Рабочая программа по биологии 5 класс.
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Ирина Полосинова

Рабочая программа по биологии 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskiy_plan_5_klass_na_2_ch.doc204 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена                                                                       Согласована                                                                            Утверждена

На заседании МО учителей                                              с заместителем директора по УВР                                       приказом по МОУ «СОШ №2

Химии, биологии, географии                                            _______________Р.Н.Соломоновой                                     г. Зеленокумска»

Протокол №____ от «___»________2014г.                     «_____» _________________2014г.                                      №____от «___» __________2014г.

Руководитель МО                                                                                                                                                                директор МОУ «СОШ №2

 ___________________О.А.Шевляк                                                                                                                                    __________________Т.И.Токарева    

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г.Зеленокумска Советского района»

Ставропольского края

Рабочая  программа

Учебного предмета  «Природоведение»  5 класс, базовый уровень

                                                                                                                                                           

                                                                                               

Всего-68 часов, 2 раза в неделю

                                                                                                                                           Учитель биологии Полосинова Ирина Анатольевна

                                                                                                                                               Учебник «Естествознание» Автор: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин

                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                          2014-2015 г

Пояснительная записка

   

            Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по природоведению. Программа Плешаков А.А., Сонин Н.И. Программа основного общего образования по природоведению.   5 класс. / Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс.    Учебник: Плешаков А.А., Сонин Н.И. «Естествознание. 5 класс» - М.: Дрофа, 2012.  

           Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе. Данная программа по природоведению составлена  на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:  освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;  овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;  развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;  воспитание положительного эмоциональноценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;  применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов  первой медицинской помощи. В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6—9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических  свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.  Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни  и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению — «Как человек изучает природу»,«Многообразие тел, веществ и явлений природы»,«Здоровье человека и безопасность жизни» — и  распределен по соответствующим темам. Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т. Д. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часов в неделю. В данной программе предусмотрен резерв учебного времени в объеме 8 часов для реализации учителем индивидуальных подходов в обучении.

На достижение следующих целей:  освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;  овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;  развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;  воспитание положительного эмоциональноценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;  применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов  первой медицинской помощи. В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6—9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических  свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.  Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни  и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению и  распределен по соответствующим темам. Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т. Д. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часов в неделю.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать / уметь:      

    знать

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
  • строение живой клетки (главные части);
  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по3 - 4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2—3 минуты);
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
  • измерения роста,  температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

       Всего-68 часов, 2 раза в неделю   Региональный компонент -10ч Лабораторных работ - 1

Содержание программы.      

(68 часов, 2 часа в неделю)

           Введение  (1 час)

     Что изучает природоведение.

Тема 1. Изучение природы (5 часов)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

■   Практические работы

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Великие естествоиспытатели.

Тема 2. Вселенная (13 часов)

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье. Географические открытия XIV— XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику.

Роль Док. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

■        Демонстрации

Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.

■        Практические работы

Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.

Тема 3. Земля (20 часов)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

■        Демонстрации

Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму).

■        Практические работы

Описание и сравнение признаков 2—3 веществ. Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1—2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности и т. п.).

Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Тема 4. Жизнь на Земле (15 часов)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро — главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторная работа  «Строение клетки»

■   Практические работы

Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей,    чучел,    гербариев    и    др.)

Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Тема 5. Человек на Земле (13 часов)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники — первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

■   Демонстрации

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

■   Практические работы

Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Календарно – тематическое планирование

Дата

кол-во час

Раздел

Тема урока

Домашнее

задание

Подготовка к ЕГЭ

Примечания

           1

1

Введение.

1. Что изучает природоведение.

С 3-4

2

5

Изучение природы.

1. Науки о природе.

С 5-9

А1. С2.Биология как наука.

3

2. Науки о природе.

С 9-13

4

3. Методы изучения природы.

Наблюдение.

С 15-16

А1. С2. Методы познания.

5

4. Методы изучения природы. Эксперимент, измерение.

С 16-20

6

5. Великие естествоиспытатели.

С 21-22

7

13

Вселенная.

1. Как древние люди представляли себе вселенную.

С 23-25

8

2. Модель вселенной по Аристотелю и Птолемею.

С 26-28

9

3. От Коперника до наших дней.

С 29-31

10

4. Современная модель вселенной. Ученые, перевернувшие мир.

С 31-33

11

5. Соседи Солнца.

С 34-35

12

6. Луна, Марс.

С 36-38

13

7. Планеты гиганты.

С 39-40

14

8. Планеты гиганты и маленький Плутон.

С 40-42

15

9. Астероиды и кометы.

С 43-45

16

10. Метеоры и метеориты.

С 45-47

17

11. Мир звезд. Солнце.

С 48-49

18

12. Звезды гиганты и карлики.

С 49-51

19

13. Обобщающий урок по теме: «Вселенная»

повторение

С 23-52

20

20

Земля.

1. Как возникла Земля.

С 54-56

21

2. Гипотезы возникновения планеты Земля.

С 56-59

22

3. Строение земли.

С 60-61

23

4. Минералы. Полезные ископаемые.

Р\К. Горные породы и минералы Советского района.

С 61-62

24

5. Вещества.

С 64-65

А 27. С2. Химическая организация клетки.

25

6. Простые и сложные вещества.

С 66-67

26

7. Многообразие явлений природы. Физические явления

С 67-69

27

8. Химические явления.

С 70-71

28

9. Землетрясения.

С 72

29

10. Вулканы. Р/К Спящие вулканы края.

С 73-74

30

11. В царстве беспокойной Земли и огнедышащих гор.

С 74-77

31

12. Суша.

С 78-79

32

13. Суша.

С 80-84  

33

14. Воздушная одежда Земли. Атмосфера.

С 85-86

34

15. Погода.            Р/К  Погода и климат Советского района.

С 86-87

35

16. Беспокойная атмосфера. Р/К Основные направления  ветров района.

С 88-90

36

17. Вода на земле. Р/К  Воды Ставрополья

91-93

37

18. Ледники, Подземные воды. Р/К  Ледники и минеральные источники Кавказа.

С 93-96

38

19. Неповторимая планета.

С 97-99

39

20. Обобщающий урок по теме: «Земля»

Повторение

С 54-100

40

15

Жизнь на Земле.

1.Как развивалась жизнь на Земле. Р/К

Вымершие животные нашей местности.

С 101

А35.С2. Эволюция органического мира.

41

2. Развитие жизни в юрский период.

С 103-106

42

3. Живые клетки.

С 107-109

А2.С2. Многообразие клеток.

43

4. Большой мир маленьких клеток.

Лабораторная работа  № 1 «Строение клетки»

С 110-112

44

5. Разнообразие живого. Бактерии, простейшие. Р\К. Одноклеточные организмы района

С 113-114

А10.С2.Бактерии.

45

6. Многоклеточные организмы.      Р\К. Беспозвоночные и позвоночные  района

С 114-117

А14. С2. Многообразие организмов.

46

7. Три среды обитания  (наземная, почвенная).

С 118-119

47

8. Наземно-воздушная и почвенная среды обитания. Р\К. Организмы района

С 120-122

48

9. Жизнь на разных материках.

С 123-124

49

10. Жизнь на разных материках.

С 124-128

50

11. Природные зоны Земли.

С 129-130

51

12. Природные зоны Земли.

С 130-134

52

13. Жизнь в морях и океанах.

Рефераты о животных и растениях

С 135-136

53

14. Жизнь в морях и океанах.

С 136-138

54

15. Обобщающий урок по теме: «Жизнь на Земле»

 Повтор

С 101-140

55

13

Человек на Земле.

1.Как человек появился на Земле. Австралопитек, человек умелый.

С 141-144

56

2. Человек прямоходящий, человек разумный.

С 146-148

А15.С2. Человек.

57

3. Как человек открывал Землю.

С 149-150

58

4. Как человек открывал Землю.

С 150-154

59

5. Как человек изменил Землю.

С 155-156

60

6. Как человек изменил Землю.

С 156-157

61

7. Три  «подарка»  человека самому себе и планете.

С 157-159

62

8. Жизнь под угрозой.

С 160-161

63

9. Меры по охране природы.

С 161-162

64

10. Станет ли Земля пустыней?

С 163-165

65

11. Здоровье человека и безопасность жизни.

С 167-168

66

12. Ядовитые животные и растения.

С 169-171

67

13. Обобщение темы: «Человек на Земле»

повтор

С. 141-171

68

1

Повторение.

1.  Планета Земля.

С.54-100

     Учебно-методическое обеспечение:

1. Плешаков А.А., Сонин Н.И. «Природоведение. 5 класс» - М.: Дрофа, 2012.

2. Дорогань Л.В. «Природоведение» 5 класс рабочая тетрадь. Воронеж. «ВОИПиКРО» - 2006г.

3. Дорогань Л.В. «Природоведение» 5 класс. Пособие для учителя. Воронеж. «ВОИПиКРО» - 2006г.

      Цифровые образовательные ресурсы и электронные учебники:

  1. Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова. – М.: Дрофа, 2008.

  1. Природоведение. 5 класс. - М.: «1С: Образование», 2009

  1. 1С:Лаборатория. Зачем мы дышим? – М.: «1СПаблишинг», 2009

           

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

        Сайты: www.it-n.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...