Рабочая программа по биологии 5 класс.
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_plan_5_klass_na_2_ch.doc | 204 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена Согласована Утверждена
На заседании МО учителей с заместителем директора по УВР приказом по МОУ «СОШ №2
Химии, биологии, географии _______________Р.Н.Соломоновой г. Зеленокумска»
Протокол №____ от «___»________2014г. «_____» _________________2014г. №____от «___» __________2014г.
Руководитель МО директор МОУ «СОШ №2
___________________О.А.Шевляк __________________Т.И.Токарева
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г.Зеленокумска Советского района»
Ставропольского края
Рабочая программа
Учебного предмета «Природоведение» 5 класс, базовый уровень
Всего-68 часов, 2 раза в неделю
Учитель биологии Полосинова Ирина Анатольевна
Учебник «Естествознание» Автор: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин
2014-2015 г
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по природоведению. Программа Плешаков А.А., Сонин Н.И. Программа основного общего образования по природоведению. 5 класс. / Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Учебник: Плешаков А.А., Сонин Н.И. «Естествознание. 5 класс» - М.: Дрофа, 2012.
Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе. Данная программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека; овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач; воспитание положительного эмоциональноценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи. В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6—9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях. Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению — «Как человек изучает природу»,«Многообразие тел, веществ и явлений природы»,«Здоровье человека и безопасность жизни» — и распределен по соответствующим темам. Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т. Д. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часов в неделю. В данной программе предусмотрен резерв учебного времени в объеме 8 часов для реализации учителем индивидуальных подходов в обучении.
На достижение следующих целей: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека; овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач; воспитание положительного эмоциональноценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи. В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6—9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях. Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению и распределен по соответствующим темам. Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т. Д. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часов в неделю.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать / уметь:
знать
- многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
- строение живой клетки (главные части);
- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
- изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по3 - 4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2—3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
- измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Всего-68 часов, 2 раза в неделю Региональный компонент -10ч Лабораторных работ - 1
Содержание программы.
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (1 час)
Что изучает природоведение.
Тема 1. Изучение природы (5 часов)
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
■ Практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Великие естествоиспытатели.
Тема 2. Вселенная (13 часов)
Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.
Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье. Географические открытия XIV— XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику.
Роль Док. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.
Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.
■ Демонстрации
Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.
■ Практические работы
Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.
Тема 3. Земля (20 часов)
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение.
Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.
Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).
Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.
Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.
Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.
■ Демонстрации
Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму).
■ Практические работы
Описание и сравнение признаков 2—3 веществ. Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1—2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности и т. п.).
Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.
Тема 4. Жизнь на Земле (15 часов)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро — главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.
Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторная работа «Строение клетки»
■ Практические работы
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.)
Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Тема 5. Человек на Земле (13 часов)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).
Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники — первооткрыватели далеких земель.
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.
Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Здоровье человека и безопасность жизни.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.
Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
■ Демонстрации
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
■ Практические работы
Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Календарно – тематическое планирование
№ | Дата | кол-во час | Раздел | Тема урока | Домашнее задание | Подготовка к ЕГЭ | Примечания |
1 | 1 | Введение. | 1. Что изучает природоведение. | С 3-4 | |||
2 | 5 | Изучение природы. | 1. Науки о природе. | С 5-9 | А1. С2.Биология как наука. | ||
3 | 2. Науки о природе. | С 9-13 | |||||
4 | 3. Методы изучения природы. Наблюдение. | С 15-16 | А1. С2. Методы познания. | ||||
5 | 4. Методы изучения природы. Эксперимент, измерение. | С 16-20 | |||||
6 | 5. Великие естествоиспытатели. | С 21-22 | |||||
7 | 13 | Вселенная. | 1. Как древние люди представляли себе вселенную. | С 23-25 | |||
8 | 2. Модель вселенной по Аристотелю и Птолемею. | С 26-28 | |||||
9 | 3. От Коперника до наших дней. | С 29-31 | |||||
10 | 4. Современная модель вселенной. Ученые, перевернувшие мир. | С 31-33 | |||||
11 | 5. Соседи Солнца. | С 34-35 | |||||
12 | 6. Луна, Марс. | С 36-38 | |||||
13 | 7. Планеты гиганты. | С 39-40 | |||||
14 | 8. Планеты гиганты и маленький Плутон. | С 40-42 | |||||
15 | 9. Астероиды и кометы. | С 43-45 | |||||
16 | 10. Метеоры и метеориты. | С 45-47 | |||||
17 | 11. Мир звезд. Солнце. | С 48-49 | |||||
18 | 12. Звезды гиганты и карлики. | С 49-51 | |||||
19 | 13. Обобщающий урок по теме: «Вселенная» | повторение С 23-52 | |||||
20 | 20 | Земля. | 1. Как возникла Земля. | С 54-56 | |||
21 | 2. Гипотезы возникновения планеты Земля. | С 56-59 | |||||
22 | 3. Строение земли. | С 60-61 | |||||
23 | 4. Минералы. Полезные ископаемые. Р\К. Горные породы и минералы Советского района. | С 61-62 | |||||
24 | 5. Вещества. | С 64-65 | А 27. С2. Химическая организация клетки. | ||||
25 | 6. Простые и сложные вещества. | С 66-67 | |||||
26 | 7. Многообразие явлений природы. Физические явления | С 67-69 | |||||
27 | 8. Химические явления. | С 70-71 | |||||
28 | 9. Землетрясения. | С 72 | |||||
29 | 10. Вулканы. Р/К Спящие вулканы края. | С 73-74 | |||||
30 | 11. В царстве беспокойной Земли и огнедышащих гор. | С 74-77 | |||||
31 | 12. Суша. | С 78-79 | |||||
32 | 13. Суша. | С 80-84 | |||||
33 | 14. Воздушная одежда Земли. Атмосфера. | С 85-86 | |||||
34 | 15. Погода. Р/К Погода и климат Советского района. | С 86-87 | |||||
35 | 16. Беспокойная атмосфера. Р/К Основные направления ветров района. | С 88-90 | |||||
36 | 17. Вода на земле. Р/К Воды Ставрополья | 91-93 | |||||
37 | 18. Ледники, Подземные воды. Р/К Ледники и минеральные источники Кавказа. | С 93-96 | |||||
38 | 19. Неповторимая планета. | С 97-99 | |||||
39 | 20. Обобщающий урок по теме: «Земля» | Повторение С 54-100 | |||||
40 | 15 | Жизнь на Земле. | 1.Как развивалась жизнь на Земле. Р/К Вымершие животные нашей местности. | С 101 | А35.С2. Эволюция органического мира. | ||
41 | 2. Развитие жизни в юрский период. | С 103-106 | |||||
42 | 3. Живые клетки. | С 107-109 | А2.С2. Многообразие клеток. | ||||
43 | 4. Большой мир маленьких клеток. Лабораторная работа № 1 «Строение клетки» | С 110-112 | |||||
44 | 5. Разнообразие живого. Бактерии, простейшие. Р\К. Одноклеточные организмы района | С 113-114 | А10.С2.Бактерии. | ||||
45 | 6. Многоклеточные организмы. Р\К. Беспозвоночные и позвоночные района | С 114-117 | А14. С2. Многообразие организмов. | ||||
46 | 7. Три среды обитания (наземная, почвенная). | С 118-119 | |||||
47 | 8. Наземно-воздушная и почвенная среды обитания. Р\К. Организмы района | С 120-122 | |||||
48 | 9. Жизнь на разных материках. | С 123-124 | |||||
49 | 10. Жизнь на разных материках. | С 124-128 | |||||
50 | 11. Природные зоны Земли. | С 129-130 | |||||
51 | 12. Природные зоны Земли. | С 130-134 | |||||
52 | 13. Жизнь в морях и океанах. | Рефераты о животных и растениях С 135-136 | |||||
53 | 14. Жизнь в морях и океанах. | С 136-138 | |||||
54 | 15. Обобщающий урок по теме: «Жизнь на Земле» | Повтор С 101-140 | |||||
55 | 13 | Человек на Земле. | 1.Как человек появился на Земле. Австралопитек, человек умелый. | С 141-144 | |||
56 | 2. Человек прямоходящий, человек разумный. | С 146-148 | А15.С2. Человек. | ||||
57 | 3. Как человек открывал Землю. | С 149-150 | |||||
58 | 4. Как человек открывал Землю. | С 150-154 | |||||
59 | 5. Как человек изменил Землю. | С 155-156 | |||||
60 | 6. Как человек изменил Землю. | С 156-157 | |||||
61 | 7. Три «подарка» человека самому себе и планете. | С 157-159 | |||||
62 | 8. Жизнь под угрозой. | С 160-161 | |||||
63 | 9. Меры по охране природы. | С 161-162 | |||||
64 | 10. Станет ли Земля пустыней? | С 163-165 | |||||
65 | 11. Здоровье человека и безопасность жизни. | С 167-168 | |||||
66 | 12. Ядовитые животные и растения. | С 169-171 | |||||
67 | 13. Обобщение темы: «Человек на Земле» | повтор С. 141-171 | |||||
68 | 1 | Повторение. | 1. Планета Земля. | С.54-100 |
Учебно-методическое обеспечение:
1. Плешаков А.А., Сонин Н.И. «Природоведение. 5 класс» - М.: Дрофа, 2012. 2. Дорогань Л.В. «Природоведение» 5 класс рабочая тетрадь. Воронеж. «ВОИПиКРО» - 2006г. 3. Дорогань Л.В. «Природоведение» 5 класс. Пособие для учителя. Воронеж. «ВОИПиКРО» - 2006г. | |
Цифровые образовательные ресурсы и электронные учебники: | |
| |
| |
| |
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Сайты: www.it-n.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...