов).

Информация об используемом учебнике:

Обучение ведётся по учебнику: Биология: 6 класс/ И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Основное содержание

Введение (1ч).

   Система живой природы. Многообразие живых организмов. Царства органического мира. Место растений среди царств живой природы и их разнообразие. Биология и ботаника как науки. Значение биологических знаний и знаний о растениях в жизни человека.

Демонстрации:

Многообразие живых организмов

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения  раздела ученик должен

знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов

уметь

объяснять роль биологии и ботаники в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося;

Общее знакомство с растениями (2 часа).

   Признаки растений и их многообразие. Культурные и дикорастущие, лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники. Кустарнички. Однолетние, двулетние и многолетние травы. Лекарственные и декоративные растения.

   Растение как живой организм. Строение и жизнедеятельность растений. Органы растений.  Особенности споровых, семенных и цветковых растений.

   Условия жизни растений. Экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная и другие организмы. Особенности условий существования организмов в каждой среде. Многообразие растений как результат их обитания в различных экологических условиях.

   Сезонные явления в жизни растений. Фенологические наблюдения за растениями. Осенние изменения в жизни растений и их значение.

Демонстрации:

Споровые, семенные, цветковые растения.

Органы цветкового растения

Лабораторные работы:

Строение спорового и цветкового растения.

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов

уметь

объяснять роль биологии и ботаники в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося;

изучать  биологические объекты и процессы: наблюдать за сезонными изменениями в природе

распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения

 анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.

Клеточное строение растений (2 часа)

   Увеличительные приборы: лупа и микроскоп, правила работы с ними. Приготовление микропрепаратов. Правила работы с биологическими объектами. Техника безопасности при выполнении лабораторных работ.

   Клетка как структурно-функциональная единица живого. Строение растительной клетки. Разнообразие клеток растений.

   Состав клетки. Роль органических и неорганических веществ в ней. Процессы жизнедеятельности клетки и их зависимость от условий окружающей среды. Движение цитоплазмы. Рост и деление клеток.

   Понятие о тканях. Ткани растений: особенности строения в связи с выполняемыми функциями. Одноклеточные и многоклеточные растения.

Демонстрации:

Результаты опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений минеральных и органических веществ.

Строение растительной клетки

Ткани и органы растительного организма

 Лабораторные работы:

Рассматривание клеток кожицы чешуи лука

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать

 признаки биологических объектов: клеток  организмов растений

    уметь

  изучать  биологические объекты и процессы: рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

     сравнивать биологические объекты (клетки, ткани) и делать выводы на основе сравнения;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.

Органы цветковых растений (10 часов)

   Семя и его функции. Внешнее и внутреннее строение семян. Разнообразие семян. Строение семени двудольных и однодольных растений. Зародыш и запасающие ткани семени.

   Условия прорастания семян. Агротехнические приемы посева семян. Значение всхожести, глубины посева для прорастания семени. Значение семени в природе. Хозяйственное значение семян.

   Функции корня. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми функциями. Зоны корня.          Роль корневых волосков в жизнедеятельности растения.

   Рост корня. Ветвление корней. Пикировка как агротехнический прием и ее значение.

   Многообразие корней. Видоизменения корней и их значение.

   Строение и значение побегов у растений. Почка как зачаточный побег. Строение вегетативных и генеративных почек. Развитие побега из почки. Рост побегов. Управление ветвлением побегов.

   Лист и его функции. Особенности внешнего строения листа. Листорасположение. Листовая мозаика. Многообразие листьев.

   Внутреннее строение листа в связи с выполняемыми функциями. Строение покровной ткани и мякоти листа. Приспособления листа к фотосинтезу, испарению воды, дыханию. Строение и работа устьиц. Световые и теневые листья. Видоизменения листьев. Листопад.

   Особенности строения стебля в связи с выполняемыми функциями. Рост стебля в длину и толщину. Камбий и его роль в жизни растения. Причины образования годичных колец.

   Многообразие побегов. Видоизмененные побеги: клубень, луковица, корневище. Удлиненные и укороченные, вегетативные и генеративные побеги. Побеги растений в зимнее время.

   Цветок: строение в связи с выполняемыми функциями. Околоцветник и главные части цветка. Особенности однополых и обоеполых цветков. Однодомные и двудомные растения. Многообразие цветков.

   Соцветия и их биологическая роль. Виды соцветий. Простые и сложные соцветия.

   Цветение и опыление растений. Естественное и искусственное опыление. Приспособления растений к опылению насекомыми, ветром, самоопылению. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.

   Плод и его функции. Строение плода. Многообразие плодов: плоды сухие и сочные, односемянные и многосемянные. Способы распространения плодов и семян.

   Растение как целостный организм. Взаимосвязь органов растения. Зависимость жизнедеятельности растения от условий окружающей среды.

Демонстрации:

Результаты опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растения

Результаты опытов, иллюстрирующих роль воды, тепла, воздуха для прорастания семян

Виды корней

Типы корневых систем

Строение побега

Строение почки

Внешнее и внутреннее строение листа

Листорасположение

Многообразие стеблей

Внутреннее строение стебля

Строение цветка

Соцветия

Многообразие плодов

Лабораторные работы:

Изучение строения семян фасоли и пшеницы.

Строение вегетативных и цветочных почек

Внешнее строение корневища, клубня и луковицы

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать признаки биологических объектов: семени, корня, листа, стебля, цветка, плода

уметь

объяснять: приспособление строения органа к выполняемым функциям, значение видоизменений органов;

изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, структурные элементы органов растений;

сравнивать биологические объекты (органы растений)

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на строение органов растений

     проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

Процессы жизнедеятельности растений (6 часов)

   Минеральное питание растений. Роль корня  в поглощении воды и веществ из почвы. Корневое давление. Удобрения: их виды и значение для роста и развития растений.

   Фотосинтез как основной способ получения органических веществ растением. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Роль листьев и хлорофилла в процессе фотосинтеза. Приспособления растений к фотосинтезу. Значение фотосинтеза в природе. Космическая роль зеленых растений.

   Дыхание растений и его значение. Приспособления растений к осуществлению дыхания. Влияние окружающей среды на дыхание растений.

   Роль воды в жизнедеятельности растений. Водный обмен у растений. Испарение и его значение. Зависимость интенсивности испарения от внешних условий.

   Размножение растений и его биологическая роль. Способы размножения растений и их биологическое значение. Споры и семена как приспособления к размножению и расселению растений. Оплодотворение и его значение. Особенности оплодотворения у цветковых растений.

   Вегетативное размножение растений, его формы и биологическое значение. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Агротехнические приемы вегетативного размножения культурных растений. Прививка. Размножение тканями.

   Рост и развитие растений. Этапы индивидуального развития растений и продолжительность их жизни. Влияние условий окружающей среды на рост и развитие растений.

Демонстрации:

Роль света в процессе фотосинтеза

Испарение воды листьями растений

Лабораторные работы:

Черенкование комнатных растений.

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать

 сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;

       уметь

      описывать: сущность основных процессов жизнедеятельности растений

выявлять приспособления организмов к среде обитания

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

Отделы царства растений (7 часов)

   Понятие о систематике растений. Классификация растений. Систематические категории в царстве Растения. Вид как основная систематическая категория. Бинарные названия видов.

   Водоросли: условия обитания, строение, жизнедеятельность. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Зеленые, бурые, красные водоросли и их особенности. Значение водорослей в природе и жизни человека.

   Отдел Мхи: особенности строения и жизнедеятельности как высших споровых растений. Печеночные и листостебельные мхи. Сфагновые мхи. Размножение и развитие мхов. Значение мхов в природе и жизни человека. Охрана мохообразных растений.

   Отдел Папоротникообразные. Особенности папоротников. Плаунов, хвощей как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Роль папоротников в формировании биосферы. Значение современных папоротникообразных растений и их охрана.

   Отдел Голосеменные: общая характеристика и  многообразие. Семенное размножение хвойных растений. Значение голосеменных растений в природе и жизни человека. Охрана хвойных лесов.

   Отдел Покрытосеменные: общая характеристика и многообразие. Значение цветковых растений в природе и жизни человека. Особенности классов однодольных и двудольных растений

   Семейства двудольных растений: Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные.

   Семейства однодольных растений: Злаковые и Лилейные.

Демонстрации:

Строение мха

Строение папоротника, хвоща, плауна

Размножение сосны

Лабораторные работы:

Изучение внешнего вида хвойных растений

Знакомство с разнообразием цветковых  на примере комнатных растений.

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать признаки биологических объектов: признаки растений разных  систематических групп

уметь

объяснять роль растений разных систематических групп в природе и деятельности человека

распознавать и описывать: на таблицах растения разных отделов

    сравнивать биологические объекты (представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

    определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

   проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий), находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп.

Историческое развитие растительного мира (1 час)

   Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растений как результат их эволюционного развития. Приспособительный характер эволюционных изменений.

   Основные этапы эволюции растительного мира на Земле.

   Происхождение и многообразие культурных растений. Центры происхождения культурных растений. Отбор и селекция растений.

Демонстрации:

Центры происхождения культурных растений

Сорта культурных растений

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать

сущность биологических процессов: эволюционного развития растений

уметь

объяснять причины эволюционных изменений растений

     проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

Царство Бактерии (1 час)

   Бактерии как древнейшая группа организмов. Распространение бактерий. Особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Отличие бактериальной клетки от клетки растений. Прокариоты и эукариоты. Многообразие бактерий.

   Значение бактерий в природе и жизни человека. Использование бактерий в различных отраслях промышленности.

Демонстрации:

Клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений

Царство Грибы(2 часа)

   Общая характеристика грибов. Питание, дыхание, размножение грибов Значение грибов в природе и жизни человека.

   Многообразие грибов: дрожжевые, плесневые, шляпочные грибы. Одноклеточные и многоклеточные грибы. Сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты в царстве Грибы. Приемы защиты растений от паразитических грибов. Микориза и ее роль в жизни растений. Съедобные и несъедобные шляпочные грибы. Правила сбора грибов. Профилактика отравлений грибами.

Демонстрации:

Многообразие грибов

Строение шляпочного гриба

Грибы-паразиты

Лабораторные работы:

Изучение строения плесневых грибов

Отдел Лишайники (1 час).

   Особенности строения, жизнедеятельности, размножения лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники как биоиндикаторы.

Демонстрации:

Многообразие лишайников

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения разделов:

В результате изучения разделов ученик должен

   знать/понимать признаки биологических объектов: клеток  организмов растений, грибов и бактерий; растений, и грибов своего региона;

уметь

объяснять бактерий, грибов в жизни человека и собственной деятельности

     проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

    распознавать и описывать: съедобные и ядовитые грибы.

Природные сообщества (1 час)

   Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме. Характеристика природного сообщества: видовой состав, местообитание, количество видов, ярусность, устойчивость. Структура природного сообщества. Многообразие природных сообществ. Особенности луга, болота, леса как естественных природных сообществ. Искусственные природные сообщества и их отличие от  естественных. Культурные природные сообщества (на примере парка, сада, поля). Зависимость искусственных сообществ от человека.

   Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Экологические группы растений. Особенности растений разных ярусов. Роль растений, животных, бактерий, грибов в природном сообществе. Смена природных сообществ. Причины, вызывающие смену природных сообществ. Роль смены сообществ в формировании растительного облика планеты.

   Роль человека в природе. Понятие растительных ресурсов. Рациональное природопользование. Охрана растительных ресурсов. Красная Книга. Роль школьников в сохранении растительного мира. Сохранение биологического разнообразия как залог сохранения биосферы. Значение растений и растительности. Роль ботанических знаний в сохранении устойчивого равновесия в биосфере.

Демонстрации:

Ярусность в растительном сообществе

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать

признаки биологических объектов: особенности природных сообществ своего региона

уметь

    объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды,   необходимость защиты окружающей среды.

    распознавать и описывать: наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, опасные для человека растения;

    выявлять приспособления организмов к среде обитания;

          сравнивать природные сообщества, естественные и искусственные сообщества

   анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

     проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

Учебно-тематический план.

№п/п

Тема

Количество часов.

1.

Введение.

1

2.

Общее знакомство с цветковыми растениями.

2

3.

Клеточное строение растений

2

4.

Органы цветковых растений

10

5.

Процессы жизнедеятельности растений

7

6.

Отделы царства Растения

7

7.

Историческое развитие растительного мира

1

8.

Царство Бактерии

1

9.

Царство грибы

2

10.

Отдел Лишайники

1

Итого. Итого 34 часа.

34

Требования к уровню подготовки учащихся на конец учебного года:

В результате изучения биологии ученик должен

- знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов, клеток  организмов растений, грибов и бактерий; растений, и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение

уметь

- объяснять роль биологии в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося; родство, общность  происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп), роль растений, бактерий, грибов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязь организмов и окружающей среды,   необходимость защиты окружающей среды.

- изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов;

наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

- соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Литература  и средства обучения:

1. Программа  Биология – 6 класс «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.» И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко.

2. Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений  / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. -3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.

3. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (под ред. И.Н. Пономаревой).

4. И.Н. Пономерева, В.С. Кучменко, Л.В. Симонова. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 класс: Методическое пособие (под ред. И.Н. Пономаревой).

Литература для учащихся:

1.Жизнь растений, т1-6. М. 2001 г

2.Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.

 "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" (М., "Вентана-Граф", 2012г.)

3."Книга для чтения  по  ботанике"

  (сост.  Д.И.  Трайтак")  М., "Просвещение", 1985 г

Цифровые образовательные ресурсы:

1.  «Вестник образования» (www.vestnik.edu.ru)

2.   Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru).

3. «Открытый класс» http://www.openclass.ru

4.   Педсовет.org  Всероссийский интернет-педсовет   (http://pedsovet.org).

5.    Образовательные диски: УМК: уроки биологии Кирилла и Мефодия 6 класс

Календарно-тематическое планирование.

Приложение к рабочей программе,

 составил учитель биологии Завершинская Г.А.                      

№п/п

Тема урока.

Количество часов, отведённых на изучение темы.

Даты проведения уроков.

Виды и формы контроля

Примечание

План

Факт

Введение  (1 час)

1.

Т/б на уроках  и во внеурочное время. Система живой природы. Царство Растения.

1

О3.09

Фронтальный опрос.

Общее знакомство с растениями

(2 часа)

2.

Признаки растений. Многообразие и условия жизни растений.

1

10.09

Фронтальный опрос.

3.

Растение как живой организм.

Л.р.№1. Строение спорового и цветкового растения.

1

17.09

Лабораторная работа.

Клеточное строение растений

 (2 часа).

4.

Строение растительной клетки.

Л.р.№2. Рассматривание строения клеток кожицы чешуи лука.

1

24.09

Лабораторная работа.

5.

Жизнедеятельность клетки. Растительные ткани.

1

01.10

Фронтальный опрос.

Органы цветковых растений

 (10 часов)

6.

Семя.  Строение и функции семян.

Л.р.№3. Изучение строения семян фасоли и пшеницы.

1

15.10

Лабораторная работа.

7.

Условия прорастания семян.

1

22.10

Тест

8.

Корень. Строение и функции корня.

1

29.10

Фронтальный опрос.

9.

Побег и почка. Особенности строения.

Л.р.№4. Строение вегетативных и цветочных почек.

1

05.11

Лабораторная работа.

10.

Лист. Строение  и  функции.

1

12.11

Тест

11.

Внутреннее строение листа в  связи с его функциями.

1

26.11

Самостоятельная работа.

12.

Стебель: строение и  функции.

1

03.12

Тест.

13.

Многообразие стеблей.

Л.р.№5. Внешнее строение корневища, клубня и луковицы.

1

10.12

Лабораторная работа.

14.

Строение и функции цветка.

1

17.12

Фронтальный опрос.

15.

Плод и его значение.

1

24.12

Тест

Процессы жизнедеятельности растений (7 часов)

16.

Минеральное питание растений.

1

31.12

Самостоятельная работа.

17.

Фотосинтез и его значение.

1

14.01

Тест

18.

Дыхание в жизни растений.

1

21.01

Фронтальный опрос.

19.

Роль воды в жизнедеятельности растений.

1

28.01

Индивидуальный опрос.

20.

Размножение и его значение.

1

04.02

Самостоятельная работа.

21.

Вегетативное размножение растений.

Л.р.№6. Черенкование комнатных растений

1

11.02

Лабораторная работа. Проект.

22.

Рост и развитие растений.

1

18.02

Тест

Отделы царства Растения (7 часов)

23.

Систематика как наука.

1

04.03

Самостоятельная работа.

24.

Водоросли: особенности, многообразие и значение.

1

11.03

Тест

25.

Отдел Мхи: особенности, многообразие и значение.

1

18.03

Самостоятельная работа.

26.

Отдел Папоротникообразные: особенности, многообразие и значение.

1

25.03

Фронтальный опрос. Реферат.

27.

Отдел голосеменные: особенности, многообразие и значение.

Л.р. №7. Изучение внешнего вида хвойных растений.

1

01.04

Лабораторная работа.

28.

Отдел Покрытосеменные: особенности и многообразие.

Л.р. №8. Знакомство с многообразием покрытосеменных на примере комнатных растений.

1

08.04

Лабораторная работа.

29.

Семейства однодольных и двудольных растений.

1

22.04

Тест

Историческое развитие растительного мира (1 час)

30.

Этапы эволюции растений.

1

29.04

Фронтальный опрос. Реферат.

Царство Бактерии (1 час)

31.

Бактерии: особенности строения и жизнедеятельности.

1

06.05

Фронтальный опрос.

Царство Грибы (2 часа)

32.

Особенности строения и жизнедеятельности грибов.

1

13.05

Индивидуальный опрос.

33.

Многообразие грибов, их значение.

Л.р. № 9. Изучение строения плесневых грибов.

1

20.05

Лабораторная работа.

Отдел Лишайники (1 час)

Фронтальный опрос.

34.

Особенности строения и жизнедеятельности лишайников и их значение.

1

27.05

Тест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...